РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОГО ФАКТОРА В СИСТЕМЕ ВЕЛИКОКНЯЖЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СЕМЕЙ ДОМА РОМАНОВЫХ
■ В. В. Хомец
Аннотация. В статье автор размышляет о том, что в начале XX в. отношение представителей династии Романовых к канонам православия не было одинаковым. Воспитание детей оставалось традиционным, но не всегда приносило ожидаемый результат. Распад религиозных основ мировоззрения, затронувший отдельные семьи Дома Романовых в разной степени, являлся отражением глубокого кризиса, переживаемого фамилией, которая олицетворяла власть в императорской России в течение последних трех столетий.
Ключевые слова: Романовы, воспитание, религия, семья.
Summary. The author talks about attitude of Romanovs dynasty family members to the canons of Orthodoxy was not the same at the beginning of the 20th century. The children's upbringing remained traditional but did not always bring the expected results. The collapse of religious foundations of ideology which in different degrees affected individual Romanovs families was a reflection of a deep crisis in the family which had personified power in the imperial Russia for the last three centuries.
Keywords: Romanovs, upbringing, religion, family.
Вначале XX в. отношение предста- живавшиеся и матриархального3, и
вителей династии Романовых к патриархального воспитания4. Ко вто-
канонам православия не было одина- рой группе следует отнести несчаст-
ковым. Воспитание детей продолжало ливые семьи, распавшиеся в результа-
оставаться традиционным, однако да- те развода или смерти одного из роди-
леко не всегда оно давало ожидаемые телей. Как правило, в таких семьях
результаты. Вопрос о причинах этого дети испытывали нехватку внимания
явления остается в современной исто- и должного воспитания. риографии открытым. Среди велико- Будущий император Николай II
княжеских семей были как благопо- рос в благополучной семье, где детьми
лучные1, так и неблагополучные2 се- занималась мать - Мария Федоровна.
мейства. Причем в первой группе В целом это был не типичный для ве-
можно было встретить семьи, придер- ликокняжеских семей случай. Обычно
1 Александровичи, Михайловичи, Константиновичи, Владимировичи.
2 Николаевичи, Павловичи.
3 Александровичи (дети Александра III).
4 Михайловичи, Константиновичи, Владимировичи.
3 / гон Преподаватель |_
245
фундаментальная наука вузам
246
данная обязанность возлагалась на воспитателей. Наблюдение за процессом воспитания чаще осуществлял отец. Исключительная занятость цесаревича Александра Александровича, ставшего с 1881 г. императором Александром III, государственными делами, была с пониманием воспринята его супругой, которая сочла для себя необходимым взять воспитание детей в свои руки. Ей удалось установить в семье особую атмосферу.
Воспитание строилось на принципах подчинения воле родителей, религиозности и строгой дисциплине. Исполнение молитвенного правила и обрядов православной церкви являлось непременным. С раннего детства у великих князей и княжон воспитывалась религиозность. В основе религиозного подхода к воспитанию лежало понимание необходимости быть готовым к приходу скорбей, когда сохранить стойкость поможет только искренняя и глубокая вера в Бога [см.: 1].
Тем не менее, столь серьезные принципы не мешали Марии Федоровне быть ласковой и заботливой матерью, которой принципиально важно было довести до детей мысль о необходимости ни при каких обстоятельствах не забывать о своем высоком предназначении: вести себя достойно, не компрометируя династии. В ее представлении семья и династия являлись синонимами. Особое внимание Мария Федоровна уделяла старшему сыну наследнику престола - старательному, послушному и прилежному Николаю Александровичу. Ее воспитательные усилия не прошли даром, но проявились позднее, уже в зрелые годы. В юности, внешне не проявлявший религиозности Николай Александрович любил балы, театр, развлечения, свой-
!ЕК
ственные офицерам, бывал у Матильды Кшесинской, к которой испытывал нежные чувства. Данный аспект не раз описывался в литературе [см.: 2-5].
Гораздо реже историки обращаются к вопросу о характере воздействия жизненных обстоятельств на развитие религиозного сознания последнего царя [см.: 2]. Тем не менее, в биографической литературе устойчиво выстраивается следующая последовательность: невозможность брака с любимой женщиной, смерть отца и необходимость вступления на престол, длительное ожидание необходимого династии наследника и рождение неизлечимо больного сына, придворные интриги и предательства, отречение от престола и арест. Все перечисленные обстоятельства, несомненно, укрепляли религиозные чувства Николая II. Ему, как человеку глубоко верующему, помогало ежедневное чтение Библии -источника утешения и новых сил для преодоления скорбей. К сожалению, данная сторона личности поверженного императора, определявшая ее религиозный центр, долгое время считалась недостойной научного внимания.
К благополучным семьям с патриархальным воспитанием принадлежала семья великого князя Михаила Александровича и великой княгини Ольги Федоровны (урожденной Цецилии Ба-денской). Глава семейства великий князь Михаил Николаевич служил наместником на Кавказе. Он был убежден, что дисциплина поддерживается страхом Божиим и чувством долга. Особое внимание в семье уделялось религиозному воспитанию детей, закладке духовных ценностей как основы их будущего служения России. Юным князьям преподавались уроки Закона Божьего, истории православной церкви
и сравнительной истории других исповеданий. Каждый вечер отец приходил к мальчикам и благословлял их широким крестным знамением, прося Бога сделать из них добрых христиан и верноподданных Государя и России. Мать - великая княгиня Ольга Федоровна была достаточно жестким человеком. Не имея привычки внешнего проявления чувств, она вела себя крайне строго, в том числе и по отношению к собственным детям. Им настолько не хватало материнского тепла, любви и ласки, что это становилось заметно окружающим [6, с. 20]. Между тем, сочетание чрезмерной жесткости воспитания, недостаточно подготовленного духовного наставника и детская нетерпеливость, желание понять все и сразу, сделали свое дело. Твердой веры великому князю Александру Михайловичу и его братьям обрести не удалось.
У него сформировалась собственная религиозная концепция, напоминающая учение Л. Н. Толстого. Религия Любви была призвана заменить все вероисповедания и превратить «рабов Божьих» в его активных сотрудников. Современная православная церковь, по мнению Александра Михайловича, далеко отошла от учения Христа, поскольку не следовала закону любви. Сам человек с непреклонным характером, выросший в условиях строжайшей дисциплины, вынужденный во всем подчиняться воле отца, не получивший в юные годы материнской любви и внимания, потерявший доверие к наставникам, Александр Михайлович ничего другого желать не мог.
Воспитание в семье другой ветви Романовых - родителей князя императорской крови Гавриила Константиновича было патриархальным. Великий князь Константин Константинович
Романов и Елизавета Маврикиевна (урожденная Елизавета Августа Мария Агнесса, герцогиня Саксен-Альтенбург-ская) вырастили девять детей. Отец был очень строг, дети его боялись. Слов «не могу» или «не хочу» для них не существовало. Константин Константинович не терпел, когда в русскую речь вставляли иностранные слова. Он желал, чтобы первым языком его детей был русский [7, с. 25]. Жесткие методы воспитания сочетались со вниманием и заботой к детям со стороны обоих родителей и дяди Дмитрия Константиновича, который жил в семье брата. Важную роль в воспитании играл личный пример. Будучи глубоко религиозным человеком, дядя воспитывал религиозное чувство в племянниках, брал их в паломнические поездки, рассказывал о жизни святых. Примеры их жизни помогли достойно принять свою участь в 1917-1918 гг.
После Октябрьской революции 1917 г. последовали аресты. Были арестованы и дядя Дмитрий Константинович, и все взрослые братья Константиновичи: Иоанн, Гавриил, Игорь и Константин. Избежал их участи только глава семейства Константин Константинович, умерший в 1915 г. Большевики не тронули женщин и маленьких детей.
Дни ареста стали для узников серьезным испытанием веры, крепости душевной и телесной. В марте 1918 г. Дмитрия Константиновича выслали в Вологду. Его добровольно сопровождала племянница Татиана Константиновна, овдовевшая во время первой мировой войны, которая не могла оставить слабого здоровьем, горячо любимого дядю. Однако после «вологодского дела послов» великих князей вернули в Петроград, где 11/24 января 1919 г. расстреляли.
247
3 / 2011
Преподаватель
!Ек
фундаментальная наука вузам
248
В доме предварительного заключения на Шпалерной улице Петрограда вместе с Дмитрием Константиновичем находился его племянник Гавриил Константинович. Он вспоминал, как дядя старался его поддерживать и в утешение написал по памяти и передал ему в камеру 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго», который Гавриил выучил и повторял в молитве.
18 августа 1918 г. в Алапаевске живыми были сброшены в шахту князья Иоанн, Игорь и Константин Константиновичи. Гавриилу, единственному из семьи, удалось освободиться благодаря стараниям жены и эмигрировать в Европу. Несмотря на пережитую трагедию, религиозность Гавриила Константиновича помогала ему верить в будущее России. Он считал своим долгом написать воспоминания, отразив в них, в первую очередь, историю великокняжеской семьи.
Расстрелянные советской властью князья Константиновичи и прославленные Русской Православной церковью в сонме новомученников Российских являют пример христианского терпения и смирения, то есть качеств, воспитанных в них с раннего детства.
Религиозное воспитание детей в семье великого князя Владимира Александровича и великой княгини Марии Павловны старшей было так же традиционным и патриархальным. Воспоминания Кирилла Владимировича раскрывают сам процесс становления личности [8]. Как и к другим юным великим князьям к нему и его братьям был назначен священник отец Александр Дирнов, который преподавал детям историю церкви, катехизис и был их духовным наставником до достижения ими семнадцатилетнего возраста. Отношение к духовнику у Ки-
рилла было уважительным, мальчика восхищали его эрудиция и культура. Помимо священника к взрослеющему Кириллу был приставлен старый слуга Поляшенко, уроженец Малороссии, отличавшийся набожностью и преданностью своему хозяину. Тем не менее, Кирилл не стремился постигнуть духовную составляющую православия. Ему нравилась только торжественность обрядов, но тяготили сами церемонии. В его воспоминаниях нельзя встретить размышлений о духовной составляющей таинств, происходящих на церковной службе. Гораздо больший интерес великий князь проявлял к мистическим событиям своей жизни. Став мистиком именно на них, а не на религиозных фактах своей жизни он акцентирует внимание в воспоминаниях [там же, с. 20].
Осенью 1905 г. Кирилл Владимирович вступил в кровосмесительный брак с двоюродной сестрой, запрещенный православной церковью. Не считаясь с запретами церкви, царя и ближайших родственников, великий князь пошел на поводу у собственных страстей. Событие личной жизни приобрело общественный резонанс. Именно с этого момента оппозиционные настроения по отношению к императорской чете в семье великого князя Кирилла Владимировича более не скрываются. Мать великого князя становится врагом императрицы Александры Федоровны. Отец уходит с императорской службы. Пример родителей оказался заразительным для сына. Так личное обернулось общественно-политическим.
Владимировичи нарушили главный религиозный принцип самодержавия: вся власть от Бога, а идущий против власти - идет против Бога. Не обретя веры, Кирилл Владимирович
ВЕК
ф
поддержал февральскую революцию 1917 г., нарушив семейную этику и отплатив неблагодарностью уже будучи реабилитированным Николаем II и возвращенным в Россию.
Среди неблагополучных семей была семья великого князя Николая Николаевича-старшего и великой княгини Александра Петровны (урожденной принцессы Ольденбургской). Их жизнь складывалась напряженно, а постоянные ссоры из-за неверности отца и материальных трудностей не оставляли ни времени ни желания на воспитание детей. Дефицит родительского внимания и постоянные переживания вследствие семейных разладов оказали самое непосредственное воздействие на характер юного великого князя Николая Николаевича младшего, сделав его замкнутым, раздражительным и неуравновешенным человеком. Чувствуя себя нелюбимым ребенком, он не находил утешения в семье. Поэтому он всецело отдавался учебе, а позднее военной службе [2, с. 250-267]. Схожие чувства разделял его брат Петр Николаевич. Пережив развод родителей, великие князья оказались в полном одиночестве. Лишь изредка их навещала мать, ушедшая в монастырь. С отцом они почти не общались.
Но если Петру Николаевичу повезло раньше - он женился на черногорской княжне Милице Николаевне, то его брат, переезжая из гарнизона в гарнизон, долгое время не мог найти близкого по духу человека и до пятидесяти лет оставался холостяком. Его последующую судьбу скрасила родная сестра Милицы Николаевны сорокалетняя черногорская княжна Анастасия Николаевна, пережившая несчастливое су-
пружество с герцогом Лейхтенберг-ским. В ней Николай Николаевич обрел родственную душу, напоминавшую ему его собственную мать, и оказался под ее полным влиянием, столь подробно и красочно описанным в литературе.
Анастасия Николаевна была известна в высшем свете как мистик и любительница спиритических сеансов. Ее увлечения разделял Николай Николаевич, ставший активным членом запрещенного в России кружка мартинистов5. Поскольку участие великокняжеской четы в кружке было раскрыто полицией и стало предметом гласности, данное обстоятельство сыграло роль дополнительного аргумента в борьбе с правящей династией в условиях нараставшей политической напряженности в обществе.
Династический кризис, будучи явлением многосторонним, проявлялся не только в драме, переживаемой царской семьей, чье внимание было поглощено судьбой больного наследника, но его развитие дополнительно усугублялось тем неблагополучием, которое переживали великокняжеские семьи, в частности, семья великого князя Павла Александровича и рано умершей великой княгини Александры Георгиевны (урожденной принцессы греческой). Их дети: Дмитрий и рожденная годом ранее сестра Мария оказались с младенчества лишенными материнской ласки и внимания, а также примера христианской добродетели, добросердечия, учтивости, уважения к старшим, то есть качеств, которые были особенно ценными в принцессе Александре6.
После смерти жены отец первоначально впал в меланхолию, а два года
249
5 Мартинизм - одна из разновидностей масонства, практикующая магию.
6 Александра Георгиевна скончалась на второй день после рождения Дмитрия 12 сентября 1891 г.
3 / 2011
Преподаватель
!Ек
фундаментальная наука вузам
спустя увлекся женой адъютанта великого князя Владимира Павловича Ольгой Пистолькорс, которая своим веселым нравом и кокетством заставила его забыть не только о покойной жене, но и о детях. Факт рождения у Павла Александровича и Ольги сына Владимира тщательно скрывался от старших детей Дмитрия и Марии.
Девять лет спустя они после вступления отца в запрещенный законом морганатический брак с Ольгой Пи-столькорс практически его лишились. Великий князь Павел Александрович жил во Франции с новой семьей [2, с. 310-339], а тем временем Дмитрий и Мария были определены под опеку родственников во главе с императором. Особую роль в их судьбе сыграл Московской генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович и его супруга сестра императрицы Елизавета Федоровна. Не имея собственных детей, они старались заменить им родителей. Будучи людьми религиозными, им удалось вложить в детские души много хорошего но, к сожалению, их общение было недолгим. 4 февраля 1905 г. Сер-250 гей Александрович был убит. Потери близких людей как будто преследовали детей Павла Александровича. Уже выросший великий князь Дмитрий Павлович Романов приобрел известность как убийца Григория Распутина. Во время его ссылки в Персию в России произошла Февральская революция. И только узнав об отречении царя и беспорядках в стране, он задумался над причинами произошедшего и раскаялся, осознав собственную вину участника великокняжеского заговора [9].
Неблагополучие ряда семей Дома Романовых, проблемы с воспитани-
ем детей, амбивалентное отношение многих Романовых к православию не могли оставаться внутрисемейным делом. Слухи о семейных историях членов императорской фамилии и их поведении стремительно распространялись в обществе в условиях набиравшей силу политизации и нарастания кризиса власти и становились действенным фактором ее десакрализации и потери нравственного авторитета.
Распад религиозных основ мировоззрения, хотя и затронувший отдельные семьи Дома Романовых в разной степени, являлся отражением глубокого кризиса, переживаемого фамилией, которая олицетворяла власть в императорской России в течение последних трех столетий.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Хомец В. В. Историко-психологические аспекты изучения жизни царской семьи в период марта 1917 - 17 июля 1918 гг. // Забелинские чтения. 2007. - М., 2010. -С. 83-85.
2. Боханов А. Н. Сердечные тайны дома Романовых. - М., 2008.
3. Кузнецов В. В. Русская Голгофа. - СПб., 2003.
4. Платонов О. А. Последний государь: жизнь и смерть. - М., 2005.
5. Мультатули П. В. Николай II. Дорога на Голгофу. - М., 2010.
6. Великий кн. Александр Михайлович. Книга воспоминаний. - М., 2008.
7. Великий князь Гавриил Константинович. В Мраморном дворце. Воспоминания. - М., 2005.
8. Кирилл Владимирович. Воспоминания. -М., 2006.
9. ГАРФ. - Ф. 644. - Оп. 1. - Ед. хр. 170. -Л. 1-5. П
ВЕК
ф