УДК 159.9
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ И СТУДЕНТОВ
© Елена Николаевна Улезко
Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, Россия, ассистент кафедры возрастной и педагогической психологии, e-mail: [email protected]
В статье анализируются показатели совладающего поведения учащихся старших классов и студентов. Рассматриваются проявления копинг-стратегий старшеклассников и студентов в зависимости от специфики требований учебного процесса школы и вуза.
Ключевые слова: копинг; совладающее поведение; копинг-стратегии.
Одной из самых актуальных в отечественной психологической науке является проблема совладания личности с различными жизненными трудностями и стрессовыми ситуациями.
Впервые термин «совладающее поведение» и публикации, посвященные проблеме совладания, появились в отечественной психологии в рамках клинической психологии и психотерапии в 1990-е гг. В последнее десятилетие в нашей стране наблюдается повышенное внимание ученых к изучению данной проблематики. Преимущественное число работ направлено на изучение совладания поведения больных людей [1, 2], лиц с различными видами зависимости [3, 4], представителей разных профессиональных групп [5-7], детей и родителей (в контексте семьи, детско-родительских и супружеских отношений) [8].
Особый интерес вызывают публикации, посвященные исследованию совладающего поведения у подрастающего поколения, охватывающие период с дошкольного возраста и до студенчества. Изучая основные копинг-стратегии детей младшего школьного возраста, И.М. Никольская и Р.М. Грановская показали, что основными копинг-стратегиями в этом возрасте являются стратегии, направленные на отвлечение и восстановление физических сил, на эмоциональное отреагиро-вание через горе и страдание или с помощью физической и вербальной агрессии, на отвлечение посредством ухода в детскую «работу» или развлечения, а также направленные на сотрудничество с взрослыми. Применение когнитивных стратегий, направленных на решение проблемы, является нетипичным для этого возраста [9].
С.В. Фролова, занимаясь исследованием копинг-стратегий у подростков, пришла к выводу, что показателем эффективности выработанной копинг-стратегии в данном возрасте будет успешное решение следующих возрастных задач, которые представляют собой индивидуальную картину саморазвития в период вхождения во взрослость:
- принятие ответственности за собственное развитие на себя;
- изживание или радикальное изменение связей, оставшихся от детства и подросткового возраста, ярче всего проявляющееся в преобразовании детско-родительских отношений;
- увязывание юношеской мечты с реальностью взрослой жизни;
- формирование предварительного основания для жизни во взрослом мире (получение высшего образования, приобретение профессии, служба в армии и т. п.);
- поиск наставника, который выполняет двойную функцию: помогает совместно выстроить первые шаги в карьере, а также способствует процессу психологического отделения от родителей;
- поиск идентичности;
- установление близких, интимных отношений [10].
Исследования, проведенные Т.Л. Крюковой и Т.Ю. Бильгильдеевой, позволяют говорить о преобладании в стрессовых ситуациях рационального поведения у современных старшеклассников и студентов младших курсов университета. Выделенные продуктивные копинг-стратегии, по сути, более творческие, чем приспособительные. Они характерны для стрессоустойчивых, мотивированных на достижение молодых людей с хорошо
развитым когнитивным оцениванием. В общем, тенденции копинг-поведения, выявленные у представителей юношеского возраста, в целом, совпадают с показателями, полученными у взрослых людей. Отличие заключается лишь в том, что взрослые характеризуются более разнообразным и богатым набором стратегий совладания [11, 12].
С.А. Хазова проводила исследование совладающего поведения одаренных старшеклассников. Хотя стили совладающего поведения в группе одаренных школьников и контрольной группе во многом совпадают, были выявлены некоторые различия. Так, стратегия «социальная поддержка» в группе одаренных занимает 12-е место, в контрольной группе - 7-8-е, стратегия «самообвинение» - 11-6 места соответственно, стратегия «активный отдых» - 5 и 10 соответственно. В группе одаренных выше рейтинг, т. е. чаще используются стратегии «мечта о чуде», «разрядка», «уход в себя», «позитивный фокус», «отвлечение», ниже рейтинг - реже используются стратегии «принадлежность», «духовность», «самообман», «активный отдых». Анализ отличий между группами мальчиков показал, что одаренные реже используют стратегии: «духовность», «социальная поддержка», «самообвинение», «друзья», «принадлежность», «позитивный фокус», «профессиональная помощь». Значительных различий между группами девочек не выявлено. Однако выявлены отличия между одаренными мальчиками и девочками. Они проявляются в следующем: одаренные юноши реже, чем одаренные девушки, обращаются к религии, мечтают о чуде, о том, что проблемы решаться сами собой, беспокоятся, обращаются за помощью к другим людям и друзьям и, наконец, используют ко-пинг-стратегию «принадлежность». Можно утверждать, что одаренные юноши в трудные жизненные ситуации реже обращаются к другим людям, религии, реже испытывают беспокойство и мечтают, что все как-нибудь устроится. Что касается корреляции между совладающим поведением и показателями творческих способностей и интеллектом достижений, то автором не были обнаружены связи между выбором стратегий совладания и коэффициентом интеллекта (IQ). Однако обнаружены связи между творческими спо-
собностями, интеллектуальными достижениями и выбором стратегий совладания [13].
Современными авторами «копинг» или «совладающее поведение» понимается как индивидуальный способ взаимодействия личности с трудной, кризисной, стрессовой ситуацией [15]. Т.Л. Крюковой обращается внимание на то, что «современный российский человек живет в нестабильном, непредсказуемом, иррациональном обществе, испытывая дефицит позитивных эмоций, находясь в условиях реального хронического стресса. Необходимость снятия напряжения, гармонизации эмоционального состояния, направленность на решение трудной жизненной ситуации или снижение интенсивности ее воздействия мотивируют личность на поиск способов совладания со стрессом» [15, с. 55]. В связи с этим в современной психологии активно разрабатывается проблема «совла-дающего поведения». Многие исследователи ищут ответы на вопрос, каким образом, какими способами человек справляется с трудными ситуациями и событиями в своей жизни, как он их разрешает. Считается, что период обучения в школе и университете сопровождается наличием большого количества различных трудностей. На личностное развитие обучающихся оказывают огромное влияние стрессовые факторы образовательной среды [16, 17]. Неумение продуктивно справляться с возникающими трудностями не только затрудняет учебную деятельность, сказывается на успеваемости обучающихся, но и может негативно отразиться на физическом и психологическом здоровье учащихся и студентов, привести к пограничным расстройствам и росту психических и психосоматических заболеваний. Исходя из всего вышесказанного, считаем актуальным и своевременным изучение особенностей сов-ладающего поведения в процессе учебной деятельности у представителей юношеского возраста.
Целью данного исследования было выявление существующих различий в совла-дающем поведении старшеклассников и студентов. Объектом исследования является совладающее поведение в юношеском возрасте. В качестве предмета исследования выступают существующие различия в выборе копинг-стратегий старшеклассниками и студентами. В своей гипотезе мы предполагаем
1Q4
существование различий в копинг-поведении учащихся старших классов и студентов вуза, обусловленных учебной программой и условиями обучения в школе и вузе. В исследовании приняли участие учащиеся старших классов общеобразовательных школ (МОУ СОШ № 1 города Гусиноозерска, МОУ СОШ гимназия № 33 города Улан-Удэ, МОУ СОШ улуса Шибертуй Бичурского района Республики Бурятия) и студенты 1-3 курсов высшего учебного заведения (ГОУ ВПО Бурятский государственный университет, факультеты: социально-психологический, биолого-геогра-фический и юридический). Общее число испытуемых юношеского возраста, принимающих участие в данном исследовании, составило 200 человек (средний возраст -18,6 лет), из них учащихся школы - 36,0 %, студенты университета - 64,0 %; девушки представляют 49,0 %, юноши - 51,0 %. Была использована методика «WCQ» («Опросник о способах копинга») Р. Лазаруса, С. Фольк-ман (адаптированная коллективом исследователей под руководством Л.И. Вассермана, СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева), а также применялся метод математико-статистической обработки данных тестирования, в частности однофакторный дисперсионный анализ.
С целью проверки выдвинутой нами гипотезы о существовании различий в совла-дающем поведении учащейся молодежи в зависимости от учебной программы и условий образовательного учреждения мы сопоставили показатели копинг-стратегий студентов и старшеклассников. Сравнительный анализ показателей учащихся школ и студентов университета показал, что здесь имеются некоторые различия: более высокие показатели у студентов имеют такие копинг-стра-тегии, как «самоконтроль», «поиск социальной поддержки», «принятие ответственно-
сти», «бегство-избегание», «положительная переоценка». По оставшимся трем копинг-стратегиям: «конфронтация», «дистанцирование» и «планирование решения проблемы» в группах студентов и школьников имеются равные значения, свидетельствующие о том, что по данным копинг-стратегиям отсутствует влияние образовательной среды на проявление совладающего поведения (табл. 1).
Для проверки значимости различий показателей копинг-стратегий у студентов и старшеклассников был применен однофакторный дисперсионный анализ. Основная (нулевая) гипотеза содержала утверждение об отсутствии связи совладающего поведения с возрастом. Альтернативная (исследовательская) гипотеза предполагала, что средние значения зависимой переменной различаются: величины шкальных показателей копинг-стратегий будут зависеть от возраста испытуемых. Табличное значение Р-распределения Фишера для р < 0,05 соответствует 3,91, а для р < 0,01 - 6,76. Значение Б набл., полученное в результате процедуры однофакторного дисперсионного анализа, больше Ркрит только в двух случаях: по показателям «самоконтроль» и «принятие ответственности». Во всех остальных случаях Рнабл. меньше, чем Ркрит (табл. 2). Превышение Ркрит. над Рнабл. дает нам основание подтвердить нулевую гипотезу о равенстве показателей в анализируемых группах по следующим копинг-стра-тегиям: «конфронтация», «дистанцирование», «планирование решения проблемы». Различия, полученные по копинг-стратегиям «бегство-избегание», «положительная переоценка», «поиск социальной поддержки», не получили подтверждения статистической значимости, что позволяет говорить об их случайности, чем достоверности.
Таблица 1
Сравнительные данные о различиях копинг-стратегий у студентов и старшеклассников
№ Копинг-стратегии Баллы
студенты школьники
1. Конфронтационный копинг 9,5 9,1
2. Дистанцирование 10,2 10,0
3. Самоконтроль 13,5 11,8
4. Поиск социальной поддержки 11,1 9,7
5. Принятие ответственности 7,7 6,8
6. Бегство-избегание 12,5 10,6
7. Планирование решения проблемы 11,9 11,1
8. Положительная переоценка 12,5 11,3
Превышение Рнабл. над Ркрит. позволяет принять альтернативную гипотезу о том, что межгрупповая изменчивость выше внутригрупповой, а именно, о влиянии контролируемого фактора на зависимую переменную в анализируемых группах по следующим ко-пинг-стратегиям: «самоконтроль» и «принятие ответственности». Другими словами обнаружено статистически достоверное влияние условий образовательной среды на выбор копинг-стратегий при совладании с трудными ситуациями, возникающими в процессе учебной деятельности наших испытуемых, а именно: средние значения показателей стратегий «самоконтроль» и «принятие ответственности» значимо различаются у студентов и старшеклассников.
Проведенный дисперсионный анализ зависимости совладающего поведения от условий образовательного учреждения свидетельствует о том, что для студентов вуза в большей степени, чем для учащихся старших классов общеобразовательных школ, характерны такие копинг-стратегии, как «самоконтроль» и «принятие ответственности». При использовании копинг-стратегии «самоконтроль» происходит сознательная саморегуляция эмоционального состояния, осуществляемая не за счет подавления негативных эмоций, а за счет использования их энергии для организации целенаправленного поведения. Характеристика копинг-стратегии «принятие ответственности» заключается в признании своей роли в проблеме и сопутствующих попытках ее разрешения. Получается, что студенты, сталкиваясь с трудными ситуациями, чаще демонстрируют стремление контролировать и регулировать свои чувства и поступки. Также можно предпола-
гать, что для студентов вуза, в отличие от старшеклассников, характерно признание своей роли в порождении (возникновении) проблемы и понимание своей роли в ее разрешении, а также в попытке не повторять больше подобных ошибок. Следует отметить, что обе копинг-стратегии являются конструктивными, т. е. способствуют быстрому и эффективному совладанию с трудными ситуациями. Это может свидетельствовать о том, что студенты, сталкиваясь с различны -ми трудностями, возникающими в процессе учебной деятельности, находятся в более выгодном положении по сравнению со старшеклассниками. Если студенты способны совладать с различными трудностями и стрессами самостоятельно, то школьникам в подобных ситуациях требуется помощь и поддержка взрослых людей (учителей и родителей).
Полученные различия можно объяснить двояко: во-первых, использование более конструктивных копинг-стратегий увеличивается с возрастом и, во-вторых, обучение в высшем учебном заведении характеризуется большей самостоятельностью и ответственностью, чем обучение в общеобразовательной школе, что не может не накладывать отпечаток на особенности совладающего поведения.
Таким образом, проведенное нами исследование подтвердило существование отличий в совладающем поведении старшеклассников и студентов только по двум ко-пинг-стратегиям (достоверность различий получена при р < 0,01), а это, в свою очередь, говорит о частичном подтверждении выдвинутой нами гипотезы о существовании различий в совладающем поведении учащейся молодежи в зависимости от учебной программы и условий образовательного учреждения.
Таблица 2
Результаты дисперсионного анализа проявления копинг-стратегий в зависимости от образовательного учреждения
№ Копинг-стратегии Рнабл 1 коит
1. Конфронтационный копинг 0,73 3,91
2. Дистанцирование 0,21 3,91
3. Самоконтроль 11,04* 6,76
4. Поиск социальной поддержки 2,25 3,91
5. Принятие ответственности 9,44* 6,76
6. Бегство-избегание 3,28 3,91
7. Планирование решения проблемы 2,44 3,91
8. Положительная переоценка 3,11 3,91
Примечание. При р < 0,05, * при р < 0,01.
1. Тухтарова И.В. Копинг-стратегии, механизмы психологической защиты и психосоциальная адаптация больных с ВИЧ-инфекцией: автореф. дис. ... канд. мед. наук. СПб., 2003.
2. Ошаев С.А. Особенности психологической защиты и совладания у больных с пограничными расстройствами, переживших травматические события: автореф. дис. . канд. психол. наук. Томск, 2004.
3. Якимчук О.В. Специфика совладающего поведения юношей с наркотической зависимостью // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 2. С. 113-117.
4. Семенов С.Ю. Особенности копинг-поведения у подростков с химической зависимостью // Психология и школа. 2007. № 1. С. 72-81.
5. Корытова Г.С. Совладание с психологическим стрессом в профессиональной педагогической деятельности. Иркутск, 2009.
6. Рыбина О. В. Психологические характеристики врачей в состоянии профессионального стресса: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2005.
7. Постылякова Ю.В. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 6. С. 35-43.
8. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб., 2005.
9. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб., 2001.
10. Фролова С.В. Исследование стратегий преодоления кризисных ситуаций в подростковом возрасте // Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях. Саратов, 2005. С. 10-18.
11. Крюкова Т.Л. Возрастные различия в стратегиях совладающего поведения // Сибирский психологический форум. Томск, 2004.
12. Бильгильдеева Т.Ю., Крюкова Т.Л. О возрастных аспектах копинг-поведения // Личность и общество: актуальные проблемы социальной психологии: материалы Всероссийского симпозиума. Кострома, 2000. С. 81-82.
13. Хазова С.А. Исследование социально-психологических трудностей и копинг-стратегий одаренных старшеклассников и их сверстников // Психология и практика: сборник научных трудов / отв. ред. В. А. Соловьева. Кострома, 2001. С. 86-92.
14. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3-17.
15. Крюкова Т.Л. Исследование совладающего (coping) поведения: разработка программ социально-психологической адаптации и развития креативности детей и взрослых // Психотехнологии в образовательном процессе: материалы Международной научно-практической конференции. Кострома, 1999. Ч. 1. С. 55-58.
16. Аракелов Г.Г., Аршинова В.В., Жданова Г.Е. Стресс-факторы, влияющие на формирование психологической устойчивости личности в период студенчества // Психологическая наука и образование. 2008. № 2. С. 52-59.
17. Хватова М.В., Дьячкова Е.С. Влияние образовательной среды на психологическое здоровье студентов разных специальностей в процессе обучения // Психологическая наука и образование. 2006. № 3. С. 74-86.
Поступила в редакцию 22.04.2010 г.
UDC 159.9
COMPARATIVE ANALYSIS OF COPING BEHAVIOR INDICATORS OF SENIOR PUPILS AND STUDENTS Elena Nikolayevna Ulezko, Buryat State University, Ulan-Ude, Russia, Assistant of Ageing and Pedagogical Psychology Department, e-mail: [email protected]
In article the indicators of coping behavior of senior pupils and students are analyzed. The displays of coping-strategy of senior pupils and students depending on specific character of school and university educational process requirements are considered.
Key words: coping; coping behavior; coping-strategy.