Научная статья на тему 'Возрожденная революцией. Жизнь и необыкновенные приключения героини картины Ю. П. Анненкова'

Возрожденная революцией. Жизнь и необыкновенные приключения героини картины Ю. П. Анненкова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
567
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новое прошлое / The New Past
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАРИАННА-МАРИЯ ЭРИКОВНА ФОН ДЕРФЕЛЬДЕН / АРХАНГЕЛЬСКИЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ / ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ АННЕНКОВ / РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / РОМАНОВЫ / MARIANNE ERIKOVNA VON DERFELDEN / ARKHANGELSK MUSEUM OF FINE ARTS / YURY PAVLOVICH ANNENKOV / RUSSIAN REVOLUTION / ROMANOVS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Экштут Семен Аркадьевич

Ей довелось жить в ту эпоху, когда «красные когти» Судьбы с бессмысленной яростью терзали миллионы людей, не оставляя им ни малейшего шанса на нормальную жизнь. Кого-то Судьба лишала жизни, у кого-то отнимала близких, кого-то обрекала на нищету и убожество. Ей же Судьба всегда ворожила. Молодость была наполнена любовными приключениями, светскими удовольствиями, политическими авантюрами и успехом в высшем обществе. В декабре 1916-го Судьба открыла для Марианны фон Дерфельден вакансию: стать завершающим штрихом вишенкой на торте кануна новой русской Смуты и в этом качестве сохранить свое имя на страницах Истории. В страшные годы революции ее жизнь искрилась артистическим творчеством и была украшена близким знакомством с новой русской культурой и ее звездами первой величины. Она вовремя покинула Советскую Россию и смогла сполна насладиться «закатом Европы» и ее насыщенной предвоенной культурной жизнью. За три года до начала Второй мировой войны благополучно перебралась в Новый Свет, где со вкусом прожила еще четыре десятилетия. А после смерти Марианны Эриковны ее прекрасный портрет стал жемчужиной коллекции одного из лучших провинциальных музеев России.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

t fell upon her to live in the era when the “red claws” of the Fate with senseless rage tormented millions of people, leaving them no slightest chance of normal life. Тhе Fate deprived someone of life, took away relatives of others, condemned still others to poverty and squalor. Her Fate always told fortunes. The young years were filled with love affairs, secular pleasures, political adventures and success in high society. In December 1916, the Fate opened the vacancy for Marianna von Derfelden to become the finishing touch cherry on top at the eve of the new Russian Troubles and, in this guise, to keep her name on the pages of History. In terrible years of the revolution, her life sparkled with artistic creativity and was adorned with a close acquaintance with the new Russian culture and its first-magnitude stars. She has left the Soviet Russia in time and could fully enjoy “The Decline of the West” and its rich pre-war cultural life. Three years before the outbreak of the World War II, she safely moved to the New World, where she lived tastefully during the next four decades. And after Marianna Erikovna’s death, her beautiful portrait became the pearl of the collection in one of the best provincial museums in Russia.

Текст научной работы на тему «Возрожденная революцией. Жизнь и необыкновенные приключения героини картины Ю. П. Анненкова»

УДК 929+75.03

НОВОЕ ПРОШЛОЕ • THE NEW PAST • №2 2017 DOI: 10.23683/ 2500-3224-2017-2-26-46

ВОЗРОЖДЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЕЙ. ЖИЗНЬ И НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ГЕРОИНИ КАРТИНЫ Ю.П.АННЕНКОВА

С.А. Экштут

Аннотация. Ей довелось жить в ту эпоху, когда «красные когти» Судьбы с бессмысленной яростью терзали миллионы людей, не оставляя им ни малейшего шанса на нормальную жизнь. Кого-то Судьба лишала жизни, у кого-то отнимала близких, кого-то обрекала на нищету и убожество. Ей же Судьба всегда ворожила. Молодость была наполнена любовными приключениями, светскими удовольствиями, политическими авантюрами и успехом в высшем обществе. В декабре 1916-го Судьба открыла для Марианны фон Дерфельден вакансию: стать завершающим штрихом - вишенкой на торте - кануна новой русской Смуты и в этом качестве сохранить свое имя на страницах Истории. В страшные годы революции ее жизнь искрилась артистическим творчеством и была украшена близким знакомством с новой русской культурой и ее звездами первой величины. Она вовремя покинула Советскую Россию и смогла сполна насладиться «закатом Европы» и ее насыщенной предвоенной культурной жизнью. За три года до начала Второй мировой войны благополучно перебралась в Новый Свет, где со вкусом прожила еще четыре десятилетия. А после смерти Марианны Эриковны ее прекрасный портрет стал жемчужиной коллекции одного из лучших провинциальных музеев России.

Ключевые слова: Марианна-Мария Эриковна фон Дерфельден, Архангельский музей изобразительных искусств, Юрий Павлович Анненков, Русская революция, Романовы.

Экштут Семен Аркадьевич, доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, заместитель шеф-редактора журнала «Родина» (Москва), 119334, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 32а, [email protected].

RESTORED BY THE REVOLUTION. THE LIFE AND EXTRAORDINARY ADVENTURES OF THE HEROINE ON THE CANVAS OF Yu.P. ANNENKOV

S.A. Ekshtut

Abstract. It fell upon her to live in the era when the "red claws" of the Fate with senseless rage tormented millions of people, leaving them no slightest chance of normal life. The Fate deprived someone of life, took away relatives of others, condemned still others to poverty and squalor. Her Fate always told fortunes. The young years were filled with love affairs, secular pleasures, political adventures and success in high society. In December 1916, the Fate opened the vacancy for Marianna von Derfelden to become the finishing touch - cherry on top - at the eve of the new Russian Troubles and, in this guise, to keep her name on the pages of History. In terrible years of the revolution, her life sparkled with artistic creativity and was adorned with a close acquaintance with the new Russian culture and its first-magnitude stars. She has left the Soviet Russia in time and could fully enjoy "The Decline of the West" and its rich pre-war cultural life. Three years before the outbreak of the World War II, she safely moved to the New World, where she lived tastefully during the next four decades. And after Marianna Erikovna's death, her beautiful portrait became the pearl of the collection in one of the best provincial museums in Russia.

Keywords: Marianne Erikovna von Derfelden, Arkhangelsk Museum of Fine Arts, Yury Pavlovich Annenkov, Russian Revolution, Romanovs.

I Ekshtut Semen A., Doctor of Science (Philosophy), Leading Researcher at the Institute of World History, Russian Academy of Sciences, Deputy Chief Editor of the Magazine "Rodina" (Moscow), 32a, Leninsky Prospect, Moscow, 119334, Russia, [email protected].

История предстает перед нами как авансцена, на которой действуют герои первого плана. Мы не фокусируем наше внимание на второстепенных персонажах, а зря. Именно изучение жизни и судьбы героев второго плана дает нам возможность посмотреть на Историю под иным ракурсом - и увидеть ее стереоскопичность.

В марте 2017 г. мне довелось посетить Архангельский музей изобразительных искусств (с 1994 г. - Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»). Переступил дверной проем одного из залов первого этажа особняка купчихи Плотниковой1 на Поморской, 1 - и едва не споткнулся: из глубины полутемного помещения на меня в упор смотрели змеиные глаза элегантной дамы лет тридцати пяти. Они магнетизировали и завораживали. Поддавшись их колдовской силе и не обращая внимания на другие полотна экспозиции, я поспешно пересек зал и стал вглядываться в эффектно освещенный большой акварельный портрет работы Юрия Павловича Анненкова.

На сей раз мне не пришлось заниматься атрибуцией: имя дамы с «Портрета неизвестной в зеленом, на фоне окна с Эйфелевой башней» уже было установлено. На мою долю выпало иное: сбор, систематизация «улик» и составление «досье» этой особы. Поскольку она несколько раз выходила замуж, всякий раз отдавая руку и сердце кавалерийским офицерам Лейб-гвардии и каждый раз меняя фамилию, я, чтобы избежать путаницы, представлю брачную одиссею великосветской дамы в виде справки.

НАША СПРАВКА

Фон ДЕРФЕЛЬДЕН, Марианна-Мария Анна Эриковна (11 (23).11.1890-14.05.1976, Нью-Йорк), урожденная фон Пистолькорс, дочь генерал-майора Эрика Августовича фон Пистолькорса и Ольги Валериановны фон Пистолькорс, урожденной Карнович, которая после второго брака с великим князем Павлом Александровичем получила титул княгини Палей. В первом браке, с 1907 г., была замужем за корнетом Лейб-гвардии Гродненского гусарского полка Петром Петровичем Дурново, сыном статс-секретаря и министра внутренних дел Петра Николаевича Дурново. 1 (13) ноября 1908 г. у них родился сын Кирилл. Во втором браке, с 1912 г., - за офицером Лейб-гвардии Конного полка Христофором Ивановичем фон Дерфельденом. Именно под этой фамилией получила известность и оставила свой след на страницах Истории. В третьем браке, с 17 (30) октября 1917-го по 1930 г., - за ротмистром Лейб-гвардии Конного полка графом Николаем Константиновичем фон Зарнекау (Царнекау, Зорнекау), сыном принца Ольденбургского от морганатического брака. В 1961 г.

1 В отреставрированном усадебном доме Е.К. Плотниковой в 2010 г. открылась экспозиция «Русское классическое искусство XVIII - начала ХХ вв.». В доме восстановлены старые интерьеры, с их паркетными полами, уникальными изразцовыми печами, архитектурными деталями. Всё это дало возможность с большей полнотой представить бытование уникальных полотен русских художников в соответствии с той эпохой, в которой они были созданы.

на Ямайке в четвертый раз вышла замуж - за Михаила Александровича Палтова, сына камергера и в прошлом ротмистра Лейб-гвардии Конно-гренадерского полка.

ГАДЮКА

Мне вспомнилась повесть Алексея Николаевича Толстого «Гадюка». Возникла догадка: и художник, и писатель запечатлели одну и ту же особу. Судите сами. Достаточно перелистать страницы повести, чтобы убедиться в обоснованности такого предположения. Акварельный портрет и текст повести прекрасно корреспондируются друг с другом.

«Один из жильцов сказал про нее:

- Бывают такие стервы со взведенным курком... От них подальше, голубчики...

У рта ее, сжатого плотно, лежали две морщинки, высокие брови сдвинуты, цыганское худое лицо казалось больным.

... Она уставилась блестящими глазами, как гадюка.

... Каштановые волосы ее были подстрижены и блестели, как черно-бурый мех.

... Ольга Вячеславовна действительно была живуча, как гадюка. После всех происшествий от нее, казалось, остались только глаза, но горели они бессонной страстью, нетерпеливой жадностью».

А уже на следующий день после возвращения в Москву моя гипотеза подтвердилась. Удалось найти свидетельство Федора Федоровича Крандиевского, пасынка писателя: летом 1922 г. Марианна Эриковна, которой до развода с третьим мужем оставалось еще восемь лет, встречалась с Толстым на балтийском курорте Мисдрое (ныне - Мендзыздрое в Польше).

«В Мисдрое собралось несколько русских семей. Актер Андрей Лаврентьев, так называемый "Лавруша", которого несколько лет спустя можно было видеть на сцене Большого драматического театра в Ленинграде, на Фонтанке. Его жена, молодая, элегантная, острая на язык Марианна Зарнекау, происходила из каких-то придворных кругов Царского Села» [Крандиевский, 1981].

БАБАКА

Об этих придворных кругах стоит сказать несколько слов. Великий князь Павел Александрович, младший сын Александра II и дядя Николая II, приходился Марианне Эриковне отчимом, великий князь Дмитрий Павлович - сводным братом, великая княгиня Мария Павловна (младшая) - сводной сестрой.

Дома Марианну называли Бабакой. И это домашнее прозвище было хорошо известно в царской семье и прижилось там: именно так ее именуют Николай II и Александра Федоровна в своей переписке. Может быть, так в детстве Марианна произносила слово «собака». Но не исключена и другая версия. Бабак (байбак) -это степной сурок. Бабака промышляли ради теплого и легкого меха, который использовали для отделки полушубков. Царская чета, нарекая Марианну Бабакой, четко определяла ее место по отношению к Императорской фамилии, с которой девушка породнилась лишь благодаря морганатическому браку матери. Бабака не ровня Романовым, подобно тому как бабак - не пара геральдическому горностаю, чьим мехом подбивали мантии государей.

Но когти у степного сурка острые! У Марианны перед глазами был пример матери, так долго боровшейся за свое счастье.

«ГОРОД ЗАНЯТ БОЛЬШИМ СКАНДАЛОМ»

Ольга Валериановна Пистолькорс, которую все офицеры-конногвардейцы называли «Мама Леля» [Дневники императора Николая II, 2011, с. 165], супруга полковника Лейб-гвардии Конного полка и адъютанта великого князя Владимира Александровича2, завела роман с младшим братом начальника своего мужа - великим князем Павлом Александровичем. Павел Александрович командовал сначала полком, в котором служил Пистолькорс, а с 1898-го - Гвардейским корпусом.

Обратимся к дневнику Александра Александровича Половцова, действительного тайного советника и члена Государственного совета. «13 января 1902 года. Город занят большим скандалом ... Бесцеремонность влюбленных достигла крайних пределов: путешествия и прогулки вдвоем, обхождение с последнерожденным сыном, носящим фамилию Пистолькорса, и т. д. Всё это принималось публикой как выражение совершившегося факта» [Половцов, 2014, с. 324-325].

Отношения влюбленных очень быстро переросли рамки банальной и необременительной светской интрижки: замужняя мать троих детей не побоялась в 1896 г. родить сына Владимира от овдовевшего великого князя и стала хлопотать о разводе. Развод был дан, после чего возлюбленные покинули страну и 27 сентября 1902 г. обвенчались в Ливорно. Императорская фамилия и великосветское общество - все были в шоке. Павел Александрович, во-первых, нарушил слово не жениться на разведенной женщине, во-вторых, вступил в морганатический брак без согласия государя.

Разразился грандиозный скандал. Павел Александрович был лишен всех постов в армии, а его собственность в Российской империи - конфискована. Великому князю и его морганатической супруге был запрещен въезд в Россию. Супруги

2 Командующий войсками гвардии и Санкт-Петербургского военного округа.

обосновались во дворце Булонь-сюр-Сен, под Парижем. У них родились две девочки - Ирина и Наталия. Резиденция Павла Александровича и Ольги Валериановны стала притягательным центром для европейской элиты, путешествующих русских артистов, художников, писателей. Здесь бывал С.П. Дягилев, пели Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов. Анна Ахматова и спустя полвека по памяти цитировала своему секретарю «шуточные царскосельские стихи» [Найман, 1989, с. 14], связанные с этой историей, получившей огласку среди царскоселов. «Царское - городок игрушечный, там всё рядом» [Найман, 1989, с. 16]. Гимназистка Анна Горенко жила в Царском на той же улице Малой, что и супруги Пистолькорс: улица начиналась у ограды парка Александровского дворца и заканчивалась у Императорской Царскосельской гимназии, директором которой был поэт Иннокентий Анненский [Записные книжки Анны Ахматовой, 1996, с. 79].

Прошло пять лет - и морганатический брак Ольги Валериановны с дядей императора был официально признан в России. Еще через несколько лет супруги получили прощение, вернулись в Россию и приступили к возведению в Царском Селе дворца, получившего имя своей хозяйки - княгини Ольги Палей (княжеский титул был ей пожалован в 1915 г.). Великий князь мог себе это позволить. «Павел Александрович получил в наследство от отца три миллиона рублей. Будучи весьма бережливым, чтобы не сказать скупым, он умножил этот капитал до цифры семь миллионов. Три миллиона он успел перевести за границу...» [Половцов, 2014, с. 398]. Дворец строился из импортных материалов, был абсолютно автономен (имел гараж, водопровод и даже собственную электростанцию) и поразил современников обилием художественных сокровищ, приобретенных супругами за границей. Императорская фамилия не была исключением.

«Государыня спросила, как мне Ливадийский дворец. Хотелось сказать правду, но не хотелось обидеть. Государь мне помог. Он улыбнулся и сказал:

- В Царском, матушка, у княгини Ольги самый красивый на свете дом, не дом, а музей. Что после этого она скажет тебе про наш? У нас там всё вперемешку. Взяли с миру по нитке, а в результате никакого стиля» [Палей, 2016, с. 11].

«ИЗВЕСТНАЯ СВОИМ УМЕНИЕМ ТАНЦЕВАТЬ»

Марианна Эриковна, дочь княгини Палей от первого брака, в одночасье превратилась из дочери заурядного гвардейского адъютанта в падчерицу августейшей особы. «Дядя Паля» [Палей, 2016, с. 112] - так по-домашнему звала она великого князя Павла Александровича. Марианна стала звездой первой величины в большом свете, героиней великосветской хроники. С декабря 1913 г. в Петербурге начал выходить роскошный журнал «Столица и усадьба», печатавшийся на дорогой мелованной бумаге большого формата и имевший подзаголовок: журнал «красивой жизни». В наши дни его нарекли бы глянцевым и гламурным, а красивую девушку, чьи большие фотографии несколько раз печатались на его страницах, - медийной

личностью [Столица и усадьба, 1914, с. 17; 1916а, с. 27; 1916Ь, с. 21]. «Я помню, - писал современник, - Марианну Дерфельден молодой, веселой, элегантной, красивой, в прекрасных туалетах с золотым браслетом на красивой ноге».

На масленицу в конце января 1914 г. светская гранд-дама графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель устроила в своем особняке грандиозный костюмированный бал-маскарад, вошедший в Историю под именем «восточного». Было разослано «более 300 приглашений» [Клейнмихель, 2001, с. 488]. На стильность египетского костюма Марианны Эриковны, исполненного по эскизу и под наблюдением известного мирискусника Льва Бакста, обратили внимание все - и хозяйка бала, и ее гости, и светские хроникеры. «Известная своим умением танцевать» [Клейнмихель, 2001, с. 488] Марианна Эриковна исполнила с лейтенантом флота Владимиром Лазаревым египетский танец. Журнал «Столица и усадьба» опубликовал две фотографии Марианны Эриковны в бальном наряде. Одна из них была снабжена красноречивой подрисуночной подписью: «М.Э. Дерфельден и В.П. Лазарев участвовали в качестве исполнителей египетского танца на маскарадном балу у графини М.Э. Клейнмихель. Танец этот имел выдающийся успех» [Столица и усадьба, 1914, с. 17].

Вскоре началась Мировая война. Марианна Эриковна легко и непринужденно сменила декадентское бальное платье на скромное одеяние сестры милосердия Свято-Троицкой обители и с санитарным поездом № 2 стала колесить по дорогам войны, оказывая помощь раненым. 5 января 1916 г. ее заслуги были отмечены Георгиевской медалью.

«ВСЕ ЭТОМУ ВЕРЯТ»

В конце того же года убили Григория Распутина, отношение к которому рассорило дружную семью княгини Ольги Палей. Александр Пистолькорс, старший брат Марианны, был женат на фрейлине Александре Танеевой, дочери главноуправляющего Собственной Его Императорского величества канцелярии и старшей сестре Анны Вырубовой, ближайшей подруги императрицы. Супруги Пистолькорс и Вырубова «были искренними и фанатичными сторонниками Распутина» [Мария Павловна, 2004]. Есть известная фотография, запечатлевшая «старца» в кругу его почитательниц. В левом углу мы видим Александра Пистолькорса и его супругу на одном из последних месяцев беременности. (Злые языки утверждали, что именно Распутин был настоящим отцом ребенка.)

Если супруги Пистолькорс относились к кругу немногочисленных ревностных приверженцев Распутина, то Марианна и особенно ее сводный брат великий князь Дмитрий Павлович принадлежали к противоположному лагерю и жаждали физического устранения «старца». Как известно, великий князь стал участником убийства Распутина в доме князя Феликса Юсупова. Марианну фон Дерфельден молва подозревала в соучастии.

«Кроме кутежей, общество развлекалось новым и весьма интересным занятием: распусканием всевозможных сплетней про государыню Александру Федоровну. Типичный случай мне рассказывала моя сестра. Как-то к ней утром влетела сестра мужа, Дерфельден, со словами: "Сегодня мы на заводах распускаем слухи, что императрица спаивает государя, и все этому верят". Я рассказываю об этом типичном случае, так как дама эта была весьма близка к великокняжескому кругу, который сверг Их Величества с престола и неожиданно их самих. Говорили, что она присутствовала на ужине в доме Юсуповых в ночь убийства Распутина» [Вырубова, 2015, с. 83].

В те дни, когда Министерство внутренних дел было занято поиском тела «старца», имя Марианны фон Дерфельден впервые было зафиксировано в полицейских сводках в качестве весьма вероятной соучастницы преступления. Вспоминает генерал-майор Отдельного корпуса жандармов Александр Иванович Спиридович:

«Охранное отделение установило в те дни очень курьезный факт. Оказалось, что самые фантастические сплетни и слухи о предполагавшемся, будто бы, терроре распространялись несколькими молодыми дамами "высшего" общества, знакомыми участников убийства. В их числе была и Марианна Эриковна Дерфельден, рожденная Пистолькорс. Лет шесть тому назад она была замужем первым браком за гвардейским гусаром Дурново. Она вела знакомство с Распутиным. Однажды Дурново, явившись внезапно на небольшое собрание почитателей Старца, застал момент, когда Старец обнимал его жену. Сильным ударом гусар сбил Старца с ног, увел жену, а Распутин, лежа, кричал: "я тебе припомню".

Скоро затем супруги развелись. Вот эта-то Марианна, по свидетельству А.А. Вырубовой, вела теперь среди рабочих агитацию против Императрицы» [Спиридович, 1960, с. 203-204].

Жандармский генерал утверждает: Марианна принадлежала к «кампании великосветских агитаторов-сплетников» [Спиридович, 1960, с. 223].

С точки зрения драматурга Эдварда Радзинского, у великосветской дамы был мотив стать соучастницей преступления. «Она ненавидела мужика за то, что безвольный Александр [Пистолькорс] был ему рабски предан; за позор его жены, о связи которой с Распутиным в обществе ходили самые стыдные слухи... » [Радзинский, 2000].

Эту версию разделяет публицист Сергей Фомин. Марианна Эриковна, якобы находившаяся со своим сводным братом Дмитрием Павловичем в интимных отношениях, стала соучастницей преступления вместе с балериной и актрисой немого кино Верой Каралли (Коралли). «Обе они знали о готовящемся преступлении и добровольно приняли в нем участие. Обе находились в любовной связи с великим князем Димитрием Павловичем, являвшимся, как известно, не просто гомосексуалистом, а бисексуалом» [Фомин, 2014]3.

3 Ср.: [Дорогой наш отец, 2012].

Однако фактов, подтверждающих мелодраматическую и отчасти фрейдистскую версию соучастия Марианны в преступлении, так и не выявлено - ни по горячим следам, ни в наши дни.

Последний министр внутренних дел Российской империи Александр Дмитриевич Протопопов, давая показания Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства, заметил: «Вспоминаю случай, когда мною было предложено департаменту полиции сделать обыск и домашний арест г-жи Марии Дерфельден. Приказ об этом я получил от б. царицы; передала мне это по телефону Вырубова; основанием для обыска являлось заявление о том, что на ее, Дерфельден, квартире происходили совещания по поводу убийства Распутина, а также замышлялось подобное против б. царицы. Обыск результатов не дал, арест же был снят в течение суток; перед Дерфельден извинился, и она у меня была для личных объяснений» [Гибель монархии, 2000, с. 386].

По горячим следам распутинского убийства светскую красавицу посадили под домашний арест. Марианна Эриковна совершила демонстративный поступок: приехала во дворец к Дмитрию Павловичу и простилась с ним перед его ссылкой в Персию. Великая княгиня Мария Павловна (младшая), родная сестра Дмитрия и сводная сестра Марианны, вскользь замечает в своих мемуарах: она была «очень дружна с Дмитрием». Не обошлось без политических эмоций. «Великий князь Дмитрий Павлович сказал несколько очень сильных фраз: что его ссылают без допроса, как преступника. Что он предупрежден верными людьми, что ему только стоит сесть верхом и выехать на площадь Зимнего дворца - и переворот готов, но, конечно, он этого никогда не сделает» [Свидание должно быть обставлено тайной, 1993, с. 24].

ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС

Приказ об аресте Марианны Эриковны был отдан царицей (Николай II находился в Ставке), и этот факт расценили как вопиющий произвол, потому что стихийным правосознанием той эпохи императрица Александра Федоровна воспринималась всего-навсего как супруга государя, но не как его соправительница. И в качестве супруги не имела ни малейшего права лишать подданных государя свободы.

25 декабря 1916 г. великий князь Андрей Владимирович записал в дневнике: «Вчера ночью была арестована домашним арестом Марианна Дерфельден. У нее произвели обыск и отобрали все бумаги. По какому поводу это было сделано, до сих пор не известно. Телефон у нее на квартире снят. Общее негодование растет каждый день. Тяжелое переживаем время» [Андрей Владимирович ... 2000, с. 324].

Обыск призван был устрашить молодую женщину. Среди ночи в квартиру дома № 8 на Театральной площади вломились незваные гости: «жандармский генерал Попов, два офицера жандарма, 4 городовых и 4 понятых» [Свидание должно быть

обставлено тайной, 1993, с. 24]. Светская львица не растерялась. Спустя несколько лет Марианна Эриковна с нескрываемой иронией поведала подругам выразительные детали того, как это было.

«Обыскали всё. Забрали все ее письма, которые исключительно интимного свойства, и как коршуны набросились на несколько писем с инициалами Д.П. Взявши все письма, они лазили всюду, до перчаток, носовых платков и вуалей включительно; причем делали это, видимо, очень умелыми руками: скоро, аккуратно, и водворили в вещах больше порядка, чем было раньше» [Свидание должно быть обставлено тайной, 1993, с. 25].

Приказ царицы привел к диаметрально противоположному результату: арестованной стали умышленно выражать сострадание, к ней потянулись многочисленные гости: «.И кто только не перебывал у нас за день. Была и великая княгиня Мария Павловна младшая и много членов Думы и Государственного совета ... Из Марианны сделали героиню, о чем ей сказали члены Думы» [Свидание должно быть обставлено тайной, 1993, с. 25].

Это был ее звездный час. И она не скрывала своего хвалебного отношения к убийству «старца»: «Честь и слава тому благородному герою и патриоту, который решился на этот доблестный шаг, чтобы спасти родину и династию» [Свидание должно быть обставлено тайной, 1993, с. 22].

Домашний арест известной красавицы и падчерицы августейшей особы стал мощным катализатором общественного недовольства. Мемуары княгини Ольги Палей донесли до нас колоритные подробности реакции общества на арест дочери: «Приходили выразить чувства дамы, которых она едва знала. Подходили один за другим и целовали ей руку офицеры в отпуску. И все дивились и ахали: причем здесь обыск и арест, если в том только и виновата она, что попрощалась с близким, который ехал в ссылку? Человек, как минимум, шестьдесят в знак протеста пришло к дочери!» [Палей, 2016, с. 21].

Самоуправство царицы вызвало общее осуждение, и спустя два дня Александра Федоровна была вынуждена отменить свой приказ об аресте. Помогли хлопоты старшего брата Марианны и некоторых других лиц. Царица задала Александру Пистолькорсу риторический вопрос «А она не участвовала в этом деле?», после чего по телефону приказала министру Протопопову освободить арестованную. В эти последние декабрьские дни 1916-го, за два месяца до падения монархии, пятидесятилетний министр внутренних дел был погружен в интимные письма двадцатишестилетней красавицы, о чем не постеснялся признаться ее брату: «А Ваша сестра должна быть удивительно красива, интересна и обольстительна. Я сам читал всю ее корреспонденцию. Судя по ее успеху, она должна быть очаровательная. Я ужасно хочу с ней познакомиться» [Свидание должно быть обставлено тайной, 1993, с. 25]. (Письма не были возвращены г-же Дерфельден и, судя по всему, затерялись в недрах архива департамента полиции. Их находка может стать

настоящей сенсацией: специалисты по истории частной жизни обретут первоклассный исторический источник.)

Марианна Эриковна при встрече с министром не стала юлить или отмалчиваться. На прямой вопрос Протопопова о ее участии «в этом деле» дала распространенный ответ, не посчитав нужным скрывать своего положительного отношения к преступлению: «К сожалению, я не участвовала, и глубоко об этом сожалею. Я только не понимаю, отчего из убийства этого мужика делают такое grandcas (раздувают такую историю). Ведь если бы я убила моего старшего дворника, на это бы никто не обратил даже внимания» [Свидание должно быть обставлено тайной, 1993, с. 26].

Освобожденная из-под ареста красавица сполна насладилась свободой. Именно в эти дни стремительно развивался ее роман с графом Николаем Зарнекау, через год ставшим третьим мужем. Сластолюбец Протопопов остался не при делах.

С нескрываемым вызовом Марианна Эриковна заявила министру: «Мне бояться нечего. Я должна Вам передать от великого князя Павла Александровича, что он глубоко огорчен, что волею судеб он сейчас неминуемо должен оставаться и жить в стране, где такой произвол» [Свидание должно быть обставлено тайной, 1993, с. 26].

Люди, которые находятся внутри системы, занимают в ней привилегированное положение, но имеют веские личные мотивы болезненно воспринимать ее недостатки, нередко склонны оправдывать самые радикальные меры по ее ниспровержению, далеко не всегда представляя себе последствия этого революционного действия. Падчерица великого князя говорила со знанием дела. Светская львица своими изящными ручками взвела курок великокняжеской оппозиции, целившей в царскую чету - Николая II и императрицу Александру Федоровну.

Именно в эти дни находившиеся в Петрограде 16 членов Дома Романовых написали императору коллективное письмо, в котором настойчиво просили вернуть из ссылки великого князя Дмитрия Павловича. Это был ультиматум. Царь ответил решительным отказом - и оказался в полной изоляции, навсегда утратив поддержку династии.

Великий князь Николай Михайлович, сознательно взявший на себя роль глашатая великокняжеской оппозиции, убийство Распутина назвал «полумерой», полагая, что «надо обязательно покончить и с Александрой Федоровной». После изобличения убийц Распутина великий князь в последний день уходящего 1916 г. еще более резко отозвался о государыне: «Александра Федоровна торжествует, но надолго ли, стерва, удержит власть?!» [Николай Михайлович, 2000, с. 71]. Царь показал это письмо императрице. Александра Федоровна была в бешенстве и потребовала от мужа наказать фрондера. Великий князь Николай Михайлович, имевший косвенное отношение к убийству Распутина, поплатился ссылкой в свое имение, из которой вернулся в самом начале Февральской революции.

П ОСЛ АН И Е К СЕСТРЕ

В последних числах декабря 1916-го, когда великий князь Дмитрий Павлович уже отправился в ссылку в Персию, его единокровный брат князь Владимир Палей написал стихотворное послание своей любимой единоутробной сестре Марианне, предостерегая красавицу от дальнейшего участия в политических интригах.

Милая Марьяночка! Не видать Вам царства, Принимайте на ночь-ка Разные лекарства

Чтобы успокоиться От своих забот. (Не пошли Вам Троица4 Каторжных работ.)

Разучивши грацию, Легкая, как пташка, Бросьте агитацию5, Милая какашка.

Путь Ваш - эротический, Губки, ножки, глаз. Путь же политический Создан не для Вас.

Обновляйте платьица,

Ешьте шоколад, И без Вас всё катится Всё идет «на лад»6.

Вы должны с огромною

Муфтою такой Бегать дамой томною Утром по Морской.

4 Во время войны Марианна стала сестрой милосердия Свято-Троицкой обители.

5 Следовательно, и князь Владимир Палей знал о том, что Марианна агитировала рабочих, распуская среди них позорящие императрицу слухи.

6 Парафраз очень популярной песенки времен Великой французской революции «АЫ рака» (также «£ака»; «Ах, [дело] пойдет!» или «Ах, пойдут дела на лад!». Песенка содержала призывы: «Аристократов на фонарь!» и «Аристократы будут повешены!».

Завтракать у Эрика7,

А потом слегка Мучить офицерика Конного полка8.

Не играть в политику Как иной «пти метр»9, Ездить к сифилитику10 Требовать «meslettres»11,

Чтоб он Вам таинственно

Что-то заявил. Есть на то единственно Долли Радзивилл12.

Министерства сыщики Мерзнут перед домом13. Его власть - не прыщики, Изъеденные бромом.

Пальцем указательным

Не спихнешь Его14, Очень уж внимательно Царское Село.

7 В Петербурге на Большой Морской, 59 располагался роскошный особняк, владельцем которого был отец Марианны - генерал-майор Эрик Пистолькорс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Прозрачный намек на графа Николая фон Зарнекау, офицера Лейб-гвардии Конного полка, впоследствии - третьего мужа Марианны.

9 Молодой щеголь, франт с претенциозно-смешными манерами.

10 Намек на известного эротомана министра Министерства внутренних дел Протопопова: «о том, что он сифилитик, знали все», утверждал известный историк, ссылаясь на: РО РГБ. Ф. 261. Картон 20. Ед. хр. 5. Л. 1 об., 5, 7-8 об., 11-12 [Аврех, 1989].

11 Мои письма. Интимная переписка Марианны, изъятая по приказу министра МВД, так и не была возвращена владелице, несмотря на ее протесты. Сластолюбивый министр Протопопов не мог расстаться с увлекательным чтивом. Генерал Спиридович утверждает: «отобранная по обыску переписка была сдана директору Департамента полиции».

12 Дальняя родственница князя Феликса Юсупова, о которой он отзывался так: «хрупкая, нежная, маленькая. Маленькая, да удаленькая: покорит в два счета». Под стать Долли была и ее тетка - княгиня Радзивилл. «Княгиня была весьма корпулентна, но звали мы ее "тетя Козочка" за легкость и грациозность. К тому ж умом она обладала тонким и острым. Держала она отменного повара, жила открытым домом

и гостей потчевала по-королевски ... Молодость провела тетя Козочка бурно и, не краснея, о том вспоминала. "Нынче, - говаривала, - в постель ложусь только с собственным брюхом"» [Юсупов, 2001, с. 41].

13 Даже после освобождения из-под ареста за Марианной и ее домом продолжали вести наружное наблюдение агенты Департамента полиции - мушары. «Со дня ареста за ней повсюду и всегда следят мушары, что весьма неуютно и неприятно» [Свидание должно быть обставлено тайной, 1993, с. 26].

14 Намек на Николая II.

Вот моя Вам версия, Да к чему она, Впрочем, ведь и Персия Милая страна15.

В своем стихотворном послании князь Владимир Палей предлагает сестре не уклоняться от привычной траектории: наряды, светские удовольствия, любовные приключения. и никакой политики. Судя по всему, Марианна вняла этому совету и политика перестала входить в круг ее интересов. Но через два месяца началась русская Смута, спустя столетие получившая имя - Великая русская революция, и политика занялась Марианной.

«МУЗЫКА РЕВОЛЮЦИИ»

Это может показаться странным, но моя героиня с восторгом слушала «музыку революции». Состояние внутренней свободы ей было присуще всегда: и когда она была светской львицей, и когда она стала принадлежать к разряду «бывших людей». Она не сожалела ни об утрате отмененной революцией титула, ни о потере миллионного состояния. Марианна Эриковна сполна использовала открывшиеся перед ней новые возможности и, решив реализовать свой артистический дар, поступила на сцену под псевдонимом Павлова, образованным от имени отчима.

У Марианны Эриковны появился новый круг знакомых. Она часто бывала на квартире 5/16 по Кронверкскому, 23 у Максима Горького, которую очень многие пораженные в правах «бывшие люди» называли «Центржалоба». Именно через «буревестника революции» они пытались достучаться до власти и поведать ей о своих бедах и горестях. Вспоминает Екатерина Андреевна Желябужская - дочь гражданской жены Горького Марии Федоровны Андреевой. Речь идет о событиях первого года революции:

«Бывали Зорнекау: Марианна Пистелькорст (так в тексте - С.Э.), падчерица великого князя Павла Александровича (по первому мужу Дурново) и тогдашний ее муж Зорнекау, довольно красивый, но бессловесный кавказец, прекрасно танцевавший с нею тустепы и бостоны. Сама она была тогда прелестна: хорошенькая, изящная, великолепно одетая (до Революции у нее было 3 миллиона годового дохода)» [Белоусова, 2002].

Разумеется, Марианна Эриковна приходила к Горькому не для того, чтобы потанцевать - она безуспешно стремилась облегчить участь отчима, сидевшего в Петропавловской крепости и там же расстрелянного в январе 1919-го. Однажды Марианну посетил сам великий Федор Шаляпин, пообещал помочь освободить

15 Намек на ссылку великого князя Дмитрия Павловича в Персию, в корпус генерал-лейтенанта Николая Николаевича Баратова.

«дядю Палю», выпил бутылку коллекционной мадеры - и исчез навсегда [Палей, 2016, с. 127].

«БЫЛА В ИГРЕ ЕЕ КАКАЯ-ТО ПРЕЛЕСТЬ»

Ее третий брак очень скоро распался, и молодая женщина с 1918 г. связала свою судьбу с актером и режиссером Андреем Николаевичем Лаврентьевым, стоявшим у истоков создания Большого драматического театра в Петрограде. Ни гражданский брак при живом муже, ни сценическая карьера падчерицы великого князя - всё это было немыслимо в Российской империи и стало возможно лишь после революции. И моя героиня сполна использовала новые возможности. С 1919 по 1921 г. входила в труппу БДТ и в этом качестве оставила след на страницах истории культуры.

В дневниках и записных книжках Александра Блока Марианна Эриковна несколько раз упоминается под ее сценическим псевдонимом Павлова [Блок, 1963, с. 390, 398, 406, 415]. Благодаря записной книжке поэта мы можем установить, что художник Юрий Анненков и его модель Марианна были не только лично знакомы, но и 31 декабря 1920-го вместе встретили Новый год [Блок, 1920, с. 511]16.

В те годы служители Мельпомены относительно спокойно могли покинуть пределы РСФСР и отправиться на гастроли. Лаврентьев и Павлова воспользовались этим и отправились в зарубежное турне. «Актерское дарование ее не отличалось яркостью, но была в игре ее какая-то прелесть в некоторых ролях, особенно в сочетании с безупречными манерами. Мы были уверены, что Марианна Эриковна была основной причиной отъезда Лаврентьева за границу. Но в стремлении вернуться на родину она тоже была искренна - в этом я неоднократно убеждался позже, когда она резко и с неприязнью отзывалась как о чем-то для нее уже чуждом о Западе, тамошних театрах, людях. Несмотря на то, что первые тридцать лет своей жизни она была окружена роскошью великокняжеского существования, в наших трудных условиях она всегда сохраняла хорошее настроение и ровное товарищеское отношение к окружающим. Одевалась предельно скромно и с большим вкусом» [Мичурин, 1972].

С 1921 г. гражданские супруги стали служить в Театре русской драмы в Риге. Когда через пару лет они захотели вернуться в Советскую Россию, то Лаврентьеву это позволили, а Павловой - нет. На вопрос, почему она уехала за границу, Марианна Эриковна честно ответила: «по глупости». Отказ во въездной визе спас ей жизнь. У моей героини не было никаких шансов уцелеть в годы Большого террора. Лаврентьев вернулся в Советскую Россию один. Гражданский брак с Марианной никак не сказался на его дальнейшей биографии. «Он влюбился в Павлову - она же Марианна Зарнекау - Пистолькорс - Гогенфельзен, и они ... удрали за границу, потом он "раскаялся", вернулся, разошелся с Марианной, женился и т. д.» [Туда и обратно ... 2004, с. 307].

16 Ср.: [Записные книжки Анны Ахматовой, 1996, с. 674].

Впереди Марианну ожидала не менее интересная и яркая жизнь на сцене. Она гастролировала в Париже, где, судя по всему, между 1924 и 1926 г. Юрий Анненков написал ее портрет, ныне хранящийся в Архангельском музее изобразительных искусств. Играла в театрах Рима, Лондона под псевдонимом Марианна Фьори. В 1936 г. она перебралась в Нью-Йорк, где успешно продолжила артистическую карьеру, подписала контракт с NBC, выступала на Бродвее, участвовала в радиопостановках, с успехом снималась в кино. Время от времени ей досаждали репортеры, стремясь спровоцировать ее на политические высказывания. Однако актрису Фьори совершенно не интересовала политика: она хвалила Нью-Йорк и утверждала, что «она ничего не знает о диктаторах и не имеет никаких размолвок со сталинистами», она обожает сцену и бруклинскую набережную. Свое подлинное отношение к Советской России она унесла с собой в могилу.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

Великий князь Павел Александрович вместе с Николаем Михайловичем и двумя другими великими князьями 29 января 1919 г. был расстрелян в Петропавловской крепости «в порядке красного террора» и в ответ на «злодейское убийство в Германии товарищей Розы Люксембург и Карла Либкнехта» за несколько дней до отмены смертной казни.

Великая княгиня Мария Павловна (младшая) эмигрировала. В Париже открыла ателье «Катмир». Выполняла заказы по вышивке для Дома Шанель. Скончалась в Германии в 1958 г.

Великий князь Дмитрий Павлович эмигрировал. Женился на богатой американке, дочери железнодорожного короля. Занимался торговлей шампанским в Палм-Бич, штат Флорида (США). Скончался в 1942 г. в Швейцарии.

Княгиня Ольга Валериановна Палей нелегально эмигрировала вместе с двумя младшими дочерями в Финляндию. Пытаясь по суду доказать незаконность продажи Советской Россией некогда принадлежавших ей художественных сокровищ, проиграла тяжбу и заплатила разорившие ее судебные издержки. Скончалась в 1929 г. во Франции.

Князь Владимир Павлович Палей в ночь на 18 июля 1918 г. был сброшен большевиками в шахту под Алапаевском.

Княжна Наталья Павловна Палей прославилась как актриса немого кино и одна из первых известных фото- и топ-моделей парижского мира моды. Умерла 27 декабря 1981 г. в Америке, в полном одиночестве, приняв снотворное.

Кирилл Петрович Дурново стал инженером-электриком и дипломатом. В 1923 г. выехал вместе с семьей во Францию. Окончил в Париже Высшую школу электричества и промышленной механики. Уехал в США. Окончил Нью-Йоркский

городской университет. После Второй мировой войны - вице-консул США в Италии. Вернувшись в США, работал в представительствах американских телефонных корпораций сначала в США, затем в Италии, Швейцарии, Чили и других странах. Автор многочисленных докладов и статей о распространении радиолучей. Член Объединения воспитанников Высшей технической школы в Париже, член Общества французских инженеров-электриков. Скончался 27 сентября 1975 г. в Нью-Йорке.

Марианна Эриковна Зарнекау-Палтова скончалась 14 мая 1976 г. в Нью-Йорке.

«Я НЕ СКУЧАЮ ПО СТАРОЙ РОССИИ»

Марианне Эриковне выпало жить в одной из самых трагических эпох в истории Западной цивилизации. Она присутствовала при крахе Российской империи и не была погребена под ее обломками. Принадлежность к высшему свету и родство с императорской фамилией практически не оставляло ей шансов уцелеть. Но именно после революции ее жизнь стала осмысленна. Она легко рассталась с балами, нарядами, богатством.

В октябре 1939-го голливудский обозреватель Мей Манн подловил Марианну Фьори в русском баре на 5-й авеню и услышал от нее рассказ о прошлой жизни. «Я была слишком молода. Не знала, о чем вся эта революция. Мы покинули наши дворцы и жили в тесных комнатах. Были рады, что нам сохранили жизнь. Я вышла замуж за графа Зарнекау, и мы были страшно бедны. Все наше состояние было захвачено, у нас ничего не осталось. Мне помогли найти первую драматическую школу в коммунистической России. Затем я уехала в Париж и отыграла много сезонов на сцене. Я не скучаю по старой России. Америка - намного интереснее».

Ей довелось жить в ту эпоху, когда «тяжкие и красные когти» Судьбы с бессмысленной яростью терзали миллионы людей, не оставляя им ни малейшего шанса на нормальную жизнь. Кого-то Судьба лишала жизни, у кого-то отнимала близких, кого-то обрекала на нищету и убожество. Ей же Судьба всегда ворожила. Молодость была наполнена любовными приключениями, светскими удовольствиями, политическими авантюрами и успехом в высшем обществе. В декабре 1916-го Судьба открыла для Марианны вакансию: стать завершающим штрихом - вишенкой на торте - кануна новой русской Смуты и в этом качестве сохранить свое имя на страницах Истории.

В страшные годы революции ее жизнь искрилась артистическим творчеством и была украшена близким знакомством с новой русской культурой и ее звездами первой величины. Она вовремя покинула Советскую Россию и смогла сполна насладиться «закатом Европы» и ее насыщенной предвоенной культурной жизнью. За три года до начала Второй мировой войны благополучно перебралась в Новый Свет, где со вкусом прожила еще четыре десятилетия. А после смерти Марианны Эриковны ее прекрасный портрет стал жемчужиной коллекции одного из лучших провинциальных музеев России.

«Красные когти» Судьбы бережно переносили эту красивую женщину сквозь время и пространство. «Нам не дано предугадать», кого Судьба растопчет, кого ниспровергнет, а кого вознесет. И эта принципиальная непредсказуемость Истории делает ее изучение столь увлекательным.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Аврех А.Я. Царизм накануне свержения. М.: Наука, 1989. 257 с. URL: http://scepsis. net/library/id_1846.html (дата обращения: 03.05.2017). Андрей Владимирович, великий князь. Дневники // Гибель монархии. М.: Фонд Сергея Дубова, 2000. 544 с.

Белоусова Т. Горький антиквариат // Совершенно секретно. 2002. № 11 (162). URL: http://www.sovsekretno.ru/articles/id/920 (дата обращения: 03.05.2017)

Блок А. Дневник // Блок А. Собр. соч. М.; Л.: Художественная литература, 1963. Т. 7. 544 с.

Блок А. Записные книжки. 1901-1920. М.: Художественная литература, 1920. 663 с.

Вырубова А.А. Воспоминания. М.: Захаров, 2015. 432 с.

Гибель монархии. М.: Фонд Сергея Дубова, 2000. 544 с.

Дневники императора Николая II (1894-1918). Т. I (1894-1904) / отв. ред.

С.В. Мироненко. М.: РОССПЭН, 2011. 1100 с.

Дорогой наш отец. Г.Е. Распутин-Новый глазами его дочери и духовных чад / авт.-сост. С.В. Фомин. М.: Форум, 2012. 640 с.

Записные книжки Анны Ахматовой (1958-1966). М.; Турин: РГАЛИ - Giulio Eiunaudi editore, 1996. 873 с.

Клейнмихель М.Э. Из потонувшего мира // За кулисами политики. 1848-1914. М.: Фонд Сергея Дубова, 2001. 560 с.

Крандиевский Ф.Ф. Рассказ об одном путешествии // Звезда. 1981. № 1. С. 151-178. URL: http://e-libra.ru/read/338383-rasskaz-ob-odnom-puteshestvii.html (дата обращения: 03.05.2017).

Мария Павловна, великая княгиня. Мемуары. М.: Захаров, 2004. 511 с. URL: http:// www.libros.am/book/read/id/331713/slug/vospominanya-48 (дата обращения: 03.05.2017).

Мичурин Г.М. Горячие дни актерской жизни. Л.: Искусство, 1972. 183 с. URL: http:// istoriya-teatra.ru/books/item/f00/s00/z0000019/st014.shtml (дата обращения: 03.05.2017).

Найман А.Г. Рассказы об Анне Ахматовой. М.: Художественная литература, 1989. 300 с.

Николай Михайлович, великий князь. Записки // Гибель монархии. М.: Фонд Сергея Дубова, 2000. 544 с.

Палей О.В. Воспоминания о России: с приложением писем, дневника и стихов ее сына Владимира / пер. с фр. Е. Кассировой. М.: Захаров, 2016. 232 с. Половцов А.А. Дневник. 1893-1909 / сост., коммент., вступ. ст. О.Ю. Голечковой. СПб.: Алетейя, 2014. 702 с.

Радзинский Э.С. Распутин: жизнь и смерть. М.: Вагриус, 2000. 574 с. URL: http://e-libra.ru/read/139363-rasputin.html (дата обращения: 03.05.2017). «Свидание должно быть обставлено тайной»: Новые документы об убийстве Г.Е. Распутина // Источник. 1993. № 3. С. 20-28.

СпиридовичА.И. Великая Война и Февральская Революция 1914-1917 годов. Кн. 2.

Гл. 26. Нью-Йорк: Всеславянское издательство, 1960. URL: http://militera.lib.ru/

memo/russian/spiridovich_ai/02.html (дата обращения: 03.05.2017).

Столица и усадьба. Журнал «красивой жизни». СПб., 1914. № 8.

Столица и усадьба. Журнал «красивой жизни». СПб., 1916a. № 60-61.

Столица и усадьба. Журнал «красивой жизни». СПб., 1916b. № 69.

Туда и обратно. Письма Евгения Студенцова Юрию Ракитину. 15 марта 1930 года.

Рига // Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра XXвека.

Вып. 3 / ред.-сост. В.В. Иванов. М.: Артист. режиссер. театр, 2004. 639 с.

Фомин С.В. Григорий Распутин: убийство (Марианна Эриковна Дерфельден). Опубл.

08.11.2014. URL: http://sergey-v-fomin.livejournal.com/26884.html (дата обращения:

03.05.2017).

Юсупов Ф.Ф. Мемуары. В 2-х книгах: До изгнания 1887-1919. В изгнании. М.: Захаров, 2001. 426 с.

REFERENCES

Avrekh A.Y. Tsarism nakanune sverzheniya [Tsarism on the eve of overthrow]. Moscow: Nauka, 1989. 257 p. URL: http://scepsis.net/library/id_1846.html (available at: 3 May 2017) (in Russian).

Andrei Vladimirovich, Grand Duke. Dnevniki [Diaries], in: Gibel'imperii [The fall of empire]. Moscow: Sergey Dubov Foundation, 2000. 544 p. (in Russian). Belousova T. Gor'kiy antikvariat [Bitter antiques], in: Sovershenno sekretno [Top secret]. 2002. No. 11 (162). URL: http://www.sovsekretno.ru/articles/id/920/ (available at: 3 May 2017) (in Russian).

Blok A. Dnevnik [Diary], in: Sobr. soch. [Collected works]. Moscow; Leningrad:

Khudozhestvennaya literatura, 1963. Vol. 7. 544 p. (in Russian).

Blok A. Zapisnye knizhki 1901-1920 [Notebooks. 1901-1920]. Moscow:

Khudozhestvennaya literatura, 1920. 663 p. (in Russian).

Vyrubova A.A. Vospominaniya [Memoires]. Moscow: Zakharov Publ., 2015. 432 p.

(in Russian).

Gibel' imperii [The fall of empire]. Moscow: Sergey Dubov Foundation, 2000. 544 p. (in Russian).

Dnevniki imperatora Nikolaya II (1894-1918) [Diaries of the Emperor Nicholas II (18941918)]. Vol. 1 (1894-1904). Ed. by S.V. Mironenko. Moscow: ROSSPEN Publ., 2011. 1100 p. (in Russian).

Dorogoy nash otets. G.E. Rasputin-Novyi glazami ego docheri i dukhovnykh chad [Our dear father. G.E. Rasputin-Novyi in eyes of his daughter and spiritual children]. Author-compiler S.V. Fomin. Moscow: Forum, 2012. 640 p. (in Russian).

Zapisnye knizhki Anny Akhmatovoy (1958-1966) [Notebooks of Anna Akhmatova (19581966)]. Moscow; Torino: RGALI - Giulio Eiunaudi editore, 1996. 873 p. (in Russian). Kleinmichel M.E. Iz zatonuvshego mira [From the drowned world], in: Za kulisami politiki. 1848-1914 [Behind the scenes of policy. 1848-1914]. Moscow: Sergey Dubov Foundation, 2001. 560 p. (in Russian).

Krandievsky F.F. Rasskaz ob odnom puteshestvii [A story about one travel], in: Zvezda [Star]. 1981. No. 1. URL: http://e-libra.ru/read/338383-rasskaz-ob-odnom-puteshestvii. html (available at: 3 May 2017) (in Russian).

Maria Pavlovna, Grand Duchess. Memuary [Memoirs]. Moscow: Zakharov Publ., 2004. 511 p. URL: http://e-libra.ru/read/338383-rasskaz-ob-odnom-puteshestvii.html (available at: 3 May 2017) (in Russian).

Michurin G.M. Goryachie dni akterskoy zhizni [The hot days in actor's life]. Leningrad: Iskusstvo, 1972. 183 p. URL: http://istoriya-teatra.ru/books/item/f00/s00/z0000019/ st014.shtml (available at: 3 May 2017) (in Russian).

Najman A.G. Rasskazy ob Anne Ahmatovoj [Stories about Anna Akhmatova]. Moscow: Hudozhestvennaja literatura, 1989. 300 p. (in Russian).

Nikolai Mikhailovich, Grand Duke. Zapiski [Papers], in: Gibel'imperii [The fall of empire]. Moscow: Sergey Dubov Foundation, 2000. 544 p. (in Russian).

Paley O.V. Vospominaniya o Rossii: s prilozheniem pisem, dnevnika i stikhov ee syna Vladimira (per. s fr. E. Kassirovoy) [Memoirs on Russia; with supplement of her son Vladimir's letters, diaries and poems (transl. from French by E. Kassirova)]. Moscow: Zakharov Publ., 2016. 232 p. (in Russian).

Polovtsov A.A. Dnevnik. 1893-1909. Sost. komment., vstup. st. O.Yu. Golechkovoy [Diary. 1893-1909. Compilation, comments, introduction by O.Yu. Golechkova]. St. Petersburg: Aleteya, 2014. 702 p. (in Russian).

Radzinsky E. Rasputin: zhizn' i smert' [Rasputin: the life and death]. Moscow: Vagrius, 2000. 574 p. URL: http://e-libra.ru/read/139363-rasputin.html (available at: 3 May 2017) (in Russian).

"Svidanie dolzhno byt' obstavleno taynoy". Novye dokumenty ob ubiystve G.E. Rasputina [The date must be furnished with mystery; new documents on G.E. Rasputin's murder], in: Istochnik [Sourse]. 1993. No. 3. P. 20-28 (in Russian).

Spiridovich A.I. Velikaya voyna i Fevral'skaya revolutsiya 1914-1917 godov [The Great War and February Revolution, 1914-1917]. Book 2. Chapter 26. New York: Vseslavianskoe

izdatel'stvo, 1960. URL: http://militera.lib.ru/memo/russian/spiridovich_ai/02.html (available at: 3 May 2017) (in Russian).

Stolitsa i usad'ba. Zhurnal "krasivoy zhisni" [The Capital and manor. Magazine of "good living"]. St. Petersburg, 1914. No. 8 (in Russian).

Stolitsa i usad'ba. Zhurnal "krasivoyzhisni" [The Capital and manor. Magazine of "good living"]. St. Petersburg, 1916a. No. 60-61 (in Russian).

Stolitsa i usad'ba. Zhurnal "krasivoyzhisni" [The Capital and manor. Magazine of "good living"]. St. Petersburg, 1916b. No. 69 (in Russian).

Tuda i obratno. Pis'ma Evgeniya Studentsova Yuriyu Rakitinu. 15 marta 1930 goda. Riga [Evgeniy Studentsov's letters to Yuriy Rakitin. 15 March 1930. Riga], in: Mnemozina: Dokumenty i fakty iz istorii otechestvennogo teatra XX veka [Mnemosyne: documents and facts from the history of the Russian theatre in 20th century]. [Issue 3]. Compiling editor V.V. Ivanov. Moscow: Artist. Rezhisser. Teatr, 2004. 639 p. (in Russian). Fomin S.V. Grigori Rasputin: ubiystvo (Marianna Erikovna Derfelden) [Grigori Rasputin: the murder (Marianna Erikovna Derfelden)]. 08.11.2014. URL: http://sergey-v-fomin. livejournal.com/26884.html (available at: 3 May 2017) (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Jusupov F.F. Memuary. V2-h knigah: Do izgnanija 1887-1919. V izgnanii. [Memoirs. In 2 books: Before the exile in 1887-1919. In exile]. Moscow: Zakharov Publ., 2001. 426 p. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.