Научная статья на тему 'Возникновение, развитие профориентационной работы и ее осуществление в Восточной Сибири (период 1950-1980-х гг. )'

Возникновение, развитие профориентационной работы и ее осуществление в Восточной Сибири (период 1950-1980-х гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
632
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / CAREER GUIDANCE / ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ / EASTERN SIBERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Татьяна Михайловна

Показана история возникновения и развития профориентации. Раскрыта сущность профориентационной работы учебных заведений и предприятий Восточной Сибири в период 1950-1980-х гг. Представлены различные взгляды на профориентационную деятельность в исследуемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIGIN AND DEVELOPMENT OF CAREER GUIDANCE AND ITS IMPLEMENTATION IN EASTERN SIBERIA (1950ies-1980ies)

The article shows the origination and development of career guidance. Having described the essence of the career guidance performed by educational institutions and enterprises of Eastern Siberia, the paper describes different points of view on career guidance in the period of 1950ies-1980ies.

Текст научной работы на тему «Возникновение, развитие профориентационной работы и ее осуществление в Восточной Сибири (период 1950-1980-х гг. )»

когнитивной лингвистики. 2004. № 1. С. 53-64.

6. Огдонова Ц.Ц. Проблема типологии концептов в современной лингвистике // Вестник Бурятского государственного университета. Филология. 2011. Вып. 11.

7. Панченко Н.Н. Средства объективации концепта «обмен» (на материале английского и русского яз.): автореф. дис. ... канд. филолог. наук: 10.02.20. Волгоград, 1999. 25 с.

8. Попова З.Д., Стернин И.А. Язык и национальное сознание.

Вопросы теории и методологии. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2002. 314 с.

9. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Языки русской культуры, 1997. 6б1 с.

10. Шамне Н.Л. Актуальные проблемы межкультурной коммуникации: монография. Волгоград: Изд-во вГу, 1999. 208 с.

УДК 93(571.5).37.047

ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РАЗВИТИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ И ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ (ПЕРИОД 1950-1980-х гг.)

© Т.М. Королева1

Братский государственный университет, 665709, Россия, г. Братск, ул. Макаренко, 40.

Показана история возникновения и развития профориентации. Раскрыта сущность профориентационной работы учебных заведений и предприятий Восточной Сибири в период 1950-1980-х гг. Представлены различные взгляды на профориентационную деятельность в исследуемый период. Библиогр. 14 назв.

Ключевые слова: молодежь; профориентация; Восточная Сибирь.

ORIGIN AND DEVELOPMENT OF CAREER GUIDANCE AND ITS IMPLEMENTATION IN EASTERN SIBERIA

(1950ies-1980ies)

T.M. Koroleva

Bratsk State University,

40 Makarenko St., Bratsk, 665709, Russia.

The article shows the origination and development of career guidance. Having described the essence of the career guidance performed by educational institutions and enterprises of Eastern Siberia, the paper describes different points of view on career guidance in the period of 1950ies-1980ies. 14 sources.

Keywords: youth; career guidance; Eastern Siberia.

Профессиональная деятельность занимает важное место в жизни каждого человека. Вопросы получения образования, трудовой занятости молодежи и содействие занятости всегда являлись главным направлением государственной молодежной политики. Важная роль в данных вопросах отводилась профориентационной деятельности. Сегодня отсутствует единая точка зрения на понимание профориентации. Если профессиональную ориентацию рассматривать через призму психологической науки, то на первый план выходят психологические понятия и концепции, объясняющие особенности того или иного выбора. В рамках социологических наук процесс профессиональной ориентации рассматривается как часть общего процесса социальной ориентации молодежи в контексте социально-экономических трансформаций, а выбор профессии - как стремление личности занять определенное место в социальной структуре общества, социальной группе. Сущность психофизиологического подхода к профориентации состоит в применении различного рода аппаратных методик для оценки свойств нервной системы и сенсомоторных качеств,

опросников для оценки индивидуально-типологических способностей человека. Следовательно, профориентация как отрасль знаний аккумулирует в себе достижения множества наук о человеке и обществе: психологии, социологии, медицины, философии и т.д., что позволяет сопоставить различные определения для выявления существенных характеристик данного понятия. Рассмотрим профориентацию как комплекс мероприятий различных государственных и общественных организаций, направленных на формирование устойчивых потребностей в тех или иных профессиях или их группах и желания трудиться по ним.

Формирование профориентации зачастую связывают с ростом производительных сил общества: развитием машинной индустрии, увеличением роли специализации и профессионализации труда, вследствие чего и появилась необходимость в осуществлении профессиональной подготовки огромных масс людей. Молодежи была необходима помощь в выборе профессии, так возникла идея научного обоснования рационального выбора профессии и организованной

1 Королева Татьяна Михайловна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и политологии, декан гуманитарно-педагогического факультета, тел.: 89025694053, e-mail: [email protected]

Koroleva Tatiana, Candidate of History, Associate Professor of the Department of History and Political Science, Dean of the Faculty of Humanities and Education Faculty, tel.: 89025694053, e-mail: [email protected]

помощи в форме профориентации и профконсульта-ции.

Таким образом, зародившееся в конце XIX - начале XX вв. развитие системы мер профессиональной ориентации было обосновано требованиями самой жизни. В этот период исследованиями в области профориентации занимались многие ученые, такие как А. Бине, Ф. Гальтон, Г. Мюнстерберг, Л. Термен. Г. Мюн-стерберга считают отцом профориентации, поскольку именно им впервые были разработаны психологические тесты для оценки профессиональных способностей человека, а А.Ф. Гальтона - родоначальником современной психодиагностики, так как им были предложены специальные измерительные процедуры, направленные на выявление широкого спектра способностей.

Особую роль в оказании помощи подрастающему поколению в выборе профессии сыграли появившиеся в начале XX в. в Великобритании, Германии и США справочно-информационные бюро для молодежи при биржах труда. Основателем первого из них в 1908 г. в Бостоне считают Ф. Парсонса. Справочно-информационные бюро устанавливали связь со школами, информировали школьников о возможностях выбора ими той или иной профессии, дальнейшего образования и проводили подготовку выпускников к будущей работе с помощью профориентационных листков, брошюр и т.д. Такие бюро не ограничивались только отдельными индивидуальными консультациями, а проводили пропаганду разумного выбора профессии. Основным методом определения профессиональной пригодности был анкетный опрос, анализ которого свидетельствовал о том, что консультанты заботились прежде всего об интересах предпринимателей, а не простых людей. Так складывался первый опыт профориентации учащихся, который включал предварительное изучение профессиональных склонностей подростков в школе, проведение бесед в бюро, заполнение анкет, опрос родителей и педагогов, заключительную беседу, консультацию и посредничество в определении выпускников на работу.

В нашей стране основы профориентационной работы закладываются в дореволюционной России и связаны с появлением службы по «приисканию» работы. В этот период уже созрели социально-экономические, психолого-педагогические и даже духовные условия для ее развития.

Зарождение государственной службы управления профориентацией молодежи в России произошло в 20-е гг. XX века и было связано с переходом к многоукладной экономике, когда резко обострился весь комплекс проблем, связанных с подготовкой молодежи к профессиональной деятельности. Определенная экономическая свобода, широкие возможности для реализации личного интереса, жесткая конкуренция, безработица создали непривычные для вступающей в самостоятельную жизнь молодежи трудности, поэтому вся профориентационная работа сочеталась с конкретным распределением и направлением подростков на промышленные предприятия и в профессиональ-

ные учебные заведения. Историю развития профориентации в нашей стране можно условно разделить на четыре основных этапа:

1. Начало 1920-х - конец 1930-х гг. - зарождение и становление, поиски форм и методов профориентационной работы, осмысление накопленного экспериментального и практического материала.

К середине 1920-х гг. были организованы первые лаборатории и бюро профориентационной консультации, работавшие преимущественно в направлении профотбора с использованием данных социологии, психологии, педологии, психотехники. В 1922 г. в некоторых школах введены профуклоны по педагогике, медицине, технике, конторскому делу. В это же время (1922 г.) в Москве была открыта лаборатория промышленной психотехники, целью которой было изучение профессий с позиций психологии и создание про-фессиограмм. Работа этой лаборатории была подготовительным этапом по созданию в стране различного рода профконсультационных бюро, которые давали заключение о психофизиологической пригодности подростков к определенному виду труда. Только на основании этих заключений они принимались в школы фабрично-заводского обучения и на работу на промышленные предприятия.

Эксперимент по введению профуклонов показал положительные результаты, что позволило к 1925 г. выработать решение о целесообразности введения дифференцированных профессиональных уклонов для учащихся старших классов средней школы. Уже в то время полагали, что содержание общеобразовательных предметов должно разрабатываться в соответствии с тем или иным уклоном при установлении минимума знаний, необходимых для обучения в вузе. Однако положительный опыт по дифференциации обучения с профуклоном не мог получить массового распространения в школах из-за отсутствия материально-технической базы и специальных программ, которые разрабатывались самими преподавателями. В итоге они имели разное содержание, были рассчитаны на разное число часов, что приводило к неравноценной подготовке учащихся.

В 1927 г. по инициативе выдающегося отечественного ученого В.М. Бехтерева при ленинградской бирже труда и лаборатории по изучению мозга было создано бюро профессиональной консультации, деятельность которого была направлена на предварительное ознакомление школьников с видами производительного труда. Особое внимание обращалось на «профессиоведческую» работу в школах фабрично-заводского ученичества, школах-мастерских. Сотрудниками бюро был подготовлен ряд методических пособий, например «Профконсультационная карточка», представляющая собой ориентировочную схему изучения личности и включающая 40 вопросов, на основе которых составлялось предварительное заключение о направлении учащегося на подготовку по определенному профессионально-учебному плану. Эти вопросы были сгруппированы по следующим разделам:

- социальное положение отца и других членов се-

мьи (общественная характеристика, профессиональная деятельность);

- общественная работа учащегося;

- профнаправленность (педагогическая характеристика «специальных склонностей»).

Опыт ленинградского бюро оказался успешным, спустя два года после его открытия каждый месяц обследовалось до 800 подростков. По его примеру аналогичные бюро были открыты в Таганроге, Калинине, Орле, Тамбове (в 1932 г. их насчитывалось около 54) [14, с. 152-154].

В этот период времени существенно изменились организационные формы и методы работы, произошла замена профконсультации системой профориен-тационных воздействий на личность школьника. В связи с этим большое значение приобрела воспитательная концепция, направленная на формирование профессионального самоопределения учащегося в соответствии с требованиями общества, способностями и склонностями каждого подростка. В школах постепенно стала развертываться профориентацион-ная работа с помощью различных звеньев службы профконсультации и профотбора. Однако следует отметить следующие недостатки профориентацион-ной работы в этот период: отсутствие педагогической направленности в работе, узкий практицизм, подчеркивающий резкие различия между отдельными профессиями и не раскрывающий их, ничего не говорилось о возможностях и способах переключения с одной деятельности на другую. В июне 1936 г. было опубликовано Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов», запрещающее все виды педологических обследований, в результате чего перестали функционировать бюро профконсультации и был взят курс на единообразную школу.

2. Конец 1930-х - конец 1950-х гг. - «эпизодическое» функционирование, забвение прежнего опыта и почти полное отсутствие нового, уход от решения данной проблемы, незначительное участие ученых и специалистов в профориентационном процессе. В этот период прекратилась деятельность по организации единой государственной службы профориентации, и на протяжении почти 30 лет отечественное школьное образование являлось единообразным на всей территории страны.

3. Начало 1960-1980-х гг. - время, когда на официальном уровне призывали на фермы, заводы, стройки. В таких призывах на первом месте оказывались не интересы личности, а интересы народного хозяйства и обороноспособности страны. Наряду с этим осуществлялся активный поиск решения задач профориентации. В 1960-е гг., в период хрущевской «оттепели», под руководством А.Н. Волковского была организована группа профориентации в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР; организован Научно-исследовательский институт трудового обучения и профориентации при Академии педагогических наук СССР (руководитель - A.M. Голомшток). Профориентация в СССР была окончательно «реабилитирована»

в 1970-е гг. благодаря трудам Е.А. Климова, разработавшего теоретические основы профессиографии и выбора профессии, а также классификацию профессий, которая и по сей день служит фактическим стандартом в нашей стране.

4. 1980-1990-е гг. С середины 1980-х гг. в стране появилась потребность в существенных изменениях в системе образования. В 1984 г. вышло Постановление ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», в котором особое место уделялось развитию трудового обучения и профориентации молодежи. Согласно этому постановлению в стране было создано более 60 региональных центров профессиональной ориентации молодежи, которые управлялись и финансировались Министерством образования и Министерством труда. В районных центрах были созданы пункты профконсультации. В итоге к концу 1980-х гг. в дидактике утвердилось понимание принципа профессиональной направленности как реализации трех факторов в обучении: профессиональной направленности личности обучаемого, профессиональной ориентации общего образования, а также наполнения профессиональной подготовки техническими и социальными аспектами. Благодаря данному принципу разрешалось социальное противоречие между целостностью, всесторонним развитием личности и усиливающейся профессионализацией деятельности. Распад Советского Союза и изменение политики российского государства в начале 1990-х гг. привели к тому, что проблема профориентации молодежи стала «игнорироваться» большинством государственных чиновников.

В исследуемый период профессиональная ориентация молодежи являлась совместной деятельностью образовательных учреждений и предприятий. В школах как учебными заведениями, так и промышленными предприятиями активно проводилась профориен-тационная работа. В течение всего учебного года в школы поступала необходимая информация для учащихся выпускных классов и их родителей из учебных заведений о специальностях и потребности в специалистах для предприятий промышленности, транспорта, строительства, колхозов и совхозов. В школах оформлялись уголки и залы трудовой славы; проводилась большая работа по ознакомлению учащихся с современным производством и рабочими профессиями при участии промышленных и сельскохозяйственных предприятий; для учащихся и родителей организовывались консультации по выбору профессии, встречи с передовиками и ветеранами труда, производственные экскурсии на заводы, фабрики, в колхозы и совхозы, трудовое обучение, внеклассная работа по техническому творчеству. С целью пропаганды профессии, привлечения молодежи для работы на Читинском камвольно-суконном комбинате в районы области неоднократно выезжали с лекциями и беседами комсомольские работники совместно с молодыми сотрудниками комбината [4, л. 4]. В 1965 г. по инициативе комитета ВЛКСМ Читинского медицинского института была создана школа «Юный медик За-

байкалья» для ознакомления учащихся старших классов городских школ с профессией врача и медициной в целом. Занятия вели студенты-отличники. Организовывались и заочные консультации для учащихся школ области [3, л. 5].

В целях координации работы по профессиональной ориентации учащейся молодежи создавались специальные советы, которые организовывали агит-походы «Кем быть?», приглашали специалистов, передовиков производства, ветеранов труда для знакомства учащихся с профессиями, давали информацию о потребностях хозяйства в кадрах, проводили экскурсии на предприятия [10, л. 18, 27; 11, л. 5].

Профориентационная деятельность занимала особое место в деятельности комсомольских организаций предприятий. Численность коллективов предприятий Восточной Сибири отличались высокой долей в них молодежи (70%). Так, в 1967 г. на Байкальском целлюлозном заводе всего работало 2500 человек, из них 1500 составляла молодежь в возрасте до 28 лет. Численность коллектива, работающего на строительстве Красноярской ГЭС, составила 14106 человек, из них было 9 тысяч молодых людей; на строительстве Ачинского глиноземного комбината работало 13 тысяч человек, из них свыше 6 тысяч молодежи; из 4 тысяч работающих на строительстве Саяно-Шушенской ГЭС молодежи было 2500 человек; в числе 3 тысяч строителей Красноярского ЦБК все были молодыми; из 8 тысяч работающих на строительстве Красноярского алюминиевого завода молодежь составляла 5 тысяч; на расширении и реконструкции Норильского горнометаллургического комбината было занято 10 тысяч человек, из них молодежи - 8 тысяч. Анализ архивных данных за период 1960-1970-х гг. показал, что зачастую молодежь не имела даже 8-летнего образования. На предприятиях среди работающей молодежи проводились рейды по учету молодежи, нуждающейся в повышении образования. В этой деятельности особую роль играла пропагандистская и профориентаци-онная работа, в рамках которой проводились разъяснительные беседы с теми, кто нигде не учился, составлялись списки рабочей молодежи, не имеющей 8-летнего и общего среднего образования. Активисты-комсомольцы на месте помогали оформить документы в вечернюю, заочную школу, техникум или вуз.

Решая вопросы обеспечения сельскохозяйственного производства необходимыми кадрами, постоянного их обновления, районный комитет ВЛКСМ совместно с партийными, советскими и сельскохозяйственными органами проводил определенную работу по профориентации молодежи, вовлечению ее в СПТУ и сельскохозяйственные учебные заведения. Для сельской молодежи в сельской местности организовывались курсы, создавались филиалы учебных заведений. Так, к 1977 г. в Балейском районе Читинской области функционировали филиалы СПТУ, которые за год подготовили 52 механизатора и 30 человек на курсах механизаторского всеобуча. В Могойтуйском районе подготовлено 188 человек, в Александрово-Заводском - 110. Всего в 1976 г. в Читинской области

механизаторские профессии получили 9448 человек. В 1977 г. в Читинской области функционировал 41 филиал СПТУ, где обучалось 1198 человек. Преподавателями работали в основном специалисты сельского хозяйства. Численность учебных заведений, обеспечивающих специалистами сельскохозяйственное производство, увеличивалась.

Таким образом, вся профориентационная работа, которая проводилась учебными заведениями и предприятиями, сводилась преимущественно к профин-формации и профпропаганде, то есть к проведению дней открытых дверей, тематических вечеров, встреч с ветеранами, специалистами, экскурсий на предприятия, собраний старшеклассников на тему «кем быть?». Практически не использовались такие формы профо-риентационной работы, как профконсультации и профотбор, что впоследствии становилось причиной текучести кадров.

Огромную роль в профориентационной работе, воспитании и обучении молодежи играли трудовые коллективы предприятий. За школами закреплялись базовые предприятия, которые осуществляли над ними шефство. Так, Иркутский алюминиевый завод шефствовал над шелеховской школой № 1. Вопросы воспитания детей обсуждались в цехах завода, на заседаниях комитета ВЛКСМ, заводского содействия школе. Все учащиеся школы бывали на заводе, изучили его историю, ими были организованы даже концерт художественной самодеятельности и выставка собственных работ [12, л. 19-20]. Братская ГЭС была шефом средней школы № 26. В 1989 г. предприятие израсходовало 31083 руб. на приобретение оборудования, текущий ремонт школы, экскурсионное обслуживание и т.д. Десять подростков после окончания этой школы пришли работать на Братскую ГЭС [2, л. 41]. В результате активной пропаганды около 100 выпускников г. Саяногорска пришли в 1977 г. на строительство Саяно-Шушенской ГЭС для работы штукатурами, малярами, плотниками-бетонщиками. Эти специальности выпускники школ получали в учебно-производственных комбинатах [1, л. 369]. Комсомольская организация Иркутского химкомбината № 1 установила тесную связь с общеобразовательными школами. Школьников знакомили с работой комбината, организовывая для них экскурсии, встречи с передовиками производства, что влияло на профессиональную ориентацию подростков. Эффективную агитацию среди десятиклассников за дальнейшую постоянную работу в колхозах и совхозах, на промышленных предприятиях проводили комсомольские организации Бурятской АССР. Для будущих выпускников школ организовывались балы, встречи с передовиками сельского хозяйства, с руководителями колхозов и совхозов, с ними проводились беседы о выборе профессии [7, л. 138]. Рабочие локомотивовагоноремонт-ного завода Бурятской АССР шефствовали над Ерав-нинским районом. Они выезжали с концертами, лекциями в школы, колхозы и совхозы этого района, активно проводили профориентационную работу. Результатом стало трудоустройство выпускников школ

данного района на локомотивовагоноремонтный завод.

В Восточной Сибири осуществлялось обеспечение кадрами всех отраслей народного хозяйства данного экономического региона, их закрепление и рациональное использование. Создавались городские, районные, областные, краевые штабы по трудоустройству выпускников, разрабатывались и утверждались планы по направлению выпускников на всесоюзные и местные ударные стройки, в народное хозяйство каждого из районов [1, л. 368]. Так, в 1980 г. в Читинской области количество выпускников средних общеобразовательных школ составляло 11558, из них трудоустроено 4224 человека, в том числе по комсомольским путевкам - 1260; поступило на учебу -6450, из них в вузы - 2403, в СПТУ - 2216, в военные училища - 125; остались без работы и учебы всего 133 выпускника [6, л. 1]. В колхозе «Коммунист» (с. Гильбира) Улан-Удэнского сельского района был организован учебный комбинат, в котором обучались 12 механизаторов, 40 чабанов, 24 полевода, 60 работников молочнотоварной фермы - всего 134 человека [8, л. 54].

Важной формой вовлечения учащихся старших классов в общественно полезный труд, подготовки их к производительному труду стали межшкольные учебно-производственные комбинаты. Их ускоренному развитию в 1970-е гг. способствовало Постановление Совета министров СССР «Об организации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся» от 23 августа 1974 г. [13, с. 369]. Сначала учебно-производственные комбинаты рассматривались как опорные пункты допрофессиональной подготовки, как учебные заведения, призванные знакомить школьников с требованиями современного производства, психологически готовить их к выбору профессии. Но затем в связи с проведением реформы общеобразовательной и профессиональной школы на них была сделана ставка как на основной канал получения рабочей профессии в рамках общеобразовательного

учебного заведения.

Одной из основных форм организации профори-ентационной работы и трудового воспитания являлась организация ученических производственных бригад. Данные бригады создавались практически во всех школах Восточной Сибири, в рамках которых работали школьные строительные отряды, лагеря труда и отдыха. Старшеклассников обучали техническим специальностям. Главной задачей ученических бригад стало овладение учащимися передовых приемов труда. В летний период ученические бригады стали одной из форм организованного отдыха учащихся, одной из форм воспитания молодежи. В частности, в Республике Бурятия летом 1969 г. работало 335 ученических бригад с охватом в 15177 учащихся. Особенно широкое распространение производственные бригады получили в Кабанском, Мухоршибирском, Прибайкальском и других аймаках.

Таким образом, профориентационная деятельность в период 1950-1980-х гг. была направлена на оказание помощи учащимся в выборе профессии. Это деятельность имеет длительную историю становления и развития. Истоки профориентационной работы в России относятся к 1920-м гг., ее эволюция связана с представлениями общества о целях, задачах, методах, формах и сущности профориентации. В исследуемый нами период профориентационная деятельность была тесно связана с идеей трудового обучения и воспитания и являлась центральным элементом содействия занятости молодежи. Проведение комплекса специальных мер по содействию молодежи в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости осуществлялось с учетом социально-экономической ситуации на рынке труда. Для содействия в успешном выборе профессии и дальнейшей занятости необходима качественная и систематически проводимая профориентационная работа, которая должна стать одним из основных направлений государственной политики занятости молодежи.

Статья поступила 06.11.2014 г.

Библиографический список

1. Архивное агентство Администрации Красноярского края. Ф. П-1474. О. 23. Д. 34.

2. Архивный отдел Администрации г. Братска. Ф. Р-137. О. 1. Д. 755.

3. Государственный архив Забайкальского края (ГАЗК). Ф. П-37. О. 32. Д. 45.

4. ГАЗК. Ф. П-37. О. 36. Д. 35.

5. ГАЗК. Ф. П-37. О. 36. Д. 38.

6. ГАЗК. Ф. П-37. О. 40. Д. 43.

7. Государственный архив Республики Бурятия (ГАРБ). Ф. П-36. О. 1. Д. 4047.

8. ГАРБ. Ф. П-36. О. 3. Д. 1.

9. ГАРБ. Ф. П-36. О. 9. Д. 7.

10. ГАРБ. Ф. П-36. О. 19. Д. 23.

11. Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Ф. 185. О. 16. Д. 47.

12. ГАНИИО. Ф. 5421. О. 1. Д. 45.

13. Об организации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся: постановл. Совета Министров СССР от 23 августа 1974 г. // Справочник партийного работника. М.: Политиздат, 1975. 543 с.

14. Шубочкина Е. Профильное обучение: как решаются проблемы профессиональной ориентации школьников // Народное образование. 2007. № 1. С. 152-154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.