Научный вестник ЮИМ №4' 2013
Стратегия развития регионов
УДК 338.4 ББК 65.23 К 78
ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ
городского сообщества1
(Рецензирована)
Крамаров Сергей Олегович,
доктор физико-математических наук, профессор, директор Научного центра «Мобильность интеллектуальных ресурсов» Института управления, бизнеса и права, г. Ростов-на-Дону. Тел.: (863) 292-43-96, е-mail: [email protected]
Светашев Сергей Сергеевич,
кандидат технических наук, доцент, начальник отдела Научного центра «Мобильность интеллектуальных ресурсов» Института управления, бизнеса и права, г. Ростов-на-Дону. Тел.: (863) 292-43-96, е-mail: [email protected]
Аннотация. Выполненные в течение последнего времени Программы развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в Ростовской области и городе Ростове - на - Дону позволили достичь определенного уровня предпринимательской активности. Однако требования дальнейшего продвижения города по пути к новой экономике, в условиях глобальной конкуренции и членства в ВТО, делают необходимым переход к новому этапу развития МСП. В его основе - опора на конвергенцию, целевое управление ростом предпринимательской активности и процессов самоорганизации и саморазвития предпринимательской экономики.
Ключевые слова: предпринимательство; малый и средний бизнес; человеческие ресурсы; конкурентоспособность; форсайт; системные ресурсы; предпринимательская среда; креативность; самоорганизация; конвергенция.
THE MEANS oF ENTREPRENEuRIAL ACTIVITY PoTENTIAL REALizATioN IN THE
urban community
Kramarov Sergey Оlegovich,
doctor of Physical and Mathematical Sciences, professor, Director of the Scientific Center of the Mobility of Intellectual Resources in the Institute of Management, Business and Law, Rostov-on-Don. Ph.: (863) 292 43 96, e-mail: [email protected]
Svetashev Sergey Sergeevich,
candidate of Technical Sciences, associate professor, Head of the Scientific Center of the Mobility of Intellectual Resources in the Institute of Management, Business and Law, Rostov-on-Don.
Ph.: (863) 292 43 96, e-mail: [email protected]
Summary. The programs of development of small and medium enterprise (SMEs) in Rostov region and in Rostov-on-Don, realized lately, have permitted to achieve certain level of entrepreneurial activity. However, the demands of further city advance to new economics in condition of global competition and membership in WTO, necessitate to go to new stage of the development of SMEs. It is based on support on convergence, target management of growth of entrepreneurial activity and processes of self-organization and self-development of entrepreneurial economy.
Key words: entrepreneurship; small and medium business; human resources; competitiveness; Forsyth; system resources; creativity; business environment; self-organization; convergence.
1 Работа выполнена в рамках проекта: «Корректировка Стратегического плана социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 года (в редакции от 28.04.2012 года) по разделам: инновационная деятельность, наука, образование и развитие малого и среднего предпринимательства»
61
Стратегия развития регионов
Научный вестник ЮИМ №4' 2013
Существенные изменения условий работы малого и среднего предпринимательства, с приходом глобальных рынков, требуют ускоренной адаптации МСП к новым правилам игры. Опыт десятков стран, вступивших в ВТО в последнее время, показал, что новые условия наиболее затрудняют деятельность в тех отраслях экономики и тех хозяйствующих субъектов, чей опыт участия в международной конкуренции невелик или отсутствует вообще. Поэтому заимствование механизмов и технологий, позволяющих МСП приспособиться к новым условиям, становится делом первостепенной важности.
В течение последних 10-15 лет, благодаря комплексным усилиям всех акторов процесса социально-экономического развития города (и области), в экономике Ростова удалось создать устойчиво действующий и развивающейся сектор МСП.
Итогом реализации 4-х областных целевых Программ развития МСП - Областной целевой Программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2006-2008 годы, Областного закона №20-ЗС «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области» (2008 г.), долгосрочной целевой Программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ростовена-Дону на 2009-2011 годы», а также аналогичной по названию Программы на 2012-2014 годы, в городе в 2011 году действовало 28938 малых и микропредприятий, 47120 индивидуальных предпринимателей и 222 средних предприятия. Общее число работающих на предприятиях МСП составило 124807 человек. Оборот МСП по итогам 2011 г. составил 382325 млн. руб.; в 2011 году на поддержку МСП из бюджета города было выделено « 34,94 млн. руб. Практически все эти показатели, по сравнению с 2010 г., имеют положительную динамику. Ожидаемые значения этих показателей на 2012 (к 2011 г.), в соответствии с прогнозируемыми результатами городской Программы на 2012-2014 гг., также предусматривают дальнейшее увеличение.
Однако в этом секторе экономики города продолжает действовать ряд факторов, сдерживающих темпы его роста и мешающих, в полной мере, использовать потенциал МСП в качестве основного резерва экономического развития города, мобилизации человеческих ресурсов и обеспечения занятости населения, формирования конкурентной среды, существенного повышении инвестиционной и инновационной активности, роста конкурентоспособности города, стабилизации рынка труда.
Среди таких «мешающих» факторов можно отметить:
Неудовлетворенность спроса на финансовые
ресурсы в малом бизнесе. Развитие кредитования и микрофинансирования, появление разнообразных кредитных продуктов, упрощение доступа к финансовым ресурсам и др. не решают главную проблему - требуются крупные долгосрочные вложения в МСП. Но недостает обеспечения, ужесточаются условия предоставления кредитов банками.
Практически отсутствует взаимодействие между отдельными элементами инфраструктуры поддержки МСП, а также между ними и общественными объединениями предпринимателей.
Развитие МСП идет, преимущественно, в сфере торговли и общепита, а в сфере производства и инноваций прогресс очень медленный.
Знания о современных социально-гуманитарных технологиях, нацеленных на капитализацию интеллектуальных ресурсов и использование потенциала социальных партнерств (в т.ч. ЧГП), распространены очень слабо, мало используются в экономической практике.
Недостаточен уровень знаний и информированности людей по вопросам становления и развития предпринимательской деятельности.
Низкий уровень квалификации субъектов МСП по вопросам эффективного ведения бизнеса и защиты своих прав и интересов.
Ограниченные возможности по продвижению собственной продукции на рынки разного уровня.
Недостаточна подготовка кадров в области инновационного предпринимательства.
Вступление России в ВТО ведет к ужесточению требований к конкурентоспособности, качеству продуктов и услуг, производительности труда в субъектах МСП. Между тем самооценка МСП (по исследованию Торгово - Промышленной Палаты Ростовской области), показывает, что только 5,9% респондентов, считают, что они полностью конкурентоспособны на рынках ВТО. Целенаправленная и масштабная подготовительная работа к функционированию в новых условиях пока активно не ведется.
Только 14% респондентов МСП уверены, что региональные и местные власти способны оказать предпринимателям реальную поддержку в адаптации бизнеса к условиям ВТО.
42% респондентов-представителей малого предпринимательства не собираются участвовать в совместных с властью проектах - в связи с неверием в возможность равноправного взаимовыгодного сотрудничества.
Нарастает (что не всегда осознано) дефицит кадров разного уровня и направления профессиональной подготовки. Этот процесс обостряется растущей конкуренцией в отношении квалифицированных кадров с европейскими и
62
Научный вестник ЮИМ №4' 2013
Стратегия развития регионов
азиатскими рынками. Для Ростова-на-Дону это актуально, прежде всего, относительно инженернотехнических специалистов, специалистов в области IT-технологий, а также рабочих профессий разных специальностей.
Действие структурных ограничений развития МСП усиливается нерешенностью ряда социальных и институциональных проблем:
• высоким уровнем социального неравенства;
• высокими рисками ведения предпринимательской деятельности, в связи с наличием коррупции, административными барьерами, недостаточным уровнем защиты прав собственности, непрозрачностью земельных отношений и др.;
• слабым развитием форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества, низкий уровень доверия в сочетании с низким уровнем государственного управления;
• низким уровнем конкуренции на ряде рынков, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда;
• недостаточным уровнем развития региональной инновационной системы;
• недостаточным уровнем координации науки, образования и бизнеса; и ряда других факторов.
Учитывая приведенные факты и соображения, можно утверждать:
В течение последних 10-15 лет в Ростове успешно решена важнейшая задача формирования ключевого сектора городской экономики - сектора малого и среднего предпринимательства. Сегодня он производит около 20% ВРП и предоставляет рабочие места для 125 тыс. жителей.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности в целом, и инновационного предпринимательства - в частности, в России пока недостаточно конкурентоспособно (по оценке интегрального рейтинга «Ведение бизнеса-2012» Россия находится на 120-м месте среди 183 стран мира).
Экстраполяция сложившихся у нас темпов развития МСП не оставляет никаких надежд достичь целей «догоняющего развития» в обозримом будущем.
Система поддержки МСП и сама совокупность МСП слабоорганизованы и поэтому малочувствительны к внешним управляющим воздействиям, финансовым вливаниям и др.
В Ростове-на-Дону (и в Ростовской области) созданы и действуют практически все элементы инфраструктуры поддержки, успешно зарекомен-
довавшие себя мировой экономической практикой. Однако эффект их работы не позволяет существенно ускорить развитие МСП в городе.
В развитых странах ускоренное развитие МСП достигается балансом целевого эффективного управления и поддержки со стороны власти и процессов самоорганизации и саморазвития в экономике и предпринимательском сообществе. В нашей экономике эти процессы выражены слабо, поэтому желаемый эффект достичь пока не удается.
Престиж предпринимательства, общественный статус предпринимателя невысок; это вполне объяснимо исторически, но фактор оказывает мощное негативное влияние на выбор предпринимательства как «образа жизни».
Возникли новые обстоятельства и новые вызовы: вступление страны в ВТО, нарастающая глобальная конкуренция, необходимость максимально капитализировать интеллектуальный потенциал в качестве ключевого ресурса новой экономики, увеличивающийся дефицит профессиональных кадров, неизбежность сложного сочетания в экономической политике и практике России, одновременно, элементов «догоняющего развития» и опережающих действий, и ряда других.
Эта ситуация требует существенного изменения подходов, технологий и инструментов развития МСП. И прежде всего - более амбициозных целей и соответствующих стратегий предпринимательского развития города, который еще в конце девятнадцатого века проявил себя как ярко выраженный предпринимательский хозяйствующий субъект. Продолжение и развитие этих традиций более чем актуально сегодня, учитывая претензии Ростова-на-Дону на экономическое лидерство на Юге России, а также новые условия хозяйствования в связи с членством в ВТО.
Учитывая большой международный и отечественный опыт, а также уровень предпринимательства в высокоразвитых странах, «желаемое будущее Ростова-на-Дону» в сфере предпринимательства целесообразно, по нашему мнению, видеть как: удвоение к 2025 году доли производимых в МСП товаров и услуг; удвоение числа действующих в городе субъектов МСП; существенное увеличение доли инновационных предприятий в составе МСП.
Стратегия достижения поставленных целей требует решения ряда первоочередных задач, в том числе:
Снизить политические, экономические и социальные риски ведения предпринимательской деятельности.
Сформировать интерактивную предпринимательскую среду, которая обеспечивает «режим наибольшего благоприятствования» для поддержки
63
Стратегия развития регионов
Научный вестник ЮИМ №4' 2013
развития всех форм и направлений предпринимательской деятельности, творческой самореализации всех слоев и социальных групп жителей города.
Обеспечить непрерывный мониторинг состояния городской предпринимательской среды, разработку и реализацию Форсайт-исследований (раз в 3-5 лет), разработку «Технологических дорожных карт» развития МСП на ближайший отрезок 3-5-лет с соответствующей коррекцией текущих подцелей, задач и инструментов с учетом достигнутых результатов и текущим этапом развития экономики города в целом.
Разработать и реализовывать городскую Программу инвентаризации, оценки и капитализации интеллектуальных ресурсов территории на всех уровнях хозяйствования.
Разработать и реализовать городскую комплексную Программу формирования и развития инновационного предпринимательского мышления и стиля деятельности у жителей города, прежде всего у учащейся молодежи.
Разработать и реализовать систему целевого стратегического управления развитием МСП г. Ростова-на-Дону на период 2013-2025 гг.
Разработать и реализовать подсистему целевого управления развитием молодежного предпринимательства как эффективной формы социальной адаптации и экономической самореализации молодых людей, а также важнейшего ресурса развития территории.
Продвижение к достижению целей, намеченных стратегическим планом, и решение поставленных задач предусматривает реализацию следующих основных направлений развития субъектов МСП:
Формирование интерактивной предпринимательской среды, призванной обеспечить «режим наибольшего благоприятствования» для создания и развития субъектов МСП.
Концентрация усилий и ресурсов администрирования на поддержке субъектов МСП в направлениях:
- развитие молодежного предпринимательства, в т.ч. в сфере учащейся молодежи;
- формирование и развитие малых и средних предприятий для капитализации результатов НИР вузов и научных учреждений;
- инновационное предпринимательство;
- МСП, ориентированное на производство импортозамещающей продукции и услуг;
- экспортно-ориентированные МСП, используя для этого предпринимательские сети [1];
- комплексное сотрудничество малых, средних, крупных предприятий, вузов и других акторов экономической среды (кластеры, другие формы взаимодействия, сотрудничества и партнерства);
- формирование и использование потенциала профессиональных экспертных сообществ - как апробированный мировой практикой механизм вовлечения в хозяйственный оборот профессиональных и креативных ресурсов Социума.
Адаптация, распространение и внедрение в экономическую практику инновационных социально-гуманитарных технологий, ответственных за капитализацию интеллектуальных ресурсов и мобилизацию потенциала сотрудничества и партнеров (в т.ч. ЧГП);
Распространение и использования технологий Форсайта для проектирования желаемого состояния сектора МСП, и технологии «Карта технологических дорог» для выбора и реализации наиболее рационального пути к поставленным целям.
Формирование инновационного предпринимательского мышления и стиля деятельности у большинства жителей Ростова-на-Дону, и ряда других.
Для достижения поставленных целей развития МСП и решения соответствующих задач следует предусмотреть ориентирование политики власти на расширение свободы предпринимательства, причем источником доходов и конкурентоспособности становится также производство новых идей, технологий и социальных инноваций. Это позволит нам выдержать конкуренцию как с дешевой рабочей силой Китая и Индии, так и с высококачественной и инновационной продукцией развитых стран.
Создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и сбалансированность предпринимательской свободы, социальной справедливости и высокой конкурентоспособности необходимо сконцентрировать в следующих направлениях:
• создание и развитие конкурентных рынков и демонополизация экономики;
• отказ от повышения совокупной налоговой нагрузки;
• поддержка образования новых компаний и новых видов бизнеса;
• снижение инвестиционных и предпринимательских рисков за счет защиты прав собственности и повышения предсказуемости экономической политики власти, развития финансовых институтов;
• улучшение доступа МСП к долгосрочным финансовым ресурсам, развитие финансовых рынков и других институтов;
• повышение способности субъектов МСП к сотрудничеству, повышение прозрачности бизнеса, поддержка развития процессов самоорганизации в предпринимательском сообществе;
64
Научный вестник ЮИМ №4' 2013
Стратегия развития регионов
• снижение административных барьеров и уровня коррупции;
• формирование условий для массового создания новых частных компаний МСП во всех отраслях экономики города, совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства;
• устранение избыточного государственного регулирования в экономике города и переход преимущественно к косвенным методам регулирования экономических процессов;
• развитие ЧГП, направленных на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, в т.ч. в сфере НИР, распространение новых технологий, в т.ч. социально-гуманитарных. Использование для этой цели потенциала Частно-государственного партнерства «Региональный Форсайт-Центр», учрежденного в 2009 году Минэкономразвития РО, ТПП РО, Центром занятости населения РО, Институтом управления, бизнеса и права (г. Ростов-на-Дону);
• поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала, в т.ч. в разработке и реализации городской программы по инвентаризации, оценке и капитализации интеллектуальных ресурсов города;
• активная поддержка ростовских МСП на внешних рынках, используя международные связи города, связи с городами-побра-тимами и др.;
• расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной (региональной, городской) власти, связанных с регулированием экономики.
Перечисленные выше мероприятия позволяют использовать уже накопленный в мире опыт поддержки и развития МСП для экономик, реализующих 4-й и 5-й технологические уклады. И это вполне соответствует актуальной для России задаче «Модернизация», решение которой позволяет сделать конкурентоспособной нашу экономику в пространстве ВТО, эффективно использовав потенциал развития МСП и доведя их долю в ВВП до показателей стран с развитой предпринимательской экономикой.
Этот путь исключительно важен для эффективного использования ресурсов самоорганизации экономически активного населения, мобилизации его интеллектуальных и творческих ресурсов.
Однако общепризнанно, что сегодня уникаль-
ность мировой экономической динамики определяется сменой технологического уклада и переходом к новой длинной волне экономического развития [2]. По оценкам экспертов, в результате переходного периода значительная часть финансового капитала будет вложена в производства нового технологического уклада. Наряду с новыми ключевыми направлениями его становления: биотехнологии, нанотехнологии, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети и системы и некоторые другие, новым ключевым ресурсом его развития становится человеческий капитал.
Ростов-на-Дону обладает большим потенциалом в этой сфере: развитая образовательная система, сеть научно - исследовательских учреждений, традиционно многообразные международные связи, сложившаяся предпринимательская среда, достаточно высокий уровень «культурного фона», этническое разнообразие, наличие многих составляющих городской (региональной) системы поддержки инновационных процессов, ряд других существенных факторов, взаимодействие которых, благодаря синергии, могут быть хорошей питательной средой для «укоренения» уже накопленного мирового опыта развития «креативного предпринимательства» (относящегося к т.н. «четвертичному сектору экономики» [3] ). В его основе
- представление о том, что «. . . главный и жизненно важный ресурс города - это люди, его жители, Их ум, желания, мотивы, воображение, творческие способности все чаще рассматриваются как стратегический резерв развития городов, который отодвигает на задний план такие их достоинства, как местоположение, природные ископаемые, доступ к рынку и т.д.»[3].
Фактором, который способствует формированию и накоплению человеческого капитала, выступает единство процессов производства и потребления: «потребление» знаний, информации, других ресурсов обеспечивает «производство» способностей к конкретному труду, формирование общих и профессиональных компетенций и др.[4]. Эти процессы наиболее ярко выражены при осуществлении креативного предпринимательства - творческой инновационной деятельности, создающей материальные и духовные ценности. Мировой и отечественный опыт в течение более чем полувека демонстрирует примеры развития таких процессов в рамках своеобразных « креативных кластеров»
- локализованных на определенной территории структур, в которых целенаправленно создавались и\или самопроизвольно возникали и поддерживались условия для развития процессов креативного предпринимательства, генерирования нарастающего потока инноваций, их распространения и эффек-
65
Стратегия развития регионов
Научный вестник ЮИМ №4' 2013
тивного использования. Источник креативности - творческие люди, творческие организации, которые формируют творческую среду; она и превращает город в центр инноваций. Это происходило и происходит в разных городах и странах - в Силиконовой Долине, Новосибирском Академгородке, Лос - Анджелесе, Барселоне, вокруг Токио и Бангалора и др. Для успешной реализации такой модели необходимо разнообразие населения, обладающего различными знаниями социальными навыками, элементами различных культур и наборами разнообразных компетенций. В этом случае, по мнению Ричарда Флориды [5], создается некий «плавильный котел», в котором взаимодействие разнообразных факторов порождает нарастающий поток инновационных идей, креативных людей и инновационных разработок. Ключевыми характеристиками такой структуры является сочетание трех «Т»: «Талант», «Технологии», «Толерантность». По этому пути сегодняшний глобализированный Мир переходит от конкуренции за рынки сбыта, через конкуренцию за квалифицированную рабочую силу, к конкуренции городов (территорий) за творческих профессионалов, которые являются ключевым ресурсом новой экономики [3].
Учитывая сказанное, развитие предпринимательства в городе Ростове-на-Дону целесообразно осуществлять на базе конвергенции нескольких ключевых факторов: преимуществ «догоняющего развития», апробированных быстроразвивающимися странами Азии, Европы и Латинской Америки во второй половине двадцатого - начале двадцать первого веков [6]; успешном опыте развития
креативного предпринимательства в ряде городов, регионов и стран [3,5,6]; особенностей переходного периода от пятого к шестому технологическому укладу [2,7,8]; мощному образовательному, научному, интеллектуальному и креативному потенциалу Ростова-на-Дону, который, в сложившихся условиях, может и должен стать базой ускоренного развития предпринимательской экономики города.
ИСТОЧНИКИ:
1. Асаул А.Н., Скуматов, Е.Г.Локтева Г.Е. Методологические аспекты формирования и развития предпринимательских сетей. Под ред. д.э.н., профессора А.Н.Асаула. Санкт - Петербург, «Гуманистика», 2005.
2. Глазьев С., Фетисов Г. О стратегии устойчивого развития экономики России.-Экономист, 2013, № 1.
3. Лэндри Ч. Креативный город.- Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Классика - ХХ1», 2005. - 399с.
4. Новаковская О.А.Управление человеческими ресурсами в неустойчивых деловых организациях, 2007 г.
5. Ричард Ф. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. -Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Классика - ХХ1».2005.- 421с.
6. Полтерович В.М. Элементы теории реформ.-М.: ЗАО «Издательство «Экономика».2007.-447с.
7. Хашева З.М. Управление ключевыми компетенциями участников межорганизационных сетей // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2012. - №1. - С. 322329
8. Хашева З.М. Функции внутренней среды региональных экономических систем // Экономика и предпринимательство. 2013. - №4. - С. 75-77
66