ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ ТОЧНОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ ДВИЖЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ 7-15 ЛЕТ С УЧЕТОМ ГАРМОНИЧНОСТИ ИХ
ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Елена Павловна Писаренкова, преподаватель Смоленский государственный университет (СГУ) г. Смоленск
Аннотация
Получены новые данные, касающиеся точности пространственной оценки в легкоатлетических прыжках у мальчиков и девочек 7-15 лет с учетом гармоничности физического развития, что позволило дифференцировать применение целевых средств в процессе физического воспитания и спортивной тренировки.
Ключевые слова: возрастное развитие, оценивание движений
AGE DEVELOPMENT OF EXACTMESS OF AREA MOVEMENTS ESTIMATION OF 7-15 YEARS OLD SCOOLCHILDREN WITH TAKING INTO CONSIDERATION HARMONY OF THEIR PHYSICAL DEVELOPMENT
Elena Pavlovna Pisarenkova, teacher Smolensk state university Smolensk
Abstract
The new facts of exactness of spatial estimation in track and field jumps of boys and girls of 715 years old with due regard for harmonious physical development were got. It allowed to differ application of having a special purpose means in the process of physical education and sport training.
Keywords: age development, movements estimation
Изучение развития точности пространственной и временной оценки движений и, в частности, точности, основанной на сенсорных, аттенционных и мнемических характеристиках, играет исключительно важную роль в разнообразной двигательной деятельности школьников разного пола и возраста.
Доказано (А.В. Запорожец, 1986), что наличие двигательного образа, непосредственного «отпечатка» сенсорной информации является отличительным критерием высшей формы произвольного движения. При этом эффективность работоспособности нервно-мышечной системы, с одной стороны, зависит от уровня её активной функции, связанной с динамическими и статическими усилиями, с другой - от способности сохранять высокий уровень «копирования» в сознании «двигательного образа» при освоении и оценке любого двигательного упражнения [1,3,4,5].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
На основе генерализирующего и индивидуализирующего методов проведено комплексное исследование, включающее в себя:
• углубленную оценку интегральных показателей гармоничности физического развития (центильные таблицы) мальчиков и девочек 7-15 лет (300 человек);
• уровень функционального состояния двигательного анализатора, который определялся по результатам точности и дифференцированию пространственных параметров движения в условиях модельных упражнений - прыжков с места в длину и в высоту.
Результаты исследований позволили установить следующие особенности:
• с возрастом у мальчиков и девочек с учетом гармоничности их физического развития наблюдается иерархичность развития точности пространственной оценки движений в условиях выполнения прыжков с места в длину и в высоту;
• зафиксирована большая вариабельность показателей точности пространст-
венной оценки движений от 10 до 55% внутри каждого возраста у мальчиков и девочек с учетом гармоничности их физического развития.
100%
80%
■ резко дисгармонично развитые □ дисгармонично развитые И гармонично развитые
возраст, лет
Рис. 1. Возрастное развитие точности пространственной оценки движений в легкоатлетических прыжках у мальчиков 7-15 лет.
Обозначение: 1 - прыжок в длину с места; 2 - прыжок в высоту с места
Гармонично развитые мальчики и девочки в возрастном диапазоне 7-15 лет имеют чётко выраженную достоверно более высокую точность пространственной оценки движений, чем дисгармоничные и резко дисгармоничные школьники.
100%
80%
60%
40%
20%
0%
ИИ
III
7-8
8-9
1 2 1 2 1 і 2 12 1 2 1 2
9-10 10-11 11-12 12-13 13-14 14-15
■ резко дисгармонично развитые возраст, лет
□ дисгармонично развитые И гармонично развитые
Рис. 2. Возрастное развитие точности пространственной оценки движений в легкоатлетических прыжках у девочек 7-15 лет.
Обозначение: 1 - прыжок в длину с места; 2 - прыжок в высоту с места
Обнаружены различные возрастные периоды повышенной чувствительности развития данной способности у гармонично развитых мальчиков в 9 лет; у дисгармонично развитых - в 12 и 13; у резко дисгармонично развитых - в 14 и 15 лет; у гармо-
нично и дисгармонично развитых девочек - в 10 и 13 лет; у резко дисгармоничных - в 9 и 14 лет.
Изучение развития точности пространственной оценки движений у школьников 7-15 лет разной гармоничности физического развития позволяет эффективно оценивать данную способность для каждого возрастного этапа, что объективизирует применение соответствующих средств и методов при обучении технике разнообразных легкоатлетических упражнений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ возрастных изменений точности пространственной оценки движений позволяет отметить следующие особенности:
- с возрастом происходит неодинаковое повышение показателей данной способности у мальчиков и девочек, ранжированных на гармоничные, дисгармоничные и резко дисгармоничные типы физического развития;
- во всех исследуемых возрастных периодах мальчики, по сравнению с девочками, точнее воспроизводят заданные мышечные усилия.
Педагогическими условиями развития способности точно дифференцировать мышечные усилия у мальчиков и девочек 7-15 лет является применение дидактически обоснованных методов обучения с использованием заданий высокого уровня ощущений, восприятия и сознания (память и творческое мышление), связанных с выполнением различных видов физических упражнений (бег, прыжки, метания). Двигательная память должна постоянно тренироваться, что позволит улучшить технику и результат двигательного действия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гордеева, Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия / Н.Д. Гордеева. - М. : Тривола, 1995. - 324 с.
2. Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений : в 2 т. Т. II / А.В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1986. - 296 с.
3. Ревзон, А.С. Развитие тонкости пространственной оценки движений в легкоатлетических упражнениях младших школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.С. Ревзон ; ГЦОЛИФК. - М., 1961. - 19 с.
4. Фарфель, В.С. Управление движениями в спорте / В.С. Фарфель. - М. : Физкультура и спорт, 1975. - 205 с.
5. Шабалова, Н.П. Педиатрия : учеб. для мед. вузов / Н.П. Шабалова. - СПб. : Спецлит, 2003. - 893 с.