ше говорил я, так как о делах М.Д. Агеева знали многие, мои же достижения были не такими масштабными и менее известными.
Когда в 90-х годах мой аспирант Юрий Тихонович Супрун подготовил кандидатскую диссертацию по системам управления электродвижением подводных аппаратов и возникли сложности с поиском первого оппонента, я встретился с Михаилом Дмитриевичем, и он, ознакомившись с диссертацией Ю.Т. Супруна, согласился быть её оппонентом, что в немалой степени способствовало успешной защите диссертации. Авторитет Михаила Дмитриевича и его неторопливое веское слово были надежной гарантией для успеха соискателей, но свою оценку их работам он давал только после основательного вникания в их суть.
Как-то в конце 90-х годов мне передали от Михаила Дмитриевича его пожелание встретиться со мной, и вскоре он сам приехал ко мне на кафедру. Его в то время интересовало использование солнечных элементов для питания различных надводных и подводных объектов, и он хотел узнать, не занимаюсь ли я этим же. Меня тогда интересовало использование солнечной энергии на транспорте, я опубликовал на эту тему статью, но из бесед с Михаилом Дмитриевичем я увидел, что его результаты значительно весомее и оригинальнее. Среди его задумок были подводный буй с солнечными элементами для заряда аккумуляторов во время всплытия буя, а также яхта или катамаран, на парусах которых размещались бы солнечные элементы.
Михаил Дмитриевич снабдил меня кипой листков с новейшей информацией о характеристиках современных солнечных элементов, о их стоимости и перспективности, а у меня взял несколько моих отчетов о НИР по разработке и исследованию малотоннажных аккумуляторных электроходов. Мы договорились, что в дальнейшем будем работать более тесно.
Такая возможность вскоре представилась. В 2001 году в рамках федеральной целевой программы «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы» был объявлен конкурс проектов, и Михаил Дмитриевич предложил мне представить совместную заявку. Сроки подачи заявки поджимали, и мы работали довольно интенсивно. Со своей стороны я предложил включить в состав нашего творческого коллектива самого, на мой взгляд, опытного и авторитетного специалиста в области судового электрооборудования заведующего кафедрой электрооборудования и автоматики транспорта ДВГТУ доктора технических наук профессора Кувшинова Геннадия Евгра-фовича. Так как наше предложение заключало в себе разработку не только энергетической установки, но и всего судна, то в наш коллектив также вошел специалист-корабел из ДВГТУ - заведующий кафедрой теории и проектирования корабля доктор технических наук профессор Бугаев Виктор Григорьевич. Координатором всего проекта стал сам Михаил Дмитриевич тогда директор Института проблем морских технологий ДВО РАН. Результатом нашей интенсивной работы стал проект «Морской пассажирский транспорт с питанием от солнечной энергии». К сожалению, проект наш не прошел, а ведь если бы он был реализован, то наш Владивосток получил бы оригинальнейшее пассажирское судно, которое без сомнения могло бы стать одной из достопримечательностей Владивостока.
Меня не было в городе, когда Михаила Дмитриевича не стало, и мне не довелось проводить его в последний путь. За свою жизнь мне приходилось встречаться с разными людьми, добившимися в областях своей деятельности значительных результатов. В их ряду Михаил Дмитриевич Агеев занимает особое место. Это был настоящий ученый: спокойный, мудрый и, главное, результативный. Его вклад в инженерную науку неоценим, общеизвестны оригинальные научно-технические решения конструкции подводных аппаратов. Я горжусь тем, что был знаком с ним, и иногда наши научные пути пересекались.
Гамаюнов Е.Л., Петухов В.И., Кулалев В.Ю.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАУЧНО-
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ ВУЗа
Оценка деятельности научно-образовательных центров (НОЦ), в первую очередь, осуществляется по объему научных и опытно-конструкторских работ. При этом оценка вклада НОЦ, функционирующих в составе ВУЗа в образование обычно поверхностна и схоластична. В настоящей статье делается попытка
сформировать критерии и выявить показатели для оценки эффективности именно образовательной деятельности НОЦ.
Согласно требованиям российского законодательства основной целью деятельности учреждений профессионального образования является "подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования".
Особенностью НОЦ является их специализация, что позволяет целенаправленно формировать образовательный процесс и управлять им. Формирование учебного процесса заключается в специализации учебных планов специальностей и дисциплин, путем введения специальных разделов в курсы лекций, постановки лабораторных и практических работ, выполнения учебно-исследовательских работ. Формирование учебного процесса осуществляется методическими комиссиями и должностными лицами университета путем планирования аудиторных занятий. Оперативное управление осуществляется в процессе выполнения учебных планов, путем формирования и выдачи индивидуальных заданий по всем видам аудиторных занятий, а также для самостоятельной работы.
Результатом образовательной деятельности НОЦ являются специалисты, основными категориями которых являются: бакалавр, магистр, инженер, кандидат и доктор наук.
Численная оценка образовательной эффективности (Э) НОЦ может быть получена как отношение результативности (Р) к его потенциалу (П):
Э = Р/П.
Оценками образовательного потенциала НОЦ, являются: общее количество работников НОЦ, количество преподавателей ВУЗа, работающих в НОЦ, количество научных работников в НОЦ, количество студентов ВУЗа, работающих в НОЦ, количество аспирантов НОЦ, количество докторантов НОЦ.
Результативность образовательной деятельности НОЦ может быть измерена следующим рядом показателей:
количеством студенческих научных работ по тематике НОЦ, получивших официальное признание;
количеством учебных работ (практических и лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов), выполненных учащимися по тематике НОЦ;
количеством выпускников вуза, принятых на работу в НОЦ или близкие НОЦ по виду деятельности;
количеством защищенных диссертаций, выполненных в НОЦ;
количеством изданных учебников и учебных пособий по тематике НОЦ;
количеством научных публикаций выполненных в соавторстве со студентами;
количеством преподавателей вуза, прошедших повышение квалификации в НОЦ;
количеством студентов, прошедших производственную практику в НОЦ.
Исходя из показателей результативности и соответствующих им показателей потенциала, были составлены соотношения, определяющие оценки эффективности образовательной деятельности научно образовательного центра:
1. Оценка образовательной эффективности НОЦ по количеству студенческих научных работ по тематике НОЦ, равная отношению количества студенческих научных работ по тематике НОЦ, получивших официальное признание в отчетном году к количеству студентов ВУЗа;
2. Оценки образовательной эффективности НОЦ по количеству выпускников ВУЗа, принятых на работу в структуры НОЦ или близкие НОЦ по виду деятельности, равная отношению количества выпускников ВУЗа, принятых на работу в структуры НОЦ или близкие НОЦ по виду деятельности в отчетном году к количеству студентов ВУЗа;
3. Оценка образовательной эффективности НОЦ по количеству аспирантов ВУЗа, защитивших кандидатские диссертации по тематике НОЦ равная отношению количества аспирантов ВУЗа, защитивших кандидатские диссертации по тематике НОЦ в отчетном году к количеству аспирантов ВУЗа;
4. Оценка образовательной эффективности НОЦ по количеству докторантов вуза, защитивших докторские диссертации по тематике НОЦ, равняа отношению количества докторантов ВУЗа,
защитивших докторские диссертации по тематике НОЦ в отчетном году к количеству докторантов ВУЗа;
5. Оценка образовательной эффективности НОЦ по количеству изданных учебников и учебных пособий по тематике НОЦ, равная отношению количества изданных учебников и учебных пособий по тематике НОЦ в отчетном году к количеству преподавателей ВУЗа;
6. Оценка образовательной эффективности НОЦ по количеству научных статей и монографий по тематике НОЦ, опубликованных в соавторстве со студентами НОЦ или при их участии, равная отношению количества научных статей и монографий по тематике НОЦ, опубликованных в соавторстве со студентами НОЦ или при их участии к количеству студентов ВУЗа;
7. Оценка образовательной эффективности НОЦ по количеству докладов по тематике НОЦ на научных конференциях всех уровней, соавторами которых являются студенты НОЦ, равная отношению количества докладов по тематике НОЦ на научных конференциях всех уровней, соавторами которых являются студенты НОЦ, к количеству студентов ВУЗа;
8. Оценка образовательной эффективности НОЦ по количеству сотрудников и студентов НОЦ, прошедших обучение в институтах повышения квалификации НОЦ, равная отношению количества сотрудников и студентов НОЦ, прошедших обучение в институтах повышения квалификации НОЦ в отчетном году к количеству студентов ВУЗа, количеству преподавателей в ВУЗе, количество аспирантов НОЦ и количеству докторантов ВУЗа;
9. Оценка образовательной эффективности НОЦ по количеству студентов прошедших преддипломную практику в НОЦ равная отношению количества студентов прошедших преддипломную практику в НОЦ в отчетном году к количеству студентов ВУЗа;
10. Оценка образовательной эффективности НОЦ по количеству курсовых работ/проектов по тематике НОЦ выполненных равная отношению количества курсовых работ/проектов по тематике НОЦ выполненных в отчетном году к количеству студентов ВУЗа;
11. Оценка образовательной эффективности НОЦ по количеству дипломных работ/проектов по тематике НОЦ выполненных равная отношению количества дипломных работ/проектов по тематике НОЦ выполненных в отчетном году к количеству студентов ВУЗа;
12. Оценка образовательной эффективности НОЦ по количеству часов практических занятий проведенных в организациях НОЦ равная отношению количества часов практических занятий проведенных в организациях НОЦ в отчетном году к количеству студентов ВУЗа;
13. Оценка образовательной эффективности НОЦ по количеству преподавателей ВУЗа прошедших научную стажировку в структурах НОЦ равная отношению количества преподавателей ВУЗа прошедших научную стажировку в структурах НОЦ в отчетном году к количеству преподавателей ВУЗа;
14. Оценки образовательной эффективности НОЦ по количеству выпускников вуза, защитивших бакалаврский диплом по тематике НОЦ равная отношению количества выпускников вуза, защитивших бакалаврский диплом по тематике НОЦ в отчетном году к количеству студентов ВУЗа;
15. Оценка образовательной эффективности НОЦ по количеству выпускников вуза,-защитивших маг истерскую диссертацию по тематике НОЦ равная отношению количества выпускников ВУЗа, защитивших магистерскую диссертацию по тематике НОЦ в отчетном году к количеству студентов ВУЗа;
16. Оценка образовательной эффективности НОЦ по количеству выпускников вуза, защитивших диплом специалиста по тематике НОЦ равная отношению количества выпускников вуза, защитивших диплом специалиста по тематике НОЦ в отчетном году к количеству студентов ВУЗа;
Определенные выше параметры будут характеризовать образовательную эффективность НОЦ. Для оценки суммарной эффективности образовательной эффективности НОЦ, и сравнения полученного результата с другими НОЦ можно рассчитать суммарную относительную образовательную эффективность с помощью нормирования (данную методику можно использовать при сравнения нескольких НОЦ). Полученные параметры 0ЭН0Ц1...0ЭН0Ц16 для каждого ВУЗа, необходимо будет нормировать:
ОЭНОЦНН = ОЭНОЦМ;/Мах(ОЭНОЦЫ),
где Мах(ОЭНОЦ1\[) - максимальное значения 1\Г-го показателя оценки эффективности образовательной деятельности НОЦ; ОЭНОЦ1Ш, - нормированный параметр оценки образовательной эффективности нго НОЦ.
Далее, для получения суммарной оценки образовательной эффективности НОЦ нормированные параметры ОЭНОЦН1... ОЭНОЦН9 для каждого НОЦ складываются:
ОЭНОЦд = £ОЭНОЦН№ ■ ВКОЭНОЦЫ,
где ВКОЭИЫ - весовой коэффициент И-го показателя оценки образовательной эффективности; ОЭНОЦ - суммарная оценка образовательной эффективности ¿-го НОЦ.
Для того чтобы рассчитать и сравнить суммарную образовательную эффективность различных НОЦ, предлагается использовать шаблон с параметрами, характеризующими образовательную результативность и образовательный потенциал, который будет заполняться руководством НОЦ. Сам расчет образовательной эффективности по предложенной методике и полученным от НОЦ параметрам легко автоматизировать с помощью ЭВМ.
Оценка образовательной эффективности научно-образовательного центра является одним из мероприятий по оценке эффективности деятельности НОЦ и обеспечении анализа и мониторинга деятельности интегрированной научно-образовательной структуры.
Данная работа выполнена в рамках НИР по проекту. "Интегрированный научно-образовательный центр ДВГТУ "Проблемы, исследования и освоение ресурсов Мирового океана", которая выполняется в рамках научной программы "Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)" министерства образования и науки Российской Федерации по направлению "Развитие механизмов интеграции научной и образовательной деятельности и интегрированных научно-образовательных структур".
Жирабок А.Н., Якшин A.C.
ОБ ОДНОМ ПОДХОДЕ К ДИАГНОСТИРОВАНИЮ НЕЛИНЕЙНЫХ СИСТЕМ
Рассматривается задача разработки средств диагностирования для технических систем, описываемых нелинейными моделями вида
x(t + l) = f(x(t),u(t)\ y(t) = Hx(t),
где х -/2-мсрный вектор состояния, и - «2-мерный вектор управления, у - /-мерный вектор выхода,/-нелинейная функция. Предполагается, что для диагностирования доступны только управляющие и выходные сигналы ОД, при этом у-я компонента вектора выхода у связана с к- й компонентой вектора х нелинейной функцией h., для которой существует обратная функция /гТ1:
У] = hj (хк) » h7 Oy) = хк » 7=1» 2> • • • и Последнее часто выполняется на практике, в частности, когда для управления объектом и его диагностирования значения компонент вектора х измеряются с помощью датчиков.
Предполагается, что диагностирование производится с помощью нелинейного наблюдателя состояний, представляющий собой динамическую систему, выход которой оценивает комбинацию выходов исходной системы, задаваемую матрицей R, а входами являются входы и выходы этой системы. В линейном случае такие наблюдателя могут быть получены путем преобразования исходной системы в каноническую форму Кронекера, содержащую 1 подсистем, сумма размерностей которых равна размерности исходной системы. При этом каждая компонента вектора состояния преобразованной системы в общем случае может представлять собой линейную комбинацию аналогичных компонент исходной системы.
Возможен и другой подход к получению системы с аналогичной структурой входов и выходов, когда из исходной системы выделяется подсистема с сохранением структуры связей между компонентами ее вектора состояния. При этом ее выход будет совпадать с некоторым выходом исходной системы, а входами будут являться входы и выходы этой системы. Число таких подсистем также равно /, но сумма их размерностей может превышать размерность исходной системы, поскольку некоторые компоненты ее вектора состояния могут входить в состав нескольких подсистем.
Поскольку в выделенной таким образом подсистеме структура связей между компонентами вектора состояния сохраняется, этот подход может быть использован и в рассматриваемом нелинейном случае. В то же время каноническая форма Кронекера, где компоненты вектора состояния подвергаются нетривиальным линейным преобразованиям, в нелинейном случае может оказаться неприменимой. Таким образом, каждая строка матрицы Г, которая должна выделять из объекта диагности-