Библиографический список
1. Криволапчук, И. А. Психофизиологическая характеристика функционального состояния подростков на разных стадиях полового созревания в условиях напряженной информационной нагрузки / И. А. Криволапчук, В. К. Сухецкий //Физиология человека. - 2005. - Т. 31, № 6. - С. 13-25.
2. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. - М.: Академия, 2002. - 160 с.
3. Смирнов, И. Н. Материалистическая диалектика и современная теория эволюции / И. Н. Смирнов. - М.: Наука, 1978. - 288 с.
4. Фишман, М. Н. Интегративная деятельность мозга детей в норме и патологии: электрофизиологическое исследование / НИИ дефектологии АПН СССР / М. Н. Фишман. - М.: Педагогика, 1989. - 144 с.
УДК 139.957
Е. П. Щербаков, С. В. Ветренко
ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ У ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ 5 - 10 ЛЕТ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЕДУЩЕГО ПОЛУШАРИЯ
Учет половых различий детей с ведущим левым или правым полушарием в учебном процессе в настоящее время остается мало изученным. Процесс школьного обучения является преимущественно аудиально-визуально ориентированным. Однако для некоторых учеников может быть характерно более эффективное восприятие визуальной информации, для других - ауди-альной. Если поступающая информация не соответствует ведущей модальности ученика, то он вынужден транслировать, переводить ее в свою ведущую модальность. Это требует от школьника дополнительных усилий, затрат времени. В этот момент он отвлекается от реальности, не слышит учителя. Вследствие этого возможны потеря, искажение информации, появление серии пробелов в знаниях, снижение успеваемости.
В нейропсихологических, психолого-педагогических и других исследованиях установлено, что лица с преобладанием активности левого полушария (большая часть праворуких) предпочитают аудиальное восприятие, преимущественно вербальной информации, усваивают информацию по частям, путем проговаривания, обсуждения, дискуссий. У праворуких детей установлены более высокие показатели вербального развития (речи, вербального мышления), чем у леворуких. Лица с преобладанием активности правого полушария (леворукие и некоторая часть праворуких) склонны к визуальному восприятию информации, преимущественно образного содер-
жания, нуждаются в письменных инструкциях, в наглядно-образных представлениях, могут сразу схватывать всю информацию в целом без выстраивания логической цепочки и анализа деталей. У леворуких обнаружены лучшие показатели образных способностей (целостного восприятия, наглядно-образного мышления) [6, 7].
Девочки и мальчики имеют разные сроки формирования психических функций. Девочки развиваются биологически быстрее, чем мальчики. Они рождаются более зрелыми на 3 - 4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет. В начальной школе мальчики младше девочек по биологическому возрасту на 1 год. Девочки обычно раньше начинают ходить, говорить, использовать сложные логико-грамматические конструкции, превосходят мальчиков в ряде речевых способностей [3, 9]. Д. Кимура методом дихотического прослушивания выявила, что преимущество левого полушария в восприятии вербальной информации обнаруживается уже в 5 лет, причем у девочек оно проявляется раньше, чем у мальчиков [9].
Мальчики имеют лучшие зрительно-пространственные способности. Преимущество правого полушария в выполнении зрительно-пространственных задач выявляется у мальчиков уже в 6 лет, а у девочек отсутствует даже в 13 лет. До 10 лет у мальчиков отмечается большее число умственных отклонений и нарушений речи, чтения, письма, чаще встречается левшество
[3, 9].
Предполагается, что половые особенности в развитии психических функций связаны с различиями в скорости становления функциональной асимметрии мозга у представителей женского и мужского пола. Есть данные, что у мальчиков медленнее созревает левое полушарие. Н. Гешвинд сделал предположение, что на организацию функциональной специализации мозга лиц мужского пола оказывает значительное влияние тестостерон. Высокое содержание тестостерона в период внутриутробного развития замедляет рост левого полушария у мужского плода по сравнению с женским и способствует относительно большему развитию правого полушария у лиц мужского пола [3].
Для объяснения половых различий в развитии психических функций кроме гормональной гипотезы существуют и другие теории: социокультурная, эволюционная, биологическая, гендерной социализации, связанная с организацией мозга.
Анализ психолого-педагогических исследований показал, что проблема восприятия информации у представителей разного пола 5-10 лет в зависимости от ведущего полушария не ставилась. Ее актуальность обусловлена следующими противоречиями: учебный процесс в школе осуществляется единым учебным планом для девочек и мальчиков, тогда как установлено, что девочки опережают в своем развитии мальчиков; учитель в учебном
процессе оценивает успешность учеников без учета ведущего полушария, тогда как известно, что тип функциональной асимметрии мозга способствует лучшему развитию одних психических функций и отставанию других.
С целью изучения половых различий в восприятии информации нами проведено обследование детей в возрасте от 5 до 10 лет. В исследовании изучались мальчики и девочки, имеющие разные ведущие полушария: левое или правое, что позволило более рельефно увидеть особенности аудиального и визуального восприятия информации.
Выявление ведущего полушария мозга осуществлялось путем изучения трех видов асимметрий: мануальной, слуховой и зрительной. Для выявления мануальной асимметрии были использованы тесты, разработанные М. Г. Князевой и В. Л. Вильдавским. Для выявления ведущего уха использовались тесты «шепот», «тиканье часов». Для определения ведущего глаза использовались проба Розенбаха, тесты «карта с дырой» и «подзорная труба» [8].
По результатам тестирования испытуемые распределялись по группам: с ведущим левым полушарием и с ведущим правым полушарием (по 26 человек на каждый пол и возраст).
Изучение восприятия информации у представителей обоего пола с разными ведущими полушариями проводилось при помощи образных и вербальных заданий, имеющих соответственно вербальную или образную основу в восприятии, в принятии решений в ответе.
Экспериментальным материалом образных заданий являлись картинки с изображениями фигур и объектов. Материалом вербальных экспозиций были слова. У детей выявлялось умение выполнять несложные задания на основе визуального и аудиального восприятия образной и вербальной информации.
Испытуемым индивидуально предлагалось выполнить сначала образные, затем вербальные задания. Время выполнения каждого задания фиксировалось секундомером. Вычислялось среднегрупповое время выполнения заданий. За неверные ответы назначалось штрафное время. Достоверность сходства и различия между среднегрупповыми значениями исследуемых показателей оценивалась по критерию Стьюдента.
Математический анализ показал, что в возрасте 5 и 6 лет различия в выполнении образных и вербальных заданий между мальчиками и девочками на статистически значимом уровне отсутствуют.
Известно, что восприятие в дошкольном возрасте недостаточно дифференцированно, перцептивные действия еще развиваются, совершенствуются, осуществляются преимущественно во внешнем плане. Так, например, при выполнении образных заданий дошкольники обводили пальцем контуры фигуры, поворачивали изображения, путём подсчёта количества элементов сравнивали искомую фигуру с исходной. При выполнении вербального
задания: «В каком слове больше букв: да, если, или?» дети считали количество букв на пальцах, медленно по буквам проговаривали слова.
А. В. Запорожец, Л. А. Венгер [1], В. П. Зинченко и др. установили, что перцептивные действия становятся сформированными только к 7 годам и могут эффективно осуществляться во внутреннем плане.
Ж. Пиаже [5] назвал восприятие детей дошкольного возраста синкретичным (восприятие глыбами, противоречивость, связь между элементами при помощи соположения, отсутствие логики). Л. С. Выготский [2] указал на комплексный характер мышления (связность, объективность, фактические связи между понятиями) в этом возрасте. По-видимому, своеобразие восприятия и мышления дошкольников проявилось в особенностях ответов детей на вербальные задания. Так, например, в вербальном задании «Назвать три слова, обозначающие какие-либо действия, движения», наряду с верными ответами были даны ответы: «голова, руки, ноги», «заяц, петух, человек», «машина, автобус, самолет» и т. д. По мнению ребенка, эти слова обозначают движения, так как в его представлении эти объекты, вероятно, неразрывно связаны с целостными конкретно-образными ситуациями, в которых они находятся в действии (автобус едет по дороге, мама машет рукой дочке, самолет летит высоко в небе и т. д.).
Некоторые дошкольники дали ответы в форме целых предложений. Например, Илья М., 5 лет, правополушарник: «Папа шел на работу, сын бежал». Света К., 6 лет, левополушарница: «Делать руки в стороны, поднимать руки к солнцу»; Вова Н., 6 лет, правополушарник: «Едет автомобиль, не переходить дорогу на красный свет, не пить за рулём»; Марина С., 5 лет, правополушарница: «У машины катятся колёса, цветок может шевелиться» и др. Здесь, вероятно, правильно найденное слово ребенок не смог быстро и точно отделить от целостной, конкретно-образной ситуации, в которую включено слово в его представлении, и воспроизвел всю картину в целом.
Таким образом, различия в выполнении образных и вербальных заданий между правополушарными и левополушарными девочками и мальчиками в 5 и 6 лет не проявились из-за недостаточной дифференцированности, син-кретичности восприятия, комплексного мышления, несовершенства речи.
Математический анализ результатов выполнения образных заданий показал, что левополушарные и правополушарные девочки выполнили образные задания достоверно быстрее мальчиков соответствующего ведущего полушария в 7 (р<0,05), 8 (р<0,05), 9 (р<0,05; р<0,01) и 10 (р<0,01) лет.
М. М. Кольцова [4] при изучении речевых реакций и рисунков у детей разного пола установила, что у девочек восприятие окружающего мира носит более конкретный характер, окружающее предстаёт во множестве жизненных деталей, оно ближе к чувственной основе, богаче конкретными образами. Форма отражения действительности девочек ближе к художественному типу, обеспечивает более тесную связь с непосредственным восприя-
тием окружающего мира. У большинства мальчиков отражение действительности имеет более абстрактный характер. Эти различия между мальчиками и девочками установлены в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.
На развитие зрительной системы могут оказывать влияние различные у девочек и мальчиков виды занятий и игр. Занятиями девочек являются шитье, вязание, вышивание. При рисовании человека они склонны тщательно изображать детали (одежду, лицо, прическу, украшения и т. д.). Среди занятий мальчиков преобладают конструирование, лепка, моделирование [3, 9].
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой игрушки, играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков подвижнее, чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т. д. и используют при этом все предоставленное им пространство [9].
Математический анализ показал, что в выполнении вербальных заданий левополушарные девочки опережают левополушарных мальчиков в 7 (р <0,05), 8 (р <0,05), 9 (р <0,05) и 10 (р<0,05) лет. Эти данные согласуются с результатами исследований о том, что девочки опережают мальчиков в вербальном развитии [3, 9].
Таким образом, левополушарные и правополушарные девочки опережают мальчиков соответствующего ведущего полушария в восприятии образной и вербальной информации в 7 - 10 лет вследствие более быстрого их биологического развития и особенностей полоролевой социализации.
Между правополушарными девочками и мальчиками в выполнении вербальных заданий статистически значимые различия имеют место только в 9 (р<0,05) и 10 лет (р<0,01). Превосходство правополушарных девочек над правополушарными мальчиками в восприятии вербальной информации, вероятно, складывается под влиянием обучения в школе. Как известно, с началом систематического обучения развивается наблюдательность, умение анализировать, выделять существенные признаки в предметах и явлениях, повышается точность, дифференцированность восприятия. Совершенствуется также практическое употребление речи, усваиваются правильные грамматические конструкции, пополняется словарный запас, развивается словесно-логическое, абстрактное мышление. Вместе с этим совершенствуется и восприятие вербальной информации, оно становится более осознанным, произвольным.
Таким образом, превосходство правополушарных девочек над правополушарными мальчиками в восприятии вербальной информации находит объяснение в их опережающем развитии по отношению к мальчикам. В дальнейшем обучение в школе, вербальная технология педагогического процесса увеличивают имеющийся стартовый разрыв между мальчиками и девочками до статистически значимого уровня.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. В дошкольном возрасте девочки и мальчики независимо от ведущего полушария не имеют различий в восприятии образной и вербальной информации, по-видимому, из-за недостаточной дифференцированности восприятия в этом возрасте.
2. В младшем школьном возрасте установлено превосходство на статистически значимом уровне левополушарных и правополушарных девочек перед мальчиками одного с ними ведущего полушария в восприятии и образной, и вербальной информации. Это, вероятно, обусловлено более быстрыми темпами биологического развития девочек и особенностями полоролевой социализации.
3. Преимущество женского пола над мужским в восприятии вербальной информации у представительниц ведущего левого полушария проявляется раньше, чем у представительниц ведущего правого полушария. Это может быть обусловлено различной у них биологической основой, ведущим полушарием.
4. Процесс обучения в школе способствует, по-видимому, большему развитию вербальных функций у тех детей, у которых большие природные возможности, т. е. у представительниц женского пола.
5. Обучение в начальной школе ставит мальчиков в невыгодные условия в сравнении с девочками.
Библиографический список
1. Венгер, Л. А. Восприятие и обучение / Л. А. Венгер. - М.: Просвещение, 1969. - 364 с.
2. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. - М.: АПН РСФСР, 1956. - 520 с.
3. Гендерная психология /сост. Т. В. Бендас. - СПб: Питер, 2005. - 431 с.
4. Кольцова, М. М. Развитие сигнальных систем действительности у детей / М. М. Кольцова. - Л.: Наука, 1980. - 164 с.
5. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - СПб: СОЮЗ, 1997. -256 с.
6. Ротенберг, В. С. Мозг. Обучение. Здоровье / В. С. Ротенберг, В. С. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1989. - 340 с.
7. Семенович, А. В. Межполушарная организация психических процессов у левшей / А. В. Семенович. - М.: МГУ, 1991. - 96 с.
8. Хомская, Е. Д. Нейропсихология индивидуальных различий. Левый, правый мозг и психика / Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова, В. Е. Будыка. - М.: Рос. пед. агентство, 1997. - 282 с.
9. Хризман, Т. П. Мальчики и девочки. Два разных мира / Т. П. Хризман,
В. Д. Еремеева. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. - 184 с.