Социология и социальная работа 62 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2013, № 4 (32), с. 62-67
УДК 316
© 2013 г.
возможности социальной работы в решении школьных проблем
А.В. Мигунова Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
migunova_arina@mail. ru
Поступила в редакцию 05.08.2013
Рассматриваются методы социальной работы с учащимися и их родителями в решении ряда школьных проблем.
Ключевые слова: школа, методы социальной работы, учащиеся, родители учащихся, школьное насилие.
При выполнении научно-исследовательской работы по теме «Школа: обыденность насилия (Анализ социокультурных корней насилия в современной российской школе)» в качестве одного из видов работ научным коллективом проведен социологический опрос школьников г. Н. Новгорода. Респондентами выступили учащиеся 5-11-х классов общеобразовательных школ, школ с углубленным изучением отдельных предметов, а также лицеев и гимназий. В период с 20 февраля по 20 марта 2013 г. опрошено с помощью стандартизированных анкет 1465 школьников.
Полученные данные могут быть использованы как для принятия решений в области образовательной политики, так и для осуществления действий на уровне школы. В данной статье они проанализированы сквозь призму социальной работы как профессиональной деятельности, ее практических возможностей в решении школьных проблем. При этом важно сделать несколько уточняющих замечаний.
Во-первых, в статье не описываются все возможные рабочие области и, соответственно, технологии социальной работы в школе, а только те, что позволяют увидеть проведенное исследование, выполненное по конкретной тематике. Более целостное представление о рабочих областях, клиентах и технологиях социальной работы в школе содержится в подготовленном научным коллективом в рамках уже указанного гранта образовательном стандарте по профилю подготовки «Социальная работа в школе» и, в частности, в учебном курсе «Технологии социальной работы в школе», который разработан автором статьи. Методическое обеспечение данной дисциплины составляют рабочая программа, учебно-методическое пособие и хрестоматия по предмету.
Во-вторых, поскольку в современной российской школе в социально-психологическую службу входят психолог и социальный педагог, реализация тех практических действий, которые будут представлены ниже, возможна при внутри- и внешкольном сотрудничестве.
Таблица 1
Трудные жизненные обстоятельства школьников
Жизненные события %
Разлад в дружбе 44.6
Смерть близкого родственника 30.7
Конфликты, скандалы в семье 26.8
Переезд, после которого я потерял привычное окружение и почти всех друзей 18.7
Трудная материальная ситуация в семье 18.1
Развод, разъезд родителей 17.7
Смена школы вопреки моему желанию 15.6
Безработица одного или обоих родителей 11.8
Вступление родителя (ей) в новый брак 11.5
Смерть друга/подруги 8.5
Приводы в полицию, вызовы в инспекцию по делам несовершеннолетних 6.3
Остался на второй год в школе 1.9
Итак, обратимся к распределению ответов школьников на ряд вопрос, включенных в анкету (табл. 1).
«Какие события произошли в твоей жизни за время обучения в школе?»
Из таблицы видно, что 30.7% опрошенных школьников пережили смерть близкого родственника, 8.5% пережили смерть друга или подруги. Тяжелые жизненные ситуации, связанные с личностными потерями, могут приводить к острым эмоциональным реакциям и состояниям. Переживание горя не может не сказываться на академических успехах. Среди методов социальной работы, призванных стабилизировать состояние человека и помочь ему справиться с изменениями, произошедшими в жизни, можно назвать кризисное вмешательство.
18.1% школьников указали, что испытывали трудную материальную ситуацию в семье, а 11.8% отметили, что безработными были один или оба родителя. Риск бедности для семей, имеющих детей, довольно высок, особенно это актуально, если кто-то из родителей теряет работу. Социальный работник может квалифицированно проинформировать родителей школьника о тех социальных гарантиях, которые распространяются на семьи с детьми, и направить их в государственные учреждения, предоставляющие соответствующие социальные выплаты.
17.7% опрошенных школьников указали, что испытали развод или разъезд своих родителей за время обучения в школе. Изучая американскую учебную литературу по социальной работе в школе, можно встретить такой метод работы в подобных случаях, как группы поддержки, в которые входят ребята, имеющие схожий опыт. Подобные группы призваны обеспечить постоянную поддержку, которая поможет ребенку или подростку достичь оптимального функционирования в школе [1, р. 192].
15.6% вынуждены были сменить школу вопреки своему желанию. Соответственно, они столкнулись с необходимостью адаптации к новому классу. В такой ситуации может проводиться, например, индивидуальная социальная работа в форме курирования новичка.
6.3% имели приводы в полицию или вызовы в инспекцию по делам несовершеннолетних. Хотя анкета не позволяет выявить причины, по которым дети оказывались в зоне внимания органов внутренних дел, мы полагаем, что речь может идти, в том числе, о рискованом и даже девиантном поведении ребят. Из всего арсенала практических методов социальной работы в данном случае может быть применен, в том числе, метод социальной профилактики. Инди-
видуальная и групповая социально-профилактическая работа имеет несколько уровней. Как указывает М.М. Миннегалиев, программы и методики первичной, вторичной и третичной форм профилактики девиантного поведения подростков «предполагают решение следующих задач: 1) развитие у подростков социальной и личной компетенции (обучение умениям эффектного общения, критического мышления, выработка адекватной самооценки); 2) формирование умений и навыков самозащиты (устойчивости к негативному воздействию социальной среды, в том числе и групповому давлению); 3) предупреждение возникновения проблемы при взаимодействии с окружающими людьми (развитие умений и навыков самоконтроля)» [2, с. 80]. Автор называет методы предупреждения девиантного поведения подростков: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики [2, с. 80]. Все названное, кроме психотерапевтических методик, может использовать и социальный работник.
1.9% детей остались на второй год. Проблема школьной неуспеваемости может решаться по-разному. Обратим внимание на такой практический метод, как школьное консультирование родителей по проблемам обучения. В статье О.С. Донцовой приводятся данные статистических исследований в 1990-е годы в США, свидетельствующие о связи между успеваемостью учащихся и участием родителей в процессе обучения детей. Основной целью консультирования родителей, как утверждает автор, «является оказание им помощи в развитии успешности детей в школе. Задачами социально-педагогического консалтинга родителей является оказание им социальной и эмоциональной поддержки, взаимный обмен информацией, укрепление и развитие диалога родителей с детьми, общее оздоровление отношений в семье, развитие вовлеченности родителей в обучение ребенка в школе и дома, в оказание помощи и поддержки детям в дальнейшем обучении и профессиональном развитии» [3, с. 23-24].
Далее перейдем к теме, непосредственно связанной с той проблемой, исследовать которую был призван проведенный социологический опрос, - теме насилия в школе. В исследовании было предусмотрено множество вопросов, позволяющих зафиксировать феномен школьного насилия и факторов, на него влияющих. Здесь будут использованы два вопроса,
Таблица 2
Действия, совершенные учащимися в прошлом учебном году (%)
Действия Очень часто Часто Регулярно Редко Никогда Все
Кричал на одноклассника так, что он плакал 2 1.7 2.1 20.8 73.4 100
Ударил одноклассника, который меня провоцировал 5 4.9 6.3 35.2 48.7 100
Потасовка переросла в настоящую драку 3.4 3.2 4.6 22.1 66.7 100
Мы с друзьями громко и нелестно отозвались о другой компании друзей 4.7 6.5 9 33.2 46.7 100
Оскорблял одноклассника 5.5 7.1 9.1 38.8 39.4 100
Наша компания подралась с другой компанией 3.2 3 3.4 15.3 75.1 100
Забирал у одноклассников деньги, вещи или др. 1.3 0.7 0.9 2.5 94.6 100
С компанией избили одноклассника 0.8 0.8 1.2 4.4 92.8 100
Так подрался с одноклассником, что нас не могли разнять ни учителя, ни ученики 1.6 1 1.2 8.5 87.8 100
Так в драке толкнул одноклассника, что тот упал 2.5 2.2 2.5 14.9 77.8 100
Портил вещи одноклассников (книги, школьные сумки и др.) 1.4 1 1.3 11 85.2 100
С друзьями избили приезжего ученика 0.8 0.6 0.8 2.1 95.6 100
У одного ученика отнял деньги или что-то другое ценное 0.6 0.7 0.3 1.7 96.7 100
Угрожал расправой однокласснику, чтобы заставить его подчиняться 1 1 1 4.4 92.6 100
Вместе с другими одноклассниками приставали к девчонкам/ мальчишкам 2.8 2.1 3.4 14.4 77.3 100
Разрисовали в школе стены, двери, мебель 1.8 1.9 1.5 10.2 84.6 100
Повредили в школе двери, окна, туалет или другое 1.5 1.3 2.1 10.7 84.3 100
Совершали действия, направленные против учителя 1.2 1.1 2.1 10.5 85.1 100
Избили одноклассника так, что ему необходимо было обратиться к врачу 1.2 0.7 0.9 3 94.3 100
касающиеся действий, совершенных и испытанных учащимися. Распределение ответов на вопрос «Как часто ты в этом и прошлом учебном году совершал следующие действия или участвовал в них?» представлено в таблице 2.
Ответы «очень часто», «часто», «регулярно», «редко» свидетельствуют о факте участия школьников в тех или иных действиях. Исходя из этого, особое внимание обращают на себя по уровню проявления такие действия вербального и физического характера, как:
- оскорбления одноклассников; громкие и нелестные отзывы одной компании о другой компании друзей; крик на одноклассника так, что тот заплакал;
- удар одноклассника в ответ на провокацию; потасовка, которая переросла в драку; драка одной компании с другой.
Распределение ответов на вопрос «Как часто тебе в прошлом и этом учебном году приходилось сталкиваться со подобными действиями?» дано в таблице 3.
Видя, что все из указанных вариантов были отмечены, хотя с разной долей присутствия, так же, как и ранее, обратим внимание на высокие значения действий вербального характера (был обруган, в споре с одноклассником оба сильно
кричали друг на друга, одна компания плохо отзывалась о другой, был обруган одноклассником, слышал неприличные замечания в свой адрес).
Частые негативные проявления вербального характера в отношениях школьников можно предупреждать с помощью работы по формированию общей культуры взаимодействия. Речь в данном случае пойдет о развитии коммуникативной компетентности. Термин «коммуникативная компетентность» широко используется в научной литературе. Представители разных школ и направлений раскрывают смысл и содержание этого понятия. Используем определение коммуникативной компетентности, данное в статье, содержащей авторский тренинг коммуникативной компетентности «Давайте дружить и общаться» для младших школьников. Р.Н. Шлыкова понимает коммуникативную компетентность как «целостную систему психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, то есть достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон» [4, с. 28]. Исследователь рассматривает в структуре коммуникативной компетентности когнитивный, ценностно-
Таблица 3
Действия, с которыми столкнулись учащиеся в этом и прошлом учебном году (%)
Действия Никогда Редко 1 раз в месяц 1 раз в неделю Много раз в неделю Всего по строке
На меня так накричал одноклассник, что я плакал 83.9 12.4 1.4 0.5 1.8 100
В споре с одноклассником мы оба друг на друга сильно кричали 44.3 37.3 8.7 5.3 4.3 100
После насмешки над одноклассником он меня ударил 81 12 2.7 1.9 2.4 100
После потасовки с одноклассником мы подрались 81.8 13 2.3 1.1 1.9 100
Во время драки с одноклассником нас никто не смог разнять 85.9 8.7 2.6 1.0 1.9 100
Другая компания плохо отозвалась о моих друзьях 53.9 30.2 6.4 4.1 5.4 100
Меня обругал одноклассник 63.9 23.3 4.5 3.2 5.2 100
Меня избил местный (не приезжий) одноклассник 94.5 3.3 0.6 0.5 1.1 100
Другая компания напала на меня и моих друзей 87.4 8.1 2.1 1.2 1.2 100
Меня ругали 39.9 35.8 10.5 6.2 7.7 100
Некоторые ученики бросали в мой адрес неприличные замечания 57 24.7 6.9 4.8 6.5 100
Были испорчены некоторые мои вещи (школьная сумка, книги и др.) 74.3 17.5 4.5 1.9 1.9 100
У меня украли что-то ценное (деньги, вещи, школьную сумку, мобильный телефон и др.) 83.3 13.2 1.4 0.8 1.2 100
Некоторые ученики меня вынуждали отдать деньги или ценные вещи 96.2 2.1 0.3 0.6 0.7 100
Некоторые ученики меня избивали 91.4 5.1 1.7 0.6 1.2 100
Меня продолжали бить, хотя я уже лежал на земле 95.4 2.2 0.9 0.8 0.7 100
Ученик угрожал мне оружием 95.9 2.6 0.5 0.4 0.6 100
Ученик угрожал мне избиением, если я не сделаю то, что он скажет 92.5 4.5 1.2 1.0 0.8 100
Ученик так меня избил, что я обращался к врачу 95.5 3.2 0.3 0.4 0.6 100
смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий компоненты и предлагает, с их учетом, свой вариант групповой работы с детьми в форме тренинговых занятий.
Изучая проблему школьного насилия, нельзя не затронуть тему буллинга. Ken Rigby в своей работе рассматривает шесть базовых методов интервенции в случаях буллинга в школе [5]. Среди них:
1. Традиционный дисциплинарный подход, предполагающий применение разного рода санкций с целью наказания виновника.
2. Усиление жертвы (Strengthening the Victim), выражающееся в обучении ребенка, подвергшегося буллингу, с целью развития у него более позитивного отношения к себе и бо-
лее уверенного поведения в отношениях с другими, противостоять насилию.
3. Медиация как способ осуществления мирного урегулирования спора между конфликтующими сторонами с участием третьей нейтральной стороны - медиатора. В качестве медиатора может выступать как взрослый, прошедший профессиональное обучение использованию данного метода работы в ситуации конфликта, так и учащиеся, получившие соответствующее обучение в школе. В результате переговоров стороны достигают согласованного и взаимоприемлемого решения.
4. Восстановительное правосудие, имеющее целью способствовать «заживлению раны» у пострадавшего от нанесенного вреда.
5. Группа поддержки (The Support Group Method). Данный метод разработан B. Mains и G. Robinson и, как и в случае с восстановительной практикой, акцент в нем делается на том, чтобы обидчик понял то страдание, которое он причинил своей жертве. Профессионал привлекает к работе не только обидчика и жертву, но и других ребят, которые могли бы помочь в разрешении проблемы (улучшении ситуации).
6. Метод разделенного участия (The Method of Shared Concern), начало которому положил шведский психолог Anatol Pikas.
Как видно из приведенного материала, работа в случае буллинга может быть индивидуальной (как с жертвой, так и с обидчиком) и групповой. Во втором случае это может быть совместная работа только с непосредственными сторонами конфликта, а также работа, в которую включаются и другие ребята, кроме конфликтующих.
Помимо данных подходов можно также, для примера, привести и работы Е.Н. Романовой и Т. Бэрш, в которых рассматриваются различные программы и мероприятия по профилактике насилия в школе [6; 7].
Помимо возможностей социальной работы с отдельными учащимися и родителями учеников в решении ряда школьных проблем, что были представлены выше, обсудим и такую тему, как работа с классом.
В анкету был включен вопрос «Насколько доволен ты классом, в котором учишься?». В таблице 4 показано распределение ответов.
Таблица 4
Удовлетворенность классом
Насколько доволен ты классом? %
Очень недоволен 3.6
Недоволен 17.2
Доволен 55.1
Очень доволен 24.0
17.2% детей недовольны и еще 3.6% учащихся очень недовольны классом, в котором учатся. В поиске путей влияния на подобную ситуацию обратимся к идее, что способствовать улучшению личных взаимоотношений между учениками может групповая работа, построенная на основе сотрудничества. Подобное можно осуществить посредством, например, организации совместной общественно-полезной и досу-говой деятельности одноклассников.
Организация социально ориентированной деятельности возможна путем создания и реализации собственных социальных проектов
школьников. Пример теоретического осмысления содержания и организации педагогического сопровождения социально ориентированной деятельности обучающихся в образовательном пространстве встречается, например, в статье Е.И. Кривопаленко [8].
Совместный досуг одноклассников может быть весьма разнообразным. В качестве примеров организации свободного времени учащихся можно привести некоторые из тех, что указаны в статье К. Лаупихлер, посвященной школьной социальной работе в Германии. Это спортивные и приключенческие мероприятия, всем классом поездки, школьные и городские праздники и др. [9, с. 85].
Итак, используя результаты социологического исследования, посвященного проблеме школьного насилия, в статье показаны конкретные возможности социальной работы с учащимися и их родителями. Эта работа может быть индивидуальной и групповой, иметь профилактический, поддерживающий, развивающий и корректирующий характер.
Список литературы
1. Openshaw L. Social Work in Schools: Principles and Practice. Tne Guilford Press, New York. 2008. 318 p.
2. Миннегалиев М.М. Формы профилактики де-виантного поведения подростков // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 5 (36). С. 79-81.
3. Донцова О.С. Школьное консультирование родителей по проблемам обучения: зарубежный опыт и ситуации в российской системе образования // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». 2012. № 4. С. 21-26.
4. Шлыкова Р.Н. Развитие коммуникативной компетенции младших школьников в тренинговой работе // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. 2010. № 3. С. 27-37.
5. Rigby K. Bullying interventions in schools: six basic approaches. Wiley-Blackwell edition. A John Wiley&Sons, Ltd, Publication. 2012. 164 p.
6. Романова Е.Н. Опыт использования европейскими странами программ профилактики насилия в школах // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. Выпуск 9. C. 211-218.
7. Бэрш Т. Профилактика насилия в школе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского: Серия Социальные науки. Нижний Новгород, 2012. № 4. С. 76-83.
8. Кривопаленко Е.И. Модель педагогического сопровождения социально ориентированной деятельности обучающихся в образовательном пространстве региона // Омский научный вестник. 2012. № 4 (111). С. 219-223.
9. Лаупихлер К. Школьная социальная работа в Германии: общие условия, концепции и практический опыт // Вестник Нижегородского университета
им. Н.И. Лобачевского: Серия Социальные науки. Нижний Новгород, 2012. № 4. С. 84-92.
10. Пэйн М. Социальная работа: современная теория: Учебное пособие / Под ред. Дж. Камплинга; науч. ред. русс. текста докт. филос. наук, проф. И.В.
Наместникова. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 400 с.
11. Horner N. Social Work in Education and Children's Services / Nigel Horner, Steve Krawcyzk. Learning Matters Ltd. 130 p.
THE POSSIBILITIES OF SOCIAL WORK IN DEALING WITH SCHOOL PROBLEMS
A. V. Migunova
This article is devoted to considering social work with pupils and their parents, used for solving different problems in school.
Keywords: school, social work methods, pupils, parents of pupils, school violence.