УДК 159.96
Е.А. Василевская, В.А. Манина
ПРОБЛЕМА ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БАРЬЕРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
В статье представлен анализ основных отечественных концепций, раскрывающих суть психологического барьера учебной деятельности, который в отечественной психологии рассматривается не как конфликтное, проблемное состояние, а как остановка в развитии. Изучение отечественной литературы по проблеме профессионального развития позволяет сказать, что тематическим ядром научных исследований было однонаправленное прогрессивное изменение деятельности и личности обучаемого или специалиста. Но рассмотрение данного явления невозможно без анализа факторов, влияющих на профессиональное развитие. Одним из таких факторов и является психологические барьеры, возникающие в учебной деятельности.
Психологический барьер рассматривается с двух позиций: как негативные факторы, отрицательно влияющие на профессиональную деятельность, и как конструктивное образование и необходимый фактор, обеспечивающий развитие деятельности, а, следовательно, и личности.
Психологические барьеры учебной деятельности рассматриваются в контексте учебной деятельности и юношеского возраста.
Ключевые слова: психологический барьер, отечественные концепции, преодоление барьеров, студенты, юношеский возраст.
При исследовании человека как субъекта профессиональной деятельности ученые изучали негативные факторы, затормаживающие адаптацию личности к деятельности.
Профессиональная жизнь складывается из процесса преодоления непрерывной цепи преград, препятствий: физических, духовных, социальных, ценностных, информационных и др. Преодоление помех, встречающихся на нашем пути, приводит к удовлетворению наших потребностей.
Для преодоления преград, мешающих достижению поставленных целей, человеку нужны знания и умения, воля, энергия, изобретательность, способность, характер. Вся наша жизнь, непрерывная психическая активность, радость побед и горечь поражений - всё это связано с перипетиями процесса преодоления различных препятствий.
Большинство помех и препятствий можно свести к понятию «барьер» (от франц. «Ьайеге», англ. «Вайег» - преграда, препятствие), которое в психологическом смысле рассматривается как состояние личности, не позволяющее ей реализовать тот или иной вид деятельности или общения.
Большинство концепций в отечественной психологии можно условно разделить на два подхода: представители первого считают, что барьеры препятствуют выполняемой деятельность (учебной или трудовой), тормозят ее и порождают пассивность субъекта деятельности; вторая же группа трактует психологические барьеры как конструктивное образование и необходимый фактор, обеспечивающий развитие деятельности и, следовательно, личности.
Объект и методы исследования
Объект исследования - психологические барьеры учебной деятельности. Методами нашего теоретического исследования являлись индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение, обобщение, а также теоретический обзор литературы, посвященной проблеме преодоления психологических барьеров.
Результаты и их обсуждение
А.Н. Леонтьев раскрывает проблему психологических барьеров при рассмотрении эмоциональных переживаний, возникающих при удовлетворении потребностей. Возникновение барьеров обусловлено чувственной практической деятельностью, в которой люди вступают в практический контакт с предметами окружающего мира, испытывая на себе их сопротивление и воздействуя на них, подчиняясь их объективным свойствам и законам [9. С. 184]. По мысли ученого, у эмоционального отношения двойная функция, которой обусловлено различие в понятиях «эмоции» и «личностный смысл». А.Н. Леонтьев отмечает, что в ходе развития деятельности функции мотивов раздваиваются и выделяются смыслообразующие мотивы - те, которые наделены личностным смыслом; и мотивы-
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
стимулы - эмоциональные, аффективные, лишенные смыслообразующей функции. Подобное раздвоение происходит вследствие того, что деятельность вынужденно становится полимотивированной: подчиняется нескольким мотивам, вследствие чего возникает предположение, что в структуре деятельности можно выделить как осознаваемые (смысловые), так и неосознаваемые (лишенные смыслообразующей функции) барьеры.
В теории деятельности аксиомой считается тот факт, что для любого вида деятельности характерно несовпадение мотивов и целей, вызванное, как правило, именно существованием барьеров, затрудняющих достижение цели. Любой результат деятельности при сопоставлении с различными мотивами и целями может приобретать как положительное, так и негативное значение. С.Л. Рубинштейн подчеркивал конфликтный характер протекания действий и выделил функцию преодоления трудностей как процесс устранения барьеров [16. С. 121]. Любая деятельность несет в себе внутренне противоречивый, конфликтный характер, что влечет за собой возникновение напряженных эмоциональных состояний. Переживание этих состояний вызывает остановку в выполнении деятельности как барьера, дезорганизующий процесс выполнения деятельности и приводящего к неспособности эффективного достижения целей. С.Л. Рубинштейн считал, что удовлетворение, получаемое нами в процессе деятельности, - это не что иное, как удовлетворение, получаемое нами от преодоления возникающих трудностей. Также он отмечает, что психологические барьеры выполняют организующую функцию, препятствуя распаду деятельности и обеспечивая ее устойчивость. Это своеобразные побудительные силы, мотивы, которые обуславливают дальнейший ход деятельности [16. С. 239].
Отечественный исследователь Б.Д. Парыгин поставил проблему психологических барьеров в контексте своей концепции опосредованности психической деятельности человека в условиях современного научно-технического развития, что приводит к последствиям двоякого рода: с одной стороны, нарастает интенсификация деятельности; с другой - снижается исходный уровень эмоционального потенциала личности, без которого дальнейшая интенсификация невозможна. Автор делает вывод, что сама интенсификация, предполагающая полную включенность личности в деятельность, содержит в себе полную противоположность, порождаемую многократно опосредованным характером деятельности и проявляющуюся в тенденции к эмоциональной отключенности от нее. Именно это явление, как считает Б.Д. Парыгин, и становится одной из основных причин возникновения психологических барьеров, затормаживающих психическую активность и снижающих потенциал успешности деятельности субъекта. При этом возникающие психологические барьеры затрагивают не только трудовую деятельность, но и всю систему отношений человека. Таким образом, психологические барьеры выполняют две альтернативные функции: с одной стороны, они повышают уровень психологической защищенности человека; с другой - уменьшают мощное накопление тонизации и эмоциональной активности, которое формируется из системы отношений человека [14. С. 113].
Наличие психологических барьеров связывают с субъективными, внутренними препятствиями, зависящими от структуры и особенностей личности данного человека, В.В. Столин, Б.Ф. Зейгарник и др. [6; 17]. Так, В.В. Столин подчеркивает, что каждая внутренняя преграда ограничивает свободу действия, что равным образом создает внутреннюю конфликтность. Он считает, что наличие определенных личностных характеристик, создающих препятствия на пути достижения целей, способно сформировать негативный личностный смысл у человека. В случае, если одни характеристики личности затрудняют удовлетворение потребностей, а другие содействуют ему, возникает конфликтный личностный смысл. Такое явление, как конфликтный личностный смысл, способно образовать психологический барьер [17. С. 180].
Работы Б.Ф. Ломова показывают, что возникновение психологических барьеров может быть обусловлено внедрением новых методов труда и новой техники. Одна из основных причин появления барьеров - это противоречие между возникшими притязаниями, определяемыми новыми методами (или техникой) и сформировавшимися стандартами деятельности (трафаретные подходы к решению задач, привычный объем информации и т.д.) [10. С. 227].
Как считает В.К. Вилюнас, феномен психологического барьера тесно связан с эмоцией успеха-неуспеха - компонентом эмоционально-мотивационных систем, оказывающим координирующее действие на поведение. Так, автор считает, что человеку необходим механизм, который бы выполнял стоп-функцию. Если бы подобного механизма не существовало, то «деятельность, побуждаемая только выражающей потребность ведущей эмоцией, при встрече с непреодолимым препятствием, продолжалась бы до полной потери сил» [2. С. 135]. В идеале подобный механизм должен включаться не только то-
гда, когда деятельность является бессмысленной, но даже в том случае, если она нерентабельна. Таким механизмом, по мнению В.К. Вилюнаса, и являются эмоции успеха-неуспеха [2. С. 146].
А.К. Марковой «барьер» рассматривается как определенное субъективное переживание человека, отражающее ситуацию нарушения предварительно определенной деятельности или общения. Понимание источника возникающего барьера сводится к отвержению партнера общения либо его конкретных действий, к непониманию текста сообщения, изменению смысла или конкретных условий ситуации, собственного состояния и самоощущения.
Согласно А.К. Марковой, в педагогической деятельности встречаются следующие барьеры:
- барьеры планирования, постановки и решения педагогических задач, отсутствия учета прошлых ошибок, сужения содержания, что становится причиной формализации занятия;
- барьеры педагогического воздействия субъекта учебной деятельности, который, не включаясь личностно в общение, испытывает чувство дискомфорта;
- барьеры сочетания продуктивных и репродуктивных форм работы, активных методов обучения [11. С. 158].
Творчество предполагает свободу, «которая заключается в отсутствии преград для полета мысли, в способности смотреть на события с разных точек зрения, в многообразии способов взаимодействия с миром», считает Р.М. Грановская. Но в то же время, по мнению автора, на пути построения объективной картины мира вырастают психологические барьеры. Как шоры, фильтры, линзы, они сужают, частично загораживают и изменяют восприятие окружающих вещей и событий. Если одну половину мира человек не воспринимает, а вторая для него искажена, он может не усмотреть объективные закономерности в окружающей среде, чем, следовательно, резко сокращается и ограничивается разнообразие гипотез, выдвигаемых при решении задачи.
В то же время система психологических барьеров формируется и укрепляется вместе с развитием личности как система защиты ее от травмирующих факторов, угрожающих положительной самооценке. Казалось бы, для проявления творческих возможностей личности хорошо бы избавиться от этих барьеров. Однако, поставленные на всем пути движения информации, они выполняют еще одну роль: конденсируют, фокусируют, собирают мысль, не позволяя ей чрезмерно растекаться. Это подобно течению реки в теснине, где воды даже маленькой речушки могут быть глубокими и быстротечными. Поэтому вопрос должен стоять не о снятии барьеров, а об их оптимальном расположении и допустимой высоте, чтобы ограничить движение мысли по одним направлениям и освободить другие [4. С. 93].
З.А. Нолиу в своих исследованиях отмечала, что затруднения в общении переходят в когнитивный барьер в ситуации, когда нарушается обмен качествами, т.е. взаимное оповещение о наборе своих наиболее значимых качеств каждым из участников общения. Нарушение обмена происходит в связи с особенностями знания, понимания и представления индивида о качествах и своих собственных, и партнера.
При когнитивных барьерах нарушаются обычные функции качеств. Они перестают служить ориентирами для участников общения, стремящихся к созданию «полей согласованных действий», или совместной деятельности. Непонимание качеств и связей между ними создают предпосылку к их неприемлемости, что исключает также возможность выбора правильной реакции на действия партнера. Осознавание этого тормозит проявление своих качеств, равно как и снимает интерес к качествам человека, с которым происходит общение.
Процесс укрепления возникшего барьера происходит в связи с возникновением негативной межличностной позиции как реакции на невозможность обмена качествами. По этой причине и педагоги и ученики разделяются на группы «легкоконтактных», «среднеконтактных», «трудноконтактных». Всех «трудноконтактных» наделяют в основном отрицательными характеристиками и в коммуникативном, и в этическом плане [13. С. 125].
По мнению Е.В. Бондаревской, барьеры - « ... это препятствия, по своему содержанию, являющиеся обобщенными понятиями, включающими помеху и трудность, задержку и затруднение, преграду и остановку, проблему и задачу, вопрос и сомнение, негативное состояние, ситуацию про-блемности. Препятствие - то, что отдаляет личность от достижения желаемого результата. Препятствия подразделяются на:
- субъективные (личностные) «Я»-препятствия - отсутствие ориентации, трудность, проблема. Отсутствие ориентации связывается с недостаточностью у личности первичной информации для самостоятельного действия. Потеря или отсутствие информации выражаются в вопросе и могут быть
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
устранены ответом на вопрос. В системе педагогической поддержки ориентировать означает отвечать на вопросы, давать необходимую информацию и, тем самым, помогать дальнейшему самодвижении. «Я»-препятствия обычно расположены в познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой структурах личности. Препятствие-трудность: некоторая сложность в деятельности, отношениях, самосознании, с которой человек может справиться сам, имея необходимые задатки, способности, качества, но при условии дополнительного напряжения волевых, интеллектуальных и моральных сил. Трудность требует дополнительного труда от личности. Поддержка в преодолении трудностей основывается на оказании помощи в мотивации и самоорганизации. Препятствие-проблема: переживаемая личностью недостаточность (физического, психического, коммуникативного развития, знаний, опыта, способов деятельности) для достижения необходимого результата. Ее невозможно устранить имеющимися у человека средствами, либо средства выбраны неверно. Для решения проблемы используются новые для индивида средства, способы, подходы к их выбору, привлечение других или отказ от принципиально не решаемых проблем.
- объективные (социальные) «ОНИ»-препятствия: социальная среда - преподаватели, администрация - как носители существующих программ, методов обучения и воспитания, стиля отношений к учащимся; друзья, группы сверстников; семья; социокультурная атмосфера региона и др. . » [20. С. 320]. Перечисленные группы препятствий, прямо или косвенно расположены на пути развития процессов самореализации, самоорганизации и самоопределения. Работа с каждой группой составляет специфические задачи педагогической поддержки, выступающей в качестве помощи преподавателей, имеющей свои особенности и отличия от традиционной [1. С. 321].
В своих работах Р.Х. Шакуров представляет несколько иную, отличающуюся от большинства исследователей, трактовку понятия психологический барьер. Понимание барьера несколько отлично от того, которое утвердилось в отечественной психологии или в обыденной жизни. В житейской психологии барьеры обозначают что-либо неудобное, наносящее вред. Поэтому предполагается, что барьеры (например, психологические) надо снимать. Как считает Р.Х. Шакуров, « ... барьер - универсальный и постоянный атрибут жизни, ее обязательный и необходимый спутник. Барьеры присутствуют повсюду, где взаимодействуют какие-то силы, движения, независимо от их природы. Любая целостная система, которая состоит из частей, обязана своему существованию барьерам, затрудняющим ее распад. Барьеры обеспечивают накопление энергии и регулируют энергетические потоки, направляют, корректируют и упорядочивают различные движения ...» [18. С. 4]. Барьеры влияют на возникновение и функционирование организационных систем разных модальностей. Даже человеческое сообщество перешло на более высокий уровень и прекратило первобытное существование только тогда, когда индивиды обрели внутренний нравственный барьер: совесть; именно совесть образует духовный стержень цивилизованного общества.
Оценивая роль психологических барьеров в жизни человека, Р.Х. Шакуров отмечает: «. трудно переоценить роль барьеров в социальной жизни. Они стабилизируют и регулируют жизнедеятельность людей, облекаясь в форму различных запретов, требований, норм, законов, обычаев, традиций и т.д. Без них общество не могло бы существовать. Барьер всегда является элементом какой-либо системы, он взаимодействует с другими ее элементами. Барьер не просто объект. В качестве барьера выступают не только наличие, но и отсутствие элемента системы, а также пространство и время. Барьер - это определенное отношение элементов, оказывающее воздействие на систему в целом или на ее части. Специфику этого воздействия можно описать такими словами, как сопротивление, торможение, сдерживание, противодействие, блокирование, лишение и др. Все эти эффекты носят ограничивающий характер. Кроме внешних, есть еще внутренние ограничители, заложенные в системе.» [18. С. 4-5].
Понятие «барьер» определяется как такое отношение между элементами системы, которое ограничивает свободу одного из них. Следовательно, суть барьера кроется в оказываемом воздействии. Он обладает энергетическим потенциалом, проявляющимся в ограничении какого-то движения. Р.Х. Шакуров выделяет следующие основные функции, выполняемые барьером по отношению к другим элементам:
«- стабилизация: барьер останавливает движение, придает ему статику;
- коррекция: столкнувшись с препятствием, движение меняет свое направление;
- энергетизация: энергия движения накапливается под влиянием удерживающего ее барьера;
- дозировка: препятствия дозируют движение, определяют его меру;
- мобилизация: живые организмы, столкнувшись с препятствием, мобилизуют свои - энергетические и другие ресурсы для преодоления препятствий;
- развитие: изменения, происходящие в организмах при повторных мобилизациях, закрепляются, что повышает функциональные возможности живой системы, придает ей новое качество;
- торможение: барьер замедляет движение, сдерживает активность;
- подавление (лишение): постоянно блокируя жизнедеятельность организма, его запросы, барьер ослабляет и подрывает его функциональные возможности» [18. С. 7].
Коррекция и дозировка называется регулирующей функцией барьеров.
В психологической науке барьер - это теоретическое понятие, основанное на высоком уровне абстракции и обобщения. В жизни человека барьерами могут выступать различные факторы: и закрытая дверь, и ступеньки лестницы, которые надо одолеть, и нехватка нужной информации, и недостаток самообладания или сообразительности, дефицит предметов потребления, усталость, пространство и время, отдаляющие наступление желанного события, и т.д. Барьер - это психологический феномен (представленный в форме ощущений, переживаний, образов, понятий и др.), в котором отражаются свойства объекта ограничивать проявления жизнедеятельности человека, препятствовать удовлетворению его потребностей [18, с. 8].
По мнению Н.А. Подымова, представление барьера в виде психического состояния, внутреннего препятствия или отрицательного влияния прошлого опыта не позволяет в полной мере определить психологическое состояние барьера. Автор считает, что в деятельности психологический барьер имеет вид отраженного в сознании человека внутреннего препятствия, которое выражается в нарушении смыслового соответствия сознания и объективных условий и способов деятельности. Одна из особенностей выражения психологических барьеров - это своеобразная реакция индивида на возникновение в процессе деятельности «критических точек», в них и определяется то, насколько благоприятен или неблагоприятен для субъекта результат.
Основной отличительной чертой психологических барьеров можно назвать внутреннюю психическую активность. Эта активность направлена на ликвидацию возникающих нарушений деятельности, преобразование смысловых структур личности, связанное с такими изменениями в психике, восполняющими дефицит внутренних ресурсов, которые необходимы для прохождения трудных ситуаций и обеспечения стабильности профессиональной деятельности. Актуализацию профессиональных способностей, которая происходит под влиянием барьера, субъект переживает как состояние напряжения, стресса, дискомфорта и является для него отклонением от нормального режима функционирования [15. С. 67].
Анализ основных концепций отечественных ученых в отношении психологических барьеров, позволяет отметить, что психологические барьеры - это внутренние преграды, препятствия, как правило, субъективного характера, возникающие из-за несовпадения внутренних стремлений и внешних условий.
Психологические барьеры учебной деятельности нельзя рассматривать в отрыве от возрастных особенностей. Юношеский возраст - период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. «Студенческий» возраст, -юношеский период развития человека - это начало самостоятельной, взрослой жизни [5. С. 87]. Наряду с этим в данном возрасте выделяются следующие возрастные периоды: 16-17 лет - ранняя юность, 17-20 - собственно (в узком смысле) юность, 20-21 - поздняя юность. Эти возрастные периоды имеют свою специфику, но, при этом, обладают многими общими характеристиками [5. С. 34].
Ведущая деятельность в юношеском возрасте в целом - учебно-профессиональная. Социальные мотивы, связанные с будущим, начинают активно побуждать учебную деятельность в юношеском возрасте. В юности проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности в юности - стремление приобрести социально значимую профессию [7. С. 92].
Психологическую базу для профессионального самоопределения в юности составляет, прежде всего, социальная потребность юношей и девушек занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, то есть понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни [8. С. 115].
Специфика возраста - в стремлении к развитию специальных способностей, которые напрямую связаны с выбираемой профессиональной областью.
В качестве психологических барьеров в юношеском возрасте выделяются две несколько противоположные тенденции в области общения и взаимодействия с другими людьми: расширение сферы общения - с одной стороны, и растущая индивидуализация, обособление от социума - с другой [3. С. 53].
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Многие исследователи указывают что на пути студентов возникают психологические барьеры, называемые такими терминами, как «противоречивые тенденции», «кризисы развития» и др. Так, Б.В. Зейгарник определяет противоречия как движущие силы развития, а Р.Х. Шакуров указывает, что движущими силами психического развития являются психологические барьеры, которые возникают в процессе обучения и воспитания.
К таким противоречиям у студентов можно отнести противоречия адаптационного периода: между новыми условиями и требованиями, сложившимися еще в школе стереотипами поведения. Также это противоречия между стремлением к самостоятельности в отборе знаний и довольно жесткими формами и методами подготовки специалиста определенного профиля. Немаловажны противоречия между поступающим через различные источники огромным количеством информации и имеющимся ограниченным временем для ее осмысления [12].
Заключение
Барьер как таковой не является конфликтной ситуацией; скорее это ступор, остановка в развитии. Ситуация, когда мы не можем в полной мере реализовать свой потенциал, чаще всего вызвана психологическими барьерами. Конфликтные и патологические ситуации возникают, в основном, из-за того, что человек не может сформировать адаптивную стратегию поведения при встрече с барьерами.
Приняв во внимание исследования психологических барьеров, можно говорить, что психологический барьер учебной деятельности - это состояние психологического дискомфорта, связанное с осознанием препятствий в учебной деятельности и затруднений в межличностном взаимодействии субъектов учебной деятельности, а также неспособностью к саморегуляции, из-за низкой психологической устойчивости, неэффективного использования механизмов психологической защиты и проявляющееся в ожидании неблагоприятных ситуаций, фрустрированности, стрессированности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие. Ростов-н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999. 560 с.
2. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. СПб.: Речь, 2006. 458 с.
3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2004. 214 с.
4. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.: OMS, 1994. 192 с.
5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. О.Б. Дарвиш, В.Е. Клочко. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 264 с.
6. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Педагогика, 1980. С. 127-130.
7. Козловская Г.Ю., Слюсарева Е.С. Методы психологической коррекции: Учебно-методическое пособие. Ставрополь, 2008. 240 с.
8. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. 183 с.
9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 456 с.
10. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 254 с.
11. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. 273 с.
12. Мязина М.Б. Особенности психологического барьера, возникающего в процессе профессиональной подготовки у студентов технического вуза: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2003. 146 с.
13. Нолиу З.А. Психологические особенности возникновения когнитивных барьеров в педагогическом общении: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ташкент, 1993. 152 с.
14. Парыгин Б. Д. Психологический барьер и его природа // Социальная психология и философия. Л.: Изд-во ЛГПИ им. Герцена, 1975. 176 с.
15. Подымов Н.А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя: дис. . докт. психол. наук. М., 1999. 390 с.
16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 720 с.
17. Столин В .В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 288 с.
18. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 3-18.
Поступила в редакцию 20.04.17
E.A. Vasilevskaya, V.A. Manina
THE PROBLEM OF OVERCOMING THE PSYCHOLOGICAL BARRIER OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IN DOMESTIC PSYCHOLOGY
The article presents an analysis of the basic domestic concepts revealing the essence of the psychological barrier of educational activity. The psychological barrier of educational activities in the national psychology is not seen as a conflict, problem state, but as a stop in the development. The study of Russian literature on the problem of the professional development allows us to say that the thematic core of research is unidirectional progressive change of activity and individuality of a student or a professional. But consideration of this phenomenon is impossible without an analysis of the factors influencing professional development. One such factor is psychological barriers that arise in educational activities. The psychological barrier is considered from two perspectives: as negative factors adversely affecting professional activity and as constructive education and an essential factor in ensuring the development of activities, and, consequently, of an individual.
Psychological barriers of learning activity are considered in the context of educational activities and youth. Keywords: psychological barrier, domestic concept, overcoming barriers, students, youthful age.
Василевская Елена Александровна, кандидат психологических наук, доцент
ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет» 443099, Россия, г. Самара, ул. М.Горького, 65/67 E-mail: rectorat@sgspu.ru
Манина Валерия Алексеевна,
кандидат психологических наук, преподаватель
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный аграрный университет»
460014, Россия, г. Оренбург, ул. Челлюскинцев, 18 E-mail: orensau@mail.ru
Vasilevskaya E.A.,
Candidate of Psychology, Associate Professor
Samara State Social-pedagogic University M.Gorkogo st., 65/67, Samara, Russia, 443099 E-mail: rectorat@sgspu.ru
Manina V.A.,
Candidate of Psychology, Lecturer
Orenburg State Agrarian University Chellyuskintsev st., 18, Orenburg, Russia, 460014 E-mail: orensau@mail.ru