УДК 378 ББК 71.4
ЕГО МУЗОЙ БЫЛА РОССИЯ
ПАМЯТИ НАРОДНОГО АРТИСТА РОССИИ, ДОКТОРА КУЛЬТУРОЛОГИИ, ПРОФЕССОРА В.М. ЗАХАРОВА
Михеева Людмила Николаевна,
доктор филологических наук, профессор, Российская государственная специализированная академия искусств, ул. Резервный проезд, дом 12, г. Москва, Россия, 121165
Lira19lm@gmail.com
Аннотация
Статья посвящена памяти выдающегося хореографа современности, ученого-культуролога, фольклориста, создателя театра танца "Гжель", МХУ при МГАТТ "Гжель", Института танца, народного артиста России доктора культурологии, профессора, академика В.М. Захарова. Приводится фрагмент из его пятитомника "Поэтика русского танца" - народные промыслы Орловщины. Ключевые слова
Фольклор, театр танца, народные промыслы, региональная культура.
Когда человек уходит из жизни, окружающие его, близкие люди задаются - вопросом: что было главным в судьбе такого человека, во имя чего он жил? Когда уходит от нас большой Артист, мы, ощутив внезапную пустоту и холод, вокруг пытаемся понять, что же питало его творчество, где надо искать истоки его яркого дарования.
В жарком, солнечном июле 2013 года для тех, кто почитал многие таланты народного артиста России Владимира Захарова, солнце померкло. Невозможно представить Театр танца "Гжель" без его создателя и бессменного художественного руководителя маэстро Захарова. Невозможно также представить и хореографическое училище, Институт танца ФГБОУ ВПО «ГАСК» без Владимира Михайловича. Он по натуре своей созидатель; в труднейшие 90-е, когда в стране всё рушилось, он создавал, строил. И прежде всего — Театр танца "Гжель", которому
исполнилось 28 уже. Наверное, весь жизненный путь Владимира Захарова вёл его именно к созданию главного в жизни и творчестве — театру танца.
Годы учёбы, знакомство и дружба с теми людьми, которые стали для Владимира Захарова учителями с большой буквы, а главное — неустанный, титанический труд, ежедневный, до самозабвения, до самосожжения, хождение по России, её глубинке — всё это вело его к театру танца. Подумать только: 38 фольклорных экспедиций, когда В.М. Захаров буквально замерзал в дороге, будучи на севере, и продолжал изучать, записывать, сохранять то великое наследие России, которое мы называем аутентичным фольклором. А потом всё увиденное и изученное становилось основой хореографических миниатюр, новелл, композиций, блистательных концертных программ, всего того, чему рукоплескал весь мир.
В.М. Захарова называли полпредом русского искусства в тех странах, которым посчастливилось познакомиться с театром маэстро. Великолепна сама идея, которая когда-то осенила Владимира Михайловича: рассказать языком танца о народных промыслах — Гжели, Хохломе, костромской скани, финифти, Жостове Палехе, Вятке, вологодских кружевах, о тех мастерах, которые создавали всё это великолепие.
Народные песни, танцы, устный фольклор, прикладное искусство всегда воодушевляли Захарова. Тут, конечно, и генетические корни, связанные с его родителями из села Мурзицы, на границе России и Чувашии, где и отец, и мать славились как музыканты, певцы и танцоры. Генетическая память очень важна, но её надо лелеять, беречь, сохранять, потому что только своими корнями силён человек. А Захаров не только сохранял, но и неустанно развивал, обогащал наследие народа, создавая прекрасные образы, оживавшие на сцене по мановению руки маэстро танца.
Захарову было подвластно буквально всё; народное творчество, мюзик-холл, танцы модерн и, конечно, великая русская хореографическая классика — забытые или полузабытые шедевры хореографии. Русское искусство всегда вдохновляло и питало творчество великого мастера.
В.М. Захаров удивительно сочетал в себе артиста и учёного, культуролога, искусствоведа, воспитавшего целую плеяду своих учеников и последователей. Он доктор культурологии, академик, профессор, автор многих теоретических трудов, среди них — пятитомник «Поэтика русского танца» — книга, носящая энциклопедический характер. В целом, это — книги о России, русском народном искусстве, о великой русской душе.
Искусство Владимира Захарова часто называли «русским чудом», Театр танца «Гжель» — носителем и хранителем прекрасного. В.М. Захаров создал уникальную систему непрерывного хореографического образования — образовательно-культурный комплекс «школа (хореографическое училище) — вуз (Институт танца ФГБОУ ВПО «ГАСК») — театр (Московский
государственный академический театр танца «Гжель»)», за что В.М. Захаров и его единомышленники были удостоены Государственной премии Правительства РФ и Премии Правительства Москвы.
Наград у В.М. Захарова очень много: одна из главных — «За заслуги перед Отечеством», которую ему вручил Президент РФ В.В. Путин. Захаров был доверенным лицом Президента, наряду с другими деятелями искусства.
Ещё раз зададимся вопросом: что было главным для Владимира Захарова? Вопрос, скорее, риторический, ибо Родина, Россия всегда была для него, патриота, истинно народного артиста, животворным источником вдохновения, той великой силой, которая питала его, вела на творческий подвиг, его — великого подвижника, учёного и артиста, вдохновенного мастера танца, деяния которого освещены нетленным светом истинного искусства.
Профессору, доктору культурологии В.М. Захарову, совместно с профессором, доктором философских наук И.К. Кучмаевой принадлежит идея создания данного журнала - "Культурное наследие России", что является их своеобразным духовным завещанием.
Поистине редкое счастье, когда в творчестве одного человека соединяются талант артиста, пытливый ум ученого-культуролога и способности менеджера, продюсера. Все это было совершенно органично для В.М. Захарова, все сочеталось в удивительной гармонии. Профессору Захарову удалось создать уникальный энциклопедический труд в пяти томах "Поэтика русского танца". В каждом томе он рассматривает, тщательно анализирует по шести областей России: Архангельской, Белгородской, Вологодской, Воронежской, Калужской, Кировской, Курской, Костромской, Московской, Нижегородской, Орловской, Пермской, Ростовской, Рязанской, Смоленской, Ярославской, раскрывая богатство русского фольклора во всем его жанровом многообразии и взаимодействии: танцевальный, песенный, устный фольклор, декоративно-прикладное искусство, народный костюм, художественные промыслы. В.М. Захаров детально анализировал специфику русских
народных хороводов, пляски; раскрывал сущность обрядов, обычаев, праздников на Руси, что в целом определяет своеобразие народной культуры, национальный менталитет. Автор уделял пристальное внимание вопросам сохранения и развития традиционной народной культуры, специфике декоративно-прикладного искусства. При этом он использовал материалы, собранные им лично в 38 фольклорных экспедициях, связанных с изучением народного творчества многих регионов России. В.М. Захаров, как хореограф и ученый-фольклорист, тщательно собирал и обобщал этот поистине бесценный материал из сокровищницы народного искусства, региональной культуры различных областей России. Все книги, созданные В.М. Захаровым сопровождались тестовым и нотным материалом, цветными иллюстрациями; они содержали краткие историко-этнографические очерки, географические справки.
В качестве примера мы приводим фрагмент из книги В.М. Захарова (V том "Поэтика русского танца"), посвященный народным промыслам Орловщины.
доктор культурологии, профессор В.М. Захаров
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ОРЛОВЩИНЫ
Истоки России, ее самобытности, русской души лежат в народной культуре, традициях, творческом наследии наших предков. Традиционная песня, танец, народные промыслы продолжают нести то исконное, что тысячелетия назад сформировало русскую цивилизацию. Даже новшества, пришедшие к нам из-за границы, творчески переосмысливались и приобретали свои традиционно русские черты — музыкальные инструменты перестраивались на лад народных песен, в кружево и вышивку вносились традиционные, часто языческие народные мотивы. Все могла вписать народная культура, переработать и сделать своей частью, соотнеся со всеми другими сторонами народной жизни. Сегодня во многих местах России, в том числе и в Орловщине, возрождается народная культура, народные промыслы. Часто можно найти старого потомственного мастера, который готов передать народную традицию подраста-
ющему поколению, иногда какой-нибудь народный самородок подхватывает из слабеющих рук мастера его потомственный промысел. Для возобновления традиций в Национальном парке «Орловское Полесье» возрожден праздник «Троицкие хороводы», ставший сегодня крупным международным фольклорным фестивалем, куда съезжаются творческие коллективы и народные мастера не только из Орловщины, но и из соседних областей и государств.
Особенностью формирования Орловских народных промыслов можно назвать историческую удаленность этих земель от центров русской государственности — Киева и Москвы. Вятичи, населявшие эти земли, только в XIV веке, одними из последних, приняли христианство, так что традиционные символы, обычаи и традиции сохранялись здесь дольше всего и получили свое отражение в народных промыслах, игрушках и вышивке. На территории области сохранились и развиваются такие виды искусства, как резьба по дереву, домовая резьба, изготовление мебели из лозы, ков-роткачество, плетение мценского кружева, создание плеш-ковской и чернышенской игрушки из глины, изготовление чернолощеной посуды из распо-повской глины, плетение из соломки, пеньки, вышивка в стиле орловского «списа», создание ливенских гармошек.
Орловский спис
Одним из характерных орловских ремесел является вышивка «Орловский спис». Корни этой вышивки уходят глубоко в старину, в те времена, когда на территории Орловщины жило племя вятичей-язычников. Границы распространения списа удивительно совпадают с ареалом проживания вятичей в Орловской области. Охранительный смысл древних образов долго сохранялся в обрядовых действах и сопутс-твующих им предметах. Изображения древних символов по-прежнему почитались знаками доброй магии.
До нас дошли вышивки XVIII — начала XX века: полотенца, скатерти. Спис вклю-чает в себя сочетание двух технических приемов: «набора» и «росписи». Преобладающий цвет —
различные оттенки красного, достигаемые за счет плотности настила различных «бранок» — узорных заполнений внутри контура. Также добавлялся синий, а позднее — черный, желтый, зеленый. Характерными особенностями орловского списа являются необычные очертания рисунка и большое разнообразие бранок: «стожок», «вороний глазок», «сумка с кочергой», «волна», «дробнушки», «сосна», «подковка» и др. В списе преобладают традиционные мотивы: «древо жизни», «птица-пава», «лягушка-рожаница». Сами причудливые формы подсказаны вышивальщицам окружающей природой: морозные узоры на окнах, облака, парящие в небе.
Сегодня традиции орловского списа продолжают развиваться орловскими мастерицами-вышивальщицами, используются новые образы и мотивы, но и старинные традиции сохраняются и передаются ученицам.
Глиняная чернышинская игрушка
Одним из древнейших народных промыслов является изготовление глиняной игрушки. На Орловщине сохранилась живая традиция чернышинской глиняной игрушки, названной так по деревне Чернышино Новосильского района. Окрестности деревни богаты разнообразными глинами: красными, белыми, синими. Есть среди них и те, которым приписывают лечебные свойства, а есть необычно вязкая, из которой издревле мужчины лепили посуду, а женщины делали игрушки и свистульки. Брали эту глину под горой ранней весной и хранили в погребе или в других холодных местах. При изготовлении игрушек эту глину не мяли, а гладили, как бы сдвигая. После изготовления игрушки долго сушили на верхушках печей. Обжигали в общем горне, который выкладывали из камня в земле для каждого обжига. Раскрашивали игрушки минеральными и анилиновыми красками петушиным пером. Продавали их на двух ярмарках — Препловенской и Троицкой. Во время ярмарки улицы даже самых глухих деревень оглашались звуками свистулек.
Чернышинский игрушечный промысел тесно связан с верованиями и обрядами новосиль-ских крестьян. Сюжеты игрушки в основном
традиционны: женщины, птицы, коньки. Особенно хороши Чернышинские куклы-барыни, кормилки и девушки с косами. Также популярны кукушки и трехголовые кони, иногда с седоком. В самом начале XX столетия этим промыслом было занято в деревне Чернышино значительное количество женщин, но как только появилась фабричная игрушка, местное производство стало снижаться.
Глиняная плешковская игрушка
Знаменита на Орловщине и плешковская игрушка (село Плешково Ливенского района). Село Плешково находилось вблизи месторождения уникальной огнеупорной глины, из которой предположительно в начале XVII века плешковцы начали делать кирпичи, гончарные изделия и игрушку. Игрушечным промыслом занимались женщины и девочки. Игрушки отличались внешней простотой и лаконичностью. Глина после обжига приобретала светло-розовые, телесные оттенки, а слюда, входящая в состав глины, делала ее нарядной, словно обсыпанной серебром. Раскраска обычно выполнялась в два цвета: синий и красный. Иногда использовался и зеленый. Рисунок наносился в виде кругов, пятен, параллельных линий, эффектно выглядевших на телесного цвета глине. Синяя краска готовилась из сушеных ягод бузины и голубых первоцветов, красная — из толченого кирпича, зеленая — из сока листьев лопуха или конопли. Сюжеты традиционны — конь, баба, солдат, уточка, петушок, корова, баран. Часто игрушка была свистулькой.
Ливенская гармошка
... По селу тропинкой кривенькой В летний вечер голубой Рекрута ходили с ливенкой Разухабистой гурьбой.
С. Есенин
Далеко за пределами Орловской области известна гармошка «Ливенка» — один из изначальных вариантов русской ручной гармоники, простой и легкодоступной для музыканта. Ее возможности изумительно демонстрирует широкой публике ансамбль «Ливенские гармошки».
Изобретена ливенка была в 1830—1840 гг. для исполнения народных песен, в основном — плясовых. Традиционно на «ливенке» на правой клавиатуре располагались 15 кнопочек в один ряд, которые мастерились из перламутровых пуговичек, делавшихся, в свою очередь, из раковин моллюсков из реки Сосны. Палевой клавиатуре было всего 5 «лапочек» — одиночных басов, их размещали на передней части корпуса так близко друг от друга, чтобы одним пальцем нажать 2—3 клавиши, и в зависимости от расположения звучали кварта или трезвучие. С другой стороны корпуса находились 2—3 клавиши, настроенные по второй или первой малой октавам — по договоренности с заказчиком — и назывались хрипками. В верхней части встраивался дополнительный клапан — пис-чик, настроенный по второй октаве. Здесь же, на тыльной части гармоники, находился клапан шестерик. Размеры гармоник были различными, в зависимости от диапазона правой клавиатуры — 22—30 см высоты и 8—9 см — ширины. Объем меховой камеры при столь узком корпусе стал недостаточным и был увеличен за счет количества борин (складок). Их число у ливенки достигает 40, и меха могут быть растянуты до двух метров. Ливенка — самая длинная гармошка в мире!
Сегодня традиции изготовления ливенки продолжают в «Мастерской по ремонту и изготовлению музыкальных инструментов» при Центре молодежи «Лидер» города Ливны. Кроме традиционных гармошек, делают там и миниатюрные сувенирные ливенки в расписных футлярах и стилизованных подставках в виде балалайки, нотки, пенька.
Мценское кружево
Мценское кружево — одно из самых старинных на Руси. Еще в XVIII веке помещица Протасова открыла под Мценском мануфактуру по производству кружева. Она пригласила из Бельгии двух учительниц, и те обучали местных девушек. Русские девушки учились с интересом, перенимая иностранное искусство творчески. Очень скоро мотивы их плетения стали настолько уникальны, что во всем мире заговори-
ли о русском кружеве. Это было самое крупное кружевное производство в России. Круглый год на коклюшках работали 1200 мастериц. Продукцию поставляли царскому двору, вывозили в Англию и Турцию.
В конце XIX — начале XX веков много сделала для жителей Мценска княгиня Анна Дмитриевна Тенишева. Она строила школы и больницы для неимущих в городе и окрестных селах. В 1899 г. она открыла во Мценске школу кружевниц для девочек 8—12 лет. Девочек учили не только ремеслу, но и грамоте, и основам рисунка, а так как количество обучающихся росло, то при школе был создан интернат для наиболее способных жительниц окрестных сел. Девочки там жили на полном пансионе.
Качество мценского кружева росло. На Всемирной выставке в Париже оно было удостоено серебряной медали, а на выставке в Глазго — почетного диплома.
И вот школа кружевниц работает во Мцен-ске вновь. Обучаются здесь дети три года. За это время они должны научиться плести мерное кружево, делать копии старинных образцов. Лучшие работы юных кружевниц можно увидеть в музее кружева, как и работы их преподавателей. Открыто ателье «Мценские узоры».
Отличительной особенностью мценского кружева является активное использование геометрических мотивов, в то время как в елецком кружеве чаще используют растительный орнамент. Если сравнивать с вологодским кружевом, то там более плотный, насыщенный узор, фоновых решеток почти не используют, а в Ельце и Мценске — очень часто, потому узор получается более воздушным.
Тряпичная кукла
Тряпичные куклы в свое время создавались во всех деревнях и городах области. Исстари считалось, что детские игры могут вызвать урожай, богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье, если небрежно обращаться с игрушками. Кукла в семье была символом продолжения рода, и занимательные игры в куклы только поощрялись.
Куклы делали так: брали ненужные тряпочки, нитки, а чаще всего путаную коноплю,
оставшуюся от вычесывания. Сдавливали ее, связывали нитками в комочек, чтобы она имела форму головы, затем заворачивали в белую тряпочку. Когда голову скрутят, брали химический карандаш и рисовали лицо. Некоторые мастерицы вышивали лицо. На куклах-оберегах лицо не рисовалось, поскольку считалось, что в этом случае в куклу могла вселиться нечистая сила. А потом заплетали косы, чаще из конопли плели недлинную косу и подсовывали под платок или самодельную шапку. Потом делали туловище, руки пришьют — возьмут палочки и обмотают тряпкой, так же ноги, а потом обшивали тканью. Дальше кроили одежду: для мальчика фуражка из тряпки и кафтан; а для девочки — кофточка, юбочка. Юбка пришивалась по талии иголкой с ниткой, а кофту опускали пониже, чтобы она прикрывала шов. На ноги шили обувь наподобие маленьких тапочек, или делали типа валенок или сапожек.
Для кукол делали кроватку, кто как мог, и отводили специальный уголок в избе. На кровать шили маленькие подушечки, набивали их травой сухой или овечьей шерстью. Куклу сажали или на кровать или ставили рядом. Различают куклы-обереги, «пеленашки», «столбушки», «неразлучники», «кувадки» для подвешивания
над люлькой, «кукла тещи», «кукла свахи», «цыганка», «бабочка», «зерновушка», набитая зернышками, которые после зимних игр ребенка особенно хорошо всходили.
Современные народные промыслы
Народное творчество никогда не прекращалось, продолжали развиваться традиционные промыслы, появлялись новые. На Орловщине сегодня можно найти такие промыслы, как гончарное производство, резьба по дереву, плетение из соломки, рогоза и лозы, изготовление традиционных русских народных музыкальных инструментов — свирелей, жалеек разного строя, трещоток, бубнов, звончалок, трензелей, рубелей, бубенцов, коробочек, вертушек и др.
27 мастеров Орловщины, занимающихся народными промыслами, имеют звание «Народный мастер России». Работает ОАО «Орел-керамика», выпускающее сувенирную продукцию в орловских народных традициях. В Орле действует детская школа изобразительных искусств и народных ремесел, где народные мастера преподают традиционные ремесла.
Список литературы
1. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. М., 2001. Т.2
2. Художественная Россия. СПб., 1985. Т.2.
3. Захаров В.М. Поэтика русского танца, в 5-ти тт. М., 2010.
HIS MUSE WAS RUSSIA
Mikheeva Lyudmila Nikolaevna
DSc in Philology, professor Russian state Specialized Academy of Arts Str. Standby travel, house 12, Moscow, Russia, 121165
Lira19lm@gmail.com
Abstract
The article is devoted to the memory of outstanding contemporary choreographer, scholar and cultural studies, folklore, dance theater maker "Gzhel", MHU at MGATT "Gzhel" Dance Institute, People's Artist of Russia Doctor of Cultural Studies, Professor, Academician V.M. Zakharova. A fragment of his five-volume "The Poetics of Russian Dance" - crafts Orlovschiny. Keywords
Folklore, dance, theater, arts and crafts, regional culture.