Таблица 1 Матрица корреляционных зависимостей технической и хореографической подготовленности
Техническая подготовка (баллы) Хореографическая подготовка (баллы)
Первое и второе port de bras Battement tendu simpl по 6- ой позиции Demi и grand plie по 6- ой позиции Grand battement jete по 6-ой позиции Relever lent на 45 по 6-ой позиции
Step-touch 0,98 0,54 0,84 0,83 0,87
V-step 0,64 0,46 0,82 0,41 0,53
Open-step 0,79 0,42 0,73 0,40 0,97
Lift 0,67 0,89 0,79 0,99 0,92
Jumping Jack 0,95 0,72 0,83 0,73 0,70
Шпагаты 0,63 0,81 0,69 0,89 0,57
Партер. хореограф. 0,71 0,77 0,84 0,77 0,79
Отжимание 0,61 0,54 0,58 0,63 0,52
Бег 5 с на месте 0,46 0,52 0,79 0,69 0,48
Сочет. движ. руками, тулов. и ногами 0,66 0,75 0,62 0,77 0,64
Переключение с одного движ на другое 0,63 0,54 0,58 0,60 0,57
Способ.изуч.и зп.дв. 0,62 0,64 0,68 0,79 0,67
Спсоб.согл.дв.дей. 0,67 0,77 0,69 0,79 0,63
Динам. пластичность 0,92 0,82 0,93 0,82 0,86
Музыкальность 0,74 0,75 0,49 0,54 0,71
лено 20 параметров, включающие в себя тесты по хореографии, базовые и специальные элементы.
Были выявлены 38 тесных (г > 0,7) и 19 значимых корреляционных связей (г > 0,6) между контролируемыми показателями (табл. 1). Полученные результаты корреляционного анализа показали, что используемые методы и хореографические средства тренировки отражают положительное направление связи между представленными тестами по хореографии. 57 тесных и средних корреляционных связей между показателями хореографии с другими видами подготовки свидетельствуют о сложной структуре формирования двигательных навыков у спортсменок, о необходимости создания хореографической школы движений и разносторонней физической подготовки. Данные корреляционного анализа свидетельствуют о значительном влиянии хореографической подготовленности спортсменок на эффективность выполнения соревновательной программы.
Выводы:
Таким образом, хореографическая подготовка преимущественно решает задачи начальной технической подготовки и, прежде всего, направлена на высококачественное освоение базовых элементов и элементов «школы». Вместе с тем, навыки и качества, даваемые хореографической подготовкой, требуют постоянного подкрепления и совершенствования, поэтому хореография - постоянный элемент подготовки не только начинающих, но и зрелых спортсменов, включая спортсменов высшей квалификации.
Перспективы дальнейших исследований заключаются в разработке комплексов и хореографических заданий, применяемых в учебно- тренировоч-
ных занятиях, для усложнения соревновательных программ и интенсификации тренировочного процесса.
Литература
1. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. - М.: Физкультура и спорт, 1984.- 176 с.
2. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. - К.: Олимпийская литература, 2002. - 295 с.
3. Сергієнко Л.П. Тестування рухових здібностей школярів. - Миколаїв: УДМТУ, 2001. - 440 с.
4. Шипилина И.А. Хореография в спорте. / Серия «Образовательные технологии в массовом и олимпийском спорте» - Ростов н / Д: «Феникс», 2004. - 224 с
5. Романенко В. А. Диагностика двигательных способностей. Учебное пособие, - Донецк: Изд-во ДонНУ, 2005.
- 290 с.
6. Боляк А.А. Новые подходы к процессу специальной физической подготовки в спортивной аэробике // Слобожанський науково-спортивний вісник. - Харків, 2002.
- №5.- С. 97-101.
Поступила в редакцию 16.10.2007г.
ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ТОЧНОСТИ МЕТАНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Масюк Ю.С.
Белорусский государственный университет физической культуры, Беларусь
Аннотация. Для оптимизации процесса развития точности метания на уроке физической культуры в шко -ле необходимо знать возрастную динамику точности движений. Возрастное развитие точности метаний у школьников 10-15 лет происходит неравномерно. Наблюдаются различия в приросте показателей меткости в разные возрастные периоды и отмечается несовпадение «пиков» роста данного качества у мальчиков и девочек. Наиболее благоприятным периодом для целенаправленного развития меткости явля-
ется возраст 10-11, 13-14 лет для мальчиков и 10-11,
12-13 лет для девочек.
Ключевые слова: школьник, точность, метание, меткость.
Анотація. Масюк Ю.С. Вікова динаміка точності метань дітей середнього шкільного віку. Для оптимі-зації процесу розвитку точності метання на уроці фізичної культури в школі необхідно знати вікову динаміку точності рухів. Віковий розвиток точності метань у школярів 10-15 років відбувається нерівномірно. Спостерігаються розходження в приросту показників влучності в різні вікові періоди й відзначається розбіжність «піків» росту даної якості в хлопчиків і дівчат. Найбільш сприятливим періодом для цілеспрямованого розвитку влучності є вік 10-11,
13-14 років для хлопчиків і 10-11, 12-13 років для дівчат.
Ключові слова: школяр, точність, метання, влучність. Annotation. Masuk Y.S. Age dynamics of accuracy of throwings of children of secondary school. For optimization of development of accuracy of a throwing at a lesson of physical training at school it is necessary to know the age dynamics of accuracy movements. Age development of accuracy of throwings at schoolboys of 10-15 years descends non-uniformly. Differences in an accretion of parameters of accuracy in the different age terms are observed and discrepancy of “peaks” of body height of the given quality at boys and girls is marked. The optimum term for purposeful development of accuracy is the age 10-11, 13-14 years for boys and 10-
11, 12-13 years for girls.
Keywords: schoolboy, accuracy, throwing, accuracy.
Введение.
Двигательная чувствительность у детей развивается неравномерно, параллельно ей изменяется и точность движений. Установлено, что особенности возрастных возможностей эффективного овладения разными движениями находятся в прямой зависимости от деятельности двигательного анализатора[1]. Совершенствование двигательного аппарата ребенка, и в частности точности движений, должно совпадать с периодом усиленного развития двигательной функции (7-14лет) и тем повышать и ускорять ход этого развития[3]. Поэтому для оптимизации процесса развития точности метания на уроке физической культуры в школе необходимо знать возрастную динамику развития точности движений.
Что касается выявления общих закономерностей возрастной динамики точности метательных движений, то здесь наблюдается расхождение во мнениях исследователей. Так, Лях В. И. определил, что показатели точности метательных движений у девочек и мальчиков возрастают с 7 до 11-12 лет, а с 12 до 13 и с 13 до 14 лет сохраняются у мальчиков на уровне 12-летних или так же как и у девочек временно ухудшаются[5].
Исследования, проведенные Карпеевым А.Г., Федосовым В. А. и др., показали, что точность метания теннисного мяча в цель у девочек повышается с 7 до 13 лет, достигая максимума в 12 - 13 лет, и в дальнейшем несколько снижается. [2]
Голомазов С.В., Сковородникова Н.В. установили, что сенситивный период развития целевой точности баскетбольных бросков у школьников можно выделить несколько периодов, это период с
13 до 14 лет, а также периоды с 14 до 15 лет и с 15 до 16 лет [7].
В свою очередь К.Г. Некрасовым были проведены эксперименты, в которых у школьников от 9 до 16 лет исследовалась меткость броска в баскетбольную корзину со штрафного расстояния. Результаты исследования свидетельствуют о том, что показатели меткости улучшаются до 12-13 лет. Дальнейшие их изменения незначительны и недостоверны. Систематический рост показателей меткости наблюдается до 12 лет. В 14 лет заметен некоторый прирост меткости, однако в 16 лет показатели ее сравниваются с данными, характерными для 12-летних. [8]
Можно предположить, что причинами, такого расхождения, во-первых, являются разные методы тестирования точности движений, а, во-вторых, как указывает Голомазов С.В.[1], возрастная динамика метания предметов по прямолинейной траектории существенно отличается от точности метаний по навесным траекториям.
Работа выполнена по плану НИР Белорусского государственного университета физической культуры.
Формулирование целей работы.
Цель исследования: изучить возрастную динамику точности метания в цель школьников (мальчиков и девочек), не занимающихся спортом. Для достижения поставленной цели использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, методы математической статистики.
Результаты исследования.
Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы № 191 г. Минска с участием 383 школьников (195 мальчиков, 188 девочек) подросткового возраста.
Для измерения исходного уровня точности метательных движений была сконструирована электронная мишень, состоящая из десяти концентрических кругов. Радиус каждого круга составил 3 см. При попадании теннисного мяча в один из концентрических кругов, его номер высвечивается на табло.
Контрольные испытания проводились в начале основной части урока, после стандартной разминки (бег, ходьба, ОРУ). Перед началом тестирования проводилась демонстрация теста, давались указания по правильности его выполнения. Так же школьники выполняли несколько (5-7) пробных попыток.
Для определения точности метательных движений использовался следующий тест:
Метание теннисного мяча с расстояния 5 м в электронную мишень, которая прикреплялась на высоту 2м от пола. Испытуемому предлагалось выполнить 10 зачетных попыток, с установкой на точность поражения мишени. Попадание в центр мишени оценивалось в 10 баллов.
Надежность теста определялась по сопоставлению средних оценок четных и нечетных попыток, входящих в тест. Такой метод оценки надежности
9S
получил название метода удвоения, или расщепления. Он используется преимущественно при оценке координационных способностей и в том числе, точности метательных движений [4].
Важным условием развития меткости является использование конкретных критериев оценки данного качества:
- количество попаданий в установленную цель, определяемое по отношению удачных и неудачных попыток в серии бросков (в процентах);
- точность поражения цели, характеризуемая положением средней точки попадания относитель-
но выбранной точки прицеливания;
- скорость поражения цели.
В процессе физического воспитания с целью укрепления здоровья и достижения всестороннего развития для оценки уровня проявления меткости используются два первых критерия: количество попаданий в установленную цель и точность ее поражения. Третий критерий - скорость поражения цели
- имеет значение в спортивной деятельности [6].
В своем исследовании мы использовали второй критерий - точность поражения цели, так как он отражает процессы, происходящие на уровне управ-
Испытуемые Возраст
10 лет 11 лет 12 лет 13 лет 14 лет 15 лет
X ±о X ±о X ±о X ±о X ±о X ±о
М альчики 8,18±1,1 7,66±0,98 7,3 8±1,09 7,6± 1,01 7,07±1,02 6,95±1,27
Девочки 9,16±0,6 8,28±1,06 8,28±0,98 7,33±1,12 8,18±0,94 8,05±1,2
Таблица. 1
Динамика точности метательных движений детей среднего школьного возраста.
отклонения от центра мишени
Возраст
Рис.2 Динамика показателей точности поражения мишени девочек подросткового возраста.
ления движениями, характеризуя влияние на точность «внутренних» факторов.
В результате исследования были получены следующие показатели (табл. 1):
Анализ динамики точности метаний у мальчиков подросткового возраста показал активный темп прироста меткости с 10 до 11 лет и с 13 до 14 лет. В возрасте 11-13 лет и 14-15 лет не было выяв лено статистически достоверных различий (рис. 1).
Средний результат отклонения от центра мишени у девочек показал рост точности метаний с 10 до 11 лет и с 12 до 13 лет, в 14-15 лет уровень развития точности соответствует 12-летним детям. Достоверность различий не была выявлена в возрасте 11-12, 14-15 лет (рис. 2).
Выводы.
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1. Возрастное развитие точности метаний у школьников 10-15 лет происходит неравномерно, в частности наблюдаются различия не только в приросте показателей меткости в разные возрастные периоды, но и отмечается несовпадение «пиков» роста данного качества у мальчиков и девочек.
2. Наиболее благоприятным периодом для целенаправленного развития меткости является возраст 10-11, 13-14 лет для мальчиков и 10-11, 12-13 лет для девочек.
В дальнейших исследованиях планируется разработка программы по развитию точности метания, в соответствии с выявленными периодами благоприятного развития данного качества.
Литература
1. Голомазов С.В. Кинезиология точностных действий человека. - М.: СпортАкалем - Пресс, 2003. - 228с.
2. Карпеев А.Г, Мартын Э.Э., Федосов В. А. Поиск сенситивных периодов для развития точности метаний // Пути управления техн. подг. спортсменов.- Омск, 1980 -с. 10-12
3. Кузнецова З.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников// Физическая культура в школе.- 1975.- № 1. С. 12-14
4. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников -М.; Изд-во “АСТ”, 1998. - 270с.
5. Лях В.И. Сензитивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте// Теория и практика физической культуры.- 1990.- № 3.-С. 15-18
6. Назаренко Л. Д. Меткость и основные направления ее развития у школьников // Физическая культура.-2002. -№2. С. 7-16
7. Сковородникова Н.В. Сенситивные периоды развития целевой точности у школьников и юных баскетболистов 10-16 лет / Сковородникова Н.В, Голомазов С.В. // Сборник трудов ученых РГАФК 1999 г. - М., 1999. - С. 104-109
8. Фарфель В.С. Управление движениями в спорте.- М.: ФиС, 1975. - 208с.
Поступила в редакцию 01.10.2007г.
РЕЗУЛЬТАТИ ТРИВАЛОГО ЗАСТОСУВАННЯ ПРОГРАМИ КОРЕКЦІЇ ПСИХОЛОГІЧНИХ РОЗЛАДІВ У СТУДЕНТІВ
Мосейчук Юрій Прикарпатський національний університет імені Василя Стефаника
Анотація. У статті описано результати апробації розробленої автором програми корекції психологічних розладів у студентів. Приведено дані анкетування, педагогічного тестування і фізіологічних методів обстеження, проведені до і після тривалого застосування реабілітаційних заходів. Розроблена програма корекції психологічних розладів у студентів має велике саногенетичне значення. за умови тривалого систематичного застосування програма спроможна чинити різноплановий вплив на основні тісно взаємопов’язані компоненти людської сутності: фізичний, психологічний і соціальний.
Ключові слова: психологічний, корекція, програма, реабілітація, студент.
Аннотация. Мосейчук Ю. Результаты длительного применения программы коррекции психологических расстройств у студентов. В статье описаны результаты апробации разработанной автором программы коррекции психологических расстройств у студентов. Приведены данные анкетирования, педагогического тестирования и физиологических методов исследования, проведенные перед и после длительного применения реабилитационных мероприятий. Разработанная программа коррекции психологических расстройств у студентов имеет большое саногенети-ческое значение. При условии продолжительного систематического применения программа способна совершать разноплановое влияние на основные тесно взаимосвязанные компоненты человеческой сущности: физический, психологический и социальный. Ключевые слова: психологический, коррекция, программа, реабилитация, студент.
Annotation. Moseychuk Yu. The results of prolonged approbation psychological disorders correction program in students. The results of approbation psychological disorders correction authorized program in students are described in the article. The data of pedagogical testing and physiological methods of investigation were achieved before and past prolonged rehabilitation measures. The developed program of correction of psychologic distresses at students has big sanogenetical value. Under condition of long regular application the program is capable to make different influence on the basic closely interconnected components of human nature: physical, psychologic and social.
Key words: psychological, correction, program,
rehabilitation, students.
Вступ.
На даний час порушення психічного здоров’я у популяції цілої планети набуло надзвичайно широкого поширення. Біля 450 мільйонів жителів Землі страждають від тих чи інших психічних розладів, що виводить їх на одне з перших місць серед причин захворюваності. Поширеність психічних захворювань прогресивно збільшується. Так, якщо у даний час вони складають біля 12% загальної захворюваності, то згідно прогнозів, до 2020 року цей показник підвищиться до 15%. Спостерігається тенденція до збільшення поширеності депресії серед підлітків. Згідно даних недавно проведеного дослідження, S%