УДК 81'23
Е. Б. Чернышова
Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета ул. Народная, 43, Борисоглебск, 397160, Россия
directorate@bsk.vsu.ru
ВОЗРАСТНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ ОЦЕНОЧНОЙ ЗОНЫ ЯДРА РУССКОГО ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ *
Рассматривается проблема описания оценки как психолингвистического объекта. Предлагается параметрическая модель оценочной зоны ядра русского языкового сознания. Обсуждается возрастная вариативность состава оценочной зоны языкового сознания школьников и молодежи. Вводится понятие индекса идентичности, позволяющего сравнивать содержание семантической зоны оценки в различных возрастных выборках.
Ключевые слова: языковое сознание, оценочная зона ядра русского языкового сознания, вариативность оценки в сознании носителей языка, ассоциативные реакции.
Несмотря на широкую представленность оценки в познании и коммуникации человека и на то, что она достаточно активно изучалась в философии, логике, психологии, а в последнее время особенно интенсивно в лингвистике, в психолингвистике до сих пор описанию этого феномена не уделялось достаточного внимания.
Становясь объектом психолингвистики, оценка рассматривается в разных и непересекающихся плоскостях исследовательского пространства. Например, Е. Н. Колодкина [1990], А. А. Залевская [1990] изучали оце-ночность, наряду с образностью, эмоциональностью, как параметр психологической структуры значения слова в ментальном лексиконе индивида. Ю. О. Бронникова [1997] исследовала оценочную лексику младших школьников как этап в развитии их речевой компетенции. М. А. Минина [1995] предприняла психолингвистический анализ семантики оценки с целью установления роли
оценочного компонента значения глаголов движения в составе ассоциативно-вербальной сети. А. В. Кленова [2007] рассматривала оценочные смыслы в языковой картине мира школьника с опорой на материалы Ассоциативного словаря школьников Саратова и Саратовской области. М. И. Грицко, анализируя экспериментальные результаты, полученные в ходе психолингвистического массового ассоциативного эксперимента на территории Сибири и Дальнего Востока среди студентов крупных вузов, установила статистически значимые изменения распространенности некоторых оценок, которые свидетельствуют о новой ценностной ориентации, влияющей на формирование национальной идентичности среди молодежи [2015].
Такое разнонаправленное и многоаспектное изучение оценки в языковом сознании (ЯС) носителей языка, выполняемое отечественными психолингвистами, являет-
* Исследование выполнено при поддержке гранта Борисоглебского филиала Воронежского государственного университета в 2015 г.
Чернышова Е. Б. Возрастная вариативность оценочной зоны ядра русского языкового сознания // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. Т. 13, вып. 4. С. 15-21.
ISSN 1818-7935
Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. Том 13, выпуск 4 © Е. Б. Чернышова, 2015
ся следствием сложности изучаемого объекта, состоящего из различных явлений, признаков, свойств, взаимосвязанных друг с другом. Оценочный уровень в организации языковой личности многообразен по своему устройству и является наиболее труднодоступным для исследователей, поскольку оценки, мнения, отношения осуществляются не только на рациональном уровне сознания, но и в значительной степени строятся на эмоциональных переживаниях, и механизмы их языкового выражения исследованы недостаточно.
Традиционно для изучения оценки используются текстовые источники, отражающие ее речевую реализацию. Исследование оценки на материале ассоциаций, полученных от носителей языка, представляет собой малоизученную область психолингвистики.
Для моделирования оценки в обыденном языковом сознании была разработана система эвристических процедур, предусматривающая три этапа изучения данного феномена: 1) исследование состава и структуры оценочной зоны ядра русского языкового сознания; 2) исследование оценочной зоны ассоциативных полей ядерных единиц; 3) исследование субъективного содержания языковых знаков с семантикой оценки.
В данной статье представим основные результаты моделирования состава оценочной зоны ядра языкового сознания школьников и молодежи.
Для описания возрастной вариативности оценочной зоны русского языкового сознания нами разработана параметрическая модель. Под параметром (от греч. рагатв^во -меряю, сопоставляя) понимается «признак, критерий, характеризующий какое-то явление и определяющий его оценку» [Жмуров, 2012]. Выделение таких критериев и расчет их численных значений называется процессом параметризации.
Параметризацию рассматривают как элемент системного анализа того или иного объекта, заключающийся в выделении, описании, количественной и качественной оценке его существенных параметров. Перечень существенных параметров зависит от цели моделирования. Для одного и того же исследуемого объекта при разных целях и задачах моделирования существенными могут быть разные его свойства.
Параметризация носит эвристический характер, так как заранее невозможно опре-
делить список параметров и разработать строго определенные процедуры их выделения. Данный процесс во многом определяется интуицией и исследовательским опытом ученого. Нередко для создания исчерпывающей модели приходится не раз уточнять список существенных параметров и корректировать их количественные оценки. Тем самым процесс построения параметрической модели может быть непрерывным.
Как мы указывали, параметризация предполагает не только операцию квантификации, но и квалификации. Данная аналитическая процедура предполагает сочетание количественных и качественных методов анализа. Количественному и качественному анализу подвергались существенные признаки содержания оценочной зоны, которые были выделены в ходе параметризации данного фрагмента ядра русского языкового сознания.
Описание процедуры параметризации начнем с актуализации цели моделирования, которая заключается в исследовании вариативности зоны «Оценка» ядра русского языкового сознания.
Существенными в связи с этим будут те параметры, которые отражают систему значений, составляющих содержание оценочной зоны. Также важным для модели, на наш взгляд, является количественный состав оценочной зоны и языковые средства, с помощью которых носители русского языка оречевляют результаты своей оценочной деятельности. Таким образом, основными аспектами анализа оценочной зоны ядра русского языкового сознания являются: количественный, лексико-грамматический и семантический состав оценочной зоны.
Для изучения состава оценочной зоны ядра русского языкового сознания мы обратились к ассоциативным словарям, содержащим реакции, полученные в ходе свободного ассоциативного эксперимента от школьников и молодежи: к «Ассоциативному словарю школьников Саратова и Саратовской области» (РАСШ) и «Русскому региональному ассоциативному словарю-тезаурусу» (ЕВРАС).
Авторами «Ассоциативного словаря школьников Саратова и Саратовской области» (РАСШ) являются В. Е. Гольдин, А. П. Сдобнова, А. О. Мартьянов [Гольдин, 2011]. Сбор данных для словаря велся в Саратовском государственном университете и
педагогическом институте Саратовского государственного университета с 1998 по 2008 г. Несмотря на то, что РАСШ изначально имеет региональный характер, выводы по его материалам, на наш взгляд, можно экстраполировать на всю совокупность ассоциаций школьников России. Это подтверждается сопоставлением результатов экспериментов, отраженных в РАСШ, с ассоциативными данными по городам Москва, Пермь, Омск, Курган. Такие сопоставительные исследования показывают, что «ассоциации русскоязычных школьников различных регионов России в главном совпадают» [Гольдин, 2011. С. 5]. Отличие составляют ономастические единицы (в основном топонимы).
В качестве другого источника ассоциативного материала мы использовали данные «Русского регионального ассоциативного словаря-тезауруса» (ЕВРАС) [Черкасова, Уфимцева, 2014]. Этот словарь построен по результатам массового ассоциативного эксперимента, который проводился с 2008 по 2011 г. на европейской территории России. Данный тезаурус отражает результаты первого этапа эксперимента.
Как видим, используемые нами словари составлялись по результатам массовых ассоциативных экспериментов, проводившихся примерно в один временной интервал на европейской территории Российской Федерации.
Ядро языкового сознания или совокупность языковых единиц, имеющих наибольшее число связей в ассоциативно-вербальной сети (АВС), может быть подвергнуто качественному анализу методом семантического гештальта [Караулов, 1999]. Гештальт отражает внутреннюю семантическую организацию состава ядра и позволяет выделить такие семантические зоны, как «Персоналии», «Реалии», «Качества», «Действия», «Оценка» [Уфимцева, 2009]. Мы построили семантический гештальт на материале первых 75 слов ядра языкового сознания школьников и молодежи и выделили для анализа зону «Оценка». Приведем список ядерных единиц, составляющих данную зону (табл. 1).
Как видим, количественный состав зоны «Оценка» семантического гештальта ядра языкового сознания школьников и молодежи разнится несущественно. Объем оценочной зоны ядра ЯС школьников - 9 единиц, молодежи - 11 единиц. При очевидной раз-
нице содержания данных вариантов оценочной зоны в ней можно выделить базовые единицы, присутствующие в каждом варианте: хорошо, плохо, хороший, плохой, красивый, умный. Возможно вычислить индекс сходства (ИС) вариантов оценочной зоны, который определяется как отношение удвоенного числа одинаковых единиц (5) к сумме объемов (V) вариантов оценочной зоны. Для вычисления индекса сходства мы использовали формулу, разработанную Д. Ю. Просовецким для определения индекса ассоциативного сходства [2015].
ИС = ,
V1 + V 2
ИС оценочных зон школьников и моло-
2 •6 12 06 дежи =-= — = 0,6.
9 +11 20
Анализ рангов слов, входящих в оценочную зону школьников, показал, что данные единицы занимают верхние позиции в АВС. Например, 66,7 % слов всей оценочной зоны школьников занимают первые двадцать позиций. В оценочной зоне молодежи первые двадцать позиций занимает только 18,2 % единиц.
Важным параметром оценочной зоны ядра русского ЯС является его лексико-грамматический состав. В оценочную зону ядра ЯС школьников входят имена прилагательные (хороший, красивый, плохой, умный,
Таблица 1
Оценочная зона ядра языкового сознания школьников и молодежи (в абсолютных числах)
Школьники Молодежь
4 хорошо 394 4 плохо 269
6 хороший 353 5 хорошо 264
9 плохо 319 22 зло 161
16 умный 286 24 хороший 158
17 красивый 283 32 умный 147
19 плохой 271 39 дурак 127
59 хорошая 174 41 плохой 125
66 добрый 166 41 ужас 125
75 красивая 157 59 добрый 112
59 красивый 112
65 красота 110
Примечание: перед ассоциатом указан его ранг в АВС, после - количество вызвавших его стимулов. Под рангом ассоциата в АВС понимается числовая характеристика его положения в ряду ассоциатов, организованных в порядке убывания количества породивших его стимулов.
хорошая, добрый, красивая) и наречия (плохо, хорошо).
В оценочной зоне ЯС молодежи - имена прилагательные (хороший, красивый, плохой, умный, добрый), наречия (плохо, хорошо), имена существительные (дурак, зло, красота,ужас) (рис. 1).
Как видим, оценочная зона ядра ЯС школьников представлена словами двух лексико-грамматических разрядов, при этом доля имен прилагательных выше, чем доля наречий. Оценочная зона ядра ЯС молодежи содержит имена прилагательные, имена существительные и наречия. Доля имен прилагательных немного выше, чем имен существительных.
Вычислим индексы идентичности параметров адъективности, субстантивности и адвербиальности возрастных вариантов оценочной зоны. Под индексом идентичности того или иного параметра понимается процентное соотношение количества элементов одного объекта к соответствующим элементам другого объекта. Например, индекс идентичности параметра адъективно-сти - это отношение числа имен прилагательных оценочной зоны ядра ЯС школьников к числу имен прилагательных оценочной зоны ядра ЯС молодежи.
На основе показателей введенного нами индекса идентичности лексико-граммати-ческих параметров было определено:
• полное соответствие (индекс идентичности 100 %);
• ближайшее соответствие (80 % и более);
• близкое соответствие (60 % и более);
• дальнее соответствие (менее 60 %;)
• отсутствие соответствия (0 %).
В ходе разработки шкалы значений индекса идентичности мы использовали зна-
чения шкальных оценок для определения типов межъязыковых соответствий, предложенной Л. В. Лукиной [2008].
Индекс идентичности параметра адъек-тивности оценочных зон ядра ЯС школьников и ядра ЯС молодежи составляет 71,4 %, что говорит о близком соответствии оценочных зон по данному параметру. Индекс идентичности параметра адвербиальности составляет 100,0 % - в исследуемых оценочных зонах констатируется абсолютное совпадение оценочных единиц (наречий хорошо, плохо). Индекс идентичности параметра субстантивности равен 0,0 %, имен существительных в оценочной зоне ядра ЯС школьников нет (см. табл. 1).
Семантический состав оценочной зоны ядра языкового сознания школьников и молодежи можно описать по четырем осям.
Ось 1 отражает различия в характере основания оценки. В семантическом пространстве оценочной зоны ядра ЯС школьников большее значение по этой оси получили языковые единицы, выражающие ценностные отношения, установленные на основании, включающем несколько неэкс-плицированных норм, т. е. слова общей оценки (хороший, плохой, хорошо, плохо, хорошая). Меньшее значение на оси 1 у языковых единиц, выражающих ценностные отношения, установленные на единственном основании и определяемые социальными и индивидуальными предпочтениями носителя языка, т. е. у слов частной оценки (красивый, умный, добрый, красивая). В оценочной зоне молодежи - большее значение у языковых единиц, выражающих частную оценку (красивый, умный, дурак, зло, красота, ужас), а меньшее - у единиц, выражающих общую оценку (хороший, плохой, хорошо, плохо) (рис. 2).
Школьники
22% Я имена
78% У наречия
Молодежь
■ именг
36% 46% прилагательные наречия
18% ■ именг
существительные
Рис. 1. Лексико-грамматический состав оценочной
зоны языкового сознания школьников и молодежи
Индекс идентичности оценочной зоны школьников и молодежи по параметру общей оценки составил 80,0 %, т. е. данные зоны имеют ближайшее соответствие. Индекс идентичности оценочной зоны школьников и молодежи по параметру частной оценки составил 57,1 %, что говорит о дальнем их соответствии. На оси 2 представлен способ отражения ценностного отношения между субъектом и объектом (когнитивный и аффективный). Ось 2 характеризует одно из свойств языковой единицы - выражать рациональную и эмоциональную оценку. Все языковые единицы, составляющие оценочную зону ядра ЯС школьников, выражают рациональную оценку, т. е. имеют абсолютное значение на этой оси. Языковые единицы, составляющие оценочную зону молодежи, отражают в большой мере рациональную оценку и в меньшей - эмоциональную (ужас). Индекс идентичности оценочных зон школьников и молодежи по параметру рациональной оценки составляет 90,0 % (ближайшее соответствие), индекс идентичности по параметру эмоциональной оценки - 0,0 %, т. е. соответствие между исследуемыми вариантами оценочной зоны отсутствует.
Ось 3 отражает значения абсолютной и сравнительной оценок (количество оцениваемых объектов в оценочном акте). Все единицы исследуемых оценочных зон выражают абсолютную оценку и имеют абсолютное значение на этой оси. Индекс идентичности - 100,0 % - полное соответствие по данному параметру.
На оси 4 представлен знак оценки - положительная / отрицательная. В составе
оценочной зоны школьников и молодежи большее значение в этом измерении имеют языковые единицы, обозначающие положительную оценку, меньшее - отрицательную. При этом соотношение положительной и отрицательной в двух зонах разное. В оценочной зоне школьников соотношение положительной и отрицательной оценки составляет 7 и 2 единицы соответственно, в зоне молодежи - 6 и 5 соответственно (рис. 3).
Индекс идентичности по параметру положительной оценки оценочных зон школьников и молодежи составляет 85,7 % (ближайшее соответствие), в то время как по параметру отрицательной оценки - 60,0 % (близкое соответствие). Тем самым, данные оценочные зоны имеют большее сходство по параметру положительной оценки.
Таким образом, при имеющейся возрастной вариативности оценочной зоны ядра ЯС в ней выделяются базовые единицы, присутствующие в каждом возрастном варианте ЯС: хорошо, плохо, хороший, плохой, красивый, умный.
Также мы видим расхождения как в количестве обще- и частно-оценочных слов в ядре языкового сознания школьников и молодежи, так и в их значимости. По мере взросления оценочные значения, репрезентированные лексическими единицами, составляющими оценочную зону, «оттесняются» на периферию, так как 1) продолжает увеличиваться количественный состав ядра языкового сознания за счет предметных значений и языковых знаков, которыми они овнешняются; 2) в детском возрасте по поводу слова или объекта больше развиты
Школьники
ш
44% ■ общая оценка
" 1 ■ частная оценка
Молодежь
^^ ■ общая оценка
■ частная оценка
64%
Рис. 2. Общая и частная оценка в оценочной зоне ядра языкового сознания школьников и молодежи
Рис. 3. Положительная и отрицательная оценка в оценочной зоне ядра языкового сознания школьников и молодежи
Школьники
22% ■ положи 1 ельная
оценка
О! рицательная
78% оценка
Молодежь
^^ ■ положительная
45% оценка
■ отрицательная
иценкс!
личностные смыслы, по мере же освоения языка и культуры формируется общественно выработанное значение; 2) дети прибегают к оценочной стратегии ассоциации в условиях эксперимента как к самой «легкой», так как, по мнению А. В. Кленовой, «оценка относится к легко воспроизводимому (активизируемому) слою знаний» [2007. С. 12].
Специфика лексико-грамматического состава оценочной зоны ядра языкового сознания школьников заключается в отсутствии имен существительных с оценочным компонентом значения. В оценочной зоне ядра языкового сознания молодежи оценочно маркированные имена существительные (зло, ужас, красота, дурак) составляют 36 % от всего массива оценочных слов.
В семантическом составе оценочной зоны ядра языкового сознания школьников и молодежи большая вариативность зафиксирована в значениях параметров общая / частная и положительная / отрицательная оценка, меньшая вариативность - в значениях параметра рациональная / эмоциональная оценка, вариативность - в значениях параметра абсолютная / сравнительная оценка отсутствует.
Тем самым, использование параметрического способа моделирования оценочной зоны ядра языкового сознания позволяет проследить ее возрастную вариативность. Предполагаем, что данная модель будет эффективна при исследовании национального, ген-дерного и территориального вариантов оценочной зоны ядра языкового сознания.
Список литературы
Бронникова Ю. О. Лексические средства выражения категории оценки в речи младших школьников: Автореферат дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 1997. 19 с.
Грицко М. И. Оценочные характеристики как маркеры национальной идентичности (на примере Русской региональной ассоциативной базы данных - СИБАС) // Вестн. Но-восиб. гос. ун-та. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. Т. 13, вып. 2. С. 5-15.
Жмуров В. А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии. Элиста: Джангар, 2010. 864 с.
Залевская А. А. Экспериментальное исследование параметра оценки в психологической структуре значения слова / Психолингвистические проблемы семантики: Сб. науч. тр. Тверь: ТГУ, 1990. С. 73-83
Караулов Ю. Н. Ассоциативный анализ: новый подход к интерпретации художественного текста // Материалы IX конгресса МАПРЯЛ. Братислава, М., 1999. С. 151-186.
Кленова А. В. Оценочные смыслы в ассоциативном словаре (на материале ассоциативного словаря школьников Саратова и Саратовской области): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2007. 23 с.
Колодкина Е. Н. Параметр оценки в психологической структуре значения 215 существительных / Психолингвистические проблемы семантики: Сб. науч. тр. Тверь: ТГУ, 1990. С. 67-73.
Лукина Л. В. Национальная специфика семантики слова и проблема межъязыковой семантической эквивалентности (на материале наименований речевых событий в русском и английском языках): Дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2008. 374 с.
Минина М. А. Психолингвистический анализ семантики оценки: на материале глаголов движения: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1995. 22 с.
Просовецкий Д. Ю. Индекс ассоциативного сходства слов // Значение как феномен
актуального языкового сознания носителя языка. Воронеж: Истоки, 2015. С. 45-46.
Уфимцева Н. В. Образ мира русских: системность и содержание // Язык и культура. 2009. № 4 (8). С. 98-112.
Список словарей
Гольдин В. Е. Русский ассоциативный словарь: ассоциативные реакции школьников 1-11 классов: В 2 т. / В. Е. Гольдин, А. П. Сдобнова, А. О. Мартьянов. Саратов:
Изд-во Саратов. ун-та, 2011. Т. 1. От стимула к реакции. 500 с. Т. 2. От реакции к стимулу. Ч. 1. А-Н; Ч. 2. О-Я. 420 с.
Черкасова Г. А., Уфимцева Н. В. Русский региональный ассоциативный словарь-тезаурус: В 2 т. Т. 1. От стимула к реакции; Т. 2. От стимула к реакции. URL: http://iling-ran.ru/main/publications/evras (дата обращения 06.09. 2015).
Материал поступил в редколлегию 15.10.2015
E. B. Chernyshova
Voronezh State University, Borisoglebsky affiliation 43, Narodnaya Str., Borisoglebsk, 397160, Russian Federation
directorate@bsk.vsu.ru
AGE VARIABILITY OF THE EVALUATIVE ZONE OF THE RUSSIAN LANGUAGE CONSCIOUSNESS CORE
We consider the problem of describing evaluation as a psycholinguistic subject. We propose a parametric model of the evaluative zone of the Russian language consciousness' core. We discuss the age variability of the semantic structure of such zones in school children and young people. We introduce a new notion - «identity index» - as a tool allowing us to compare the content of semantic areas of evaluation in different age samples.
Keywords: linguistic consciousness, evaluative zone of the core of Russian language consciousness, variability of evaluation in native speakers' language consciousness, associative reactions.