Научная статья на тему 'Межкультурная компетенция будущего специалиста'

Межкультурная компетенция будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межкультурная компетенция будущего специалиста»

7. Проблемы качества образования. Общие проблемы качества высшего и непрерывного образования в контексте европейских и мировых тенденций // Материалы XV Всерос. науч.-метод. конф. - М.; Уфа: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.-Кн. 1.-71 с.; Кн. 2.-101 с.

8. Субетто, А. И. Введение в нормологию и стандартологию образования / А. И. Субетто. - СПб.; М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 182 с.

9. Субетто, А. И. Квалитология образования (основания, синтез) / А. И. Субетто. - СПб.; М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.-220 с.

10. Файзуллина, Г. 3. Методика проведения конкурсов профессионального мастерства на основе квалиметрического подхода / Г. 3. Файзуллина. - М.: Из-дат. центр АПО, 2002. - 24 с.

11. Черепанов, В. С. Основы педагогической экспертизы / В. С. Черепанов. -Ижевск: Изд-во Ижев. гос. техн. ун-та, 2006. - 124 с.

УДК 378.1

А. С. Валееву М. М. Куваева, Ю. М. Махмутов МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Анализ состояния проблемы подготовки специалиста показывает, что востребована активная творческая личность, языковая личность. Стремительное развитие международных и межнациональных контактов обусловливает необходимость реализации одной из целей современного образования-воспитания межкультурной компетенции. В настоящее время все больше государств становятся полиэтническими, а значит, проблемы аккульту-ризации, формирования межкультурной компетенции должны выйти на первый план.

Обращенность современного общества к человеку, его культуре и духовному миру становится доминантой цивилизованного развития. В образовании должна происходить ориентация на этнонравственное и творческое развитие будущего специалиста. Образование и в целом просвещение во все времена содействовало сохранению стабильности общества, взаимоотношений людей разных национальностей, взаимодействию и взаимовлиянию культур. Для современного общества характерен новый взгляд на образование и его функциональную роль в жизни людей. В настоящее время образование стало непрерывным процессом и охватывает весь период активной жизни человека.

Сегодня не нужно подвергать сомнению процесс культурной интеграции, который происходит в современном мире. Страны и народы активно

сотрудничают и взаимодействуют во всех сферах жизни, на разных уровнях - от личных контактов до международных встреч, при этом используя новейшие достижения информационных технологий. Для того, чтобы поддерживать эти разнообразные и многоуровневые контакты, сегодня всем народам необходимо формировать межкультурную компетентность, усваивать нормы и правила иноязычной культуры, стремиться быть более терпимыми в человеческих взаимоотношениях. Известно, что национальные культуры слишком различны, поэтому необходимо разумно и правильно использовать культурные различия для достижения успеха в любой сфере и превратить их в источники дополнительных возможностей при взаимодействии.

Педагогическая профессия является преобразующей и управляющей. Для того чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.

Содержание профессиональной компетенции педагога определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетентности педагога, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков.

В теории педагогического образования понятие «профессиональная компетентность» обозначает совокупность профессионально обусловленных требований к учителю и употребляется с такими терминами, как «квалификационная характеристика», «профессиограмма личности», «профессиональная готовность», «профессионализм» (Е. И. Рогов, Н. В. Кузьмина, О. М. Шиян и др.). В общем, характеризуя одну и ту же проблему, названные педагогические категории имеют особые смысловые оттенки и употребляются в разных контекстах.

Наиболее близки между собой, но не тождественны понятия «готовность» и «компетентность». Если готовность есть характеристика потенциального состояния, позволяющего учителю войти в профессиональное сообщество и развиваться в «профессиональном» отношении, то компетентность может выявиться только в реальной деятельности, воплотившись из внутреннего во внешнее. Близким по значению является понятие «педагогическое мастерство», рассматриваемое Н. В. Кухаревым как «совокупность определенных качеств личности учителя, которые обуславливаются высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, способность оптимально решать педагогические задачи обучения, воспитания и развития школьников» [2, с. 7].

По мнению Е. Н. Огарева, компетентность — это категория оценочная, она характеризует человека как субъекта специализированной деятельности в системе общественного труда; она предполагает: 1) глубокое понимание существа выполняемых задач и проблем; 2) хорошее знание опыта, име-

ющегося в данной области, активное овладение его лучшими достижениями; 3) умение выбирать средства и способы действия, адекватные конкретным обстоятельствам места и времени; 4) чувство ответственности за достигнутые результаты; 5) способность учиться на ошибках и вносить коррективы в процесс достижения целей [6, с. 10].

В работах Н. В. Кузьминой на материале педагогической деятельности компетентность рассматривается как «свойство личности». А. К. Маркова определяет компетентность как сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее человеку действовать самостоятельно и ответственно, как обладание способностью и умением выполнять определенные трудовые функции.

Таким образом, под компетенцией в общем смысле понимают личные возможности должностного лица, его квалификацию (знания, опыт), позволяющие участвовать в разработке определенного круга решений или принимать решение самому благодаря наличию определенных знаний, навыков.

Понятие «компетентность» заменяется понятием «профессионализм», так как «...под профессионализмом следует понимать совокупность психофизиологических, психических и личностных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях» [3, с. 7-8]. Тем более что профессионалом можно назвать сложившегося, а не будущего учителя.

А. К. Маркова строит многомерную модель профессиональной компетентности учителя. Эта модель может быть названа психологической, ибо главное внимание в ней уделяется оценке психологических характеристик учителя при осуществлении им учебно-воспитательного процесса и качественных изменений в психическом развитии школьников, которые возникают как результат труда учителя.

В таком же аспекте рассматривает профессиональную компетентность Л. М. Митина, которая пишет: «.. .мы понимаем профессиональную компетентность более широко, чем принято в психологической литературе, не только в деятельном контексте, но и в контексте всего труда учителя ... иными словами, под педагогической компетентностью учителя мы понимаем гармоническое сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков (культуры) педагогического общения» [5, с. 46].

Настоящее время - время активных, деловых, творческих, высокообразованных людей. Все это требует развития коммуникативных возможностей современного человека - человека, обладающими культурными навыками и умениями, для того чтобы чувствовать себя уверенно в самых различных ситуациях социального и профессионального общения. В процессе возрож-

дения духовности нашего общества существенное значение имеет воспитание культуры поведения и общения.

Мировой опыт показывает, что наиболее успешной стратегией образования компетентной личности является интеграция, сохранение собственной культурной идентичности наряду с овладением культурой титульного этноса. Поэтому разумной идеологией и политикой общества должны стать мультикультурализм, знание этикета и межкультурная компетентность.

Сегодня актуально и важно, чтобы люди понимали необходимость сохранения этнической и культурной идентичности, без которой просто невозможно нормальное психологическое самочувствие человека. Известно, что только человек, обладающий позитивной этнокультурной идентичностью, способен к этнической толерантности, к жизни в современном глобализованном мире. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира. Поэтому воспроизведение толерантности в человеческих отношениях, формирование менталитета толерантности - важнейшая стратегическая задача образования в XXI в., а выполнение этого требования немыслимо без коренных преобразований в сфере образования. Толерантность диктует необходимость сближения, взаимопонимания, вза-имообогащения, интеграции мировоззренческих установок и поведенческих приоритетов людей независимо от их конфессиональной принадлежности или политической ориентации.

Надо учитывать, что национальные культуры слишком различны, чтобы взаимодействовать без проблем. В современном мире невозможно обойтись без межкультурного общения на самых разных уровнях - от межличностного до межнационального. Каждому человеку, вовлеченному в межкуль-турную коммуникацию и заинтересованному в ее эффективности, может помочь знание о культурном многообразии мира, которое отражает характерные признаки той или иной культуры. Эффективность любых коммуникативных контактов определяется не только вербальной коммуникацией, но и умением интерпретировать визуальную информацию, т. е. взгляд партнера, позу, дистанцию, темп и тембр речи. Поэтому будущему специалисту в любой области необходимы знания о невербальной межкуль-турной коммуникации, так как за всеми знаками и символами в каждой культуре закреплено определенное значение, понятное окружающим. Знания о невербальном общении и его использовании помогут точнее, понятнее выразить свои мысли, чувства и эмоции. Поэтому для общения с представителями других культур необходимо знать и понимать невербальные формы общения, присущие данной культуре.

Термин «культура» - многозначное понятие и имеет около 400 различных определений, обозначающих ее различное понимание, осмысление и изучение.

Культура (лат. сиЫига) в буквальном переводе означает «возделывание», «обработка». Это не просто совокупность материальных и духовных ценностей, но и способы создания, распределения и потребления этих ценностей.

Культура - творчески созидательная деятельность людей по преобразованию природы и общества, в результате которой формируется конкретноисторическая система созидания, сохранения и потребления материальных и духовных ценностей [9, с. 25].

Культура - характеристика материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, народностей и наций (античная культура, культура майя, социалистическая культура), а также специальных сфер деятельности или жизни (культура труда, быта, художественная культура).

Культура - это уникальная форма выражения людей разных национальностей, но это и связующее звено между людьми. Понимание культуры поможет каждому из нас глубже понять самих себя, войти в культуру своего народа, быть компетентным в языке, ритуалах, ценностях для того, чтобы процесс инкультурации и социализации протекал активно, поскольку приобщение к другой культуре и плавное вхождение в нее должно, непременно, базироваться на твердой основе родной национальной культуры, чтобы не происходило ослабления национального чувства и отчуждения человека от родной культуры. Хотя национальные культуры в некоторых сферах слишком различны и при взаимодействии есть проблемы, люди демонстрируют толерантность и смело расширяют межэтнические связи в различных областях культурной сферы. Культурные различия сами по себе не несут отрицательного заряда, наоборот, их ценность в том, что они ведут к обогащению человеческого интеллекта и поведения, к уважению культурных традиций. Уважение предполагает восхищение и высокую оценку культурных различий. В современном мире любому человеку, заинтересованному в меж-культурной коммуникации и в ее эффективности, может помочь представление о культурном многообразии мира, которое отражает отличительные и характерные признаки той или иной культуры.

Любой народ имеет свои обычаи, традиции, свою культуру. Система коммуникации отличает одну культуру от другой. Язык и культура тесно взаимосвязаны: культура в значительной степени передается через язык, культурные модели в свою очередь отражаются в языке. При межкультурном общении приходится пересекать границы своей культуры и вступать в систему иных культурных ценностей.

Поэтому поликультурное воспитание может свести к минимуму культурный шок, увеличить и разнообразить опыт межкультурного общения между странами, народами, которые активно сотрудничают во всех сферах жизни. Приобщаясь к культурному наследию, человек познает жизненный опыт не одного поколения, а всего человечества. На современном этапе перед все-

ми учебными заведениями стоит задача поликультурного образования подрастающего поколения. Поэтому важным условием является создание по-ликультурной среды, способствующей признанию культурной самобытности народов и формированию политолерантности. Каждому человеку любой национальности необходимо изучать историю и быт своего народа, для того, чтобы ценить, беречь, преумножать его самобытное творчество, знать обычаи, традиции. Каждый народ создал свою культуру для того, чтобы пользоваться ею, жить в ней, знать ее во всем ее разнообразии, сохранить и передать ее уникальность своим детям.

Существует проблема грамотности как признака кульг1уры будущего специалиста.

В современных словарях русского языка и энциклопедиях даются следующие определения понятия «грамотность». Грамотность: 1. В широком смысле - владение навыками устной и письменной речи в соответствии с нормами литературного языка. 2. В узком смысле - умение только читать или читать и писать простейшие тексты. 3. Наличие знаний в какой-либо области (техническая, политическая) [1]. Грамотный: 1. Умеющий читать и писать, 2. Не содержащий грамматических и стилистических ошибок. Выполненный со знанием дела [7].

Как мы видим, в каждом словаре в первую очередь дается определение, относящееся к языковой грамотности. Это можно объяснить тем, что первоначально грамотность рассматривалась исключительно как умение читать и писать (позже становится необходимым высокая степень владения данными навыками в соответствии с устоявшимися нормами родного языка).

Недостаточно только говорить о том, что это важно и необходимо каждому специалисту в любой области, надо пересматривать и создавать эффективные программы, позволяющие совершенствовать речь студентов. Для некоторых студентов характерен ограниченный словарный запас, что подчеркивает низкие коммуникативные способности, а ведь речевая культура -это необходимое условие их будущего профессионального успеха. Известно, что речевая культура - это владение всеми выразительными языковыми средствами. Настоящее время - время активных деловых, творческих высокообразованных людей. Все это требует развития коммуникативных возможностей современного человека - человека, обладающего культурными навыками и умениями для того, чтобы чувствовать себя уверенно в самых различных ситуациях социального и профессионального общения. Таким людям без особого труда удается установить контакт, найти взаимопонимание с людьми разного ранга. Культура речи человека играет важную роль в процессе речевой коммуникации, одна из задач которой - желание произвести хорошее впечатление на собеседника. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного и интеллектуального развития, о его внутренней культуре. В процессе обучения и подготовки специалистов в любой области они помимо знаний, умений и навыков должны обладать социаль-

но и профессионально значимыми качествами, имеющими полипрофесси-ональный, полифункциональный характер, который обеспечивает его профессиональную мобильность, продуктивность и конкурентоспособность как специалиста.

Межкультурная компетентность - это способность специалиста к решению задач, связанных с этнической принадлежностью людей.

Задача вуза - научить будущего специалиста жить вместе с другими в условиях глобализации, поликультурности, в согласии с иными культурами, типами жизни, нациями, этносами; эффективно и нравственно справляться со своими жизненными проблемами; жить в новой энергетике социально-морального напряжения. Постоянно обновляющийся мир приводит к постоянному изменению идеала образования: «от человека образованного» к «человеку культуры» [8, с. 133].

Межкультурная компетенция включает в себя умение быть гибким, тактичным, гуманным, терпеливым к новым идеям, взглядам, готовым принимать изменения, находчивым при решении проблем и преодолении кризисов. В современном обществе люди, характеризующиеся межкультурной компетентностью, способны занять достойное место в обществе. В процессе формировании межкультурной компетенции необходимо уделять внимание «порогу ментальности». Понятие «порог ментальности» - это та условная черта, за которой становится возможной или невозможной адекватная реакция человека в ситуации межкультурного общения.

Межкультурная компетентность специалиста является проводником в межнациональных отношениях, так она способна принимать участие в диалоге культур в условиях межкультурной коммуникации на основе принципов сотрудничества, взаимного уважения, политолерантности к культурным различиям и преодоления культурных баерьеров. Межкультурная компетенция связана с осмыслением картины мира иной социокультуры, умением видеть и принимать сходства и различия между культурами и применять их в межкультурных отношениях.

Несомненно, нужны существенные изменения, которые должны повлиять на качество дипломированных специалистов, их востребованность. Для этого необходимы новые модели, ориентированные на творчество, деятельностное знание, формирование профессиональной компетентности [4, с. 144-146].

Библиографический список

1. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. - М.: Сов. энциклопедия, 1972. - Т. 7. - 608 с.

2. Кухарев, Н. В. На пути к профессиональному мастерству / Н. В. Куха-рев. - М.: Просвещение, 1990.

3. Маркова, А. К. Психология труда учителя: кн. для учителя / А. К. Маркова. - М.: Просвещение, 1994.

4. Маркова, Н. Г. Этика и межкультурная компетенция будущего специалиста / Н. Г. Маркова, Е. В. Маркова // Этнодидактика народов России. - Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2007. - 326 с.

5. Митина, Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / Л. М. Митина. - М.: Флинта, 1994. - 215 с.

6. Огарев, Е. И. Компетентность образования: социальный аспект / Е. И. Огарев. - СПб.: Изд-во РАО ИОВ, 1995. - 170 с.

7. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1983. - 816 с.

8. Свасьян, К. А. Человек как творение и творец культуры / К. А. Свасьян // Вопросы философии. - 1987. -№ 6.

9. Трофимова, Р. П., Москва: культурологический словарь / Р. П. Трофимова,

В. В. Викторов, О. О. Никитина. - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1998.-364 с.

УДК 373. 1.013

Р. Н. Афонина

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Экспериментальная работа по формированию умений учебно-творческой деятельности студентов проводилась в 2000-2007 гг. в рамках учебных курсов естественно-научного содержания в Барнаульском государственном педагогическом университете, Лингвистическом институте, Бийском государственном педагогическом университете им. В. М. Шукшина, Алтайском краевом педагогическом лицее. Всего в исследовании приняли участие более 1500 человек.

Необходимость формирования умений учебно-творческой деятельности будущих учителей уже на начальном этапе обучения в вузе является основой профессионально-творческой деятельности. Учебно-творческая деятельность предполагает определенную готовность обучающихся к осуществлению требуемых умений. Вместе с тем в теории обучения остаются недостаточно изученными критерии диагностики и оценки уровней учебно-творческой деятельности будущих учителей.

Методологической основой разработанной нами диагностики состояния сформированности умений учебно-творческой деятельности студентов являются работы И. П. Калошиной [2], Ю. Н. Кулюткина [4], И. Я. Лернера [5], А. М. Матюшкина [6], Я. А. Пономарева [8], которые позволяют констатировать, что диагностика готовности студента к учебно-творческой деятельности основана на характеристике следующих новообразований:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.