|Г\УДПО ПРО'
Онлайн-доступ к журналу: http://joumal.iro38.ru
УДК 377.5
Возникновение познавательных барьеров у студентов в среднем профессиональном
образовании
А. И. Тимошенко М. С. Дорофеева
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Аннотация.
Ключевые слова:
В статье рассматриваются этапы возникновения познавательных барьеров в системе среднего профессионального образования. Выделены три типа затруднений, с которыми сталкиваются студенты в начале обучения. После анализа теоретических источников сделан вывод, что преодолеть затруднения помогут соответствующие методы педагогического воздействия, описанные в данной статье.
Среднее профессиональное образование, барьер, позна-
вательные барьеры.
В современном среднем профессиональном образовании одной из основных целей является развитие когнитивных способностей студентов, формирование единых принципов информационной картины мира, коммуникативной компетенции и личностных качеств.
Уровень профессионального образования для выпускника школы должен стать путём профессионального становления, на котором он получает не только развитие своего интеллектуального потенциала, но и формирует профессиональные компетенции.
Для многих абитуриентов, поступающих в профессиональные образовательные организации, характерны:
- низкий уровень познавательной активности;
- слабое владение приёмами самостоятельной работы;
- неразвитый интеллектуальный потенциал;
- отсутствие системности в знаниях и недостаточная мотивация в учёбе по выбранной профессии.
Все эти факторы говорят о наличии у выпускников школ познавательных барьеров, которые мешают их успешной адаптации в образовательном пространстве колледжа, замедляют процесс формирования общих и профессиональных компетенций.
Понимая важность данной проблемы, многие исследователи занимались рассмотрением познавательных барьеров и причин их возникновения на разных уровнях образования.
Согласно Л. А. Геращенко, а также сложившимся к настоящему времени представлениям, существуют не только закономерности понимания учебного материала, но и закономерности его непонимания [2]. Многие обучающиеся недостаточно владеют учебным материалом, приёмами самостоятельной работы, у них отсутствует профессиональное самоопределение.
Понятие «барьер» рассматривается многими науками.
В Толковом словаре С. А. Ожегова «барьер» - это преграда, поставленная на пути.
Проблема барьеров широко обсуждается в педагогике. В области образования барьеры представляют собой неточные знания и понимание обучающимися новых знаний об окружающем мире.
Барьер в психологической науке - это теоретическое понятие, основанное на высоком уровне абстракции и обобщения. По отношению к человеку в роли барьеров выступают самые различные факторы: и закрытая дверь, и ступеньки лестницы, которые надо одолеть, и нехватка нужной информации, и недостаток самообладания или сообразительности, дефицит предметов потребления, усталость, пространство и время, отдаляющие наступление желанного события [1].
По мнению другого автора - Р. Х. Шакурова, барьер понимается как источник развития личности, совершенствование которого происходит в результате преодоления препятствий. Под барьером, по его мнению, понимается «любое препятствие, внешнее или внутреннее, мешающее субъекту удовлетворить его потребности» [6]. Барьеры он рассматривает как детерминирующие обстоятельства деятельности на разных её этапах. При этом Р. Х. Шакуров выделяет такие типы барьеров, как барьер дефицита информации о полученном результате, ценностно-ориентационный барьер, предметно-преобразовательный барьер.
Согласно И. А. Зимней, затруднения (барьеры) связаны с самой профессиональной деятельностью педагога и учебной деятельностью обучающегося.
Л. И. Божович рассматривает барьеры как личностные препятствия, развитие способностей к самоорганизации, самосовершенствованию и самореализации.
Автор С. И. Высоцкая считает, что барьеры - это препятствия, с которыми человек сталкивается при выполнении какой-либо деятельности, играющей роль непосредственной причины возникновения затруднения как особого психического состояния. Препятствия могут быть различной природы, в основном они носят психологический характер даже при столкновении с какой-то объективной, предметной преградой (отсутствие готовых знаний, средств и способов, которые помогли бы обойти её). Само же затруднение всегда переживается как психическое состояние.
А. К. Маркова выделяет следующие типы барьеров:
1) барьеры планирования, постановки и решения педагогических задач, отсутствия учёта прошлых ошибок, сужения содержания, что становится причиной формализации занятия;
2) барьеры педагогического воздействия на субъекта учебной деятельности, который, включаясь личностно в общение, испытывает чувство дискомфорта;
3) барьеры сочетания продуктивных и репродуктивных форм работы, активных методов обучения [3].
Психологи выделяют четыре типа барьеров: смысловые, эмоциональные, когнитивные и операциональные.
С точки зрения системно-деятельностного подхода выделяют мотивацион-ные и операционные барьеры, проявляющиеся в когнитивной, аффективной и поведенческой сферах [1].
Анализируя учебный процесс, исследователи выявили успешные условия обучения, которые не могут быть осуществлены без учебно-познавательных барьеров, в которых, по их мнению, заключается развивающий результат.
Н. Г. Домшинский считал, что познавательные барьеры - это затруднения, связанные с несформированностью надпредметных умений (в частности, затруднения в мыслительных операциях).
Изучением познавательных барьеров в учебной деятельности занимались многие учёные-педагоги: Б. М. Кедров, А. В. Коржуев, В. А. Попков, А. М. Матюшин, М. А. Данилов.
По мнению Б. М. Кедрова, познавательные барьеры - это препятствие, которое носит одновременно и психологический, и логический (познавательный) характер.
А. В. Коржуев считал, что познавательные барьеры можно определить как препятствие, возникающее у обучающихся в процессе учебной деятельности, мешающее осознанному усвоению, воспроизведению и продуктивному использованию различных фрагментов учебного материала, установлению сущностных связей между изучаемыми объектами и явлениями [5].
При этом условием проявления барьеров является умственная готовность обучающегося к усвоению учебного материала, на основе которой определяется наличие типов познавательных барьеров, с которыми студенты включаются в учебный процесс.
По мнению В. А. Попкова и А. В. Коржуева, познавательные барьеры делятся на несколько типов, которые разложены на составляющие и представлены в таблице [5].
Таблица
Познавательные барьеры
I. Искажённые формальные представления студентов о сущности происходящих процессов и явлений, спровоцированные авторами книг и преподавателями А. Познавательные барьеры, обусловленные слабым исходным уровнем знаний студентов, а также трудностями, связанными с содержанием учебного материала вузовских курсов
II. Познавательные барьеры, встречаемые студентами в процессе самостоятельного решения учебно-познавательных задач. Абсолютно естественные и закономерные В. Познавательные барьеры, связанные с неумением студентов корректно осуществлять те или иные логические операции, пользоваться теми или иными познавательными стратегиями
А. М. Матюшин считает познавательные затруднения препятствием, выступающим в виде «объективно сложившегося противоречия между необходимостью достижения цели и отсутствующей в данный момент возможностью её достижения». Автор поясняет причины появления затруднений прошлым опытом, согласно его мнению, они возникают вследствие того, что усвоенные способы действия не соответствуют новым ситуациям, неадекватны новым требованиям [4].
В психолого-педагогической науке познавательные барьеры рассматриваются как препятствие к достижению поставленной цели, вызывающей определённые психологические переживания и способствующие возникновению способностей к преодолению.
Познавательные барьеры, таким образом, являются фактором, стимулирующим или разрушающим учебную деятельность обучающихся.
Проанализировав теоретические источники, попытаемся представить этапы возникновения познавательных барьеров в системе среднего профессионального образования.
Первый этап возникает на первых курсах обучения, так как студент встречается с иной системой подачи знаний. Преподаваемые дисциплины в колледже резко отличаются от школьного курса, так как имеют профессиональную направленность. Студент в процессе своей учебной деятельности должен не только получать знания по учебным дисциплинам программы СПО (среднего профессионального образования), овладевать умениями и навыками использования этих знаний, но и уметь самостоятельно приобретать новые научные сведения.
Второй этап познавательных барьеров возникает у студентов при прохождении учебной и производственной практики. Так как на практике могут возникнуть комплексы неких проблем, столкнувшись с которыми в своей деятельности, обучающиеся не могут быстро принять решение о способе их преодоления.
Третий этап проявления познавательных барьеров возникает при написании исследовательских работ: например, курсовых и дипломных. Перед студентом ставится проблема, задачи, прописываются этапы работы. Целью исследовательской деятельности обучающихся является приобретение функционального навыка поиска и анализа информации.
Проявление познавательных барьеров обусловливается низким уровнем знаний студентов, трудностями, связанными с содержанием учебного материала, с неумением студентов корректно осуществлять те или иные логические операции, пользоваться теми или иными познавательными стратегиями.
В процессе анализа психолого-педагогической литературы были выявлены проблемы в изучении познавательных барьеров студентов в среднем профессиональном образовании.
Для определения педагогических условий, способствующих результативной подготовке студентов колледжа к преодолению познавательных барьеров, были выделены следующие типы:
1. Мотивационные барьеры: у студентов формируется низкая мотивация к освоению учебных дисциплин, к учебной деятельности в целом, нежелание работать самостоятельно. Преподаватель ставит перед студентом проблему (просит его ответить на вопрос, решить задачу), но студент не знает, с чего начать.
2. Образовательные барьеры: связаны с несформированностью умений конспектирования, составления тезисов учебных текстов и дополнительного материала, отсутствием умений самостоятельного поиска необходимой информации. Задача преподавателя - научить студента самостоятельному поиску информации, но для решения этой задачи обучающийся должен самостоятельно найти ответы на поставленные вопросы, а не использовать «сфотографированные» из какого-либо источника в готовом виде.
3. Учебно-познавательные барьеры: студенты сталкиваются с проблемой решения логических задач, так как привычка не задумываясь вычислять с помощью арифметических приёмов не дает вникнуть в содержательную сторону предложенной задачи.
Устранить имеющиеся познавательные затруднения поможет индивидуальная или групповая работа, которая должна проходить в виде дополнительных занятий.
На первом этапе психологом колледжа проводится опрос и анкетирование обучающихся. По результатам исследования планируется работа и уточняется тип затруднений, выясняются причины и факторы, обусловившие существующую проблему.
На втором этапе работы проводятся дополнительные занятия для неуспевающих студентов. Задания разрабатываются преподавателем индивидуально для каждого обучающегося.
Для преодоления студентами познавательных затруднений в учебном процессе колледжа нужно ввести соответствующие методы педагогического воздействия:
1. Теоретический, который позволяет изучить теоретические аспекты темы, осмыслить её, убедиться в необходимости пересмотра своих взглядов.
2. Практический, который предоставляет возможность создания условий для преодоления студентами доминирующих у них познавательных затруднений посредством использования разнообразных тренингов и упражнений, направленных на диагностику и развитие компетенций, планирование своей учебной работы, повышение учебной мотивации.
3. Самообучения, который позволяет при освоении дополнительного учебного материала или при выполнении дома самостоятельной работы закрепить знания и умения, полученные на дополнительных занятиях.
4. Рефлексивный, который предполагает ведение каждым обучающимся дневника самонаблюдения, в котором фиксируются все достижения и прома-
Проанализировав учебный процесс в колледже, можно выделить типы познавательных затруднений студентов и разработать программу, которая будет способствовать преодолению обучающимися познавательных барьеров.
В будущем планируется апробировать результаты данной работы с целью совершенствования образовательного процесса и создания для студентов условий, способствующих повышению качества общих и профессиональных компетенций.
Список литературы
1. Барьер как категория и его роль в деятельности [Электронный ресурс] : виртуальная справочная. - URL: [http://library.by/portalus/modules/psychology/readme.php?
subaction=showfull&id=1107776344&archive=1120045907&start_from=&ucat=& (дата обращения: 26.05.2017).
2. Воронов, В. К. О результатах входного контроля знаний студентов, изучающих дисциплину «Концепции современного естествознания» / В. К. Воронов, Л. А. Геращенко, Ким Дэ Чан // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Серия Фундаментальное естественнонаучное образование. - 2003. - № 8 (1-2). - С. 101-105.
3. Маркова, А. К. Психология труда учителя: Книга для учителя / А. К. Маркова. -М. : Просвещение, 1993. - 192 с. (Серия «Психол. наука - школе»).
4. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Ма-тюшкин. - М. : Директмедиа Паблишинг, 2008. - 392 с.
5. Попков, В. А. Теория и практика высшего профессионального образования / В. А. Попков, А. В. Коржуев. - М. : Академический проект, 2010. - 452 с.
6. Шакуров, Р. Х. Барьер как категория и его роль в деятельности / Р. Х. Шакуров // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 3-18.
Students' Cognitive Barriers in Secondary Vocational Education
A. I. Timoshenko, M. S. Dorofeeva
Irkutsk State University, Irkutsk
Abstract. The article examines the stages of appearing the cognitive barriers in the system of vocational education. The authors of article define three types of difficulties which students meet at the beginning of their study. The analysis of the theoretical resources allowed to conclude that using the pedagogical methods described in this paper would help overcome those difficulties.
Keywords: fvocational education, barriers, cognitive barriers.
Тимошенко Timoshenko
Александр Иванович Alexander Ivanovich
доктор педагогических наук, профес- Doctor of Sciences (Pedagogy),
сор кафедры технологий, предприни- Professor of the Department of
мательства и методик их преподава- Technology, Entrepreneurship
ния and Methods of Teaching Them
Педагогический институт Иркутско- Pedagogical Institute, Irkutsk
го государственного университета State University
664011, Иркутск, ул. Нижняя Набе- 6 Nizhnyaya Naberezhnaya St,
режная, 6 Irkutsk, 664011
тел.: 8(3952)203141 tel.: 8(3952)203141
e-mail: 2014a.i@mail.ru e-mail: 2014a.i@mail.ru
Дорофеева Dorofeeva
Маргарита Сергеевна Margarita Sergeevna
аспирант Postgraduate Student
Педагогический институт Иркутско- Pedagogical Institute of Irkutsk
го государственного университета State University
664011, Иркутск, ул. Нижняя Набе- 6 Nizhnyaya Naberezhnaya St,
режная, 6 Irkutsk, 664011
тел.: 8(3952)203141 тел.: 8(3952)203141
e-mail: doro-rita@yandex.ru e-mail: doro-rita@yandex.ru