Научная статья на тему 'Встречи с академиком М. Д. Агеевым'

Встречи с академиком М. Д. Агеевым Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
67
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Встречи с академиком М. Д. Агеевым»

этого совета, а также диссертационного совета ИАПУ, Михаил Дмитриевич внёс большой вклад в подготовку высококвалифицированных учёных на Дальнем Востоке. Ведь только в Тихоокеанском военном институте с его участием прошло свыше ста защит.

Михаил Дмитриевич запомнился не только как большой учёный. Это был добрый товарищ, отличный семьянин, умелый автомобилист и яхтсмен, очень скромный человек. В нём не было ни самовлюблённости, ни непрерывного стремления поразить наше воображение - а именно эти черты проявляются у многих известных учёных. Ему это было чуждо и не нужно: все и так знали величие Михаила Дмитриевича. Таким он и останется в нашей памяти. А для того, чтобы и потомки знали, кому они обязаны в решении многих основополагающих задач по освоению Мирового океана, нужно не только учредить в ДВГТУ стипендии имени академика М.Д. Агеева, но и открыть в ближайшее время посвященную ему учебную аудиторию. Необходимо присвоить имя академика М.Д. Агеева созданному им институту и поместить на стенах этого института и корпусов ДВГТУ мемориальные доски.

. Веревкин В.Ф

ВСТРЕЧИ С АКАДЕМИКОМ М.Д. АГЕЕВЫМ

Первый раз с Михаилом Дмитриевичем Агеевым мне довелось встретиться более 30 лет назад. Я в то время, оставив работу на море, начал свою преподавательскую деятельность в Дальневосточном высшем инженерном морском училище имени адмирала Г.И. Невельского и увлекся электродвижением маломерных судов с применением электрохимических аккумуляторов. С аккумуляторами в то время была, как говорят, «напряженка», и о том, как трудно было раздобыть новый аккумулятор взамен отработавшего, хорошо помнят автомобилисты со стажем. Бывало даже такое: новый аккумулятор продавали только взамен старого.

Начальником кафедры электрооборудования судов в ДВВИМУ, на которой я работал, тогда был замечательный человек капитан второго ранга в отставке кандидат технических наук доцент Стражмейстер Валентин Александрович. Он с интересом следил за моими экспериментами, помогал дельными советами, и, главное, используя свои старые флотские связи, помог раздобыть в арсенале ТОФ батарею торпедных кислотных аккумуляторов.

Вместе с курсантами-электромеханиками мы сделали для морской шлюпки (шестивесельного яла) подвесную электрическую винто-рулевую установку (колонку), назвали её сокращенно «Элвин-рус» и совершили с её помощью на яле два увлекательных плавания от Владивостока до Уссурийска по реке Раздольной. Особенно успешным было второе плавание, когда мы дошли в Уссурийске до Зеленого острова, и это путешествие получило через ТАСС всесоюзную известность.

Однажды В.А. Стражмейстер сказал мне, что со мной желает познакомиться один кандидат наук из академии. Я в то время еще никаких степеней и званий не имел, и мне было интересно встретиться с уже «остепененным» ученым из серьезного учреждения. Этим ученым оказался Михаил Дмитриевич Агеев. Он уже тогда, кажется, работал над созданием подводных аппаратов, и его заинтересовали мои попытки воссоздать почти через полтора века после Б.С. Якоби аккумуляторный электроход. Ведь на подводных автономных аппаратах аккумуляторы пока являются единственными источниками электроэнергии.

Михаил Дмитриевич сам приехал ко мне в училище. Это был высокий слегка сутулящийся человек средних лет с внимательным взглядом и очень спокойным голосом. Он не спеша расспросил меня о моих работах, большая часть его вопросов относилась к аккумуляторам: как они себя ведут в эксплуатации, на какое время их хватает двигаться с той или иной скоростью, как регулируются обороты гребного электродвигателя, какова долговечность аккумуляторов и т.п. По моей просьбе очень кратко и, как мне показалось, не очень охотно он рассказал о своих работах.

Шли годы. Из различных научных публикаций, газетных статей и рассказов сослуживцев (у М.Д. Агеева работал мой товарищ с вузовских времен Е.В. Король) я узнавал о замечательных достижениях агеевского коллектива. Михаил Дмитриевич стал доктором технических наук, профессором, академиком с общепризнанным авторитетом в нашей среде. При редких встречах мы дружелюбно приветствовали друг друга, обменивались краткой информацией о своих делах. Причем боль-

ше говорил я, так как о делах М.Д. Агеева знали многие, мои же достижения были не такими масштабными и менее известными.

Когда в 90-х годах мой аспирант Юрий Тихонович Супрун подготовил кандидатскую диссертацию по системам управления электродвижением подводных аппаратов и возникли сложности с поиском первого оппонента, я встретился с Михаилом Дмитриевичем, и он, ознакомившись с диссертацией Ю.Т. Супруна, согласился быть её оппонентом, что в немалой степени способствовало успешной защите диссертации. Авторитет Михаила Дмитриевича и его неторопливое веское слово были надежной гарантией для успеха соискателей, но свою оценку их работам он давал только после основательного вникания в их суть.

Как-то в конце 90-х годов мне передали от Михаила Дмитриевича его пожелание встретиться со мной, и вскоре он сам приехал ко мне на кафедру. Его в то время интересовало использование солнечных элементов для питания различных надводных и подводных объектов, и он хотел узнать, не занимаюсь ли я этим же. Меня тогда интересовало использование солнечной энергии на транспорте, я опубликовал на эту тему статью, но из бесед с Михаилом Дмитриевичем я увидел, что его результаты значительно весомее и оригинальнее. Среди его задумок были подводный буй с солнечными элементами для заряда аккумуляторов во время всплытия буя, а также яхта или катамаран, на парусах которых размещались бы солнечные элементы.

Михаил Дмитриевич снабдил меня кипой листков с новейшей информацией о характеристиках современных солнечных элементов, о их стоимости и перспективности, а у меня взял несколько моих отчетов о НИР по разработке и исследованию малотоннажных аккумуляторных электроходов. Мы договорились, что в дальнейшем будем работать более тесно.

Такая возможность вскоре представилась. В 2001 году в рамках федеральной целевой программы «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы» был объявлен конкурс проектов, и Михаил Дмитриевич предложил мне представить совместную заявку. Сроки подачи заявки поджимали, и мы работали довольно интенсивно. Со своей стороны я предложил включить в состав нашего творческого коллектива самого, на мой взгляд, опытного и авторитетного специалиста в области судового электрооборудования заведующего кафедрой электрооборудования и автоматики транспорта ДВГТУ доктора технических наук профессора Кувшинова Геннадия Евгра-фовича. Так как наше предложение заключало в себе разработку не только энергетической установки, но и всего судна, то в наш коллектив также вошел специалист-корабел из ДВГТУ - заведующий кафедрой теории и проектирования корабля доктор технических наук профессор Бугаев Виктор Григорьевич. Координатором всего проекта стал сам Михаил Дмитриевич тогда директор Института проблем морских технологий ДВО РАН. Результатом нашей интенсивной работы стал проект «Морской пассажирский транспорт с питанием от солнечной энергии». К сожалению, проект наш не прошел, а ведь если бы он был реализован, то наш Владивосток получил бы оригинальнейшее пассажирское судно, которое без сомнения могло бы стать одной из достопримечательностей Владивостока.

Меня не было в городе, когда Михаила Дмитриевича не стало, и мне не довелось проводить его в последний путь. За свою жизнь мне приходилось встречаться с разными людьми, добившимися в областях своей деятельности значительных результатов. В их ряду Михаил Дмитриевич Агеев занимает особое место. Это был настоящий ученый: спокойный, мудрый и, главное, результативный. Его вклад в инженерную науку неоценим, общеизвестны оригинальные научно-технические решения конструкции подводных аппаратов. Я горжусь тем, что был знаком с ним, и иногда наши научные пути пересекались.

Гамаюнов Е.Л., Петухов В.И., Кулалев В.Ю.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАУЧНО-

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ ВУЗа

Оценка деятельности научно-образовательных центров (НОЦ), в первую очередь, осуществляется по объему научных и опытно-конструкторских работ. При этом оценка вклада НОЦ, функционирующих в составе ВУЗа в образование обычно поверхностна и схоластична. В настоящей статье делается попытка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.