Научная статья на тему 'Возрождение традиций народного декоративноприкладного искусства Орловщины в детских художественных школах Орловской области'

Возрождение традиций народного декоративноприкладного искусства Орловщины в детских художественных школах Орловской области Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
862
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ / МЦЕНСК / НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА / ОРЕЛ / РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА / ARTS AND CRAFTS / LACE / MTSENSK / OREL / WOOD CARVING / AN ART SCHOOL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фурманская Д. Ю.

В статье рассматриваются основные народные промыслы Орловской губернии, возрождением которых занимаются детские художественные школы Орла и области. Особое внимание уделяется школе кружевниц, действующей при художественной школе города Мценска, и мастерской художественной обработки дерева в детской художественной школе народных искусств и ремесел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REVIVAL OF THE TRADITIONS OF FOLK ARTS AND CRAFTS OF OREL REGION IN CHILDRENS ART SCHOOLS OF OREL REGION

The article discusses the main crafts of Orel province, the revival of which involved childrens art school, in Orel and Orel region. Particular attention is paid to the school of lace, in art school the city of Mtsensk, and workshop wood art in childrens art school of folk arts and crafts.

Текст научной работы на тему «Возрождение традиций народного декоративноприкладного искусства Орловщины в детских художественных школах Орловской области»

УДК 745/749 (2 РОС- 40РЛ) Д.Ю. ФУРМАНСКАЯ

аспирант, кафедра декоративно-прикладного искусства и технической графики, Орловский государственный университет E-mail: furmanskaja.dar@yandex.ru.

UDC 745/749 (2 ROS- 40RA)

D.YU. FURMANSKAJA

Graduate student, Department of arts and crafts and technical graphics, Orel State University E-mail: furmanskaja.dar@yandex.ru.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ОРЛОВЩИНЫ В ДЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛАХ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

THE REVIVAL OF THE TRADITIONS OF FOLK ARTS AND CRAFTS OF OREL REGION IN CHILDREN'S ART SCHOOLS OF OREL REGION

В статье рассматриваются основные народные промыслы Орловской губернии, возрождением которых занимаются детские художественные школы Орла и области. Особое внимание уделяется школе кружевниц, действующей при художественной школе города Мценска, и мастерской художественной обработки дерева в детской художественной школе народных искусств и ремесел.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, кружевоплетение, Мценск, народные ремесла, Орел, резьба по дереву, художественная школа.

The article discusses the main crafts of Orel province, the revival of which involved children's art school, in Orel and Orel region. Particular attention is paid to the school of lace, in art school the city of Mtsensk, and workshop wood art in children's art school of folk arts and crafts.

Keywords: arts and crafts, lace, Mtsensk, arts and crafts, Orel, wood carving, an art school.

Региональные виды декоративно-прикладного искусства - бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития определенной местности. Это и уникальное так называемое крестьянское искусство, уходящее своими корнями еще в древнюю языческую символику; и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием — народное искусство. Оно связывает в единое целое национальный костюм губернии и местную архитектуру, а также все предметы городского и крестьянского быта.

В Орловской области, как и во многих других регионах России с древней историей, некогда были очень развиты различные виды народных ремесел. В наши дни проводится обширная работа по их изучению и возрождению. Благодаря этому нам известно, что в Орловской губернии на протяжении столетий получили развитие: гончарный промысел, изготовление глиняной игрушки, уникальная по своей технике вышивка орловский «спис», ковроткачество, бисероплетение и т.д. Край был богат умельцами-резчиками по дереву, которые создавали мебель, пряничные доски, домовую резьбу, делали церковные иконостасы.

Возрождением всех этих народных ремесел и приобщением к ним детей в Орле и области в настоящее время активно занимаются учреждения дополнительного образования. Небольшие кружки посвящают

свою деятельность изучению истории и технологии отдельных видов местных промыслов. Более крупные учебные заведения стараются рассматривать народное искусство как единый комплекс, стремясь дать детям наиболее полное представление о его разновидностях. В художественных школах Орловской области активно действуют мастерские по всем видам народного декоративно-прикладного искусства, бытовавшим некогда на территории губернии, - резьбе по дереву, художественной керамике, лозоплетению, декоративной росписи, вышивке, ткачеству, кружевоплетению, бисе-роплетению, лоскутному шитью, работе с различными природными материалами и др.

Самым крупным и успешным учебным учреждением, занимающимся приобщением детей к культуре Орловского края, является детская художественная школа народных искусств и ремесел. Это многопрофильное учебное заведение, направленное на сохранение и развитие региональных художественных и ремесленных традиций. В школе функционируют три отделения: подготовительное, станковое и отделение народных ремесел. Декоративно-прикладное искусство преподается на всех трех отделениях. При этом, больше всего внимания декоративно-прикладному искусству и его местным особенностям уделяется на отделении народных ремесел. Поступая на это отделение, дети избирают себе специализацию и совершенствуют мастерство в выбранной области все 4 года обучения. Кроме того, уча-

© Д.Ю. Фурманская © D.Yu. Furmanskaja

17.00.00 - ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ 17.00.00 - ЛЯТ СМТТСГСМ

щиеся всех отделений посещают дополнительно еще по несколько мастерских, декоративно-прикладного искусства. Целью всех мастерских является формирование глубоких практических умений и навыков в избранном виде декоративно-прикладного искусства. Овладение ремеслом начинается с простых технических упражнений. Постепенное усложнение практических заданий в сочетании с развитием творческих навыков учащихся позволяет им уже на втором-третьем году обучения перейти от освоения технических приемов к созданию самостоятельных художественных композиций.

Из видов декоративно-прикладного искусства, бытовавших на территории Орловского края, в школе изучают: кружевоплетение, лозоплетение, керамику, ткачество, вышивку и резьбу по дереву. Сложность техники и учебного задания варьируется в зависимости от возраста и способностей учащихся. Конечно, не все время обучения в мастерских посвящено усвоению одних лишь местных особенностей. Ученики приобретают необходимые общие знания и навыки, изучают всю историю выбранного вида декоративно-прикладного искусства, и вместе с тем, достаточно времени уделяется и орловской его специфике.

К примеру, в мастерской керамики кроме общих навыков работы с глиной, освоения гончарного круга и различных способов декорирования готового изделия учащихся знакомят с чернышенской игрушкой. Этот игрушечный промысел, бытовавший недалеко от города Новосиля Орловской области, сегодня поддерживается несколькими мастерицами в самой деревне и отдельными учебными учреждениями, не последнее место среди которых занимает Орловская художественная школа.

Особых слов заслуживает мастерская вышивки, где занимаются изучением и возрождением различных ее видов, бытовавших в крае. Их изучение проходит на основе коллекции Орловского краеведческого музея, копирования и переработки старинных образцов. Важное место в работе учебной мастерской занимает изучение орловского «списа». Этот специфический вид вышивки был создан некогда орловскими мастерицами на основе двух технических приемов: «набора» и «росписи». Основные цвета «списа» - красный различных оттенков и насыщенности, достигаемых за счет плотности узорных заполнений внутри контура. Иногда к красному добавляются синий, черный, желтый, зеленый. Благодаря ученицам из мастерской художественной школы, орловский «спис» продолжает развиваться. Кроме изучения старых традиций этой вышивки, ученицами создаются новые композиции, образы и мотивы.

Успешно развивает орловские традиции и мастерская кружевоплетения. Ее ученицы подробно изучают стилевые и технологические особенности коклюшечного кружева Орловского края, его основных центров - Орла, Мценска, Болхова.

Возрождением традиций мценского кружева активно занимаются в художественной школе города Мценска. Мценск как центр кружевоплетения был известен уже в XVIII веке. В 1899 году княгиней Тенишевой

была открыта первая «школа кружевниц» для девочек 8-12 лет. В это время мценское кружево приобрело уже мировую известность. После революции о кружевах забыли на долгие годы. И только в 1984 году преподаватель Мценской художественной школы Нина Гавриловна Савенкова занялась возрождением этого уникального промысла. Разрозненные занятия с детьми разного возраста переросли в 1991 году в создание «школы кружевниц». Сегодня она филиал Мценской детской художественной школы. Здесь обучаются около 40 девочек 8-15 лет. Народный мастер Савенкова и педагог Анна Алексеевна Шалыгина продолжают и развивают традиции этого уникального мастерства. Чтобы выбрать орнамент, учащимися проводится исследовательская работа, начиная от бабушкиных сундуков и заканчивая сложной научной литературой. Результат их работы — успешное участие подопечных школы в различных российских и международных выставках. В 2001 году открылось ателье «Мценские узоры», где ученицы школы выполняют заказы со всей России. Для создания одного законченного изделия от учениц школы требуется необычайное терпение и усидчивость, ведь на выполнение квадратного дециметра кружева уходит несколько дней.

Также особого внимания с точки зрения возрождения народных промыслов области заслуживает мастерская деревообработки Орловской школы искусств и народных ремесел, где учащиеся последовательно с 1 по 4 класс осваивают все виды резьбы по дереву. Начинается обучение со знакомства с основными инструментами и национальными традициями работы с этим материалом. Учащиеся мастерской проходят путь от контурной и геометрической резьбы, до больших сложных изделий и мебели с применением различных видов резьбы и точеных элементов на основе народных традиций. Все эти виды резьбы бытовали на территории Орловской губернии испокон веков. Мотивы с контурной и геометрической резьбой встречаются в убранстве отдельных деревянных зданий Х1Х-ХХ веков, Орла и области, декоре предметов крестьянского быта. Нередко деревянные здания Орла и губернии украшались и резными рельефными деталями, точеными элементами. Но в основном декор деревянного зодчества Орла представлен прорезной, ажурной резьбой, которую в детских художественных школах изучают одной из первых, в том числе и на примере местных образцов.

Внимание, которое в художественных школах Орловской области уделяют декоративно-прикладному искусству, отражает современные тенденции в российском дополнительном образовании. Через углубленное понимание народной культуры и искусства легче усвоить и постигнуть ее местные орловские разновидности и промыслы. Поэтому в художественных школах Орловской области стараются дать детям возможность освоить как можно большее количество различных видов и техник русского народного искусства. На примере их успешной работы можно увидеть, что широкое применение народного искусства и его региональных

разновидностей в работе с детьми, кроме общего эстетического развития подрастающего поколения, способствует воспитанию у них уважения к месту своего рождения, своим предкам, их творческому наследию, формированию интереса к самостоятельному изучению родной культуры. А также поддержанию и развитию традиционных видов искусства, бытовавших в области.

Поощрение школьников, занимающихся народными художественными промыслами Орловщины, может способствовать их дальнейшему возрождению силами подрастающего поколения и стимулировать их внедрение

в современную художественную культуру Орловской области. Многие воспитанники художественных школ Орловской области впоследствии выбирают себе профессию, связанную со своими детскими увлечениями. И уже став взрослыми людьми, продолжают развивать навыки, приобретенные в кружках, профессионально заниматься изучением истории Орловского края, любимыми рукоделиями, возвращать из небытия забытые профессии и промыслы и т.д. И это наилучший результат деятельности этих учреждений, их основная цель и смысл.

Библиографический список (References)

1. Our Orel. Orel: ORASS, 2003. 376 р.

2. Efremicheva N.V., Novikov S.N., Surnova S.N., Furmanskaja D.Y. Methodical fund in the training of students of is art-graphic faculty (arts and crafts). Textbook. Orel: Orel State University, 2012. 96 p.

3. Furmanskaja D.Yu. Familiarizing children to handicrafts of Orel region in a children's art school of folk arts and crafts. // "Proceedings of the Faculty of additional professional education and training", № 3. Orel: Orel State University, 2010. Pp. 39-41.

4. SazonovaA. Creates yourself // "Orlovskaja pravda", 1 March 2005. P. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.