Психология развития и педагогическая психология
УДК 159.9 (571.65)
ББК 88.8
ВОЗРАСТНЫЕ И ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
О.П. Бартош, Т.П. Бартош
Представлены результаты исследования копинг-поведения у разновозрастных подростков мужского и женского пола. Показано, что у тринадцатилетних девочек и мальчиков выбор стратегий совладания со стрессом достоверно не отличается. Пятнадцатилетними девочками достоверно чаще, чем сверст-никами-мальчиками используются стратегии «самоконтроль», «поиск социальной поддержки», «бегство-избегание», «положительная переоценка». Стратегии «дистанцирование» и «принятие ответственности» у подростков всех возрастных групп наименее предпочтительны, наиболее востребованы «поиск социальной поддержки» и «планирование решение проблемы».
Ключевые слова: копинг-поведение, гендерные предпочтения, подростки.
Введение
Совладающее поведение - это целенаправленное социальное поведение, позволяющее человеку справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией способами, адекватными личностным особенностям, через осознанные стратегии действий. Основная задача копинг-поведения состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации [5]. Использование конструктивных, адаптивных копинг-страте-гий является одним из способов социальной адаптации и сохранения здоровья человека. Известно, что существуют отчетливые гендерные, возрастные и кросскультурные особенности совладающего поведения субъекта, выступающие как факторы, регулирующие активность личности [4, 7, 8].
Стиль совладающего поведения является довольно устойчивой личностной характеристикой, активное становление которого приходится на подростковый возраст, но используемые наборы стратегий не остаются постоянными и зависят от ситуации [2]. Механизмы совладания более пластичны, чем выполняющие сходные функции механизмы психологической защиты, но требуют от человека больших затрат психической энергии и напряжения когнитивных, эмоциональных и поведенческих механизмов. Нет оптимальных стратегий, которые были бы абсолютно эф-
фективны во всех трудных ситуациях [3]. Ко-пинг-стратегии могут быть продуктивными или непродуктивными в каждой конкретной ситуации [1, 6] и в каждом возрастном периоде развития человека, позволяя оптимально справляться с жизненными трудностями.
Многие исследователи в рамках психологии копинг-поведения подчеркивают особую роль копинг-ресурсов в подростковом возрасте [7, 8, 11], способствующих успешно справляться с жизненными трудностями, связанных с гибкостью мышления, поведения, эмоционального реагирования, обеспечивающих переключение внимания с одной ситуации на другую [12]. Подростковый возраст является переходным периодом между детством и взрослостью и характеризуется качественными изменениями. Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение, которое играет важную роль в развитии личности подростка, становлении его самосознания, формирование личностной идентичности и моделей поведения в его социальной адаптации [9]. Активное развитие стиля совладающего поведения происходит в подростковом возрасте при активном взаимодействии с родителями и сверстниками [4]. Поэтому подростку необходима социальная и эмоциональная поддержка значимых людей в преодолении трудных ситуаций, способствующая выявлению и развитию его
внутренних ресурсов. Преобладание в поведенческом репертуаре подростка определенных копинг-стратегий может способствовать успешному или неуспешному преодолению жизненных трудностей.
В настоящее время актуально изучение становления копинг-поведения подростков, проживающих в суровых условиях Северо-Востока России. В этих условиях растущий организм дополнительно подвергается комплексному воздействию экстремальных факторов окружающей среды, что в какой-то мере может снижать качество жизни и определять некоторые негативные черты поведения индивида.
Целью исследования стало определение особенностей копинг-поведения подростков в группах, отличающихся по возрасту и гендерной принадлежности.
Материалы и методы
В исследовании приняли участие 405 учеников 7-11-х классов (210 девочек и 195 мальчиков). Исследование проводилось в течение учебного года в общеобразовательных школах г. Магадана. Выборку исследования составили 5 подгрупп подростков обоего пола, сформированных раздельно по гендерному и возрастному критерию: 1-я группа - подростки
13 лет; 2-я группа - 14 лет; 3-я группа - 15 лет; 4-я группа - 16 лет; 5-я группа - 17 лет.
Структура и выраженность используемых копинг-стратегий диагностировались с помощью методики копинг-теста (WCQ -ways of coping Questionnaire) Р. Лазаруса и С. Фолькман, адаптированной в лаборатории медицинской психологии Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева под руководством проф. Л.И. Вассермана [1, 6]. Методика включает 50 утверждений,
каждое из которых отражает определенный вариант поведения в трудной или проблемной ситуации. Опросник позволяет определить относительную выраженность каждого из восьми видов копинг-стратегий: «конфронтация», «дистанцирование», «самоконтроль»,
«поиск социальной поддержки», «принятие ответственности», «бегство-избегание», «планирование решения проблемы», «положительная переоценка» [1, 6]. Статистическая обработка данных проведена с использованием стандартного приложения Excel к лицензионному пакету ОС Windows-97 и пакета прикладных программ Statistiсa ver.6. Для определения статистической значимости различий использовался расчет значений t-критерия Стьюдента.
Результаты исследования
и их обсуждение
Основные статистические данные по результатам выполненного исследования представлены в табл.1. Наиболее часто используемые копинг-стратегии мальчиками 13 лет были «бегство-избегание», «поиск социальной поддержки» и «планирование решения проблемы». Механизм совладания по типу «избегание», по мнению Н.А. Сирота [10], основан на недостаточно развитой системе личностно-средовых копинг-ресурсов, что является одной из ведущих поведенческих стратегий при формировании аддиктивного поведения и свидетельствует о низком функциональном уровне развития личности.
В возрасте 14 лет у мальчиков значимо снижен (p<0,05) выбор копинг-стратегий «поиск социальной поддержки» и «бегство-избегание» по сравнению с тринадцатилетними мальчиками. Ведущими были стратегии «планирование решения проблемы» и «само-
Таблица 1
Выраженность копинг-стратегий у мальчиков, проживающих в г. Магадане (M±m)
Исследуемые виды копинг-стратегий) 1-я группа, 13 лет n=27 2-я группа, 14 лет n=50 3-я группа, 15 лет n=39 4-я группа, 16 лет n=53 5-я группа, 17 лет n=26
Конфронтативный копинг 49,8±3,29 44,5±2,20 49,1±3,01 53,6±2,39 53,9±2,62
Дистанцирование 48,1±3,14 48,6±2,44 41,8±2,57* 47,2±2,40 47,4±2,89
Самоконтроль 57,1±3,86 56,1±2,57 44,9±2,68* 51,7±2,23* 55,6±3,02
Поиск социальной поддержки 60,9±3,38 47,7±2,77* 46,4±2,19 54,3±2,14* 57,1±3,84
Принятие ответственности 42,2±2,37 39,3±2,85 46,8±3,02 44,7±2,49 47,6±3,34
Бегство-избегание 62,1±4,71 50,6±3,38* 37,6±2,86* 44,2±2,37 41,2±4,29
Планирование решения проблемы 59,2±3,41 56,1±2,53 57,8±3,08 65,1±2,22* 66,7±3,23
Положительная переоценка 51,0±3,91 48,3±2,25 43,8±2,68 51,3±2,20* 44,5±3,50
* - достоверное различие между показателями с предыдущей возрастной группой.
Психология развития и педагогическая психология
контроль», наименее используемый, так же как и в 13 лет, копинг «принятие ответственности». Это свидетельствует об отрицании своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение в этот возрастной период. В 15 лет значимо снижена (р<0,05) частота выбора трех стратегий - «дистанцирование», «самоконтроль» и «бегство-избегание». Следует отметить, в этом возрасте у мальчиков наблюдается наименьшая частота выбора всех копинг-стратегий, что может указывать на некоторый дефицит копинг-ресурсов по сравнению с результатами других обследуемых возрастных групп подростков. Старшеклассники 16 и 17 лет сходны в выборе предпочитаемых стратегий. У юношей частота выбора «кон-фронтативного копинга» значительно увеличена по сравнению с 14-летними подростками (р<0,05). Использование этой стратегии обеспечивает способность к сопротивлению трудностям, умение отстаивать свои собственные интересы. Также увеличивается частота выбора стратегии «поиск социальной поддержки», отражающая уверенность старшеклассников в том, что друзья, родители, учителя окажут поддержку в трудных жизненных ситуациях. Использование юношами в 17 лет в качестве ведущих таких конструктивных механизмов совладания, как «планирование решения проблемы», «поиск социальной поддержки» и «самоконтроля», свидетельствует об умении анализировать ситуацию и учитывать прошлый опыт.
У девочек в 13 лет (табл. 2) наиболее предпочитаемыми были стратегии «самоконтроль», «поиск социальной поддержки» и «бегство-избегание».
В числе наименее используемых были «принятие ответственности», «конфронтатив-
ный копинг», «дистанцирование». Девочки в 14 лет практически в равной степени предпочитают продуктивные механизмы совладания -«планирование решения проблемы», «самоконтроль», «поиск социальной поддержки». Остается достаточно выраженным механизм «бегство-избегание». Наименее востребованной стратегией в 13-14 лет у девочек так же, как и у мальчиков-сверстников, является копинг «принятие ответственности». Среди 15-летних девочек ведущими являются те же стратегии, что и у 14-летних, но уже большее значение в совла-дании со стрессом приобретает «конфронтатив-ный копинг», однако неконструктивный копинг «дистанцирование» используется реже. В 16 лет у девушек значимо увеличивается (р<0,05) выбор стратегии «бегство-избегание». Это может проявляться в отрицании проблемы, фантазировании, неоправданных ожиданиях, вспышек раздражения. В возрасте 16 и 17 лет у девушек выраженность ведущих стратегий практически одинакова: «планирование решения проблемы», «поиск социальной поддержки», «самокон-
троль». Однако у 16-летних девушек наименее выражена стратегия «дистанцирование», а у 17летних - «принятие ответственности».
При исследовании гендерных предпочтений использования копинг-стратегий в изучаемых возрастных группах не было выявлено значимых различий среди 13-летних подростков. Отмечено лишь большее предпочтение девочками использование копинга «самоконтроля». В 14 лет девочки чаще мальчиков используют «поиск социальной поддержки» (р<0,05), у них большая потребность в эмоциональной поддержке родственников, подруг. Наибольшие гендерные различия использования копинг-стратегий наблюдаются в 15 лет. Так, девочки 15 лет чаще сверстников-
Таблица 2
Выраженность копинг-стратегий у девочек, проживающих в г. Магадане (M±m)
Исследуемые виды копинг-стратегий 1-я группа, 13 лет n=48 2-я группа, 14 лет n=47 3-я группа, 15 лет n=46 4-я группа, 16 лет п=40 5-я группа, 17 лет n=29
Конфронтативный копинг 45,4±2,69 49,0±2,19 53,3±2,70 57,1±2,83 53,1±2,55
Дистанцирование 45,6±2,48 49,2±2,37 43,6±2,65 47,8±2,84 49,0±3,65
Самоконтроль 63,6±2,54 56,6±2,61* 53,4±2,57 57,3±2,71 60,2±2,88
Поиск социальной поддержки 60,8±2,35 56,1±2,75 54,4±3,14 62,8±3,39* 61,4±3,46
Принятие ответственности 39,3±2,10 37,2±2,65 45,1±2,97* 49,9±2,96 44,7±3,55
Бегство-избегание 59,7±2,91 56,0±3,00 47,9±3,80 59,9±2,99* 58,7±4,57
Планирование решения проблемы 58,3±3,06 56,8±2,6 57,0±2,42 61,1±2,99 63,8±2,96
Положительная переоценка 55,4±3,06 49,0±2,98 50,4±2,75 50,6±2,62 54,9±2,67
* - достоверное различие между показателями с предыдущей возрастной группой.
мальчиков предпочитают четыре стратегии: «самоконтроль», «поиск социальной под-
держки», «бегство-избегание», «положительную переоценку» (р<0,05). В 16 лет юноши значимо реже (р<0,05) девушек используют стратегии «поиск социальной поддержки» и «бегство-избегание». В 17 лет девушки также чаще юношей применяют «бегство-избегание» и больше предпочитают «положительную переоценку» (р<0,05), что вероятно, связано с характерным для девочек большим эмоциональным напряжением в различных проблемных ситуациях.
В исследовании Т.Н. Разуваевой [9] также было показано, что у старшеклассников наиболее предпочитаемый стиль совладания -«копинг, ориентированный на избегание» и составляет в среднем 51% выборов. «Бегство-избегание» представляет собой мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию решения проблемы. Некоторыми исследователями использование стратегии избегания рассматривается как неадаптивная, но это обстоятельство не исключает ее пользы в отдельных ситуациях, особенно в острых стрессогенных ситуациях возможность быстрого снижения эмоционального напряжения [1, 4, 7, 8]. Таким образом, по нашим данным, у девушек в 16-17 лет достаточно востребована стратегия «бегство-избегание», несмотря на то, что использование копинга «планирование решение проблемы» с возрастом становится популярнее. У юношей 16-17 лет стратегия «планирование решения проблемы» представляет большую актуальность, чем у сверстниц. Ко-пинг-стратегия «поиск социальной поддержки» часто используется и мальчиками, и девочками в течение всего подросткового периода, но девочки чаще прибегают к этому стилю совладания. С переходом в подростковый возраст происходит снижение зависимости от взрослых, однако социальная поддержка не утрачивает своей роли: если у младшего школьника адресатом помощи были взрослые, то, начиная с младшего подросткового возраста, таким адресатом становятся сверстники. В экстремальных случаях девочки чаще обращаются за помощью к сверстникам или взрослым, случайно оказавшихся в данный момент рядом. Мальчики же чаще полагаются на себя и принимают решение исходя из собственных возможностей [11].
В целом полученные нами данные совпадают с результатами исследования
И.И. Ветровой [2], которая указывает на то,
что с возрастом у подростков доля продуктивных копингов увеличивается, однако на выбор стиля совладания влияют не только возрастные особенности, но и средовые. Исследованием Э. Фрайденберг [13] показано, что пик использования непродуктивных стратегий совладания у девочек приходится на возраст 12-14 лет, а у мальчиков на 14-16 лет. В то же время в нашем исследовании не установлена какая-либо зависимость использования каких-либо однозначных стилей совла-дания от возраста и гендерной принадлежности. Хотя некоторые тенденции использования копинг-поведений четко прослеживаются: у девочек и мальчиков особенно актуальными являются конструктивные стили поведения: «поиск социальной поддержки» и «планирование решение проблемы». Наименее используемым копингом у подростков обоего пола является «принятие ответственности». Среди неконструктивных копингов наиболее популярным у девочек является «бегство-избегание».
Заключение
Таким образом, у подростков разного возраста и гендерной принадлежности проявляются специфические особенности совла-дания со стрессом. У 13-летних подростков в группах мальчиков и девочек достоверных различий в выборе стратегий совладания не наблюдается, а в возрасте 15 лет установлено наибольшее различие выбора копинг-предпочтений. Стратегии «дистанцирование» и «принятие ответственности» во всех возрастных группах подростков обоего пола наименее предпочтительны. Среди конструктивных копинг-стратегий поведения востребованными являются «поиск социальной поддержки» и «планирование решение проблемы». Из неконструктивных копингов у девочек наиболее популярным является «бегство-избегание».
Полученные данные исследования проявлений копинг-поведения подростков позволяют объяснить некоторые психологические механизмы становления личности и самоопределения, формирования основных форм адаптации, происходящие в процессе взросления. Показано, что основанное на конструктивных копингах адаптивное поведение направлено на анализ возникающих трудностей, возможных путей выхода из них и, как следствие, ведет к повышению самооценки, самоконтроля и более глубокому осознанию собственной ценности как личности.
Психология развития и педагогическая психология
Литература
1. Вассерман, Л.И. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика: учебно-методическое пособие / Л.И. Вассерман,
В.А. Абабков, Е.А. Трифонова // под науч. ред. проф. Л.И. Вассермана. - СПб.: Изд-во «Речь», 2010. - 192 с.
2. Ветрова, И.И. Связь совладающего поведения с контролем поведения и психологической защитой в системе саморегуляции / И. И. Ветрова // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сер-гиенко. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - С. 179-196.
3. Заика, Л.Л. Некоторые теоретические проблемы совладающего поведения в психологической науке. Особенности совла-дания старшеклассников / Л.Л Заика, Т. Н. Разуваева // Психология совладающего поведения: материалы Международной научно-практической конференции. - Кострома, 2007. - С. 33-35.
4. Крюкова, Т.Л. Возрастные и кросс-культурные различия в стратегиях совла-дающего поведения личности / Т.Л. Крюкова // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26. -№ 2. - С. 5-15.
5. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследовании / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс: пер. с англ. - М.: Наука, 1970. - С. 178-208.
6. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями: пособие для врачей и медицинских психологов
/ под ред. Л.И. Вассермана и др. - СПб. : НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2009. - 37 с.
7. Нартова-Бочавер, С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18. - № 5. - С. 20-30.
8. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, И.И. Хажилина, Н.С. Видер-ман. - М. : Генезис, 2001.
9. Разуваева, Т.Н. Особенности совладания старшеклассников / Т.Н. Разуваева, Л.Л. Заика // Материалы Международной научно-практической конференции «Психология совладающего поведения». - Кострома, 2007. - С. 148-150.
10. Сирота, Н.А. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков / Н. А. Сирота,
B. М. Ялтонский // Обозр. психиатр. и мед. психол. - 1994. - № 1. - С. 63-64.
11. Точилина, Т. В. Гендерные особенности совладающего поведения у младших подростков / Т.В. Точилина // Материалы Международной научно-практической конференции «Психология совладающего поведения». -Кострома, 2007. - С. 156-157.
12. Фоминова, А.Н. Возрастные особенности совладающего поведения / А.Н. Фоми-нова // Материалы Международной научнопрактической конференции «Психология совладающего поведения». - Кострома, 2007. -
C. 157-160.
13. Frydenberg, E. Coping competencies: what to teach and when / E. Frydenberg // Theory Into Practice. - Wntr, 2004. - P. 43-66.
Поступила в редакцию 18.06.2011 г.
Бартош Ольга Петровна. Кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории Физиологии экстремальных состояний (группа психофизиологии) Научно-исследовательского центра «Арктика», Российская академия наук, Дальневосточное отделение. E-mail: [email protected]
Olga P. Bartosh. Biol. Sci. Candidate, researcher of the laboratory for physiology of extreme states (psychophysiology group), Scientific-Research Center “Arktika”, Fareastern Branch RAS. E-mail: [email protected]
Бартош Татьяна Петровна. Кандидат биологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, лаборатории Физиологии экстремальных состояний (группа психофизиологии) Научно-исследовательского центра «Арктика», Российская академия наук, Дальневосточное отделение. E-mail: [email protected] Tatiana P. Bartosh. Biol. Sci. Candidate, docent, Leading Researcher of the Laboratory for Physiology of Extreme States (Psychophysiology Group), Scientific-Research Center “Arktika”, Fareastern Branch RAS. E-mail: [email protected]