УДК 37.013.42:159.9.072.43
Норкина Е. Г.
студентка группы 51 -ЕЗСП Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»
г. Евпатория
МЕТОДИКА НА ВЫЯВЛЕНИЕ «БУЛЛИНГ-СТРУКТУРЫ»
В данной статье рассматривается понятие буллинг, описывается «буллинг-структура», дается характеристика участников буллинга. Так же в статье приведена авторская методика, целью которой является определение «буллинг-структуры».
Ключевые слова: буллинг, «буллинг-структура», методика.
В последнее время в психолого-педагогической литературе появился новый термин «буллинг». И хотя термин новый явление, которое он обозначает довольно старое и всем хорошо известное. В связи с тем, что проблема буллинга малоисследована, до сих пор нет точного научного определения.
Как отмечает Е.Н. Ожиева буллинг — довольно новое понятие в жизни современного человека. Из повседневного определения это слово преобразовалось в международный термин и содержит в себе ряд проблем: социальных, психологических, юридических и педагогических
[5].
По определению Е.С. Илларионовой буллинг - это запугивание, психологический или физиологический террор, агрессия, направленная на подчинение себе другого человека или вызывание у него чувства страха [3].
По определению А. И. Аверьянова буллинг — это особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает или угрожает другому человеку (группе), последний из которых слабее и не может себя защитить ни физически, ни морально [1].
Как отмечает О.Л. Глазман для того, чтобы лучше понять индивидуально -психологические особенности участников буллинга, необходимо понять, какие позиции они занимают и какие роли играют, т.е. определить «буллинг-структуру» [2, С. 161].
«Буллинг-структуру» как социальную систему, предложенную Е. Роландом, описывает Д. Лейн, включающую обидчиков (преследователей агрессоров, хулиганов), их жертв и свидетелей (наблюдателей) [4].
Еще одну классификацию «буллинг-структуры» описывает О.Л. Глазман, которая состоит из:
1. Инициаторов (обидчиков), характеризуются как индивиды, обладающие высоким потенциалом общей агрессивности. Они «нападают» не только на своих жертв, но и на педагогов и родных.
2. Помощников инициатора характеризуются стремлением помогать и подражать «обидчику». Они пользуются прямым буллингом, именно они обзывают и бьют.
3. Защитников «жертвы», как правило, защитники обладают наибольшим авторитетом среди одноклассников. Они реже всех проявляют буллинг по отношению к сверстникам и реже подвергаются буллингу.
4. Жертв. Такие дети испытывают психологическое насилие, изолированность и одиночество, ощущение опасности и тревоги. «Жертвам» буллинга свойственно проявление симптомов депрессии, высокий уровень тревожности и иные сходные отрицательные эмоциональные проявления.
5. Наблюдателей (свидетелей). В ситуациях буллинга в роли «свидетелей» находится большинство детей во всем своем многообразии и разнородности [2, С. 162-163].
На основании предложенной классификации «буллинг-структуры», нами была создана
авторская методика, целью которой является определение ролей и позиций, занимаемых подростками в буллинге. Данный тест предназначен для подростков. Состоит из 25 вопросов, три из которых позволяют узнать о наличии насилия в классе, как со стороны учеников, так и педагогов.
«Буллинг-структура»
1. Среди одноклассников у меня много друзей:
A) да, я дружу со всеми; Б) у меня есть пару друзей;
B) нет, я ни с кем не дружу;
Г) мне бы хотелось дружить со всеми.
2. Для меня важна внешность окружающих:
A) да, если человек мне не симпатичен, я не буду с ним общаться; Б) нет, главное, чтобы человек был интересен;
B) я сам страдаю из-за своей внешности;
Г) конечно, если человек не обладает хорошей внешностью, он не заслуживает ничего хорошего.
3. В моем классе есть ребята, которые мне не приятны:
A) да, один или два;
Б) нет, мне приятны все;
B) мне все не нравятся;
Г) да, но они не приятны всем в классе.
4. Мне кажется, что мои одноклассники лучше меня:
A) да, во всем; Б) иногда;
B) нет, на меня все равняются;
Г) нет, я не чувствую себя хуже других.
5. Если мой одноклассник пришел в очках:
A) буду общаться с ним так же как всегда; Б) буду смеяться над ним;
B) перестану с ним общаться;
Г) буду общаться только тогда, когда не видят другие ребята.
6. У меня очень дружный класс:
A) да мы очень дружны;
Б) нет, мы почти не общаемся;
B) в основном да, если не считать некоторых; Г) у нас есть ребята, которые всех «задирают».
7. Я часто испытываю чувство одиночества и тревоги:
A) да; Б) нет;
B) иногда; Г) часто.
8. Если при мне обижают одноклассника, я чувствую:
A) облегчение, хорошо, что меня это не касается;
Б) не справедливость и заступаюсь за одноклассника;
B) ничего не чувствую, наверняка он это заслужил; Г) мне нет до этого никакого дела.
9. Я бы хотел проводить больше времени с одноклассниками:
A) да, но это бывает редко;
Б) мы и так постоянно проводим свободное время вместе;
B) нет, мне с ними не интересно;
Г) нет, потому что некоторые ребята все портят.
10. Мне кажется, что мои одноклассники не хотят со мной общаться:
A) да это так и мне это неприятно; Б) нет, со мной все дружат;
B) да, но меня это устраивает;
Г) это я не хочу с ними общаться.
11. У нас в классе есть пару ребят, на которых все равняются:
A) да, я думаю, что я один из них; Б) да, но они этого не заслуживают;
B) нет, у нас таких нет;
Г) да, я тоже на них равняюсь.
12.Когда меня ругают, я испытываю чувство гнева:
A) да; Б) нет;
B) иногда; Г) часто.
13. В нашем классе есть несколько ребят, которых все боятся:
A) да, они всех унижают, а иногда и бьют; Б) нет, у нас таких нет;
B) я и сам из их числа — меня все боятся;
Г) конечно, так и должно быть, это нормально.
14. Мне бы хотелось учиться в другом классе или школе:
A) да, мне не нравится наш коллектив; Б) нет, меня все устраивает;
B) иногда, после ссоры с одноклассниками; Г) нет, а вдруг там будет хуже.
15. Мне кажется, что с помощью силы можно решить любую проблему:
A) да это самый действенный способ; Б) нет, лучше решать «мирным» путем;
B) иногда без этого не обойтись;
Г) все зависит от обстоятельств и от людей.
16. В моем классе есть один (несколько) человек, с которыми никто не дружит
A) да и мне их жаль; Б) нет, мы все дружим;
B) да, но они этого заслуживают; Г) я сам из их числа.
17. Мне кажется, что в нашем классе часто происходят акты насилия (обзывания, насмешки, обидные жесты или действия):
A) да, постоянно ссоры и драки; Б) нет, у нас такого не бывает;
B) почти нет, если не считать пару случаев; Г) конечно, так и должно быть.
18. Если я увижу драку между одноклассниками то я:
A) пройду мимо это меня не касается;
Б) обязательно остановлюсь и посмотрю;
B) сниму это все на телефон, и после размещу в интернете, пусть все увидят; Г) попытаюсь остановить драку и выяснить в чем дело.
19. Мне кажется, что в коллективе меня недооценивают:
A) да; Б) нет;
B) иногда; Г) часто.
20. По-моему педагоги в школе унижают и оскорбляют учащихся:
A) да; Б) нет;
B) иногда; Г) часто.
21. Если бы мой класс был на корабле, я бы стал:
A) капитаном;
Б) помощником капитана;
B) обычным матросом; Г) юнгой.
22. Если у человека изъяны во внешности (бородавки, косоглазие, ожирение и др.):
A) это повод для насмешек; Б) я с таким не буду общаться;
B) меня это не беспокоит, буду общаться;
Г) не буду общаться, чтобы не уронить свою репутацию.
23. Если при мне кто-то подвергается насмешкам:
A) я буду поступать так же как все; Б) встану на его защиту;
B) один из первых стану смеяться над ним;
Г) ничего делать не буду, меня это не касается.
24. Я часто огорчаюсь, когда не пользуюсь успехом в классе:
A) да, для меня это очень важно; Б) нет-мне все равно;
B) я всегда пользуюсь успехом;
Г) нет, я никогдане был успешен в классе.
25. Я нуждаюсь в поддержке одноклассников:
A) да; Б) нет;
B) иногда; Г) часто.
Таблица 1 — Ключ
№ Инициатор Помощник Защитник Жертва Наблюдатель
1 А Б А Б Г
2 Г А Б В Б
3 Г Г Б А В
4 В Г В Б В
5 В Б А А Г
6 А Б Г Г Г
7 Б В Б А В
8 Г В Б Г А
9 Б В А В Г
10 Б Г Б В А
11 А В А Б Б
12 А Г В В Б
14 Б б В Г А
15 Г А Б В Г
16 Б В А Г В
18 Б В Г А Б
Продолжение таблицы 1
№ Инициатор Помощник Защитник Жертва Наблюдатель
19 Б А Б Г В
21 А Б А Г В
22 Г А В В Г
23 А В Б Г А
24 В А Б Г Б
25 В Г Б В А
За каждый совпавший ответ по отдельной шкале начисляется по баллу. Ответы на вопросы 13, 17 и 20 позволяет узнать о наличии насилия в классе, как со стороны учеников, так и педагогов.
Таким образом, данная методика дает возможность социальному педагогу или психологу определить «буллинг-структуру» в классе, для дальнейшей работы по профилактике школьного буллинга. Методику рекомендуется применять в совокупности с методикой диагностики межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено «Социометрия».
Литература
1. Аверьянов А.И. Буллинг как вызов современной школе / А.И. Аверьянов [Электронный ресурс]: - Режим доступа // http://www.sworld.com.ua/konfer30/531.pdf
2. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга / О.Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2009. - № 105. - С. 159-165.
3. Илларионова Е.С., Шалагинова К.С. Проблема буллинга в подростковом возрасте / Е.С. Илларионова, К.С. Шалагинова // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]: -Режим доступа // http://www.scienceforum.ru/2013/178/2003
4. Лейн Д.А. Школьная травля (буллинг) / Д.А. Лейн [Электронный ресурс]: - Режим доступа // http://www.psyoffice.ru/page,3,3548-ljejjn-djevid-a.-shkolnaja-travlja-bulling..html
5.Ожиева Е.Н. Буллинг как разновидность насилия. Школьный буллинг / Е.Н. Ожиева [Электронный ресурс]: - Режим доступа //
http://www.rusnauka.com/33_NIEK_2008/Psihologia/37294.doc.htm