№ 4,2003
ВСЕРОССИЙСКАЯ научно-практическая КОНФЕРЕНЦИЯ «МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ЯЗЫК — КУЛЬТУРА — личность
(теоретические и прикладные проблемы)»
22—23 сентября 2003 г. в Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарева на факультете иностранных языков и кафедре культурологии прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Межкультурная коммуникация: язык — культура — личность (теоретические и прикладные проблемы)».
Научный интерес к включению культуры в процесс коммуникации и сдвиг от ракурса одной культуры к бикультурному сравнению привели к выделению целого научного направления — межкуль-турной коммуникации.
Взаимодействие культур получает свою экстериоризацию через язык и вербализованное содержание, воссоздающее специфическую картину мира, и эксплицирует тип личности. Язык отражает не только реальный мир, но и менталитет его носителей. «Личность — это продукт языка и культуры» (Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров). Таким образом, в межкультурной коммуникации проявляется диалектическое триединство «язык — культура — личность».
В межкультурной коммуникации происходят процессы, связанные с пересечением различных ментальных пространств в их коллективном или индивидуальном измерении, а главным критерием идентичности является ментальность как особый способ мировидения и мировосприятия. Посредством языка происходят перевод ментальности в понятия и термины другой культуры, сравнение культурных универсалий и стандартов, развитие когнитивной способности понимать и усваивать концепты другой культуры, что имеет исключительно важное значение во всех сферах деятельности: экономической, политической, культурной, исследовательской, образовательной, в том числе и в сфере языкового образования и преподавания ино-
странных языков с различной профильной ориентацией.
Все, сказанное выше, открывает интересные перспективы для научного анализа и подчеркивает актуальность проблематики научно-практической конференции.
Работа конференции открылась пленарным заседанием, на которое были вынесены ключевые вопросы, раскрывающие сущность межкультурной коммуникации в контексте развития межэтнических контактов как в России, так и на международном уровне. Особого внимания заслуживает постановка следующих вопросов:
— язык как признак культурной идентичности в поликультурной среде;
— специфика языковой картины мира;
— антропологический подход в культурологии и воспитание толерантности;
— развитие толерантности как путь преодоления конфликтных ситуаций в поликультурной среде;
— культурный плюрализм и механизмы гармонизации межэтнических отношений в региональном социуме;
— методология и содержание межкуль-турного обучения иностранным языкам;
— перевод как культурологическое явление.
Дальнейшая работа проводилась по 4 секциям:
1) «Диалогическая интерпретация текстов культуры»;
2) «Специфика языковой картины мира в тексте и дискурсе: межкультур-ный аспект»;
3) «Межкультурная коммуникация и методология преподавания иностранных языков»;
4) «Межкультурный аспект перевода».
На заседаниях первой секции рассматривались вопросы философии культуры: культурный универсум; универ-
ИНТЕГРАЦИЯ
сальная, национальная и индивидуальная картины мира; специфика художественной культуры в процессе культурного взаимодействия. В центре внимания участников второй секции была тематика, связанная с отражением картины мира в тексте и дискурсе. Предметом дискуссии на третьей секции стали проблемы обучения деловому общению, понимания контекста иноязычной культуры и формирования культурно-языковой личности, готовой к межкультурному общению. В выступлениях четвертой секции обсуждалась проблематика перевода как культурологического явления.
Особую атмосферу конференции придали поздравления зарубежных коллег, в частности декана философского факультета университета Намур (Бельгия) профессора Манфреда Петерса; выступления гостей из Москвы, Казани, Пензы, Набережных Челнов; проведение теле-
конференции «Интернет как средство межкультурного общения» (МГУ им. Н.П. Огарева — Российская Академия образования, институт общего среднего образования) с участием профессора Е.С. Полат.
Материалы конференции знакомят с новыми методиками подготовки специалистов к межкультурному общению как внутри поликультурной среды Республики Мордовия, так и на уровне установления международных контактов. Последнее обеспечит повышение качества подготовки и культуры делового общения выпускников вузов, что необходимо для установления и развития международных контактов РМ с зарубежными партнерами, а также будет способствовать гармонизации отношений между представителями различных культурных и языковых сообществ в Мордовии и других регионах России.
В.П. ФУРМАНОВА,
доктор педагогических наук, профессор