Научная статья на тему 'Возможные пути и критерии обеспечения качества подготовки специалистов в вузе'

Возможные пути и критерии обеспечения качества подготовки специалистов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Снегур Анатолий Степанович

Рассмотрены основные требования к современному выпускнику высшего учебного заведения. Предложены основные требования и критерии для достижения высокого качества его подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Снегур Анатолий Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers basic requirements to modern graduate of a higher educational institution. And offers the criteria of high quality preparation for students.

Текст научной работы на тему «Возможные пути и критерии обеспечения качества подготовки специалистов в вузе»

УДК 378

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ И КРИТЕРИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ

А. С. Снегур (КамчатГТУ)

Рассмотрены основные требования к современному выпускнику высшего учебного заведения. Предложены основные требования и критерии для достижения высокого качества его подготовки.

The article considers basic requirements to modern graduate of a higher educational institution. And offers the criteria of high quality preparation for students.

Система высшего образования вуза предназначена для выполнения основной задачи - подготовки специалиста, отвечающего требованиям сегодняшнего дня (под термином «специалист» понимается для упрощения и бакалавр, и магистр). На решение этой задачи направлено все ресурсное обеспечение вуза: студенты, преподаватели, материально-техническая база, финансовые, информационные ресурсы, развивающая образовательная среда. Последняя понимается как «образовательная среда, которая способна обеспечить комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса» [1].

Общая структура требований к современному человеку с высшим образованием непосредственно задает структурно-содержательные границы категории «качество высшего образования» как результата. В этом смысле поэтапно формируемая «структура качества высшего образования (образованности) студентов вузов» выступает ключевым объектом системного исследования, системно-структурной основой предметной области оценки и анализа качества высшего образования.

В общей структуре требований к современному человеку с высшим образованием [2] выделены две составляющие: основные требования и обеспечивающие требования к современному человеку с высшим образованием.

Основные требования задаются через следующие структурные признаки:

1. Шесть основных уровней задач-проблем общественной и индивидуальной жизнедеятельности человека:

- глобальных (планетарного масштаба) задач-проблем человеческой цивилизации;

- отечественных и национальных (странового масштаба) задач-проблем;

- региональных и этнических задач-проблем (регионально-этнического социума);

- социально-профессиональных задач-проблем (в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности);

- задач-проблем семейно-бытового уклада;

- индивидуально-личностных задач-проблем (в том числе в области индивидуальной самоорганизации, самосовершенствования и саморазвития).

2. Три основных типа задач-проблем: выживания, функционирования и развития для каждого из шести уровней.

3. Необходимая совокупность типовых испытательных заданий, раскрывающих содержание задач-проблем уровня и типа.

4. Критерии (показатели, уровни) сформированности интеллектуальных умений и навыков в решении задач-проблем.

Первые три структурных признака основных требований в совокупности отвечают на вопрос: «Какие интеллектуальные умения и навыки присваиваются человеком и становятся его неотъемлемыми свойствами к моменту завершения высшего образования (окончания вуза)?»

Четвертый структурный признак основных требований отвечает на вопрос: «Как (на каком уровне) эти интеллектуальные умения сформированы у человека (присвоены им) к моменту завершения высшего образования (окончания вуза)?» Иначе говоря, четвертый признак раскрывает совокупность критериев качества (уровня) усвоения (присвоения) человеком содержания, представленного первыми тремя признаками в структуре основных требований.

Обеспечивающие требования к современному человеку с высшим образованием разделяются, в свою очередь, на две группы:

- требования к составу и уровням сформированности общественно- и личностнозначимых общих (инвариантных) интеллектуальных умений и индивидуальных свойств, обеспечивающих готовность человека к решению основных задач-проблем разных уровней;

- требования к содержанию и уровням сформированности фундаментального знания для обеспечения готовности человека к решению основных задач-проблем разных уровней.

Обеспечивающие требования по каждой из групп или подгрупп задаются через следующие структурные признаки:

- совокупность содержательных компонентов (состав общественно и личностнозначимых интеллектуальных умений и индивидуальных свойств человека, областей метазнаний, модулей и отдельных научных дисциплин);

- необходимую совокупность типовых испытательных заданий, раскрывающих каждый из содержательных компонентов, которые обеспечивают требования;

- критерии (показатели, уровни) сформированности у человека каждого из содержательных компонентов обеспечивающих требований.

По аналогии со структурой основных требований в структуре обеспечивающих требований первые два признака в совокупности отвечают на вопрос: «Какое содержание (интеллектуальные умения и навыки, индивидуальные свойства, знания) присваивается человеком и становится его неотъемлемым свойством к моменту завершения высшего образования как необходимое условие освоения основных требований?»

Третий признак в структуре обеспечивающих требований отвечает на вопрос: «Как (на каком уровне) это содержание сформировано у человека (присвоено им) к моменту завершения высшего образования?»

Общая структура требований к современному человеку с высшим образованием [1] предполагает содержательные границы категории «качество высшего образования», ориентирует человека на готовность к решению задач-проблем всех уровней и типов в контексте широкой общекультурной структуры знаний.

Говорить о качестве высшего образования выпускника вуза можно только в том случае, если проанализированы все составляющие части этого сложного, взаимосвязанного и взаимообес-печивающего процесса. И первым этапом (по мнению автора, определяющим) является работа вуза по обеспечению приема на обучение по специальностям (направлениям подготовки) абитуриентов, способных не просто усвоить программу высшего образования, а усвоить ее с элементами творческого, конструктивного подхода с учетом современных условий передачи знания и перспектив в трудоустройстве. Качество подготовки абитуриентов можно получить с учетом организации активной работы по довузовскому образованию [3]. В условиях университета это расширение сферы и качества услуг на подготовительных курсах. Они должны быть адаптированы по срокам подготовки, запросам слушателей по дисциплинам, их тематике, содержанию, а также обеспечены высококвалифицированными кадрами преподавателей, имеющих опыт работы со школьниками. По завершении обучения необходимо проводить экзамены (вступительные испытания), позволяющие по структуре вопросов и задач определить истинный уровень подготовки абитуриента. Несомненно, что практика поощрительных баллов за обучение слушателей на длительных подготовительных курсах должна быть продолжена, но при этом иметь дифференцированный подход в зависимости от успехов будущего абитуриента.

В системе довузовского образования важную роль играет наличие в структуре вуза образовательного учреждения среднего (полного) образования. До недавнего времени одной из структур университета был лицей КамчатГТУ, выпускники которого практически полностью поступали в университет. При этом им была предоставлена возможность повышенного уровня подготовки по таким профилирующим предметам, как математика, русский язык, физика, английский язык и др. По итогам мониторинга поступления выпускников лицея в образовательную сферу можно отметить, что с 2003 по 2005 гг. 100% выпускников лицея, желающие поступить в КамчатГТУ на бюджетные места, имели такую возможность, за исключением некоторых, не увидевших в перечне специальностей университета приемлемые для себя специальности и направления.

Одной из составных частей системы довузовского образования является также наличие в структуре вуза системы подготовки по специальностям среднего профессионального образования, организационно замкнутой на колледж [3]. По окончании обучения 85% выпускников продолжают учебу в университете по профильным специальностям согласно программам ВПО. Для исключения дублирования дисциплин СПО и ВПО в университете осуществляется, на основании разработанного Положения, переаттестация знаний студентов по одноименным или схожим дисциплинам. Ответственность за подготовку студентов колледжа по специальным дисциплинам возложена на заведующих выпускающими кафедрами и директора колледжа. Это позволяет исключить дублирование как учебно-лабораторной базы, так и методического обеспечения. Университет осуществляет также на основании договоров между учебными заведениями прием на сокращенную форму обучения выпускников Камчатского политехнического техникума. Последние зачисляются в университет переводом по результатам вступительных испытаний и проходят процедуру переаттестации, как и выпускники колледжа.

Большую роль в вопросе качественного подбора абитуриентов играет наличие в вузе налаженной системы уровня сдачи вступительных экзаменов (испытаний). От наличия принципиальной, беспристрастной и объективной системы отбора в вуз зависит качество нового набора студентов, уровень контингента первого и в дальнейшем последующих курсов, а также уровень интеллектуальной составляющей студенчества в целом на перспективу. При научно налаженной системе отбора одну из важнейших ролей играет изучение морально-психологических качеств абитуриентов. Это играет важнейшую роль при отборе абитуриентов, особенно на морские специальности, поскольку эта профессия в будущем связана с морем и соответствующими сложными экстремальными условиями работы. К этой важной работе надлежит привлечь профессионально подготовленных людей, способных профессионально выполнить отбор молодых людей по предварительно избранной специальности. Результаты морально-психологических качеств

абитуриентов можно получить на основе результатов тестирования и собеседований поступающих или по другим методикам, предложенным специалистами. Но при этом очень важно определить ценностные ориентации и мотивацию для получения высшего образования абитуриентов (на основе социологических исследований).

Решив задачу приема качественного состава абитуриентов в вуз, необходимо на втором этапе обеспечить качество подготовки студентов. Эта проблема решается на основе выполнения примерных требований или критериев, основными из которых в общем виде являются следующие:

1. Качество профессорско-преподавательского состава (ППС) и его деятельности в вузе. Под качеством ППС можно понимать:

- занятость преподавателей, т. е. соответствие учебной нагрузки ППС (не более 36 часов в неделю и не более 900 часов в год) и студентов (не более 27 часов учебных занятий и не более 54 часов общей занятости в неделю) нормативным требованиям;

- качественный состав преподавателей: соответствующих нормам ППС, имеющих ученые степени и звания (для технического университета - не менее 60%);

- решение вопроса повышения квалификации преподавательских кадров (наличие системы повышения квалификации, ее периодичность, результативность, влияние на качество учебного процесса);

- обновление и пополнение профессорско-преподавательского состава (в том числе через аспирантуру и докторантуру);

- возрастной состав преподавателей, который по известным причинам имеет тенденцию практически во всех вузах России неуклонно повышаться;

- оценка качества преподавания экспертами (при проведении плановых аттестаций специальностей и направлений подготовки бакалавров и при внеплановых проверках качества проведения занятий) и студентами (как правило, посредством тестирования);

- ценностные ориентации, мотивация преподавателей к обеспечению высокого качества образования.

2. Содержание образования:

- соответствие содержания образовательных программ и учебных планов Государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования (ГОС ВПО);

- реализация вузовского компонента ГОС ВПО;

- отсутствие отклонений и нарушений в организационных документах от требований

ГОС ВПО.

3. Информационно-методическое обеспечение, основными составными частями которого являются:

- обеспеченность учебной литературой и ее соответствие требованиям ГОС ВПО (не менее 0,5 учебного пособия на одного студента);

- информационное обеспечение, причем непрерывное и постоянно обновляющееся;

- посещаемость библиотек;

- качество используемой учебной и методической литературы;

- издательская деятельность вуза.

4. Используемые образовательные технологии и средства:

- состояние лабораторно-практического обучения;

- состояние и тенденции развития образовательных (в том числе оценочных) технологий

и их влияние на качество подготовки специалистов;

- использование современных информационных компьютерных технологий и сети Интернет.

5. Научные исследования в вузе и их влияние на качество образования. Изучение состояния этого аспекта качества подготовки специалистов предусматривает изучение и оценку в вузе следующих критериев:

- общей характеристики состояния и тенденций в содержании и организации научных исследований;

- научных исследований и инновационных работ в области совершенствования качества образования;

- связи научно-исследовательской работы в вузе с учебным процессом и влияния этой связи на качество учебного процесса;

- состояния научно-исследовательской работы студентов и ее связи с качеством обучения;

- наличия научных школ в вузе.

6. Ресурсное обеспечение вуза является одним из главных условий организации обеспечения учебного процесса, непосредственно влияющим на качество образования. К ресурсному обеспечению можно отнести:

- материально-техническую базу кафедр, включающую площади учебных лабораторий, библиотек, читальных залов; обеспеченность необходимыми лабораториями в соответствии с ГОС ВПО; качество лабораторного оборудования и его соответствие требованиям современному развитию науки и техники; обеспеченность компьютерными классами и доступом в сеть Интернет; уровень обеспеченности общежитиями и др.;

- финансовое обеспечение (зарплату ППС; размер и обеспеченность стипендиями; финансирование научных исследований и др.).

7. Воспитательная деятельность.

8. Управление вузом. Самооценка и мониторинг качества образования. Этот критерий предусматривает:

- наличие эффективной и рациональной общей структуры системы управления университетом;

- деятельность ученого совета вуза, направленную на обеспечение качества подготовки специалистов;

- работу учебно-методического управления по своему предназначению с использованием современных инновационных технологий по планированию и контролю учебного процесса;

- деятельность факультетов и кафедр по обеспечению качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями ГОС ВПО. Работа этих учебных структур, непосредственно взаимодействующих и осуществляющих процесс обучения со студентами, должна быть направлена на глубокий анализ состояния учебно-воспитательного процесса на кафедрах факультета, учитывающий динамику ценностных ориентаций и мотиваций студентов к получению высшего образования по выбранной специальности (несомненно, на основе продуманных и систематических социологических исследований);

- наличие и непрерывную работу системы управления качеством подготовки специалистов.

Завершающим и наиболее важным этапом подготовки специалистов является результат итоговой государственной аттестации, по которому можно судить об эффективности деятельности ППС по подготовке специалистов.

Каждый из рассмотренных выше примерных требований или критериев обеспечивается целым комплексом мероприятий в соответствии с требованиями руководящих документов по высшему профессиональному образованию.

Оценить качество образовательной деятельности в вузе достаточно сложно. Но в общем виде для вуза, на взгляд автора, в «норму» могут быть включены положения, на которые следует обратить внимание в программе работ по качеству на современном этапе. Другими словами, учебный процесс, образовательная деятельность как преподавателя, так и студента могут характеризоваться как качественные, если выполняются следующие условия [4]:

- разработана, принята и функционирует система оценки качества образования в вузе;

- учебная деятельность преподавателя периодически оценивается экспертной комиссией;

- показателем качества деятельности преподавателя является соответствие программы его дисциплины и комплекса учебно-методических материалов государственному образовательному стандарту;

- организация учебного процесса соответствует задачам и целям, заявленным в профессиональной образовательной программе;

- имеется возможность выбора гибкой образовательной программы применительно к на-

чальной подготовке студентов;

- в учебном процессе используются современные информационные технологии;

- существует система оценки качества учебного процесса со стороны студентов как по-

требителей образовательных услуг;

- учебный процесс строится на основе модульно-рейтинговой системы;

- имеется внутривузовская система повышения качества деятельности ППС;

- лучшие выпускники привлекаются к научно-педагогической деятельности в вузе через систему магистратуры, аспирантуры, соискательства;

- поддерживаются тесные связи с выпускниками и предприятиями, на которых они работают;

- поддерживается высокий уровень требований к знаниям абитуриентов на вступительных экзаменах;

- информационная грамотность ППС соответствует современному уровню развития информационных технологий;

- имеются курсы, обеспечивающие информационной грамотностью всех участников образовательного процесса;

- имеется совершенный нормативно-правовой механизм, стимулирующий финансовую деятельность вуза.

Перечисленные показатели не являются исчерпывающими и могут изменяться с учетом специфики учебного заведения.

Литература

1. Проблемы качества образования: Материалы XI Всерос. науч.-метод. конф. - М.: ИЦПКПС, 2001. - С. 4.

2. Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования. -М.:ИЦПКПС, 2001. - С. 16, 17, 39-41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Об итогах работы системы образования Камчатской области по реализации первого этапа модернизации российского образования и приоритетных направлениях развития на 20052006 годы: Материалы совещания работников образования Камчатской области. - Петропав-ловск-Камчатский: МУПК РИО. Камч. фил., 2004. - С. 37-40.

4. Профессиональное образование Камчатской области в условиях социального партнерства: Материалы совещ. работников образования Камч. обл. - Петропавловск-Камчатский: МУПК РИО. Камч. фил., 2005. - С. 14-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.