УДК 378.4:001.83(571.66+739.8)
А.А. Седельникова
Камчатский государственный технический университет, г. Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: [email protected]
О РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ СОТРУДНИЧЕСТВА С ВУЗАМИ АЛЯСКИ (США) В СФЕРЕ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
МЕНЕДЖМЕНТА
В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся реализации инновационного менеджмента в образовании. Предложена модель международного сотрудничества в сфере внедрения инновационного образовательного менеджмента между ФГБОУ ВПО «КамчатГТУ» и высшими учебными заведениями Аляски (США). Данная модель разработана с целью модернизации методов обучения в нашем университете, использование которых позволит привлечь зарубежных студентов и обеспечить академическую мобильность преподавателей, а также получить международную аккредитацию образовательных программ, реализуемых в университете.
Ключевые слова: инновационный образовательный менеджмент, Аляска, КамчатГТУ, модель, Университет Арктики.
A.A. Sedelnikova (Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003). On the development of cooperation models with Alaska Universities (USA) in the sphere of innovative educational management implementation
The questions concerning innovative educational management realization were discussed in the article. The model of international cooperation in the sphere of innovative educational management implementation between Federal Institution of Higher Education «Kamchatka State Technical University» (KamchatSTU) and Alaska Universities (USA) was proposed. This model was designed to modernize teaching methods in our University, which will attract foreign students, and to provide academic mobility of teachers and also to get international accreditation of educational programs in the University.
Key words: innovative educational management, Alaska, KamchatSTU, model, the University of Arctic (UArctic).
DOI: 10.17217/2079-0333-2015-33-83-88
Современный этап реализации Концепции модернизации образования в России опирается на необходимость внедрения новой модели управления образовательными учреждениями, которая предполагает ориентацию непосредственно на деятельность образовательной организации [1]. В условиях ускорения темпов социально-экономического развития инновационный потенциал учреждения интегрируется с возможностями заказчиков образовательных услуг, что делает «готовность к инновационному менеджменту одной из ключевых характеристик профессиональной зрелости руководителя образовательного учреждения» [2].
Понятие «инновационный менеджмент в образовании» в различных научных источниках рассматривается как «система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе внедрения инноваций» [1]; «сфера науки, изучающая инновационные процессы развития профессиональной (высшей, средней) и общеобразовательной школы, связанные с созданием новой практики образования» [3], и представляет собой «комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок и ценностных ориентаций, регулирующих основные направления инновационной деятельности педагогов» [4].
При инновационной направленности экономического роста современного общества главенствующее место в нем прочно занимают модели исследовательского процесса создания нового научного знания и процедуры возникновения новых интеллектуальных продуктов. Для россий-
ской системы образования характерна ориентация на инновационный менеджмент, так как в нем большее внимание уделяется формированию интеллектуального потенциала личности как источнику генерации новых идей - важнейшей предпосылки создания будущими работниками новых продуктов, наращивания человеческого капитала в целом. В связи с этим в учебных заведениях уделяется большое внимание активизации исследовательской деятельности и педагогов, и обучающихся.
Реализация инновационного менеджмента в образовании нацелена на прогнозирование создания новых систем воспитания и обучения, новых технологий и др., повышение качества учебно-воспитательного процесса и личности выпускника учебного заведения, анализ поведения конкурентов, анализ емкости рынка образовательных услуг, характера и количества педагогических инноваций, анализ факторов эффективности инновационной деятельности, оперативные решения по разработке, внедрению и освоению новшеств; обеспечение качества учебно-воспитательного процесса и его обновление, контроль исполнительской дисциплины и качества исполнения. Целевые установки инновационного менеджмента освещены в ряде источников [4].
Мы провели целевое исследование образовательных технологий в ряде университетов Аляски, таких как Университет Аляски Фэрбенкс (The University of Alaska Fairbanks (UAF)), Университет Аляски Анкоридж (The University of Alaska Anchorage (UAA)), Университет Аляски Юго-восток (The University of Alaska Southeast (UAS)) с целью выявления инновационных элементов в процессе организации обучения. Инновационный образовательный менеджмент в американских университетах подразделяется на три основные формы - обучение в сфере бизнес -управления, менеджмента и администрирования, научных исследований и технологических разработок, развития инновационного сознания. Все три формы практикуются в университетах, представляющих, по большей части, верхнюю, элитную группу американского высшего образования. Лишь сравнительно немногие университеты среднего уровня (уровень штата) разрабатывают такие программы.
Объектом нашего исследования являются виды деятельности в рамках реализации инновационного образовательного менеджмента в университетах Аляски (США). На территории Аляски функционируют такие государственные университеты, как Университет Аляски Фэрбенкс (The University of Alaska Fairbanks (UAF), Университет Аляски Анкоридж (The University of Alaska Anchorage (UAA), Университет Аляски Юго-восток (The University of Alaska Southeast (UAS). Все они, являясь самостоятельными высшими учебными заведениями, входят в состав Университета Арктики (UArctic). Поэтому нам представляется целесообразным изучение инновационного образовательного менеджмента в высших учебных заведениях Аляски (США) непосредственно в рамках их функционирования в данной организации.
Университет Арктики - это «университет без стен», международная сеть университетов, колледжей, исследовательских учреждений и других организаций, сотрудничающих в области образования и научных исследований по социально-экономическому развитию северных регионов и их инфраструктуры, расположенных в странах приполярного Севера. Основными участниками данной организации являются вузы и НИИ таких стран, как Россия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Канада, Исландия, Дания (Гренландия) и США (штат Аляска). Помимо основных участников войти в состав Университета Арктики имеют возможность университеты других (не приполярных) стран.
Университет Арктики открывает студентам, аспирантам, преподавателям, исследователям доступ к новым образовательным возможностям:
- дистанционное обучение в любом университете, являющемся членом Университета Арктики, по окончании которого выдается сертификат или диплом об образовании международного образца;
- проведение исследований в других приполярных странах;
- участие в программе по обмену студентами, аспирантами, преподавателями между высшими учебными заведениями - членами Университета Арктики;
- междисциплинарное образование, направленное на изучение приполярного региона [5].
Необходимость изучения возможностей сотрудничества с зарубежными высшими учебными
заведениями в области применения инновационных образовательных технологий в частности обусловлена потребностью в реализации существующих целей и задач университета в соответствии с главными документами КамчатГТУ, касающихся международной деятельности.
Согласно Уставу КамчатГТУ «Университет участвует в международном сотрудничестве Российской Федерации в области образования, научной и научно-технической, педагогической деятельности посредством:
а) участия в программах двустороннего и многостороннего обмена студентами (курсантами), аспирантами, докторантами, педагогическими и научными работниками;
б) проведения совместных научных исследований, а также конгрессов, конференций, симпозиумов и других мероприятий;
в) осуществления фундаментальных и прикладных научных исследований, а также опытно-конструкторских работ по заказам иностранных юридических лиц;
г) участия в международных программах совершенствования среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования».
В соответствии с Миссией КамчатГТУ «ФГБОУ ВПО «КамчатГТУ» должен стать реальным центром науки, образования и культуры в Камчатском крае и Дальневосточном регионе, осуществлять качественную подготовку квалифицированных специалистов для научно-промышленного комплекса Дальнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона, развивать международную деятельность в ходе проведения научных исследований».
На сегодняшний день на базе нашего университета функционируют:
1) Региональный Интегрированный Центр (РИЦ) - партнерская программа в рамках Консорциума «EEN-Россия». Целью данной программы является поддержка интернационализации, то есть развитие международного и межрегионального делового, технологического и научного партнерства предприятий малых и средних форм, а также научных учреждений в разных странах -участниках данной программы;
2) Представительство Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в Камчатском крае;
3) Представительство Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) в рамках реализации программы создания центров поддержки технологии и инноваций (ЦПТИ). Данная программа направлена на оказание содействия целому ряду стран в налаживании оказания информационно-технических услуг, призванных помочь новаторам в получении, обеспечении охраны и управлении правами интеллектуальной собственности и в поиске новых решений технических проблем, возникающих на местном и глобальном уровнях.
Данного рода мероприятия, несомненно, повышают привлекательность вуза. Во-первых, повышается аккредитационный показатель университета, его престиж. Во-вторых, они помогают решить насущные проблемы, стоящие перед университетом, в частности отток молодежи (выпускников школ) с территории Камчатки, поскольку потенциальные абитуриенты отдают предпочтение передовым вузам страны, которые предлагают более широкий спектр направлений по подготовке специалистов и возможностей в реализации и совершенствовании своих профессиональных навыков. В-третьих, появляется возможность привлечения средств на проведение научно-исследовательских работ из зарубежных научных фондов. Камчатка является уникальной территорией с точки зрения изучения ее биологического разнообразия, минеральных ресурсов, этнического состава населения. Университет уже имеет опыт получения грантов на проведение научно-исследовательских работ от международных организаций, таких как Всемирный фонд природы (WWF) и Центр дикого лосося. И это лишь небольшая часть тех потенциальных возможностей вуза в рамках расширения области сотрудничества в данном направлении деятельности. В-четвертых, в процессе международного сотрудничества происходит интенсивный обмен опытом в научно-образовательной и инновационной сферах деятельности, вследствие чего повышается и квалификационный уровень профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников университета.
Выбор Аляски как места изучения инновационного менеджмента в образовании особо применим к нашему региону, так как географическое положение Аляски и Камчатки имеет схожие природно-климатические особенности. Территориальная близость влечет за собой возникновение и сходных проблем в различных сферах природопользования и экологии, охраны и изучения окружающей среды, в частности в акваториях и на побережьях Берингова и Охотского морей. Общность наблюдается и в этническом составе населения регионов, который является смешанным и в котором высока доля представителей коренных народов.
Рассмотрим подробнее виды инновационного менеджмента, который реализуется в научно -образовательной среде Университета Арктики.
1. Современные мировые тенденции развития технологий получения знаний связаны с внедрением дистанционного электронного обучения. В университетах Аляски и Северной Америки достаточно давно уже пришли к пониманию, что учебный процесс в высшем учебном заведении невозможен без применения компьютерных технологий. Это объясняется не только тем, что они позволяют совершенствовать образовательную деятельность, но и тем, что нынешние студенты выросли в эпоху компьютеров и Интернета, то есть ориентированы на их использование во всех сферах своей деятельности, в том числе и в учебе. Кроме того, уровень использования в учебном процессе современных информационных технологий является одним из показателей для международной аккредитации университетов.
Например, использование одной из лучших в мире систем для управления обучением BlackBoard, которая широко применяется членами Университета Арктики. Данная система позволяет создать виртуальный сайт курса, разместив электронные конспекты лекций и тестовые задания для текущего контроля освоения студентами учебного материала [6].
2. Принцип междисциплинарности является базовым в процессе обучения, цель использования которого фактически создать новую, лишенную дисциплинарных перегородок науку и передовую ячейку общества знания, состоящую из производителей этого знания. Ставится задача по формированию принципиально нового исследователя XXI в. - «all-rounded specialist» [7].
Так, на базе Университета Арктики работает программа «Циркумполярные науки» (The Circumpolar Studies). Эта программа предлагает студентам вузов - членов Университета Арктики получить междисциплинарное образование в таких разнообразных областях, как устойчивое управление ресурсами, самоуправление, полярный инжениринг и туризм Севера. Особое внимание уделяется вопросам, касающимся коренных народов циркумполярного Севера.
3. Полидисциплинарность находит свое практическое выражение в ходе научно-экспериментальной работы и дополнительно развивается в ходе прохождения специальных курсов и тренировок, а также путем стимулирования как учащихся, так и состоящих в штате исследователей к получению дополнительных «продвинутых» степеней в смежных науках, дисциплинах и на междисциплинарных направлениях. Данное направление характеризуется созданием своеобразных замкнутых сообществ исследователей, обладающих высоким уровнем взаимного понимания и единым духовным настроем.
В частности, на базе Университета Арктики работает программа «Тематические сети» (The Thematic Networks). Данная программа представляет собой ряд независимых и тематически ориентированных сетей экспертов в конкретных областях изучения Севера. Главная задача реализации программы - сконцентрировать деятельность сетей на одном или нескольких из следующих действий: научное сотрудничество, обмен знаниями, совместное образование в конкретной области.
4. Учитывая процессы глобализации, все больше университетов стремятся привить своим учащимся глубокое понимание культурных, национальных и цивилизационных особенностей различных рынков, экономик и корпоративных сред за пределами США и Северной Америки. При этом акцент нередко делается на быстро растущие экономики Азии и Дальнего Востока. Они настроены на выпуск «универсальных» в культурно-цивилизационном отношении специалистов, способных одинаково легко ориентироваться в специфике ряда важных для США рынков и культурных сред традиционно знакомой американцам ойкумены. При этом обучение нередко проходит по «потогонной» системе, с поочередным обучением местной специфике в различных странах на разных континентах, включая и сами США. Таким образом, все участники этих курсов, среди которых бывает немало неамериканцев, приобретают уникальный опыт глобализации своего сознания, профессиональных навыков и культурно-цивилизационных перцепций [7].
С этой целью на базе Университета Арктики была разработана программа «Север-К-Северу» (North2north) по обмену студентами, аспирантами, профессорско-преподавательским составом и сотрудниками университетов - членов Университета Арктики. Программа направлена на предоставление возможности получать высококачественное образование представителям сообществ, проживающих на северных территориях, содействуя возможности учиться, преподавать и проводить соответствующие исследования в разных частях Севера, а также на повышение академической мобильности студентов и развитие их интереса к научно -исследовательской деятельности.
5. Особое внимание уделяется тесной взаимосвязи с практикой - часто в форме решения конкретных организационных, экономических и инженерно-технологических задач корпоративного клиента силами обучаемых либо на производственной базе заказчика, либо на базе цен-
тра/института/программы после подачи корпоративным клиентом соответствующей заявки. Другой формой практического тренинга является решение командой учащихся учебных задач, также взятых из корпоративной практики. Наконец, существенным элементом обучения является производственная практика учащихся в ведущих корпорациях США и других стран мира.
Для большинства инновационных школ, в особенности тех, что специализируются на решении прикладных задач, характерна тесная связь с корпоративным бизнесом. Многие школы имеют обширные списки постоянных корпоративных клиентов, которые на регулярной основе участвуют в финансировании образовательных программ, часто предлагают разбор сложных случаев из своей практики, размещают заказы, регулярно тренируют свой персонал и даже командируют своих представителей для помощи в преподавании ряда курсов, тренингов и практик [7].
Изучив и проанализировав информацию, представленную на официальных сайтах высших учебных заведений Аляски, мы выявили, что партнерство между Университетом Арктики и промышленным сектором реализуется через различные корпоративные программы. Данные программы объединяют научно-образовательные и организационные ресурсы высшего образования и постоянно возрастающие потребности индустрии; позволяют повысить качество профессиональной подготовки, приобретаемых знаний и навыков, необходимых для успешного развития индустрии в XXI в.; являются узловой точкой доступа, позволяющей промышленным организациям, государственным структурам и некоммерческим организациям получить доступ к ресурсам высшего образования; руководят созданием новых учебных программ и отдельных курсов, которые позволяют гибко реагировать на изменяющиеся запросы рынка.
Исходя из вышеизложенного представляется возможным и крайне необходимым осуществление сотрудничества КамчатГТУ с университетами Аляски (США) по внедрению инновационного образовательного менеджмента, опираясь на предложенную модель (см. рис.).
Сферы сотрудничества
Модель по установлению межкультурных контактов с вузами Аляски (США) в сфере внедрения инновационного образовательного менеджмента
Для современного отечественного вуза в условиях массового использования инновационных образовательных технологий в мировой практике весьма важно иметь возможность внедрять их в учебный процесс. Предложенная модель международного сотрудничества в сфере внедрения инновационного образовательного менеджмента КамчатГТУ и высших учебных заведений Аляски (США) разработана с целью модернизации методов обучения в конкретном вузе, использование которых позволит привлечь зарубежных студентов и обеспечить академическую мобильность преподавателей, а также получить международную аккредитацию образовательных программ, реализуемых в университете. Применительно к нашему региону мы рискнем предположить, что реализация предложенных мероприятий на базе КамчатГТУ благоприятно отразится и на развитии экономики Камчатского края, по крайней мере, в области управления и контроля использования водных биологических ресурсов, а также модернизации рыбной отрасли региона.
Преобладающая роль академических центров зарубежных стран связана со значительной интегрированностью академического (университетского) образования в рыночную экономику, что, несомненно, отражает то направление, в котором надо двигаться и России. Ведь именно высшая школа выступает главным источником инноваций в обществе.
Для реализации планируемого сотрудничества предстоит более детально изучить нормативно-правовую базу отечественной образовательной системы и выявить дополнительные механизмы возможного финансирования международных научно-образовательных проектов. Важнейшим компонентом инновационной структуры вуза должна стать программа практической интеграции науки и производства по профилям подготовки КамчатГТУ. В числе практик, уже реализованных в вузовской системе в соответствии с заявленной целью, - целевая подготовка специалистов на основе государственного заказа или заказа предприятий частного бизнеса. Эта деятельность должна быть продолжена и упрочена через систему производственных практик, привязанных непосредственно к производственной базе предприятий -заказчиков; через инновационный кадровый менеджмент, позволяющий «выращивать» необходимые кадры в стенах вуза, с которым предприятие осуществляет целевое сотрудничество; через систему заказов от заинтересованных государственных и частных структур на специальные исследования в конкретной области (дипломные проекты, магистерские, кандидатские и докторские диссертации). Подобное сотрудничество возможно только на основе создания банка данных о востребованных в регионе научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках. Целесообразно также в качестве пилотного проекта разработать рабочую программу обучения магистрантов с учетом возможности включения магистров в междисциплинарный международный проект The Circumpolar Studies. Подобная инициатива требует дополнительной научно-методической проработки и специального финансирования, например, на условиях грантовой поддержки.
Все предложенные виды деятельности являются практико-ориентированной составляющей разработанной нами модели и в значительной степени руководством к действию по установлению и укреплению международных контактов между КамчатГТУ и вузами АТР в рамках обмена опытом в сфере инновационного образовательного менеджмента.
Литература
1. Инновации в образовании [Электронный ресурс]. - URL: http://www.s-cool.ru/ postt3863.html (дата обращения: 23.09.2015).
2. Полетаева Н.М. Инновационный менеджмент в образовательном учреждении // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2015. - Т. 3, № 1. -С.108-114.
3. Mini МВА «Управление школой» [Электронный ресурс]. - URL: http://misis.ru/ spglnk/a3ada45c (дата обращения: 21.09.2015).
4. Основные понятия и закономерности инновационного менеджмента в образовании [Электронный ресурс]. - URL: http://zadocs.ru/economika/3230/index.html (дата обращения: 23.09.2015).
5. The University of Arctic [Электронный ресурс]. - URL: http://www.uarctic.org/ (дата обращения: 15.02.2015).
6. Инновационные образовательные технологии в Горном университете [Электронный ресурс]. - URL: http://www.spmi.ru/en/node/9514 (дата обращения: 23.09.2015).
7. Игнатов И.И. Основные формы обучения инновационному менеджменту в ведущих университетах США // Наука. Инновации. Образование. - 2009. - № 8. - С. 81-94.