Особливістю адаптації в спорті, зокрема і в баскетболі, складає необхідність пристосування гравців до екстремальних умов, її багатоступінчатість, що ускладнюється умовами зовнішньої середи.
Подальші дослідження передбачається провести в напрямку вивчення інших проблем визначення показників фізичного розвитку студентів-баскет-болістів.
Література:
1. Альха Хатиб. Развитие специальных скоростных качеств у юных баскетболистов // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - Харьков: ХХПИ, 2000. - №5. - С.28-34.
2. Бабушкин В.З. Подготовка юных баскетболистов. - К.: Здоров’я, 1985. - 144 с., ил.
3. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры / Под общей редакцией Ю.М.Портнова. - М.: Физкультура и спорт, 1997. - 480 с.
4. Вальтин А.И. Проблемы современного баскетбола. -К.: Друк. концерну Ін Юре, 2003. - 149 с.
5. Вуден Д. Современный баскетбол: Пер. с англ. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 256 с., ил.
6. Корягин В.М. Подготовка высококвалифицированных баскетболистов: Учебник для вузов физического воспитания. - Львов: “Край”, 1998. - 191 с.
7. Платонов В.Н., Булатова М.М. Выносливость спортсмена и методика ее совершенствования. - Киев: КГИФК, 1992. - 143с.
8. Поплавський Л.Ю., Окипняк В.Г Баскетбол: Навчальна програма для дитячо-юнацьких шкіл олімпійського резерву та шкіл вищої спортивної майстерності. - К.: НУФВСУ, 1999. - 124 с.
9. Поплавський Л.Ю. Баскетбол: Підручник для студентів вищих навчальних закладів фізичного виховання і спорту. - Київ: Олімпійська література, 2004. - 448 с.
Надійшла до редакції 04.10.2007р.
ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В АЭРОБНОЙ ГИМНАСТИКЕ
Луценко Л. С.
Национальная юридическая академия Украины им. Я. Мудрого
Аннотация. В статье раскрыты особенности хореографической подготовки в аэробной гимнастике, приведены результаты корреляционного анализа, выявлены общие направления улучшения хореографической подготовки спортсменок студенческих команд в аэробике, представлены данные о влиянии хореографической подготовленности спортсменок на эффективность выполнения соревновательной программы.
Ключевые слова: аэробная гимнастика, хореографическая подготовка, корреляционный анализ. Анотація. Луценко Л.С. Хореографічна підготовка в аеробній гімнастиці. У статті розкриті особливості хореографічної підготовки в аеробній гімнастиці, наведені результати кореляційного аналізу і виявлені загальні напрямки поліпшення хореографічної підготовки спортсменок студентських команд в аеробіці, наданні данні про вплив хореографічної підготовки спортсменок на ефективність виконання змагальної програми.
Ключові слова: аеробна гімнастика, хореографічна підготовка, кореляційний аналіз.
Annotation. Lutsenko L.S. Choreographic preparation in aerobically gymnastics. The peculiarities of choreographic preparation in aerobically gymnastics
are highlighted in the article, the results of the correlation analysis and the general directions of improvement of choreographic preparation of sportsmen of students teams in aerobics are given, the influence of choreographic preparation of sportsmen on efficiency of performance of the competitive program is submitted.
Key words: aerobical gymnastics, choreographic preparation, correlation analysis.
Введение.
Современная аэробика и ее разновидности не являются новыми видами физической культуры, появившимися в наши дни. Она является одной из разновидностей гимнастики, образовавшейся на фундаменте основной гимнастики и впитавшей в себя элементы европейских гимнастических школ, элементы восточной культуры, а также элементы танцевальной и хореографической подготовки.
В настоящее время трудно отделить искусство хореографии от видов спорта, основанных на выразительности выполняемых упражнений. Прежде всего, из-за тесного переплетения используемых средств и методов подготовки в спорте и хореогра-фии[1].
Современная аэробика - это очень динамичная структура, которая постоянно пополняет арсенал используемых средств и методов тренировки. На фоне усложнения соревновательных упражнений и интенсификации тренировочного процесса проблема совершенствования хореографической подготовки в аэробной гимнастике является своевременной и актуальной[2,3,6].
Многие специалисты отмечают, что мировое признание отечественного фигурного катания, художественной и спортивной гимнастики основано не только на высоком спортивном мастерстве, но и на широком использовании возможностей хореографического искусства[4].
В основе хореографической подготовки в аэробике лежит искусство танца: классического, народного, историко-бытового, джазового, модерн и др. Танец классический - исторически сложившаяся устойчивая система выразительных средств хореографического искусства, основанная на принципе поэтически-обобщенной трактовки сценического образа.
Танец народный - один из видов народного творчества; конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства, главным образом с музыкой.
Танец спортивный - вид спорта, возникший на базе бальных танцев, использующий средства танцевального искусства как основу для организации соревновательной деятельности. Освоение хореографических элементов именно этих танцев позволяют приобрести чистоту движений, пластику и виртуозность, помогают раскрыть индивидуальность спортсменок, развить свободу движений, непосредственность, легкость.
Основной отличительной особенностью аэробной гимнастики является выполнение упраж-
нений под аккомпанемент современных эстрадных мелодий с явно выраженным ритмом. В основе подобных мелодий лежит джазовое направление в музыке. Программа аэробных танцев включает в себя ритмичный бег, прыжки, наклоны, махи, а также множество танцевальных шагов и движений. По структуре и содержанию занятий аэробные танцы стоят ближе всего к современной ритмической гимнастике[5].
В процессе развития аэробики произошел отбор и некоторая модернизация основных средств из области танцев и гимнастики, сложилась достаточно стройная система их применения. Традиционно сложившаяся система упражнений в этой сфере двигательной активности получила название «хореография в аэробике».
Работа выполнена в соответствии с практическими задачами кафедры физического воспитания №2 Национальной юридической академии Украины им. Я. Мудрого.
Формулирование целей работы.
Цель данного исследования - обоснование основных направлений хореографической подготовки в современных видах аэробики и ее совершенствование. Целью данной работы являлось составление разновидностей базовых элементов в аэробике и нормативных требований по хореографической подготовке.
Результаты исследования.
Хореография является неотъемлемой частью тренировочного процесса в аэробике, с ее помощью воспитывается культура движений, правильное ощущение красоты движений, способность передавать в них определенные эмоциональные состояния, настроения, переживания и чувства. Это также важное средство развития творческих способностей и эстетического воспитания, совершенствования физической подготовленности, развития артистичности и музыкальности спортсменок.
Достижение спортивного мастерства в аэробной гимнастике основано на высоком развитии всех физических качеств. Взаимосвязь соревновательной деятельности с различными видами подготовки требует учета морфофункциональных особенностей и уровня физической и технической подготовленности.
Поскольку хореографическая подготовка является лишь частью учебно-тренировочного процесса в аэробике, то она должна быть теснейшим образом взаимосвязана с другими видами подготовки, которые содействуют общему совершенствованию мастерства спортсменок и определяют ее специфику.
Хореографическая подготовленность спортсменок определялась по наличию навыка выполнения аэробных хореографических соединений, направленных на обучение базовых и дополнительных шагов аэробики, сочетающихся с движениями руками, умению соединения хореографических движений с высокой и низкой ударной нагрузкой в полном соответствии с музыкой с творческой интерпретаци-
ей ее динамики, ритма (дорожек и заданий, различных вращений, а также качества выполнения хореографических упражнений, направленных на развитие координации, гибкости, силы ног).
Для укрепления мышц стопы, развития гибкости голеностопного сустава отбирались различные relever, battement tendu. С помощью port de bras развивались координационные возможности спортсменок, особое внимание обращалось на сочетание движениями рук, головы и туловища, способность изучения и запоминания движений, способность согласованности двигательных действий, динамическую пластичность.
Для определения основных направлений улучшения хореографической подготовки на первом этапе было проведено тестирование спортсменок по хореографической и технической подготовке. Элементы хореографии:
1. Первое и второе port de bras;
2. Battement tendu simpl по 6-ой позиции;
3. Demi и grand plie по 6-ой позиции;
4. Grand battement jete по 6-ой позиции;
5. Relever lent на 45 по 6-ой позиции.
Базовые элементы:
1. Приставной шаг ( Step- touch );
2. И. п.- ноги вместе. Шаг правой вперед- в сторону ( или назад - в сторону) то же левой, шагом правой, левой вернуться в и. п. ( V- step );
3. И. п. - стойка ноги врозь, перенос тяжести тела с одной ноги на другую ( Open step );
4. Махи ногами ( Lift );
5. Прыжок ноги врозь - ноги вместе ( Jumping Jack).
Специальные тесты:
1. Шпагаты правой, левой, поперечный;
2. Махи ногами правой, левой, разножка - партерная хореография;
3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа;
4. Бег 5 с на месте;
5. Способность изучения и запоминания движений;
6. Способность согласованности двигательных действий;
7. Динамическая пластичность;
8. Сочетание движений руками, туловищем и ногами;
9. Переключение с одного движения на другое;
10. Музыкальность.
При выявлении состояния двигательной функции спортсменок обследования обосновывались на разностороннем качественном анализе, что дало возможность привести полученные данные в определенную систему.
Возникал вопрос, каким образом зависит спортивный результат от выполнения спортсменками некоторых отдельных элементов хореографии, насколько точно по результатам тестирования можно судить о потенциальных возможностях спортсменок.
Был проведен корреляционный анализ параметров по технической и хореографической подготовленности спортсменок. Всего было сопостав-
Таблица 1 Матрица корреляционных зависимостей технической и хореографической подготовленности
Техническая подготовка (баллы) Хореографическая подготовка (баллы)
Первое и второе port de bras Battement tendu simpl по 6- ой позиции Demi и grand plie по 6- ой позиции Grand battement jete по 6-ой позиции Relever lent на 45 по 6-ой позиции
Step-touch 0,98 0,54 0,84 0,83 0,87
V-step 0,64 0,46 0,82 0,41 0,53
Open-step 0,79 0,42 0,73 0,40 0,97
Lift 0,67 0,89 0,79 0,99 0,92
Jumping Jack 0,95 0,72 0,83 0,73 0,70
Шпагаты 0,63 0,81 0,69 0,89 0,57
Партер. хореограф. 0,71 0,77 0,84 0,77 0,79
Отжимание 0,61 0,54 0,58 0,63 0,52
Бег 5 с на месте 0,46 0,52 0,79 0,69 0,48
Сочет. движ. руками, тулов. и ногами 0,66 0,75 0,62 0,77 0,64
Переключение с одного движ на другое 0,63 0,54 0,58 0,60 0,57
Способ.изуч.и зп.дв. 0,62 0,64 0,68 0,79 0,67
Спсоб.согл.дв.дей. 0,67 0,77 0,69 0,79 0,63
Динам. пластичность 0,92 0,82 0,93 0,82 0,86
Музыкальность 0,74 0,75 0,49 0,54 0,71
лено 20 параметров, включающие в себя тесты по хореографии, базовые и специальные элементы.
Были выявлены 38 тесных (г > 0,7) и 19 значимых корреляционных связей (г > 0,6) между контролируемыми показателями (табл. 1). Полученные результаты корреляционного анализа показали, что используемые методы и хореографические средства тренировки отражают положительное направление связи между представленными тестами по хореографии. 57 тесных и средних корреляционных связей между показателями хореографии с другими видами подготовки свидетельствуют о сложной структуре формирования двигательных навыков у спортсменок, о необходимости создания хореографической школы движений и разносторонней физической подготовки. Данные корреляционного анализа свидетельствуют о значительном влиянии хореографической подготовленности спортсменок на эффективность выполнения соревновательной программы.
Выводы:
Таким образом, хореографическая подготовка преимущественно решает задачи начальной технической подготовки и, прежде всего, направлена на высококачественное освоение базовых элементов и элементов «школы». Вместе с тем, навыки и качества, даваемые хореографической подготовкой, требуют постоянного подкрепления и совершенствования, поэтому хореография - постоянный элемент подготовки не только начинающих, но и зрелых спортсменов, включая спортсменов высшей квалификации.
Перспективы дальнейших исследований заключаются в разработке комплексов и хореографических заданий, применяемых в учебно- тренировоч-
ных занятиях, для усложнения соревновательных программ и интенсификации тренировочного процесса.
Литература
1. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. - М.: Физкультура и спорт, 1984.- 176 с.
2. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. - К.: Олимпийская литература, 2002. - 295 с.
3. Сергієнко Л.П. Тестування рухових здібностей школярів. - Миколаїв: УДМТУ, 2001. - 440 с.
4. Шипилина И.А. Хореография в спорте. / Серия «Образовательные технологии в массовом и олимпийском спорте» - Ростов н / Д: «Феникс», 2004. - 224 с
5. Романенко В. А. Диагностика двигательных способностей. Учебное пособие, - Донецк: Изд-во ДонНУ, 2005.
- 290 с.
6. Боляк А.А. Новые подходы к процессу специальной физической подготовки в спортивной аэробике // Слобожанський науково-спортивний вісник. - Харків, 2002.
- №5.- С. 97-101.
Поступила в редакцию 16.10.2007г.
ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ТОЧНОСТИ МЕТАНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Масюк Ю.С.
Белорусский государственный университет физической культуры, Беларусь
Аннотация. Для оптимизации процесса развития точности метания на уроке физической культуры в шко -ле необходимо знать возрастную динамику точности движений. Возрастное развитие точности метаний у школьников 10-15 лет происходит неравномерно. Наблюдаются различия в приросте показателей меткости в разные возрастные периоды и отмечается несовпадение «пиков» роста данного качества у мальчиков и девочек. Наиболее благоприятным периодом для целенаправленного развития меткости явля-