Финансовый менеджмент
возможности внедрения бюджетирования в системе потребительской кооперации
л.И. ильина,
кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой учетно-экономических дисциплин Сыктывкарского филиала
Автономной некоммерческой организации ВПО центросоюза РФ «Российский университет кооперации»
В рыночных условиях хозяйствования наиболее сложным эвеном устойчивого развития потребительской кооперации является разработка адекватных рынку принципов управления финансовыми отношениями, складывающимися между субъектами внутри системы, а также между ними и представителями государственной власти и управления и муниципалитетами.
Анализ практики управления финансовыми отношениями в системе потребительской кооперации показывает, что до настоящего времени не выработаны принципиальные подходы к обеспечению эффективного функционирования многоотраслевой системы. С одной стороны, это объясняется трудностями адаптации системы потребительской кооперации к рыночным условиям хозяйствования. С другой стороны, до настоящего времени не создана конструктивная нормативно-правовая база ее развития, что препятствует стабилизации финансовых отношений.
Управление финансами в потребительской кооперации имеет определенную специфику, обусловленную характером кооперативной собственности и организационным построением системы управления потребительской кооперацией. К основным отраслевым особенностям следует отнести сложность организационной структуры, представленной организациями различных организационно-правовых форм, осуществление двух видов деятельности (коммерческой и некоммерческой), наличие многоотраслевой специфики, использование различных систем налогообложения, существенных отличий в направлениях распределения и использования прибыли.
Первоочередными в области управления финансами в потребительской кооперации для укреп-
ления экономического потенциала являются задачи, связанные с учетом всех видов расходов, связанных с обслуживанием малочисленных и отдаленных населенных пунктов; эффективным управлением собственным и заемным капиталом, учетом в доходах и расходах организаций упущенной выгоды при выполнении социальной миссии.
Политика в области привлечения заемного капитала в потребительских обществах должна строиться на внедрении оперативного финансового планирования как элемента бюджетирования, т. е. технологии планирования, учета и контроля за денежными потоками и финансовыми результатами.
Бюджетирование как технология управления позволяет повысить эффективность и качество управленческой работы, усилить режим экономии материальных и финансовых ресурсов. Вместе с тем применение системы бюджетирования, предполагающего разработку системы бюджетов по различным видам деятельности в потребительской кооперации, в настоящее время является затруднительным в связи с отсутствием необходимой системы прогнозирования, текущего планирования, а также методики и нормативной базы формирования оперативных финансовых планов (бюджетов) с учетом отраслевых особенностей.
Для внедрения системы бюджетирования в потребительской кооперации как результативного инструмента управления необходима разработка модели, увязывающей стратегические программы развития потребительской кооперации с формированием оперативных бюджетов; обеспечение необходимой взаимосвязи таких элементов управления, как учет, анализ, планирование всех хозяйственных процессов; обеспечение финансовых служб квалифицированными кадрами.
Построение системы бюджетирования должно осуществляться на основе анализа работы отдельных структурных подразделений организаций потребительской кооперации, налаживания эффективного контроля (мониторинга) за результатами их деятельности. Обеспечение функций финансового менеджмента в системе потребительской кооперации с позиций субъекта управления должно осуществляться путем совершенствования организации внутреннего финансового контроля. Он носит название контроллинга и должен заключаться в формировании более рациональной учетной политики, обработке и представлении необходимой бухгалтерской (финансовой) отчетности, имеющей определенную специфику, в виде сравнительного анализа отчетных и плановых показателей а также проведении интерпретации полученных результатов [1].
В настоящее время в рамках управления финансово-хозяйственной деятельностью для обеспечения платежеспособности и финансового равновесия организаций потребительской кооперации необходимо осуществление политики эффективного управления денежными потоками, частью которой является формирование финансовых бюджетов по направлениям деятельности.
Следует отметить, что система внутреннего управления и контроля в организациях потребительской кооперации только осваивает элементы управления финансами, решая в отдельных потребительских союзах проблемы управления кооперативной собственностью, инвестициями, прибылью, денежными потоками. Например, в Томском областном потребительском союзе внедряется система бюджетирования, включающая составление бюджета продаж с учетом безубыточности, бюджета затрат, основой которого является внедрение режима жесткой экономии, бюджета инкассации дебиторской задолженности, бюджета движения денежных средств и перспективное планирование [2].
Установление внутреннего контроля за финансовыми потоками позволяет отслеживать как наличные, так и безналичные расчеты, контролировать сроки погашения дебиторской задолженности, организацию завоза товаров, заключения договоров, предоставления поставщиками скидок на товары.
Вопросы внедрения внутрихозяйственного контроля на основе бюджетирования в потребительской кооперации обсуждаются на научно-практических конференциях в университетах
системы потребительской кооперации. Вместе с тем в большинстве потребительских союзов современные методы управления финансами, расходами и финансовыми ресурсами не применяются. При этом отдельные их аспекты описаны в методических разработках Управления учета, анализа и налогообложения Центросоюза РФ, ученых Российского университета кооперации, которые носят лишь рекомендательный характер.
Сдерживающими факторами внедрения практических форм организации внутреннего финансового контроля в системе потребительской кооперации являются ошибочность суждений относительно общей категории «финансы» ее частных категориальных образований (кредит, налоги и др.), а также негативные проявления государственного и ведомственного финансового контроля, построенного еще в период централизованной системы административного управления.
Практикуемые в настоящее время методы финансового контроля в потребительской кооперации не реализуют внутреннего потенциала системы финансовых отношений в части ее контрольной функции. Отчасти этот потенциал не реализуется по объективной причине: трансформационное состояние экономики, слабость институциональных структур и правосознания общества. Однако в большей степени реализация потенциала контрольной функции финансов зависит в настоящее время от субъективных факторов. Сегодня наука, особенно зарубежная, располагает весьма продуктивными методами финансового контроллинга (стратегического, текущего и оперативного). Знание таких методов существенно повышает квалификационные характеристики контролеров. Это позитивно сказывается не только на результатах контроля, формируются предпосылки укрепления объективности всей системы финансового контроля, постепенно снижается степень бюрократизации управления экономикой государства.
Разумеется, необходим длительный срок для того, чтобы прогрессивные методы финансового менеджмента, включая финансовый контроллинг, были востребованы кооперативной практикой и закреплены в системе на законодательном уровне. Данная ситуация подтверждает важность оценки имеющихся научных исследований содержания финансового контроллинга для его более эффективного использования в системе потребительской кооперации.
Концепция контроллинга как прогрессивная комплексная система внутреннего контроля за
деятельностью компании в странах с развитой рыночной экономикой была разработана в 80-е гг. XX столетия как средство активного предотвращения кризисных ситуаций, приводящих организацию к банкротству. Исследования содержания концепций, выработанных отечественными и зарубежными учеными и практиками по содержанию, принципам и функциям контроллинга, его методологии, позволяют утверждать, что наиболее существенной представляется характеристика контроллинга с процессуальных позиций, получившая
.•у
1. Целевая направленность действия каждого элемента
2. Многофункциональность элементоь системы
3. Ориентация на количественные стандарты
4. Экономичность
5. Своевременность операций и гибкость элементов системы
6. Простота построения
7. Соответствие методам системного планирования, учета, анализа и контроля
Направленность системы финансового контроллинга на реализацию разработанной стратегии потребительской кооперации. В целях обеспечения эффективности должен иметь стратегический характер для отражения основных приоритетов управления соотношением «затраты-результаты». Это определяет целенаправленное ограничение контролируемой среды, координацию действий финансовых служб по разработке и принятию управленческих решений
Реализуется на практике путем обеспечения системных планово-контрольных расчетов, их рассредоточение по приоритетным направлениям финансовой деятельности, научно обоснованного отбора контролируемых показателей, координации функций финансовых служб и результативное исполнение принятых решений. Это дает возможность сравнить контролируемые финансовые показатели в ретроспективе
Эффективность контрольных действий значительно возрастает, если контролируемые аспекты деятельности выражены количественными показателями. Качественные аспекты контроллинга, например, отсутствие конфликта интересов между центрами принятия и исполнения управленческих решений в области финансовых отношений, творческий климат внутри каждого из них и т.п. встраиваются в систему количественных стандартов
Затраты на осуществление финансового контроллинга должны быть минимизированы с позиций их адекватности эффекту от его внедрения
Заключается в адекватности периодов контрольных действий периоду осуществления плановых заданий. Главное условие своевременности и гибкости финансового контроллинга - он должен носить характер «раннего предупреждения ухудшения финансово-хозяйственной деятельности», т.е. позволять устранить текущие отклонения расчетных показателей от фактического уровня до того как они перейдут в состояние неисправимого финансового риска
Формы организации и методы финансового контроллинга, построенного в соответствии с его целями, требуют меньших усилий контроллеров и, как правило, более экономичны. Чрезмерная сложность его построения может быть не понята пли не поддержана руководством потребительских обществ на местах. Кроме того, сложность модели всегда требует существенного увеличения потока информации
При организации финансового контроллинга необходимо ориентироваться на весь арсенал прогрессивных методов системного планирования, анализа (при подготовке показателей, отражающих финансовое состояние организации) и выявление причин отклонений от целевых плановых установок
.........Механизм реализации принципов финансового контроллинга в потребительской
I кооперации
Рис. 1. Организационно-методические принципы контроллинга в системе потребительской кооперации
распространение в трудах зарубежных ученых [3, 4]. Процесс контроллинга представляет собой сравнение трех массивов информации: плановых и отчетных показателей, а результатов такого сравнения — с модельными или нормативными вариантами. Это отличает его от других процессов, в основе которых также лежат аналитические сопоставления только планово-отчетных данных.
В общей системе контроллинга, организуемого в организациях потребительской кооперации, одним из центральных блоков должен быть
финансовый контроллинг. Применение методологии финансового контроллинга к условиям конкретной практики в системе потребительской кооперации должно производиться на основе механизма ее реализации с учетом рыночных отношений и обеспечения кооперативных интересов. Следовательно, механизм финансового контроллинга в потребительской кооперации представляет собой применение прикладной модели процесса контроллинга с его функциональными установками с учетом отраслевых, социальных, финансовых, налоговых и других особенностей ведения предпринимательской деятельности. Методологические принципы контроллинга, эффективного управления многоотраслевой деятельностью организаций потребительской кооперации представлены на рис. 1.
Принципы финансового контроллинга реализуются через конкретные функции, реализуемые на практике. Организационно-методические функции, которые могут выполняться финансовыми службами организаций потребительской кооперации, представлены на рис. 2.
ФУНКЦИИ финансового контроллинга
ИНФОРМАЦИОННО-СЕРВИСНАЯ
Определяются методологией финансового контроллинга и отраслевыми, организационно-
правовыми особенностями кооперативной организации
КОРРИГИРУЮЩАЯ
АДАПТИВНАЯ ' ±
РАСЧЕТНО-КОНТРОЛЬНАЯ по центрам ответственности
> Расходов
> Доходов
> Прибыли
> Инвестиций
Реализуются под воздействием изменяющихся факторов внешней финансовой среды,
конъюнктуры финансового рынка и внутренних
условий деятельности кооперативной организации
Рис. 2. Основные функциифинансового контроллинга в системе потребительской кооперации
Полнота реализации этих функций на практике обусловлена тем, насколько их исполнитель ориентирован на методологические и организационно-правовые принципы контроллинга. Эти функции реализуются посредством целого комплекса взаимодействующих между собой методических приемов в рамках главного метода контроллинга. К ним относятся наблюдение за реализацией финансовых заданий; измерение степени отклонений фактических результатов деятельности; диагностирование серьезных нарушений в финансовом состоянии организации; разработка оперативных управленческих решений по нормализации финансовой деятельности, корректировка отдельных целей и показателей в соответствии с изменением факторов внешней и внутренней среды и конъюнктуры финансового рынка.
Состав и содержание организационно-методических принципов финансового контроллинга определяются правлением потребительского общества с учетом особенностей и цели деятельности. Принципиальными установками могут быть обеспечение роста объемов продаж, закупочной и производственной деятельности, увеличение прибыли, формирование имиджа конкурентоспособной организации, стремящейся к удовлетворению покупательского спроса и т. д.
Постановка контроллингового процесса в области финансов на практике в системе потребительской кооперации как эффективной координирующей системы должна обеспечивать взаимосвязь между формированием информационной
базы, финансовым анализом, финансовым планированием и внутренним финансовым контролем. В системе финансового контроллинга важным является организация финансового контроля за движением денежных потоков, обеспечивающим формирование различных видов бюджетов.
Внедрение системы финансового контроллинга в системе потребительской кооперации должно включать следующие этапы:
1. Определение объекта финансового контроллинга, в качестве которого выступает ход реализации управленческих решений по отдельным аспектам финансовой деятельности потребительских обществ, союзов (например, в политике управления капиталом — управление паевым капиталом, заемным капиталом (банковским и заемными средствами населения и т. д.);
2. Планирование видов проведения и сферы применения финансового контроллинга. В соответствии с концепцией построения системы контроллинга в системе потребительской кооперации должны применяться стратегический, текущий и оперативный виды финансового контроллинга.
Стратегический контроллинг позволит осуществлять эффективный контроль за реализацией стратегии развития потребительской кооперации в области финансов до 2010 г., программ развития на среднесрочный трехлетний период по основным показателям финансово-хозяйственной деятельности. Сферой применения текущего контроллинга должно стать выполнение финансовых планов по доходам и расходам в разрезе всех видов деятельности (текущей инвестиционной, финансовой). Оперативный контроллинг будет обеспечивать исполнение бюджетов, составляемых на неделю, декаду и месяц. С учетом специфики деятельности потребительской кооперации возможным является составление по видам деятельности следующих видов бюджетов:
• по текущей — бюджета продаж, производства, закупок, налоговых обязательств, инкассации дебиторской задолженности, выплат заработной платы, обслуживания финансовых кредитов, формирования производственных и
товарных запасов, расходов на продажу, формирования и использования средств фондов потребительской кооперации;
• по инвестиционной — бюджета реализации отдельных инвестиционных проектов: новому строительству, техническому перевооружению и реконструкции объектов материально-технической базы в розничной торговле, производственной и закупочной деятельности, внедрению новых технологий, приобретения современного торгового оборудования;
• по финансовой — бюджета амортизации основного долга по финансовым кредитам и заемным средствам, привлеченным на договорных условиях от населения.
3. Выбор системы контролируемых показателей. В каждом виде финансового контроллинга определяются наиболее важные финансовые показатели, подлежащие контролю, включаемые в первый, второй, третий и последующие уровни, выполнение которых оказывает влияние на результативность показателей первого уровня. Пример формирования такой системы на примере формирования фондов потребительской кооперации приведен в табл. 1.
Таблица 1
Формирование системы контролируемых показателей по уровням приоритетов в потребительской кооперации
Приорите- Приоритеты Приоритеты тре- и т. д.
ты первого второго по- тьего порядка
порядка рядка
Величина Величина Доходы
фондов пот- чистой Расходы
ребительской прибыли Налоговые обяза-
кооперации тельства
4. Разработка системы количественных стандартов по каждому контролируемому показателю
в качестве таких стандартов могут быть выбраны стратегические нормативы, устанавливаемые государством по налоговым обязательствам, Центросоюзом РФ при разработке целевых программ развития потребительской кооперации, разработанные организациями потребительской кооперации по оборотным средствам, товарным запасам. Они могут устанавливаться в абсолютных или относительных показателях, изменяться в зависимости от внешних условий, например изменения учетной ставки, уровня инфляции и т. д.
5. Построение системы мониторинга показателей финансового контроллинга, представляющего механизм постоянного наблюдения за изменением контролируемых показателей финансовой деятельности, определение размеров отклонений фактических результатов от предусмотренных планами и нормативами и выявление причин этих отклонений.
Введение системы финансового контроллинга позволяет не только отслеживать выполнение финансовых показателей, влияющих на общие результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации, но и использовать ее для определения потребности потребительских обществ в заемных средствах населения для финансирования текущей и воспроизводственной деятельности.
Пример составления такого бюджета по одному из потребительских обществ Коми потребительского союза на квартал представлен в табл. 2 и 3.
Анализ данных табл. 2 свидетельствует, что недостаток денежных средств по текущей деятельности в 2006 г. наблюдался в августе и сентябре, общий недостаток составил 215 тыс. руб. Вместе с тем с учетом изменения денежных средств по инвестиционной и финансовой деятельности и осуществления инвестиций в июле (табл. 3) недостаток
Таблица 2
Прогнозируемый бюджет движения денежных средств по Объячевскому потребительскому обществу на III квартал 2006 г. (тыс. руб.)
Показатель Июль Август Сентябрь
Поступление денежных средств, всего: 5 139 5 305 5 643
Выручка от продаж (средства от покупателей и заказчиков) 4 924 5 24 5 333
Прочие доходы 215 181 310
Погашение кредиторской задолженности 1 900 2 300 2 800
Оплата труда 488 520 555
Расчеты по налоговым обязательствам 146 152 160
Прочие расходы 2 290 2 300 2 310
Всего выплат 4 824 5 272 5 825
Излишек (недостаток) денежных средств 315 (33) (182)
Рассчитано автором по [5].
Таблица 3
расчет потребности в заемных средствах по Объячевскому потребительскому обществу на III квартал 2006 г. (тыс. руб.)
Показатели Июль Август Сентябрь
Остаток денежных средств на начало периода 152 160 170
Изменение денежных средств по текущей деятельности 315 (33) (182)
Остаток денежных средств на конец периода 467 127 (22)
Требуемый минимум денежных средств на расчетном счете 150 150 150
Требуемая дополнительная краткосрочная ссуда по текущей деятельности - 23 172
Изменение денежных средств по инвестиционной и финансовой деятельности (96) (80) (20)
Инвестиции (капитальные вложения) 300 - -
Потребность в заемных средствах 79 103 192
Рассчитано автором по [5]
денежных средств имел место в каждом подпериоде и составил в целом за квартал 374 тыс. руб.
Расчеты показали, что покрытие недостатка возможно путем увеличения доходов за счет дополнительного привлечения собственных средств (увеличения выручки, уменьшения авансовых платежей и др., привлечения заемных средств); уменьшения расходов (сокращения оплаты текущих расходов и увеличения кредиторской задолженности, снижения остатка денежных средств на конец отчетного периода). По решению руководителя финансовой службы могут быть привлечены заемные средства населения на сумму 380 — 400 тыс. руб. В случае привлечения заемных средств населения производятся начисления процентов и НДФЛ, которые включаются в расходы, и просчитывается более уточненный прогнозируемый бюджет денежных средств.
Внедрение системы бюджетирования в потребительской кооперации потребует совершенствования:
а) информационной базы на основе реформирования существующей системы внутреннего документооборота между всеми структурными подразделениями и службами потребительского общества;
б) существующей системы ведения учета операций, позволяющей осуществлять постоянный мониторинг за отклонением фактических показателей от плановых, четко разграничивать условно-переменные и условно-постоянные расходы для управления объемами продаж и финансовыми результатами;
в) применяемых методов расчетно-аналити-ческой работы для оценки результатов деятельности потребительских обществ (внедрения метода финансового анализа «план-факт анализ»,
разработки системы норм и нормативов, являющихся контрольными критериями при оценке результативности всей системы бюджетирования в организации.
Таким образом, работа в рыночных условиях требует внедрения в практику деятельности организаций потребительской кооперации современных методов управления финансами с учетом имеющихся научных разработок и передового опыта финансовых советов некоторых областных потребительских союзов. Создание конструктивной системы управления финансами потребительской кооперации позволит создать эффективный механизм ее функционирования в условиях жесткой конкурентной среды.
Литература
1. Карминский А. М., Оленев Н. И., Гримак А. Г. и др. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях. М.: Финансы и статистика, 1998. 256 с.
2. Соловьев А. Главбухи учатся... управлять / Соловьев А. // Деловой вестник Российской кооперации. 2006. № 5.
3. Джай К. Шим, Джойл Г. Сигел. Основы коммерческого бюджетирования / К. Шим Джай, Г. Сигел Джойл; пер. с англ. СПб.: Азбука, 2001. 496 с.
4. Поукок М. А, Тейлор А. Х. Финансовое планирование и контроль /; Пер. с англ.; под ред. М.: ИНФРА-М, 1996. 480 с.
5. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации Республики Коми, 2006.