научный поиск
оииология
YÄK 316.3 ББК 60.5
Ï.A. AMÁAPOBA
P.A. AMBAROVA
ПРОУЕССЫ ТЕМПОРАЛЬНОЙ САМООРГАНИЗАУИИ В НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СООБЩЕСТВЕ
PROCESSES OF TEMPORAL SELF-ORGANIZATION IN THE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL COMMUNITY
Публикация подготовлена в рамках гранта РГНФ № 14-03-00072 «Нелинейная динамика социального времени в зеркале темпоральных стратегий поведения городских социальных общностей»
В статье раскрывается значение процессов темпоральной самоорганизации в жизнедеятельности научно-педагогического сообщества, показаны конкретные проявления этих процессов. Выявлены темпоральные противоречия между институциональным управлением социальным временем и темпоральными стратегиями поведения преподавателей вуза и темпоральной самоорганизацией и саморегуляцией, присущей этой социальной общности.
The article reveals the importance of processes of temporal self-organization in the life of scientific and educational community, it shows the concrete forms of these processes. It was revealed temporal contradictions between institutional management of social time and temporal behavior strategies of professors and temporal self-organization and self-regulation inherent in this social community.
Ключевые слова: научно-педагогическое сообщество, управление социальным временем и темпоральными стратегиями поведения, темпоральная самоорганизация и саморегуляция.
Key words: scientific and educational community, the management of social time and the temporal behavior strategies, temporal self-organization and self-regulation.
В контексте современного социологического знания о природе социального управления различные его виды получают расширительное толкование, включающее как традиционные трактовки, так и новое понимание его форм, свойств и функций. Важным видом социального управления выступает управление социальным временем и темпоральными стратегиями поведения социальных общностей.
Одной из главных его особенностей является многосубъектность. В практику темпорального регулирования жизнедеятельности социальной общности включаются многие управленческие структуры - органы власти и управления всех уровней, администрация различных организаций, руководство общественных объединений и т.д., а также сама социальная общность, выступающая активным актором в пространстве социальных взаимодействий.
Исходя из этого положения, мы включаем в понятие управления временем и темпоральными стратегиями поведения социальных общностей два элемента: 1) управление в его традиционном понимании, заключающееся в управленческом воздействии или влиянии на темпоральные процессы социальной общности, 2) самоуправление, проявляющееся в темпоральной самоорганизации и саморегуляции социальной общности. Рассмотрению темпоральной самоорганизации научно-педагогического сообщества, представляющей собой специфические социальные практики, сформированные повседневным жизненным и профессиональным опытом представителей этой общности, будет посвящена наша статья.
Исследование темпоральных стратегий поведения научно-педагогического сообщества [1, 2] показало, что в жизнедеятельности этой социальной общности процессы темпоральной самоорганизации и саморегуляции имеют большое значение. Возникновение и развитие общности преподавателей высшей школы охватывают значительный исторический период и связаны с длительным процессом институционализации их профессии и формирования их профессиональной культуры. Эта общность способна сама регулировать отношения внутри себя и взаимоотношения (взаимодействия) с субъектами внешнего социального окружения. В длительном процессе своего исторического развития научно-педагогическим сообществом выработаны сложные механизмы темпоральной самоорганизации и саморегуляции.
Особенностью научно-педагогического сообщества является взаимодействие профессиональной и иных социальных ролей, выполняемых ее членами, взаимопроникновение личной и профессиональной жизни, личных и профессиональных интересов. На наш взгляд, этими факторами во многом обусловлен сложный в темпоральном отношении, ненормированный и напряженный по времени труд преподавателя, большая продолжительность его рабочего времени, достаточно поздний выход на пенсию.
Темпоральная самоорганизация научно-педагогического сообщества представляет собой социальный процесс, осуществляемый им по поиску наиболее оптимальных темпоральных параметров и режимов его функционирования, обеспечивающих выполнение основных социальных функций, ролей, а также его развитие. Результатом темпоральной самоорганизации является сконструированная система темпоральных установок, ценностных ориентаций, целей, структур, правил, алгоритмов деятельности и взаимодействий, упорядочивающая и обеспечивающая жизнедеятельность научно-педагогического сообщества во временном аспекте.
Темпоральная саморегуляция представляет собой упорядочение жизнедеятельности исследуемой общности с помощью выработанных ею самой темпоральных норм и правил. Этот процесс направлен на выстраивание такой темпоральной стратегии поведения и такого темпорального режима функционирования, которые конгруэнтны самой социальной общности (органически связаны с различными видами ее жизненной стратегии, интегрированы в них) и позволяют соответствовать общественным ожиданиям.
В процессах темпоральной самоорганизации и саморегулирования научно-педагогического сообщества, которые служат не только его сохранению, но и развитию, проявляется субъектность этой социальной общности и степень ее социальной активности. В ходе этих процессов она вырабатывает новые темпоральные качества, которые повышают ее адаптивность и позволяют переходить из старого состояния в новое.
Рассмотрим, в каких формах развиваются процессы темпоральной самоорганизации и саморегуляции в научно-педагогическом сообществе, и определим возможности управления темпоральными стратегиями их поведения с учетом этих процессов.
Самоорганизация научно-педагогического сообщества проявляется в большинстве процессов его развития. Такие темпоральные характеристики развития, как скорость, направление и устойчивость изменений общно-
сти в качестве самоуправляющегося субъекта, задаются не извне (например, государством, органами управления), а самой общностью, исходя из ее потребностей, целей, возможностей. Во многом эти ориентиры возникают как реакция на общественные потребности и формируются во взаимодействии общности с внешней средой. Для научно-педагогического сообщества - это студенты, их потенциальные работодатели, партнеры по научным и образовательным проектам, конкуренты. Во взаимодействии с ними формируются не только повседневные темпоральные структуры, например, режим трудовой деятельности, правила темпорального взаимодействия. Содержание социального взаимодействия общности с окружением определяет темпоральные характеристики стратегии развития: скорость реакции на изменившиеся требования и запросы, временную перспективу (среднесрочную или долгосрочную), темпоральную модель изменений (ускорение, мгновенный переход в новое состояние, сохранение преемственности) и др.
В темпоральном отношении стратегия развития научно-педагогического сообщества отличается от стратегий других социальных общностей, например, бизнес-сообщества (для которого процессы темпоральной самоорганизации характерны в неменьшей степени). Если для бизнес-сообщества возможен (а иногда и необходим) качественный, почти мгновенный переход к новым организационным формам, моделям поведения на рынке, принципиально новым стандартам деятельности, то для научно-педагогической общности предпочтительна модель развития с сохранением преемственности, гармоничное сочетание инноваций, ускорения и научных, образовательных традиций. Мы видим, что специфика темпоральности развития общностей зависит от той социальной роли, которую они выполняют в обществе: бизнес выступает локомотивом общественного развития, определяет его тренд, а образование есть связующее звено между динамичными сферами экономики, рынка труда и более стабильными подсистемами общества (культурой, семьей и т.д.).
Социальное окружение научно-педагогического сообщества сегодня становится в высшей степени динамичным, неопределенным и нелинейным. Следовательно, и развитие этой социальной общности становится «ломанным», трудно предсказуемым. Для его описания больше всего подходит термин «флуктуации», означающий колебания и нестабильность. Исходя из результатов анализа существующих в системе образования механизмов управления временем, мы можем утверждать, что управлять развитием такой сложно организованной общности исключительно с помощью институциональных механизмов, ориентированных на жесткие методы воздействия, становится невозможно.
Управление, которое поддерживает один альтернативный путь развития научно-педагогического сообщества и ставит барьеры на пути реализации другого, искусственно прерывает процессы его самоорганизации и саморазвития (что противоречит самой природе этой общности) и, как следствие, снижает ее потенциал и возможности реализовать свои социальные функции и предназначение. Позитивная роль управления в системе образования как социального института заключается в создании благоприятных условий, в которых научно-педагогическое сообщество само выстраивает темпоральную модель (т.е. систему темпоральных характеристик и параметров) стратегии своего развития.
Темпоральная самоорганизация и саморегуляция проявляются в структурировании и гибком изменении бюджета времени, который отражает структуру жизнедеятельности научно-педагогического сообщества и приоритетные направления и цели его деятельности. Как показало наше эмпирическое исследование, право на свободное и самостоятельное планирование и изменение бюджета времени рассматривается представителями научно-педагогического сообщества как привилегия, привлекательная сторона их профессиональной деятельности и как ресурс, обеспечивающий гибкость в подходах к решению профессиональных задач.
Между тем, в современных условиях у научно-педагогического сообщества возможности самостоятельного регулирования бюджета времени ограничены. Образовательные практики требуют более интенсивного включения в темпоральные структуры, регулирующие деятельность и взаимодействие больших групп - лекционных потоков, академических групп, институтов, кафедр, департаментов. Темпоральная координация, осуществляемая системой управления вузом посредством различных планов, графиков и учебного расписания, создает некие темпоральные «границы» и «точки», с учетом которых научно-педагогическое сообщество уже самостоятельно распоряжается временными ресурсами. Однако это традиционные, привычные ограничения, связанные с особенностями временной организации вузовской жизни.
Мы уверены, что существуют и другие ограничения «темпоральной свободы» научно-педагогического сообщества, более серьезные по своему влиянию и связанные с теми негативными организационными и социально-экономическими процессами, которые происходят в системе высшего образования в последние годы. Остановимся далее на них и тех предпосылках, которые способствовали их появлению.
Возможность быть свободным в выстраивании своего графика работы, в планировании рабочей нагрузки и отдыха, бюджетировании времени различных видов деятельности всегда было привлекательной стороной педагогической профессии. Наше исследование показывает, что фактор темпоральной свободы по-прежнему остается значимой ценностью для научно-педагогического сообщества. Начиная с 1990-х гг., в условиях резкого падения уровня жизни преподавателей вузов их ресурс времени (достаточное количество времени и гибкий график) обеспечил многим представителям данной общности вторичную занятость и, соответственно, позволил поддержать более или менее достойные уровень и качество жизни.
Исследования профессиональной деятельности педагогов высшей школы, проводившиеся в 2000-е гг., четко показали снижение уровня их научно-исследовательской активности и педагогической продуктивности в связи с ухудшением материального положения и перегруженностью дополнительными заработками, а значит, сокращением доли времени на научную, научно-методическую и креативную педагогическую работу [6, 17 и др.]. Корреляция интенсивности и объема научной деятельности с фактором времени была опосредована мотивацией преподавателей на научную работу: те из них, кто сохранил интерес к серьезным научным исследованиям, либо уменьшили объем научной работы и количество публикаций, либо «вывели» этот вид работы в зону свободного времени, либо за счет коммерциализации науки превратили ее в источник доходов [13]. В любом случае альтернативные стратегии профессионального поведения формировались благодаря сохранявшейся в определенной степени темпоральной свободе вузовских преподавателей.
Современная ситуация, на наш взгляд, выглядит не лучше, а скорее хуже: в условиях нового витка социально-экономического кризиса при сохраняющейся необходимости дополнительной занятости интенсифицируется внутривузовская работа преподавателей. Следовательно, институциональные темпоральные структуры в вузе становятся все более жесткими и создают больше барьеров для осуществления темпоральной самоорганизации внутри научно-педагогического сообщества.
Этот процесс образно можно назвать «темпоральным кальционирова-нием» (закостенением) вузовской среды, снижением ее темпоральной подвижности и свободы. Причиной тому служит резкое увеличение рабочей нагрузки преподавателей. Оно приводит к уменьшению доли рабочего времени, которым они могут самостоятельно распоряжаться, одновременно происходит резкое уменьшение их свободного времени. Социологические исследования показывают, что 92% преподавателей вузов недовольны своим бюджетом времени (прежде всего из-за увеличивающегося объема работы) [15, с. 120], 66% преподавателей не успевают заниматься научной работой и читать ли-
тературу [9, с. 115]. Наше собственное исследование (а его результаты подтверждаются и другими работами [15]) показывает, что большинству представителей научно-педагогического сообщества катастрофически не хватает времени на отдых, восстановление физических и психических сил, общение с родными, удовлетворение культурных потребностей, что является необходимым условием их личностного роста и развития профессиональной культуры. Хотя дополнительную занятость имеет большое количество преподавателей (от 57 до 88% в различных вузах [9, с. 112; 11, с. 93]), в этих условиях определенная их часть отказывается от нее, поскольку для этого уже отсутствуют физические, психические и временные возможности.
Разрастание учебной нагрузки приводит к профессиональному выгоранию и проблемам здоровья, конфликтам в семье, оно сужает темпоральную свободу преподавателей, «закрепощает» их в рамках «образовательного конвейера», лишает возможности темпорального балансирования. В условиях «закальционированного времени» дорогостоящие временные ресурсы научно-педагогического сообщества используются нерационально, «сжигаются», вместо того, чтобы быть конвертируемыми в другие виды капитала -интеллектуального, человеческого, профессионального и т.д.
Особенно это заметно в отношении механизмов темпоральной самоорганизации научной работы преподавателя-исследователя. Они разрушаются, потому что принципиально невозможно нормативно рассчитать и предписать временные нормы на создание научной идеи, концепции, написание статьи, монографии. С позиций темпорального подхода научная деятельность является ресурсоемкой и темпорально ненормируемой. Никто и никогда не может точно определить, сколько времени потребуется молодому преподавателю для написания серьезной статьи. Зачастую то, на что опытному ученому нужна неделя, аспиранту нужен месяц. Многое зависит от степени разработанности и фундаментальности проблемы и других факторов.
Следовательно, темпоральная неопределенность и ненормируемость научной работы по необходимости предполагают использование «темпорального балансира», т.е. свободы и гибкости в распоряжении временными ресурсами. Между тем, бюджет времени представителей научно-педагогического сообщества сегодня представляет собой обросший ракушками киль корабля, настолько он сковывает деятельность преподавателей «разрастающимися» рутинными учебными практиками. Из-за этого скорость, производительность, качество их профессиональной деятельности катастрофически снижаются.
Темпоральная самоорганизация научно-педагогического сообщества проявляется в выборе темпоральных ориентиров его жизнедеятельности. И в этом вновь проявляется специфика этой социальной общности. Если бизнес-сообщество преимущественно ориентировано на будущее и развивается в логике опережения, что порой вызывает противоречия во взаимодействии с другими социальными общностями1, то для научно-педагогического сообщества характерна ориентация одновременно и на прошлое, и на будущее. Говоря о темпоральных ориентирах как элементе темпоральной стратегии поведения научно-педагогического сообщества, мы вновь обращаем внимание на специфику социальной роли науки и образования как особых социальных институтов-медиаторов, соединяющих ориентации на будущее (инновации) и на прошлое (традиции) и использующих это сочетание как источник развития.
Эта особенность темпоральной стратегии поведения представителей научно-педагогического сообщества лежит в основе другого темпорального
1 Яркий пример темпоральных противоречий между социальными общностями - это борьба городского сообщества с бизнесом за сохранение исторического и культурного архитектурного наследия города. Заметим, что среди представителей городского сообщества, выступающего за максимальное сохранение культурного наследия, велика доля представителей науки, культуры и образования.
противоречия - между формально-инновационным управлением в сфере образования, ориентированным на быстрое достижение целей модернизации высшего образования в среднесрочной перспективе, и научно-педагогическим сообществом, очень взвешенно относящимся к соотношению старого и нового и ориентированного на достижение целей в долгосрочной перспективе.
Близость представлений об ориентирах развития и модернизации образования, складывающихся на уровне управления и научно-педагогического сообщества, представляет собой только видимость. Проводимые правительством и министерством науки и образования реформы на самом деле перечеркивают значение многих традиций российского образования и науки. Они снижают роль преподавателя как носителя и создателя уникального образовательного и научного знания, гуманитарной и воспитательной составляющей образования, доступности качественных образовательных услуг широким слоям населения и многие другие традиции, за сохранение которых выступает научно-педагогическое сообщество.
Конфликт между структурами управления образования и социальной общностью преподавателей вузов - это конфликт между «быстрым рынком» и механизмом долгосрочных инвестиций в образовательный и интеллектуальный капитал вузов. Рыночная модель, в состояние которой была переведена российская высшая школа, требует отдачи «здесь и сейчас» (в краткосрочной, в лучшем случае среднесрочной перспективе). Она породила различные стратегии рыночного поведения вузов, основанные на использовании известной ресурсной диады «время - деньги»: время на получение образования стало конвертироваться в доходы, получаемые вузами от предоставления «быстрых» платных услуг.
Изданный в 2002 г. Приказ Минобрнауки РФ № 1725 «Об утверждении условий освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки» позволил ввести в вузовскую практику программы сокращенного и ускоренного обучения (система «колледж - вуз»), которые дали одним возможность реализовать нелинейную траекторию обучения, другим гибко сочетать работу и учебу, третьим - просто сэкономить время на получении диплома (некоторые недобросовестные вузы, пользуясь правовой неотрегулированностью этой формы обучения, сокращали обучение до одного года).
Однозначную оценку возникшему феномену сокращенного или ускоренного обучения в вузе дать трудно. С одной стороны, студентам такая форма обучения позволила выстроить нелинейную стратегию поведения благодаря гибкому использованию времени, которое распределялось между работой и учебой (при резком сокращении продолжительности обучения). С другой стороны, в образовании сложилась не самая лучшая рыночная модель «быстрых денег», хорошо работающая в логике потребительского рынка, но плохо в сфере образования.
Российская высшая школа не может усвоить и реализовать эту идеологию «быстрых денег», по крайней мере в том варианте, который ей навязывается системой управления. Эта идеология, во-первых, противоречит традициям российского образования, а, во-вторых, ее создатели не учитывают темпоральных рисков, которые она порождает уже сейчас - девальвацию ценности «быстрого образования», снижения качества и, соответственно, престижа высшего образования «в ускоренном варианте», потерю его конкурентоспособности. Таким образом, темпоральные ориентиры, заложенные в современной образовательной политике, приводят к противоположным результатам, а, значит, свидетельствуют о неэффективности управленческой системы в области образования.
В этом смысле ценным представляется опыт Китая, перед которым стоят примерно те же задачи, что и перед Россией и который также пытается решить их путем модернизации образования. Между тем, подход к выстраиванию темпоральной модели модернизации высшего образования в Китае
иной. Он базируется на следующих принципах: 1) стратегия реформирования образования строится на основе преемственности, национальных традиций и исторического опыта; 2) сохраняется традиционная патерналистская роль государства по отношению к вузам; 3) реформирование идет постепенно, поэтапно и притом, что управление очень быстро, оперативно реагирует на появление ошибок, рисков, просчетов в образовательной реформе [14].
Приведенный пример показывает положительный опыт ориентации управления в разработке реформ образования на такие темпоральные ценности, как традиции (в формировании которых значительную роль сыграли традиции советского образования), преемственность и разумное их сочетание с инноватикой, а самое главное - скоростью и гибкостью управленческой деятельности, сопровождающей этот процесс.
В сочетании с другими управленческими подходами и инструментами, обеспечивающими прежде всего благоприятные финансовые и временные условия (зарплата преподавателя китайского вуза равна зарплате менеджера среднего звена, аудиторная нагрузка примерно 30-40 часов в семестр [7]), это обеспечивает китайским университетам высокие позиции в международном образовательном пространстве. Не случайно 5 китайских университетов сегодня входят в рейтинг QS (QuacquareШ Symonds) 200 лучших университетов мира (университет Цинхуа - 47 место, Пекинский - 57, университет Фудань - 71, Шанхайский - 104, Нанкинский - 162 места) [18]. По уровню публикационной активности в 2009 г. они уступали только США и Великобритании, в 2012 г. вышли уже на второе место [12, с. 83-84]. При этом 20% публикаций китайских исследователей приходится на национальные журналы, 80% - на международные [10].
Рассмотрим еще один аспект темпоральной самоорганизации и саморегулирования, который находит отражение в выстраивании темпоральности (временные границы, ритмы, повторы, скорости) научно-исследовательской деятельности и бизнес-проектов.
Существуют определенные закономерности осуществления научно-исследовательской работы во времени. Не случайно разработаны даже классификации научных открытий по критерию темпоральности (повторные, одновременные, своевременные, преждевременные, запоздалые и т.д.) [5, 8]. Что же касается собственно процесса научной работы, то его темпоральные особенности определяются сочетанием в ней творческой составляющей и алгоритмизированной деятельности. Понятно, что темпоральные характеристики научного творчества в большей степени неопределенны, динамичны, зависят от индивидуальных особенностей преподавателя-исследователя. По выражению Д. Зербино, научное творчество - «это работа без времени» [4].
Другая составляющая научной работы - ее алгоритмы - характеризует коллективные практики, отражает социальный опыт научно-педагогической общности по наработке технологий ее деятельности. Темпоральные характеристики этой составляющей научно-исследовательской работы программируются, а, следовательно, сравнительно легко поддаются управлению.
Управление научно-исследовательской работой преподавателя вуза опирается на знание и понимание, прежде всего, технологии научной работы и на основе этого устанавливает определенные сроки выполнения НИР -в рамках подготовки кандидатской и докторской диссертаций (3 и 5 лет), выполнения исследования по грантам (1, 2 или 3 года). Но, как правило, научно-исследовательский проект не укладывается в отведенные организационные рамки: чаще всего он охватывает этап интенсивной работы, а так называемый «задел» и «продолжение» темы выходят за его границы.
Темпоральная самоорганизация научно-исследовательской работы, основанная на сочетании двух названных компонентов - научном творчестве и научном рутинном, алгоритмизированном труде - выработала темпоральную норму систематической научной работы. Исследователь должен осу-
ществлять научную работу постоянно, изо дня в день, по принципу «ни дня без строчки». Для академических научных работников время, отводимое на исследования, должно составлять примерно 80% от бюджета рабочего времени (остальное занимает организационная и прочая работа), для преподавателя вуза объем времени на научную работу, конечно, меньше.
Однако дело не только в объеме, но и в качественной темпоральной организации научной работы. Она может быть рекурсивной, повторяющейся, может иметь уникальный, разовый характер, но в любом случае она должна быть постоянной. «Если "бросить науку» на один день», - писал физик и философ М. Бунге, - то она тебя бросит на два, если ты ее оставишь на два дня, то она тебя может бросить вовсе» [3]. Придерживаются ли современные российские преподаватели-исследователи этого принципа или нет, зависит не только от их индивидуальных устремлений, мотивации к научной работе, но и тех объективных условий, в которых они работают.
Современный преподаватель оказывается в роли буриданова осла, который скончался, так и не решив, за какую еду приняться. В условиях жесточайшего дефицита времени, на причины которого мы не раз указывали в нашей работе, им очень сложно сделать выбор: зарабатывать на жизнь, беря дополнительную работу? совершенствовать, «модернизировать» свое педагогическое мастерство, осваивая новые стандарты, технологии, подходы? переписывать на десятый раз по новому шаблону учебные программы? заняться диссертационным исследованием? написать монографию или, по крайней мере, серьезную статью? Выбор делается, но не в пользу систематической научной работы.
«Урывками, но постоянно», - так определяется «хронотоп» научной работы преподавателя [16]. В таком «рваном» темпоральном режиме работали и работают практически все преподаватели вузов, поэтому подсчитать точно, сколько времени уходит на тот или иной вид научной работы, достаточно трудно, нормировать время научной работы практически невозможно.
Другой принцип научной работы, отраженный в латинской поговорке «Festina lente» - «поспешай медленно», также не выдерживается в современных вузовских условиях. Во-первых, объективно увеличилась и продолжает увеличиваться скорость обновления научной информации, что заставляет более интенсивно отслеживать и осваивать новое научное знание. Во-вторых, быстро меняются количественные и качественные критерии оценки научных достижений, что связано с попыткой ускоренными темпами вписать российскую науку в европейское научное пространство (количество публикаций в журналах списка ВАК, в журналах, индексируемых в международных базах цитирования, увеличение публикаций в журналах с высоким импакт-фактором и др.).
Высокий темп, скорость развития научной работы, обусловленные как внешним фактором - естественной динамикой развития науки, так и целевыми установками реформы российского образования и науки, нарушают традиционные нормы и принципы темпоральной самоорганизации научной деятельности. Но если первый фактор задан объективно и позитивно стимулирует изменение темпоральной организации научно-исследовательской работы преподавателей и ученых, то влияние второго - управленческих установок на ускорение - можно оценить как противоречивое.
Искусственное введение таких критериев оценки научных достижений, как библиометрические показатели, объемы привлеченного финансирования, количество грантов (особенно в условиях резкого сокращения финансирования научных фондов в 2014-2015 гг.), к которым добавлен критерий возрастающей динамики этих показателей, вряд ли можно назвать эффективным управленческим механизмом стимулирования развития российской науки. В условиях ресурсной необеспеченности этот процесс разрушает механизмы темпоральной самоорганизации науки и сопровождается рисками «научных махинаций», «вымывания» научной проблематики, не вписывающейся в издательскую политику высокорейтинговых зарубежных журналов.
Таким образом, проведенный анализ высветил те противоречивые ситуации, которые складываются в зонах пересечения институциональных механизмов управления временем и темпоральными стратегиями поведения и процессов темпоральной самоорганизации и саморегуляции, происходящих в научно-педагогическом сообществе. Причины выявленных противоречий видятся нам, с одной стороны, в несовершенстве механизмов управления временем, сложившихся на уровне формальных управленческих структур, в их ориентации на методологические принципы парадигмы «жесткого» управления, недооценке значимости фактора времени в регулировании жизнедеятельности этой социальной общности. С другой стороны, причиной сложившейся ситуации служит отсутствие в системе управления механизмов обратной связи, позволяющей быстро и адекватно реагировать на особенности темпоральной самоорганизации научно-пердагогической общности.
Выявленные противоречия требуют не только своего теоретического и эмпирического исследования, но и определения путей их регулирования и минимизации рисков, связанных с ними. Это означает, что в практике управления темпоральными стратегиями поведения научно-педагогического сообщества должен учитываться его «темпоральный профиль», обусловленный историей его возникновения и развития, социальными ролями, которые оно выполняет в современном обществе. Управленческие структуры, представляющие вертикаль власти в системе высшего образования, должны ориентироваться на имеющийся у социальной общности опыт и способности к темпоральной самоорганизации и в зависимости от этого определять подходы, конкретные социальные технологии и методы регулирования ее темпоральных стратегий.
Литература
1. Амбарова, П.А. Время в жизни преподавателя вуза глазами социологов [Текст] / П.А. Амбарова, Г.Е. Зборовский // Высшее образование в России. -2015. - № 2. - С. 70-79.
2. Амбарова, П.А. Темпоральные стратегии поведения горожан: опыт качественного исследования [Текст] / П.А. Амбарова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2015. - № 1. - С. 13-24.
3. Бунге, М. Интуиция и наука [Текст] / М. Бунге. - М. : Прогресс, 1967. -188 с.
4. Зербино, Д. Научное творчество: неразгаданный феномен [Электронный ресурс] / Д. Зербино. - Режим доступа: http://gazeta.zn.ua/SCIENCE/nauch-noe_tvorchestvo_nerazgadannyy_fenomen.html (дата обращения 29.04.2015).
5. Кынин, А. Эти неслучайные «случайные» открытия [Электронный ресурс] / А. Кынин. - Режим доступа: http://www.metodolog.ru/01200/01200.html (дата обращения 28.04.2015).
6. Назарова, И.Б. Преподаватели экономических дисциплин: профессиональный потенциал, особенности занятости и трудовой мотивации [Текст] / И.Б. Назарова. - М. : МАКС Пресс, 2005. - 279 с.
7. Научно-педагогическая работа в китайском университете [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://inel.stu.cn.ua/forum/index.php?topic = 527.0 (дата обращения 28.04.2015).
8. Новиков, А.С. Научные открытия: повторные, одновременные, своевременные, преждевременные, запоздалые [Текст] / А.С. Новиков. - М. : УРСС, 2003. - 112 с.
9. Попова, О.И. Преподаватель вуза: современный взгляд на профессию. Опыт социологического исследования [Текст] / О.И. Попова // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 6. - С. 112-119.
10. Публикационная активность: практические аспекты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unkniga.ru/vishee/1719-publikacionnaya-aktivnost-prakticheskia-aspekty.html (дата обращения 28.04.2015).
11. Римская, О.Н. Мотивация преподавателей вузов в системе менеджмента качества образования [Текст] / О.Н. Римская. - Томск, 2006. - 121 с.
12. Родионов, Д.Г. Гонка за лидером: правительственная программа «5-1002020» [Текст] / Д.Г. Родионов, Е.В. Ялунер, О.А. Кушнева // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2014. - № 2. -Т. 6. - С. 69-86.
13. Рощина, Я.М. Факторы исследовательской деятельности преподавателей вузов: политика администрации, контрактная неполнота или влияние среды? [Текст] / Я.М. Рощина, М.М. Юдкевич // Вопросы образования. - 2009. -№ 3. - С. 203-228.
14. Сачко, Г.В. Почему сходные реформы высшего образования в России и Китае ведут к разным результатам? [Текст] / Г.В. Сачко // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - № 12. - С. 48-55.
15. Филатова, Е.В. Жизненный баланс преподавателя университета [Текст] / Е.В. Филатова // Идея и идеалы. - 2012. - № 3 (13). - Т. 2. - С. 116-123.
16. Харченко, В.К. Как заниматься наукой [Текст] / В.К. Харченко. - Белгород : Изд-во Белгородск. гос. пед. ун-та, 1996. - 208 с.
17. Эфендиев А.Г. Профессиональная деятельность преподавателей российских вузов: проблемы и основные тенденции [Текст] / А.Г. Эфендиев, К.В. Решетникова // Вопросы образования. - 2008. - № 1. - С. 87-119.
18. 200 лучших университетов мира в 2014 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ria.ru/abitura/20140916/1023640713.html (дата обращения 28.04.2015).