щение в рамках разнообразных методов работы с молодежью.
Заключение
В вопросах управления социальными системами необходимо ясное понимание существования в мире различных этических систем для правильного прогноза реакции общества на различия в позициях и действиях, в соответствии с моральными нормами и идеологическими установками, а также с учетом правовой культуры. Изучение состояния правового сознания в обществе, интенсивное использование различных форм и методов работы, направленных на его развитие, в конечном итоге должно привести к повышению правой культуры российского общества.
Управлять любой системой, и в частности правоохранительной, необходимо в соответствии с объективными системными закономерностями, чтобы получать нормальные позитивные результаты. Системные закономерности являются ограничительными. Они предупреждают о том, чего не следует добиваться, и тем самым оказывают направляющее воздействие на деятельность органов управления.
Периодическая повторяемость явлений должна быть эффективно использована для управленческого воздействия. В периоды спада преступности необходимо накапливать ресурсы для того, чтобы в период подъема успешно и эффек-
тивно ей противостоять. Эту пульсационную закономерность можно использовать и в прогнозных целях. За спадом преступлений будет неотвратимо следовать подъем, который необходимо диагностировать и заранее тщательно к нему готовиться. Для обеспечения стабильности и прогрессивного развития системы необходимо научиться управлять амплитудой и частотой энтропийных колебаний.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Фролова Н. Ю. Правомерное и неправомерное поведение как парные юридические категории: автореф... дис. канд. юр. наук. Белгород, 2010. -16 с.
2. Российский статистический ежегодник. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstat site/main/publisЫng/catalog/statisticCollections/do с_1135087342078. (Дата обращения 5.04.2012).
3. Чернявский Д. С. Синергетика и информация: динамическая теория информации. М.: Наука, 2001. - 244 с.
4. Прангишвили И. В. Энтропийные и другие системные закономерности: Вопросы управления сложными системами / И.В. Прангишвили; Инт проблем управления им. В.А. Трапезникова. -М.: Наука, 2003. - 428 с.
УДК 3 78:005 Любина Валентина Алексеевна,
к. г.-м. н., доцент, начальник учебного отдела Забайкальского института железнодорожного транспорта -филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Иркутский государственный университет путей сообщения» в г. Чите,
кафедра «Экономика», тел. 8-914-501-26-06
ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
V.A. Lyubina
THE QUALITY INDICES OF RESULTS OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS ACTIVITIES
Аннотация. Качество результатов деятельности высших учебных заведений должно обеспечиваться через управление качеством основных процессов. Мерой качества таких процессов обычно является степень гарантии того, что оказанная образовательная услуга будет в точности соответствовать требованиям потребителей. В данной работе рассматриваются вопросы управления системой качества образовательной деятельности и проводится анализ современного
состояния некоторых показателей качества на примере транспортного вуза.
Ключевые слова: показатели качества, результаты деятельности, управление качеством, степень гарантии, образовательная услуга, управление системой качества.
Abstract. The quality of results of higher educational establishments activities must be provided by the main processes quality.
иркутским государственный университет путей сообщения
The measure of quality of such processes is usually a guarantee degree of that the educational service will accurately correspond to the customers requirements.
The article deals with the problem of quality system management in the educational activities and analyses the present condition of some quality indices on the example of the transport higher educational establishment.
Keywords: indicator of quality, results of activity, management of quality, degree of guarantee, educational service, management of system of quality.
Повышение качества учебного процесса в высшей школе, усиление заинтересованности в непрерывном самосовершенствовании преподавателей и обучающихся, развитие познавательной активности студентов является одним из главных направлений модернизации образования в России. Актуальность данной проблемы на современном этапе во многом обусловлена «децентрализацией высшей школы», а также возможностями глобализации и ускоренного развития технологий. Это возложило на вузы гораздо большую ответственность за состояние подготовки специалистов, их качество и роль в социально-экономической системе.
По мнению специалистов Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, качество высшего образования - это сбалансированное соответствие высшего образования многообразным потребностям, целям, требованиям и нормам.
Достижение характеристик качества зависит от управления, которое обеспечивает их величины, комплекс и сочетание.
Качество рассматривается не только как результат деятельности, но и как возможности его достижения в виде внутреннего потенциала и внешних условий, а также как процесс формирования соответствующих характеристик.
Система управления качеством образовательного процесса должна представлять собой комплекс способов, методов, приемов и средств организации деятельности управляющей и управляемой систем, который сможет обеспечить целенаправленную положительную динамику образовательного процесса.
В связи с этим все большую значимость приобретает постоянный мониторинг деятельности преподавателей, каждой кафедры и каждого факультета вуза с целью стимулирования качества работы профессорско-преподавательского состава и научно-педагогических коллективов в целом,
стимулирования студенческой активности, развития творчества и инициативы в рабочих группах.
Управление качеством образования в вузе не должно сводиться к административным мерам воздействия на образовательный процесс и его участников, а должно включать все основные элементы процесса управления - планирование качественных и количественных показателей, организацию процесса обеспечения качества и его регулирования, контроль достигнутого уровня качества, анализ мотивации участников образовательного процесса и многое другое.
Процесс управления качеством образования представляет собой деятельность по реализации целей и координации действий всех составляющих образовательной системы.
Новые требования общества к выпускникам вузов, обусловленные развитием науки и производства, инициируют в вузах создание современных систем менеджмента качества (СМК) образования, закладывающих базу для эталонной модели качества процессов и результатов образования на основе международных стандартов.
Качество образования в современном понимании определяет состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии, формировании гражданских, групповых и профессиональных компетенций личности.
Основной целью создания СМК в вузе является обеспечение условий, необходимых для перевода механизма управления научно-образовательной системой вуза в состояние, адекватное по своим результатам современным требованиям к качеству подготовки специалистов, а также формирование у потребителей (заказчиков кадров) доверия к профессиональным качествам выпускников в сочетании с устойчивым повышением их конкурентоспособности на рынке труда.
За последние годы само существо проблемы качества высшего образования, а также организационно-управленческие, педагогические и иные методы ее решения кардинально изменились. Задача состоит в том, чтобы это нашло соответствующее отражение в практической деятельности высших учебных заведений, в том числе и в Забайкальском институте железнодорожного транспорта - филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет путей сообщения» в г. Чите (ЗабИЖТ ИрГУПС)
Для характеристики качества образования в ЗабИЖТ вводятся определенные показатели, которые можно разделить на три группы: показатели
вложения в образование, показатели качества учебного процесса и показатели результатов обучения.
Качество вложения в образование или качество потенциала выражается в таких свойствах, как качество цели образования, качество образовательного стандарта, качество образовательной программы, качество материально-технической базы учебного заведения, качество профессорско-преподавательского состава, качество абитуриентов, качество информационно-методической базы и пр.
К показателям качества учебного процесса относятся такие, как качество технологии образования и контроля образовательного процесса, качество мотивации преподавательского состава, качество студентов при усвоении ими программного материала, интенсивность образовательного процесса, инновационная активность руководства и др.
Качество результатов обучения включает в себя качество знаний, их структуру, характер и устойчивость; реализацию индивидуальных способностей и особенностей студентов, востребованность выпускников и их трудоустройство, конкурентоспособность выпускников на рынке труда; достижения выпускников, их карьеру и зарплату и др.
Каждая из перечисленных характеристик требует отдельного анализа и изучения, но в итоговом своем представлении - это комплекс характеристик компетенций и профессионального сознания, отражающих способность специалиста железнодорожного вуза осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с современными требованиями.
Забайкальский институт железнодорожного транспорта - филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет путей сообщения» в городе Чите является базовым учебно-научно-производственным центром, осуществляющим подготовку специалистов по перечню наиболее востребованных специальностей, переподготовку и повышение квалификации работников Забайкальской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» и других предприятий Забайкальского края, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и прочее.
Социальными партнерами по организации и ведению образовательной деятельности являются крупные предприятия, организации и фирмы города Читы и Забайкальского края: Забайкальская железная дорога - филиал ОАО «РЖД», Забайкальский региональный общий центр обслуживания - структурное подразделение Центра корпоративного учета и отчетности «Желдоручет» - фи-
лиал ОАО «РЖД»; Забайкальский филиал ОАО «Федеральная пассажирская компания»; Забайкальская дирекция по ремонту тягового подвижного состава - филиал ОАО «РЖД»; Забайкальская дирекция по ремонту пути - филиал ОАО «РЖД»; Забайкальская дирекция управления движением - структурное подразделение Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД»; Читинская Дирекция связи - структурное подразделение Центральной станции связи - филиала ОАО «РЖД»; Забайкальский территориальный центр фирменного обслуживания -структурное подразделение Центра фирменного обслуживания - филиала ОАО «РЖД»; Забайкальская дирекция по энергообеспечению - структурное подразделение Трансэнерго - филиала ОАО «РЖД»; филиал ОАО «Трансконтейнер» на Забайкальской железной дороге; Государственная служба занятости населения Забайкальского края и др.
Главной целью внутривузовской системы контроля качества подготовки специалистов является выявление реального качества образования во всех видах деятельности ЗабИЖТ и его подразделений.
Система контроля качества подготовки специалистов в Забайкальском институте железнодорожного транспорта - филиале ИрГУПС представлена набором организационных мероприятий и процедур, осуществляющих проверку работы всех структурных подразделений на всех этапах учебно-воспитательного процесса. Функционирование системы определено положениями о деятельности различных подразделений, нормативными документами, регламентирующими как отдельные элементы учебной работы, так и блоки, составляющие процесс подготовки специалистов.
Осуществление системы оценки качества деятельности преподавателей в ЗабИЖТ можно разделить на несколько этапов. Во-первых, это оценка качества деятельности, проводимая студентами и руководителями структурных подразделений, в которых работает преподаватель. Во-вторых, это самооценка качества деятельности. В-третьих, это оценка, проводимая органами по сертификации и стандартизации. В целом СМК имеет многокомпонентный характер. Безусловно, ключевым в деятельности института является учебный процесс. Поэтому при создании внутривузовской СМК необходима преимущественная ориентация на совершенствование системы управления учебным процессом.
Оценка качества организации учебного процесса в ЗабИЖТ, проводимая заведующим кафедрой, деканом и другими руководителями, осуществляется по результатам успеваемости студен-
иркутским государственный университет путей сообщения
тов, посещаемости ими занятий, по выполнению графиков самостоятельной работы, по результатам промежуточной, семестровой и итоговой аттестации, среднегодовой численности студентов, уровню обеспечения дисциплин УМК, годовому приему и выпуску и по другим показателям.
Для самооценки качества деятельности преподавателя разработаны соответствующие характеристики по учебно-методической, научно-исследовательской, организационной и воспитательной работе, которые содержат значительный перечень показателей, позволяющих получить достоверные сведения о результативности видов деятельности каждого преподавателя.
Качественный анализ дает возможность четко определить причины полученных низких и высоких результатов, цели, к которым должны стремиться субъекты образовательного процесса.
По итогам учебной, научной, методической и организационной деятельности можно сказать, что в институте создана эффективная структура управления, обеспечивающая подготовку кадров высшей квалификации, переподготовку и повышение квалификации специалистов, решение научных и организационных проблем, соответствующая требованиям законодательства и реализации государственных образовательных стандартов по направлениям и специальностям подготовки.
Анализ результатов деятельности позволяет выделить следующие позитивные тенденции, связанные с качеством образовательной деятельности.
Общий выпуск специалистов высшей квалификации за пять лет составил 2085 человек, в том числе 868 выпускников обучались очно и 1217 человек - заочно. Общее соотношение выпускников очной и заочной форм составляет 41,6 % -58,4 %.
В 2010 году выпуск составил 469 человек, из них по очной форме обучения - 210 человек. По сравнению с прошлым годом этот показатель увеличился на 20 %.
Анализ базовых показателей защиты выпускных квалификационных работ свидетельствует о высоком уровне полученных результатов. За 5 лет выдано 151 диплом с отличием. Уровень хороших и отличных оценок, полученных на защитах за период с 2006 по 2010 годы, составляет около 74 %.
Высокое качество знаний выпускников в целом является результатом огромной работы профессорско-преподавательского состава, модернизации лабораторной базы, совершенствования программно-информационного и учебно-методического обеспечения и пр.
Качественные показатели дипломного проектирования, такие как практическая направленность, реальность, научность проектов говорят о высоком профессиональном уровне их авторов.
Тематика дипломных проектов отвечает современным требованиям состояния науки и техники в области железнодорожного транспорта. Большинство дипломных проектов (около 70 %) выполнены по заявкам структурных подразделений железной дороги. Ряд дипломных проектов рекомендован к внедрению и опубликованию, учитывая актуальность и практическую ценность предложений, разработанных студентами. Мероприятия, предлагаемые в проектах, направлены на повышение уровня безопасности и улучшение технико-экономических показателей работы железнодорожных объектов.
Новые экономические условия оказывают существенное влияние на работу вуза, задавая ориентиры его развития и реформирования. Институт оперативно реагирует на изменение рынка труда, в зависимости от этого корректируется набор студентов в сторону уменьшения или увеличения числа абитуриентов, вводятся новые специальности и направления подготовки.
Востребованность выпускников является одним из основных показателей, характеризующих качество подготовки специалистов. Ежегодное распределение молодых специалистов говорит о высокой востребованности выпускников института, ориентированной на кадровые потребности региона и в первую очередь основного заказчика -Забайкальской железной дороги - филиала ОАО «РЖД». Трудоустройство выпускников на предприятия железнодорожного транспорта осуществляется по направлениям в соответствии с количеством поданных заявок. Количество заявок на выпускников технических специальностей по годам колеблется в пределах 62-100 %. С целью повышения востребованности образовательные программы постоянно корректируются, учитывая изменения, происходящие в экономике, управлении, сфере обращения товаров и услуг и т. д.
Структура подготовки специалистов в За-бИЖТе соответствует потребностям Забайкальской железной дороги, Забайкальского региона и обеспечивает предоставление образовательных услуг населению по широкому кругу профессий и уровней образования: ВПО, СПО, программ дополнительного образования, общеобразовательных программ, программ профессиональной подготовки.
Расширение спектра специальностей - задача стратегического развития института. Открытие новых специальностей в институте диктуется по-
требностями Забайкальской железной дороги -филиала ОАО «РЖД» и региона в конкретных специалистах. Институт располагает достаточной материально-технической базой, позволившей получить лицензию на реализацию новых профессиональных образовательных программ подготовки кадров по таким специальностям, как «Менеджмент организации», «Управление персоналом», «Инженерная защита окружающей среды», «Информационные системы и технологии» и др. Дальнейшая работа в этом направлении позволяет обеспечить реализацию цикла подготовки специалистов по полному курсу обучения в ЗабИЖТе по специальности «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» и организовать их первый выпуск в 2013 году.
Реализация основных образовательных программ подготовки дипломированных специалистов обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью.
Основным направлением в области формирования профессорско-преподавательского состава является усиление кадрового потенциала института за счет подготовки кандидатов и докторов наук из числа собственных работников. В настоящее время в аспирантурах различных вузов страны обучается более 30 сотрудников института, 6 человек работают над докторскими диссертациями.
Эффективностью кадровой политики являются результаты защит кандидатских и докторских диссертаций. В период с 2006 по 2010 годы кадровый состав института пополнился одним доктором наук и 23 кандидатами наук. С учетом совместителей процент лиц с учеными степенями и званиями, работающих в ЗабИЖТ по состоянию на 01.03.2001 г., составляет 64,7 %, а по отдельным специальностям достигает 88 %.
Систематическое совершенствование методики обучения и воспитания студентов является основой для формирования инновационных образовательных технологий, применяемых в учебном процессе вуза.
Информационно-методическое обеспечение учебных дисциплин представлено учебной и научной литературой, справочно-информа-ционными источниками, официальными и общественно-политическими изданиями, а также информационными базами данных.
Имеющийся в институте библиотечный фонд постоянно пополняется новинками учебной, технической, методической и справочной литературой, благодаря чему каждый студент и препода-
ватель имеет возможность своевременно знакомиться с ними.
Для развития собственной образовательной информационной среды региона и для объединения ресурсов различных образовательных учреждений создана электронная библиотека Забайкалья, доступ к фондам которой открыт и для студентов ЗабИЖТ.
Эффективность учебной работы ППС кафедр непосредственно зависит от уровня методического мастерства преподавателей, поэтому учебно-методическая работа является неотъемлемой частью учебного процесса.
Работа по созданию собственных учебно-методических материалов строится на основе анализа всех видов учебных занятий в зависимости от обеспеченности учебного процесса основной и дополнительной литературой. Внимание уделяется разработке учебных материалов для проведения текущего и промежуточного контроля знаний студентов и методических материалов по проведению практических и лабораторных занятий, по организации самостоятельной работы студентов, по выполнению курсовых работ и проектов, по организации практик студентов и дипломного проектирования.
Ключевой частью системы менеджмента качества вузовского образования является разработка учебно-методических комплексов (УМК) дисциплин. Разработка таких комплексов повышает качество учебного процесса за счет его системной подготовки.
В Забайкальском институте железнодорожного транспорта учебно-методическая работа предусматривает повышение качества методической работы профессорско-преподавательского состава, разработку тематических планов, методических пособий и других методических материалов, которые способствуют привитию студентам профессиональных умений, знаний, навыков и развитию профессиональной направленности, позволяет в полном объеме обеспечить обучающихся собственными методическими материалами.
Научно-исследовательская работа является одним из важнейших видов деятельности ППС, аспирантов и студентов института. Проведение научно-исследовательской работы обеспечивает непрерывное совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе фундаментальных и прикладных исследований по направлениям подготовки специалистов и внедрение в образовательную деятельность современных методик и технологий. Результаты научной деятельности сотрудников института нашли свое отражение в активном участии в научно-методических и
научно-практических конференциях, семинарах, а также в монографиях, учебниках, учебных пособиях, статьях и тезисах докладов, опубликованных в научных изданиях вузов России и города Читы.
За период с 2006 по 2010 год учеными института опубликованы научные работы общим объемом 4708 печатных листов, из них 18 монографий, один учебник, 54 учебных пособия, 47 из них имеют гриф УМО, 146 статей в российских и международных журналах, 745 статей и тезисов в сборниках научных трудов. На базе ЗабИЖТ издано 11 межвузовских научных сборников. Таким образом, за пятилетний период времени коллективом института проделана огромная работа в направлении совершенствования учебного процесса, повышения качества подготовки специалистов. Значительно усилился кадровый потенциал кафедр, в первую очередь выпускающих. Следствием этого являются значительное усиление авторитета института как научно-образовательного учреждения, укрепление связей кафедр с профильными предприятиями дороги, что способствует улучшению практической подготовки студентов и повышению конкурентоспособности вы-
пускника железнодорожного вуза на рынке образовательных услуг в соответствии с новой парадигмой развития высших учебных заведений, предполагающей повышение качества образовательной деятельности, сохранение конкурентоспособности вуза, укрепление его статуса и стабильности при наличии системы управления как на микроуровне управления образования, так и на уровне управления образовательными программами.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Изд-во стандартов, 2001.
2. Пузанков, Д.В. Методические рекомендации по применению стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000-2001 в высших учебных заведениях/ Д.В. Пузанков, А.В. Олейник, В.С. Соболев, С.А. Степанов. - СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2003.
3. Звонников, В.И. Измерения и качество образования. Монография/ В.И. Звонников. - М.: Логос, 2006.
УДК316.323 ББК 65.050.11 Батукова Луиза Рихардовна,
к. э. н., доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента Сибирского федерального университета,
Института бизнес-процессов и экономики (г. Красноярск), тел. 8 (391) 2-90-77-80, e-mail: [email protected]
МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ: СИСТЕМНО-РЕСУРСНАЯ ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
L.R. Batukova
MECHANISM OF INNOVATIVE MODERNIZATION: A SYSTEM-RESOURCE BASIS OF THE ORGANIZATION AND FEATURE IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION OF INNOVATIVE DEVELOPMENT
Аннотация. Инновационная модернизация является сегодня первоочередной задачей развития страны и регионов РФ. Ее проведение требует анализа системно-ресурсной основы интеллектуального капитала. Исследование интеллектуального капитала в контексте системно-ресурсного подхода показало, что он включает два основных взаимодействующих аспекта -естественную основу функционирования интеллектуального капитала (человеческий капитал) и неодушевленную материальную основу функцио-
нирования интеллектуального капитала (производство, хранение и распространение знаниево-информационных ресурсов). Функционирование интеллектуального капитала в глобальном масштабе формирует устойчивую систему перераспределения и использования интеллектуального капитала между странами. Она становится структуризирующей основой всего механизма инновационного развития социально-экономических систем.