О.А. Карнович
Государственный центральный музей имени А.А. Бахрушина,
Москва, Россия
«МАЛЕНЬКАЯ РУССКАЯ ИЗ МЕДОНА».
НИНА ВЫРУБОВА. ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ СУДЕБ
Интервью Оксаны Карнович с князем Никитой Дмитриевичем Лобановым-Ростовским и Юрием Александровичем Трубниковым
Аннотация:
Статья посвящена французской балерине русского происхождения Нине Вырубовой (2.06.1921 — 25.06.2007), истории ее семьи. Автор развенчивает мифы о родственных связях балерины с Анной Вырубовой — фрейлиной последней русской императрицы Александры Федоровны — и ставит под сомнение то, что выдающаяся русская балерина была незаконнорожденной. В статье помещены обширные интервью с потомками русских аристократических фамилий — князем Н.Д. Лобановым-Ростовским и Ю.А. Трубниковым, двоюродным братом Н.Д. Лобанова-Ростовского.
Ключевые слова: Нина Вырубова, Анна Вырубова, Серж Лифарь, князь Никита Лобанов-Ростовский, Камилла Ле Дантю, Михаил Ле Дантю, Владимир Вырубов, Николай Вырубов, Марго Фонтейн, Юрий Трубников.
O. Karnovich
Apartments-Museum of the A.A. Bakhrushin State Central Theatre Museum , Moscow, Russia
A LITTLE RUSSIAN FROM MEUDON. NINA VYRUBOVA. TNE INTERTWINING OF THE DESTINIES.
Оxana Karnovich's interview with prince Nikita Lobanov-Rostovsky and Yuri Trubnikov
Abstract:
The article presents Nina Vyrubova (2.06.1921 — 25.06.2007), the French ballerina of the Russian origin and describes her family history. The author debunks the myths about the family bonds with Anna Vyru-bova — a lady-in-waiting to the last Russian Empress Alexandra Feodo-rovna and questions the fact that the ballerina was illegitimate. There are
the extensive interviews with the descendants of the Russian noble families — Prince Nikita. D. Lobanov-Rostovsky and Yury A. Trubnikov, N. D. Lobanov-Rostovsky's cousin in the present article.
Key words: Anna Vyrubova, Nina Vyrubova, Serge Lifar, Roland Petit, Prince Nikita Lobanov-Rostovsky, Camille Le Dante Mikhail Le Dante, Vladimir Vyrubov, Nicholas Vyrubov, Margot Fonteyn, Yury Trubnikov.
Нина Вырубова. Из архива кн. Н.Д. Лобанова-Ростовского
Нина Вырубова — одна из ярчайших русских балерин Франции XX века. Она танцевала с Роланом Пети и Сержем Лифарем, Юрием Алгаровым, братьями Сержем и Жоржем Головиными. По ее словам, ей «выпала честь быть первой партнершей Нуриева», «в чьих объятиях она оказалась спустя три дня после его последнего спектакля с труппой Кировского театра» [2, с. 389]. Она танцевала с Нуриевым в «Спящей красавице» с труппой «Балета маркиза де Куэваса» в Париже в 1961 году, когда сотрудники посольства пытались сорвать выступление, бросая стеклянные бутылки от кока-колы на сцену под ноги артистам.
Борис Кохно, бывший секретарь и помощник Сергея Дягилева, участвовавший в создании труппы «Балета Елисейских полей» (совместно с Роланом Пети), мечтал реализовать свое
давнее желание возродить утраченную жемчужину эпохи романтизма — балет «Сильфида» (1832 г., хор. Ф. Тальони, муз. Ж.-М. Шнейцхоффера). На роль Сильфиды хореографу Виктору Гзовскому он посоветовал пригласить Нину. Партию Джеймса танцевал Ролан Пети. Спустя столетие, в 1946 году, этот прославленный шедевр XIX века вновь был показан французам. На гастролях в Лондоне Нину называли новой Тальони. Ее парящая легкость исполнения, лиричность делали ее героинь — Жизель, Сильфиду, Сомнамбулу (из одноименного балета Джорджа Баланчина) романтически отстраненными, воздушными и утонченными. Ей был подвластен любой стиль танца — от академического до комического. Приглашенная Лифарем в качестве étoile в Парижскую Оперу (вопреки строгому правилу принимать в труппу только выпускников школы при Opera), она заменила балерину Иветт Шовере. Многие свои балеты Серж Лифарь создавал на Нину Вырубову, называя ее Музою, «балеринчиком». Несмотря на то, что Нина Вырубова в России не училась никогда, она танцевала «русский балет». Но как все начиналось?
После триумфа «Русских сезонов» и успеха «Русских балетов» Сергея Дягилева бытовало мнение, что только русские могут хорошо танцевать классический балет. Поэтому многие западные артисты, вошедшие в пантеон мирового балета, брали русские фамилии: Хильда Маннигс стала Лидией Соколовой, Патрик Хей — Антоном Долиным, Лилиан Эликс Маркс — Алисией Марковой. Но Нина со звучной дворянской фамилией, прославившая французский балет, имела русские корни. Первая мировая война, революция 1917 года и Гражданская война вынудили многих мастеров императорской сцены покинуть большевистскую Россию. Кто-то находил приют в труппе Дягилева. Старшее поколение, находясь за пределами сценического возраста, спасаясь от ужасов революционных событий, потеряв все, имели единственное богатство — свою профессию. Пытаясь приспособиться к новым жизненным условиям, они открывали собственные балетные студии, куда приходили дети таких же эмигрантов, как они сами.
Нина Вырубова родилась в Крыму, в Гурзуфе, 4 июня 1921 года. В 1924 году, когда Франция признала новую советскую
республику, трехлетней Нине с мамой Ириной Львовной Вырубовой, урожденной Ле Дантю, и бабушкой, баронессой Верой Николаевной Фредерикс, удалось покинуть Россию. По воспоминаниям Нины Вырубовой, «из Гурзуфа они отправились в Москву, потому что там жила одна из бабушкиных сестер. Пробыли некоторое время в столице, чтобы уладить дела и оформить разные бумаги. Было много осложнений. <.. .> Но в результате мы смогли добраться до Риги, а оттуда — до Бельгии. И наконец — Париж, где мы оказались, если мне не изменяет память, 11 ноября 1924 года. <...> Сначала мы поселились в Отее, где было много русских. Жизнь складывалась непросто. Мама была еще молода — всего-то двадцать пять лет! Через некоторое время нам пришлось переехать в другую русскую колонию — Медон, где жить было гораздо дешевле. Атмосфера там сложилась истинно русская. Мы были бедными, но гордыми. <.> Когда мы приехали во Францию, мама разыскала Кострицкого — он прежде состоял зубным врачом при государе. Кострицкий (Сергей Сергеевич. — О.К.) взял ее к себе секретарем» [5, с. 389].
В эмиграции женщинам пришлось утверждаться самостоятельно, без мужской помощи. Где в тот период был дедушка Нины по материнской линии, Лев Евгеньевич Ле Дантю, не упоминается. Во Франции Ирина Львовна, в прошлом чемпионка по плаванию, стала брать уроки у бывшей примы Мариинского театра Ольги Осиповны Преображенской (мадам Прео), приобщая к занятиям и дочь. Пытаясь прокормить семью, Ирина Львовна, по словам Нины, «невероятно одаренный человек», не имея профессионального хореографического образования, открыла Детскую балетную школу в пригороде Парижа Медоне. Возможно, увлечение балетом у Ирины Львовны возникло с детства. Поскольку до эмиграции Ле Дантю жили в Гурзуфе, то можно предположить, что семья Ле Дантю общалась с мэтром петербургской сцены Мариусом Петипа, который в течение шести лет (кроме 1905 г.) приезжал в Крым. Ле Дантю могли присутствовать и на прощании с великим балетмейстером, который скончался там же 1 июля 1910 года. Опытный педагог Ольга Осиповна, увидев способности у маленькой Нины, посоветовала ей заняться балетом. Но лю-
бовь к танцу у Нины появилась после того, как она в девятилетнем возрасте увидела Анну Павлову, выступавшую в Théâtre des Champs-Elysées в Париже. С этого момента начинается путь восхождения маленькой Нины к вершинам балетного Олимпа. Потом она училась у прославленных балерин старой императорской школы Веры Трефиловой и, уже будучи étoile Парижской Оперы, у Любови Егоровой — ее «балетной мамочки». Лишь однажды взяла урок у Матильды Кшесинской. Занималась с Борисом Князевым, а вторым мужем стал его однофамилец, танцовщик Аркадий Князев. Но лучшим своим педагогом Нина всегда считала свою маму. Отца Нина не знала. По словам матери, он был убит «шальной красноармейской пулей» в 1922 году в Крыму, и где похоронен, — неизвестно. В действительности Владимира Сергеевича застрелил красноармеец и припугнул, что «говорить надо именно так, иначе....... Отсюда, из-за запуганности, как под
копирку повторяемая фраза — «шальная пуля».
Почему меня заинтересовал вопрос отцовства? Однажды в одном из интервью князь Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский, прямой потомок царской династии Рюриковичей в 33-ем поколении, сказал, что Нина Вырубова незаконнорожденная дочь брата его деда. (Александр Васильевич Вырубов — супруг всем известной фрейлины последней императрицы Анны Танеевой-Вырубовой — был родным братом его деда Василия Васильевича.) Подобные родственные связи известной балерины с аристократической семьей произвели на меня ошеломляющее впечатление. Я тут же бросилась проверять и сопоставлять доступные факты. Но подтверждения информации о незаконнорожденности Нины нигде не находила. На многочисленных генеалогических сайтах было указано, что отцом Нины был Владимир Сергеевич Вырубов, сын Сергея Александровича Вырубова и Марии Константиновны Трубниковой. Других данных об отце Нины найти не удавалось. Их отсутствие заставило меня обратиться к истории дворянских семей Трубниковых-Вырубовых. Но прежде чем разбираться в генеалогии рода Вырубовых, я решила изучить родословную семьи Ле Дантю. Открылось столько имен, биографий, совпадений, переплетений судеб, что их описание требует отдельных пуб-
ликаций. Когда текст о родственных связях Нины наполовину был исследован и стали появляться ответы на вопросы, неожиданно мной было получено письмо от князя Никиты Дмитриевича Лобанова-Ростовского о необходимости моей встречи с профессором МГУ Екатериной Сергеевной Федоровой, потомком декабриста Василия Ивашева, владимирских Вырубовых и Ле Дантю! Это ли не чудо! Оказалось, прабабушка Екатерины Сергеевны, Анна Сергеевна Вырубова (1885 — 1975) (в замужестве Покровская), была родной сестрой отца Нины — Владимира. Избранницей Владимира стала Ирина Львовна Ле Дантю, дочь обрусевших французских эмигрантов. Ее мать баронесса Вера Николаевна Фредерикс приходилась двоюродной сестрой последнему министру императорского двора и уделов России, в ведомстве, которого служил отец Нины. (Барону Фре-дериксу выпала печальная роль скрепить подпись Николая II под отречением от престола 2 марта 1917 года.) Бабушка Екатерины Сергеевны Ирина Покровская-Гюнтер очень дружила с Ириной Львовной. Дальним кузинам нравились совпадения: обе были Иринами, обе — пианистками и спортсменками. В годы Гражданской войны, после того как Владимир Сергеевич был убит в Гурзуфе и связи оборвались, о судьбе Ирины Ле Дантю московским родственникам ничего не было известно. Екатерина Сергеевна Федорова на основе архивных материалов издала книгу «Как в капле дождя», приоткрыв завесы прошлого своей семьи, надолго замалчиваемых из-за опасности политических репрессий. Таким образом, судьба самым удивительным образом преподнесла мне встречу с родственницей Нины Вырубовой. Только год назад Екатерина узнала, что Ирине Львовне удалось эмигрировать в Париж и что она была мамой балерины Нины Вырубовой. Друг с другом они так и не встретились...
Камилла Ле Дантю
(отцовская линия Нины Вырубовой)
История семьи Ле Дантю начинается с приезда в Россию Мари-Сесиль Вабль (1773 — 1865) и ее второго мужа Пьера-Рене Ле Дантю (1753—1822), антиквара и коммерсанта, преследуемого французскими властями за свои политические взгляды.
С четырехлетней дочерью от первого брака Сидонией (1799 — 1869) от первого мужа-роялиста, погибшего на гильотине, они прибыли в Петербург в 1803 году (Сидония де Вармон, выйдя замуж за симбирского помещика В.И. Григоровича, родила Григоровича Дмитрия Васильевича, будущего известного писателя.) В Петербурге Мари-Сесиль стала именовать себя Мария Петровна. (Забегая вперед, скажем, что Мария Петровна Ле Дантю — предок не только Екатерины Федоровой, Нины Вырубовой, художника Михаила Васильевича Ле Дантю, но и первой феминистки России Марии Трубниковой, дочери декабриста.) Но все по порядку.
В 1804 году у Марии Петровны родилась дочь Луиза (в замужестве Беккерс), в 1806 году — Амели (в замужестве Рясов-ская), в 1808 году — Камилла (в замужестве Ивашева), в 1810 году — сын Шарль (по-русски, Карл), а в 1813 году — Эжен (по-русски, Евгений). С началом Отечественной войны 1812 года 60-летний Пьер-Рене и 40-летняя Мари-Сесиль с детьми покинули Петербург и обосновались в Симбирске. Мария Петровна Ле Дантю устроилась гувернанткой в семью Петра Никифоровича Ивашева (1767—1838), отставного генерала, проживавшего в имении Ундоры Симбирской губернии. Здесь начинается история романтической и трагической любви ее дочери Камиллы Ле Дантю. Камилла (1808 — 1839) тайно влюбленная в сына помещика, блестящего офицера, ротмистра Кавалергардского полка Василия Петровича Ивашева (1797—1841), из-за разницы в социальном положении не могла признаться ему в своих чувствах. О браке не могло быть и речи. За участие в тайном обществе «Союз благоденствия» Василий, как декабрист, в 1826 году был посажен в Петропавловскую крепость. Поскольку свою вину он признал, его причислили к преступникам второго разряда и приговорили к двадцати годам сибирской ссылки с последующим поселением. Когда из богатого и блестящего офицера он стал каторжником, девушка открылась родителям в своих чувствах и получила благословение от семьи Ивашевых разделить его судьбу. Преодолев многочисленные трудности дороги и ожидания встречи, на первом свидании с Василием Камилла упала без чувств. Добившись разрешения от императора, они
смогли обвенчаться в остроге в Туринске. После медового месяца Камилла перешла в каземат мужа, разделив с ним все тяготы заключенного. В 1838 году в Туринск на постоянное жительство приехала ее мать, Мария Петровна. В декабре 1839 году Камилла простудилась и умерла при преждевременных родах пятым ребенком, а Василий скончался ровно через год, в день ее похорон. (Памятник на их общей могиле до сих пор является одной из достопримечательностей Туринска.) Заботу о детях Ивашевых (пятилетней Марии, Вере и Петре) взяли на себя друзья Ивашева — Н.В. Басаргин и И.И. Пущин. Бабушке Марии Петровне в 1841 году с детьми было разрешено вернуться в Симбирскую губернию, где они поселились у сестры их отца княгини Е.П. Хованской под фамилией Васильевы. В 1856 году детям Ивашева по манифесту об амнистии было возвращено дворянство и фамилия отца.
Трубниковы-Вырубовы
Старшая дочь декабриста Ивашева Мария Васильевна (1835 — 1897) вышла замуж за Константина Васильевича Трубникова (1829—1904) из Алатырского уезда Симбирской губернии. Он был инициатором первого русского телеграфного агентства, издателем и редактором ряда периодических изданий в Петербурге, в том числе «Биржевых новостей». Мария Васильевна вместе с Надеждой Васильевной Стасовой (1822 — 1895) и Анной Павловной Философовой (1837—1912) (теткой антрепренера Сергея Павловича Дягилева) составили «женский триумвират», став одними из первых русских феминисток и организаторов женского движения в России. В свою деятельность Мария Васильевна вовлекла своих дочерей Ольгу (в замужестве Буланова) и Марию Константиновну (1860 — 1898) (прабабушку Нины Вырубовой). По воспоминаниям дочери Ольги Константиновны Булановой роман «Что делать?» Николай Гаврилович Чернышевский (1828 — 1889) писал с их матери Марии Васильевны.
«Мужем этой кроткой красавицы был Сергей Вырубов, светский лев и кутила, что, однако, не помешало ему стать известным либеральным земским деятелем» [2]. Но, по воспоминаниям Ольги Булановой, он был скромный юноша, даже
менее светский, чем те, к которым привыкли в салоне Трубниковой. Сергей Алексеевич Вырубов (1858 — 1904) один из первых революционеров на российском военном флоте, «предтеча лейтенанта Шмидта», «в 1880-м вошел в состав "Черного передела" — одной из народовольческих революционных организаций. (Мария Константиновна Вырубова, став членом этой же организации, в те времена постоянно находилась под полицейским надзором. — О.К.). Для терактов народовольцев Вырубов, используя возможности офицера военного флота, добывал динамит. Дома он хранил запрещенную литературу и даже завел ручной печатный станок, на котором печатал листовки. Подобная деятельность закончилась увольнением с флота, арестом и заключением в Петропавловскую крепость. И хотя Вырубов был уличен еще и "в дерзких отзывах о государе", с учетом заслуг отца (штабс-ротмистр Алексей Гавриилович Вырубов в 1850-е гг., возглавлял ковровскую уездную полицию в качестве земского исправника) и офицерского прошлого самого революционера, Сергея Алексеевича в конце концов отправили не на эшафот и даже не в Сибирь, а всего лишь в ссылку в родовое имение во Владимирской губернии под надзор полиции. Там бывший моряк поступил на службу по земству. В либеральных земских кругах, находившихся в оппозиции к правительству, Вырубова избрали членом Владимирской губернской земской управы. <...> И если заключение в крепости не сломило Вырубова, то теперь Петербург действовал изощреннее. Сергею Алексеевичу предложили видный пост в министерстве внутренних дел — в том самом, которое прежде вело на него охоту! И революционер с 20-летним стажем не устоял перед соблаз-ном...<...> Сергей из мичманов вскоре "вырос" до коллежского советника, гражданского чина, равного полковнику» [8].
Но дело было не только в «соблазнах» карьеры — Сергей Алексеевич внутренне изменился, он теперь видел благо не в революционных, но эволюционных изменениях общества (он отдавал много сил земской работе, непосредственно участвовал в государственном реформировании некоторых общественных институтов). Он был отправлен на службу в Варшаву, где довольно долго проживал на улице Шопена, слу-
жил крупным чиновником, занимался внедрением новой программы страхования. Его супруга Мария Вырубова, «самая красивая из всех дочерей Трубниковой и болезненная», умерла в возрасте 38 лет. После ее смерти Сергей Алексеевич вновь женился на гувернантке детей. Прабабушка Екатерины Сергеевны Анна окончила Варшавскую гимназию. Помимо большого горя, потери матери в отрочестве, она не смогла вынести «мелких уколов»: после смерти Марии Константиновны новая жена, не имевшая никакого отношения к русскому дворянству, стала писать на визитке de УугиЪо££ — и Анна ушла из дома. Но вскоре в Варшаве, в одном из домов, познакомилась с архитектором Вл. Ник. Покровским (1864 — 1924), который влюбился в неё навсегда... Сергей Алексеевич неожиданно умер в 1904 году в возрасте 48 лет.
«Две Марии, мать и дочь, похоронены на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге. <.> Но в советское время на могиле осталась одна надпись: Мария Васильевна Трубникова. Инициалы другой Марии старательно соскоблили — видимо, потому что сама фамилия Вырубовой казалась властям одиозной» [7, с. 137]. В браке родилось трое детей: Мария, Владимир (отец Нины) и Анна, по мужу Покровская (прабабушка Екатерины Сергеевны Федоровой). По неизвестным причинам на генеалогических порталах Анна, как третий ребенок, не указана. Однако, к счастью, сохранился документ — запись о рождении Анны в Дворянской книге, хранящейся в РГИА (СПб.) [1]. Афишировать дворянское происхождение было крайне опасным. Екатерина Сергеевна Федорова дает совершенно объективное объяснение отсутствию информации: «Анне Сергеевне никогда не случалось попасть в тенеты постреволюционных иллюзий, она ничего не забыла из ужасающих времен Гражданской войны и репрессий, и с годами трезвость взгляда на происходящее ничуть не затуманивалась, а лишь твердела в холоде и отстраненности. Единственный раз она опустилась на колени — перед младшим внуком Игорем, узнав, что тот собирается после обязательной службы навсегда остаться в Красной армии. Для нее это было оскорблением: она не забыла ни повешенного красноармейцами на глазах детей своего приятеля Сиверса (не имевшего
отношения ни к белым, ни к красным мирного управляющего имением), ни гибели его сына, жениха ее дочери Ирины, <.. .> ни загадочной смерти от неизвестной пули своего родного брата Владимира <...>...» [7, с.137].
Карл Ле Дантю
(материнская линия Нины Вырубовой)
Вернемся к интересующей нас гурзуфской линии Ле Дантю, которая начинается с младшего брата Камиллы Карла Петровича Ле Дантю, сына Марии Петровны. В 1837 году он женился, служил врачом, но рано умер. Его осиротевших детей вместе с детьми Камиллы несколько лет воспитывала бабушка Мария Петровна. Его сын Евгений Карлович Ле Дантю (1838 — 1915), племянник Камиллы, был чиновником Главного управления Российского Общества железных дорог, жил в Санкт-Петербурге, был близок к музыкальным кругам, дружил с композитором М.А. Балакиревым. Женился «на Баварской подданной Германии Эрмине Густафовне Рюбнер. <.> В свидетельстве о рождении имя жены Е.К. Ле Дантю уже указано в русской транскрипции "Эрминия Александровна", здесь же: "вероисповедание Англиканское". Видимо, это вероисповедание уже в XX веке дало повод ошибочно говорить об ее английском происхождении» [3]. На лето семья выезжала в Гурзуф и в конце XIX века переселилась из Петербурга в Крым окончательно. У них был дом в Крыму, который впоследствии перешел к его сыну Льву Евгеньевичу. В 1895 году Лев Ле Дантю женился. Его супругой стала баронесса Вера Николаевна Фредерикс. Избранником их дочери Ирины стал Владимир Вырубов, их общей прапрапрабабушкой была Мария Петровна Ле Дантю. «По рассказам Ирины Владимировна Гюнтер (бабушки Екатерины Федоровой. — О.К.) Владимир Вырубов был женат на дальней родственнице, Ирине Ле Дантю. Но судьба ее, видимо, была столь трагична или на самом деле следы ее безвозвратно потерялись, так или иначе Ирина Владимировна о своей тезке, с которой была дружна, более ничего рассказать не захотела или не могла, притом часто вспоминая» [7, с.137].
Немного о Михаиле Ле Дантю
Родственными узами Нина Вырубова связана с известным художником-авангардистом Михаилом Васильевичем Ле Дантю (1891—1917), трагически погибшим в поезде, когда возвращался с войны. В 1912 году Михаил, находясь в гостях у друга Кирилла Зданевича в Тифлисе, обратил внимание на картины художника-самоучки Нико Пиросмани. Благодаря Михаилу художественный мир узнал о Пиросмани, картины которого прежде украшали стены грузинских харчевен и магазинов. Линия Михаила начинается от старшего брата Камиллы, Евгения Петровича, прапрадеда Михаила Ле Дантю. «Евгений Петрович, женившийся на Клавдии Окороковой и принявший в 1830 году русское подданство, окончил Институт Корпуса горных инженеров, служил по горному ведомству в Сибири, был удостоен многих наград, в том числе ордена св. Владимира 4-й степени. По пути отца пошел и его сын, горный инженер Василий Евгеньевич (1838 — 1902). Его сын Василий Васильевич Ле Дантю (1864 — 1897) был врачом. Михаил по заслугам прадеда был возведен в потомственное дворянское достоинство с правом внесения в III часть дворянской родословной книги» [6]. Рассматривая фотографии Нины, Михаила и Марии Петровны Ле Дантю (Сесиль), обнаруживаешь определенное сходство в чертах лица, передавшееся через поколение. Мария Петровна Ле Дантю могла бы гордиться своими потомками, каждый из которых вошел в мировую историю культуры.
Интервью Оксаны Карнович c князем Никитой Дмитриевичем Лобановым-Ростовским и Юрием Александровичем Трубниковым
Беседа с князем Никитой Дмитриевичем Лобановым-Ростовским
Несмотря на прояснившуюся информацию об отце Нины Вырубовой, тем не менее я решила пообщаться с князем Никитой Дмитриевичем Лобановым-Ростовским, по матери Вырубовым, и Юрием Александровичем Трубниковым, председателем Земско-городского комитета в Париже (Зем-
гор), расспросить, какими родственными узами они связаны с балериной? Тем более, Вырубов Василий Васильевич, дедушка князя, был председателем и членом этого же комитета в Париже в 1930-х, организации, оказывавшей поддержку русским эмигрантам, игравшей видную роль во всех общественных предприятиях русской эмиграции, в том числе и культурных. Его брат Александр Васильевич Вырубов был супругом фрейлины последней императрицы Анны Александровны Танеевой-Вырубовой. Возник вопрос, почему Ирина Львовна не обратилась за помощью к деду Никиты Дмитриевича, уже проживавшего во Франции и имевшего влияние в среде русской эмиграции?
О.К. Никита Дмитриевич, является ли Нина Вырубова вашей родственницей? И кем приходился вам отец Нины, Владимир Сергеевич Вырубов?
Кн. Н.Л.-Р. Я всегда был уверен, что Нина незаконнорожденная дочь брата моего деда. То, что вы мне вначале указали на несовпадение дат смерти брата моего деда (1919) и даты рождения Нины в 1921 году, заставило меня усомниться в правильности моих прошлых убеждений, еще до того как меня разыскала Екатерина Федорова. Мой двоюродный дед тоже был расстрелян большевиками в Кисловодске, лишь потому, что он дворянин и офицер, как и отец Нины. Какое совпадение. Екатерина, узнав о выставке, посвященной моему дяде Николаю Васильевичу Вырубову в Доме Русского зарубежья, так вовремя меня разыскала, что нам с вами не пришлось «водить читателей за нос». То, в чем я был абсолютно уверен на протяжении всей моей жизни, теперь к действительности не имеет никакого отношения. Но я поделюсь тем, что мне казалось, имело место быть. Я всегда был абсолютно уверен в том, что Нина Вырубова внебрачная дочь кого-то из родственников по линии деда Василия Васильевича Вырубова, ибо это соответствовало отношению моего деда и его сыновей к Нине. Много лет не было в справочниках отчества Вырубовой. Ее мать впоследствии указала отчество дочери. Вы посмотрите в энциклопедиях и словарях по балету ранее, чем 10 лет тому назад. Я помню, что с Клементом Крипсом (один из старейших балетных критиков Англии, друживший со многими артистами,
еще со времен дягилевской антрепризы. — О.К.) это обсуждал, и он это знал. И он ответил, чтобы узаконить ее, мать прописала ей другое отчество. Тогда я ему рассказал, что мой дед ее семью никогда не принимал, так как это было на моих глазах. Самое удивительное, что с Ниной мы эти вопросы никогда не обсуждали. Разобраться в этом деле я не могу. Я написал об этом двоюродному брату Юре Трубникову, в надежде, что он скажет. К сожалению, тот, кто об этом знал, — это его мать. Но этого поколения уже в живых нет. Я рассказываю явные косвенные факты. Мой дед с ней не общался. И было какое-то эмбарго между ним и его семьей, то есть детьми — двумя сыновьями и моей матерью. Когда мы с мамой вырвались из Болгарии во Францию в 1953 году, она тайно к ней пошла, чтобы отец не узнал об этом. Так как моя мать была по характеру другим человеком, очень добрым и набожным, то считала своим моральным долгом сказать Нине Вырубовой то, что против нее ничего не имеет. И она секретно к ней пошла.
О.К. Вы когда-нибудь писали о Нине Вырубовой как о незаконнорожденной вашей родственнице?
Кн. Н.Л.-Р. Никогда. Никак не хотел это затрагивать. Это было бы унизительно для нее. Я приходил к Нине как к родственнице и она принимала меня как родственника и относилась ко мне как к родственнику, но мы говорили о ролях, о каких-то интересующих нас на тот момент делах. И это было само собой разумеющимся. Но те факты, которые вы мне сообщили, что у нее теперь везде указан отец Владимир Сергеевич Вырубов, заставило обратиться к генеалогии Вырубовых, составленной Жаком Ферраном, где родство с отцом Нины я никак не мог найти. Надо бы расписать родословную Вырубовых более подробно.
О.К. Это две разных ветви семьи Вырубовых: владимирская и московская. И ваш дед с братом являются пятиюродными или ше-стиюродными кузенами Владимиру Сергеевичу Вырубову, отцу Нины. В 2005 году на вопрос Михаила Мейлаха Нине Вырубовой «как связана ваша семья со знаменитой Анной Вырубовой? И еще: у меня есть друг — Никита Лобанов-Ростовский, — его мать тоже Вырубова...» [2, с.389] она неопределенно ответила: «Должно быть, у нас общие корни, потому что Вырубовых не так уж много. Это
фамилия моего отца. Папы давно нет — он скончался, когда мне не исполнилось и года. Он был очень красивым человеком» [5, с.137]. Василий Васильевич, ваш дед, рассказывал что-то о своем брате как об отце Нины? С кем Нина общалась из ваших родственников?
Кн. Н.Л.-Р. Нет. Ничего не рассказывал. И я тогда в силу молодости не интересовался. В Париже она общалась с Александром Александровичем Вырубовым (1882 — 1962), в прошлом актером МХАТа, который был женат на Марии Чеботари (Чеботаревой). Помню, как он приходил к нам, и дед просил его прочитать что-нибудь из Пушкина, Гоголя или Бунина. Он прекрасно декламировал, артистично!
О.К. Как вы думаете, почему ваш дед Василий Васильевич не считал должным принимать семью Нины у себя дома?
Кн. Н.Л.-Р. Не могу сказать. Может, это заключалось в его мировоззренческой позиции. Он был человеком страстным, всегда открыто выражал свои взгляды. Для него важны были традиции не только в жизни, но и в убеждениях, которые сам воплощал в жизни. Порой был нетерпим в утверждении справедливости. Ему сложно было признать, что кто-то может жить вне норм, по-своему. Но духовная свобода для него была превыше всего. Он был масоном.
О.К. Однажды ваш друг, болгарский писатель и поэт Любомир Левчев, рассказал маленький сюжет, который показателен для характеристики Василия Васильевича Вырубова. В 1953 году уехав из социалистической Болгарии и обосновавшись в Париже, вам хотелось обрести новых друзей, и вы решили подружиться с денщиком. На что дедушка ответил: «Никита, не пристало пить чай с прислугой».
Кн. Н.Л.-Р. Шутка Левчева! Лакей, служивший у деда, вначале был конюхом у князя Георгия Евгеньевича Львова в Париже. У князя до революции там была квартира, и поэтому лакей Иван (для французов Jean) после кончины хозяина «по наследству» перешел к деду вместе с квартирой. Иван от конюха дослужился до лакея. Позже он женился на кухарке моего деда. Дед купил им домик как раз напротив своего дома в деревне Fleury. По-французски говорил он очень плохо. Мой дед был холерик, эдакий барин! По утрам — до кофе или чая, он орал на него. Меня всегда удивляло, почему тот спокойно стоял и слушал, когда его ругали. Только после его
смерти мы увидели, что пол в комнате заставлен бутылками сидра. Он выпивал по четыре литра в день и постоянно находился в «облачном» состоянии, отчего воспринимал брань вполне спокойно. Оставив своих друзей в Болгарии, я хотел подружиться с Иваном. Но дед сказал, что есть социальные привычки, которые нельзя нарушать. В этом случае нарушается баланс работодателя и рабочего.
Для характеристики моего деда приведу еще один эпизод. Летом 1967 года я обедал у Луи Камю, председателя Коммерческого банка (Banque de Commerce) в его имении под Брюсселем. Я сидел справа от Марго Фонтейн, prima ballerina absoluta Королевского балета Англии, много лет танцевавшей с Рудольфом Нуриевым, несмотря на то, что она была значительно старше его. Узнав, что я русский, живущий в Париже, она спросила, не знаком ли я случайно с Николаем Вырубовым (которому была посвящена выставка в Доме Русского зарубежья. — О.К). «Да», — ответил я и добавил, что он младший брат моей матери. Фонтейн объяснила, что задала этот вопрос, ибо я очень похож на Вырубова, которого она хорошо знала в Лондоне до войны. Больше она ничего о нем не сказала. У моего дяди был бурный роман с ней, и он хотел на ней жениться, но мой дед считал, что не подобает русскому дворянину жениться на балерине и запретил брак. Похожая участь постигла моего дядю в желании жениться на дочери первого премьер-министра Индии Джавахарлала Неру, Ин-дире. Может быть, мой дед был прав, ибо в сорок два года мой дядя женился на Сабин де Ноай (Noailles), дочери герцога де Муши, на 20 лет моложе его, и более полвека прожил с ней в счастливом браке.
Об Анне Александровне Вырубовой
О.К. Часто указывают, что Нина Вырубова родственница фрейлины Анны Александровны Вырубовой, подруги последней российской императрицы Александры Федоровны. Урожденная Танеева, Вырубовой она стала после брака с братом вашего деда Александром Васильевичем Вырубовым (1880 — 1919). По ее воспоминаниям, участие в Цусимском сражении, плен, наложило отпечаток на психику ее супруга. После развода вернула девичью
фамилию, и общение с Вырубовыми прекратилось. Но фальшивый дневник тенью лег на фамилию Вырубовых.
Кн. Н.Л.-Р. К счастью, информация об Анне Танеевой-Вырубовой основана на письменных данных, оставленных моим дядей Николаем Васильевичем Вырубовым, а также на моем личном знакомстве с Александром Галперном, адвокатом А.А. Танеевой и мужем Саломеи Николаевны Андрониковой (Андроникашвили). Здесь лучше привести воспоминания моего дяди Николая Васильевича Вырубова из моей книги «Эпоха. Судьба. Коллекция»: «Не Танеева своим поведением вызвала молву, а советская пропаганда, публикуя в 1927 году на страницах журнала "Минувшие дни" фальшивый дневник за подписью Вырубовой, зная, что, находясь за границей, она не сможет его опровергнуть. Целью публикации интимного дневника якобы руки Танеевой, которую молва обвиняла в позорном поведении, было желание опорочить царскую семью. Сочинили фальшивый дневник и легенду его появления. Утверждалось, что Танеева, находясь в заключении, боялась, что подлинник ее дневника будет найден и захвачен, и якобы попросила знакомую его переписать и сохранить копию. Именно эта копия и была будто бы найдена, а подлинник, которого на самом деле никогда не существовало, Танеева взяла с собой при бегстве. Для сочинения дневника обратились к Алексею Толстому, знавшему образ мышления людей придворного круга и способного найти подходящий тон. Благодаря его таланту, дневник получил широкое распространение, а молва разнесла наше имя. Толстой назвал фрейлину Вырубовой, а не Танеевой, не зная, что она после развода в 1908 году вновь стала носить свою девичью фамилию, которая тогда была очень громкой ввиду высокого придворного чина отца. Толстой также, вероятно, не знал, что оригинал воспоминаний Танеевой был напечатан в Париже на страницах журнала "Русская летопись" в 1922 году с подписью А.А. Танеева. По-видимому, мало кто в стране обратил внимание на публикацию А. Кочетова в Москве в 1991 году, в которой он доказывает, что фальшивый дневник — не более чем литературная мистификация. Это опровержение прошло незамеченным, и люди по старой привычке продолжают Танееву хулить.
В нашем роду Анна Танеева оказалась случайно. Она была дочерью управляющего царской канцелярией А.С. Танеева. В их семье эта высокая должность передавалась от отца к сыну в трех поколениях. Следует иметь в виду, что Танеева и Вырубов были женаты всего один год. Танеева с ранних лет была приближенной Государыни и стала ее любимицей. Государыня решила назначить ее фрейлиной. При штабе Государя находился морской офицер Александр B. Вырубов (брат ВВВ). Он понравился Государыне, и она их поженила. На этом статус фрейлины оборвался. На редкость скромная свадьба состоялась в Царском Селе 30 апреля 1907 года: присутствовали царские особы и Вырубовы. Вырубов запретил жене устраивать у себя дома встречи Государыни с Распутиным, и развод был неизбежен: через год брак был расторгнут. Затем Александр Вырубов подал в отставку, уехал в свое имение, вновь женился и обзавелся детьми. Отношений у семьи с Танеевой не было. Мой отец (дед Никиты Дмитриевича — Василий Васильевич Вырубов. — О.К.) был видным противником Распутина, и, находясь в Ставке, где готовился заговор, который должен был привести к его аресту, открыто критиковал Государыню. Однако никто в семье не обвинял Танееву в позорном поведении. Нам, как и другим, не поведение Танеевой мешало, а ее роль при дворе. Любимица Государыни, Танеева стала ее посредницей при общении с внешним миром, пользовалась ее доверием и имела к ней доступ. Люди напрасно воображали, что Танеева вмешивалась в дворцовые интриги. Она была мистической поклонницей Распутина, видела в нем святого человека, способного спасти больного наследника и принести духовное успокоение Государыне. Сближение Государыни с Распутиным, возникшее при ее помощи, имело гибельное последствие для престола. За этот грех Танееву следует призвать к ответу перед историей, но время для этого наступит только тогда, когда в России взгляд на прошлое станет беспристрастным. Следует напомнить, что Танееву дважды арестовывали, и ее поведение при дворе дважды подвергалось тщательному расследованию. Временное правительство хотело обнаружить ее участие в политических интригах дворца, препятствовавших ходу государственных дел. Но никаких доказательств не было найдено. Советская власть
Танееву подвергла тяжелому заключению и продолжительному допросу в присутствии людей, полностью настроенных против нее. Суд старался доказать ее участие в разгульном поведении в окружении Распутина, в котором ее обвиняла молва. А.Я. Гальперн потребовал на суде подтверждение ее девственности, чтобы доказать, что она не участвовала в разгулах, что было сделано, и ее девственность подтверждена. Итак, не найдя никаких улик, ее отпустили. Прибавлю, что В.М. Руднев, следователь советского суда, производивший расследование о безответственном влиянии Танеевой на Государыню, в своих воспоминаниях о ней дал умеренную характеристику, обратную молве (опубликовано в Париже на страницах "Русской летописи"). Он писал о ней как о поклоннице Распутина, женщине глубоко религиозной и полной доброты. Ее дважды судили за поведение при дворе и дважды оправдали. Однако имя ее до сих пор остается как бы воплощением чего-то предосудительного. Оказавшись на свободе, Танеева с матерью, не скрываясь, прожили в Петрограде три года, вплоть до бегства в декабре 1920 года. Танеева скончалась в 1964 году в Финляндии, где скромно, достойно и молча хранила память царской семьи. Не позорное поведение очернило впоследствии имя Танеевой, а клевета фальшивого дневника, рассеянная молвой, которую ничто не прекратит, тем более, что есть причина повторять уроки пропаганды, не ставя их под сомнение. Еще недавно парижский журнал решил публиковать "поддельный" дневник. Я предупредил редакцию, как он был составлен и что содержит клевету, и по соображениям этики публикацию отменили» [8, с. 411-412].
Беседа с Юрием Александровичем Трубниковым
О.К. Встречались ли вы с Ниной Вырубовой?
Ю.Т. С Ниной Вырубовой я никогда не встречался. Почему? Трудно ответить. Когда мне было лет пятнадцать-шест-надцать, я с упоением ходил на балеты маркиза Куэваса (через знакомую, дружившую с Головиной, супругой Сержа Головина, мы получали билеты), но о Вырубовой ничего не слышал. Отношения моей семьи с Василием Василевичем Вырубовым, дедом Никиты, были не простые. Отцу было
лишь три года, а когда его родители развелись, и мать вышла замуж за Вырубова, это очевидно может оставить следы у ребенка. Мой отец был «правый» (За Веру, Царя и Отечество!). Вырубов был «левым», к тому же масон. И он славился «сильным» характером... Нас родители возили два раза в год нанести визит дяде Васе, как мы его называли, но и всё, по крайней мере, до приезда Никиты.
О.К. Вы родились в Париже. Почему эмигранты предпочитали селиться в Медоне, потому что это местечко было бедным?
Ю.Т. В этом городке я провел первые 20 лет моей жизни. Город совсем не бедный, однако там жила крупная русская колония: Дмитрий Мережковский и естественно Зинаида Гиппиус, Марина Цветаева, Иван Лукаш и много других... Например, великий князь Андрей Владимирович жил одно время в Медоне и, конечно, Матильда Кшесинская. В ту пору Медон — это был свежий воздух, леса, высоко над рекой. В прошлом — остановка по дороге из Парижа в Версаль: наследник престола имел там дворец, в остатках дворца Mme de Pompadour была школа, в которой я учился. Настоятелем храма был когда-то сам Франсуа Рабле, где им была выпущена 4-я книга «Пантагрюэля»! А ближе к нам было соседство заводов «Рено», где работало много русских. Но Нину Вырубову я не встречал. Она либо не ходила в церковь, либо ходила в другую. (В Медоне их было две.)
О.К. Василий Васильевич Вырубов возглавлял Земгор, теперь возглавляете вы. Как вы полагаете, почему мама Нины Вырубовой не обратилась за помощью в эту организацию?
Ю.Т. Земгор помогал и продолжает помогать нуждающимся русским беженцам, но по мере возможностей не своим, не родне. Забавная связь между Вырубовыми, Трубниковыми и Ле Дантю. Долгое время Ле Дантю («зубчатый» по-французски) для меня был художник-авангардист Михаил Ле Дантю. Однажды, в 1994 году, работая в Тюмени, я решил посетить Туринск, на Урале, куда были сосланы декабристы. Приехал в дом-музей Василия Ивашева. Посетителей мало, стали расспрашивать, кто я, откуда? Я назвал свою фамилию и тут же был зачислен в VIP-персоны. Мне объяснили, что у Ивашевых была дочь, которая вышла замуж за Константина
Трубникова. Как будто он был скучный человек: вряд ли разговор с издателем «Журнала для акционеров» или «Биржевых ведомостей» увлекателен по вечерам! Не это ли объясняет, что его жена оказалась первой русской феминисткой? К счастью для моей фамилии, это происходило в XIX веке, сегодня они расхаживают с обнаженными грудями по соборам. У них родилась дочь, которая впоследствии вышла замуж за революционера Вырубова. У Марии Константиновны и бабушка, и невестка (мать Нины) носят ту же необычную фамилию Ле Дантю. Тот Трубников, очевидно, не из нашей линии (тверской), вероятно, из новгородской. Вот что я могу ответить на ваши вопросы.
Заключение: Удивительное переплетение судеб, кружева биографий, имен, фамилий, сеть родственных связей и взаимоотношений... Колесо фортуны сделало свой круг. Мария Петровна (Сесиль) Ле Дантю, бежавшая от Французской революции, нашла приют в России. Она так и не выучила русский язык и в письмах подписывалась «Сесиль». Судьба распорядилась таким образом, что через столетие, ее прапра-правнучка Ирина Львовна, убегая от русской революции, вернулась на родину своих предков. Ее дочь Нина своим предкам вернула причитающийся им пьедестал по праву рождения, несправедливо отнятый Провидением. Вопреки обстоятельствам она стала одной из ярких звезд не только французского, но и мирового балета. Если Михаил Васильевич Ле Дантю остался на страницах истории русской и грузинской культур, то Нина Владимировна Вырубова вписала свое имя в историю французской культуры. Во Франции Нина нашла то, чего не было в отечестве, — дом, семью, будущее, признание. В 1999 году она впервые посетила Россию — Гурзуф и Санкт-Петербург. Посещение Мариинского театра, на сцене которого она никогда не танцевала, вызывало горечь изгнания, возвращало к прошлому утраченной царской России, к блестящему веку Императорского балета, с его педагогами, великими русскими балеринами и танцовщиками, и, конечно же, к великому Ма-риусу Петипа, в балетах которого она танцевала столько раз. Французский кинорежиссер Доменик Делуш (Dominique De-louche) снял фильмы о балерине «Le Spectre de la danse» («Ви-
дение танца», 1960), «Les cahiers retrouves de Nina Vyroubova» («Забытые дневники Нины Вырубовой», 1996), запечатлев репетиции с учениками, рассказ о ее знаменитых партнерах, сохранил кино- и фотосъемки выступлений Нины...
Екатерина Сергеевна Федорова: Знаете, моя бабушка время от времени вспоминала Ирину Львовну, ведь она с ней была очень дружна, при полном отсутствии информации ей всегда казалось что-то ужасное. Я только год назад узнала, что Ирине Львовне удалось выехать в Париж и она мама балерины Нины Вырубовой. Когда я это узнала, Нины уже не было в живых, бабушки моей тоже, она так и не узнала, что Ирина Львовна с дочерью спаслись. И вот, прочитав о Нине, я мысленно воскликнула: «Бабушка, я ее нашла!..» А оказалось, Нина уже умерла в 2007 году в доме престарелых. Для меня это было потрясением. Ведь нет уже никаких родственников нашей огромной и когда-то «родственной» семьи. Ее знаменитые тетради выбросили на помойку! Я полагала, что волны печальной истории наших семейств окаменели, но, оказалось, нет. Если бы знать! Огорчению моему не было предела. Я страшно рада, что есть Никита Дмитриевич. Ваша Екатерина Сергеевна.
Список литературы References
1. Алфавитный список дворянским родам. по Владимирской губернии: Сергея Алексеевича Вырубова жена Мария Константиновна и их дети, Владимир, Мария и Анна (РГИА, ф. 1343, оп. 51, д. 618, л. 199-200, Сп. № 29).
Alfavitnyy spisok dvoryanskim rodam... po Vladimirskoy gubernii: Sergeya Alekseyevicha Vyrubova zhena Mariya Konstantinovna i ikh deti, Vladimir, Mariya i Anna (RGIA, f. 1343, op. 51, d. 618, ll. 199-200, Sp. № 29)/ [An Alphabetical List of Noble Families ... in the Vladimir Province: "Sergei Alekseevich Vyrubov's Wife Maria Konstantinovna and their Children, Vladimir, Maria and Anna] (RGIA, file 1343, item 51, d. 618, pp. 199-200, Cn No. 29).
2. Дзуцова И. Михаил Ле Дантю и его родословная. Новый журнал. №263, 2011. [Электронный ресурс] / URL:
http://magazines.russ.ru/nj/2011/263/dr21.html (дата доступа: 25.10.2017)
Dzutsova I. Mikhail Le-Dantyu i ego rodoslovnaya. Noviy zhurnal. № 263, 2011. [Elektronnyy resurs] / URL: http://magazines.russ.ru/nj/ 2011/263/dr21.html (data dostupa: 25.10.2017) /[ Dzutsova I. Mikhail Le Dantyu and his Bloodline]. New magazine. №263,2011. [Electronic resource] / URL: http://magazines.russ.ru/nj/2011/263/dr21.html (access date: 10/25/2017)
3. История Гурзуфа — Курорт Гурзуф в 1900—1915 годах [Электронный pecypc]/URL: http://www.1-yalta.com/gurzuf-history-7.html (дата доступа: 25.10.2017)
Istoriya Gurzufa — Kurort Gurzuf v 1900 — 1915 godakh [Elektronnyy resurs]/URL: http://www.1-yalta.com/gurzuf-history-7.html (data dostupa: 25.10.2017/[ The History of Gurzuf — The Gurzuf Resort in 1900—1915 ] [Electronic resource] / URL: http://www.1-yalta.com/gur-zuf-history-7.html (access date: 25.10.2017)
4. Лобанов-Ростовский Н. Эпоха. Судьба. Коллекция. М., 2010.
Lobanov-Rostovskiy N. Epokha. Sudjba. Kollektsiya. M., 2010. / [Lo-
banov-Rostovsky N. The Epoch. The Fate. The Collection]. M., 2010.
5. Мейлах М. Эвтерпа, ты? Художественные заметки. Беседы с артистами русской эмиграции. Том I: Балет. М., 2008.
Meylakh M. Evterpa, ty? Khudozhestvennyye zametki. Besedy s artistami russkoy emigratsii. Tom I: Balet. M., 2008./ [Meilah M. Euterpe, is that you? The Artistic Notes. The Conversations with the Artists of the Russian Emigration]. Volume I: Ballet. M., 2008.
6. РНБ. Информация № 7-8 (июль-август 2009). Выходцы из Франции и их российские потомки. Приложение №4 [Электронный ресур^/URL: http://www.nlr.ru/news/rnbinfo/2009/7_8-4.pdf (дата доступа: 25.10.2017)
RNB. Informatsiya № 7-8 (iyulj-avgust 2009). Vykhodtsy iz Frantsii i ikh rossiyskiye potomki. Prilozheniye №4 [Elektronnyy resurs]/URL: http://www.nlr.ru/news/rnbinfo/2009/7_8-4.pdf (data dostupa: 25.10.2017 / RNB. Information No. 7-8 (July-August 2009). [The People Originating from France and their Russian Descendants]. Appendix №4
[Electronic resource] / URL: http://www.nlr.ru/news/rnbinfo/2009/ 7_8-4.pdf (accessed on: 25.10.2017
7. Федорова С. Как в капле дождя. Общественная и частная жизнь России XIX — первой трети XX в. в судьбах семьи декабриста Василия Ивашева (по эпистолярным, мемуарно-литературным и другим историческим документам). М., 2011.
Fedorova S. Kak v kaple dozhdya. Obshchestvennaya i chastnaya zhiznj Rossii XIX — pervoy treti XX vv. v sudjbakh semji dekabrista Va-siliya Ivasheva (po epistolyarnym, memuarno-literaturnym i drugim is-toricheskim dokumentam). M., 2011 [Fedorova S. Like in a Drop of a Rain. The Public and Private Life of Russia in the 19th— the first third of the 20th Centuries. in the Decembrist Vasily Ivashev's Family Fates ]. (according to the epistolary, memoirs, literary and other historical documents). M., 2011.
8. Фролов Н. Династия Вырубовых [Электронный ресурс/URL: http://www.liveinternet.ru/users/5114887/post252822824/ (дата доступа: 25.10.2017)
Frolov N. Dinastiya Vyrubovykh [Elektronnyy resurs]/URL: http://www.liveinternet.ru/users/5114887/post252822824/ (data do-stupa: 25.10.2017) / [ Frolov N. The Vyrubov's dynasty ] [Electronic resource] / URL: http://www.liveinternet.ru/users/5114887/post252822824/ (access date: 10/25/2017)
Данные об авторе:
Карнович Оксана Андреевна — кандидат искусствоведения, педагог кафедры хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии — МГАХ, заведующая отделом «Музей-квартира Г.С. Улановой» Государственного центрального музея им. А.А. Бахрушина. E-mail: [email protected]
About the author:
Karnovich Oxana — Ph.D. in Art Criticism, Lecturer of the Choreography and Ballet Studies Faculty at the Moscow State Academy of Choreography, Director of the Galina Ulanova Apartments-Museum of the A.A. Bakhrushin State Central Theatre Museum. E-mail: [email protected]