Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2013, № 4 (32), с. 32-37
УДК 316
ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
© 2013 г. И.А. Исакова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию 03.08.2013
Воспитание ребенка происходит при взаимодействии семьи, школы, общественности и государства. Статья посвящена оценке этических аспектов взаимодействия учеников с одноклассниками, учителями и дирекцией школы на основе исследования, проводившегося коллективом авторов Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.
Ключевые слова: этика, школьная социальная работа, ученик, учитель, родители.
Современные школы подвергаются модернизации наряду с другими социальными институтами российского общества. Кризисные явления, происходящие в России, не могут не сказаться на состоянии духовного, физического, нравственного и психического здоровья подрастающего поколения. Для успешной социализации учеников необходимо внедрение в практику школы новых форм работы, особенно это касается нравственного воспитания. Данные исследований 2009 года показали устойчивое снижение просоциальных, нравственных ориентаций молодежи, значительное преобладание ценности материального благополучия, успешности и индивидуального самоутверждения. Серьезные опасения вызывали не спадающий уровень криминализации, экстремистских настроений, распространение алкоголизма и наркомании, аддитивных, отклоняющихся форм поведения [1]. Все это указывало на кризис моральных ценностей школьников или их значительную деформацию. Сохранилась ли эта тенденция, способствовало ли происходящее реформирование школьной системы изменению нравственных ориентаций школьников, выявлялось в рамках исследования, проводившегося в Нижнем Новгороде в 2013 году коллективом авторов Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского под руководством д.и.н., проф. З.Х. Саралиевой1. В исследовании приняло участие 1465 школьников 5—11-х классов, из них 47.4% мальчиков и 52.6% девочек. Большинство опрошенных школьников обучались в период опроса в средней общеобразовательной школе (60%), остальные - в гимназиях, лицеях (20.9%) и школах с углубленным изучением отдельных предметов (19.1%).
Исследование особенностей взаимодействия в школе выявило недостаточную степень удовлетворенности взаимодействием участников образовательного процесса друг с другом. В таких условиях школа должна защищать интересы ребенка и формировать ценности и образцы социального сотрудничества в интересах каждой личности, но каждый двенадцатый нижегородский школьник недоволен жизнью. В школе ученик должен видеть образцы поведения и успешной коммуникации, однако нижегородские ученики показали низкую мотивацию к посещению школы, каждый третий неохотно посещает школу и столько же учеников скучают во время уроков. Особенно опасным кажется нам восприятие посещения школы как рутинной обязанности, а не как возможности для получения знаний и развития своей личности, каждый четвертый ученик считает, что в школу ходить скучно. Изменить это мнение будет достаточно сложно в условиях, когда для каждого пятого ученика школа - большой стресс. Всё это в совокупности свидетельствует о наличии существенных проблем в функционировании школьной системы и необходимости обновления методик преподавания.
Ценности дети перенимают у взрослых, чаще всего это учителя и родители. 47.4 % школьников часто считают правила взрослых плохими, и им не нравится их выполнять. Получается, что практически половина школьников не воспринимают учителя как авторитет и не хотят подчиняться его указаниям.
Учитель современной школы - авторитет, обучающий и воспитывающий, на нем лежит ответственность за формирование высокоморальной личности. От его умения взаимодей-
ствовать с учениками и их семьями зависит, будет ли успешен процесс социализации ребенка. Однако 3.8% школьников назвали свои отношения с учителями проблемными. В таких условиях педагог не может служить достаточным примером морали или образцом поведения.
Задача учителя - организация образовательного пространства, направленного на создание условий для формирования ценностных компетенций учеников. Современное общество заинтересовано в воспитании успешного человека, легко адаптирующегося к самостоятельной жизни, что иногда идет вразрез с нормами морали. Необходимо разъяснить ученику сложность и важность морального выбора, и это задача учителя, который отвечает за воспитание широкообразованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и способностью принимать этические решения, противостоять воздействию негативных факторов, использовать свои нравственные знания и представлять последствия нарушения норм как для себя, так и для окружающих людей. Выполняя эту задачу, учителя должны достигнуть высокого уровня понимания с учениками.
На вопрос «Какие отношения у тебя в целом с учителями?» 2.3% нижегородских школьников ответили - хорошие, 20.5% - удовлетворительные и 77.2% - плохие, то есть большинство детей не могут доверять учителю и соответственно учиться у него морали и правилам поведения. Причиной такого отношения может быть пассивность учителей в организации внеурочного времени учащихся и нежелание разбираться во внутриклассных отношениях. По данным нашего исследования, более чем в 90% случаев учитель так или иначе осведомлен о школьных конфликтах (педагог вмешивается всегда - 50.5% или иногда - 40.2%), но в 49.5% случаев предпочитает занимать позицию стороннего наблюдателя. Детям приходится самим разбираться в своих проблемах, ощущения за-щищанности и авторитетности взрослых не возникает. 70% школьников отметили, что учитель не разнимает драки в классе, что может свидетельствовать о том, что педагоги явно недостаточно взаимодействуют с учениками.
Подтверждением наличия неразрешенных проблем между учениками и учителями является то, что и само насилие существует не только во взаимодействии «ученик - ученик», но и на уровне «ученик - учитель». Так, 14.9% школьников признались, что совершали действия, направленные против учителя.
В современной школе выявлен значительный потенциал для преодоления данной про-
блемы. 22.7% школьников согласны, что должны быть благодарны тем людям, которые ими управляют, потому что они точно могут сказать, что надо делать и как; частично с этим согласны ещё 32. 2% детей. И хотя современный учитель не является наставником в моральных вопросах, пока доверие детей к взрослым не утрачено, ситуация обратима. На учителей возлагается высокая ответственность за поведение детей, поскольку большинство из них не задумываются над вопросом, а правильно ли воспитывает меня учитель, нужные ли качества во мне развивает, а предпочитает следовать указаниям.
Не менее сложная ситуация связана с развитием взаимоотношений учащихся с дирекцией школы. Современные требования к образованию меняют позицию директора школы, теперь это в большей степени экономика, чем организация учебного процесса. Это ощущается и учениками, поэтому дирекцию школы редко вовлекают в разрешение внутришкольных конфликтов.
Сопоставляя данные трех субъектов школьной жизни - педагогов, дирекции и учеников, можно заключить, что обязанности по предотвращению насилия главным образом возложены на учителей. Только 30% случаев выносится на обсуждение к директору или на педсовет, на остальные действия руководство школы обращает внимание либо от случая к случаю, либо вообще о них ничего не знает. Директор управляет школьниками, педагогическим коллективом и взаимоотношениями с родителями, он должен быть педагогом и организатором, должен заботиться о коллективе и учениках, способствовать повышению роли учителя, квалификации педагогов, но в нижегородских школах дирекция не включается в разрешение межличностных проблем субъектов образовательного процесса, а значит, полноценно выполнять свои функции тоже не может.
Необходимо налаживать взаимодействие в системе «ученик - учитель - дирекция», тем более что для этого имеется значительный потенциал: каждый третий школьник считает, что послушание и подчинение авторитетам является правильным поведением, этому нужно учить детей. Главная задача учителей - способствовать воспитанию духовно развитой, творческой, толерантной, нравственной, физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненных позиций, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.
Изменений требует не только система преподавания, но и вся система ценностей совре-
менных детей, поскольку они не осознают значимость образования вообще. Каждый восьмой считает, что в школе нет необходимости, а свои шансы найти хорошую работу низкими - 87.7%. Необходимо подчеркивать связь качества образования и карьеры, развивать профориентационную работу.
Проблемы существуют в системе взаимодействия не только «ученик - взрослый», но и «ученик - ученик». Достаточно высокий уровень кооперации (каждый пятнадцатый школьник прогуливает за компанию) не означает высокого уровня доверия и налаженных взаимоотношений. Совместные прогулы не сказываются на уровне самопомощи в классе, только 50% учеников верят в то, что если кому-то из группы станет плохо, найдется кто-нибудь, кто о нем позаботится, то есть половина учеников чувствуют себя незащищенными. При этом 78.5% школьников считают своих одноклассников милыми и приятными. Получается, что не оказать помощь в трудной жизненной ситуации - это норма. Дети не чувствуют ответственности за свое окружение, за свою школу, за свое государство, воспринимая их отчужденно и равнодушно.
Опасной чертой современных школьников, наряду с равнодушием, является пассивность, что проявляется и в ситуации драк: четверть учеников школ просто наблюдают за драками, пятая их часть даже подбадривают дерущихся. Только 13.6% ребят всегда вмешиваются в подобные ситуации, еще около половины делают это время от времени.
Школьники излишне лояльны и в оценке действий, которые могут навредить людям: на первом месте - ложь (66%), на втором - угроза побоев (62.5%) и поступки, наносящие обиду (62.3%), на третьем - ругань (53.7%). Ругань воспринимается как неопасная, а значит, вполне допустимая, причем как в отношениях с одноклассниками, так и в общении с учителями. Более 60% школьников в Нижнем Новгороде принимали участие в оскорблениях, 24.4% терпят ругань (не обязательно со стороны учеников); 18. 3% во взаимоотношениях друг с другом кричат; 18.2% оскорбляют другие ученики; 15.9% страдают по поводу негативных высказываний о своих друзьях; 12.9% вынуждены терпеть ругань со стороны одноклассников. Такая лояльность к крику может объясняться только тем, что на детей часто кричат как дома, так и в школе, что свидетельствует о необходимости пересмотра учителями способов взаимодействия с учениками и выбор общественно принятых правил поведения не только для учеников, но и для самих себя.
Представления о том, что доставляет вред человеку, у школьников достаточно размытые, каждый четвертый выбрал вариант «другое». Это также говорит о нечеткости моральных норм и границ в обществе, и в школе в частности.
Насколько высок допустимый уровень аморальности, мы судили и по тому, что каждый пятый ученик иногда нарушает правила общепринятого поведения. 14.2% ответивших не нравится выполнять установленные правила, и еще около 4% школьников допускают, что могут что-то украсть, то есть один ученик в каждом классе допускает воровство.
Особые опасения вызывает тот факт, что около 53% учащихся иногда делают что-то запрещенное, так как дети часто не осознают опасность совершаемых ими поступков либо не имеют достаточно информации о возможных последствиях своих действий. Учителям необходимо искать новые формы подачи этических знаний, поскольку имеющихся явно недостаточно.
Результаты исследования позволяют считать, что низкий уровень моральности может быть следствием отстраненности и отчужденности. 42.4% школьников испытывают чувство отстраненности, находясь в компании своих знакомых. Возникает закономерный вопрос -зачем же дети дружат? 67.2% учеников считают, что опасно отделяться от других. Двигателем консолидации учеников является страх, а не желание общения, это также свидетельствует о недооценке роли общения в современной школе, закрытости учеников и необходимости развивать навыки коммуникации.
Одиночество формирует страх: если что-то случается, помочь мне некому, - считают около 25% детей. Это может объясняться и низкой самооценкой школьников: «другие намного
лучше меня» - отметил практически каждый третий.
Противоположность неуверенности - самоуверенность - присуща 62.2% учащихся, что объясняет неумение современных школьников адекватно реагировать на критику одноклассников и учителей - 75.2%. Иногда ребенок злится, если с ним не соглашаются, -55.5% детей так поступают. Это усложняет взаимодействие учителей и детей в процессе обучения.
Наиболее частыми формами насилия являются оскорбления и крики, драки. Среди невыраженных форм насильственных действий в нижегородских школах можно назвать групповое избиение, угрозы расправой, причинение
вреда здоровью ребенка, вымогательство и воровство.
Неуважение или недостаточное знание моральных принципов жизни общества приводит к тому, что дети нарушают нормы, а это, в свою очередь, свидетельствует о нарушениях в процессе социализации личности, что и происходит в современной школе. Аморальное поведение (приводы в полицию, вызовы в инспекцию по делам несовершеннолетних, нравится просто так распускать руки) вполне допустимо для 6.3% школьников. Это связано с употреблением запрещенных препаратов, алкоголя и курения. Большинство школьников (82.7%) ответили, что никогда не употребляли вредные для здоровья вещества и препараты. 9.3% ответили, что употребляют иногда и 8% - регулярно. 27.9% детей пробовали курить (каждый четвертый школьник), 25.3% (каждый четвертый школьник) пили пиво или вино, 12.1% (каждый восьмой) -употребляли водку. Все указанные действия детей связаны с недостаточно высоким уровнем моральных норм и лояльным отношением к аморальному поведению. Например, те, кто считает, что распускать руки вполне приемлемое явление, в большей степени склонны к употреблению запрещенных препаратов, чем дети, которые выражают противоположное мнение.
Однако считать, что все современные дети плохо воспитаны, неверно, чувство такта присуще 76% учеников, то есть имеется достаточно высокий потенциал для развития навыков морального поведения.
В школе наблюдается невысокая активность в проявлении некоторых видов насилия, например вандализм редок, и еще реже встречается смешанная форма вандализма с насилием против личности (порча личного имущества). Половая дискриминация также неактуальна для современных школьников. В таких высказываниях, как «женщины по своей природе предназначены для выполнения задач, отличных от мужских» или «мужчины превосходят женщин» дети придерживаются срединной точки зрения, выбирая ответ «частично согласен». Школьники придерживаются типичных для российского общества семейных ценностей: женщина нуждается в защите сильного мужчины - по мнению 76.6% учеников, в семье от женщины больше толку, чем на работе - 37.6%.
Большая часть детей (57.7%) приветствуют свободу выбора в жизни и более 45% хотят самостоятельно действовать, однако смогут ли они реализовать свой шанс, остается вопросом хотя бы потому, что подавляющая часть детей (64.1%) склонны к подчинению. Что касается
понимания детьми самого термина «свобода личности», то это чаще всего вседозволенность, подтверждающаяся положительной корреляцией между теми, кто выбрал вариант ответа «люди могут жить, как сами того захотят», и теми, кто участвует в насилии.
Школьники ощущают определенную аномию в обществе, что в конечном счете и сказывается на их самочувствии и поведении. Дети в поведении взрослых видят утрату положительных ценностных ориентаций: раньше люди были лучше, поскольку каждый знал, что нужно делать, -считают 63.6% школьников. Также школьники (84.5%) отвечали, что в настоящее время никогда точно не знаешь, что может произойти, значит, нет причин бояться последствий и ответственности за свои поступки, она может и не наступить.
В настоящее время все меняется так быстро, и никто не знает, как себя вести, - считают 67.9% школьников, поэтому в современных условиях развития российского общества дети учатся использовать любые имеющиеся средства для достижения личного успеха. Получается, что успешная личность не должна быть высокоморальной: общий уровень ценностей в школе низкий, но при этом 84.8% учеников считают себя вполне успешными. Необходимо изменение данной позиции, дети должны понимать ценность хороших поступков и осознавать неотвратимость наказания за плохие.
Нами выявлены различные противоречия в моральных установках школьников. Отношение к послушанию у школьников неоднозначное: дисциплинорованность - важное качество в жизни (64.1% учеников), но счастья оно не приносит (10.4%). С одной стороны, 76.3% детей против причинения вреда другим людям, а с другой - драку считают нормальной 21% школьников, принуждение - 24.8%, для 14% -кулаки оказываются в некоторых случаях намного эффективнее разговоров, при этом насилие пугает около 60% учеников. Это подтверждает наш вывод о том, что этическое воспитание в школе находится на низком уровне. Дети следуют правилам не из-за осознания их важности для гармонизации общественных отношений, а потому, что каждый третий ученик уже успел приобрести норму послушания и подчинения авторитетам. Еще одна часть может склониться в любую сторону.
Половина школьников считают, что сегодня все так запутано, что трудно определить свое место в жизни, для каждого второго не действуют моральные нормы. Следовательно, ничто не гарантирует порядочности поведения, толерантности в отношении к одноклассникам,
добросовестного отношения к труду и, главным образом, соответствия поведения нравственным стандартам и этикету. Простота нравственных норм, их самоочевидность, казалось бы, должна способствовать их реализации в поведении школьников, однако это не так, и здесь важна работа педагогов. Нравственное воспитание -сложный процесс, но это неотъемлемая часть образования.
Учащиеся (77.4%) видят, что большинство людей ведут себя неправильно, часто в этот круг входят и учителя, и родители. Перед ребенком нет примера поведения, а для школьников это важно. В результате выявляется высокая значимость связи между низкой мотивацией и агрессивным поведением школьников. Отсутствие четких жизненных установок и понимания социальных норм ведет к проблемам в поведении, которое усугубляется отсутствием значимых взрослых, показывающих пример высокоморального поведения, нет налаженного взаимодействия с учителями. Педагогам следует обратить внимание на формирование доверительных отношений с учениками, основанных на уважении авторитета учителя, больше внимания следует уделять имиджу педагогических работников в целом.
Формирование имиджа педагога имеет важное значение для успешной работы с детьми. Когда ребенок уважает позицию и поведение взрослого, он ответственно относится ко всему образовательному процессу. Это также стимулирует учителей к постоянному профессиональному самосовершенствованию.
Д. Олвеус и Е. Роланд в 1983 г. определили четыре базовых принципа, предполагающие создание благоприятной, комфортной для самореализации и становления личности среды: тепло, положительный интерес и вовлеченность взрослых; твердые рамки и ограничения неприемлемого поведения; последовательное применение некарательных, нефизических санкций за неприемлемое поведение и нарушение правил; наличие взрослых, выступающих в качестве авторитетов и ролевых моделей [см.: 2]. Это подтверждает, что воспитание ребенка происходит при успешном активном взаимодействии семьи, школы и государства. Наблюдения, проводимые в российских школах, показывают [3], что нередко в классе между детьми возникают отношения, которые не только не вырабатывают у детей гуманных чувств, но и ведут к появлению агрессии в отношениях.
Таким образом, мы можем констатировать, что отсутвие налаженного взаимодействия между учителями и учениками стало причиной
того, что уровень моральных ценностей школьников находится на достаточно низком уровне, поскольку каждый пятый ученик иногда нарушает правила общепринятого поведения, каждый шестой не хочет выполнять установленные правила и еще около 4% школьников допускают, что могут совершать противоправные, уголовно наказуемые действия. Половина учеников склонны считать, что моральные нормы сегодня больше не действуют. В таком пространстве «безнормия», бесконтрольности, попустительства растут девиантные проявления в поведении.
Половина учащихся нижегородских школ не уверены в своем будущем. Отсутствие морального идеала, системы ценностей и уверенности создает ощущение беспокойства и вседоволен-ности. Нет плана будущего - нет цели, нет необходимости организовывать свое время, интереса и стремления развиваться.
При отсутствии авторитета и постоянства нельзя предсказать реакции ребенка, организовать профилактическую работу. Неуверенность детей в своей жизни провоцирует насилие.
У отсутствия норм есть и другая сторона - не только агрессия, но и беззащитность. Нет уверенности, что агрессор остановится, нет морального предела поступкам, норм, которые защитят. Исследование показало, что жертвами вымогательства, воровства и порчи личного имущества становятся дети, у которых слабая самоидентификация и слабая ориентация в жизни.
Дети, которые считают неправильным поведение других, больше склонны к агрессии в отношении учителей, поскольку они не могут остановить агрессора, поддержать порядок, нет норм, на которые можно сослаться, нет авторитета, что ведет к ещё большей неопределенности и неуверенности, потере доверия к школьной системе и нормам в целом. Детям недостает позитивного опыта социальной деятельности и коммуникации, важно развивать коммуникативные компетенции, являющиеся основой успешной самореализации. Переломить ситуацию способны учителя, поскольку дети ещё окончательно не утратили веры в их авторитет.
Примечание
1. Исследование проводилось в рамках реализации гранта Министерства образования и науки РФ по проекту ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по теме ПНИР: «Школа: обыденность насилия (Анализ социокультурных корней насилия в современной российской школе)». Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор, заведующий кафед-
рой общей социологии и социальной работы факультета социальных наук ННГУ им. Н.И. Лобачевского Саралиева Зарэтхан Хаджи-Мурзаевна.
Список литературы
1. Ситаров В.А., Сикорская Л.Е. Добровольческая деятельность как школа нравственного становления молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 4. С. 122-127.
2. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним
бороться? // Семья и школа. 2006. № 11.
С. 15-18.
3. Колпакова Л.М. Психологические механизмы формирования межличностных отношений в диаде «учитель-ученик» в условиях педагогической деятельности: Автореферат дис. ... канд. псих. наук по спец. 19.00.05. Казань, Академия педагогических наук, Казанский научно-исследовательский институт ССО, 1992. 47 с.
ETHICAL ASPECTS OF SUBJECTS INTERACTION AT MODERN SCHOOL
I.A. Isakova
Education of the child happens at interaction of a family, school, the public and the state. Article is devoted to an assessment of ethical aspects pupils’ interaction with schoolmates, teachers and school management on the research basis which was carried out in 2013 by authors group of the Nizhny Novgorod state University of N.I. Lobachevski.
Keywords: ethics, moral norm, schoolboy, teacher, school violence.