Научная статья на тему 'Защитно-совладающее поведение и его роль в социально-психологической адаптации подростков'

Защитно-совладающее поведение и его роль в социально-психологической адаптации подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2061
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ / МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / TEENAGER AGE / DEFENSE AND COPING BEHAVIOUR / COPING STRATEGIES / MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL DEFENSE / PSYCHOSOCIAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ануфриюк Ксения Юрьевна

Статья посвящена исследованию защитно-совладающего поведения в подростковом возрасте. Исследуются роли индивидных факторов (пол и возраст) и фактора общей социальной среды (специфика обучения) в формировании данного поведения. Особое внимание уделено анализу защитно-совладающего поведения в связи с уровнем социально-психологической адаптированности выявлены стратегии и механизмы, препятствующие и способствующие адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ануфриюк Ксения Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Defense and Coping Behaviour and its Role in Psychosocial Adaptation of Teenagers

The article is dedicated to research into defense and coping behaviour of teenagers. The role of individual factors (age and gender) and the factor of social environment (specificity of education) in forming of this behaviour is analyzed. Particular attention is paid to the analysis of defense and coping behaviour as related to the level of psychosocial adaptation. Strategies and mechanisms that promote adaptation and make it difficult have been revealed.

Текст научной работы на тему «Защитно-совладающее поведение и его роль в социально-психологической адаптации подростков»

К. Ю. Ануфриюк

ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ

в социально-психологической адаптации

ПОДРОСТКОВ

Подростковый возраст — сложный, противоречивый, критический этап становления личности. Этот период является наиболее интолерантным к негативным стрессовым воздействиям и характеризуется активизацией разнообразных форм адаптационных процессов, к важнейшим из которых относится совладающее поведение (копинг).

Под совладающим поведением понимают деятельность личности по поддержанию и сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами личности, которые удовлетворяют этим требованиям1. Как отмечает С. К. Нартова-Бочавер, понятие «копинг», будучи свободно употребляемым в различных работах, охватывает широкий спектр человеческой активности — от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций2. Психологическая защита рассматривается большинством авторов как процесс интрапсихической адаптации личности за счет подсознательной переработки поступающей информации. В настоящее время много работ направлено на поиск отличий и разграничение понятий «психологическая защита» и «совладающее поведение». Единой точки зрения по поводу соотношения этих форм адаптационных процессов не существует. Некоторые авторы определяют стратегии совладающего поведения как осознанные варианты бессознательных защит. другие считают, что отношение между совладающим поведением и защитными механизмами более сложное: стратегии совладания рассматриваются не только как осознанные варианты бессознательных защит, но и как родовое, более широкое понятие, включающее как бессознательные, так и осознанные защитные механизмы3.

Исследователи, рассматривающие совладание как поведение субъекта, предполагают, что совладающее поведение и психологическая защита наряду с контролем поведения являются разными уровнями единого механизма, связанного с саморегуляцией субъекта. Психологическая защита — наименее осознаваемый уровень. Контроль поведения находится на промежуточном уровне, являясь частично осознаваемым. Совладающее же поведение полностью осознаваемо, является социально-приемлемой формой адаптации4.

В исследованиях последних лет процессы копинга и механизмы психологической защиты рассматриваются как единый адаптационный процесс, который условно называется «индивидуальным стилем защитно-совладающего поведения»5. Предполагается, что психологическая защита задает направление и диапазон копингу, формирующемуся в более поздние сроки онтогенетического развития и закрепляющемуся в процессе накопления жизненного опыта. Т. е. диапазон используемых человеком в процессе жизни стратегий по разрешению ситуаций зависит от сложившейся в раннем детстве структуры ведущих типов психологической защиты. При этом ведущая в структуре личности психологическая защита будет влиять как на когнитивную оценку стрессового события, так и на выработку соответствующих ей стратегий поведения по преодолению его.

© К. Ю. Ануфриюк, 2008

Защитно-совладающее поведение во многом определяет уровень социальнопсихологической адаптации. Ряд исследователей признают, что стратегии совладания, или копинг-стратегии, в отличие от механизмов психологической защиты, обладают большим адаптивным потенциалом, поскольку предполагают реализацию осознанного поведения. Как показали результаты исследования Е. Р. Исаевой и Л. И.Вассерман, проведенного на здоровых людях от 17 до 45 лет, развитие симптомов психологического неблагополучия связано с дефицитом стратегий совладания со стрессом и преобладанием защитного поведения6. Им удалось выделить своеобразный «симптомокомплекс дезадаптации», включающий в себя: 1) повышенный общий уровень напряженности психологических защит; 2) преобладание в структуре защит личности «регрессии» и «замещения»; 3) дефицит защиты «отрицание»; 4) склонность к избеганию или принятию на себя чрезмерной ответственности в преодолении жизненных трудностей. Наличие данного симптомокомплекса может приводить к состоянию хронического эмоционального напряжения и способствовать возникновению и развитию различных пограничных нервно-психических и психосоматических расстройств.

В целом при анализе соотношений и взаимовлияния копинг стратегий и механизмов психологической защиты в структуре психической адаптации личности выяснилось, что, если в репертуаре совладающего поведения личности мало используются активные проблемнорешающие стратегии, то уровень напряженности психологических защит оказывается более выраженным. В ходе исследования, проведенного В. В. Трубиной, где испытуемыми являлись лица от 20 до 60 лет, было обнаружено, что в случае, если у человека сформирован блок «незрелых» психологических защит, таких как замещение, регрессия, вытеснение, он в большей степени склонен использовать и неадаптивные копинг-стратегии (например, бегство, конфронтацию)7.

Вышесказанное определяет важность исследования особенностей защитно-совладающего поведения в контексте изучения проблемы социально-психологической адаптации. Наиболее остро эта проблема встает в подростковом возрасте. Как отмечает Н. А. Сирота, сам процесс адаптации (дезадаптации) в данный возрастной период может рассматриваться как процесс формирования копинг-поведения8.

С целью изучения особенностей защитно-совладающего поведения подростков в связи с уровнем их социально-психологической адаптированности, в зависимости от пола, возраста и специфики обучения, нами было проведено исследование, в котором приняли участие 195 учащихся 9-10 классов. Из них — 124 учащихся лицея и 71 учащийся общеобразовательной средней школы г. Санкт-Петербурга.

Мы предположили, что формирование защитно-совладающего поведения подростка имеет специфические половые и микровозрастные особенности, а также обусловлено некоторыми факторами общей социальной среды. В частности, в качестве такого фактора была выбрана специфика обучения. В отличие от общеобразовательной школы, обучение в Лицее профильное (естественно-научное), при поступлении осуществляется конкурсный отбор. И в 9, и в 10 классах ребята сдают профильные экзамены, т. е. старшеклассников целенаправленно готовят к поступлению в медицинский вуз.

В связи с этим выборка была разделена на подгруппы по полу, возрасту и специфике обучения. Для диагностики защитно-совладающего поведения использовались опросник способов совладания "^СО, разработанный Лазарусом и Фолкман, и опросник Келлермана-Плутчика «Индекс жизненного стиля». Для выявления уровня социально-психологической адаптированности применялась шкала социально-психологической адаптированности, разработанная К. Роджерсом и Р. Даймондом.

В работе получены следующие результаты. Во всей выборке по степени выраженности среди стратегий совладания преобладают принятие ответственности за возникшую проблему, планирование и поиск социальной поддержки. Наименее выраженными оказались такие неконструктивные стратегии, как бегство от проблемы и дистанцирование.

Таблица 1

Средняя выраженность стратегий совладания и защитных механизмов в подростковом возрасте (в %-ном отношении от максимально возможной)

Стратегии совладания Среднее Защитные механизмы Среднее

Принятие ответственности 61,6 компенсация 62

планирование 59 вытеснение 46,4

поиск социальной поддержки 58 реактивное образовние 45,8

самоконтроль 56,3 регрессия 39,3

Положительная переоценка 55,5 замещение 38,8

конфронтация 53 проекция 37,1

дистанцирование 51,9 интеллектуализация 33,3

бегство 44,7 отрицание 31,6

Среди защитных механизмов наиболее часто используемой является компенсация. Следует отметить также значительный разрыв, который существует между показателями компенсации и остальными механизмами психологической защиты. Людям с преобладающим механизмом компенсации свойственны мечтательность, поиск идеалов в различных сферах жизнедеятельности. Эти качества кажутся вполне типичными для представителей данного возрастного периода. Вторым по степени выраженности механизмом оказалось вытеснение. Можно предположить, что осознание старшеклассниками несоответствия собственных мыслей и поступков внутреннему идеалу, принятие этого факта представляются еще слишком сложной задачей, поэтому они более склонны неприемлемые мысли, желания, чувств вытеснять за пределы сознания или же подменять их на прямо противоположные, о чем свидетельствует выраженность механизма реактивного образования.

Наименее выраженным оказался противоположный механизму вытеснения защитный механизм — отрицание. Получается, что представители данной выборки негативные аспекты внешней реальности обычно воспринимают неискаженно, но собственные неприемлемые мысли отказываются осознавать. Слабо представлен и механизм интеллектуализация, считающийся одним из самых зрелых видов психологической защиты (с развитием и усложнением личности увеличивается его проявление).

В целом, интенсивность использования защитных механизмов невысока, что свидетельствует о хорошей адаптированности. Данное положение подтверждается тем, что показатель уровня адаптированности по методике Роджерса и Даймонда несколько превышает средние значения.

Между мальчиками и девочками обнаружены статистически значимые различия по ряду защитных механизмов. Мальчики интенсивнее используют такие примитивные защитные механизмы, как отрицание и вытеснение. Вероятно, объяснить это можно особенностями полоролевого воспитания. Отрицание развивается с целью сдерживания эмоции

принятия окружающих, если они демонстрируют эмоциональную индифферентность, как следствие, человека, активно использующего данный механизм, отличают уверенность в себе, независимость в самооценке от мнения окружающих, легкая переносимость критики, честолюбие — те качества, проявление которых у мужчин окружающими поощряется. Более того, как показывают исследования, эти качества во многом и отличают представителей сильного пола9. Что же касается механизма вытеснения, то он развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой мужчинами никогда не приветствовалось.

У девочек чаще, чем у мальчиков, встречаются такие виды защиты, как замещение и интеллектуализация. Выраженность замещения у девочек говорит о том, что, если мальчики склонны вытеснять либо отрицать неприятные чувства, эмоции, то девочки, напротив, стремятся их выразить, разрядить на объектах, представляющих меньшую опасность или более доступных, чем те, что вызвали отрицательные эмоции. Выраженность механизма интеллектуализации у девочек свидетельствует об их склонности выстраивать убедительные доводы для оправдания своих социально неприемлемых желаний и действий. Более того, выраженность интеллектуализации (наиболее зрелого механизма защиты) у девочек может говорить об их более высоком уровне личностного развития по сравнению с мальчиками.

Что касается стратегий совладания, то у девочек больше представлены поиск социальной поддержки, принятие ответственности и бегство. Учитывая большую степень самокритичности и социальную ориентацию девочек, о чем свидетельствуют результаты ряда исследований, выраженность таких стратегий, как принятие ответственности за возникновение проблемы и обращение к другим за помощью, ожидаема и легко объяснима. Оказалось, что и к бегству девочки прибегают чаще мальчиков, по-видимому, не чувствуя в себе силы справиться с проблемной ситуацией.

Мальчики статистически значимо чаще прибегают к аналитическому подходу к проблемной ситуации — планированию. Это можно объяснить опять-таки особенностями психологии мужчин: они в большей степени склонны выстраивать свое поведение на логических выводах, рассудочных позициях10.

При сравнении девяти- (средний возраст — 14 лет) и десятиклассников (средний возраст — 15 лет) можно отметить следующее: у первых такие защитные механизмы, как замещение, проекция, компенсация, выражены в большей степени. Более старшие подростки — десятиклассники — чаще прибегают к механизму вытеснения для защиты своего «Я», забывая информацию, связанную с конфликтом, напряжением. Получается, что десятиклассники, в отличие от девятиклассников, чаще склонны решать проблему на интрапсихическом уровне.

Судя по полученным результатам, девятиклассники чаще используют такую стратегию совладания, как конфронтация, т. е. прилагают агрессивные усилия по изменению стрессовой ситуации, активно отстаивают свои позицию, интересы.

По результатам сравнительного анализа совладающего поведения учащихся Лицея и учащихся школы можно утверждать, что у последних более выражен защитный механизм компенсации. Также они чаще используют копинг-стратегию «дистанцирование», т. е. пытаются отделиться от проблемной ситуации, уменьшить ее значимость.

Таким образом, рассматриваемые нами факторы (пол, возраст, специфика обучения) сказываются на совладающем поведении. Девочки больше прибегают к эмоциональным и социальным стратегиям, мальчики предпочитают рациональный подход к проблеме. При этом у мальчиков в большей степени выражены примитивные защитные механизмы, у девочек же представлен наиболее зрелый механизм — интеллектуализация. Десятиклассники, в отличие от девятиклассников, судя по полученным результатам, не пытаются разрешать

свои конфликты во внешней среде, а стараются справиться с негативными переживаниями внутри себя. Наконец, у учащихся школы в большей степени выражены установка на серьезную и методическую работу над собой, стремление к достижению высоких результатов в деятельности, чем у учащихся Лицея, также они в большей степени склонны дистанцироваться от проблемной ситуации.

По результатам корреляционного анализа выявлена тесная взаимосвязь механизмов психологической защиты и стратегий совладания в целом по выборке. Системообразующим фактором выступает механизм «регрессия», образующий положительные связи со всеми стратегиями совладания, за исключением стратегии дистанцирования. Получается, что попытки преодолеть трудную ситуацию, используя сознательные стратегии, сопряжены с запуском механизма регрессии, развивающегося в онтогенезе для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Эти данные несколько противоречат общему представлению о том, что защиты активизируются при дефиците стратегий совладания11. Наоборот, по нашим данным оказалось, что активизация защит и копинг-стратегий осуществляется синхронно: чем выше уровень использования копинг-стратегий, тем, соответственно, выше интенсивность использования механизмов психологической защиты, и наоборот.

При этом также оказалось, что такие защитные механизмы, как реактивное образование и вытеснение, а также копинг-стратегия планирования оказались положительно связанными с уровнем адаптированности, который в данном случае в значительной степени определяется по степени эмоционального комфорта и принятия себя и окружающих. Следовательно, подмена истинных чувств, желаний на те, которые соответствовали бы принятым в обществе стандартам, нормам поведения, забывание информации, связанной с конфликтом, напряжением, аналитический подход к проблеме способствуют социально-психологической адаптации подростков. Возможно, реактивное образование и вытеснение являются ведущими механизмами социализации подростка и на этом возрастном этапе играют положительную роль: реактивные образования — как приобщение к неким стандартам общества, нормам поведения, переживания и выражения, а вытеснение — как единственный пока доступный способ справиться с теми мыслями и желаниями, которые общество рассматривает как недопустимые, а сознание подростка еще не в состоянии адекватно оценить.

Однако, как и ожидалось, остальные защитные механизмы вносят скорее негативный вклад в адаптацию. Чем больше в репертуаре совладающего поведения представлены «вымещение» негативных эмоций на более безопасных объектах (замещение), приписывание окружающим собственных негативных качеств (проекция), тем ниже уровень адаптированности. Такие копинг-стратегии, как бегство от проблемы и принятие на себя ответственности за возникновение проблемной ситуации, также не способствуют адаптации подростка. Что касается стратегии бегства от проблемы, то практически всеми авторами она рассматривается как негативная12, в то время как принятие ответственности может носить как позитивный, так и негативный характер. В нашем случае, по-видимому, ее актуализация связана с повышенным чувством вины, которая, в свою очередь, увеличивает тревожность, что и снижает уровень адаптированности.

Также установлены различия в структуре связей защитно-совладающего поведения и показателя адаптированности в исследуемых подгруппах.

Между мальчиками и девочками небольшие различия обнаружены по количеству связей: у девочек их число несколько больше (22 к 18). Это свидетельствует о том, что у девочек структура совладающего поведения несколько более интегрированная: то, как они

справляются с проблемой на бессознательном уровне, в большей степени согласуется с их реагированием на уровне сознания. Вероятно, это можно объяснить большей психологической зрелостью девочек по сравнению с мальчиками. У девочек гораздо большее число стратегий и защит оказалось связанным с уровнем адаптированности, т. е. их защитно-совладающее поведение в большей степени включено в структуру социально-психологической адаптации, в отличие от мальчиков

В группах девяти- и десятиклассников в структурах совладающего поведения количество связей примерно одинаково, но в характере связей с уровнем адаптированности имеются различия: у десятиклассников уровень адаптированности больше обусловлен стратегиями совладания, т. е. тем, как они сознательно справляются с трудной жизненной ситуацией. Вероятно, адаптация десятиклассников носит более осмысленный характер.

В группах, разделенных по фактору специфики обучения, оказалось, что у учащихся Лицея структура защитно-совладающего поведения более интегрированная и целостная, в большей степени определяет уровень адаптированности. Системообразующими факторами в обеих подгруппах оказались достаточно примитивные механизмы: в подгруппе учащихся Лицея — регрессия, в подгруппе учащихся школы — замещение.

Проанализировав полученные взаимосвязи во всех выделяемых группах, можно сделать следующие выводы. Девочки и учащиеся Лицея характеризуются более интегрированной структурой защитно-совладающего поведения, т. е. можно предположить, что их стиль совладания является более сложившимся и, как показали результаты, в большей степени определяет уровень адаптированности. В возрастной группе различия во взаимосвязях совладания и уровня адаптированности между подгруппами носят качественный характер: вероятно, с возрастом уровень адаптированности в большей степени определяется не бессознательными защитами, а осознанными стратегиями поведения, адаптивное поведение становится более осмысленным. Такой защитный механизм, как реактивное образование, имеет просоциальную направленность и способствует адаптации. Неслучайно развитие этого защитного механизма связывают с окончательным усвоением индивидом «высших социальных ценностей». Напротив, актуализация замещения и проекции приводит к дезадаптации. Из стратегий совладания психологической адаптации способствует планирование, а препятствует — бегство от проблемы и стратегия, которую принято относить к разряду условно конструктивных, — принятие на себя ответственности за возникновение проблемной ситуации. Вероятно, излишняя самокритика, чувство вины и тревожность, имеющие место в случае актуализации этой стратегии, вовсе не способствует социально-психологической адаптации.

1 Lazarus R. S. Psychological stress and the coping process. New York, 1966.

Нартова-Бочавер С. К. “Coping behaviour” в системе понятий психологии личности II Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5.

3 Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. СПб., 2001.

4 Ветрова И. И. Совладающее поведение, его связь с контролем поведения и психологической защитой в механизмы саморегуляции II Психология совладающего поведения: Материалы международной научнопрактической конференции. Кострома, 2007.

5 Исаева Е. Р., Вассерман Л. И. Защитно-совладающий стиль и его роль в психологической адаптации личности II Психологические проблемы самореализации личности I Под ред. Л. A. Коростылевой. СПб., 2004. Вып. 8.

6 Исаева Е. Р., Вассерман Л. И. Защитно-совладающий стиль и его роль в психологической адаптации личности II Психологические проблемы самореализации личности I Под ред. Л. A. Коростылевой. СПб., 2004. Вып. 8.

7 Трубина В. В. Защитно-совладающий стиль поведения у социально-успешных людей и лиц, идущих на правонарушение II Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2004». СПб., 2004.

8 Сирота Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте. СПб., 1994.

9 Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин. СПб., 2003.

10 Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин. СПб., 2003.

11 Профилактика наркомании у подростков: От теории к практике I Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский, И. И. Хажилина, Н. С. Видерман. М., 2001.

12 Профилактика наркомании у подростков: От теории к практике I Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский, И. И. Хажилина, Н. С. Видерман. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.