психолингвистические проекты в регионах россии
УДК 81'23
проект «ассоциативныи словарь школьников: стабильность и динамика»
Гольдин Валентин Евсеевич
доктор филологических наук, профессор Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83
goldinve@yandex.ru
Сдобнова Алевтина Петровна
кандидат филологических наук, доцент Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83 sdobnovaap@yandex.ru
В работе представлены «Ассоциативный словарь школьников Саратова и Саратовской области», созданный в 1998-2008 гг., реализованный в виде базы данных, и проект нового ассоциативного словаря школьников (версия 2.0).
Первая версия «Ассоциативного словаря школьников Саратова и Саратовской области» дала ценные научные результаты в области психолингвистического изучения языкового сознания российских русскоязычных школьников конца XX -начала XXI века. По материалам словаря выделены ядро языкового сознания, его возрастные, гендерные и другие варианты, разные слои внутреннего лексикона в их возрастной динамике. В результате анализа ассоциативных материалов установлено, что ядро языкового сознания школьников отличается высокой стабильностью, а его константная часть, которая эксплицирует самые значимые концепты в картине мира, к школьному возрасту у русскоязычного ребенка уже сформирована.
Выделены четыре типа возрастной динамики ассоциативных полей: «тип вхождения в лексикон», «тип усложнения», «тип стандартизации», «тип периферийного развития».
На основе изучения содержания ассоциативных полей установлены наиболее типичные, базовые, в значительной мере универсальные отношения: множество различных вариантов отношений S - R в ассоциативных полях русских предметных имен существительных может быть представлено как относительно небольшое количество (9-11) иерархически организованных основных типов семантических связей, реализующихся в полях самых разных предметных существительных с той степенью обязательности, которая соответствует полноте структуры знания о референте слова-стимула и о самом этом слове.
В статье представлены задачи проекта нового ассоциативного словаря школьников: определить изменения, произошедшие в языковой картине мира
молодого поколения через 10-20 лет; установить константы и переменные ядра языкового сознания в 20-е годы XXI века, выделить закономерные сдвиги в семантике стимулов, определить более точно, как соотносятся словари разных возрастных групп (количественно и качественно).
Ключевые слова: ассоциативный словарь школьников, база данных, динамические типы ассоциативных полей, возрастная динамика языкового сознания, внутренний лексикон школьника, ядро языкового сознания.
Задача рассмотреть динамику языковой картины мира русскоговорящих школьников на протяжении одиннадцати лет их обучения в школе почти совпадает с глобальной задачей всестороннего описания возрастных изменений языкового сознания.
К анализу динамики языковой картины мира школьников можно подойти и через исследование порожденных школьниками текстов, и путем рассмотрения возрастных изменений в составе и строении их ассоциативно-вербальной сети (АВС), «овнешненной» в материалах свободных ассоциативных экспериментов. Для такого исследования необходим источник, содержащий данные ассоциативных реакций, полученных на большое количество одних и тех же слов-стимулов от школьников всех возрастных групп при тождественной методике экспериментов. Таким источником является «Ассоциативный словарь школьников Саратова и Саратовской области» [АСШС 1998-2008]. Словарь был создан в Саратовском государственном университете в результате крупномасштабного сбора психолингвистического материала, проведенного в период с 1998 по 2008 гг. Руководители проекта - В. Е. Гольдин, А. П. Сдобнова, инженер-программист -А. О. Мартьянов.
1. состав и функциональная специфика АсШс
АСШС существует как электронная база данных, в которой представлено 927807 реакций, полученных от школьников всех возрастных групп (с I по XI кл.) на 1126 стимулов. «Ассоциативный словарь школьников Саратова и Саратовской области» создан на основе свободных ассоциативных экспериментов, проводившихся в устно-письменном формате (устное предъявление стимулов и письменная фиксация реакций испытуемыми). Ассоциативный эксперимент проводился в 130 городских и сельских школах, на анонимной основе в нем приняли участие более 30,5 тысяч учащихся в возрасте 7-18 лет. Словарь реализован как Access-приложение (о базе данных этого словаря см.: [Гольдин, Мартьянов, Сдобнова 2009]). По материалам базы данных АСШС опубликован «Русский ассоциативный словарь: ассоциативные реакции школьников 1-Х1 классов» в двух томах. Первый том «От стимула к реакции» включает прямой словарь, в котором впервые представлены реакции школьников четырех возрастных групп раздельно, что позволяет изучать на его материале возрастную динамику ассоциативных полей, языковой картины мира и активного словаря учащихся. Второй том «От стимула к
введение
реакции» - обратный словарь, содержит две части [Гольдин, Сдобнова, Мартьянов 2011а; 2011б; 2011в].
База данных АСШС имеет фильтрацию материала по возрасту, полу испытуемых, месту их проживания, типу учебного заведения (школа, гимназия, лицей), дате проведения эксперимента и некоторым другим признакам. АСШС генерирует в табличной форме прямые статьи на заданные стимулы и обратные статьи по заданным реакциям, сопровождая статьи необходимыми количественными данными. Словарь предлагает стандартные перекрестные запросы, позволяет сопоставлять между собой множества реакций на выделенные пользователем группы стимулов, сопоставлять множества стимулов, вызывающих указанные пользователем группы реакций, получать общие перечни реакций и перечни реакций, ранжированные по убыванию «входящих» связей.
Существенной особенностью АСШС является то, что в нем сохраняется и доступен для анализа образ каждой анкеты, введенной в базу. Это дает возможность рассматривать индивидуальное использование типовых стратегий реагирования (Я-стратегия, стратегия оценивания, стратегия противоречия и др.), оценивать относительную значимость общих ассоциативных стратегий и ассоциативных потенций самих стимулов, а также возрастную динамику стратегий [Сдобнова 2006; Гольдин, Сдобнова 2012]. Так, материал свидетельствует о том, что в анкетах школьников младшей возрастной группы действие частных стратегий реагирования проявляется сильнее, чем в анкетах школьников других возрастных групп; к старшим классам существенно возрастает влияние ассоциативных потенций каждого отдельного стимула на формирование ассоциативных реакций, и «длинные стратегии» реагирования практически перестают использоваться.
Анкеты с преобладанием асемантических реакций и реакций, не мотивированных стимулами (такие анкеты традиционно отбраковываются создателями ассоциативных словарей), сохраняются в базе АСШС, но со специальной меткой и доступны для анализа как в качестве отдельного подмножества, так и, при необходимости, - в составе общего корпуса данных [Гольдин 2015].
В стимульный ряд АСШС в основном вошла высокочастотная лексика, в значительной мере совпадающая со словами-стимулами других русских ассоциативных словарей. Этим обеспечивается возможность сопоставления данных АСШС с информацией других ассоциативных словарей.
Сопоставление результатов экспериментов, отраженных в АСШС, с данными ассоциативных экспериментов, проведенных со школьниками других регионов страны (Москвы, Омска, Кургана, Уфы, Белорецка, Перми и Пермской области), показывает, что ассоциации русскоязычных школьников различных регионов России в основном совпадают [Сдобнова 2015]. Степень представленности регионального компонента в ассоциациях испытуемых, несомненно, требует отдельного специального исследования, но в целом АСШС не имеет регионального характера и репрезентирует общие особенности языкового сознания российских русскоязычных школьников конца XX - начала XXI века.
При формировании списка стимулов АСШС были учтены такие параметры, как вхождение слова в ядро русской лексики, частотность слова в речи,
представленность разных частей речи, наличие соответствующих стимулов в других ассоциативных словарях, и ряд других. Главным и принципиально важным при формировании списка стимулов было обеспечить возможность сопоставления материалов АСШС с материалами других словарей, поэтому 90 % списка стимулов АСШС представлены в перечне стимулов РАС. Стимульный ряд АСШС включает все или почти все стимулы ассоциативных словарей детей и школьников разных возрастных групп (подробнее см.: [Сдобнова 2015: 62]).
Основу корпуса стимулов АСШС (60% списка) составляет высокочастотная лексика, остальная часть стимулов - по преимуществу среднечастотная лексика. Малочастотные слова (ностальгия, вакцина, колорит и под.), включенные в стимульный ряд, составляют незначительную его часть.
В стимульном ряду представлены все части речи, включая не только знаменательные, но и служебные (в, с, но, не, только, даже и др.), а также междометия (ох, эх) и сочетания (что делать и др.) Большую часть стимулов составляют существительные (51%), глаголы (20%) и прилагательные (16%). Остальные части речи и сочетания - 13%. Более подробную информацию о стимулах см. в [Сдобнова
Отобранный набор слов-стимулов позволяет проводить сопоставительное исследование языкового сознания разных возрастных групп школьников и взрослых носителей языка по ряду психолингвистических параметров (овладение семантической структурой слова, специфика ассоциативных связей слов в ассоциативно-вербальной сети и др.).
Названными особенностями базы данных «Ассоциативный словарь школьников Саратова и Саратовской области» определяются широкие возможности использования АСШС как научного источника. АСШС -единственный русский ассоциативный словарь, содержащий реакции школьников всех возрастных групп.
2. основные результаты исследования материалов АсШс
2.1. АСШС позволил А.П. Сдобновой в ее монографии [Сдобнова 2015] построить и рассмотреть ряд конструктов в качестве модели языкового сознания школьников в динамическом аспекте, включающей ядро языкового сознания (ЯЯС) школьников; его возрастные, гендерные и другие варианты; разные слои внутреннего лексикона и их возрастную динамику.
Ядро языкового сознания коллективного школьника в основе своей (более 60 % единиц ядра) совпадает с ЯЯС взрослых, которое выделено Н. В. Уфимцевой по данным РАС. Все центральные единицы ЯЯС взрослых имеются в ядерной зоне у школьников, и большинство из них близки по ранговым позициям: например, друг, хорошо, хороший, плохо и др., а главные единицы человек и дом, обладающие наибольшим количеством ассоциативных связей в ядре русского языкового сознания, по рангам совпадают: имеют первый и второй ранги соответственно и в РАС, и в АСШС.
А.П. Сдобновой было установлено и то, что ЯЯС школьников отличается высокой стабильностью: с 1 по 11 класс в ядерной зоне сохраняются единицы
человек, я, хороший, хорошо, большой, маленький, быстро, мальчик, идти, книга,
2015].
которые входят в ядро лексикона уже у дошкольников 3-6 лет. Более 53 % в ЯЯС каждой из возрастных групп школьников составляют константные единицы.
В период формирования языковой личности в школьном возрасте о с н о в а ЯЯС, его к о н с т а н т н а я часть, остается стабильной, поскольку к школьному возрасту у русскоязычного ребенка она уже сформирована.
Вместе с тем ЯЯС - неоднородная структура, т.к. в ней имеются не только константные единицы, которые эксплицируют самые значимые концепты в картине мира школьника любого возраста, но и переменные единицы, составляющие меньшую его часть, передающие особенности картины мира каждой из групп школьников (возрастной, гендерной и др.).
Проявлением динамических процессов при формировании ЯЯС школьников выступает т е н д е н ц и я с б л и ж е н и я состава ЯЯС школьников с составом ЯЯС взрослых носителей языка, стандартизация ЯЯС.
Во внутреннем лексиконе школьников, в том числе и в его ядерной зоне, протекают достаточно сложные процессы, и материал АСШС позволяет исследовать его как активно формирующуюся систему. Так, в структуре ЯЯС выделяются шесть семантических зон (Человек, Жизнь, Оценка, Деятельность, Природный и животный мир, Цвет), и особенность семантической структуры ядра школьников заключается в подвижности, смене приоритетов семантических зон в процессе становления ядра в школьный период, в ярко выраженном последовательном сближении семантической структуры ЯЯС школьников с ЯЯС взрослых. Наибольшее сходство с организацией ЯЯС взрослых наблюдается у старшеклассников. При значительном сходстве в организации ЯЯС взрослых и ЯЯС школьников имеющееся различие определяется иерархией ценностей в их картине мира: у школьников наблюдается большая детализация тех областей картины мира, которые для них актуальны, предметами которых они оперируют, в частности - приоритетность зоны Деятельность (и в первую очередь области учебной деятельности) у младших школьников и подростков. У старшеклассников (9-11 кл.) сближение со «взрослой» организацией ЯЯС проявляется в приоритетности зон Жизнь, Оценка.
Формирование ядра находит выражение и в семантическом наполнении ядерных единиц и их связей в АВС школьников, и в динамике приоритетности единиц ядра. Актуальность той или иной ядерной единицы для определенной гендерной, возрастной группы школьников проявляется в подвижности ранговых позиций единиц ЯЯС (см.: [Сдобнова 2015. Глава 4]).
2.2. Состав ассоциативных реакций, как свидетельствует материал АСШС, связан и с полом, и с возрастом школьников, и с местом их постоянного проживания, и со временем проведения экспериментов, и с форматом экспериментов (устно-письменным в отличие, например, от письменно-письменного формата), и даже с обычным или «элитарным» типом школ, в которых проводятся эксперименты. Однако более всего обнаруживаемые различия соотносимы с в о з р а с т н ы м и группами испытуемых, и АСШС дает богатый сопоставительный
материал для изучения динамики ассоциативно-вербальных сетей школьников с 1 по 11 класс. В возрастной динамике ассоциаций проявляется, конечно, не возраст сам по себе, а соответствующие ему, связанные с ним социокультурные и психофизиологические особенности учащихся.
Обнаруживаются общие закономерности динамики АВС учащихся в школьные годы, и вместе с тем изменения каждого из ассоциативных полей обладают своей спецификой и не всегда подчиняются единой линии изменений. Так, по мере взросления учащихся доля отказов («нулевых» реакций) в корпусе их ответов постоянно уменьшается. Это общая тенденция. Однако при этом в составе ассоциативных полей отдельных стимулов доля отказов уже в ответах учащихся 1-4 классов не превышает 1-1,5% и остается на том же уровне в течение всех лет обучения в школе (стимулы береза и под.); в ассоциативных полях других стимулов (удивление, изящный, зависеть) доля отказов колеблется на уровне 2030% у школьников всех возрастных групп без значительного снижения в ответах старшеклассников; ассоциативные поля таких стимулов, как скупой, скорбь, корысть, наивность, гравий, передовой, демонстрируют значительное уменьшение доли отказов, но в ответах на одни стимулы (корысть, скорбь, наивность) резкое уменьшение доли отказов фиксируется в 7-8 классах, а в ответах на другие стимулы (передовой, скупой) - только в самой старшей возрастной группе, у учащихся 9-11 классов. За этими и подобными различиями стоят многие факторы психолингвистического и собственно лингвистического характера (лексическая и грамматическая специфика слова-стимула, степень его речевой освоенности испытуемыми, парадигматические, синтагматические, фразеологические связи слова-стимула, гендерные особенности развития лексикона и др.). Учесть результаты их совокупного действия можно, выделяя характерные типы возрастной динамики ассоциативных полей.
На материале АСШС В. Е. Гольдин выделил четыре наиболее противопоставленных т и п а в о з р а с т н о й д и н а м и к и а с с о ц и а т и в н ы х полей, условно называемых «тип вхождения в лексикон», «тип усложнения», «тип стандартизации», «тип периферийного развития» [Гольдин 2005; Гольдин, Сдобнова 2007].
Динамический тип вхождения в лексикон представлен динамикой ассоциативного поля стимула скупой. У младших школьников 52 % ассоциативного поля составляют нулевые реакции (отказ от ответа), у старшеклассников 9-11 кл. ~ 3 %. Одной из частотных реакций у младших выступает скупка, связанная со стимулом формально, у старшеклассников на долю самой частотной реакции жадный приходится 38 % (у младших ее доля 4 %), что свидетельствуют о семантической освоенности ими слова, о вхождении его в лексикон.
Для динамического типа стандартизации (примером этого динамического типа выступают возрастные изменения ассоциативного поля стимула читать) характерно возрастание доли самой частой словесной реакции (книга) по мере взросления школьников, соответственно уменьшение количества единичных и нулевых реакций при относительной стабильности содержательной структуры поля.
Для типа усложнения поля характерны возрастные изменения противоположной направленности, связанные с усложнением представлений испытуемых о соответствующих фрагментах мира. Эталоном динамического типа усложнения являются возрастные изменения ассоциативного поля ребенок. Значение этого слова известно уже малышам, по мере взросления ребенка оно заметно усложняется: появляются новые смысловые связи и увеличивается разброс реакций. Так, в реакциях младших школьников ребенок выступает в противопоставлении взрослым (маленький, малыш, дети - взрослый). В реакциях следующей возрастной группы определенно выражена линия 'дети -семья, родители', 'уход за ребенком' (памперсы, пеленка, ползунки, ухаживать, нянчить и др.), имеются оценочные реакции, преимущественно положительные (хорошенький, красивый и др.). У старших возрастных групп (7-8 и 9-11 кл.) наряду с положительно оценочными имеются негативно оценочные реакции (пискля, урод и др.), появляются новые тематические группы реакций (забота, обязанность, проблемы и свадьба, рожать, от кого, не хочу).
Особенностью динамики периферийного развития (эталон - возрастные изменения ассоциативного поля впечатление) выступает отказ от реагирования как самая частотная реакция в ассоциативных полях школьников всех возрастных групп. Развитие наблюдается на периферии поля, вербальные связи слабы и не актуализированы в течение всего школьного периода.
В.Е. Гольдин считает, что названные динамические типы образуют парные оппозиции: тип усложнения - тип стандартизации; тип периферийного развития -тип вхождения в лексикон.
Основные типы реализуются множеством частных разновидностей и переходных случаев, по-разному представленных в ядерной и периферийной зонах внутреннего лексикона школьников.
Возрастную динамику ассоциативных полей на большем возрастном диапазоне (школьники - взрослые до 55 лет) исследовала Е.В. Старостина. Она выделила шесть динамических типов и подтипов: кроме типа стандартизации, усложнения, вхождения в лексикон, периферийного развития, она определила тип/ подтип снижения уровня стереотипности, тип стабильности [Старостина 2011,
2.3. На основе изучения содержания ассоциативных полей В.Е. Гольдиным установлены н а и б о л е е т и п и ч н ы е , б а з о в ы е , в значительной мере универсальные отношения. Эти отношения при всем их многообразии исчислимы. Для каждого конкретного слова-стимула количество его связей внутри лексикона меньше общего числа «типов мыслимых семантических отношений между словами», но в ассоциативном поле стимула оно стремится к своему пределу, обусловливая тот эффект «компактности» ассоциативного поля, который отмечает Г. А. Мартинович [Мартинович 2008]. Наблюдения на материале АСШС показывают, что при условии получения реакций не менее чем от 200 испытуемых на каждый стимул ассоциативные поля этих стимулов отражают все или почти все типы семантических отношений, которые вообще возможны для данных стимулов
2015].
(с учетом их принадлежности к той или иной части речи, семантической категории и других их признаков).
В работе [Гольдин 2010] было установлено, что множество различных вариантов отношений S - R в ассоциативных полях русских предметных имен существительных может быть представлено как относительно небольшое количество (всего 9-11) иерархически организованных основных типов семантических связей, реализующихся в полях самых разных предметных существительных с той большой степенью обязательности, которая соответствует полноте структуры знания о референте слова-стимула и о самом этом слове [Гольдин 2008, 2010; Гольдин, Сдобнова 2016].
В составе семантического фрейма, конструируемого на материале ассоциативных полей русских имен событий, сходный результат был получен Е.Г. Трещёвой: автор выделила группу обязательно реализуемых слотов, совокупным содержанием которых покрывается относительно полный типовой образ события в сознании испытуемых [Трещёва 2012: 204].
Результаты обобщения материалов, содержащихся в базе данных АСШС, представлены в диссертациях, монографии [Сдобнова 2015], учебном пособии [Гольдин, Сдобнова 2008], более чем в 200 работах, опубликованных авторами, аспирантами и студентами. На материале АСШС были защищены 5 кандидатских диссертаций [Нефедова 2003; Старостина 2004; Кленова 2007; Трещева 2012; Воздвиженская 2016].
3. АсШс: версия 2.0
Причин, которые вызывают создание новой серии ассоциативного словаря русскоязычных школьников, несколько. Так, необходимо определить изменения, произошедшие в языковой картине мира молодого поколения через 10-20 лет; установить константы и переменные ядра языкового сознания в 20-е годы XXI века, выделить закономерные сдвиги в семантике стимулов, определить более точно, как соотносятся словари разных возрастных групп (количественно и качественно).
Такое исследование словаря школьников может быть выполнено, если в основе созданной базы данных АСШС и новой, создаваемой лежит одна и та же методика сбора материала для всех возрастных групп.
Новый вариант словаря (новой базы данных) легче создавать, поскольку уже существует накопленный опыт. Второй словарь может быть более совершенным с учетом дополнения списка стимулов, учета возможной омонимии стимулов и других дополнений.
Ассоциативный материал предполагается собирать в том же количестве школ с учетом разных их типов (типовая школа, гимназия, лицеи гуманитарного, естественно-математического профилей и др.), расположения школ (школа областного центра, районного, сельская школа).
Материал должен быть получен от не менее чем того же количества испытуемых, что и в первом АСШС.
Ставится задача по возможности выровнять объемы ассоциативных полей разных стимулов в каждой из возрастных групп.
литература
АСШС - Ассоциативный словарь школьников Саратова и Саратовской области: база данных на платформе MS Office Access. Версия 1.05.00 / Сост. В. Е. Гольдин, А. П. Сдобнова, А. О. Мартьянов / Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского. Саратов, 1998-2008.
Воздвиженская А. В. Гиперо-гипонимические системы в составе ассоциативных полей: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2016. 23 с.
Гольдин В.Е. Конфигурации ассоциативных полей и языковая картина мира // Язык. - Сознание. - Культура. - Социум. Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. С. 147-152.
Гольдин В. Е. К типологии возрастной динамики ассоциативных полей // Язык. Сознание. Культура. М.; Калуга: Изд-во «Эйдос», 2005. С. 165-173.
Гольдин В. Е. Концептуальные переменные образа мира по данным ассоциативных словарей // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии. Вып. 9 (16). М.: Изд-во РГГУ, 2010. С. 97-101.
Гольдин В. Е. Семантически неадекватные ассоциативные реакции и ядро языкового сознания // Вопросы психолингвистики. 2015. № 24. С. 218-225.
Гольдин В. Е., Мартьянов А. О., Сдобнова А. П. Электронный русский ассоциативный словарь школьников // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии. Вып. 8 (15). М. : Изд-во РГГУ, 2009. С. 69-74.
Гольдин В. Е., Сдобнова А. П. Динамика языкового сознания современной молодежи по данным «Ассоциативного словаря школьников Саратова и Саратовской области» // Известия Саратовского университета. Новая серия. 2007. Т. 7. Сер. Филология. Журналистика. Вып. 1. С. 24-30.
Гольдин В. Е., Сдобнова А. П. К проблеме коммуникативного анализа ассоциативных данных // Известия Саратовского ун-та. Новая серия. 2012. Т. 12. Сер. Филология. Журналистика. Вып. 3. С. 3-7.
Гольдин В. Е., Сдобнова А. П. Модель ассоциативного реагирования, сферы референции стимулов и картина мира // Вопросы психолингвистики. 2016. № 2 (28). С. 112-119.
Гольдин В. Е., Сдобнова А. П. Русская ассоциативная лексикография. Саратов: Научная книга, 2008. 77 с.
Гольдин В. Е., Сдобнова А. П., Мартьянов А. О. Русский ассоциативный словарь: ассоциативные реакции школьников I - XI классов: в 2 т. Т. I. От стимула к реакции. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2011а. 500 с.
Гольдин В. Е., Сдобнова А. П., Мартьянов А. О. Русский ассоциативный словарь: ассоциативные реакции школьников I - XI классов: в 2 т. Т. II. От реакции к стимулу. Ч. 1. А - Н. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2011б. 480 с.
Гольдин В. Е., Сдобнова А. П., Мартьянов А. О. Русский ассоциативный словарь: ассоциативные реакции школьников I - XI классов: в 2 т. Т. II. От реакции к стимулу. Ч. 2. О - Я. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2011в. 420 с.
Кленова А. В. Оценочные смыслы в ассоциативном словаре (на материале «Ассоциативного словаря школьников Саратова и Саратовской области») : автореф.
дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2007. 22 с.
Мартинович Г. А. Текст и эксперимент: исследование коммуникативно-тематического поля в русском языке. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008. 256 с.
Нефедова В. А. Зона фонетического реагирования в ассоциативном словаре школьника (на материале русского и английского языка): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2003. 25 с.
РАС - Русский ассоциативный словарь: в 2 т. Ок. 7000 стимулов / Ю. Н. Караулов, Г. А. Черкасова, Н. В. Уфимцева, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов. М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2002.
Сдобнова А. П. Вербальные ассоциации и индивидуальность школьника // Предложение и слово. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. С. 518-524.
Сдобнова А. П. Лексикон школьника как динамическая система. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2015. 248 с.
Старостина Е. В. Некоторые результаты исследования одноименных ассоциативных полей, полученных из различных лексикографических и экспериментальных источников // Язык в пространстве речевых культур: К 80-летию В. Е. Гольдина / Отв. ред. О. Ю. Крючкова, Л. П. Крысин. М.; Саратов: ИД «Наука образования», 2015. С. 308-315.
СтаростинаЕ. В. Динамика языкового сознания носителей русского языка по данным ассоциативных экспериментов // Русская устная речь: материалы междунар. науч. конф. «Баранниковские чтения. Устная речь: русская культура общения» и межвуз. совещания «Проблемы создания и использования диалектологических корпусов». Саратов, 15-17 ноября 2010 г. Саратов: ИЦ «Наука», 2011. С. 59-65.
Старостина Е. В. Фреймовый анализ русских глаголов поведения (на материале ассоциативных реакций): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Саратов,
Трещёва Е. Г. Имена ситуаций-событий и типология их ассоциативных полей: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2012. 22 с.
2004. 23 с.
PROJECT "ASSOCIATIVE DICTIONARY OF SCHOOLCHILDREN: PERMANENCY AND DYNAMICS"
Valentin E. Goldin
D. Litt., Professor
Chernishevskiy Saratov State National Research University 83 Astrakhanskaya Street, Saratov, 410012 goldinve@yandex.ru
Alevtina P. Sdobnova
PhD in Linguistics, Senior lecturer chernishevskiy Saratov State National Research university 83 Astrakhanskaya Street, Saratov, 410012 sdobnovaap@yandex.ru
The paper presents and describes The Associative Dictionary of Schoolchildren of Saratov and Saratov Region (compiled between 1998 and 2008) in a form of a database and outlines the project of a new associative thesaurus of schoolchildren (version 2.0).
The first version of The Associative Dictionary of Schoolchildren of Saratov and Saratov Region provided valuable scientific results reflecting the psycholinguistic aspect of the research of language consciousness of Russian-speaking schoolchildren at the turn of the XXI century. Based on the obtained data, nucleus of language consciousness, as well as its age, gender and other aspects and peculiarities were accentuated; different ranges of inner lexicon were studied in their age-related dynamics. The analysis of associative data made it possible to determine that the nucleus of language consciousness of schoolchildren is highly stable. Its constant part explicating the most essential concepts in the picture of the world is believed to be well-formed by the time a child goes to school.
Four types of age-related dynamics of associative fields are defined: type of entering the lexicon, type of sophistication, type of standardization, and type of peripheral development.
The study of associative fields allowed for establishing the most typical, basic, and, to a great extent, universal relations: the variety of S - R relations in associative fields of Russian concrete nouns may be described as a relatively small amount (from 9 to 11) of hierarchical basic types of semantic links which are accentuated in the fields of different concrete nouns with the regularity that corresponds the completeness of knowledge of the stimulus referent and the word itself.
The article outlines the goals for a new associative thesaurus of schoolchildren: to figure out the changes occurred in the linguistic picture of the world in the last 10 to 20 years, to specify constant and variable nuclei in the 2020-s, to point out regular shifts in the semantics of stimuli, to define more precisely how thesauri of different age groups are related (in quantity and character).
Keywords: associative thesaurus of schoolchildren, database, dynamic type of associative fields, age-related dynamics of language consciousness, schoolchildren inner lexicon, nucleus of language consciousness.
References
ASSHS - Associativnyj slovar' Shkolnikov Saratova i Saratovskoj oblasti: baza dannyh na platforme MS Office Access. Versija 1.05.00 [Associative Dictionary of Schoolchildren of Saratov and Saratov Region: MS Access Database. Version 1.05.00] / Sostaviteli V. E. Goldin, A. P. Sdobnova, A. O. Martyanov / Saratovskij gosudarstvennyj universitet imeni N. G. Chernyshevskogo. Saratov, 1998-2008.
Vozdvizhenskaja A. V. Gipero-giponimicheskije sistemy v sostave associativnyh polej: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [Hyper-hyponymic systems in the structure of associative fields: author's abstract of the thesis ... cand. philol. sciences]. Saratov, 2016. 23 p.
Goldin V. E. Konfiguracii associativnyh polej i jazykovaja kartina mira // Jazyk. - Soznanije. - Kultura. - Socium [Configurations of associative fields and the language picture of the world // Language - Consciousness - Culture - Society]. Saratov: Izdatelskij tsentr «Nauka», 2008. Pp. 147-152.
Goldin V. E. K tipologii vozrastnoj dinamiki associativnykh polej // Jazyk. Soznanije. Kultura [To the typology of age dynamics of associative fields // Language. Consciousness. Culture]. M.; Kaluga: Izdatelstvo «Ejdos», 2005. Pp. 165-173.
Goldin V. E. Konceptualnyje peremennyje obraza mira po dannum associativnyh slovarej // Kompjuternaja lingvistika I intellektualnyje tekhnologii. Vypusk 9 (16) [Conceptual variables of the world image according to the data of associative dictionaries // Computer Linguistics and Intellectual Technologies. Issue 9 (16)]. M.: Izdatelstvo RGGU, 2010. Pp. 97-101.
Goldin V. E. Semanticheski neadekvatnyje associativnyje reakcii I jadro jazykovogo soznanija // Voprosy psikholingvistiki [Semantically inadequate associative reactions and nucleus of linguistic consciousness // Journal of Psycholinguistics]. 2015. № 24. Pp. 218-225.
Goldin V. E., Martjanov A. O., Sdobnova A. P. Elektronnyj russkij associativnyj slovar' shkolnikov // Kompjuternaja lingvistika I intellektualnyje tekhnologii. Vypusk 8 (15) [The digital Russian associative dictionary of schoolchildren // Computer Linguistics and Intellectual Technologies. Issue 8 (15)]. M.: Izdatelstvo RGGU, 2009. Pp. 69-74.
Goldin V. E., Sdobnova A. P. Dinamika jazykovogo soznanija sovremenoj molodezhi po dannym «Associativnogo slovar'a shkolnikov Saratova I Saratovskoj oblasti» // Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. 2007. T. 7. Serija Filologija. Zhurnalistika. Vypusk 1 [Dynamics of the language consciousness of modern youth based on the Associative Dictionary of Schoolchildren of Saratov and Saratov region // Bulletin of Saratov University. New Series. 2007. T. 7. Ser. Philology. Journalism. Issue 1]. Pp. 24-30.
Goldin V. E., Sdobnova A. P. K probleme kommunikativnogo analiza associativnyh dannyh // Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. 2012. T. 12. Serija Filologija. Zhurnalistika. Vypusk 3. [Towards the problem of the communicative analysis of associative data // Bulletin of Saratov University. New Series. 2012. T. 12. Ser. Philology. Journalism. Issue 3]. Pp. 3-7.
Goldin V. E., Sdobnova A. P. Model associativnogo reagirovaniya, sfery referencii stimulov i kartina mira // Voprosy psiholingvistiki [Model of associative responding, referential areas of stimuli and the picture of the world // Journal of Psycholinguistics]. 2016. #2 (28). Pp. 112-119.
Goldin V. E., Sdobnova A. P. Russkaja associativnaja leksikografija. [Russian associative lexicography]. Saratov: Nauchnaja kniga, 2008. 77 p.
Goldin V. E., Sdobnova A. P., Martjanov A. O. Russkij associativnyj slovar': associativnyje reakcii shkolnikov I - XI klassov [Russian Associative Dictionary: Associative reactions of schoolchildren of school years]. V 2 t. T. I. Ot stimula k reakcii. Saratov: Izdatelstvo Saratovskogo universiteta, 2011a. 500 p.
Goldin V. E., Sdobnova A. P., Martjanov A. O. Russkij associativnyj slovar': associativnyje reakcii shkolnikov I - XI klassov [Russian Associative Dictionary: Associative reactions of schoolchildren of school years]. V 2 t. T. II. Ot reakcii k stimulu. Ch. 1. A - N. Saratov: Izdatelstvo Saratovskogo universiteta, 2011b. 480 p.
Goldin V. E., Sdobnova A. P., Martjanov A. O. Russkij associativnyj slovar': associativnyje reakcii shkolnikov I - XI klassov [Russian Associative Dictionary: Associative reactions of schoolchildren of school years]. V 2 t. T. II. Ot reakcii k stimulu. Ch. 2. O - YA. Saratov: Izdatelstvo Saratovskogo universiteta, 2011v. 420 p.
Klenova A. V. Ocenochnye smysly v associativnom slovare na materiale «Associativnogo slovarya shkolnikov saratova i saratovskoj oblasti»: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [Evaluative meanings in the associative dictionary (a case study of data from Associative Dictionary of Saratov and Saratov Region Schoolchildren): author's abstract of the thesis ... cand. philol. sciences]. Saratov, 2007. 22 p.
Martinovich G. A. Tekst i eksperiment: issledovanie kommunikativno-tematicheskogo polya v russkom yazyke [Text and Experiment: The Study of a Communicative-thematic Field in the Russian language]. SPb.: Izd-vo SPBGUP, 2008. 256 p.
Nefedova V. A. Zona foneticheskogo reagirovaniya v associativnom slovare shkolnika na materiale russkogo i anglijskogo yazyka: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [Phonetic reactions in the associative lexicon of the schoolboy (a case study of the Russian and English linguistic data): author's abstract of the thesis ... cand. philol. sciences]. Saratov, 2003. 25 p.
RAS - Russkij associativnyj slovar': V 2 t. Ok. 7000 stimulov / Ju.N. Karaulov, G.A. Cherkasova, N.V. Ufimceva, Ju.A. Sorokin, E.F. Tarasov. [Russian Associative Dictionary: In 2 t. Ok. 7000 incentives / Yu.N. Karaulov, G.A. Cherkasova, N.V. Ufimtseva, Yu.A. Sorokin, E.F. Tarasov]. M.: OOO «Izdatel'stvo Astrel'»: OOO «Izdatel'stvo AST», 2002.
Sdobnova A. P. Verbalnye associacii i individualnost shkolnika // Predlozhenie i slovo[Verbal associations and individuality of a schoolboy // Sentence and Word]. Saratov: Izdatel'stvo Saratovskogo universiteta. 2006. Pp. 518-524.
Sdobnova A. P. Leksikon shkolnika kak dinamicheskaya sistema [Lexicon of a Schoolboy as a Dynamic System]. Saratov: Izdatel'stvo Saratovskogo universiteta. 2015. 248 p.
Starostina E. V. Nekotorye rezultaty issledovaniya odnoimennyh associativnyh polej, poluchennyh iz razlichnyh leksikograficheskih i eksperimentalnyh istochnikov // Yazyk v prostranstve rechevyh kultur: k 80-letiyu V. E. Goldina [Selected results of the research of the same stimulus' associative fields obtained from different lexicographic and experimental sources // Language in the Space of Speech Cultures: To the 80th anniversary of V.E. Goldin] / Otv. red. O. Yu. Kryuchkova, L. P. Krysin. M.; Saratov: ID Nauka obrazovaniya, 2015. Pp. 308-315.
Starostina E. V. Dinamika yazykovogo soznaniya nositelej russkogo yazyka po dannym associativnyh eksperimentov // Russkaya ustnaya rech': materialy mezhdunar. nauch konf. «Barannikovskie chteniya. Ustnaya rech: russkaya kultura obshcheniya» i mezhvuz. soveshchaniya «Problemy sozdaniya i ispolzovaniya dialektologicheskih korpusov» [Dynamics of linguistic consciousness of Russian language native speakers based on the associative experiments data // Russian oral Speech: Proceedings of the International. Sci. Conf. 'Barannikova's Readings. Oral Speech: The Russian Culture of Communication and Inter-University Meeting 'Issues of the Dialect Corpora Creation and Usage']. Saratov, 15-17 noyabrya 2010 g. Saratov: IC Nauka, 2011. Pp. 59-65.
Starostina E. V. Frejmovyj analiz russkih glagolov povedeniya (na materiale associativnyh reakcij): avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [Frame Analysis of Russian Verbs of Behavior (a study of the associative reactions): author's abstract of the thesis ... cand. philol. sciences]. Saratov, 2004. 23 p.
Treshchyova E. G. Imena situacij-sobytij i tipologiya ih associativnyh polej: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [The Event Names and the Typology of their Associative Fields: author's abstract of the thesis ... cand. philol. sciences]. Saratov, 2012. 22 p.