Сувениры Удмуртии
В статье рассматриваются вопросы развития туризма в Удмуртской Республике и обеспечивающей эту отрасль сувенирной продукции, в том числе народных художественных промыслов. Особое внимание уделяется VIP-подаркам — ижевским кружевам школы И.С. Суркиной.
Ключевые слова: Удмуртская Республика, туризм, национальные сувениры, народные промыслы
Issues of tourism development in the Udmurtian Republic and souvenir production including arts and crafts provided for this industry are considered in the article. Particular attention is paid to VIP-presents — Izhevsk lace of I. Surkina school.
Keywords: Udmurt Republic, tourism, national souvenirs, handicrafts
Своеобразие Удмуртии заключается в том, что на протяжении многих десятилетий главенствующее место в экономической и социальной сферах занимал военнопромышленный комплекс. Основанный в 1807 году Ижевский оружейный завод был одним из крупных военных арсеналов России [1]. Такая ситуация не могла не отразиться на развитии индустрии туризма в республике. С момента своего возникновения, т. е. со второй половины XIX века и до 90-х гг. XX века, акцент ставился на развитии внутреннего туризма [2]. До 1991 года был запрещен въезд в республику не толь-
Баталова Л.В., Васильева Е.Н.
ко иностранным туристам, но и ограничен въезд туристов из других республик и областей России [3]. В свою очередь, был строго ограничен и выезд жителей республики за границу, кроме служебных командировок. Удмуртия имела статус закрытого региона. Но с 1991 года республика открыта для посещения иностранными гражданами [4].
С 2009 года управление сферой туризма возложено на Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской республики. Постановлением Правительства УР от 4 июня 2012 г. утверждена Республиканская целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Удмуртской республике на 2012—2018 годы», целью которой является создание благоприятных условий для формирования современной конкурентоспособной туристской отрасли на территории республики [5]. Впервые за всю историю развития туризма правительством республики на эту сферу целенаправленно выделяется финансирование. С целью обеспечения организации управления программой создан Межведомственный координационный совет по развитию туризма при Правительстве республики. Удмуртия начинает активно принимать участие в специализированных международных, всероссийских и региональных туристических выставках.
И, как следствие всего вышеперечисленного, на сегодняшний день республику в среднем посещают более 3000 иностранцев [6], в том числе из них око-
ло 1800 туристов, более 202 000 жителей России, в том числе более 8000 туристов [7]. Как правило, каждый турист, уезжая, старается приобрести сувенир на память. И не просто сувенир, а сувенир с национальной спецификой, с местным колоритом, своеобразный символ Удмуртской республики, который был бы узнаваем. Это отражает общую тенденцию: в современном мире востребованными становятся сувениры — изделия народных промыслов, раскрывающие традиции культуры народа через определенную символику.
Удмуртский край испокон веков славится не только обилием, но и разнообразием народных художественных промыслов. К концу XIX — началу XX вв. здесь насчитывалось около 90 видов художественных ремесел [8]. Декоративно-прикладное искусство удмуртов нашло наиболее яркое воплощение в народном зодчестве, кузнечном и литейном мастерстве, резьбе по дереву, узорном ткачестве и безворсовом ковроделии, вышивке и вязании, плетении из лозы, корней деревьев, рогоза, в художественной обработке бересты, лыка и соломки, изготовлении гончарной посуды, народной одежде и т. д. Древнеудмуртское искусство привлекает чрезвычайным лаконизмом, символичностью, неброской, но точно выраженной эстетикой, глубоким пониманием и сочетанием формы и содержания. Эти харак-
Рукотворные талисманы — ангелочки. Плетение на коклюшках. Автор — И.Ф. Суркина
терные для изделий древнеудмуртского искусства качества вобрали в себя опыт мастеров многих столетий. В работах древних мастеров поражает удивительное сочетание утилитарности и сакральности. Декорированная определенным орнаментом вещь выступала, прежде всего, как оберег или талисман.
Традиции народного декоративноприкладного искусства, складывавшиеся веками, начали возрождаться и развиваться в конце ХХ — начале XXI вв. Сохраняя свое значение и в наши дни, они совершенствуются, преломляются соответственно новым условиям быта, переживают высокий творческий подъем. Талант и художественная культура древних художников оказались чрезвычайно привлекательными и для современного человека, как пример для подражания, уважения и продолжения традиций.
Однако сегодня инфраструктуры производства сувенирной продукции и торговли как таковой в Удмуртии нет. Есть разрозненные организации и предприятия, занимающиеся изготовлением и продажей сувенирной продукции. Самым крупным и известным в этом роде является Национальный Центр декоративно-прикладного искусства и ремесел Удмуртской республики (ГУК НЦДПИиР УР), координирующий и осуществляющий методическое руководство над 23 районными Центрами ремесел, объединяющими мастеров всей республики.
Центр занимает одно из исторических зданий г. Ижевска, в котором также располагается и сувенирная лавка. В мастерских Центров и Домов ремесел создаются уникальные изделия, служащие сувенирной продукцией по 22 направлениям народного искусства: узорное ручное ткачество, художественная вышивка, керамика, лоскутное шитье, узорное вязание, обработка войлока, гобелен, роспись по дереву и камню, художественное плетение из лозы и лыка,
художественная обработка соломки и бересты и др. Все сувениры ручной работы изготавливаются с удмуртской символикой. Среди изделий сувенирной продукции в Национальном Центре представлены тканые сумочки, гобелены, изделия из войлока, металла, народная игрушка — куклы, а также резные деревянные скульптуры, шкатулки, художественные бондарные изделия, берестяные изделия, сувениры из кости и рога. Художественный салон Национального Центра пользуется большой популярностью среди туристов, посещающих столицу Удмуртии.
Фабричное производство сувенирной продукции, включая народные художественные промыслы, сохранилось в ЗАО «Фабрика художественных товаров» — наследнике Ижевской фабрики художественных товаров, первый цех которой (еще в качестве артели им. И. Пастухова) появился в 1946 г. Сегодня в г. Ижевске производят ковры и ковровые изделия с традиционными орнаментами из чистошерстяной овечьей пряжи; тканые скатерти, полотенца, салфетки, сумки, столешницы из хлопчатобумажной и льняной пряжи; строче-вышитые изделия: скатерти, салфетки,
полотенца, флаги; вязаные изделия с традиционными орнаментами.
Шьют также концертные костюмы с элементами традиционной вышивки и ткачества и изготавливают куклы в традиционных костюмных комплексах [9]. Однако при всем том, что изделия фабрики представляют несомненную художественную ценность, приобрести их можно только в двух местах — в Выставочном центре «Галерея» (г. Ижевск) и непосредственно на складе.
Если говорить о VIP-сувенирах Удмуртии, то это, конечно, уникальные кружевные изделия члена Ассоциации «Народные художественные промыслы России» Иль-сояр Файзрахмановны Суркиной.
Кружевоплетение в Удмуртии восходит к вятской традиции, зародившейся, как известно, во второй половине XIX века в с. Кукарка Вятской губернии, куда земство периодически посылало на учебу в кружевные мастерские удмуртских девушек. Вскоре коллективно освоенный промысел получил широкое развитие в поселках Воткинского, Ижевского заводов, в Малмыже, а также в Сарапуле. Лучшие из мастериц совершенствовали свой профессионализм в Мариинской школе Санкт-Петербурга; в общей сложности с 1883 по 1912 годы в столичной школе прошли обучение 40 человек. Кружевница Богатырева была приглашена в Нью-Йорк для демонстрации техники плетения русских кружев [10; 11; 12]. Но в ХХ веке традиция кружевоплетения, сохранявшаяся еще в Кировской области, в Удмуртии уже почти угасла. Были отдельные кружевницы, учившиеся в разных местах, но не было единой школы. Так что И.С. Суркиной пришлось возрождать и развивать кружевоплетение, заново осваивая мастерство сначала по книгам и журналам, затем — перенимая опыт кукар-ских мастериц, а позднее — вологодских, московских, рязанских и др.
Начав изучать кружевоплетение в 1975 г., И.Ф. Суркина в 1989 г. уже открыла первые курсы. И в последние 20 лет кружевоплетение является основным родом деятельности мастерицы. За эти годы в школе И.Ф. Суркиной, насчитывающей в общей сложности более двух тысяч учениц, сформировалась новая самобытная традиция ижевского кружевоплетения. Хотя изначальная основа этой традиции — кукарское (кировское) кружево, с его богатыми орнаментальными возможностями, очень динамичной полотнянкой, кружево школы И.Ф. Суркиной, все же, значительно отличается и обладает самостоятельной художественной ценностью.
Об этом ярко свидетельствует успех ижевских мастериц на Первом Междуна-
Кружевные бабочки и элемент кружевного галстука. Плетение на коклюшках. Автор — И.Ф. Суркина
родном Фестивале кружева «VITA LACE» («Живое кружево»), прошедшем в Вологде в июне 2011 г. Здесь были представлены Англия, Франция, Словения, Словакия, Польша, Австрия, Хорватия, Болгария, Бельгия, Голландия, Италия и 24 региона России — как любители, так и профессионалы. В конкурсе «Лабиринт Кружева», в номинации «Лучшая авторская работа в исполнении кружевницы-любите -ля», И.Ф. Суркина с четырьмя ученицами получила первое место, а председатель жюри фестиваля М.А. Сорокина и главный художник вологодской кружевной фирмы (бывшей фабрики) «Снежинка» и Г.Н. Мамровская отметили, что ижевские кружевницы превзошли всех.
Несколько раньше, в 2009 г., И.Ф. Суркина получила премию «Серебряная коклюшка» за «Верность традициям, сохранение народных промыслов» в виде броши и диплом с подписью В. Юдашкина.
Изделия школы И.Ф. Суркиной демонстрировались и на других выставках и ярмарках; это были Выставка-ярмарка народных художественных промыслов России «Ладья» (Москва, 2003, 2008); выставки в Новосибирске и в Ярославле (1995); выставка «Арт-галерея» в Казани (2009, 2010, 2011, 2013); зарубежные выставки — в Коломбо (Шри-Ланка, 1994) в рамках Русского фестиваля сети гости-
ниц «Ренессанс», в Будапеште (Венгрия, 1997), в Лёнебурге (Германия, 2001), в Лиможе (Франция, 1992), а также в Пакистане, Марокко. На родине выставки работ И.Ф. Суркиной регулярно организуют Удмуртский Республиканский Музей изобразительных искусств и Национальный музей имени Кузебая Герда.
Ижевское кружево отличается тем, что плетется из очень тонких ниток — толщиной с волос. Как правило, это вискозные (иногда в сочетании с полиэ-стерными), что придает изделиям блеск, или льняные нитки. А кировское кружево плетут из мулине, поэтому оно мягче и более матовое. Вторая отличительная особенность ижевской школы — новаторство в использовании цвета и материала. И.Ф. Суркина мастерски работает с цветом. Пастельные тона кружева плавно переходят друг в друга, образуя изумительную цветовую гамму. И.Ф. Суркина специально изучала колористику, чтобы сделать кружевные изделия неповторимыми. Кроме того, в кружеве для особо торжественных случаев и кружевных вставках для одежды используются металлик, жемчуг, бисер, придающие изделиям особый шарм и делающие их узнаваемыми. В последние годы появилось даже кружево, в которое вплетается полоска меха норки; получается эффект меховой
оторочки. И, конечно, ижевское кружево плетется по авторским рисункам, которые разрабатывает сама И.Ф. Суркина.
Если в традиционных промыслах ассортимент изделий — это в основном панно, скатерти, салфетки, пелерины, жилеты, блузки, шляпки, шарфики, перчатки, зонтики, то в Ижевске также плетут ангелочков, цветные ажурные галстуки, женские украшения — колье и браслеты, а с 1995 г. изготавливают фрагменты, вставки для одежды и столовых наборов. Изящные шубы, пальто, костюмы, платья с кружевами — плоды творческого союза Ильсо-яр Файзрахмановны Суркиной с модельером ижевского ателье по пошиву одежды «ЛЕТАС» — Светланой Васильевной Зайцевой. Среди заказчиков — лица из высшего эшелона власти. Даже арабский шейх однажды решил порадовать свою супругу этим «русским чудом» [13].
Кружево И.Ф. Суркиной поистине является национальным достоянием не только Удмуртии, но и России. Однако, к сожалению, приобрести его можно только посредством личного контакта с мастерицей, либо на сайте «Ярмарка мастеров». У кружевниц нет ни своего магазина, ни стендов в торговых точках: слишком дорого обходится аренда.
Надо сказать, в Ижевске — столице Удмуртии, кроме указанного Художественного салона ГУК НЦДПИиР УР, где представлены только изделия сети Центров и Домов Ремесел, нет другого специализированного магазина сувенирной продукции, через который могли бы реализовать свои изделия местные мастера и куда могли бы наведываться туристы.
Отчасти эта проблема решается посредством организации специализированных ярмарок народных промыслов в рамках региональных праздников и гуляний, таких как Республиканский праздник удмуртской культуры «Гырон быдтон» («Гербер», «Гершид»), «Масленица» или «Ме-
довый Спас». Но VIP-сувениры не могут быть реализованы на ярмарках из-за дороговизны. Получается, что, распространяясь по узкоспециализированным каналам через отдельных посредников из Москвы или напрямую к заказчикам, эти уникальные изделия большей частью оказываются вне поля внимания приезжающих в республику туристов.
В заключение отметим, что, несмотря на ряд позитивных изменений в развитии индустрии туризма в Удмуртии за последние годы, некоторые составляющие турбизнеса требуют к себе пристального внимания, в том числе производство сувенирной продукции. Для успешного развития туристской индустрии в республике необходим кластерный подход, который предполагает сосредоточение на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, сопряженной с туризмом, в частности, производство сувениров. Формирование туристско-рекреационных кластеров предполагается на основе научно-обоснованных решений, с использованием механизмов государственно-частного партнерства, инвестиционных проектов.
Создание и развитие конкурентоспособного туристского комплекса невозможно только за счет использования действующих рыночных механизмов без реальной поддержки со стороны государства, являющегося катализатором формирования государственно-частного партнерства. Это предполагает эффективное взаимодействие всех органов власти, туристского бизнеса, научных и общественных организаций в реализации инновационно значимых проектов и программ, направленных на развитие экономики Удмуртской Республики и улучшение качества жизни.
Литература
1. Удмуртская республика. Энциклопедия. Ижевск, 2000. C. 52.
2. Центр документации новейшей истории Удмуртской Республики. Ф. 92. Оп. 11.
Д. 141. Л. 90.
3. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф.М-5. Оп. 1. Д. 413. Л. 115.
4. Центральный государственный архив Удмуртской Республики. Ф. 1592.Оп. 1.
Д. 1038. Л. 17.
5. Республиканская целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Удмуртской Республике на 2012-2018 годы». Постановление Правительства Удмуртской Республики от 04.06.2012 № 237.
6. Сведения о деятельности турфирм Удмуртской республики в 2011 г. Статистический бюллетень. Ижевск, 2012. С. 20.
7. Материалы итогового заседания коллегии Министерства по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской республики. Ижевск, 2013. С. 29.
8. Возрожденная древность. Народное декоративно-прикладное искусство Удмуртии: Альбом. Ижевск, 2005. С. 7.
9. ЗАО Фабрика художественных товаров // URL: http://fabrika.pul.ru (дата обращения:
10.04.2013) .
10. Краткий очерк деятельности состоящей под Августейшим покровительством Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны Мариинской практической школы кружевниц 1883-4913 г.г. // URL: http://www.booksite. ru/fulltext/mari/inka/ (дата обращения:
21.04.2013) .
11. История Удмуртии. Конец XV — начало XX века. Ижевск, 2004. C. 304.
12. Рашковский А.Л. Русские кустарные склады за рубежом и вятские кружевницы // URL: http://www.hnny.org/novels/ rashkovsky/krugevnizi.html (дата обращения: 21.04.2013).
13. Васильева Е.Н. Кружевоплетение в России // URL: http://stozhary-rossika.ru/?p=11 (дата обращения: 10.04.2013).