ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ДЛЯ СБОРА И АНАЛИЗА ДАННЫХ О КЛИЕНТАХ АУДИРУЕМОГО ЛИЦА
12 3
Гомельская Д.А. , Еремеева Е.О. , Короткова А.И. Email: [email protected]
1Гомельская Дарья Александровна - студент; 2Еремеева Елизавета Олеговна - студент; 3Короткова Анастасия Игоревна - студент, кафедра бухгалтерского учета и аудита, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»,
г. Москва
Аннотация: в статье проанализированы возможности использования цифровых технологий в процессе проведения аудиторской проверки предприятия. Рассмотрены основные перспективы трансформации аудиторской деятельности под влиянием развития цифровой экономики и информационных технологий. Проанализирована проблематика обеспечения высокого уровня финансовой надежности предприятия при помощи оптимизации портфеля кредиторской и дебиторской задолженности. Рассмотрены задачи и преимущества цифровизации для сбора и анализа данных о клиентах компании при проведении ее аудиторской проверки.
Ключевые слова: аудит, цифровая экономика, цифровизация, информационные технологии, аудируемое лицо, дебиторская задолженность, кредиторская задолженность, финансовая устойчивость.
POSSIBILITIES OF DIGITALIZATION FOR COLLECTION AND ANALYSIS OF DATA ON CUSTOMERS OF AUDITED PERSON
12 3
Gomelskaya D.A.1, Eremeeva E.O.2, Korotkova A.I.3
1Gomelskaya Daria Alexandrovna - Student; 2Eremeeva Elizaveta Olegovna - Student; 3Korotkova Anastasia Igorevna - Student, ACCOUNTING AND AUDITING DEPARTMENT, NATIONAL NUCLEAR RESEARCH UNIVERSITYMEPHI, MOSCOW
Abstract: the article analyzes the possibilities of using digital technologies in the process of conducting an audit of the enterprise. The main prospects for the transformation of auditing activities under the influence of the development of the digital economy and information technologies are considered. Analyzed the problems of ensuring a high level of financial reliability of the enterprise by optimizing the portfolio of payables and receivables. The tasks and advantages of digitalization for the collection and analysis of data on customers of the company during its audit are considered.
Keywords: audit, digital economy, digitalization, information Technology, audited entity, receivables, accounts payable, financially sustainable.
УДК 657.635.2
В настоящее время наиболее актуальной проблемой теории и практики российского аудита является проблема обеспечения качества аудиторских услуг. Большим потенциалом решения данной проблемы располагает расширение масштабов и углубление внедрения цифровых технологий в наиболее рутинные процедуры аудиторской проверки. Прежде всего, речь идет о сборе и анализе информации об аудируемых лицах и их клиентах, целью чего является проверка качества обеспечения дебиторской и кредиторской задолженности.
Актуальный вопрос, поставленный в рамках научного исследования, заключается в анализе возможностей цифровизации процесса, когда аудиторская компания проводит сбор и анализ данных о клиентах аудируемого лица. С условием того, что на сегодняшний день формируется новая модель цифровой экономики, практическое использование информационных технологий - тренд.
В первую очередь, отметим, что ключевым фактором цифровизации бизнес -процессов и аудиторской проверки является развитие цифровой экономики, деятельности, в рамках которой ключевыми факторами производства являются данные, представленные в цифровом виде. Обработка и использование больших объемов таких данных позволяет повысить эффективность, качество и производительность в различных видах производства, технологий, оборудования, при хранении, продаже, доставке и потреблении товаров и услуг [1]. Аналогично, обработка и использование больших объемов таких данных позволяют повысить уровень качества аудиторских услуг, что, в свою очередь, влияет на качество оценки аудиторской проверки аудируемого лица.
Однако помимо положительных факторов тенденции развития цифровой экономики приводят и к возникновению новых вопросов, касающихся оптимизации аудиторской деятельности. В частности, среди острых проблем - аудиторская проверка новых форм хозяйствования предприятия, правильный анализ и учет цифровых активов, информационных технологий и интеллектуального капитала. В первую очередь, это проблема бухгалтерского учета. Однако, в рамках вопроса анализа дебиторской задолженности аудируемого лица, возникают трудности при оценке субъектов хозяйствующей деятельности, которые имеют новые формы предпринимательства.
В рамках развития цифровой экономики возможны следующие перспективы развития аудита:
- будет увеличиваться роль интегрированной отчетности, которая учитывает интеллектуальный капитал организации;
- будет увеличиваться фактор информатизации, который автоматизирует аудиторскую проверку;
- все чаще будут привлекаться аудиторы не с экономическим, а с техническим образованием из-за их возможности оперировать новыми компьютерными программами;
- будет внедряться технология искусственного интеллекта, которая позволит вывести процесс автоматизации аудита на новый уровень, без использования сторонних компаний и специалистов.
В связи с этим, в ближайшей перспективе нас ожидает появление новых стандартов как для аудита, так и для профессиональной деятельности аудиторов, при этом будут вводиться все новые 1Т-продукты, которые позволят оптимизировать работу экономических работников. Такой прогноз, в свою очередь, является авторской оценкой вероятности будущего развития аудиторских услуг, где все большую роль будут отыгрывать цифровые технологии.
Исходя из этого, актуальным является анализ возможностей цифровизации и применения информационных технологий для сбора и анализа данных о клиентах аудируемого лица, выступающего в данном случае предприятием, на котором проводится аудиторская проверка.
Необходимо заметить, что среди основных задач проведения аудиторской проверки со стороны предприятия - обеспечение себя инструментами, при помощи которых можно управлять конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательности, а также с целью решения отдельных стратегических задач. Среди таких стратегических задач - управления финансовой устойчивостью предприятий, надежность которой напрямую зависит от управления кредиторской и дебиторской задолженности.
Следует заметить, что дебиторская и кредиторская задолженность предприятия возникают как следствие несоответствия даты появления обязательств по оплате с датой самих платежей по этим обязательствам. Применительно данных понятий на практике, можно с уверенностью говорить, что практически ни одна формирующаяся и развивающаяся бизнес-структура не может осуществлять свою деятельность без использования хотя бы незначительного объема как кредиторской, так и дебиторской задолженности [2].
На финансовое состояние организации, безусловно, оказывает влияние размер и качество дебиторской задолженности. В среднем 33% всех активов отечественных предприятий приходится на дебиторскую задолженность [3].
Проблемой управления дебиторской и кредиторской задолженности является также ее просрочка, которая по статистике Росстата демонстрирует постоянный темп роста (рисунок 1).
Рис. 1. Просроченная задолженность организаций (безучета субъектов малого предпринимательства) по Российской Федерации (на конец отчетного периода, млрд рублей)
[5]
Необходимо рассмотреть следующие основные инструменты и механизмы по обеспечению оптимизации портфеля кредиторской и дебиторской задолженности с целью ее минимизации на балансе предприятия [4]:
- экономический и управленческий анализ основных причин возникновения кредиторской и дебиторской задолженности;
- экономический анализ и ранжирование поставщиков и клиентов предприятия;
- финансовый анализ предприятия, установление прогноза по возникновению дебиторской и кредиторской задолженности, создание инструментов ее управления, минимизации размера и формирование плана досрочного погашения и долгосрочного возврата средств;
- экономическое и юридическое урегулирование взаимоотношений с финансовыми контрагентами предприятия по обеспечению дебиторской и кредиторской задолженности и их возврату/оплате.
Три из четырех основных механизмов управления портфелем кредиторской и дебиторской задолженности предприятия является анализ и оценка, в рамках которых важным является определение уровня надежности действующих клиентов. Именно в рамках взаимоотношений с последними формируется кредиторская и дебиторская задолженность предприятия.
Переходя к вопросу возможности цифровизации для сбора и анализа данных о клиентах аудируемого лица, в первую очередь, решается задача по автоматизации
аккумулирования и приема финансовой и нефинансовой информации, анализ которой позволит оценить уровень надежности стейкхолдеров.
На втором этапе задачей цифровизации является экономический анализ вероятности банкротства наиболее финансово неустойчивой группы клиентов, проблемы которых способны воссоздать трудности и для хозяйствующей деятельности аудируемого лица.
После проведенных двух этапов, задачей которых является экономический анализ надежности и определения вероятности банкротства финансовой неустойчивых клиентов, целью третьего этапа является разработка механизма по оптимизации проблемных портфелей кредиторской и дебиторской задолженности. В рамках данных действий определяются инструменты, при помощи применения которых увеличивается положительная вероятность возврата средств и проведения финансовых платежей/транзакций. Конечная стратегическая цель таких мероприятий - обеспечения высокого уровня ликвидности и финансовой устойчивости аудируемого лица.
Исходя из этих этапов, важную роль могут отыгрывать цифровые технологии, которые обладают следующими преимуществами:
- скорость приема и обработки информации;
- снижение вероятности ошибки из-за человеческих факторов;
- возможность анализа «больших данных».
Вывод: таким образом, при помощи применения цифровых технологий и компьютерных программ, во время проведения аудиторской проверки, возможна автоматическая систематизация информации и данных о клиентах аудируемого лица. Это крайне важно и актуально для коммерческих организаций, у которых не сформирована на сегодняшний день программа оптимизации портфеля проблемной кредиторской и дебиторской задолженности, управление которыми обеспечивает повышение уровня финансовой устойчивости.
Список литературы /References
1. Перпеляк А.И., Саломатина Е.В. Цифровая экономика: новые возможности для бизнеса // Научное сообщество студентов XXI столетия. Технические науки: сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4 (51).
2. Смирнова О.А. Система управления дебиторской и кредиторской задолженности: формирование в современных условиях // Научный диалог: экономика и управление - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:/interactive-plus.ru/ru/article/463778/discussion_platform/ (дата обращения: 17.05.2019).
3. Шишова Л.И., Вагапова Х.Ю. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятии. URL: http://edrj.ru/article/11-04-2018/ (дата обращения: 17.05.2019).
4. Антонова О.В. Методические подходы к анализу дебиторской и кредиторской задолженности как фактор эффективного управлению ею. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/pdf/235372.pdf/ (дата обращения: 17.05.2019).
5. Финансы организаций // Росстат. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/graf_zadol.htm/ (дата обращения: 17.05.2019).