[
YÄK 316.3 ББК 60.54
Ï.A. AMÁAPOBA
КТО УПPABЛЯЕТ COUÈAËbHÛM ВРЕМЕНЕМ ОБЩНОСТИ?
P.A. AMBAROVA
WHO IS THE SOCIAL TIME MANAGER IN THE PRESENT-DAY COMMONALITY OF INTERESTS?
Публикация подготовлена в рамках гранта РГНФ № 14-03-00072 «Нелинейная динамика социального времени в зеркале темпоральных стратегий поведения городских социальных общностей»
В основу статьи положены результаты социологического анализа субъектов управления социальным временем общностей. Рассматриваются возможности и границы реализации этого вида социального управления различными структурами - органами власти, государственного и муниципального управления, руководством коммерческих и некоммерческих организаций. Раскрывается значение процессов темпоральной самоорганизации и саморегуляции в управлении темпоральным поведением представителей социальной общности. Делается вывод о многосубъектности и многоуровнево-сти управления социальным временем и темпоральными стратегиями поведения общностей.
The present paper is based on the results of the sociological analysis. Possibilities and limits are considered through the prism of the goals and methods of social management implemented by various structures - government, state and municipal management, management of commercial and non-profit organizations. The significance of processes such as temporal self-organization and self-regulation of temporal behavior governing of the representatives of the social community is revealed. The conclusion is made about multisubjects, multilevel management of social time and the temporal behavior strategies of communities.
Ключевые слова: управление социальным временем, темпоральные стратегии поведения, социальные общности.
Key words: social time management, temporal behavior strategies, social communities.
Важным аспектом исследования управления социальным временем и темпоральными стратегиями поведения социальных общностей (модель которого была представлена в наших публикациях [1, 3]) является вопрос о субъекте управления. Разделяя точку зрения А.В. Тихонова на сущность современного управления как новой формы синкретизма, объединяющего управление и самоуправление, организацию и самоорганизацию [9, с. 5], мы можем утверждать, что субъекты управления социальным временем общности локализуются как в ее социальном окружении, так и внутри нее самой. Одна группа субъектов осуществляет управление социальным временем в традиционном понимании - посредством целенаправленного воздействия/влияния извне на темпоральное сознание и поведение социальных общностей. Другая группа субъектов локализована в самой социальной общности и поддерживает ее темпоральную самоорганизацию и саморегуляцию.
Прежде всего, остановимся на субъектах «внешнего» управления. В отличие от других видов социального управления, имеющих институциональное оформление и, соответственно, четко обозначенные структуры управления и группы людей, выполняющих управленческие функции, управление социальным временем таковых не имеет. Тем не менее, темпоральное поведение представителей социальных общностей, их темпоральные ресурсы становятся объектом регулирующих действий, испытывают влияние различных факторов, связанных с формальными управленческими институтами, функционирующими в масштабах всего социума (макроуровень), на уровне конкретного региона и города (мезоуровень) или организации (микроуровень).
В соответствии с обозначенными уровнями управления мы можем определить субъектов управления временем и темпоральными стратегиями поведения социальных общностей. На макроуровне таковыми выступают государство и его структуры - органы власти и управления, отдельные их представители.
Действующие в структуре государственного управления органы законодательной власти разрабатывают нормы, являющиеся прямыми регуляторами темпорального взаимодействия социальных общностей в различных сферах. Это трудовое законодательство [10, гл. 4], регламентирующее использование рабочего времени различных профессиональных, возрастных и гендерных общностей, а также соотношение рабочего и внерабочего, в том числе свободного, времени, необходимого для восстановления сил и других видов жизнеобеспечения и развития [8]. Оно также включает нормы, определяющие количество праздничных дней в году [10, гл. 4]. Это закон о часовом времени [11], влияющий на трудоспособность, психологическое состояние, самосохранительное поведение россиян, режим работы транспортной инфраструктуры и промышленных предприятий. Последствия принятия такого законодательного акта и его изменений до сих пор неоднозначно оцениваются экспертами [6]. Деятельность органов законодательной власти также направлена на регулирование пенсионного возраста и постоянно сопровождается прениями в связи с изменениями закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Помимо органов власти, занимающихся законодательным регулированием социального времени, существует ряд учреждений, подведомственных отдельным министерствам и департаментам, в чьи функции входит разработка различных временных норм в виде методических указаний и рекомендаций. К ним можно отнести НИИ труда и социального страхования (нормирование труда), Роспотребнадзор и Научный центр здоровья детей РАМН (устанавливает временные нормативы учебного труда школьников и студентов). Они определяют формальные, институциональные правила общественно значимого темпорального поведения и взаимодействия, задавая внешние рамки для конструирования вектора темпоральных стратегий поведения социальных общностей.
Наше исследование темпоральных стратегий поведения волонтерской общности [2] показало значение такого субъекта управления временем, как общественные организации. Благодаря их деятельности в обществе в целом и в конкретных социальных общностях складываются представления о ценности времени и формах его использования. На наш взгляд, такие функции выполняют волонтерские организации, религиозные общества, неформальные субкультурные образования. Они не продуцируют формальных темпоральных норм, однако вырабатывают темпоральные установки и ценности, создающие основу неформальных правил и моделей темпорального поведения.
Так, волонтерские организации возводят свободное время своих членов в ранг главного ресурса их деятельности. Во многих зарубежных странах и волонтерских движениях сформировалась практика под названием «год волонтерства», когда после окончания школы и до поступления в университет молодой человек в течение года занимается добровольчеством. Этот временной период, занятый общественно значимой деятельностью, способствует накоплению человеческого капитала, который затем оказывается
востребованным при поступлении в вуз, на работу, где в специальной графе в анкете отмечается наличие опыта работы в общественных организациях [5]. Таким образом, волонтерские организации выступают главным звеном в процессе конвертации социального времени в человеческий капитал представителей волонтерской общности.
Малоизученным остается опыт темпорального регулирования жизнедеятельности представителей различных религиозных общин и организаций. На эту проблему указывает исследование М. Ахметовой, в котором раскрываются эсхатологические картина мира и установки, определяющие темпоральные аспекты поведения последователей религиозного учения, в том числе режим их повседневной жизни, который зачастую «ломает» человеческое сознание и психику. Многие секты в ожидании «конца света» вводят табу на употребление различных продуктов (поскольку пища - источник жизни -в это время становится нечистой), сексуальные отношения (поскольку не время рожать) и сон (время «смерти души») [4].
Центральными фигурами, управляющими темпоральной картиной мира верующих и временем их повседневной жизни, становятся главы церковных организаций и религиозных общин. Они сами, их учение, созданные ими организационные структуры управляют поведением членов общины посредством выстраивания четкой эсхатологической ориентации, календаря церковной жизни, ритмизации повседневности через режим молитв, служб, ритуалов.
Различные субкультурные организации оказывают влияние на темпоральное поведение молодежи не менее сильное, чем религиозные организации. Масштабы этих организаций не ограничены одной страной, многие из них являются международными движениями, в связи с чем мы относим субкультурные организации к субъектам макроуровня. Управление темпоральным поведением членов субкультуры осуществляется через формирование особого отношения к пограничным темпоральным состояниям - сну, суициду, смерти других людей. Философия некоторых субкультур - готов, эмо, зацеперов, субкультуры смерти - содержит основной вопрос: «быть или не быть?», хотя, по мнению исследователей, он разрешается в основном в эстетических формах [7] (исключение составляют «зацеперство» и субкультура смерти).
Тем не менее, государство рассматривает субкультуры как источник опасности для морально-нравственного воспитания современных подростков и молодежи, в том числе из-за их деструктивной темпоральной ориентации. В 2008 году при обсуждении проекта Концепции государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания детей парламентарии сделали акцент именно на этой особенности субкультурных движений. Таким образом, мы видим, что на макроуровне может складываться противоречие между интересами различных субъектов управления временем.
Субъектами управления мезоуровня выступают государственные и муниципальные органы власти и управления, общественные организации, действующие на уровне региона и конкретного населенного пункта, а также сами социальные общности. Управленческие функции органов власти в отношении управления временем и темпоральными стратегиями поведения заключаются в разработке программ и соответствующих социальных технологий, регулирующих развитие локальных социальных общностей в темпоральном аспекте. В эти программы закладываются установки, способствующие выбору необходимого вектора и скорости развития той или иной общности, формированию ее инновационного потенциала. Темпоральный компонент интегрирован в подобные программы, содержится в них латентно, обеспечивая необходимый региону или городу уровень развития социальных общностей, выступающих опорой в реализации государственных целей и задач. Государственные концепции, программы и проекты в области модернизации экономики, промышленности, образования могут быть осуществле-
ны только в том случае, если у них есть социальная база в виде общностей и групп населения, имеющих темпоральные ресурсы и характеристики, соответствующие целям государственного управления.
В управлении темпоральным поведением на мезоуровне особую роль играют процессы темпоральной самоорганизации и саморегуляции, происходящие внутри социальной общности. Субъекты «внешнего» управления (органы власти, общественные организации) создают внешние условия и предпосылки, в контуре которых стратегическая направленность темпорального сознания и поведения общности складывается как результат внутренних процессов. На темпоральную самоорганизацию и саморегуляцию влияют: содержание и специфика основных видов деятельности общности; процессы ее адаптации к изменяющейся внешней среде; процессы самоопределения и динамика развития; характер взаимодействия с другими общностями и институтами, значимыми для ее жизнедеятельности. Эти процессы инициированы самой социальной общностью, необходимы для ее существования.
Социальные общности студенческой молодежи, волонтеров, менеджеров, предпринимателей, фрилансеров, ученых, педагогов формируют свои модели темпорального поведения не только в ответ на регулирующие действия органов власти, но, прежде всего, сообразуясь с необходимостью регулировать темпоральные отношения с внешним окружением. Многие социальные общности функционируют как «парные»: учитель - ученик, студент -преподаватель, производитель товаров и услуг - потребитель, волонтеры и те, кому они помогают. Осуществляя взаимодействие, они проявляют темпоральную активность, ориентированную на самоорганизацию условий быта, повседневной работы, учебы, общественного труда. Такое понимание социальной общности как субъекта управления (самоуправления) важно для определения перспектив управленческого подхода к темпоральным стратегиям социальной общности.
Управление временем и темпоральными стратегиями поведения социальных общностей на микроуровне осуществляется в конкретных организациях - трудовых, образовательных, деловых, общественных. Темпоральные стратегии представителей социальных общностей, локализованных в рамках этих организаций, определяются действиями их руководства, а также социокультурных механизмов, заложенных в организационной культуре.
На этом уровне субъектами управления вводятся принципы временной организации деятельности (режим, регламент, график работы, учебы), формального взаимодействия (синхронизация взаимодействия, периодичность встреч, предоставления отчетности), определяются темпоральные критерии развития организационной системы - направление, механизмы, этапы, скорость.
Действия руководителей, направленные на темпоральную организацию жизнедеятельности сотрудников, имеют разную степень согласованности с действиями других субъектов, находящихся на том же микроуровне или на других уровнях управления временем социальных общностей. Нередко работодатели коммерческих и государственных организаций нарушают временные нормы, установленные на федеральном уровне Трудовым кодексом РФ, либо игнорируют «темпоральные традиции» профессиональных общностей, темпоральные представления, бытующие на уровне общества в целом.
Если речь идет о назначении перспективного молодого человека на руководящую должность, в некоторых случаях это противоречит сложившимся в коллективе представлениям о возрасте руководителя, но в то же время служит примером позитивного управленческого влияния на изменение темпоральных стереотипов. Установка на омоложение коллектива или, напротив, стремление сбалансировать его в возрастном отношении для сохранения преемственности, интеллектуального капитала создает условия для выстраивания определенных темпоральных стратегий у различных групп коллектива.
Во многих образовательных и коммерческих организациях, использующих стратегический подход к управлению, разрабатываются программы развития, в которых четко прописывается временное измерение организационных изменений. Анализ результатов таких программ показывает, что их реализация приводит к желаемым целям в том случае, если их основные разработчики (т. е. руководство организации) учитывают особенности темпоральных стратегий поведения сотрудников, принадлежащих к различным социальным общностям.
Понимание темпоральных стратегий поведения социальной общности приобретает значение информационного ресурса управленческой деятельности на микроуровне, поскольку служит объяснительной схемой проблемы сопротивления управленческим инновациям и изменениям организации. Прошлый темпоральный опыт, аккумулированный в габитусе социальной общности, порождает социальную инерцию и иррациональное сопротивление управлению не только тогда, когда изменения грозят их благополучию, но и в том случае, если они соответствуют их интересам.
В основе сопротивления управленческому воздействию, направленному на изменения, лежит, во-первых, страх перед временем, страх перемен; во-вторых, нежелание ломать привычки (габитус - структура, порождающая и поддерживающая привычки); в-третьих, недостаток информации. Люди, волей или неволей включенные в процесс организационных изменений, находящиеся в ситуации высокой неопределенности, усиливающейся за счет отсутствия информации, нередко теряют чувство владения собственным временем. Как говорил Сенека, «глупо строить планы на всю жизнь, не будучи господином даже завтрашнего дня». Последняя причина сопротивления организационным изменениям актуализирует значение знания, шире - информации - для выработки и реализации управленческих решений.
В заключение статьи отметим, что научная концепция и практика управления социальным временем и темпоральными стратегиями поведения общностей строятся на понимании многосубъектности и многоуровневости этого вида социального управления. Социальное время общности как ресурс имеет высокую ценность и для нее самой, и для формальных структур власти и управления, общественных и коммерческих организаций. Соответственно, каждый субъект выстраивает собственную политику времени как инструмент овладения и управления этим дефицитным ресурсом в собственных целях и интересах, нередко вступая в борьбу с «конкурентами». На наш взгляд, практика управления социальным временем не может быть эффективной без ориентации на социальную общность как важнейший субъект управления и самоуправления. «Жесткое» управление, не учитывающее самоорганизацию и самодетерминацию социальных общностей, не способно регулировать функционирование и развитие современного общества. Социальные общности активны и самостоятельны и формируют свои жизненные стратегии, исходя из собственных целей и интересов, а не сообразуясь с чьей-то волей.
Темпоральные противоречия, складывающиеся между различными субъектами управления, можно рассматривать как борьбу между агентами и институциями, разворачивающуюся в пространстве социальных полей за социальное время. Те из них, кто занимает доминирующие позиции, могут заставить других подчинить их темпоральность собственным интересам, но всегда должны рассчитывать на сопротивление их управленческой воле. Наличие капитала социального времени или способность им распоряжаться позволяет регулировать социальные связи и дистанции между людьми, минимизируя таким образом затраты, в том числе и временные, на приобретение социальных благ. Регулирование темпоральных стратегий поведения социальных общностей, рассматриваемое в таком ключе, понимается как способ существования в высоко конкурентной среде.
Литература
1. Амбарова, П.А. Модель управления социальным временем и темпоральными стратегиями поведения социальных общностей [Текст] / П.А. Амбарова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3. - С. 175-182.
2. Амбарова, П.А. Темпоральные ресурсы волонтерства [Текст] / П.А. Амбарова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. - 2015. - № 3. - С. 150-158.
3. Амбарова, П.А. Управление временем в зеркале темпоральных стратегий поведения социальных общностей [Текст] / П.А. Амбарова. - Екатеринбург : УрФУ, 2015. - 252 с.
4. Ахметова, М. Конец света в одной отдельно взятой стране [Текст] / М. Ахме-това. - М. : ОГИ; РГГУ, 2010. - 336 с.
5. Дмитриева, О. Принц и нищие [Электронный ресурс] / О. Дмитриева // Российская газета. - 2012. - 12 нояб. - Режим доступа: http://www. rg.ru/2012/11/12/volontery.html (дата обращения: 15.03.2015).
6. Домчева, Е. Назад в будущее [Электронный ресурс] / Е. Домчева // Российская газета. - 2014. - 1 окт. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/10/01/ chasy.html (дата обращения: 12.03.15).
7. Ляхова, Ю. Мрачные готы, грустные эмо и агрессивные скинхеды: кто будет плакать? [Электронный ресурс] // Городской портал «Чита.ру». - Режим доступа: http://articles.chita.ru/14735/ (дата обращения: 14.03.2015).
8. Смирнова, Е.П. Новые правила регулирования рабочего времени и времени отдыха [Текст] / Е.П. Смирнова. - М. : Гросс-Медиа, 2007. - 128 с.
9. Тихонов, А.В. Философские проблемы социологии. Очерки [Текст] / А.В. Тихонов // Приложение к журналу «Философские науки» (Библиотечка молодого ученого). Специальный выпуск «Основания социологии управления». -М. : Гуманитарий, 2013. - 40 с.
10. Трудовой кодекс РФ № 197-ФЗ от 30.12.2001 г. (действующая редакция от 06.04.2015) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 15.03.2015).
11. ФЗ № 107-ФЗ от 03. 06. 2011 г. «Об исчислении времени» (ред. от 21.07.2014 г.) [Электронный ресурс] // «Российская газета». - Федеральный выпуск № 5496. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/06/06/vremya-dok.html (дата обращения: 15.03.2015).