ББК 65.240.591
Т. М. Королева
Трудоустройство молодежи как один из важных аспектов государственной молодежной политики в 1960-1980-е гг. (на примере Восточной Сибири)
T. M. Koroleva
Youth Employment as One of the Most Important Aspects of the State Youth Policy in 1960-1980s (on an Example of East Siberia)
Статья посвящена трудоустройству молодежи Восточной Сибири с 1960 по 1980-е гг. Раскрывается роль профессиональной ориентации как формы привлечения молодежи на производство. Анализируются положительные и отрицательные аспекты профессиональной подготовки и трудоустройства молодых специалистов.
Ключевые слова: молодежь, ударные стройки, трудоустройство молодежи, профориентационная работа.
С 1960-х гг. на территории Восточной Сибири произошло дальнейшее наращивание экономического потенциала, повысилась доля промышленности в общественном производстве. В исследуемый период возводились крупнейшие промышленные объекты, прокладывались железнодорожные магистрали, для строительства которых требовались образованные, высококвалифицированные специалисты. Города Восточной Сибири имели особую возрастную структуру, основу которой составляла молодежь. Поэтому особое внимание комсомол и профсоюзы уделяли вопросам трудоустройства и профессиональной подготовки молодежи, создания необходимых условий для ее труда.
По инициативе комсомола были приняты постановления, касающиеся труда, образования, быта, досуга молодежи, направленные на сохранение молодых рабочих на производстве, введение брони — определенного процента рабочих мест специально для подростков, установление для них полного заработка при сокращенном трудовом дне. По инициативе комсомола были учреждены школы фабрично-заводского обучения. Комсомол добился своего представительства в государственных и профсоюзных органах с целью осуществления контроля за ходом реализации прав молодежи, а также проявил себя в развертывании кооперативного движения.
Особый акцент был сделан на привлечение молодежи к труду, обеспечение в 1960-1980-е гг. важнейших строек страны постоянными рабочими кадрами. В это время были опубликованы различные постанов-
The article explores the youth employment in Eastern Siberia during the period from 1960 to 1980s. It examines the role of professional orientation as a form to engage young people in the industry. The researcher analyzes the positive and negative aspects of training and employment of young specialists.
Key words:youth, great buildings, youth employment, professional orientation work.
ления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о трудоустройстве молодежи. Так, согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 сентября 1957 г. № 1112 «О вовлечении в промышленное и сельскохозяйственное производство молодежи, окончившей средние общеобразовательные школы» крайкомы и обкомы КПСС, исполкомы краевых, областных и городских Советов депутатов трудящихся обязаны были обеспечить вовлечение всей молодежи в промышленное и сельскохозяйственное производство, охватить ее профессиональным обучением, обращая особое внимание на трудоустройство девушек; пресекать неправильные действия отдельных руководителей предприятий и строек, отказывающих в приеме на работу молодежи, окончившей среднюю школу, и подросткам. Руководители предприятий, организаций и строек обязаны были обеспечить хорошую организацию обучения молодых рабочих и создать им необходимые жилищно-бытовые условия. Впоследствии, начиная с 1966 г., стали выделять в планах по труду, в пределах утвержденного фонда заработной платы, отдельной строкой фонд заработной платы, необходимый для оплаты труда подростков [1].
Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 83 от 2 февраля и № 213 от 4 марта 1966 г. «О мероприятиях по расширению обучения и устройству на работу в народное хозяйство молодежи, оканчивающей общеобразовательные школы в 1966 г.» обязывали Совет Министров союзных республик, министерства и ведомства СССР организовать (с учетом потребности отраслей народно-
го хозяйства в кадрах) широкую сеть краткосрочных курсов с отрывом от производства со сроком обучения до 6 месяцев, а по наиболее сложным профессиям — до одного года, на предприятиях, а также при профессионально-технических училищах (по договорам с предприятиями, строительными и другими организациями и за счет их средств) для подготовки из числа молодежи, окончившей средние школы, квалифицированных рабочих для промышленности, строительства, транспорта, связи, коммунальных предприятий, совхозов, колхозов и других предприятий и организаций. Для профессионального обучения молодежи выделялись наиболее подготовленные инженеры, техники и квалифицированные рабочие, способные обеспечить не только профессиональную подготовку, но и правильное воспитание молодых людей. Данное постановление запрещало занимать для использования не по прямому назначению учебно-производственные, культурно-бытовые и жилые помещения профессионально-технических училищ, а также учебные комбинаты, цехи, участки, пролеты, мастерские, в которых производилось профессионально-техническое обучение рабочих [2; 3].
Придавая большое значение работе по трудоустройству абитуриентов, не зачисленных в вузы и ссу-зы, комитеты ВЛКСМ создавали штабы по их трудоустройству. Активно проводилась профориентационная работа со стороны как учебных заведений, так и предприятий. В течение всего учебного года в школы Восточной Сибири поступала необходимая информация для учащихся выпускных классов и их родителей от учебных заведений о специальностях и потребности в специалистах для предприятий промышленности, транспорта, строительства, колхозов и совхозов. В школах оформлялись уголки, залы трудовой славы. Школы с участием промышленных и сельскохозяйственных предприятий проводили большую работу по ознакомлению школьников с современным производством, рабочими профессиями. Организовывали для учащихся и родителей консультации по выбору профессии, активно использовали в этих целях встречи с передовиками производства и ветеранами труда, экскурсии на заводы, фабрики, в колхозы и совхозы, трудовое обучение, внеклассную работу по техническому творчеству. Так, с целью пропаганды профессий, привлечения молодежи на Читинский камвольно-суконный комбинат в районы области неоднократно выезжали с лекциями и беседами комсомольские работники, агитавтобус областного комитета комсомола совместно с молодыми работниками комбината [4, л. 4].
В 1965 г. по инициативе комитета ВЛКСМ Читинского медицинского института была создана школа «Юный медик Забайкалья» для школьников старших классов городских школ с целью познакомить их с профессией врача, медициной. Занятия вели студенты-отличники. В 1973-1974 учебном году
в школе занимались 90 учащихся. Организовывались и заочные консультации для учащихся школ области [5, л. 5]. В целях координации работы по профессиональной ориентации учащейся молодежи в 1971 г. был создан Иркутский областной межведомственный совет по профессиональной ориентации [6, л. 5]. В 1974 г. студенты вузов Иркутска в целях проведения профориентационной работы школьников и молодежи Иркутской области организовали агитпоход «Кем быть?» [7, л. 92]. В целях координации профориентационной работы с учащимися школы при комитете ВЛКСМ совхоза «Дружба» Бурятской АССР был создан Совет по профориентации школьников. Под его руководством специалисты, передовики производства, ветераны труда знакомили учащихся с сельскохозяйственными профессиями, давали информацию о потребностях хозяйства в кадрах [8, л. 18]. Авиационный завод Бурятии создал профкаби-неты в школах № 6, 22, 46, 36, СГПТУ-11. Были размножены анкеты для учащихся, родителей, классных руководителей, положения, проспекты, материалы по истории завода, проведены экскурсии в заводской музей трудовой славы с охватом 3000 чел., организовано чтение лекций по основным рабочим профессиям. Регулярно профориентационная работа освещалась в заводской газете «Полет» [8, л. 27]. В школах Читинской области на выпускных вечерах вместе с аттестатами школьники получали свидетельства об освоении ими рабочих профессий (шофера, лесовода, овощевода, механизатора) [9, л. 5].
Огромную роль в воспитании и обучении молодежи играли трудовые коллективы предприятий. За школами закреплялись базовые предприятия, которые осуществляли над ними шефство. Так, Иркутский алюминиевый завод шефствовал над Шелеховской школой № 11. Вопросы воспитания детей обсуждались в цехах завода, на заседаниях комитета ВЛКСМ, заводского содействия школе. Все учащиеся школы побывали на заводе, изучили его историю. В свою очередь, школьники подготовили концерт художественной самодеятельности и выставку своих работ [10, л. 19-20]. Братская ГЭС являлась шефом средней школы № 26. В 1989 г. данное предприятие израсходовало 31083 руб. на приобретение оборудования, провело текущий ремонт школы, осуществляло экскурсионное обслуживание и т. д. Десять подростков после окончания данной школы пришли работать на Братскую ГЭС [11, л. 41]. В результате активной пропаганды около 100 выпускников города Саяногорска пришли в 1977 г. на строительство Саяно-Шушенской ГЭС для работы штукатурами, малярами, плотниками-бе-тонщиками. Эти специальности выпускники школ получали, обучаясь в учебно-производственных комбинатах [12, л. 369].
Большую работу среди десятиклассников по организованной отправке их на постоянную работу в кол-
хозы и совхозы, промышленные предприятия проводили комсомольские организации Бурятской АССР. В частности, организовывались балы десятиклассников, проводились беседы о выборе профессий, встречи с передовиками сельского хозяйства, руководителями колхозов и совхозов [13, л. 138]. Кадрами обеспечивались все отрасли народного хозяйства данного экономического района, их закрепление и рациональное использование. Создавались городские, районные, областные, краевые штабы по трудоустройству выпускников. В каждом из районов разрабатывался и утверждался план направления выпускников на Всесоюзные и местные ударные стройки, в народное хозяйство [12, л. 368]. Так, в 1980 г. в Читинской области средние общеобразовательные школы окончили 11558 чел.. из них было трудоустроено 4224, в том числе по комсомольским путевкам — 1260; поступило на учебу — 6450, в том числе в вузы — 2403, в СПТУ — 2216, в военное училище — 125; не работали и не учились 133 чел. [14, л. 1]. В колхозе «Коммунист» Улан-Удэнского сельского района был организован учебный комбинат, в котором обучалось 12 механизаторов, 40 чабанов, 24 полевода, 60 работников молочно-товарной фермы, всего 134 колхозника [15, л. 54].
Важной формой вовлечения учащихся старших классов в общественно-полезный труд, подготовки их к производительному труду являлись межшколь-ные учебно-производственные комбинаты (УПК). Первоначально УПК рассматривались как опорные пункты допрофессиональной подготовки, учебные заведения, призванные знакомить школьников с требованиями современного производства, готовить их психологически к выбору профессии. Но затем в связи с проведением реформы общеобразовательной и профессиональной школы на них делалась ставка как на основной канал получения рабочей профессии в рамках учебного заведения. Например, в 1982 г. 187 школьников обучалось в УПК камвольно-суконного комбината Читинской области [16, л. 1].
Анализ архивных документов показал, что вся профориентационная работа, проводившаяся учебными заведениями и предприятиями, сводилась преимущественно к профинформации и профпропаганде, т. е. проведению Дней открытых дверей, тематическим вечерам, встречам с ветеранами, специалистами, экскурсиям на предприятия, диспутам старшеклассников на тему «Кем быть?» Практически не использовались такие формы профориентационной работы, как профконсультации и профотбор. Это также влияло на текучесть кадров. Взгляды на профориентационную работу в разные годы были различны: в 1950-е гг. ее не воспринимали серьезно, в 1960-е гг. к ней стали проявлять интерес, в 1970-е гг. — стали рассматривать как панацею от всех бед, средство решения всех проблем трудового воспитания, в 1980-е гг. в связи с проведением школьной реформы профориентация
привлекает внимание общества и развивается, становится общим делом школы, семьи, трудовых коллективов, государства.
О том, что молодежь с энтузиазмом приезжала работать на предприятия Восточной Сибири, свидетельствуют документальные материалы архивов предприятий и опубликованные работы. Особой проблемой являлось закрепление молодых кадров на предприятиях Восточной Сибири. Закрепление молодежи, прибывшей из центральных и западных районов страны в данный регион, составляло лишь 14,1%. Эти вопросы обсуждались, например, на конференции молодых специалистов Братского лесопромышленного комплекса (БЛКП) в апреле 1969 г. [17, л. 8].
В целях сокращения текучести инженерно-технических кадров и их закрепления руководство Усольского химического комплекса практиковало прием специалистов из вузов сибирской зоны и подготовку их из числа производственников в вечерних и заочных отделениях техникумов и институтов. Комитет комсомола строительства БЛПК проводил определенную работу по закреплению приезжающей на стройку молодежи. В январе 1969 г. был издан приказ начальника строительства, согласно которому все вопросы по приему и увольнению, награждению, повышению квалификации решали совместно с комитетом комсомола. С молодыми людьми, приезжающими на стройку, проводились беседы, выяснялись их интересы, образование, спортсменов и участников художественной самодеятельности брали на заметку, на каждого молодого рабочего заводилась карточка. Имеющих профессию устраивали по специальности, остальных обучали на электросварщика, бетонщика, монтажника, шофера, компрессорщика. Тех, кто хотел учиться, отличился хорошей работой, общественной деятельностью, направляли на учебу в техникумы и институты за счет производства. Только в 1969-1970 гг. было направлено на учебу 7 чел. [18, л. 12]. В 1961 г. около 300 молодых строителей направлены в вузы по путевкам строительных организаций [19, л. 77]. Активное участие в направлении передовых рабочих, колхозников в вузы и техникумы принимали комитеты комсомола Аларского района. Так, комитет комсомола совхоза «Бахтайский» рекомендовал более 20 чел. на учебу за счет средств хозяйства. Лучший механизатор совхоза «Нельхайский» Владислав Долбеев был направлен на учебу в Университет дружбы народов им. П. Лумумбы [20, л. 96-96]. На Читинской ГРЭС в 1971 г. прошли обучение 15 новых рабочих, повысили квалификационные разряды 84 чел., вторые профессии получили 29 чел., прошли техническое обучение 337 чел. [21, л. 99].
Информация о трудоустройстве выпускников школ в Восточной Сибири представлена в таблицах 1 и 2 [12, л. 371, 382, 455, 468-470; 22, л. 102; 23, л. 285; 24, с. 113; 25, с. 130; 26, с. 10-31; 27, с. 420; 28, с. 422].
Таблица 1
Трудоустройство выпускников общеобразовательных школ Красноярского края и Читинской области в 1970-е гг.
Показатель Красноярский край Читинская область
1976 г. 1977 г. 1976 г 1977 г.
10-е классы 8-е классы 10-е классы 8-е классы 10-е классы 10-е классы
Всего выпускников 30957 58478 32060 50634 11073 13079
Поступили в вузы 7268 — 6875 — 1769 4467
Поступили в техникумы 6612 8180 6318 6980 2122
Поступили в ПТУ 3684 10316 4120 9718 1168 2082
Продолжают учебу в девятом классе — 37161 — 31125 — —
Трудоустроено 11468 2547 13251 2515 5150 6179
В том числе по комсомольским путевкам 7458 1658 7969 1553 1588 1568
В легкую промышленность 2682 440 2108 112 1430 1680
В строительство 816 386 1825 199 567 372
В сферу обслуживания 1862 300 922 259 790 870
В сельское хозяйство 2098 532 3114 983 1595 2592
Другие организации 4010 889 5282 962 768 665
Нетрудоустроено 1925 274 1496 296 864 351
Таблица 3
Трудоустройство молодых людей, не прошедших по конкурсу в высшие учебные заведения Красноярского края и Читинской области в 1977 г.
Наименование учебного заведения § е ие л с 3 ё Всего подано заявлений Проведено собеседований Всего направлено по комсомольским путевкам
Из них на ударные комсомольские стройки
Красноярский политехнический институт 2050 3486 1420 166 89
Сибирский технологический институт 1400 2192 751 74 54
Красноярский университет 450 1620 1170 49 39
Красноярский педагогический институт 780 2105 1424 50 50
Красноярский институт цветных металлов 900 1543 633 39 36
Красноярский медицинский институт 600 2007 1402 68 27
Красноярский сельскохозяйственный институт 500 1230 587 57 32
Абаканский педагогический институт 500 1118 590 18 14
Лесосибирский педагогический институт 150 365 148 9 4
Норильский вечерний индустриальный институт 150 490 275 - -
Читинский государственный медицинский институт 450 1151 700 35 14
Читинский государственный педагогический институт им. Н. Г. Чернышевского 780 1707 902 20 3
Читинский политехнический институт 575 1383 600 41 23
ИТОГО 9285 20397 10602 626 385
Данные таблиц 1 и 2 показывают, что особое значение придавалось занятости молодежи. Трудоустройство выпускников общеобразовательных школ являлось важнейшей государственной задачей, которой занимались межведомственные советы, в состав которых входили представители комсомольских организаций. Молодежь, не прошедшую по конкурсу в вузы и ссузы, трудоустраивали отделы студенческой и рабочей молодежи, горкомы, райкомы ВЛКСМ, комитеты вузов. Согласно постановлению Иркутского ОК ВЛКСМ от 25 августа 1973 г. «О трудоустройстве выпускников средних общеобразовательных школ», ответственными за трудоустройство выпускников средних общеобразовательных школ являлись комитеты комсомола, в частности, первые секретари окружкома, горкома, райкома комсомола [29, л. 93]. Во всех вузах, техникумах, училищах были созданы штабы по трудоустройству. К 1978 г. в Читинской области организовано 36 штабов и комиссий по трудоустройству выпускников при горкомах, райкомах комсомола. Городской штаб проводил рейды-проверки предприятий и организаций по готовности и приему выпускников школ, соблюдению установленных льгот, трудового законодательства для молодежи и подростков.
В Чернышевском районе Читинской области при райкоме комсомола создан клуб старшеклассников, который решал вопросы трудового воспитания [9, л. 2-3]. Главное внимание штабы уделяли направлению молодежи на работу на Всесоюзные, краевые и областные ударные комсомольские стройки, колхозы, совхозы. Из указанных абитуриентов создавались отряды [30, л. 148]. В Восточной Сибири «Комсомольский прожектор» проводил рейды по выявлению потребностей предприятий, совхозов, колхозов в кадрах. Информация доводилась до учащихся выпускных классов и их родителей. Публиковался специальный справочный материал [23, л. 282-283]. Стенды, плакаты, альбомы и другие материалы знакомили абитуриентов с характером предстоящей трудовой деятельности, с жилищными, бытовыми, производственными условиями. Представители предприятий и строек, на которые направлялись абитуриенты, организовывали встречи с руководителями, передовыми рабочими. Следовательно, работа велась в тесном контакте с предприятиями, стройками, колхозами и совхозами. В ряде районов Бурятии проходили балы десятиклассников, проводились беседы о выборе профессии, встречи с передовиками сельского хозяйства, с руководителями колхозов и совхозов. В 1960 г. в Тункинском районе слет десятиклассников был проведен на ферме, где трудились прошлогодние выпускники Жемчугской средней школы [13, л. 138].
Хорошая система работы по трудоустройству абитуриентов сложилась в Красноярском политехниче-
ском и Красноярском медицинском институтах, где абитуриенты, не прошедшие по конкурсу, традиционно направлялись на производство по комсомольским путевкам в виде ударных отрядов, и связь комитетов ВЛКСМ с ними поддерживалась на протяжении всего года. Всего по комсомольским путевкам комитетов ВЛКСМ вузов Красноярского края трудоустроено 530 абитуриентов, не прошедших по конкурсу, скомплектовано 9 ударных отрядов, 345 человек направлено на всесоюзные и краевые ударные комсомольские стройки.
Большое внимание уделялось распределению молодых специалистов. Постановление Совета Министров СССР от 15 июня 1967 г. «О сроках персонального распределения молодых специалистов, оканчивающих дневные высшие и средние специальные учебные заведения» установило персональное распределение молодых специалистов, оканчивающих дневные высшие и средние специальные учебные заведения. Распределение молодых специалистов производилось не позднее чем за 4 месяца до окончания ими учебных заведений [31, с. 123].
В 1970-х гг. в стране сформировался новый элемент системы специального образования — средние профтехучилища (СПТУ). Количество профессионально-технических училищ (ПТУ) с каждым годом возрастало, так как предполагалось, что профессионально-техническое образование должно базироваться на средних ПТУ и технических училищах, осуществлявших прием выпускников средней школы. В 1969 г. Кокуйское ГПТУ № 4 и ГПТУ N° 7 в Чите были преобразованы в СПТУ и провели два выпуска, подготовив для Сретенского судостроительного завода и строек Читинской области 484 рабочих со средним образованием. В 1973 г. в СПТУ преобразованы Борзинское ГПТУ № 5, Петровск-Забайкальское ГПТУ № 12, Читинское ГПТУ № 14. В 1973 г. в Читинской области функционировало 10 СПТУ и 2 техучилища, в которых обучалось 3000 чел. [32, л. 21-22]. В 1977-1978 учебном году в профтехучилища Красноярского края было направлено по комсомольским путевкам 12 тыс. юношей и девушек [33, л. 203-204].
Среднее профессионально-техническое училище являлось основной формой планомерной подготовки квалифицированных рабочих кадров, а также переподготовки их для соответствующих отраслей народного хозяйства. Создавалось оно на базе предприятия (объединения, организации) с численностью работников 2 тыс. чел. и более при наличии необходимой учебно-материальной базы и инженерно-педагогических кадров, а в сельской местности, как правило, в каждом административном районе и входило в состав районного агропромышленного объединения. Для предприятия с меньшей численностью работников училище могло создаваться на основе отраслевой или межведомственной кооперации [34,
с. 552-553]. Базовое предприятие оказывало помощь в обеспечении училища инженерно-педагогическими кадрами, привлекая специалистов производства, наставников молодежи, ветеранов и передовиков труда, а также рабочих и инженерно-технических работников. Базовое предприятие обеспечивало училище производственными заказами, отвечающими требованиям учебных программ. Базовое предприятие участвовало в организации быта и отдыха учащихся и работников СПТУ, в частности, выделяло им путевки в санатории-профилактории, пансионаты, на базы отдыха, находящиеся на балансе предприятия. Результаты совместной работы подводились на совместных совещаниях руководителей базовых предприятий, секретарей комитета комсомола, директоров школ и работников народного образования. Так, в 1986 г. в специальном управлении строительства «Братскгэсстрой» состоялось совместное совещание руководителей базовых предприятий, секретарей парткомов, председателей профкомов, секретарей комитета комсомола, директоров школ и работников народного образования. С отчетным докладом о проделанной работе выступил заместитель начальника Братскгэсстроя Н. Г. Букарев, который отметил: «Подразделениями Братскгэсстроя проделана определенная работа по выполнению Постановления «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организаций их общественно-полезного производительного труда». Все предприятия закреплены за общеобразовательными школами. Только через учебный комбинат Братскгэсстроя в 1986 г. прошли обучение по различным строительным профессиям 175 учащихся средних школ. И, что самое важное, все учащиеся проходили практику на рабочих местах» [35, с. 2]. Но трудовое воспитание школьников не ограничивалось областью промышленного производства. Так, между руководством ЗЖБИ-1, школой № 34 г. Братска, совхозом «Бикей» был заключен договор на выполнение в летний период силами учащихся ряда сельскохозяйственных работ [36, л. 34]. Следовательно, расширялась связь с общеобразовательными школами, трудовыми коллективами, родителями.
С целью привлечения абитуриентов в учебные заведения Восточной Сибири средства массовой информации активно освещали опыт работы лучших педагогических коллективов профессионально-технических учебных заведений, базовых предприятий, молодых рабочих — выпускников училищ.
Некоторые предприятия недостаточно уделяли внимания подготовке кадров через систему профтехобразования (тесты Забайкалуголь, Читацелинстрой, Забайкалзолото, управления пищевой, мясной промышленности, сельского хозяйства, Забайкальской железной дороги, Петровск-Забайкальский металлур-
гический завод). Данные предприятия неудовлетворительно проводили работу по отбору и направлению девушек в профтехучилища. Руководители объединений, предприятии, строек не оказывали надлежащей помощи профтехучилищам по созданию материальнотехнической базы, в организации производственной практики, повышении культурно-технического уровня учащихся, не заботились о создании должных условий для производительного труда, быта и культурного досуга молодых рабочих. Все это создавало большую текучесть кадров [37, л. 60-62].
Определенная работа проводилась по трудоустройству демобилизованных воинов. Интересен опыт работы сельских комсомольских организаций Восточной Сибири. Комсомольские организации сёл не теряли связи со своими земляками и во время их службы в армии. В частности, высылали в воинские части районную газету, организовывали встречи односельчан с воинами, прибывшими в отпуск. Демобилизованным воинам комитеты ВЛКСМ помогали трудоустроиться, решить вопрос дальнейшей учебы. Всем, кто оставался работать в хозяйстве, выплачивались единовременные пособия в размере 200-300 руб. Из числа уволенных в запас в 1972 г в Боханском районе половина воинов осталась работать в своих хозяйствах [38, л. 12]. Постоянную связь поддерживали комсомольцы колхоза «Сибиряк» Тункинского производственного управления с воинскими частями, в которых служили юноши, призванные из колхоза. Большая часть демобилизованных воинов (от 80 до 90 %) возвращалась работать в колхоз. Это было связано с тем, что на торжественных проводах призывников им вручались наказы односельчан, на Доске Почета рядом с портретами передовиков села находились фотографии воинов-от-личников. За служащими в армии сохранялось их рабочее место [39, л. 20].
Таким образом, на территории Восточной Сибири в исследуемый период осуществлялось грандиозное строительство, направленное на создание мощностей экономической базы для дальнейшего развития народного хозяйства страны. Восточная Сибирь занимала ведущее место по масштабам энергетического и промышленного строительства, по темпам и достигнутому уровню развития народного хозяйства, науки и культуры. Производство отличалось глубокими и быстрыми изменениями в технике, поэтому основная задача обучения как раз и заключалась в подготовке таких рабочих, которые могли бы быстро осваивать новшества, а для этого они должны овладеть научными основами своей профессии. В выполнении больших строительных работ в Восточной Сибири решающая роль принадлежала молодежи, поэтому особое внимание уделялось трудоустройству и профессиональной подготовке молодых людей, созданию необходимых условий для их труда.
Библиографический список
1. О вовлечении в промышленное и сельскохозяйственное производство молодежи, окончившей средние общеобразовательные школы : Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 сентября 1957 г № 1112 // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа».
2. О мероприятиях по расширению обучения и устройству на работу в народное хозяйство молодежи, оканчивающей общеобразовательные школы в 1966 г. : Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 февраля 1966 г. № 83 // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа».
3. О мероприятиях по расширению обучения и устройству на работу в народное хозяйство молодежи, оканчивающей общеобразовательные школы в 1966 г. : Постановление Бюро ЦК КПСС по РСФСР, Совета Министров РСФСР от 4 марта 1966 г. № 213 // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа».
4. Государственное казенное учреждение Государственный архив Забайкальского края (ГКУ ГАЗК). — Ф. П-37. — Оп. 36. — Д. 35.
5. ГКУ ГАЗК. — Ф. П-37. — Оп. 32. — Д. 45.
6. Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). — Ф. 185. — Оп. 16. — Д. 47.
7. ГАНИИО. — Ф. 185. — Оп. 18. — Д. 90.
8. Национальный архив Республики Бурятия (НАРБ). — Ф. П-36. — Оп. 19. — Д. 23.
9. ГКУ ГАЗК. — Ф. П-37. — Оп. 36. — Д. 38.
10. ГАНИИО. — Ф. 5421. — Оп. 1. — Д. 45.
11. Архивный отдел администрации г. Братска. — Ф. Р-137. — Оп. 1. — Д. 755.
12. Архивное агентство администрации Красноярского края (АААКК). — Ф. П-1474. — Оп. 23. — Д. 34.
13. НАРБ. — Ф. П-36. Оп. 1. — Д. 4047.
14. ГКУ ГАЗК. — Ф. П-37. — Оп. 40. — Д. 43.
15. НАРБ. — Ф. П-36. — Оп. 3. — Д. 1.
16. ГКУ ГАЗК. — Ф. П-37. — Оп. 45. — Д. 49.
17. ГАНИИО. — Ф. 4801. — Оп. 1. — Д. 24.
18. ГАНИИО. — Ф. 4862. — Оп. 3. — Д. 104.
19. АААКК. — Ф. П-26. — Оп. 30. — Д. 1.
20. ГАНИИО. — Ф. 185. — Оп. 13. — Д. 36.
21. ГКУ ГАЗК. — Ф. П-3. — Оп. 23. — Д. 23.
22. АААКК. — Ф. П-1474. — Оп. 22. — Д. 14.
23. АААКК. — Ф. П-1474. — Оп. 22. — Д. 16.
24 Народное хозяйство Иркутской области: статистический сборник. — Иркутск, 1981.
25. Народное хозяйство Иркутской области: статистический сборник. — Иркутск, 1987.
26. Костюк В. Г., Траскунова М. М., Константинов-ский Д. Л. Молодежь Сибири: образование и выбор профессии. — Новосибирск, 1980.
27. Народное хозяйство РСФСР в 1970 г. — М., 1971.
28. Народное хозяйство СССР за 70 лет : юбилейный статистический ежегодник. — М., 1987.
29. ГАНИИО. — Ф. 185. — Оп. 18. — Д. 52.
30. ГАНИИО. — Ф. 185. — Оп. 18. — Д. 96.
31. О сроках персонального распределения молодых специалистов, оканчивающих дневные высшие и средние специальные учебные заведения : Постановление Совета Министров СССР от 15 июня 1967 г. № 542 // Справочник партийного работника. — М., 1968.
32. ГКУ ГАЗК. — Ф. Р-6. — Оп. 1. — Д. 5037.
33. АААКК. — Ф. П-1474. — Оп. 23. — Д. 32.
34. Об утверждении положения о среднем профессионально-техническом училище : Постановление Совета Министров СССР от 22 февраля 1985 г. // Справочник партийного работника. — М., 1986.
35. Программа по воспитанию молодой рабочей смены // Огни Ангары. -1986. — 18 дек.
36. Архивный отдел администрации г. Братска. — Ф. Р-90. — Оп. 1. — Д. 93.
37. ГКУ ГАЗК. — Ф. Р-6. — Оп. 1. — Д. 4538.
38. ГАНИИО. — Ф. 185. — Оп. 18. — Д. 54.
39. НАРБ. — Ф. П-36. — Оп. 1. — Д. 4111.