Научная статья на тему 'Роль и задачи сравнительного анализа в развитии предпринимательства'

Роль и задачи сравнительного анализа в развитии предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
655
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / COMPARATIVE ANALYSIS / ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS / БЕНЧМАРКИНГ / BENCHMARKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Завьялова Надежда Борисовна, Сухова Анастасия Михайловна

Влияние государственной политики, активности общественных организаций по поддержке предпринимательства, предпринимательского климата в регионах на развитие малого и среднего предпринимательства (МСП), а также лидерская философия самих предпринимателей требуют применения широкого спектра методов сравнительного анализа. В работе рассматриваются задачи и отдельные методы сравнительного анализа, в том числе и бенчмаркинг как современный инструмент развития МСП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Завьялова Надежда Борисовна, Сухова Анастасия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role and Objectives of Comparative Analysis in Business Development

A study of governmental policies and activities of public organizations supporting business and business environment in Russia's regions aimed at developing small and medium-sized businesses, as well as business people's own philosophy of leadership, should involve a wide range of comparative methods. The paper describes some objectives and methods of comparative analysis, including benchmarking as a tool for small and medium-sized business development.

Текст научной работы на тему «Роль и задачи сравнительного анализа в развитии предпринимательства»

роль и задачи сравнительного анализа в развитии

предпринимательства

__Аннотация

Влияние государственной политики, активности общественных организаций по поддержке предпринимательства, предпринимательского климата в регионах на развитие малого и среднего предпринимательства (МСП), а также лидерская философия самих предпринимателей требуют применения широкого спектра методов сравнительного анализа. В работе рассматриваются задачи и отдельные методы сравнительного анализа, в том числе и бенчмаркинг как современный инструмент развития МСП.

Ключевые слова: сравнительный анализ, предприятия малого и сред_него бизнеса, бенчмаркинг

Завьялова Надежда Борисовна

канд. техн. наук, доцент [email protected]

Сухова Анастасия Михайловна

магистр факультета бизнеса [email protected]

Российский экономический университет им. ГВ. Плеханова, г. Москва

Малое и среднее предпринимательство представляет собой среду, в которой формируется предпринимательский уровень нации, и создаются предпосылки развития конкуренции -необходимого условия рыночной экономики. В этой связи государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства (МСП) должна носить активный и целенаправленный характер и обеспечивать не только статистическое увеличение числа малых и средних предприятий, но и их устойчивое развитие. Значительную роль в этом процессе играет государственная поддержка, уровень состояния институциональной среды и уровень подготовленности людей к предпринимательской деятельности. Стратегия и тактика поддержки предпринимательства должны опираться на методики, позволяющие выявить и наблюдать не только срезы, но и динамику процессов в разных странах, регионах, районах и организациях. Для поступательного развития бизнеса важна оценка степени влияния различных мер поддержки МСП на эффективность бизнеса или уровня воздействия существующих проблем на активность и результативность предпринимательской деятельности.

^российское пр

1редпринимательство, № 6 (204) /март 2012

МСП несомненно обладает существенными преимуществами, к которым относятся его адаптационные свойства, быстрая реакция на потребительский спрос, массовый охват большинства сфер регионального рынка, тесная взаимосвязь с потребителем, возможность начать собственное дело с относительно небольшим стартовым капиталом. Эти же характеристики объективно обусловливают зависимость малого бизнеса от таких факторов, как качество институциональной среды, а также общей социально-экономической и политической ситуации в регионе. Сложность оценки теневой деятельности официально зарегистрированных предприятий, а также незарегистрированных эксполярных социально-экономических структур сферы неформального предпринимательства требует привлечения для их изучения специальных качественных и количественных методик.

Уровень подготовленности людей к реализации предпринимательской деятельности в значительной степени определяется качеством образования, которое в России достаточно быстро деградирует. В большей степени это касается математического и естестенно-научного образования, что также требует сравнительного анализа с целью поиска оптимальных решений по возрождению системы образования. Кроме оценки внешних факторов, влияющих на развитие предпринимательства, широкий спектр научных методологий и методов исследований используется при внедрении современных технологий управления. Одним из примеров может служить бенчмаркинг - метод управления, в основе которого лежит сравнительный анализ показателей, характеризующих деятельность собственной компании и деятельность конкурирующей или лидирующей компании.

Задачи, решаемые с помощью сравнительного анализа

Таким образом, сравнительный анализ в сфере предпринимательства выполняется для решения широкого спектра задач, к числу которых можно отнести:

1) статистическое наблюдение за деятельностью малых и средних предприятий, инициируемое государством или общественными организациями:

экономика предпринимательства

>

..уровень

_подготовленности

_людей к реализации

_предпринимательской деятельности в значительной степени определяется

_качеством

образования, которое в России достаточно _быстро деградирует

ниш.

___ним

ьс я

- межфирменный анализ (сравнительный анализ самого широкого спектра, например, сопоставление стилей менеджера, производительности и других аспектов деятельности фирм самых разных отраслей, регионов);

- внутриотраслевой анализ (сравнительный анализ деятельности малого предпринимательства одной и той же отрасли);

- межотраслевой (сопоставление деятельности малого и среднего предпринимательства разных отраслей на микро- и макро уровнях);

- межрегиональный и международный (сравнительный анализ деятельности компаний и секторов МСП);

2) разработка государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса на местном, региональном, федеральном (национальном) и межгосударственном уровнях значимости таких программ;

3) развитие образовательных программ, ориентированных как на бизнес-образование (управление малой фирмой), так и на экономическое образование (ориентация в большей степени на микроэкономические аспекты малого и среднего предпринимательства и макроэкономические аспекты как сектора экономики);

исследование предприятий малого бизнеса, стилей менеджмента, особенностей маркетинга и других аспектов управления (микроуровень);

5) изучение малого предпринимательства как сектора экономики и процессов управления его развитием;

6) развитие предприятий МСП на основе бенчмар-кинга.

Методологии и методы исследования

Решение каждой из названных задач требует применения различных методологий и методов исследования. В основе статистических исследований, например, лежит статистическая методология как система приемов, способов, методов, направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся во взаимосвязи с социально-экономическими явлениями. Она включает следующие этапы исследования:

российское предпринимательство, № 6 (204)/март 2012

- организованная регистрация собранных фактов о массовых социально-экономических, общественных явлениях и процессах;

- сводка и группировка статистических данных

- это систематизация первичных данных по признакам, объединяющим в качественно однородные группы;

- анализ совокупных данных, полученных в результате сводки и группировки, при этом используются обобщенные показатели: абсолютные, относительные и средние величины, показатели вариации, ряды динамики, анализ взаимосвязей и индексы. Методологической основой статистических исследований являются метод статистического наблюдения, метод группировок, индексный метод. Индексный метод предполагает сведение количественных оценок в статистические показатели (индексы), отражающие в относительных единицах отличие изучаемого явления от того же явления в других условиях. По степени охвата элементов изучаемой совокупности выделяют индексы индивидуальные и сводные. Сводные индексы применяются для оценки сложного, несопоставимого в реальных условиях явления, например изменения объема разноименных товаров (запасов). При реализации межрегионального анализа используются территориальные (пространственные) индексы. При построении территориальных индексов особое значение приобретает вопрос о выборе весовых коэффициентов индекса. Различия индексов, рассчитанных с весами разных регионов, могут быть существенными. Поэтому к построению территориальных индексов необходим особый подход по сравнению с индексами, выражающими изменение явления во времени. Территориальный индекс может быть получен сопоставлением уровня исследуемого явления, например, по городу со средним уровнем этого явления для всей страны, региона и т.д. Другой способ построения территориальных индексов основан на непосредственном сопоставлении уровней явления с применением стандартизованных (одинаковых) весов, общих для всех регионов. Статистические исследования структуры и характера взаимосвязей между количественными переменными при исследовании процессов

экономика

методологической основой

статистических исследований являются метод статистического наблюдения, метод группировок, индексный метод

индексный метод предполагает

сведение

количественных _оценок

в статистические _показатели

(индексы),

_отражающие

_в относительных

единицах отличие изучаемого явления от того же явления _в других условиях

в МСП основаны на применение методов и моделей корреляционного и регрессионного анализа, а также анализа временных рядов. Для разработки программ поддержки и развития МСП с учетом специфических особенностей региональной экономики требуется применение методов сравнительного анализа, дедукции и индукции, системного анализа и методов математического моделирования. Совмещение пространственных и временных представлений дает многомерную характеристику исследуемому процессу.

Бенчмаркинг как метод эталонного сравнения

В целях развития бизнеса достаточно широко используется бенчмаркинг как метод эталонного сравнения показателей компании с показателя-рентов с целью поиска новых решений ующим применением их в собственной оскольку сравнительный анализ в биз-сследование, то его применение является широко распространенным явлением для крупных компаний и холдингов. Полученные результаты анализа со временем формулируются в еджмента, к числу которых равление качеством (Total M), методология «Точно в срок» (Just in Time, JIT), инновационные методики ведения бизнеса MRP (Manufacturing Resource Planning) - планирование производственных ресурсов, ERP (Enterprise Resource Planning) - планирование ресурсов предприятия, CSRP (Customer Synchronized Resource Planning) - планирование в зависимости от потребностей клиента, сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard, BSC) и другие.

Однако применение новых методов управления или проекция менеджмента крупных компаний на средний и малый бизнес имеет ряд ограничений. Это связано с финансовыми возможностями предприятий МСП, недостаточной компетенцией предпринимателей, нехваткой трудовых ресурсов и стилем работы предпринимателей, сформированным под воздействием условий ведения бизнеса. В ряде случаев применению современных методологий ведения бизнеса способствует внедрение ИТ/

йскоещ

1редпринимательство, № 6 (204)/март 2012

ИС, ориентированных на процессы автоматизации операционной и аналитической деятельности. Это достигается за счет того, что большинство поставщиков ИТ-решений, поддерживающих различные методологии управления, реализуют функционал применительно для компаний малого и среднего бизнеса, обеспечивают поддержку и развитие облачных технологий для внедрения таких систем, а также реализуют систему сопровождения, что в комплексе способствует внедрению современных методологий менеджмента в сектор МСП. Кроме проецирования результатов бенчмакинга крупных компаний на предприятия малого и среднего бизнеса, бенчмаркинг как метод эталонного сравнения, реализуется и самими предпринимателями, что заложено в основах лидерской философии самого предпринимательства [1, 2]. Следует отметить, что существенным ограничением применения этого метода является низкая компетентность предпринимателей, проявляющаяся как выборе параметров для сопоставления с конкурентами или лидерами, так и ограниченное применение инструментальных средств сравнительного анализа.

Литература

1. Tim Stapenhurst. The Benchmarking Book: A How-to-Guide to Best Practice for Managers and Practioners. - London: Elsevier Ltd, 2009. - 496 p.

2. Халезов В.Н. Повышение конкурентоспособности торгового предприятия на основе метода бенчмаркинга // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2011. - № 06.

Nadezhda B. Zavialova

Cand. of Technical Sci., Associate Professor,

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Anastasia M. Sukhova

Master Student, Faculty of Business,

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Role and Objectives of Comparative Analysis in Business Development

Abstract

A study of governmental policies and activities of public organizations supporting business and business environment in Russia's regions aimed at developing small and medium-sized businesses, as well as business people's own philosophy of leadership, should involve a wide range of comparative methods. The paper describes some objectives and methods of comparative analysis, including benchmarking as a tool for small and medium-sized business development.

Keywords: comparative analysis, small and medium-sized business, benchmarking

экономика предпринимательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.