5.7.9 Философия религии и религиоведение (философские науки)
Научная статья Research article
УДК 291
https://doi.Org/10.26907/2079-5912.2024.2.71-76
«Всё в порядке, но по-другому»: переинтерпретация ареопагитского понятия иерархии
Мелас С.
Казанский (Приволжский) федеральный университет, 420008, Казань, ул. Кремлевская, д.18 корп. 1, Российская Федерация
Аннотация. «Порядок», «подчинение», «власть», «репрессия» суть явления, с которыми чаще всего ассоциируется понятие «иерархии». Насколько нам известно термин «иерархия» впервые встречается в Ареопагитском корпусе. После герменевтического анализа определения иерархии именно в первом употреблении слова выявлен ряд смыслов, отсутствующих в сегодняшнем понимании иерархии: иерархия является не только порядком, но и знанием, и действием, и богоподражанием, она связана с различием в природе вещей, но в то же время она динамична, а не статична. Исходя из центральной роли понятия «Божественного действия» при описании иерархии, мы утверждаем, что в Ареопагитиках прослеживается процессуальная логика арабо-мусульманского мира, а не субстанциальная логика греко-западноевропейского мира. Предложено объяснение этого парадокса на основе соизмеримости ареопагитской и акбарийской традиций, что и подтверждается историческими данными.
Ключевые слова: Дионисий Ареопагит, Псевдо-Дионисий, Ареопагитики, космология, Ибн Араби.
Для цитирования: Мелас С. «Всё в порядке, но по-другому»: переинтерпретация ареопагитского понятия иерархии. Казанский социально-гуманитарный вестник. 2024;(2(65)):71-76.
"Everything is in order, but in a different way": reinterpretation of the Areopagite concept of hierarchy
Melas S.
Kazan Federal University, Kazan, 420008 Russia
Abstract. "Order", "subordination", "power", "repression" are the phenomena with which the concept of "hierarchy" is most often associated. As far as we know, the term "hierarchy" is found for the first time in the Areopagite corpus. After a hermeneutic analysis of the definition of hierarchy in its first usage, a number of some new and not so obvious meanings are revealed: hierarchy is not only an order, but also a knowledge, an action (or energy) and an imitation
of God, it is associated with a difference in the nature of things, but at the same time it is dynamic, not static. In the basis of the central role the concept of "Divine action (or energy)" plays in describing hierarchy, we argue that in the Areopagitics can be traced the procedural logic of the Arab-Muslim world, rather than the substantial logic of the Greek-Western European world. An explanation of this paradox is proposed based on the commensurability of the Areopagite and Akbari traditions, which is confirmed by historical data. Keywords: Dionysius the Areopagite, Pseudo-Dionysius, Areopagite, cosmology, Ibn Arabi.
For citation: Melas S. "Everything is in order, but in a different way": reinterpretation of the Areopagite concept of hierarchy. The Kazan Socially-Humanitarian Bulletin. 2024;(2(65)):71-76. (In Russ.)
Введение
Основная проблема и исходная точка исследования заключается в семантическом отклонении понятия «иерархия» от её изначального употребления в Ареопагитском корпусе, т.е. в трудах неизвестного христианского автора, приписываемых Дионисию Аре-опагиту, персонажу из книги Деяний Святых Апостолов1. Это отклонение, независимо от причин его возникновения, является помехой в изучении и понимании как самого корпуса, так и всей святоотеческой литературы, ссылающейся на него. Цель нашей работы — выявить основные элементы содержания оригинальной ареопагит-ской концепции иерархии, и, таким образом, расширить горизонт понимания этого термина. В качестве методологии использован метод герменевтического круга при изучении оригинального текста Ареопагитского корпуса и его переводы на современный греческий, английский и русский языки [1, 2, 3]. При подтверждении нашей интерпретации иерархии применён историко-философский подход и привлечены результаты сравнительной философии и востоковедения. Результаты исследования значимы с точки зрения истории религиозной философии и компарати-
1 Ареопагитский корпус известен и под названием «Ареопагитики» и его автор — «Псевдо-Дионисий». В статье под названием Дионисия Ареопагита, мы имеем в виду именно неизвестного автора этого корпуса.
вистики, так как обозначается специфика ареопагитской иерархии, и выявлены сравнительны характеристики с арабо-мусульманской философией.
Иерархия в Ареопагитиках
Говоря об иерархии, современный человек чаще всего ассоциирует её с такими явлениями, как «порядок», «подчинение», «власть», «репрессия» и т.д. Академическая среда — это не исключение. В определениях иерархии С.И. Ожегова, Д.Г. Подвойского и В.А. Попова присутствует пространственное и статичное понятие «расположения» и некое метафорическое измерение «высоты», вдоль которого расположены элементы [4, 5]. Однако, термин «иерархия», насколько нам известно, впервые встречается в Ареопа-гитском корпусе, и возникает вопрос об изначальном смысле иерархии. Является ли иерархия лишь некой классификацией объектов в одном ряду по какому-либо критерию? Или она исключительно описывает порядок церковных степеней служения и ангельских чинов?
В Ареопагитиках иерархия определяется по-другому. Иерархия — это священноначалие: «Иерархия, мне кажется, есть священный порядок (гр. та^ц 1ера), знание (гр. епют^дп) и действие (гр. гр. стеруаа), которые уподобляются, насколько это возможно, боговидному (гр. то 0ша5е<;), и соответственно возводятся для богоподража-
ния к дарованным им от Бога озарениям» [1, с. 70-71].
В основе этого определения можно обозначить несколько характеристик иерархии. Во-первых, в плане родового понятия иерархия является не только порядком, но и знанием и действием. Сразу видно, что мы находимся в системе координат отличной от субстанционально-центрической и статичной картин иерархии. Иерархия понимается как знание, у неё есть гносеологическая сущность. Иерархия относится к тому, что познаётся в процессе. Также, иерархия — это действие, что указывает на её динамику.
Во-вторых, не всякий порядок, знание, действие составляют иерархию, а только тогда, когда они стремляться к богоподражанию. Интересно, что центральное понятие в определении — это не власть, не ответственность, а уподобление и подражание. Иерархия — это описание того, что всё напоминает Божество и всё стремится к Нему. Иерархия — это стремление к священному Началу, или к началу священного, откуда берёт и её название.
В-третьих, не весь мир стремится к священному Началу одинаково. То, что порядок, знание и действие уподобляется Богу «насколько это возможно» и «соответственно», относится к разным природам вещей. В ареопа-гитской картине мира камень, лощадь, человек, Херувим — суть Божии творения, они находятся в мире Промысла, в них проявляется «священное», они уподобляются Ему, но по-разному: камень уподобляется Богу через его существование, которое имеет своё начало в Божестве, животное — через его существование и движение, человек — через существование, движение и разумность и т.д. Словом, иерархия определяется разными способами восприятия Божественного действия.
В-пятых, Божественное действие и является сущностью иерархии. Неслучайно, что Дионисий Ареопагит с са-
мого начала трактата о небесной иерархии описывает, как божественные истечения, т.е. действия или энергии, нисходят в твореный мир и совершенствуют его. Божественное действие — это единственная основа иерархии: ради него существуют вещи в соответствующей каждому природе, ради него существуют тварные порядок, знание и действие, благодаря его озарениям всё, что от него соединяется с ним и становится тоже боговидным.
Процессуальная логика
и соизмеримости традиций
Центральная роль действия в аре-опагитском определении иерархии может быть понятной в рамках процессуальной логики. В современном востоковедении и сравнительной философии существует теория о том, что среди арабо-мусульманской и западноевропейской традициями мышления существуют два разных типа логики: в арабо-мусульманской традиции (в основном у мутазили-тов) — процессуальная логика, ориентирующаяся по понятию «действия», а в западноевропейской традиции — субстанциальная логика, ориентирующаяся по понятию «субстанция» [6, с. 20] [7]. Словом, Ареопагитики в данном аспекте отражают скорее арабо-мусульманскую логику смысла, чем греко-западноевропейскую, несмотря на то, что они написаны на греческом языке, часто характеризуются как неоплатонические и определили западное мышление через их рецепцию Фомой Аквинским.
Этот результат, конечно, кажется неожиданным и непонятным: какая связь может быть между афинским христианским автором и арабо-мусуль-манской логикой? Предлагаемый нами ответ — следующий: «историко-философская связь соизмеримости».
Речь идёт о христианской православной святоотеческой богословской традиции и акбарийской суфийской
богословской традиции1. В истори-ко-географическом плане Акбария и православие — это коренные и традиционные религии промежуточного района [8, 9]2. Этот район — естественная среда православия и акбарийского ислама: первое представляется разными монашескими общинами и приходами, второй — монашескими орденами (араб. тарикат) Мевлеви, Бекташи, Алеви и Мелами. Востоковед и кандидат наук Оксфордского университета, Христос Ретулас, обозначил и описал единую исламскую акбарийскую традицию или традицию догмата «единства бытия» [10-12].
С одной стороны, для православных христиан Османской империи в Арео-пагитиках изложены основные догматы и практики Православной Церкви. В Ареопагитиках верующие учились православному учению о духовной жизни, очищении, просвещении и обожении. С другой стороны, для мусульман Османской империи учение Ибн Араби считалось общепринятым и уважение к нему было обязательно для всех, особенно для религиозных деятелей [9, 13, 14] [10, с. 237-238][15, с. 35-36].
В свете этих исторических данных мы утверждаем, что историческое сосуществование этих традиций обусловлено внутренней, теоретической сопоставимостью: эти традиции соизмеримые, т.е. в них присутствует общая схема мышления, общая основа понимания3 [16]. Такой же вывод делает и Х. Ретулас в своих трудах, тогда как сравнительные характеристики между ареопагитской и акбарийской традициями выявили К. Эрнст [17, с. 98, 102], П. Самсел[18, с. 200], Дж. Катсингер[18, с. 236], и А. Трейгер[19].
Заключение
Область сравнительных исследований между православной и суфийской философиями, хоть и малоизученная, кажется обещающей и плодотворной для дальнейшего исследования, что и показано, в частности, при анализе аре-опагитского понятия «иерархии».
1 Под прилагательным «акбарийский» мы имеем в виду всё, что по содержанию относится к богословской школе Акбарии, основателем которой является исламский богослов из Испании ХП-ХШ вв., Ибн Араби, известнный и как «Величайший шейх» (араб.И^с '"^и, «аш-Шейх аль-Ак-бар»), чем и объясняется название Акбарии.
2 Промежуточный регион — геополитическая модель, предложенная в 1970-е годы греческим
историком и геополитиком Димитрисом Кици-кисом, профессором Оттавского университета в Канаде. Согласно этой модели между Западной Европой и Дальним Востоком расположен третий регион, «Промежуточный регион». Он включает в себя Восточную Европу, а также Ближний Восток и Северную Африку и представляет собой отдельную цивилизацию.
3 Мы используем понятие соизмеримости, разработанное шотландским философом XX-XXI вв., Аласдером Макинтайром.
Список литературы / References
1. Дионисий Ареопагит, Сочинения. Толкования Максима Исповедника. СПб., Алетея, Издательство Олега Абышко, 2002. 854 с.
Dionisii Areopagit. Essays.
Interpretations of Maxim the Confessor. SPb., Aleteya; Izdatel'stvo Olega Abyshko, 2002. 854 s. (In Russ.)
2. Pseudo-Dionysius: The Complete Works / trsl. by Colm Luibheid. N.Y., Manwah: Paulist Press, 1987. 312 p.
Aiovuaioç о Apeonayrrqç // ФЛокаАла xrov NqnxiKrov ка1 AaK^xiKrov / П. К. Хрг|атои, ed. ©eaaaXovÎKn, То Bu^avTiov, Грпуорюс ПаХацад, 2013. Vol. 3.
3. Ожегов С.И., Иерархия, Толковый словарь Ожегова онлайн. URL: https:// slovarozhegova.ru/word.php?wordid=9476 (дата обращения: 29.05.2024).
Ozhegov S.I. Hierarchy, Ozhegov's Explanatory Dictionary Online. URL: https:// slovarozhegova.ru/word.php?wordid=9476 (29.05.2024). (In Russ.)
4. Подвойский Д. Г., Попов В. А., Иерархия // Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал. URL: https://bigenc.ru/c/ ierarkhiia-46a4ed/?v=8087896 (дата обращения: 29.05.2024).
Podvoyskiy D. G.. Popov V. A., Hierarchy // The Great Russian Encyclopedia: a scientific and educational portal. URL: https:// bigenc.ru/c/ierarkhiia-46a4ed/?v=8087896 (29.05.2024). (In Russ.)
6. История арабо-мусульманской философии: Учебник и Антология / под ред. А.В. Смирнова. М., Академический проект; ООО «Садра», 2020.
The History of Arab-Muslim philosophy: Textbook and Anthology/ ed. A.V. Smirnov. M., Akademicheskiy proyekt, OOO «Sadra», 2020. (In Russ.
7. Философия и наука в культурах Востока и Запада / Ин-т философии РАН. М., Наука, Вост. лит., 2013.
Philosophy and science in the cultures of the East and West / Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences. M., Nauka, Vost. lit., 2013. (In Russ.)
8. Лемерль П., Кицикис Д., На перекрестке цивилизаций: История Визан-
тии. Османская империя. М., Весь Мир, 2006.
Lemerl P.. Kitsikis D., At the Crossroads of Civilizations: The History of Byzantium. The Ottoman Empire, M., Ves Mir, 2006. (In Russ.)
9. Kitsikis D. Türk-Yunan imparatorlugu: Arabölge Ger^egi I^iginda Osmanli Tarihine Baki§. Ankara: ileti^im, 1996.
10. Retoulas Christos The Glory of the 'Byzantine'-Ottoman Continuum: Romanity, God's Neighbourhood on Earth. Newcastle upon Tyne (UK): Cambridge Scholars Publishing, 2023.
11. Retoulas, C. God's Gift, World's Deception: Dr Eben Alexander's Proof of Heaven in the Light of the Real, Lit Verlag: Zurich, 2022.
12. Retoulas Christos, Weaving the Unweavable: On First Encounters with the 'Byzantine'-Ottoman Continuum of Ecumenical Romanity: The Saint Gregory Palamas-Chionai Dialogue, Dem Einen entgegen: Christliche und islamische Mystik in historischer Perspektive, Редакторы: Erdal Toprakyaran, Hansjörg Schmid, Christian Ströbele (Hg.), LIT Verlag, 2018.
13. Holbrook V.R. Ibn Arabi and Ottoman Dervish Traditions: The Melami SupraOrder (Part one)/ Journal of the Muhyiddin Ibn Arabi Society, Vol. IX. 1991. URL: https:// ibnarabisociety.org/melami-supra-order-part-one-victoria-rowe-holbrook/ (дата обращения: 01.02.2024).
14. Holbrook V.R. Ibn 'Arabi and Ottoman Dervish Traditions: The Melami SupraOrder (Part two)/ Journal of the Muhyiddin Ibn Arabi Society, Vol. XII. 1992. URL: https://ibnarabisociety.org/melami-supra-order-part-two-victoria-rowe-holbrook/ (дата обращения: 01.02.2024).
15. Mustafa Kara Bursa'da Tarikatlar ve Tekkeler Bursa: Bursa Büyük^ehir Belediyesi, 2012.
16. MacIntyre, Alasdair C. Incommensurability, Truth, Virtues: Conversation between Confucians and Aristotelians About the Virtues// Culture and Modernity. Edited by Eliot Deutsch. Honolulu: University of Hawaii Press. 1991. P.103-121. URL: https://corsiupra.org/pluginfile.php/7440/
mod_resource/content/0/MacIntyre-%20 Incommensurability%2C%20Truth%2C%20 and%20the%20Co nversation.pdf (22.07.2023).
17. Ernst, Carl W. Esoteric and Mystical Aspects of Religious Knowledge in Sufism // It's Not Just Academic!: Essays on Sufism and Islamic Studies. SAGE Publications India Pvt Ltd. 2018.
18. Cutsinger J. Paths to the Heart: Sufism and the Christian East. Bloomington IN, World Wisdom Press. 2002.
19. Treiger, A. From Dionysius to al-Gazäli: Patristic Influences on Arabic Neoplatonism. Intellectual History of the Islamicate World, 9 (1-2), 189-236. 2020.
Информация об авторе
Мелас Спиридон, аспирант, ассистент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кафедра религиоведения. ORCID: https:// orcid.org/0000-0001-6588-1003, email: s.melas96@yandex.ru.
Information about author
Melas Spiridon, PhD Student and Teaching Assistant, Kazan (Volga Region) Federal University, Institute of Social and Philosophical Sciences and Mass Communications, Department of Religious Studies. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6588-1003, email: s.melas96@ yandex.ru.
Поступила в редакцию 05.06.2024; поступила после доработки 17.06.2024; принята к публикации 19.06.2024.
Received 05.06.2024; Revised 17.06.2024; Accepted 19.06.2024.