Научная статья на тему 'Инновации механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства'

Инновации механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1377
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНФРАСТРУКТУРНАЯ ПОДДЕРЖКИ / ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ / SMALL AND AVERAGE BUSINESS / INFRASTRUCTURE SUPPORTS / CENTER OF SUPPORT OF BUSINESS / ECONOMIC ENTITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусельщикова Надежда Бениаминовна, Мегаева Светлана Владимировна

В статье обоснована необходимость в развитии малого и среднего бизнеса в формировании инновационной инфраструктуры предпринимательских структур, выявлены основные проблемы в развитии малого и среднего предпринимательства, рассмотрены новые инструменты и формы развития инновационной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS OF MECHANISMS OF SUPPORT OF SUBJECTS OF SMALL AND AVERAGE BUSINESS

Need for development of small and medium business for formation of innovative infrastructure of enterprise structures is proved in the paper; the main problems in development of small and average business are revealed; new tools and forms of development of the innovative environment are considered.

Текст научной работы на тему «Инновации механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»

УДК 33

Гусельщикова Н.Б.1 Мегаева С.В.2

инновации механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Аннотация. В статье обоснована необходимость в развитии малого и среднего бизнеса в формировании инновационной инфраструктуры предпринимательских структур, выявлены основные проблемы в развитии малого и среднего предпринимательства, рассмотрены новые инструменты и формы развития инновационной среды.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, инфраструктурная поддержки, центр поддержки предпринимательства, хозяйствующие субъекты

Guselchikova N.

Megaeva S.

INNOVATIONS OF MECHANISMS OF SUPPORT OF SUBJECTS OF SMALL AND AVERAGE BUSINESS

Abstract. Need for development of small and medium business for formation of innovative infrastructure of enterprise structures is proved in the paper; the main problems in development of small and average business are revealed; new tools and forms of development of the innovative environment are considered.

Keywords: small and average business, infrastructure supports, center of support of business, economic entities.

Малый и средний бизнес занимает важное место в экономике и социальной сфере современных городов. Чрезвычайное значение для города имеет присущая малому и среднему бизнесу функция инновационных преобразований городской среды, повышения качества жизни горожан.

Хозяйствующие субъекты сферы малого и среднего предпринимательства активно участвуют в оптовой и розничной торговле, бытовом обслуживании и оказании различных услуг населению, в общественном питании, в обслуживании производства и в самом производстве, в строительстве. Социальные сети городов

сформированы и продолжают развиваться при самом активном участии владельцев и сотрудников сферы малого и среднего предпринимательства, в том числе через его хозяйственные связи с крупными компаниями.

В 2017 году Правительство РФ продолжало осуществлять помощь малому и среднему бизнесу за счет федеральных и региональных программ.

Основным законом, регулирующим малый и средний бизнес принято считать Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года.

1 Гусельщикова Надежда Бениаминовна, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и антимонопольного регулирования, Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, e-mail: [email protected] Nadejda Guselchikova, Ph.D. in Economics, Associate Professor, Department of Economics and Antimonopoly Regulation, the North Caucasus institute of RANEPA, Pyatigorsk, e-mail: [email protected]

2 Мегаева Светлана Владимировна, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и антимонопольного регулирования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Северо-Кавказский институт, г. Пятигорск, e-mail: [email protected]

Svetlana Megaeva, Ph.D. in Economics, Associate Professor, Department of Economics and Antimonopoly Regulation, the North Caucasus institute of RANEPA, Pyatigorsk, e-mail: [email protected]

На сегодняшний день существует несколько разновидностей оказания помощи предпринимателям малого и среднего бизнеса.

Таким образом, организационная система поддержки может быть:

- финансовой - денежное оказание помощи для предпринимателей малого и среднего бизнеса;

- имущественной - вид помощи, который заключается в предоставлении прав на пользование государственным имуществом. К примеру: предоставление земельных участков, различных строений и так далее;

- информационной - помощь заключается в виде формирования не только федеральных, но и региональных информационных систем, в том числе и определяется целесообразность их функционирования;

- консультационной - помощь предоставляется в виде обучающих курсов, на которых оказывают консультации по правильности направления развития бизнеса, в том числе и целесообразности его создания в той или иной области;

- оказание помощи в подготовительной сфере - разработка и внедрение программ, которые направлены в первую очередь на подготовку, переподготовку либо же вовсе повышение квалификации сотрудников, которые работают в малом бизнесе и являются весьма ценными сотрудниками.

По мнению Правительства, наиболее приоритетными направлениями в малом и среднем бизнесе, которым в первую очередь необходимо оказывать поддержку является сельскохозяйственная продукция, точнее, ее переработка и само производство. Помимо этого, приоритетными являются:

- производство продовольственных и промышленных товаров народного спроса;

- области здравоохранения;

- оказание бытовых, коммунальных и прочих услуг;

- область строительства;

- сфера инновационных технологий.

Но при этом для каждого конкретного региона принимаются во внимание изначально приоритетные направления. Если говорить простыми словами, то приоритетным направлением является наиболее уязвимая область каждого конкретного региона.

Если говорить о конкретных направлениях предпринимательской деятельности, в которых можно гарантировать себе получение помощи от государства, то речь идет:

- область жилищно-коммунальных услуг (к примеру: цех по переработке отходов);

- осуществление деятельности в сфере науки и техники;

- сфера торговли и сопутствующего сервиса;

- предоставление транспортных услуг;

- деятельность в сфере переработки древесины;

- осуществление предпринимательской деятельности в сфере пищевой промышленности (изготовление продуктов питания);

- предоставление маркетинговых и рекламных услуг.

Если предприниматель, работающий в малом либо среднем бизнесе, осуществляет трудовую деятельность в одном из этих направлений, он может гарантированно получить помощь от государства.

Для обеспечения полноценной работы и развития малого и среднего бизнеса на территории РФ в 2017 году государство предлагает обращаться за помощью в специализированные центры и фонды, которые в свою очередь должны оказывать всяческое содействие. Для получения грантов индивидуальным предпринимателям необходимо обращаться непосредственно к органам местного самоуправления. Если говорить о приоритетных категориях граждан, то к ним можно отнести:

- граждане, у которых имеется любая группа инвалидности;

- многодетные семьи;

- граждане в возрасте до 32 лет;

- безработные.

По составленному заявлению предпринимателя соответствующая комиссия рассматривает вопрос о том, нужна ли конкретному предпринимателю поддержка или он сможет обойтись без нее. Если говорить о самих центрах и фондах, которые оказывают помощь, то они следующие:

- гарантийные фонды;

- венчурные фонды;

- МФЦ;

- центры занятости населения.

Гарантийный фонд в первую очередь создан для того, чтобы с его помощью любой предприниматель мог получить финансовую помощь. Если говорить простыми словами, фонд является гарантом того, что выделенные государством деньги будут потрачены целенаправленно. Данный фонд, в любом регионе Российской Федерации формируется из местного и государственного бюджета.

Венчурные фонды предназначены для оказания помощи в наиболее актуальной сфере современности. Средства из этих организаций направляются исключительно в сферу инновационных технологий. Сразу необходимо брать во внимание, что средства в нем получить не так уж и просто. Необходимо пытаться всеми силами доказать факт целесообразности новшества и предоставить отличный бизнес-план, который подтверждает слова предпринимателя. В случае каких-либо погрешностей либо же сомнений просьба о финансовой поддержке будет сразу отклонена.

Многофункциональные центры являются универсальными учреждениями, которые оказывают помощь не только предпринимателям, но и всем гражданам нашей страны. Любой предприниматель, который работает в сфере малого либо среднего бизнеса вправе обратиться в один из таких центров и проконсультироваться по вопросу возможного государственного финансирования его бизнеса. Для этого необходимо предоставить финансовую отчетность бизнеса и предоставить план дальнейшего его развития.

Центры занятости населения в первую очередь способны оказывать финансовую помощь в реализации своих идей безработным гражданам, у которых имеется на руках бизнес-план. Безработным достаточно обратиться со своим бизнес-планом в соответствующий отдел центра занятости и изъявить желание о начале предпринимательской деятельности. После этого создается специальная комиссия, и после положительного ответа безработный получает финансовую помощь для реализации своих бизнес идей.

В 2017 году существовало немало федеральных программ, которые направлены на оказание помощи малому и среднему бизнесу. 18

Программа поддержки «Умник» [5] направлена на поддержку молодых предпринимателей в возрасте до 30 лет. По условию программы, любой предприниматель имеет право получить финансовую помощь в размере до 500 000 рублей. Но также необходимо учитывать, что приоритетным направлением по программе является сфера инновационных технологий.

Федеральная программа «Старт» [6] - программа, которая направлена на оказание финансовой помощи предпринимателям, занимающиеся разработкой различных современных технологий. Данная программа является своего рода уникальной, поскольку финансирование осуществляется в течение нескольких лет в 2 этапа. Первый этап финансирует государством в размере 2,5 миллионов рублей. На втором этапе предприниматель должен отыскать инвестора, который профинансирует его работу на сумму 2,5 миллиона рублей. Простыми словами, 50% оплачивает государство, остальные 50% - инвестор.

«Развитие» [7] - программа, с помощью которой есть возможность получить на развитие своего малого либо среднего бизнеса финансовую помощь размером до 15 миллионов рублей. При этом необходимо убедить государство в том, что будет, не только произведена модернизация бизнеса, но и созданы дополнительные рабочие места.

В программе «Интернационализация» [8] ключевую роль играет не столько финансовая часть помощи, сколько факт того, что малому либо же среднему бизнесу, который ориентирован на работу с зарубежными партнерами, предоставляется уникальная возможность получить зарубежных партнеров в случае удовлетворения их требований по качеству готовой продукции. Деньги, выделяемые по этой программе, должны быть использованы на улучшение качества своей продукции и дальнейшего продвижения за рубежом.

Сумма финансовой помощи по федеральной программе «Коммерциализация» может варьироваться, четкого размера нет. Эта программа позволяет расширить производство за счет увеличения мощностей производства. По завершению этого процесса в обязательном порядке должно увеличиться количество рабочих мест.

По федеральной программе «Кооперация» [9] малый и средний бизнес имеет право рассчитывать на получение порядка 20 миллионов рублей. Согласно условиям программы средства, должны быть потрачены на улучшение качества товаров либо услуг, что в конечном итоге позволит соединить малый и средний бизнес с крупными промышленными производствами нашей страны воедино.

Стоит отметить, что помимо федеральных государственных программ помощи малого и среднего бизнеса, существуют и региональные. Данное взаимодействие может выражаться в создании так называемых бизнес-инкубаторов, гарантийных фондов и другого вида стимуляции организаций, трудовая деятельность которых, в первую очередь, ориентируется на экспорт. Помимо этого, не стоит забывать о том, что в регионах осуществляются различные комплексные программы, которые направлены на стимулировании деятельности предприятий. Подобные программы в каждом регионе индивидуальны и направлены, в первую очередь, на выделение финансовой помо-

щи на: развитие и приобретение разнообразного оборудования; поддержку компаниям, занимающимся инновационными технологиями; разработку и формирование технопарков; разработку и формирование стартапов; повышение энергоэффективности различных промышленных предприятий; реализацию программ по повышению уровня квалификации обслуживающего персонала.

По итогам 2017 года в Ставропольском крае зарегистрировано 115484 субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае (далее - субъекты предпринимательства), в том числе:

— 316 - средние предприятия;

— 27 103 - малые и микропредприятия;

— 88 065 - индивидуальные предприниматели.

Рост числа субъектов предпринимательства составил 2,8% по отношению к уровню 2016 года [10].

Структура численности малых и средних предприятий Ставропольского края в 2012 и 2016 годах представлена на рисунке 1.

Источник: Официальный сайт Министерства экономического развития Ставропольского края invest@ stavinvest.ru

Рисунок 1 — Структура численности малых и средних предприятий Ставропольского края в 2012 и 2016 годах

В целом в крае наблюдается положительная тенденция развития субъектов предпринимательства, в том числе посредством деятельности инфраструктуры поддержки субъектов предпринимательства, а также предоставления прямой государственной (финансовой)

поддержки субъектам предпринимательства в виде субсидий, государственных гарантий.

Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Ставропольского края в 2012 и 2016 годах представлены на рисунке 2.

Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Ставропольского края в 2012 и 2016 годах

Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий в Ставропольском крае, тыс человек

Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тысяч человек населения Ставропольского края, единиц

Доля продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в валовом региональном продукте Ставропольского края, %

2012 2016

193,2 212,4

378,94 367,30

(28,2^1) (З4,з%*

чг 71 V ¥

Основные экономические показатели деятельности малых предприятий Ставропольского края

Оборот малых предприятий, млн. рублей

2012 2016

Количество малых предприятий (на конец года), единиц 3 453 1 732

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), человек 117 551 Ж 72 247 «

194 496,0 225 981,4

Инвестиции в основной капитал, млн. рублей

2 948,0 11

14 790,9

Источник: Официальный сайт Министерства экономического развития Ставропольского края invest@ stavinvest.ru

Рисунок 2 — Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Ставропольского края в 2012 и 2016 годах

Развитие и поддержка субъектов предпринимательства осуществляются на основе программно-целевого метода в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Ставропольского края «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 24 декабря 2015 г. № 571-п.

В соответствии с Соглашением о предоставлении субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприя-

тий по поддержке молодежного предпринимательства в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» от 21 февраля 2017 г. № 139-08-185 в 2017 году в бюджет Ставропольского края поступили средства федерального бюджета в размере 218,6 млн. рублей на условиях софинансирования из регионального бюджета в размере 13,9 млн. рублей, что выше объемов средств, предусмотренных в 2016 году на 10,5% (федеральный бюджет - 185,8 млн. рублей, бюджет Ставропольского края - 9,8 млн. рублей) [10].

За период с 2009 года по настоящее время в Ставропольском крае в Ставропольском крае создан и динамично развивается базовый комплекс, организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывающих всесторонние услуги:

- Государственное унитарное предприятие Ставропольского края «Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Некоммерческая организация микрокредитная компания «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае»;

- Некоммерческая организация «Фонд поддержки предпринимательства в Ставропольском крае», в структуре которого функционируют Центр поддержки предпринимательства, Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, Центр инноваций социальной сферы;

- Некоммерческая организация «Фонд содействия инновационному развитию Ставропольского края», в структуре которого функционируют Региональный центр инжиниринга и Центр кластерного развития;

- Бизнес-инкубатор;

- 38 окон для бизнеса и 3 обособленных подразделения МФЦ для бизнеса;

- 5 центров молодежного инновационного творчества.

В 2016 году организована система эффективного управления организациями инфраструктуры с единой точкой входа для предпринимателей.

Центр поддержки предпринимательства является основным информационно-образовательным оператором по поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае. Основные направления деятельности: информационно-консультационные услуги, образовательная деятельность, выставочно-конгрессная деятельность, а также популяризация предпринимательской деятельности.

С начала года Центром проведены 61 семинар в 22 муниципальных образованиях, 14 мастер-классов, 4 деловые игры, 4 круглых стола, 3 конференции с участием экспертов все-

российского уровня, интеллектуальная игра «Предприниматель Ставрополья», 6 форсайт-сессий, 7 курсов повышения квалификации, фестиваль «Креативных стартапов», 3 Школы «Бизнес идет к Вам» с применением дистанционных технологий обучения, 3 Школы продаж, 2 бизнес-форума «Ставрополье бизнесу - бизнес Ставрополью» и «Бизнес-Старт», 6 пятидневных тренингов от АО «Корпорация «МСП» «Азбука предпринимателя», «Школа предпринимательства», а также оказано более 12 тысяч консультационных услуг по различной тематике [10].

Впервые в 2017 году запущен онлайн-курс по обмену опытом с другими регионами РФ. Так, ставропольские предприниматели уже имели возможность по ВКС пообщаться с такими регионами, как Ростовская область, Алтайский край, г. Санкт-Петербург, планируется обмен опытом с Московской областью и республикой Татарстан.

Для расширения географии сбыта продукции компаний Ставропольского края за пределы региона Центром ежегодно осуществляется организация бизнес-миссий. В 2017 году были организованы бизнес-миссии в г. Екатеринбург, г. Уфа, г. Казань, г. Калининград, г. Москва, что позволило заключить более 15 соглашений о сотрудничестве. По итогам бизнес-миссии в г. Уфа уже реализуется проект по ландшафтному дизайну ООО «Аквастрой-КМВ», которое заключило договор с ООО «Эхо-трейдинг» на разработку дизайнерского проекта.

До 15 декабря 2017 года планируется провести 1 конкурс профессиональных компетенций, 1 ярмарку-франшиз, 1 конференцию и 8 семинаров.

Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов предпринимательства создан с целью взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности и оказания помощи, связанной с продвижением товара на рынки зарубежных государств.

С начала года Центром организовано 5 бизнес-миссий с участием 21 субъекта предпринимательства, по итогам которых были заключены 4 экспортных контракта на сумму 18,3 млн. рублей.

Организовано 5 международных и межрегиональных выставок с участием выставок 27 субъектов предпринимательства, что позволило заключить 7 экспортных контрактов на общую сумму 3,3 млн. рублей [10].

Кроме того, в 2017 году Ставропольский край выбран в качестве одного из «пилотных» регионов по внедрению Регионального экспортного стандарта. Заключено соглашение о создании «пилотного» центра консультационной поддержки экспорта продукции агропромышленного комплекса между АО «Российский экспортный центр» и Правительством Ставропольского края.

За весь период деятельности услугами Фонда поддержки воспользовались более 20,0 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, что позволило создать более 2000 дополнительных новых рабочих мест.

Центр инноваций социальной сферы для субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, созданный в 2014 году и оказывающий поддержку социальному предпринимательству, поддержку и сопровождение социально ориентированных некоммерческих организаций, информационно-аналитическое и юридическое сопровождение социально ориентированных некоммерческих организаций, обмен опытом по поддержке социальных инициатив субъектов малого и среднего предпринимательства, проведение обучающих мероприятий по развитию компетенций в области социального предпринимательства, организация деятельности Школы социального предпринимательства.

В 2017 году центром инноваций социальной сферы оказана поддержка более 533 субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в социальной сфере в виде продвижения и поддержки социальных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержки и сопровождения социально ориентированных некоммерческих организаций, информационно-аналитического и юридического сопровождения социально ориентированных некоммерческих организаций, проведения обучающих мероприятий по развитию компетенций в области социального предпринимательства.

Программа микрофинансирования реа-

лизуется на территории края с декабря 2010 года и по заключению предпринимательского сообщества, является одним из самых эффективным механизмом государственной поддержки малого бизнеса.

Одним из показателей эффективности работы указанной организации инфраструктуры является мотивация субъектов малого и среднего предпринимательства на легализацию бизнеса, уход от «серых» зарплат, что способствует, в свою очередь, росту налоговых отчислений.

Успешность реализации данного механизма государственной поддержки в предпринимательской среде подтверждена ежегодным ростом клиентской базы, обусловленным такими факторами, как:

- появление нового сегмента заемщиков, уже имеющих опыт кредитования бизнеса, вследствие высоких ставок по кредитам в банках;

- возможность получения микрозаймов на инвестиции в основной капитал суммой до 3 млн. рублей, сроком до 3 лет;

- прекращение перехода клиентов к кредитованию в банках вследствие ужесточения требований к потенциальным заемщикам;

- наличие в портфеле более 50% микрозаймов, предоставленным сельхозтоваропроизводителям с «сезонным» бизнесом;

- увеличение среднего размера микрозайма с 584,5 тыс. рублей в 2015 году до 1026,7 тыс. рублей в 2017 году, привели к росту доли займов свыше 1 года в портфеле с 30% в 2015 году до 53,7% в 2017 году, что отрицательно повлияло на оборачиваемость денежных средств и привело к образованию очереди на получение микрозаймов.

При этом с начала деятельности Фонда микрофинансирования выдано более 3560 микрозаймов на сумму 2 374,9 млн. рублей.

В 2017 году Фондом микрофинансирования предоставлены займы 426 микрозаймов на сумму более 452,7 млн. рублей. Процентная ставка за пользование микрозаймами установлена в пределах 10 процентов годовых, что является самой низкой ставкой в регионе по сравнению с кредитными продуктами для бизнеса, предлагаемыми сторонними кредитными организациями.

Для удобства предпринимателей представители Фонда микрофинансирования работают также на территории городов Буденновск, Невинномысск, Минеральные Воды, Ипатово, Благодарного, Георгиевска, Новоалександров-ска и сел Красногвардейского и Степного.

Гарантийный фонд, созданный в 2009 году, выполняя функции содействия экономическому росту субъектов малого и среднего предпринимательства, расширяет их возможности в получении кредитных ресурсов для развития, а также стимулирует коммерческие банки к улучшению условий кредитования в регионе.

С начала деятельности Гарантийным фондом выдано 772 поручительства на общую сумму 7,46 млрд. рублей, что позволило заемщикам получить кредитное финансирование в общем объеме 16,83 млрд. рублей. Текущий портфель поручительств на сегодняшний день составляет 1,796 млрд. рублей, что превышает размер уставного фонда в 1,8 раза. Учитывая тенденцию роста спроса на поручительство Гарантийного фонда со стороны банков и субъектов малого и среднего предпринимательства в текущем году, к концу года портфель поручительств достигнет 2 млрд. рублей и превысит размер гарантийного капитала более чем в 2 раза, при этом, согласно пункту 5.1. требований к гарантийным организациям, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 763, размер действующих поручительств региональных гарантийных фондов должен превышать ее гарантийный капитал не менее чем в 1,5 раза.

Гарантийный фонд преследует цель получения максимального дохода в результате инвестирования средств уставного капитала в депозиты для увеличения объема гарантийных обязательств, формирования резервов и исполнения в полном объеме своих обязательств по заключенным договорам поручительства.

Доходность от управления гарантийным капиталом позволяет Фонду возместить разницу между установленной стоимостью поручительства и экономической (реальной) стоимостью финансового риска субъекта малого и среднего предпринимательства, а также обеспечить равенство или превышение суммы фи-

нансовых активов и денежных средств сумме предоставленных предприятию субсидий из бюджетов всех уровней за весь период его деятельности.

С начала года Гарантийным фондом предоставлено субъектам малого и среднего бизнеса 69 поручительств на сумму 763,74 млн. рублей, что позволило привлечь в экономику края 2 522,39 млн. рублей кредитных ресурсов. Максимальный срок действия поручительства составляет 7 лет, а сумма поручительства - 42 млн. рублей.

С начала деятельности Фондом предоставлено 774 поручительства на сумму 7 400,39 млн. рублей, что позволило привлечь в экономику края 16 811,4 млн. рублей кредитных ресурсов.

В 2014 году создан Фонд содействия инновационному развитию, призванный оказать содействие для создания в регионе условий для эффективного взаимодействия участников территориальных кластеров, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления и инвесторов в интересах развития территориальных кластеров, обеспечение реализации совместных кластерных проектов и повышение технологической готовности субъектов малого и среднего предпринимательства за счет разработки (проектирования) технологических и технических процессов и обеспечения решения проектных, инженерных, технологических и организационно-внедренческих задач, возникающих у субъектов предпринимательства.

В его структуре осуществляют деятельность Региональный центр инжиниринга и Центр кластерного развития.

На Региональный центр инжиниринга возложены функции координатора компетенции и материально-технических средств, совокупно направленных на формирование проектных предложений по оптимизации существующих производств, доведения опытных образцов до коммерческой стадии, изыскательских работ по обеспечению качества выпускаемой заказчиком продукции.

С начала года Региональным центром инжиниринга:

- оказано 38 услуг (4 индекса технологической готовности, 5 антикризисных кон-салтингов, 6 аудитов, 1 модернизация, 7 маркетинговых услуг, 2 патентные услуги, 13 сертификаций) 290 субъектам МСП.

- проведено 12 мероприятий в интересах субъектов МСП (5 семинаров, 7 вебинаров).

Ролью Центр кластерного развития в инновационной промышленной экосистеме региона является обеспечение и сопровождение кластерных инициатив, проектов, оказание содействия в организационном оформлении кластеров на территории края, а также выполнение функции организации развития кластера на этапе его формирования.

Центром кластерного развития оказана 141 услуга (в том числе содействие в получении господдержки - 89, 1 маркетинговая услуга, 30 выставок, 21 юридическая услуга) 90 субъектам МСП.

Проведено 18 мероприятий в интересах субъектов МСП (8 выставок российских и международных, 10 вебинаров / семинаров / круглых столов / иных публичных мероприятий).

Организовано взаимодействие с Фондом содействия инновациям. Так, за 10 лет в конкурсе «УМНИК», который с 2007 года реализуется Фондом победителями стали 374 представителя Ставропольского края, а общая сумма финансирования их проектов составила 172 млн. рублей. Порядка 60 МИПов функционирует при финансовой поддержке программы «СТАРТ» с общей суммой финансирования боле 70 млн. рублей.

В 2016 году ООО «НПФ «ПИТЭС» и ООО «Инфоком-С» приняли участие в конкурсном отборе «Развитие-НТИ» по реализации «дорожной карты «Энерджинет». Заявки одобрены на сумму 20 млн. рублей каждая.

С 2016 года в Ставропольском крае организована работа по созданию в крае МФЦ для бизнеса.

В подразделении МФЦ г. Ставрополя организовано предоставление более 200 видов различных услуг, в том числе:

- 47 видов государственных услуг федеральных органов власти, например, Росреест-ра (государственный кадастровый учет недвижимого имущества и (или) государственная

регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставление сведений из ЕГРП), Федеральной налоговой службы (государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставление выписки из ЕГРН), Федеральной службы судебных приставов (предоставление информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица) и другие;

- 131 вид государственных услуг органов исполнительной власти Ставропольского края (предоставление мер государственной финансовой поддержки предпринимателей, лицензирование отдельных видов деятельности и другие);

- порядка 35 муниципальных услуг (предоставление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предоставление разрешения на строительство, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и другие);

- 7 видов услуг акционерного общества «Корпорация МСП» (например, регистрация на Портале бизнес-навигатора МСП, предоставление информации о формах и условиях финансовой поддержки субъектов МСП и другие), услуги организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП в Ставропольском крае, и услуга по регистрации заявителей в Единой системе идентификации и аутентификации.

Новой формой информационной поддержки предпринимательства является портал «Бизнес-навигатор МСП», созданный АО «Корпорация «МСП».

«Бизнес-навигатор МСП» охватывает 169 городов с численностью населения более 100 тыс. человек и столицы субъектов Российской Федерации, в том числе города Ставрополь, Невинномысск, Кисловодск, Пятигорск и Ессентуки.

Осенью 2017 года прошло тестирование мобильной версии «Бизнес-навигатор МСП», которая скоро станет доступной для всех желающих.

Осуществляется комплекс мероприятий, в том числе по регистрации 8,0 тыс. МСП в Биз-

нес-навигаторе. За 2017 год за услугами «Корпорации МСП» обратились 14 тыс. МСП.

По итогам 2017 года государственной (финансовой) поддержкой в рамках действующих механизмов воспользовались 16 субъектов предпринимательства, в том числе:

- субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) - государственная поддержка оказана 11 субъектам предпринимательства на сумму 11,9 млн. рублей, что позволило создать 88 дополнительных новых рабочих мест;

- предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в крае, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми в соответствии с законодательством Российской Федерации - государственная поддержка оказана 1 субъекту предпринимательства в сумме 750,0 тыс. рублей;

- субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с созданием и (или) обеспечением деятельности центров молодежного инновационного творчества, ориентированных на создание благоприятных условий для детей, молодежи и субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, в целях их развития в научно-технической, инновационной и производственной сферах путем создания материально-технической, экономической, информационной базы - государственная поддержка оказана 4 субъектам предпринимательства в сумме 14,7 млн. рублей, что позволило создать 12 дополнительных новых рабочих мест, увеличить налоговые поступления в бюджеты различных уровней более чем на 15,7 млн. рублей, привлечь 1200 человек к услугами центров [10].

Позитивная динамика в развитии предпринимательства достигнута за счет реализации мер государственной поддержки и создания условий для развития предпринимательства, роста частной инициативы граждан и улучше-

ние делового климата в Ставропольском крае. Разнообразие мер государственной поддержки способствует выходу предпринимателей из «тени», что также влияет на рост основных показателей деятельности субъектов предпринимательства.

В 2018 году планируется дальнейшее улучшение показателей, характеризующих развитие предпринимательства, оказывающих существенное влияние на:

- повышение социальной эффективности деятельности субъектов предпринимательства (рост численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, рост доходов и повышение уровня социальной защищенности работников малых и средних предприятий);

- повышение темпов развития малого и среднего предпринимательства, как одного из стратегических факторов социально-экономического развития Ставропольского края;

- увеличение доли участия субъектов предпринимательства в формировании всех составляющих валового регионального продукта Ставропольского края;

- импортозамещение, увеличение экспорта товаров, производимых в Ставропольском крае.

Деятельность субъектов предпринимательства направлена, прежде всего, на удовлетворение потребностей местного рынка товаров и услуг, что обеспечивает пополнение доходной базы бюджетов любого уровня бюджетной системы Российской Федерации, способствует развитию конкуренции ставропольских товаропроизводителей. Кроме того, малый и средний бизнес создает рабочие места, способствует решению социальных проблем в Ставропольском крае.

Разработка прогноза социально-экономического развития города Ессентуки на 2018 год и плановый период 2019-2020 годы по разделу «Малое предпринимательство» осуществлялась на основании данных официального статистического наблюдения за деятельностью МСП проведенного в 2015 году. При прогнозировании учитывались сложившаяся в предшествующие годы динамика развития малых предприятий, наличие и перспективы развития структур поддержки малого пред-

25

принимательства в Ставропольском крае, а также планируемые результаты реализации мероприятий подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, потребительского рынка и услуг» муниципальной программы «Экономическое развитие».

В рамках Подпрограммы планируется реализовать ряд мероприятий по развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне, формирующие условия для создания цивилизованных рыночных отношений и непосредственно обеспечивающих условия для интенсивного роста малого предпринимательства путем оказания финансовых, информационных, консультационных, образовательных услуг. Одним из основных направлений поддержки малого и среднего предпринимательства является подготовка квалифицированных кадров для этой сферы, повышение образовательного уровня и правовой культуры ее участников, совершенствование навыков управления.

Существенный вклад вносит малый бизнес экономику города Ессентуки, в формирование конкурентной среды, создает новые рабочие места, способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности.

Значение малого и среднего предпринимательства трудно переоценить, они играют существенную роль в экономике нашего города

- это второй по значимости сегмент экономики. По состоянию на 01.01.2017, на территории города Ессентуки зарегистрировано 5307 предприятий и учреждений различных форм собственности, в том числе 1919 юридических лиц и 3388 субъекта, осуществляющих хозяйственную деятельность без образования юридического лица.

По оценке 2017 года ожидается рост количества сектора малого предпринимательства и к 2020 году показатель достигнет значения 4559 единиц, со среднесписочной численностью работников (без внешних совместителей)

- 11,9 тыс. человек.

Такой прирост обеспечивается системной поддержкой малого и среднего предпринимательства со стороны государства и муни-26

ципального образования, а также развитием инфраструктуры.

Структура малых и средних предприятий по видам экономической деятельности свидетельствует о том, что основное количество сосредоточено в оптовой (12,7%) и розничной торговле (63,1%), строительстве (8,4%), производстве пищевых продуктов (2,6%), прочих видах деятельности (14,9%).

Данный сектор обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс товаров и услуг в соответствии с меняющимися требованиями рынка.

Стабильное развитие сектора малого и среднего предпринимательства в долгосрочной перспективе предполагает значительную государственную и муниципальную поддержку, выраженную в виде программ, проектов, комплексной кредитной и налоговой политики.

Постоянно проводится работа по информированию субъектов малого и среднего предпринимательства о существующих механизмах государственной поддержки, реализующихся в Ставропольском крае, а также оказывается консультационная и методическая помощь при применении данных механизмов. Функционирует координационный совет по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Ессентуки.

Основной сегмент малого и среднего предпринимательства приходится на оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования.

Рост прогнозных показателей в 2018-2020 годах ожидается как за счет реализации своей продукции и оказания услуг существующих предприятий, так и открытия новых малых предприятий. Дальнейшее развитие малого предпринимательства является резервом, дающим возможность поднять жизненный уровень населения и создать новые рабочие места.

Для повышения эффективности системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса разработаны следующие рекомендации:

- предлагается разработать, новый инстру-

мент в механизме государственной поддержки субъектов МСП. Разработанный инструментарий предполагает, что для определения объемов федеральных субсидий для субъектов РФ Минэкономразвития совместно с федеральными министерствами разрабатывает показатели мониторинга уровня развития МСП по ключевым направлениям государственной поддержки. По каждому субъекту РФ Минэкономразвития рассчитывает сводные индексы уровня развития МСП и интегральный индекс, определяются перспективы этого развития;

- предлагается повысить роль субъектов РФ в определении направлений развития МСП на их территориях. Подразумевается, что Минэкономразвития РФ будет утверждать несколько широких направлений развития МСП в России, при этом «внутри» направлений не должно быть ограничений по видам мероприятий, каждый регион должен иметь право самостоятельно определять мероприятия государственной поддержки субъектов МСП на своей территории в рамках обозначенных направлений;

- предоставление налоговых каникул для МСП:

- увеличение объемов финансирования МСП неторгового сектора: производственных, инновационных и экспортно-ориентированных малых предприятий;

- предоставить долгосрочные займы (на срок более года) на льготных условиях на увеличение основного и оборотного капитала;

- совершенствовать механизм микрокредитования субъектов МСП как эффективный инструмент, обеспечивающий увеличение и упрощение доступа к кредитным ресурсам;

- развитие лизинга как основной формы финансовой поддержки МСП;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- предлагается переместить проведение конкурсных отборов на более ранние сроки. В этом случае на момент проведения конкурса на региональном уровне субъекту МСП ещё не будет известна точная сумма получения средств, но будет понятна его «доля» при поступлении федеральной субсидии в регион;

- давать кредит под 11% годовых для развития.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года (с изменениями и дополнениями);

2. Постановление Правительства Ставропольского края от 24 декабря 2015 г. № 571-п «Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Экономическое развитие и инновационная экономика» (В редакции Постановления Правительства Ставропольского края от 21.04.2016 № 154-п); (от 28.12.2017 № 554-п)

3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 (ред. от 03.02.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»

4. Приказ Министерства экономического развития РФ от 28 ноября 2016 г. № 763 «Об утверждении требований к фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств) и их деятельности»

5. Фонд содействия инновациям, федеральная программа «Умник». URL: https://fasie55.ru/ programma-umnik

6. Фонд содействия инновациям, федеральная программа «Старт». URL: https://fasie55.ru/ programma-umnik

7. Фонд содействия инновациям, федеральная программа «Развитие». URL: https://fasie55.ru/ programma-umnik

8. Фонд содействия инновациям, федеральная программа «Интернационализация». URL: https://fasie55.ru/programma-umnik

9. Фонд содействия инновациям, федеральная программа «Кооперация». URL: https://fasie55. ru/programma-umnik

10. Официальный сайт Министерства экономического развития Ставропольского края. URL: http://stavinvest.ru

11. Официальный сайт администрации г. Ессентуки и Думы города Ессентуки. URL: http:// adm-essentuki.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.