YAK 159.91 612.8 ББК 28.903
И.Н. МЕДВЕДЕВ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ
H.А. НИКИШИНА ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
С РАЗНЫМ ПРОФИЛЕМ МОТОРНОЙ АСИММЕТРИИ
I.N. MEDVEDEV, THE EFFECTIVENESS
N.A. NIKISHINA OF CHILDREN'S VOLUNTARY ATTENTION
WITH DIFFERENT PROFILES OF MOTOR ASYMMETRY
У школьников с правополушарным типом моторной асимметрии изучалась роль зрительных, слуховых и кожных сенсорных зон коры правого и левого полушария в структуре функциональных систем реализующих процессы внимания. Выявлены сен-сомоторные показатели отражающих структуру функциональных систем реализующих процессы внимания на уровне перцептивных звеньев связанные с половом, возрастом с профилем межполушарной асимметрии. Полученные данные важны для практики психодиагностики индивидуальных особенностей.
The article deals with the role of visual, auditory and cutaneous sensory cortical areas of right and left hemisphere in the structure of the functional systems implementing children's processes of attention. The sensorimotor indicators are revealed at the level of perceptual links related to sex, age with a profile of interhemispheric asymmetry. The results are important for the practice of psycho-diagnostics individual characteristics.
Ключевые слова: левши, правши, реактивность, зрительная сенсорная зона, слуховая сенсорная зона, кожная сенсорная зона, кора головного мозга, познавательные способности.
Key words: left-handed, right-handed, reactivity, visual sensory area, the auditory sensory area, cutaneous sensory area of the cerebral cortex, the cognitive abilities.
Пристальное внимание физиологов и психологов привлекает проблема школьного обучения левшей. По данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов, процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у правшей.
Многочисленные исследования специфики функционирования правого и левого полушарий головного мозга человека в различных видах деятельности, свидетельствуют о динамичном характере полушарной специализации. Формированию зрелого типа внутриполушарной организации и межполу-шарного взаимодействия предшествует длительный период их неравномерного и нелинейного развития, поэтому, выяснение возрастных особенностей продуктивности познавательных процессов у лиц с разным профилем моторной асимметрии имеет значение не только для характеристики того или иного возраста, но позволяет подойти к пониманию физиологических механизмов сложной познавательной деятельности.
В основе настоящего исследования лежит изучение нейрофизиологических механизмов процесса произвольного внимания. Целью исследования являлось выявление зависимости между показателями меж- и внутриполу-шарной реактивности зрительных, слуховых и кожных сенсорных зон и показателями объёма произвольного внимания у школьников с разным профилем моторной асимметрии с 1-го по 7-й классы.
Материалы и методы исследования
В лонгитюдном семилетнем исследовании приняли участие 105 школьников. С помощью методик на выявление профиля моторной асимметрии все дети были разделены на четыре группы: мальчики-правши (36), мальчики-левши (15), девочки-правши (43), девочки-левши (11). Все дети были без выраженной соматической патологии, при стойкой ремиссии имеющихся хронических заболеваний. Исследования одной и той же группы детей проводилось в процессе их обучения с 1-го по 7-й класс в школе № 50 г. Курска на протяжении 7 лет в ноябре-декабре каждого года.
Для выявления профиля моторной асимметрии использовался опросник на определение скрытого левшества, а также психомоторные методы диагностики: теппинг-тест, тремор, проба на совместную работы рук, проба «праксис», проба «ротор», измерение скорости письма, проба Бондаревско-го, кинематометрия, динамометрия, проба «мышечная память». Деление испытуемых на «правшей» и «левшей» производилось подсчётом случаев доминирования правого и левого профиля по каждой пробе.
Основным эмпирическим методом исследования являлся метод измерения времени право- и левополушарных реакций на зрительные, слуховые и кожные сигналы осуществляющийся в два этапа [4, с. 218].
Первый этап состоял из трёх последовательных циклов, включающих в себя измерение показателей времени право- и левополушарных реакций на попарное предъявление зрительных, кожных и звуковых сигналов (этап «фон»). Второй этап - «умственная нагрузка» - заключался в регистрации показателей времени реакции (ВР) в промежутках между диагностикой эффективности процессов внимания (корректурная проба).
На основе показателей право- и левополушарных реакций на зрительные, кожные и слуховые сигналы на этапах «фон» и «умственная нагрузка» рассчитывались сенсомоторные показатели, отражающие структуру функциональных систем на уровне перцептивных звеньев: усреднённые показатели времени лево- и правополушарных реакций на зрительные, кожные и звуковые сигналы; характер и величина активации показателей времени реакции на умственную нагрузку; внутриполушарное соотношение активности сенсорных зон; показатели межполушарной асимметрии зрительных, слуховых и кожных сенсорных зон.
Достоверность различий между группами испытуемых оценивалась ^критерием Стьюдента [2, с. 121].
Результаты исследований
Исследование возрастной динамики показателей процесса внимания у детей с 1-го по 7-й класс выявило увеличение объёма внимания, повышение точности и продуктивности внимания с наиболее выраженным скачком эффективности процесса внимания в 7-м классе. Исключение составили лишь девочки-левши у которых пик роста пришёлся на 4-й класс (табл. 1, 2).
Объём внимания у мальчиков-левшей с 1-го по 7-й класс был больше по сравнению с мальчиками-правшами и, несмотря на большее количество ошибок, продуктивность внимания у левшей всегда оставалась выше. У девочек наблюдалась аналогичная закономерность, за исключением 5-го класса, когда большее количество ошибок снизило продуктивность внимания у девочек-левшей по сравнению с девочками-правшами.
Половые особенности эффективности процессов внимания проявились в большем объёме внимания у девочек по сравнению с мальчиками, в меньшем количестве ошибок, в большей точности и продуктивности внимания, на протяжении всех исследованных 7-ми лет.
Во всех сопоставляемых группах показатели коэффициентов корреляции между ВР и объёмом внимания были выше для правополушарных реакций.
У мальчиков усреднённые показатели времени лево- и правополушар-ных реакций ускорялись с 1-го по 7-й класс, за исключением небольшого замедления левополушарных реакций у мальчиков-правшей в 4-м классе, а у мальчиков-левшей в обоих полушариях в 5-м классе (табл. 1, 2).
Показатели ВР у мальчиков-правшей были ниже аналогичных показателей мальчиков-левшей за исключением 2-го класса.
Показатели времени лево- и правополушарных реакций у девочек ускорялись с 1-го по 7-й класс, за исключением небольшого замедления у девочек-правшей в 5-м классе левополушарных реакций, а у девочек-левшей в 3-м классе обоих полушарий. Показатели ВР у девочек-правшей были выше аналогичных показателей мальчиков на протяжении всего онтогенеза.
Половые особенности детей проявились в более быстрых показателях право- и левополушарных реакций у мальчиков по сравнению с девочками за исключением левополушарных реакций в 7-м классе в группе правшей, когда показатели ВР у девочек были быстрее аналогичных показателей мальчиков. При этом, наиболее выраженные половые различия наблюдались у правшей во 2-м классе, а у левшей в 3-м.
На протяжении всего онтогенеза самые быстрые показатели ВР у мальчиков-правшей наблюдались в реакциях на звук, при этом внутриполу-шарное соотношение активности сенсорных зон соответствующее взрослому типу: ВР звук < ВР кожн. < ВР свет наблюдалось во всех классах кроме 1-го и 3-го. У мальчиков-левшей внутриполушарное соотношение активности сенсорных зон окончательно устанавливается с 3-го класса (табл. 1, 2).
У девочек-правшей в левом полушарии внутриполушарное соотношение активности сенсорных зон соответствует зрелому типу уже с 1-го класса, за исключением вариантов правополушарных соотношений зарегистрированных в 1-м и 4-м классах. В исследуемой группе девочек-левшей стабильное внутриполушарное соотношение не установилось, при этом, начиная с 4-го класса и в правом, и в левом полушарии, самыми быстрыми были реакции на звук (табл. 3, 4).
Таким образом, наиболее часто зрелый тип внутриполушарных соотношений показателей ВР наблюдался у девочек-правшей и мальчиков-левшей, а наиболее неустойчивым внутриполушарное соотношение оказалось в группе девочек-левшей.
В исследуемых группах детей наблюдалась высокая корреляция объёма внимания с показателями активации показателей времени право- и лево-полушарных реакции наступившей после выполнения корректурной пробы. С объёмом внимания у мальчиков коррелирует величина активации левопо-лушарных реакций, у девочек - величина активации правополушарных реакций. И только в группе мальчиков-левшей корреляции объёма внимания с величинами активации полушарных реакций не выявлено.
Во всех исследуемых группах школьников в процессе работы с корректурной пробой в большинстве случаев активируются преимущественно пра-вополушарные реакции, за исключением 1-го класса у мальчиков-правшей и 5-го класса у девочек-левшей.
Половые различия проявились в больших коэффициентах корреляции в группах девочек по сравнению с группами мальчиков, корреляции с объёмом внимания левополушарной величины активации у мальчиков и пра-вополушарной величины активации у девочек. Коэффициенты активации у мальчиков-правшей выше аналогичных показателей у девочек, за исключением 3-го класса. Кроме того у девочек-правшей левополушарные коэффициенты активации в 4-м и 7-м классах были выше аналогичных показателей у мальчиков (табл. 3, 4).
На протяжении исследуемого периода онтогенеза доминирующими являлись правополушарные реакции за исключением 2-го и 3-го класса у мальчиков-правшей, 3-го класса у мальчиков-левшей, 2-го класса девочек-левшей. У девочек-правшей правополушарные реакции доминировали в 1, 5 и 7-м классах.
Выраженная закономерность в изменении времени реакций на 1-е и 2-е предъявление сигналов на этапе «умственная нагрузка» по сравнению с этапом «фон» наблюдается только в группе мальчиков-правшей, где в правом и в левом полушариях преобладают показатели ВР на 1-е предъявление сигнала. У мальчиков-левшей эта закономерность устанавливается лишь начиная с 3-го класса.
Обсуждение
Полученные результаты высокой корреляции показателей ВР с показателями объёма и продуктивности внимания позволяют использовать данный метод для изучения участия зрительных, кожных и слуховых сенсорных зон правого и левого полушария в механизмах произвольного внимания у лиц с разными индивидуальными особенностями.
Проведённые исследования подтвердили положение о том, что специализация полушарий у правшей и левшей одинакова, и корректурная проба выполняется у всех испытуемых с преимущественным участием правого полушария, для которого характерна одновременная обработка больших объёмов информации в виде образов и других невербальных сигналов. Данное положение можно подтвердить двумя фактами. Во-первых, корректурную пробу лучше выполняют дети-левши, у которых активность правого полушария выше, во-вторых, с показателями объёма внимания корреляция выше для правополушарных реакций.
По результатам исследования можно предположить, что несмотря на принятое некоторыми авторами представление о слабости процессов внимания у левшей, трудности переключения и концентрации внимания у них по сравнению с правшами не совсем справедливо.
У мальчиков левшей ВР быстрее по сравнению с правшами, т. е. процессы восприятия быстрее аналогичных показателей правшей по физиологическим особенностям. Это создаёт изначальное преимущество левшам. У девочек левшей ВР медленнее, но продуктивность внимания выше. Вероятно, это объясняется тем, что процесс внимания вторичный процесс по отношении к восприятию где вмешиваются уже другие познавательные процессы. Кроме того, эффективность познавательных способностей определятся также личностными особенностями испытуемых, отношением к эксперименту, ответственностью, тревожностью и т. д. Вероятно, действием этих операционных и регулирующих механизмов процесса внимания можно объяснить то, что произвольное внимание у мальчиков с доминированием правополушарной моторной асимметрией с 1-го по 7-й класс характеризовалось более высокими показателями объёма и продуктивности внимания по сравнению с правшами. Объем внимания у девочек-левшей также выше аналогичных показателей девочек-правшей, за исключением 5-го класса, когда большее количество ошибок снизило продуктивность внимания у девочек-левшей по сравнению с девочками-правшами.
Таким образом, профиль функциональной асимметрии является той постоянной индивидуально-психологической характеристикой личности, которая подлежит обязательному учёту (Сименович) для такой организации обучения и воспитания, чтобы они способствовали гармоничному развитию, высоким социальным достижениям и сохранению здоровья не только правшей, но и левшей.
Таблица 1
Показатели право- и левополушарных реакций у мальчиков-правшей после умственной нагрузки (M±m)
Класс Правополушарные реакции, м/сек. Левополушарные реакции, м/сек.
свет кожн. звук среднее свет кожн. звук среднее
1 368,4± 11,8 388,5± 12,1 366,5± 12,1 374,5± 12,1 400,7± 12,6 408,5± 12,7 348,6± 10,9 385,7± 12,8
2 350,2± 11,9 321,3± 11,7 307,5± 11,8 326,2± 12,3 346,3± 12,1 335,2± 11,9 281,6± 10,8 320,9± 11,3
3 292,8± 10,9 305,3± 11,9 259,3± 10,8 289,2± 11,7 279,3± 11,9 293,2± 12,1 262,4± 10,8 280,2± 11,4
4 293,1± 10,8 289,4± 10,8 243,5± 10,8 279,1± 11,8 307,1± 11,8 289,5± 11,7 257,3± 10,7 288,1± 10,8
5 296,4± 10,2 266,2± 11,9 249,9± 10,6 270,7± 11,2 298,2± 11,8 282,5± 11,7 254,9± 10,5 278,3± 10,7
6 295,3± 10,2 249,3± 10,3 223,1± 10,1 263,3± 10,2 297,3± 10,8 270,4± 10,7 249,5± 10,1 271,1± 10,5
7 304,3± 11,1 234,2± 10,7 209,5± 10,2 249,1± 11,3 296,4± 11,9 269,6± 10,8 242,2± 10,04 269,3± 10,4
Таблица 2
Показатели право- и левополушарных реакций у мальчиков-левшей после умственной нагрузки (M±m)
Класс Правополушарные реакции, м/сек. Левополушарные реакции, м/сек.
свет кожн. звук среднее свет кожн. звук среднее
1 342,5± 11,5 377,2± 11,7 365,9± 11,6 361,6± 11,5 375,2± 11,7 387,2± 11,8 350,9± 11,2 370,3± 10,8
2 342,3± 11,4 341,4± 11,3 352,3± 11,05 345,03± 11,05 360,3± 11,6 353,7± 11,5 343,8± 10,7 352,6± 10,7
3 296,2± 10,9 287,2± 11,1 265,8± 10,8 285,01± 10,8 285,2± 10,7 275,5± 10,6 255,02± 10,6 273,8± 10,4
4 275,1± 10,8 266,3± 11,05 216,9± 10,5 257,3± 10,4 290,1± 10,4 254,1± 10,4 218,2± 9,9 258,6± 10,1
5 277,1± 10,9 267,4± 10,1 235,8± 10,6 260,1± 10,5 290,4± 10,4 266,2± 10,5 256,08± 9,6 270,7± 10,3
6 254,3± 10,2 224,3± 9,8 201,6± 9,9 226,4± 10,9 269,4± 10,2 235,4± 10,2 231,3± 9,7 245,3± 10,2
7 242,8± 9,8 200,1± 9,7 170,2± 9,8 204,1± 9,8 243,2± 9,8 209,7± 9,7 194,4± 9,6 215,5± 9,8
Таблица 3
Показатели право- и левополушарных реакций у девочек-правшей после умственной нагрузки (M±m)
Класс Правополушарные реакции, м/сек. Левополушарные реакции, м/сек.
свет кожн. звук среднее свет кожн. звук среднее
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 373,3± 11,3 402,2± 11,5 363,1± 11,2 379,5± 11,4 423,2± 12,1 421,2± 12,04 356,8± 11,3 400,2± 11,9
2 376,2± 11,2 366,3± 11,2 352,6± 11,1 365,4± 11,1 379,5± 11,9 378,6± 11,8 336,8± 11,2 364,6± 11,7
3 322,5± 10,8 311,1± 10,7 278,4± 10,6 306,9± 10,7 320,6± 11,3 300,6± 10,9 261,9± 10,9 298,06± 11,09
4 307,8± 10,7 316,5± 10,6 264,2± 9,9 300,05± 10,04 315,9± 11,2 303,5± 10,9 251,5± 10,7 294,7± 10,9
Окончание табл. 3
1 2 3 4 5 6 7 8 9
5 315,6± 10,6 304,9± 10,1 275,07± 9,8 298,4± 9,9 322,2± 11,3 317,3± 11,02 270,3± 10,3 303,2± 10,8
6 303,4± 10,2 297,4± 10,02 257,6± 9,7 286,5± 9,8 302,2± 10,9 287,4± 10,2 253,4± 10,3 281,2± 10,6
7 297,2± 9,8 259,8± 10,03 239,09± 9,7 265,1± 9,8 284,8± 10,7 259,6± 10,4 234,9± 10,2 259,5± 10,5
Таблица 4
Показатели право- и левополушарных реакций у девочек-левшей после умственной нагрузки (M±m)
Класс Правополушарные реакции, м/сек. Левополушарные реакции, м/сек.
свет кожн. звук среднее свет кожн. звук среднее
1 423,1± 13,6 409,8± 13,5 399,9± 12,9 410,2± 13,03 402,4± 12,9 431,4± 12,9 485,4± 12,4 439,7± 12,7
2 416,8± 13,6 386,3± 13,5 326,9± 12,7 376,4± 12,9 377,1± 12,8 394,6± 12,9 340,7± 12,5 370,6± 12,6
3 376,2± 13,4 401,3± 13,6 393,5± 12,9 389,7± 13,1 395,3± 12,9 423,6± 12,6 479,1± 12,6 426,9± 12,5
4 344,3± 13,2 362,2± 12,7 302,5± 11,7 340,3± 11,9 417,3± 12,5 330,7± 11,8 304,7± 12,1 356,5± 11,9
5 329,3± 12,8 298,3± 11,9 276,1± 10,9 301,1± 11,3 326,5± 11,8 299,5± 11,5 292,7± 11,8 306,2± 11,7
6 307,3± 12,4 283,1± 11,7 263,4± 10,9 284,6± 11,1 325,4± 11,6 301,5± 11,5 292,9± 10,9 306,6± 11,3
7 293,1± 11,8 270,9± 11,5 253,06± 10,7 272,1± 10,9 329,9± 11,4 302,2± 11,6 293,2± 10,8 308,3± 10,9
Выводы
У школьников с 1-го по 7-й класс наблюдается высокая корреляция между показателями ВР и объёмом внимания, которая выше для правополу-шарных реакций.
У школьников с различными профилями моторной асимметрии с 1-го по 7-й классы доминирующими в процессах произвольного внимания являлись правополушарные реакции, за исключением 2-х и 3-х классов «правшей», когда доминировало левое полушарие. Во всех исследуемых группах школьников в процессе работы с корректурной пробой активируются преимущественно правополушарные реакции.
Объем и продуктивность внимания у мальчиков и девочек левшей с 1-го по 7-й класс больше по сравнению с правшами, за исключением 5-го класса у девочек.
Литература
1. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции [Текст] / А.Р. Лурия. - М. : Изд-во МГУ, 1969. - 231 с.
2. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии [Текст] / А.Р. Лурия. - М. : Изд-во АСТ, 1973. - 345 с.
3. Мачинская, Р.И. Функциональная организация полушарий мозга при направленном внимании у детей 7-8 лет [Текст] / Р.И. Мачинская, Н.В. Дубро-винская // Журн. ВНД. - 1996. - Т. 46. - № 3. - С. 87-101.
4. Симерницкая, Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе [Текст] / Э.Г. Симерницкая. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1985. - 139 с.
5. Фарбер, Д.А. Онтогенез мозговых структур (по данным ЭЭГ-исследований) [Текст] / Д.А. Фарбер // Естественнонаучные основы психологии. - М. : МГУ, 1978. - 284 с.
6. Фарбер, Д.А. Нейрофизиологические основы динамической локализации функций в онтогенезе [Текст] / Д.А. Фарбер [и др.] // I Межд. конф. памяти А.Р. Лурия. - М. : МГУ, 1998. - С. 172-183.
7. Хомская, Е.Д. Нейропсихология [Текст] / Е.Д. Хомская. - М. : Медицина, 1973. - 481 с.
8. Becker, M.G. Neuropsychological development of non-verbal behaviors attributed to frontal lobe functioning [Text] / M.G. Becker, W. Isaac, G. Hynd // Develop. neuropsychol. - 1987. - Vol. 3.
9. Passler, М.А. 1985. Neuropsychological' development of behavior attributed to frontal lobe functioning in children [Text] / М.А. Passler, W. Isaac, G.W. Hynd // Develop. Neuropsychol, 1985. - Vol. 1. - P. 121-134.
10. Weyandt, L.L. Executive functions in school-aged children: potential efficiency of tasks in discriminating clinical groups [Text] / L.L. Weyandt, G.W. Willis // Develop. I neuropsychol, 1994. - Vol. 1. - P. 57-74.