АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ 60—80-е годы XX в.
Сергей Сергеевич БАЛДИН,
кандидат исторических наук
В начале 60-х годов XX в., когда учебные заведения профтехобразования на Дальнем Востоке были немногочисленными и имели слабую учебно-производственную базу, работа по профориентации по существу отсутствовала. Комплектование училищ предварялось кратковременными кампаниями по набору учащихся, проводившимися в основном силами педагогических коллективов учебных заведений.
Впоследствии переход ко всеобщему среднему образованию, который, по мнению автора, являлся преждевременным и во многом противоречил реально сложившейся социально-экономической ситуации в стране, а также быстрый рост сети профтехучилищ привели к определенным трудностям в работе по выполнению планов набора учащихся. Численность выпускников восьмых классов общеобразовательных школ не соответствовала планам приема их в девятые классы, в профтехучилища и в средние специальные учебные заведения. Естественно, в худшем положении оказалась профтехшкола. В результате училища дальневосточного региона, готовившие рабочих на базе восьмилетней школы, пополнялись за счет выпускников восьмых классов только на 60—65%. Остальными учащимися были подростки, ранее оставившие школу, демобилизованные воины и рабочие, обучавшиеся в филиалах сельских училищ1.
Существенные изменения, внесенные в систему профтехобразования в конце 60-х—70-х годах прошлого столетия, привели к тому, что вопросы своевременного и качественного приема учащихся в профтехучилища приобрели особую актуальность. В связи с этим комплексная перспективная работа по профессиональной ориентации школьников, их подготовка к выбору профессии с учетом растущих потребностей экономики страны в квалифицированных рабочих кадрах стала одной из важнейших государственных задач.
Переход ко всеобщему среднему образованию во многом изменил дальнейшую судьбу выпускников средней школы. Большинство из них не имели возможности продолжать обучение в вузах, так как не были востребованы высшей школой. И, наоборот, научно-технический прогресс потребовал притока в производство грамотных, высококвалифицированных рабочих и специалистов. Все это поставило проблему ориентации учащейся молодежи на рабочие профессии в ряд актуальных социально-экономических проблем. Ситуация осложнялась традиционной установкой старшеклассников, их родителей и учителей на высшее образование, недостаточной работой школ по
трудовому воспитанию и профессиональной ориентации учащихся. В результате значительная часть выпускников школ не была подготовлена к труду на производстве и к обучению в профтехучилищах. Стала очевидной необходимость более широких организационных мероприятий.
В 1969 г. власти СССР приняли постановление «Об улучшении работы по профессиональной ориентации учащейся молодежи», в котором был обобщен первый опыт профориентационной работы и намечены меры по ее улучшению2. В частности, было рекомендовано создать межведомственные советы по профориентации при министерствах просвещения республик, обл(край)оно и других органах народного образования с широким привлечением заинтересованных организаций. В результате профориентация в школах несколько активизировалась, улучшилась организация трудового обучения. В последующие годы был накоплен положительный опыт работы школ, профтехучилищ и базовых предприятий по пропаганде рабочих профессий, ориентации молодежи на труд в народном хозяйстве и учебу в профтехучилищах. Главные направления этой работы излагались в постановлениях правительства СССР от 20 июня 1972 г. «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию и дальнейшем развитии общеобразовательной школы», от 23 августа 1974 г. «Об организации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся» и от 22 декабря 1977 г. «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду»3. С принятием этих решений начала складываться государственная система профессиональной ориентации.
Местные органы власти Дальнего Востока провели целый комплекс мероприятий, в этой области. Важную роль стали играть созданные при исполнительных комитетах Советов депутатов трудящихся межведомственные краевые (областные), городские и районные советы по профессиональной ориентации. Они являлись координационными центрами комплексной организации трудового воспитания молодежи. Особое внимание при этом уделялось совместной работе школ и профтехучилищ. Повсеместно управления профтехобразования и отделы народного образования ежегодно издавали приказы о проведении профориентационной работы среди школьников. Властями ежегодно утверждались планы работы органов народного и профессионально-технического образования по ориентации учащихся общеобразовательных школ на рабочие профессии.
Во исполнение этих планов многие школы вместе с профтехучилищами организовывали работу среди школьников. Велось шефство над учениками шестых, седьмых и восьмых классов общеобразовательных школ. Для учащихся школ работали технические кружки под руководством мастеров производственного обучения профтехучилищ. Проводились совместные заседания педагогических советов и комитетов комсомола, ученических общественных организаций, а также спортивные соревнования, туристские походы. Перед учащимися школ и их родителями выступали руководители, преподаватели и мастера производственного обучения, в учебных заведениях профтехобразования проводились Дни открытых дверей, выставки технического творчества, экскурсии школьников на промышленные и сельскохозяйственные предприятия.
Плодотворная работа по профессиональной ориентации школьников велась в Анивском районе Сахалинской области. Межведомственный совет координировал деятельность педагогических коллективов среднего сельского профтехучилища № 1 пос. Новоалександровска, трех средних школ и совхозов рай-
она. Старшеклассники обучались вождению автомобилей и сельскохозяйственных машин, основам животноводства и агротехники. Коллектив ССПТУ № 1, возглавлявшийся заслуженным учителем профтехобразования РСФСР Виктором Давыдовичем Гуревичем, активно использовал такие формы профориентационной работы, как выезды своих учащихся на учебных тракторах в школы, где они проводили конкурсы на лучшего тракториста, давали концерты собственного эстрадного ансамбля и агитбригады. В 1980-е годы в училище сложилась целая система мероприятий по пропаганде профессий, по которым велось обучение. В результате численность учащихся была доведена до тысячи человек. Набор заканчивался в марте, а конкурс составлял 3 чел. на место. Популярность училища среди школьников значительно выросла4.
Во второй половине 1970-х годов появились новые формы работы: профориентационные недели и месячники, клубы и киноклубы, автопробеги. Ежегодно в Амурской области и Приморском крае проводились недели славы рабочих профессий, слеты и собрания выпускников школ, перед которыми выступали представители властных структур, хозяйственные руководители, ветераны труда и передовики производства — воспитанники профтехшколы. Участники слетов и собраний принимали обращения к учащимся общеобразовательных школ с призывом поступать учиться в профессионально-технические училища.
И все-таки связь школ и профтехучилищ оставалась слабой. Несмотря на то, что органы образования разрабатывали планы совместных мероприятий по профориентации, в большинстве случаев профтехучилища и школы вели эту работу независимо друг от друга, часто преследуя разные цели. Как правило, профориентация в школах велась бессистемно, выбор профессий, с которыми знакомились старшеклассники, во многом был случайным, школьные кабинеты работали формально, ограничиваясь определенным набором стендов. К тому же их количество было явно недостаточным. Например, в Приморском крае в середине 80-х годов только 23% школ имели такие кабинеты5.
Ориентация на рабочие профессии, оказывавшая непосредственное влияние на комплектование учебных заведений профтехобразования, проводилась прежде всего силами коллективов училищ. В 70—80-е годы наиболее распространенной формой пропаганды были выступления работников и учащихся профтехучилищ перед школьниками, организовывались вечера «Здравствуй, профессия», Дни открытых дверей, выставки технического творчества, спортивные встречи учащихся профтехучилищ со школьниками, концерты коллективов художественной самодеятельности, выступления агитбригад, создавались «Уголки абитуриента», использовались возможности средств массовой информации.
Одним из важных направлений коллективы училищ считали работу с родителями школьников, многие из которых негативно относились к поступлению своих детей в профтехучилища. В Амурской области, например, неделя славы рабочих профессий завершалась собраниями родителей старшеклассников «Будущая профессия вашего ребенка». Совет по профориентации среднего профтехучилища № 2 Комсомольска-на-Амуре такую работу начинал через заводские многотиражки базового предприятия и заканчивал на родительских собраниях школы6.
Показателен опыт профориентационной работы, накопленный педагогическим коллективом профтехучилища № 24 пос. Углового, который на протяжении ряда лет возглавлял заслуженный учитель профтехобразования Российской Федерации М.М. Хмельницкий. Она проводилась на основе совместного плана
профориентации Артемовского горкома ВЛКСМ, школ города, училища и базового предприятия. В течение всего года организовывались совместные мероприятия: вечера, диспуты, конференции, спортивные соревнования. Мастерские профтехучилища предоставлялись школам для проведения занятий по труду. На базе ГПТУ № 24 действовали кружки технического творчества школьников, руководили которыми мастера производственного обучения училища, проводились семинары-практикумы преподавателей труда школ города. Одним из важных направлений профориентации коллектив ГПТУ № 24 считал работу среди родителей. Так, в 1984 г. преподаватели и мастера производственного обучения провели родительские собрания в школах г. Артема на тему «Дороги, которые выбирают наши дети», посетили семьи старшеклассников7. Высокий уровень такого воспитательного процесса, характерный для данного учебного заведения, безусловно, способствовал повышению его эффективности.
Большую работу со школами с. Черниговки Приморского края проводил инженерно-педагогический коллектив сельского профтехучилища № 2, руководил которым в 70—80-е годы заслуженный учитель профтехобразования России Борис Емельянович Скорик. Все учебные группы третьего года обучения шефствовали над восьмыми классами, второго года обучения — над седьмыми и первого года обучения — над шестыми классами школ села. Между училищем и школой были заключены договоры о сотрудничестве, согласно которым учащиеся школ и училища проводили вместе классные часы, собрания, спортивные соревнования, тематические вечера, занятия в кружках технического творчества на базе училища, обучение работе на тракторах. Проходили также совместные занятия в кружках художественной самодеятельности, туристские походы, диспуты, викторины, экскурсии на учебное хозяйство училища, военизированные сборы, устраивались выходы в кино и на концерты. Для учащихся школ и училища были созданы лагеря труда и отдыха. Преподаватели и мастера производственного обучения профтехучилища оказывали помощь в оснащении учебных кабинетов подшефных общеобразовательных школ. Родителей школьников приглашали для того, чтобы они могли составить представление об этом учебном заведении и его материально-технической базе. СПТУ № 2 и Черниговский районный отдел народного образования ежегодно проводили конкурсы на лучший класс и лучшую учебную группу по организации содружества. В результате большой совместной работы училища и средней школы № 1 с. Чернигов-ки ежегодно не менее 30 выпускников восьмых классов школы (третья часть всего выпуска) поступали на учебу в сельское училище № 28.
Интересные формы профориентации и трудовой подготовки школьников выработали коллективы Жариковской средней школы и сельского профтехучилища № 7 пос. Камня-Рыболова Приморского края. Ежегодно в период каникул школьники участвовали в конкурсах по профессиям и спортивных соревнованиях, работали в учебном хозяйстве училища. Все это способствовало тому, что молодежь оставалась на селе, связывая свою судьбу с сельскохозяйственным производством. В результате в 1961—1976 гг. из 546 выпускников Жариковской средней школы 220 (40%) поступили учиться в СПТУ № 79.
Примером хорошей организации профориентационной работы может служить «Месячник пропаганды рабочих профессий», проведенный в феврале— марте 1983 г. в Сахалинской области. В ходе этого мероприятия состоялось 45 Дней открытых дверей, 60 встреч с передовиками производства — выпускниками системы профтехобразования, 59 спортивных встреч учащихся школ
и профтехучилищ, 4 выставки технического творчества, встречи отличников учебы училищ и выпускников школ, конкурсы профессионального мастерства, расширенные совещания с руководителями органов власти и базовых предприятий. В школах области было организовано 130 уголков по профориентации. В период прохождения месячника опубликовано 20 статей в газетах «Советский Сахалин» и «Молодая гвардия». В кинотеатре «Комсомолец» работал кинолекторий «Твоя будущая профессия»10.
Учащиеся школ № 26 и № 36 г. Петропавловска-Камчатского участвовали в работе кружков клуба «Будущий строитель», действовавшего при профтехучилище № 3, старшеклассники школы № 8 этого города — в ансамбле песни и пляски профтехобразования «Рассветы Камчатки». Активно использовались средними школами учебная и спортивная базы профтехучилищ №№ 2, 23, 24, 29, 34, 35 Хабаровского края, ПТУ №№ 1 и 3 г. Магадана, училищ Невельского района Сахалинской области, училища № 7 г. Тынды. Традиционными стали совместные педагогические советы учителей школ и профтехучилищ г. Шах-терска11. Подобную работу выполняли многие коллективы учебных заведений профтехобразования Дальнего Востока, однако в ряде случаев она имела эпизодический характер, активизируясь к концу учебного года. Особенно низкий уровень профориентационной работы был характерен для училищ Магаданской области12.
Хотя к концу 80-х годов контакты между школами и училищами улучшились, они не достигли того уровня, который требовался для целенаправленной систематической работы по ориентации школьников на приобретение рабочих специальностей в системе профтехобразования. Более того, школы объективно выступали в роли конкурентов профтехучилищ. Межшкольные учебно-производственные комбинаты давали старшеклассникам рабочие разряды, не подтвержденные профессиональными навыками, предлагая им достаточно легкий путь получения профессии, минуя профтехучилище.
Этот путь профессионального обучения вызывал серьезные возражения со стороны работников профтехобразования. Уже в 1981 г. на расширенном заседании коллегии Государственного комитета по профтехобразованию РСФСР выступавшие вносили предложения о прекращении практики подготовки общеобразовательными школами рабочих по сокращенной учебной программе без учета фактической потребности предприятий и организаций региона в таких профессиях и специальностях13.
К аналогичному выводу пришли и некоторые ученые. Так, Л.А. Гордон отмечал: «Надо различать общую трудовую подготовку как форму воспитания и конкретное профессиональное образование. Трудовая подготовка должна быть развита во всех школах, но ее лишь в исключительных случаях можно считать формой конкретного образования»14. Жизнь показала малую эффективность межшкольных учебно-производственных комбинатов. Большинство выпускников школ выбирали специальности не по профилю трудового обучения. Однако профессиональная подготовка старшеклассников продолжала осуществляться.
Анализ сводных годовых отчетов управлений профтехобразования Дальнего Востока о приеме молодежи на дневные отделения профессионально-технических и технических училищ показал, что возросло число учащихся с восьмилетним образованием, поступавших в профтехучилища. С 1970 по 1990 г. доля выпускников восьмых классов, принятых в училища в год окончания
школы (от числа всех абитуриентов с образованием 8 классов) возросла в регионе с 63% до 91%15. Безусловно, на такое положение дел повлияла усилившаяся профориентационная работа. Но в основном это объяснялось массовым переводом профтехучилищ в разряд средних, что открыло возможность слабо подготовленной, а также социально не защищенной части восьмиклассников избрать более доступный путь получения среднего образования. Вместе с тем готовность выпускников средней школы к получению профессии в учебных заведениях профтехобразования снизилась за этот период с 86% до 52%. Главной причиной являлась традиционная установка большинства старшеклассников и их родителей на получение высшего или среднего специального образования. В немалой степени это объяснялось также слаборазвитой сетью технических училищ в регионе, готовивших рабочих и специалистов по наиболее сложным профессиям на базе среднего образования16.
Одним из каналов проведения профориентационной работы являлись базовые предприятия. Имеются примеры заинтересованного отношения к этой работе отдельных организаций Дальнего Востока. Так, вопросы профориентации и комплектования подшефного училища № 2 г. Хабаровска регулярно обсуждались на рабочих собраниях Дальмашзавода. На заседаниях заводского профсоюзного комитета председатели цеховых комитетов отчитывались о числе учащихся, поступивших в училище из семей работников цеха17. На заводах им. Ленинского комсомола, им. Ю.А. Гагарина, «Аскольд», «Прогресс», Даль-дизель действовали профориентаторы из числа передовиков производства, организовывались экскурсии на предприятия, предоставлялась база для производственного обучения школьников18.
Специальный совет по профориентации действовал на Лучегорском угольном разрезе Приморского края. Комитет комсомола и подшефная школа создали подростковый клуб «Юный горняк». Результатом работы профориентационного совета и клуба стало комплектование базового училища в основном из местной молодежи. Ежегодно в Тавричанское горное профтехучилище № 26 поступали не менее 40 лучегорских школьников. Это положительно влияло на закрепляемость кадров в угольной отрасли19.Однако большинство предприятий и организаций Дальнего Востока не проявляло заинтересованности в комплектовании своих подшефных училищ. Доля учащихся, направлявшихся ежегодно в профтехучилища по их путевкам, колебалась от 1% (Магаданская и Сахалинская области) до 5% (Приморский край). Наиболее пассивно относились к профориентационной работе строительные организации, совхозы и колхозы, хотя именно они наиболее остро испытывали потребность в квалифицированных рабочих кадрах20.
Крайне недостаточно использовался и такой путь комплектования профтехучилищ, как направление молодежи на учебу отделами по труду при исполкомах местных Советов. Разрабатывавшиеся край(обл)исполкомами планы направления в училища не выполнялись, хотя ежегодно большое число выпускников школ шло на производство, не имея никакой квалификации. В начале 80-х годов, например на Сахалине, более 40% бывших школьников поступало на предприятия учениками, а в Магаданской области отделы по труду не направили в систему профтехобразования ни одного выпускника школы или демобилизованного воина21. Такая же картина наблюдалась и в отношении комсомольских путевок в профтехучилища. Несмотря на призывы XVII и XVIII съездов ВЛКСМ об организации шефства комсомола над комплектованием училищ и принятие
соответствующих постановлений краевыми и областными комитетами ВЛКСМ, на Дальнем Востоке такое шефство было формальным. Комсомольские путевки для поступления в профессионально-технические учебные заведения выпускникам школ выдавались номинально, в основном так называемым «трудновоспитуемым», многие из которых даже не являлись комсомольцами.
Итак, работа по ориентации на рабочие профессии и комплектованию учебных заведений профтехобразования Дальнего Востока велась одновременно с разной долей успеха коллективами профтехучилищ, общеобразовательных школ и базовых предприятий, а также в незначительной степени отделами по труду исполкомов местных Советов и комсомольскими организациями. Характерными ее чертами были: преобладание информационно-ознакомительного метода, стихийность, кампанейщина, отсутствие достаточной координации между различными заинтересованными организациями, отрыв от реальных потребностей в конкретных профессиях экономики региона. С начала 70-х годов появилась тенденция к активизации профориентационной работы. Однако поставить ее на научную основу так и не удалось.
'ТкаличА.П., Балдин С.С. Кузница рабочих кадров. Владивосток, 1981. С. 37.
2 Документы ЦК ВЛКСМ. 1969. М., 1970. С. 298—304.
3 Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М. 1974. Т. 9. С. 111 — i i8;
Т. 10. С. 261—263; Т. 12. С. 179—190.
4 Фридман Е.М., Читаева В.П. Страна Профтех. Южно-Сахалинск, 2002. С. 28—29.
5 Красное знамя. Владивосток, 1984. 16 сент.
6 Чернолуцкая Е.Н. Подготовка кадров для народного образования Дальнего Востока СССР в системе профессионально-технического образования (1969—1985 гг.): Дис. ... канд. ист. наук. Владивосток, 1989. С. 72.
7 Тихоокеан. комсомолец. Владивосток, 1984. 21 июня.
8 Балдин С.С., Моисеенко В.В. Профтехшкола Приморья. История и современность. Владивос-
ток, 2004. С. 158—159.
9 ГАПК. Ф.-П.68. Оп. 7. Д. 38. Л. 8—10, 26—30.
10 Чернолуцкая Е.Н. Подготовка кадров для народного образования Дальнего Востока СССР. С. 73—74.
“ГАКО. Ф. 117. Оп. 1. Д. 555. Л. 11 —12; Амур. комсомолец. Благовещенск, 1981. 22 апр.; Сов. Сахалин. Южно-Сахалинск. 1982. 26 февр.
12 Чернолуцкая Е.Н. Подготовка кадров народного образования Дальнего Востока СССР. С. 73.
13 Профессионально-техническое образование. 1981. №6. С. 55.
14 Рабочий класс и современный мир. 1987. №6. С. 104—105.
15Балдин С.С. Развитие профессионально-технического образования на Дальнем Востоке (1959—1975 гг.) Дис. ... канд. ист. наук. Владивосток, 1979. С. 89; Текущие архивы управлений (комитетов) начального профессионального образования дальневосточного региона: Сводные годовые отчеты о приеме молодежи на обучение в дневные ПТУ и ТУ за 1990 г. Ф. 2. (Подсчит. авт.)
16 Там же.
17 ГАХК. Ф. 1728. Оп. 1. Д. 472. Л. 75.
18 ГАПК. Ф. 616. Оп. 1. Д. 427. Л. 63; ГАХК. Ф. 1728. Оп. 1. Д. 398. Л. 87—88; Д. 415. Л. 29.
19 Красное знамя. Владивосток, 1985. 8 дек.; 1988. 9 апр.
20 Подробно об этом см.: Чернолуцкая Е.Н. Подготовка кадров народного образования Дальнего Востока СССР. С. 81—83.
21 Там же. С. 83—84.
SUMMARY. Problems of preparing school-children for professions of workers are the topic of the article by Candidate of Historical Sciences Sergei Baldin “Professional Orientation of School Children for Professions of Workers (the 60—80s of the 20th century)”. The article depicts methods and forms of work with school children and their parents and advanced experience in this field.