YAK 316:115 ББК 60.5.+87.21
П.А. АМБАРОВА
P.A. AMBAROVA
ВРЕМЯ КАК РЕСУРС СОУИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
TIME AS A RESOURCE OF SOCIAL MANAGEMENT
В статье рассматриваются темпоральные аспекты управления социальными системами. Показано значение в социальном управлении темпоральной синхронизации функционирования и развития различных социальных систем и их элементов. Раскрыто понимание времени как ресурса, обеспечивающего реализацию управленческого проекта модернизации современного российского общества.
The article deals with the temporal aspects of social system management. The significance of temporal synchronization of functioning and development of different social systems and their elements in social management is shown. The understanding of time as a resource to ensure the implementation of the management project for modernization of the contemporary Russian society is revealed.
Ключевые слова: ^циальное время, социальное управление, управление временем, бюджет времени, «мягкое управление» социальными системами.
Key words: social time, social management, time management, time budget, soft management of social systems.
Диагноз состояния современного общества показывает, что такие характеристики социума, как стремительное усиление его неустойчивости, динамизм, восприимчивость к любым, даже малым, воздействиям, возрастание сложности и открытости - явления не временные, а постоянные, затрагивающие сущностные свойства общества. В таких условиях равновесие социальной системы предполагает не стабильность, а когерентность её элементов [8, с. 6], которая обеспечивается, прежде всего, темпоральной синхронностью. Идею значимости временного фактора в функционировании и развитии сложных социальных систем, а также в управлении ими была хорошо разработана в синергетике, показывающей конструктивные возможности «мягкого» управления социумом [1, с. 44-51]. В практике «мягкого» управления, учитывающей имманентные закономерности, тенденции развития социальной системы, время приобретает статус важнейшего фактора влияния на социальные процессы, действия, намерения и, соответственно, ресурса и инструмента их согласования.
Темпоральный подход к анализу социального управления формирует многоаспектное проблемное поле, основными зонами которого являются следующие: 1) противоречие между темпами и ритмами, присущими тем или иным компонентам социальной системы, и необходимость их синхронизации как задача социального управления; 2) использование социального времени как ресурса модернизации общества и необходимость разработки технологий развития человеческого капитала с учётом темпорального фактора; 3) несоответствие темпорального поведения различных социальных общностей задачам инновационного развития российского общества и необходимость формирования конструктивных темпоральных стратегий поведения у инновационных социальных общностей.
Темпоральная синхронность является условием формирования единого социокультурного пространства. Проблемы современного российского общества, возникающие при вхождении в европейское, шире - западное, социокультурное пространство, можно осмысливать не только в технологическом, ценностно-нормативном и экономическом ракурсах. Необходимым представ-
ляется изучение также темпорального аспекта, что, на наш взгляд, раскрывает глубинные причины трудностей интеграции, показывает возможные перспективы взаимодействия культур.
Классики социологической мысли (П. Сорокин, А. Шюц) подчёркивали, что условием создания и поддержания социального порядка является синхронизация деятельности её основных субъектов и социальных процессов. Общества не могут сосуществовать более или менее гармонично, бесконфликтно без единства темпоральности. Формирование единого западного социокультурного пространства, захватившее и современную Россию, предполагает синхронизацию темпа и ритма развития различных социальных процессов как европейских, так и российской культур.
Об изменении темпоральности европейских культур пока сложно говорить, поскольку асимметричность межкультурного взаимодействия налицо. Можно лишь предположить, что длительные контакты с представителями иных культур, прежде всего мигрантских сообществ, затрагивают не только европейскую идентичность, но в какой-то мере могут повлиять и на другие характеристики европейской культуры, в том числе на её темпораль-ность. В данной статье мы остановимся на вопросе сохранения и изменения темпоральности российской культуры.
Темпоральность культуры проявляется не только в скорости, ритме, векторах разворачивания различных процессов, но и характере воспроизводства традиций в социокультурных практиках, темпоральном сознании, содержании темпоральных представлений и стереотипов, формирующихся в нем.
Темпоральные представления о прошлом, будущем и настоящем, их значимость служат аксиологическим основанием жизнедеятельности. Так, для российского общества, ориентированного на прошлое и одновременно на отдалённое будущее, настоящее остаётся транзитным состоянием, имеющим невысокую ценность. Это можно было бы назвать «темпоральной лакуной», т. е. реально существующим, но не осмысленным временем, не имеющим должного выражения в языке и других символических системах. Соответственно, в нем не живут, его переживают. О будущем россияне судят более оптимистично, чем о настоящем.
Прошлое также выступает значимым компонентом российской культуры. Традиции - это объект, к которому постоянно апеллируют россияне в своих социальных практиках. Показательна в этом отношении рекламная коммуникация, использующая образы прошлого - исторических лиц, событий, истории фирмы - в качестве аргументов своей состоятельности, респектабельности, престижа. А ведь экономика и менеджмент быстрее всего подвергаются модернизации и вестернизации.
Время как объект рефлексии, инструмент и предмет социальных практик также определяет тип культуры. Для русской культуры время - это категория метафизическая, осмысление её - удел ученых. В западной культуре время притягивает не только научный интерес, но приобретает ещё и прагматический смысл: это ресурс, который можно конвертировать (продать, купить, обменять), изменять, конструировать по усмотрению заинтересованного лица. Время - это «вещь», которая имеет не только ценность, но и рыночную цену.
Насколько прагматичным является отношение к времени в российской культуре, свидетельствует стремление к его планированию как функции управления и инструмента выстраивания жизненных стратегий индивида. На первый взгляд, в современном менеджменте, ориентированном на западные модели, планированию уделяется достаточно серьёзное внимание. В то же время анализ управленческой практики показывает, что план достаточно часто рассматривается как некий идеальный (если не сказать утопический) проект, а не точное руководство к действию и средство распределения ресурсов (часто встречаются высказывания: «планы нужны руководству, а в реальности будем действовать по случаю», «сначала год
проживём, а планы потом напишем»). Если говорить об индивидуальных практиках, то можно предполагать, что планирование (в том числе финансовое, планирование достижений, карьеры и пр.) не является распространённым способом темпорального самоопределения. Социологические исследования, в которых затрагивается этот аспект, не многочисленны и представляют противоречивые данные.
Разность временных параметров функционирования социокультурных систем была зафиксирована многими исследователями. Основоположник теории межкультурных коммуникаций Э. Холл рассматривал время в качестве основы социальных отношений и отношений человека к миру в целом. Исследования Г. Ховстеде показали чрезвычайную важность хронотопа в формировании ментальных программ, регулирующих поведение человека. Так, различия темпомиров определяют специфику «социальных часов» и соответственно содержание понятия социального возраста [2].
Отношения между возрастными группами, так же как и гендерные отношения, являются одними из самых консервативных элементов культуры, поскольку они участвуют в построении и сохранении общего порядка социальной системы. Межкультурные различия в данных сферах воспринимаются наиболее интолерантно. Философские и культурологические исследования старости отражают культурную специфику в понимании возраста и предпи-санности возрастных моделей поведения. Труды Ф. Арьеса и М. Вовелля [3, 13], раскрывающие западноевропейский взгляд на старость, в то же время показывают его глубокую укоренённость в общественном сознании современных поколений. В связи с этим культурную вариативность «социальных часов», характерных для геронтологической группы, можно рассматривать как важный фактор влияния на практику межкультурных заимствований.
По мнению того же Ф. Арьеса, отношение к смерти играет особую роль в формировании темпоральной картины мира той или иной социокультурной общности и может пролить свет на отношение её представителей к жизни и другим ценностям [3, с. 17]. Так, например, в западных культурах существует неформальное табу на тему смерти, а практика похорон почти лишена публичности, ритуальные действия минимизированы. Напротив, в традиционных культурах подготовка к смерти (духовная и практическая) играет ключевую роль в жизни пожилого человека, а деятельность по подготовке и осуществлению похорон институционализирована.
Новые для западных обществ представления о социальном времени «серебряного возраста» и складывающиеся на их основе социальная политика и социальная практика активизации старшего поколения представляются эффективной стратегией укрепления социально-экономического и социокультурного потенциала общества. В то же время перспективы заимствования такой модели старости странами других регионов мира, в том числе Россией, выглядят несколько туманными.
В связи с необходимостью синхронизации социокультурной динамики возникает важный в теоретическом и практическом аспектах вопрос о механизмах, обладающих простыми и в то же время эффективными способами конструирования темпоральных представлений и способных интегрировать социальную реальность.
Модернизационный проект, реализация которого является приоритетной целью управления во всех сферах жизни российского общества, должен быть обеспечен не только финансовыми, но и человеческими и социальными ресурсами - инновационными технологиями и продуктами, образовательным и профессиональным капиталом и т. д. Время является одновременно условием и ресурсом, которые обеспечивают их формирование и развитие. Здесь мы выходим на проблематику социального времени, которой занимались ещё советские философы и социологи [6, 10]. Не акцентируя внимание на идеологическом контексте, отметим два момента в их исследованиях, которые актуальны и сегодня.
Наличие достаточного количества свободного времени по-прежнему является условием развития личности человека [5]. Оно необходимо для получения качественного образования, особенно в условиях реализации подхода «образование через всю жизнь». В бюджете времени современного россиянина, к сожалению, время на образование занимает минимально значимую позицию. Несмотря на увеличение расходов времени на образование и повышение квалификации в бюджете свободного времени у мужской части российского общества, за последние два десятилетия произошло резкое сокращение самого свободного времени [7, с. 8; 9]. Что касается женщин, то наблюдается динамика снижения количества как свободного времени в целом, так и времени на образование и повышение квалификации [7, с. 8]. Такая тенденция связана, во-первых, с тем, что получение образования влечёт за собой «упущенную выгоду», т. е. утрату возможности получения дохода за то время, которое было потрачено на образование; во-вторых, со снижением ценности самого образования, не приносящего «быстрые деньги», не дающего быстрый «оборот капитала».
Исследования социологов и повседневные наблюдения показывают, что временные затраты на образование снижаются у студенческой молодёжи - группы, в которой учебная деятельность является ведущей [4]. Значительная часть студенчества вовлечена в практику совмещения учёбы и работы по материальным причинам, в связи с необходимостью приобретения опыта работы, а также вследствие обесценивания образования в целом.
Угрожающей становится тенденция снижения временных затрат и на другие виды деятельности, связанные с поддержанием и развитием человеческого капитала - главного ресурса реформаторских концепций и проектов. Сокращается время удовлетворения физиологических потребностей, прежде всего - восстановления после работы и сна (по данным MedLinks.Ru, россиян, которые могут себе позволить спать 9 часов - всего 4%, 10-12 часов - 3% [11]), время на продуктивное общение с детьми, время на физические упражнения и поддержание здоровья.
Таким образом, низкий уровень жизни, стремление к материальному благополучию, а также изменение структуры ценностных ориентаций большинства россиян привели к уменьшению количества и значимости тех видов времени, которые могут рассматриваться как ресурсы образовательного, профессионального развития, сохранения здоровья, социального развития. В результате, вслед за участниками исследования свободного времени, проведённого И. Шмерлиной, можно сказать: «Да, выясняется в итоге, что все, по большому счёту - работа» [12], времени на планирование и осуществление стратегических жизненных целей нет.
Навыки управления временем и методы экономии времени - вторая проблема, широко обсуждавшаяся советскими учеными и управленцами-практиками и не потерявшая свою актуальность сегодня. Методы тайм-менеджмента прочно вошли в практику таких профессиональных сообществ, как предприниматели и бизнесмены, менеджеры, преподаватели. Однако современность требует, помимо навыков тактического управления временем, качественно нового понимания временной реальности и соответственно нового подхода к выстраиванию стратегий поведения тех социальных общностей, которые составляют основу «модернизационного класса» - прежде всего, представителей самого класса управленцев, а также интеллектуальной элиты, научно-педагогического сообщества, бизнес-сообщества, наиболее активных слоёв студенческой молодёжи, волонтёров и т. д.
Динамика социального времени современного общества отличается совершенно новыми свойствами и качествами - напряжённостью, высокой степенью неопределённости, многовекторностью и многоструктурностью. В этой новой временной реальности резко возрастает масштаб деструктивных процессов и состояний - страха, пессимизма, алармизма и т. д. Их преодоление возможно благодаря формированию адекватной темпоральной кар-
тины мира, навыков конструктивного темпорального поведения посредством различных социальных проектов, образовательных программ и других инструментов «мягкого управления» обществом.
Таким образом, научно обоснованный подход к управлению такой сложной, принципиально открытой, динамичной и неравновесной социальной системой, какой является общество, должен учитывать не только традиционные факторы «видимой реальности» (материально-экономический, технологии, пространственно-территориальный), но и факторы-«невидимки». К последним относятся темпоральные параметры различных социальных объектов макроуровня (подсистем образования, политики, культуры и т. д., регионов, поселений различных типов). В практике управления такими объектами приобретают значимость скорость, ритм, временная ориентация на традиции или инновации, наличие/отсутствие стратегических целей развития. Эффективность социального управления определяется также факторами, складывающимися на микроуровне социальной системы: это темпоральные установки и ценности различных субъектов - индивидов и социальных общностей. Их отношение к времени, осознание или, напротив, недопонимание его как стратегически важного ресурса в профессиональной и бытовой жизни, ориентации на различные модусы времени могут создавать или снимать барьеры на пути реализации управленческих задач.
Литература
1. Алюшин, А.Л. Темпомиры: Скорость восприятия и шкалы времени [Текст] / А.Л. Алюшин, Е.Н. Князева. - 2-е изд. - М. : ЛКИ, 2012. - 240 с.
2. Амбарова, П.А. Культурная вариативность «социальных часов». «Серебряный возраст» или «возраст невидимки» [Текст] / П.А. Амбарова // Известия УрГУ. - Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2011. - № 3 (92). -С. 172-177.
3. Арьес, Ф. Человек перед лицом смерти [Текст] / Ф. Арьес. - М. : Прогресс, 1992. - 528 с.
4. Большакова, О.А. Современные проблемы повседневной деятельности и использования бюджета времени студенческой молодёжи [Текст] : автореф. дис. ... канд. социол. наук / О.А. Большакова. - М., 2006. - 32 с.
5. Грушин, Б. Свободное время. Актуальные проблемы [Текст] / Б. Грушин. -М. : Мысль, 1967. - 174 с.
6. Зборовский, Г.Е. Пространство и время как формы социального бытия [Текст] / Г.Е. Зборовский. - Свердловск : Уральский рабочий, 1974. - 223 с.
7. Караханова, Т. Бюджет нашего времени [Текст] / Т. Караханова // Российское экспертное обозрение. - 2006. - № 1. - С. 8-9.
8. Кравченко, С.А. Социология и вызовы современной социокультурной динамики [Текст] / С.А. Кравченко // Социс. - 2004. - № 8. - С. 3-11.
9. Кучеренко, А.Н. Культура времени современного горожанина : дис. ... канд. социол. наук [Текст] / А.Н. Кучеренко. - Ростов н/Д, 2009. - 142 с.
10. Орлов, Г.П. Свободное время: Условие развития человека и мера общественного богатства [Текст] / Г.П. Орлов. - Свердловск : Уральский ун-т, 1989. -391 с.
11. Сколько часов спят россияне? [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.medlinks.ru/pollBooth.php (дата обращения 16.10.2013).
12. Шмерлина, И. Свободное время - навязанное пространство жизни? [Текст] / И. Шмерлина // Социальная реальность. - 2007. - № 8. - С. 5-31.
13. Vovelle, M. La mort et l,Occident. De 1300 a nosjours [Текст] / M. Vovelle. -P. : Gallimard, 1983. - 793 p.