УДК 338.43.02
Доктор экон. наук Г.Н. НИКОНОВА (ФГБНУ СЗНИЭСХ, [email protected]) Доктор экон. наук А.Г. ТРАФИМОВ (ФГБНУ СЗНИЭСХ, [email protected])
ВСЕРОССИЙСКАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПЕРЕПИСЬ КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ О РАЗВИТИИ АГРАРНОГО СЕКТОРА
В июле 2016 г. в нашей стране проходила Всероссийская сельскохозяйственная перепись (ВСХП-2016). Уже опубликованы ее некоторые итоги, а полностью результаты ВСХП-2016, включая данные в разрезе муниципальных образований, будут известны в 2018 г. Данные переписи позволят получить сведения о наличии и использовании производственного потенциала в сельском хозяйстве (земельных и трудовых ресурсов, технической базы, поголовья скота и т.д.), видах производимой продукции и ее реализации, что в целом характеризует условия воспроизводственного процесса в аграрном секторе и его эффективность.
Значимость этой информации очень велика, так как она в целом даст возможность на ее основе оценить те структурные сдвиги, которые произошли в сельской местности: а) с дореформенного 1990 года; б) после предыдущей Переписи 2006 г.; в) за период реализации Приоритетного национального проекта (2006-2007) и Государственных программ развития сельского хозяйства (2008-2012 и 2013-2020). Важным является также тот факт, что данные изменения можно анализировать в разрезе регионов (т.е. проследить территориальную специфику), а также категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей: сельскохозяйственных организаций, хозяйств населения, крестьянских фермерских хозяйств и других представителей малого бизнеса на селе.
Целью исследования является анализ содержания организационно-методических документов, переписных листов и предварительных итогов Всероссийской сельскохозяйственной переписи для оценки возможностей на их основе получить полную картину о ситуации и перспективах развития отечественного аграрного сектора.
Материалы, методы и объекты исследования. Были использованы нормативно-правовые материалы, документация методического и статистического характера, данные официального сайта ВСХП-2016 и т.д. Применялись контент-анализ и экономико-статистические методы исследования. Объект исследования - методические подходы к организации, переписные листы и сводные показатели ВСХП-2016.
Результаты исследования. Знакомство с работами ученых-аграрников дореволюционного периода показывает, какая богатейшая статистическая база была в их распоряжении для проведения научных исследований. В настоящее время официальная статистика в области информации о развитии АПК сократилась, например, «сельское хозяйство» объединено с «охотой и лесным хозяйством» в данных Росстата, и это касается всех факторов производства - земли, трудовых ресурсов, фондов, инвестиций и т.д. Официальная статистика не позволяет системно исследовать процессы воспроизводства в сельской местности, а следовательно давать прогнозные заключения о степени реализуемости поставленных целей государственной аграрной политики на всех уровнях управления. Поэтому данные сельскохозяйственных переписей позволяют восполнить имеющийся пробел в статистике и оперативно получить достаточно много информации.
Мировой опыт свидетельствует, что сельскохозяйственные переписи проводятся или ежегодно (например, в Великобритании), каждые 4 года (например, в Германии), или через 5 лет (например, в США, где они проходят с середины Х1Х века, а с 1925 года - регулярно через 5 лет). В нашей стране законодательно установлено их проведение не реже, чем 1 раз в 10 лет. Вообще в странах с развитым сельским хозяйством переписи проводятся не реже, чем в 5-10 лет, они базируются на четкой законодательной основе, когда гарантируется полная
конфеденциальность полученной информации и данные распространяются только в обобщенном виде.
Несмотря на значительность организационных затрат, согласно требованиям ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация под патронажем Организации Объединенных Наций), для получения объективных данных перепись должна охватывать товаропроизводителей, дающих в целом не менее 95-98% общего производства сельскохозяйственной продукции. Поэтому, например, в Польше в соответствии с законом «О всеобщей сельскохозяйственной переписи» она обязательна для всех юридических лиц или предпринимателей без образования юридического лица, если они используют более 1 га сельскохозяйственных земель или имеют поголовье скота, независимо от вида основной деятельности.
Согласно Федеральному закону № 108 от 21 июля 2005 г. «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи» - это сплошное статистическое наблюдение, предусматривающее сбор сведений об объектах сельскохозяйственной переписи по состоянию на определенную дату и проводимое на всей территории страны в соответствии с официальной статистической методологией. Поэтому участие в переписи и представление сведений, подлежащих включению в переписные листы, являются в РФ обязательными для юридических лиц - объектов сельскохозяйственной переписи и общественной обязанностью физических лиц - объектов сельскохозяйственной переписи. Законом установлено, что объектами сельскохозяйственной переписи являются юридические и физические лица, которые являются собственниками, пользователями, владельцами или арендаторами земельных участков, предназначенных или используемых для производства сельскохозяйственной продукции, либо имеют сельскохозяйственных животных [1].
Проведение ВСХП-2016 осуществлялось согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2013 года № 316 «Об организации Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года», в период с 1 июля по 15 августа 2016 года, а на отдаленных и труднодоступных территориях - с 15 сентября по 15 ноября 2016 года. Ответственной за подготовку и проведение переписи, обработку полученных сведений и их официальное опубликование выступала Федеральная служба государственной статистики (Росстат). При подготовке учитывался опыт ВСХП-2006, а также рекомендации ФАО ООН, предусматривающие сбор ограниченного круга данных, необходимых для проведения международных сравнений.
Поэтому в программу ВСХП-2016 были включены данные для демографической характеристики объектов переписи и занятости в сельском хозяйстве, размеров земельной площади, структуры и использования сельскохозяйственных угодий, площадей сельскохозяйственных культур, поголовья скота и птицы по видам, наличия техники и применения современных технологий, привлечения организацией кредитов с направлениями их использования, получение субсидий (дотаций) за счет средств федерального и регионального бюджетов и другие. Между тем в целях сокращения финансовых затрат, по сравнению с ВСХП-2006, из переписных листов были исключены вопросы о формах собственности и правах использования земли, приобретении техники по лизингу, распределении уставного капитала между акционерами и другие [2].
Для сбора сведений об объектах переписи использовались 6 форм переписных листов, а в целях получения итогов в разрезе муниципальных образований применялись вкладыши к переписным листам (для СХО, К(Ф)Х и индивидуальных предпринимателей). Объекты переписи были представлены различными категориями товаропроизводителей: 1) сельскохозяйственные организации, кроме микропредприятий; 2) микропредприятия; 3) крестьянские (фермерские) хозяйства; 4) индивидуальные предприниматели; 5) подсобные сельскохозяйственные предприятия несельскохозяйственных организаций; 6) садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; 7) граждане, имеющие земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, другие земельные участки, не входящие в объединения, или имеющие
сельскохозяйственных животных: а) в сельских поселениях; б) в городских поселениях и городских округах. В целом планировалось охватить переписью 52,9 тыс. сельскохозяйственных организаций, в том числе 31,6 тыс. малых предприятий, из них 21,3 тыс. микропредприятий; 226,1 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей; 18,2 млн. личных подсобных хозяйств граждан; 77,8 тыс. некоммерческих объединений граждан. К сбору сведений об объектах переписи планировалось привлечь около 42 тыс. переписчиков и свыше 7 тыс. инструкторов [2]. Это свидетельствует о значительных масштабах работы при проведении ВСХП-2016 и роли ее технической оснащенности.
Учитывая, что в соответствии с заданием Росстата, один из авторов данной статьи выполнял функции эксперта по анализу соответствия методологической основы проведения ВСХП-2016 поставленным требованиям, можно констатировать достаточно комплексный характер программы Переписи.
Способы и методы сбора сведений включали сочетание сплошного и выборочного обследования; были основаны на работе по предварительному составлению списков и обходам объектов переписи; обеспечивали конфиденциальность полученной информации, контроль достоверности данных переписи и возможность ее уточнения; базировались на применении современных информационных технологий и соответствующего технического оснащения. В переписных листах содержалась информация, позволяющая дать характеристику ситуации в аграрной сфере страны на основе масштабного обследования субъектов хозяйственной деятельности.
Проведенный нами анализ материалов ВСХП-2016 с позиции: какая информация, собранная в результате переписи, будет иметь наибольшее значение для совершенствования аграрной политики и улучшения текущей сельскохозяйственной статистики, позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, очень важно, что на основе результатов переписи можно будет прогнозировать тенденции развития и структуру производства сельскохозяйственной продукции по секторам и в территориальном разрезе по регионам и стране в целом. Во-вторых, для улучшения текущей сельскохозяйственной статистики наибольшее значение будет иметь информация о землепользовании во всех объектах переписи, а также уточнение данных о посевных площадях, поголовье скота и наличии технических средств.
Вместе с тем для получения более полной системы сведений необходимо внести некоторые коррективы в содержание переписных листов для предстоящих переписей. Например, для СХО и микроорганизаций желательно указать год их создания, что позволит выявить устойчивость представителей этих категорий товаропроизводителей во временном аспекте. Переписной лист для СХО в разделе III «Земельные ресурсы и их использование» необходимо дополнить более широкой информацией, учитывая, что подобных достоверных данных совершенно недостаточно на всех уровнях управления, а проблема повышения эффективности использования сельскохозяйственных угодий до сих пор острая [3,4,5,6]. Поэтому целесообразно дополнительно включить вопрос о площади земли в собственности СХО, в том числе данные о земельных долях. Это даст возможность с помощью проведенной переписи хотя бы частично отследить «судьбу» земельных долей на предмет, насколько они были аккумулированы в сельскохозяйственных организациях или скуплены другими структурами. Аналогичные и другие предложения, в том числе в отношении переписных листов для крестьянских (фермерских) хозяйств, были направлены в Росстат.
Учитывая, что перед отечественным аграрным сектором стоят сложные задачи политики импортозамещения, необходимо использовать опыт тех зарубежных государств, где перепись проводится не реже, чем 1 раз в 5 лет. Поэтому проведение микропереписи объективно должно быть ранее запланированного срока (2021 г.), тем более что в 2020 г. завершается реализация Госпрограммы и заранее необходимо иметь оперативную картину ситуации в аграрном секторе. АПК нашей страны уникален не только в связи с природно-экономическими и пространственными особенностями, но и несет на себе последствия
рыночных реформ, поэтому совершенно очевидно, что 10-летний период между переписями слишком значителен. Независимо от объема затрат средств на эти цели и масштабности работ необходимо его сокращение, возможно, по опыту других стран (где, как уже отмечалось, даже проводится ежегодная перепись), путем совмещения с проведением переписи населения или используя опросы по электронной почте и так далее. За рубежом, например, используется практика анкетирования вновь созданных хозяйств сразу же после их создания. Следует изучить также возможность включения в переписные листы вопросов, касающихся не только объектов производственной инфраструктуры, но и социально-бытовой, в первую очередь возможностей с жилым фондом. Если на территории хозяйства закрывается последняя школа, нет детсада или клуба, то, очевидно, что в ближайшем будущем оно станет совершенно иным типом сельхозтоваропроизводителя.
Как и было предусмотрено программой ВСХП-2016, на сайте Росстата уже опубликованы некоторые ее итоги. На их основе можно сделать вывод, что в период между Всероссийскими сельскохозяйственными переписями 2006 г. и 2016 г. количество сельскохозяйственных организаций как объектов переписи и средняя площадь их землепользования заметно уменьшились (табл.).
Таблица. Данные об изменении количества и общей земельной площади субъектов хозяйствования в аграрном секторе между СХП-2006 и СХП-2016 (в целом по РФ)
Субъекты хозяйствования Количество, объектов переписи, тыс.ед. Общая з< площадь объект пе мельная на один реписи, га 2016 г. к 2006 г., %
2006 г. 2016 г. 2006 г. 2016 г. количество объектов переписи общая земельная площадь (на 1 объект переписи)
Сельскохозяйственные организации -всего* 59,2 36,1 6930,1 6018,0 60,9 86,8
Крестьянские (фермерские) хозяйства 253,1 136,6 102,6 277,0 53,9 2,7 раза
Личные подсобные и другие индивидуальные хозяйства населения 22,7 23,5 0,4 0,6 103,5 1,5 раза
* с учетом микропредприятий и подсобных сельскохозяйственных предприятий
Источник: рассчитано на основе предварительных данных Росстата по ВСХП-2016
При этом осуществляли сельскохозяйственную деятельность в I полугодии 2016 г. только 76,3% СХО от их общего числа. Также сократилось количество К(Ф)Х при закономерном увеличении их средней площади землепользования - в 2,7 раза, а по хозяйствам населения отмечен рост их численности на 3,5% и площади земли - в 1,5 раза. Как известно, концентрация землепользования - это важнейший параметр уровня развития сельскохозяйственного производства и условие эффективного применения современных машин и технологий, что является мировой тенденцией. Поэтому данные группировки СХО по размеру земельной площади позволяют дать прогноз на перспективу структуры производства в сельском хозяйстве, уровня производительности труда, степени комфортности его условий и привлекательности.
Как показывают результаты переписи, за прошедший 10-летний период в аграрном секторе страны наблюдались два противоположных процесса: дробление землепользования в СХО, относящихся к категории малоземельных (до 200 га), и рост общей земельной площади в крупных структурах холдингового типа (свыше 40 тыс.га). Например, в 2016 г. в среднем на 1 СХО приходилось 9,1 тыс. га земельной площади против 6,9 тыс. га в 2006 г. При этом,
если в 2006 г. 28,9% СХО имели до 200 га, из них до 50 га - 18,9%, то в 2016 г. -соответственно 30,8% и 20%. В группе сельскохозяйственных организаций с площадью земли от 40 тыс. га и более находятся 445 СХО, со средней площадью угодий, в расчете на 1 сельскохозяйственную организацию, свыше 452 тыс. га, и в целом в этой категории сконцентрировано 69% общей земельной площади всех СХО страны [7]. В то же время в 2006 г. в такой группе было 537 СХО с их удельным весом в землепользовании, равным 59,1%. Отмеченный процесс концентрации землепользования ставит на повестку дня вопросы совершенствования организации земельного контроля.
Выводы. Результаты Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г. позволят показать «портрет» аграрного сектора страны, что не отображается той текущей официальной статистикой Росстата (или Росреестра, если это касается земельных ресурсов), не соответствующей задачам эффективного управления АПК страны и регионов в условиях глобальных вызовов и рисков. Это может явиться импульсом к пересмотру государственной аграрной политики в отношении направлений и объемов бюджетной поддержки отрасли сельского хозяйства, а также позволит использовать материалы переписи в области агро-экономических исследований, что дополнительно сделает научный поиск более интересным и результативным.
Литература
1. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 108-ФЗ «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи». URL: http://base.garant.ru/12141167/ #ixzz4wvz3FnR5 (дата обращения: 14.09.2017).
2. Материалы совещаний по вопросам подготовки и проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016г. URL: http: // www.gks.ru/free_doc/new_site/ business/sx/vsxp2014/vsxp2016.html. (дата обращения: 14.09.2017).
3. Костяев А.И., Никонова Г.Н., Трафимов А.Г. Земельный потенциал сельских территорий: перспективы развития // Экономика сельского хозяйства России. - 2015. - № 11. - С. 24-30.
4. Широков С.Н., Джабраилова Б.С. Состояние и эффективность землепользования в аграрном секторе Ленинградской области // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2017. - № 2 (47). - С. 252-258.
5. Никонова Г.Н., Трафимов А.Г. К вопросу о методологии государственного регулирования рынка сельскохозяйственных угодий // АПК: Экономика, управление. -2016. - № 10. - С. 13-22.
6. Костяев А.И., Острецов В.Н., Филяков А.В. Совершенствование организационных форм освоения нововведений в сельском хозяйстве. - СПб., 2000. - 33 с.
7. Предварительные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года по Российской Федерации. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/sx/vsxp2014/ vsxp2016.html (дата обращения: 14.09.2017).
Literatura
1. Federal'nyj zakon ot 21 iyulya 2005 g. № 108-FZ «O Vserossijskoj sel'skohozyajstvennoj perepisi». URL: http://base.garant.ru/12141167/#ixzz4wvz3FnR5 (data obrashcheniya: 14.09.2017).
2. Materialy soveshchanij po voprosam podgotovki i provedeniya Vserossijskoj sel'skohozyajstvennoj perepisi 2016g. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ business/sx/vsxp2014/vsxp2016.html. (data obrashcheniya: 14.09.2017).
3. Kostyaev A.I., Nikonova G.N., Trafimov A.G. Zemel'nyj potencial sel'skih territorij: perspektivy razvitiya // EHkonomika sel'skogo hozyaj stva Rossii. - 2015. - № 11. - S. 24-30.
4. Shirokov S.N., Dzhabrailova B.S. Sostoyanie i ehffektivnost' zemlepol'zovaniya v agrarnom sektore Leningradskoj oblasti // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2017. - № 2 (47). - S. 252-258.
5. Nikonova G.N., Trafimov A.G. К уорго8и о metodologii gosudarstvennogo regulirovaniya гупка sel'skohozyajstvennyh ugodij // АРК: EHkonomika, upravlenie. - 2016. - № 10. - 8. 1322.
6. Kostyaev A.I., Ostrecov V.N., Filyakov A.V. Sovershenstvovanie organizacionnyh йэгт osvoeniya novovvedenij v sel'skom hozyajstve. - 8РЬ., 2000. - 33 s.
7. Predvaritel'nye itogi Vserossijskoj sel'skohozyajstvennoj perepisi 2016 goda po Rossijskoj Federacii. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/sx/vsxp2014/vsxp2016.html (data oЬrashcheniya: 14.09.2017).
УДК 336.1
Канд. экон. наук Л.Н. КОСЯКОВА (ФГБОУ ВО СПбГАУ, [email protected])
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОСФИНМОНИТОРИНГА В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ БЮДЖЕТНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
Целевое использование бюджетных средств - один из самых актуальных вопросов на сегодняшний день для казенных учреждений. Для них самый значимый принцип бюджетной системы - это принцип адресного и целевого характера бюджетных средств, который в соответствии со ст. 38 БК РФ предполагает, что: «бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования» [ 1].
Сегодня органы государственного внутреннего финансового контроля не имеют единой методики проверок эффективности расходования бюджетных средств. Однако такие проверки осуществляются непрерывно разными структурами, в том числе мониторинг расходования бюджетных денежных средств осуществляет на постоянной основе и Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).
В последнее время на первый план в деятельности национального подразделения финансового мониторинга выходит обеспечение прозрачности финансовых институтов и прозрачности всей экономической деятельности с акцентом на расходование бюджетных средств, а также деятельность организаций с акционерным участием государства. Иными словами, сегодня крайне необходим контроль за утверждением и исполнением бюджетов.
Цель исследования. На современном этапе развития финансовых отношений степень контроля государства за финансовыми потоками недостаточна, что в немалой мере способствует усилению коррупционной составляющей в деятельности органов государственной власти. В связи с этим одним из основных видов деятельности Росфинмониторинга является контроль за расходованием бюджетных денежных средств.
Одной из основных задач Росфинмониторинга является предотвращение хищения бюджетных денежных средств на разных этапах их расходования. Для этого в данной структуре есть специальный отдел финансовых расследований, который имеет в своем распоряжении необходимую информацию, предоставляемую подотчетными организациями в соответствии с Федеральным законом 115-ФЗ от 07.08.2001г. [2].
Одной из главных задач, стоящих перед Росфинмониторингом, является обеспечение функционирования национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, что является одним из основных направлений нецелевого использования денежных средств.
Материалы, методы и объекты исследования. Несмотря на то что Росфинмониторинг осуществляет свою деятельность с 2002 г., методика контроля расходования бюджетных денежных средств в данной службе окончательно не определена.