3(1231-2005
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ
Возможности расширения участия России в международной научно-производственной кооперации
Т.В. МУЖЖАВЛЕВА,
доцент кафедры мировой экономики
Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульяноеа
Оборонно-промышленный комплекс (ОП К) в структуре любой экономической системы имеет свою специфику, отличающую его от других секторов экономики. С экономических позиций функционирование предприятий и организаций ОПК обусловлено целым рядом специфических особенностей, отличающих их от традиционных товаропроизводителей, действующих в рыночной среде. В их числе: особые требования к качеству производимой > продукции, которые могут как существенно превосходить, так и значительно уступать (например, по расчетному времени эксплуатации в боевых условиях) аналогичным стандартам, определяющим качество гражданской продукции; монополия заказчика, обусловленная преобладанием государственного заказа на создание и производство вооружений над инициативными работами предприятий ОПК; наукоемкость и высокотехнологичность разработки и производства подавляющего большинства современных видов вооружений; долгосрочность и капиталоемкость большинства инвестиционных проектов, реализуемых предприятиями ОПК;
наличие избыточных (мобилизационных) мощностей;
высокий уровень специализации и монополизации производителей, обусловливающий, как правило, затратный способ формирования цен; меньшая по сравнению с гражданским производством скорость обновления образцов выпускаемой продукции, не связанная с необходимостью удовлетворения спроса и потребностей рынка;
особые информационные условия функционирования предприятий, обусловленные требованиями секретности, ограничивающими кооперацию и передачу технологий.
Вооружение и военная техника, вобравшие в себя лучшее исходное сырье, наиболее передовые технологии для его переработки и последние достижения науки, являются не простым товаром, предназначенным для реализации. Главное их значение — уничтожить силы противника или защититься от возможной угрозы нападения. Поэтому неудивительно, что «правит бал» в этой специфической внешнеэкономической сфере государство. Оно стремится через экспорт или импорт оружия достичь своих целей.
Так, государства-экспортеры нередко используют поставки своих вооружений и военной техники (ВВТ) в качестве средства оказания воздействия на внешнеполитический курс стран-импортеров, на развитие военно-политической обстановки в регионах, относимых к зонам собственных жизненно важных интересов, а также на мир в целом. В некоторых случаях государства-экспортеры могут идти на дополнительные экономические издержки ради достижения поставленных политических целей.
Например, в конце 1970-х гг. тогдашний государственный секретарь США Сайрус Вэнс подчеркивал, что торговля оружием призвана обеспечить «рычаги воздействия и влияния на отдельные правительства по конкретным проблемам, представляющим для нас непосредственный интерес». Аналогичным образом поступал и СССР, поставляя свое вооружение дружественным режимам, противостоящим мировому империализму. Зачастую такая поддержка друзей была связана с прямым ущербом для нашей экономики.
В военном плане поставки ВВТ союзным и дружественным государствам входят в комплекс мер, позволяющих поддерживать на требуемом уровне не только военный потенциал отдельных стран-со-юзников, но и совокупную военную мощь альянсов, обеспечивая коллективную безопасность входящих
31123) ~ 2085
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ
в них членов. Наглядным подтверждением этому служит система обеспечения ВВТ вооруженных сил стран Организации Североатлантического договора (НАТО), в рамках которой государства — члены блока, обладающие наиболее развитой военной промышленностью (прежде всего США, Германия, Франция и Великобритания), поставляют современное оружие странам с менее мощной военно-промышленной базой (например, Норвегии, Дании, Греции, Португалии), повышая техническую оснащенность их войск. Подобная система действовала и в Организации Варшавского Договора. Иногда государства-экспортеры используют поставки своих ВВТ в качестве альтернативы прямому военному присутствию в какой-либо стране или в каком-либо регионе мира.
Экспорт оружия важен для экономики страны-экспортера. Он обеспечивает приток валютных поступлений, улучшает структуру внешнеторгового баланса, компенсирует часть затрат, связанных с разработкой систем оружия для национальных вооруженных сил (ВС), поддерживает оптимальный уровень загрузки военно-промышленной базы и обеспечивает дополнительные рабочие места. А это особенно актуально Для ОПК России, так как более трети промышленного производства в оборонной сфере обеспечивает иностранных заказчиков продукции военного назначения (ПВН), а вместе с экспортом продукции гражданского назначения оборонная промышленность почти наполовину зависит от внешних экспортных поставок.
Кроме этого, обеспечивается возможность снижения цены на вооружение для своей армии по внутренним закупкам. Оценки, проведенные западными экспертами, показывают, что для авиационной техники, например, увеличение серии с 400 до 800 единиц позволяет снизить стоимость каждого самолета на 15 %, а дальнейший рост до 1 200 единиц - еще на 13 %.
Что же касается стран-импортеров, то они, принимая решение о приобретении ВВТ у соответствующего экспортера, очень часто стремятся таким образом упрочить свои связи с ним и тем самым обеспечить себе дополнительную военно-полити-ческую поддержку с его стороны.
Сочетание задач, которые пытаются решить посредством экспорта-импорта ВВТ в конкретные страны, может значительно различаться в зависимости от большого числа факторов, в частности, их экономического положения, видения своего места в мире, уровня развития национальной военно-про-мышленной базы, военно-политической обстановки
в регионе и в мире в целом, взглядов руководства на обеспечение безопасности государства и т. п.
Для стран-экспортеров, в том числе для России, военно-техническое сотрудничество (ВТС) представляет собой действенный инструмент достижения военных и политических целей и важный источник доходов участвующих в нем фирм и госбюджета в целом. Оно способствует решению многих военно-экономических проблем, в частности: повышению эффективности и устойчивости военной экономики;
поддержанию высокого технологического уровня оборонного производства; обеспечению мобилизационной готовности национальной промышленности. Несмотря на скромную долю экспорта вооружений в общем объеме российского экспорта (около 4 %), его значение для интеграции России в мировой рынок трудно переоценить, поскольку поставки продукции военного назначения составляют более 40 % национального экспорта машин, оборудования и транспортных средств. То есть ВВТ являются одним из немногих конкурентоспособных видов отечественной машинно-технической продукции.
В результате распада СССР на территории России осталось более 60 % предприятий и 70 % научных организаций прежнего советского ОПК. Годовой объем производства военной продукции России от общего ее производства в СССР составлял 80 %; объем научных и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по оборонной тематике — 89 %; стоимость основных фондов промышленных предприятий - 73 %; научно-исследовательские институты (НИИ) и конструкторские бюро (КБ) — 89 %; численность работающих на оборонных предприятиях — 72 %; в НИИ и КБ — 84 %. Эти данные свидетельствуют о том, что основная тяжесть по размещению оборонного заказа в прежние времена ложилась на плечи России. После распада СССР наличие такого огромного и весьма затратного комплекса на территории России и предопределило ее тяжелый переход к новой структуре своего промышленного производства. А предприятия оборонного комплекса имеют свои особенности, которые усложняют решение проблем военной промышленности.
Россия конкурентоспособна в области вооружений, благодаря унаследованному от СССР технологическому заделу. Но это наследство в нынешних условиях уменьшается. Объединение предприятий ОПК в процессе структурных преобразований, безусловно, создаст более благоприятные возможности для конкуренции, но только этого будет недостаточ-
311231 - 2005
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ
но, ибо Россия в настоящее время не способна обеспечить воспроизводство всех технологий, как это делал прежде СССР. Поэтому необходимо военно-техническое сотрудничество в области продаж готовых вооружений не только с третьими странами, но и с технологически развитыми странами, чтобы не отстать от них. Естественно, что при этом Россия должна иметь и свои собственные «технологические прорывы», в которых будут заинтересованы западные страны. Только тогда можно рассчитывать на равноправное и взаимовыгодное сотрудничество. Его следует осуществлять на основе разработки и производства совместного продукта, а не продажи технологий или технических решений. Только в этом случае возможны и конкуренция, и альянс с развитыми индустриальными странами на рынках.
Предприятия ОПК должны делать упор на динамизм экономической деятельности, эффективный менеджмент и интеграцию в мировую экономику. Необходимо демонстрировать большую транспарентность и желание диверсифицировать производство, выпуская продукцию как двойного назначения, так и коммерческую. Выбор такой стратегии позволяет привлечь инвестиции и, как следствие, сохранит российский высокотехнологичный потенциал. Очень опасна для России односторонняя ориентация в сотрудничестве только на Европу или только на США. Для большего маневра и увеличения возможностей ВТС необходимо поддерживать хорошие, деловые отношения во всех регионах мира, тем более что Россия является своеобразным мостом между Азией и Европой, Востоком и Западом.
В качестве важного способа выживания ведущих поставщиков ВВТ и повышения эффективности функционирования военной промышленности в целом целесообразно последовательно реализо-вывать меры по консолидации научно-производственного потенциала оборонных предприятий и созданию мощных холдингов по производству определенного вида вооружений.
В качестве высшего арбитра и руководителя процессом ВТС должно выступать только государство. Роль государства в ВТС должна быть определяющей. Сегодня же идет скрытое противостояние между производителями и рядом государственных структур, призванных контролировать и способствовать продаже вооружения. Естественно, что производители заинтересованы в выходе на рынок с максимально большим пакетом предложений и более широкими полномочиями. Интересы же безопасности страны, международные обязательства и ряд других факторов требуют эффективного кон-
троля со стороны государства. Но здесь нужны не только ограничительные действия с его стороны. Необходимы глубокий анализ состояния и качественное прогнозирование мирового рынка вооружений, который в настоящее время способен предоставить отдельным предприятиям значительно большие заказы, чем внутренний. Достаточно сказать, что за период 1999 - 2000 гг. Министерство обороны РФ приобрело у промышленности один танк, четыре боевые машины пехоты (БМП) и четыре вертолета. Имея огромную протяженность морских границ и необходимость мощного военно-морского флота, Россия с 1991 по 1999 гг. поставила на экспорт 29 кораблей различных классов, приняв на вооружение для своего флота всего 12 кораблей.
В военном производстве накоплены громадные материальные и интеллектуальные ценности, которые должны быть использованы для вывода России на рынок новых технологий. ОПК остается единственным представителем российских технологий на мировом рынке, правда, пока военном. Перевести его на путь прорыва технологий гражданского производства — важнейшая экономическая и технологическая задача всех органов управления и экономических структур государства.
На фоне постепенного выхода страны из экономического кризиса ОПК России демонстрирует положительную динамику производства, начиная с 1999 г. Кроме того, ОПК России представляет собой базу переоснащения всего производственного аппарата страны, без чего невозможно осуществить радикальные преобразования промышленного потенциала РФ.
Организационная замкнутость и информационная обособленность российских оборонных научно-производственных объединений и предприятий, отсутствие связей и кооперационных обменов с зарубежными конкурентами и производителями аналогичной продукции привели к тому, что многие, если не подавляющее большинство, отечественные научно-технические достижения, созданные в оборонной промышленности, являются уникальными. В сочетании с достижениями других стран и производителей они могут дать качественный толчок совершенствованию производимых изделий как военного, так и гражданского назначения.
Новые геополитические условия, новые военные и экономические реалии и международные факторы являются той динамичной средой, в которой существует и которая определяет, каким должен быть ОПК, а чтобы соответствовать этим реалиям он должен быть максимально адаптируемым к ним, саморегулируемым, приспособленным жить по за-
3 (123) ~ 2005
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ
конам рынка, как и вся российская экономика.
Долгосрочными целями военно-технической политики России должны быть признаны: создание фундаментального научно-технического задела, обеспечивающего развитие оборонной промышленности на перспективу (хотя бы на первую четверть XXI в.); недопущение серьезного отставания в военной области от наиболее развитых государств; обеспечение возможности маневра научно-техническими ресурсами и парирования возможных «прорывов» в странах — вероятных противниках. Вместе с тем за счет получения экспортных заказов удается увеличить серийность выпускаемых ВВТ и тем самым сократить удельные затраты на создание, в частности, разработку вооружения, что немаловажно для ВС, которые в России останутся основным заказчиком продукции отечественного ОПК (во всех ведущих странах Запада — аналогичная картина).
Нынешнее геополитическое положение России в мире, где идет острое, пока еще экономическое, соперничество за ресурсы и рынки сбыта, где до предела накалены этнические и религиозные споры, где на первый план вновь выдвигаются силовые приемы решения проблем, не дает надежды на успех изоляционистская политика, при которой страна могла бы быть в стороне от военных конфликтов лет 20-25, накапливая силы на будущее. Да и вряд ли у России будет такая возможность, поскольку военная мощь при современном состоянии науки и техники, породившей невероятную сложность вооружений, не может быть достигнута быстро после даже кратковременной утраты преемственности поколений оружия. Значит, Россия не должна вводить ограничений на сотрудничество с реальными или потенциальными военно-политическими союзниками, кроме государств, управляющихся осужденными мировым сообществом режимами.
Для повышения политической, экономичен кой и военной эффективности ВТС РФ с другими странами необходимо учитывать реально складывающиеся в России и в мире отношения, влияющие на международный рынок оружия и военно-технических услуг, оперативно вырабатывать и реализо-вывать практические меры по нейтрализации или ослаблению негативных для России последствий.
Критическое положение с сохранением инновационного потенциала предприятий оборонного комплекса, являющихся в России основным источником конкурентоспособных технологий, практически полное отсутствие платежеспособного спроса на новые технологические разработки со стороны
частного сектора отечественной промышленности, отсутствие инфраструктуры передачи технологий и накопленный в этой сфере огромный международный опыт объективно требуют включения российского оборонного комплекса в международное сотрудничество и обеспечения эквивалентности технологических обменов. Повышение эффективности военно-технического сотрудничества с иностранными государствами требует выполнения ряда условий, введения в действие комплексного пакета нормативно-правовых актов, регламентирующих правовые, экономические и организационные основы деятельности федеральных органов государственной власти, субъектов ВТС РФ с учетом обеспечения ее национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов.
Очень важным для обеспечения военно-эко-номической безопасности России является ВТС со странами СНГ. Вместе с тем различия в темпе экономических реформ и в законодательстве различных государств требуют совершенствования законодательной базы, регламентирующей сферу ВТС государств —участников СНГ.
Экспорт оружия и продукции двойного назначения означает необходимость интеграции в мировую систему международного разделения труда, специализации и кооперации. По-новому выкристаллизовывалась идея активного и широкого участия оборонных предприятий России в ВТС с зарубежными странами. В советский период ВТС имело три основных компоненты: поддержка оружием и подготовкой специалистов идеологических и реже — политических союзников (как правило, на безвозмездной основе); военно-экономические связи внутри Организации Варшавского Договора; командирование военных советников. Такое сотрудничество не обладало прагматической полезностью ни в финансово-экономическом смысле, ни в части информационного обогащения. При объемах экспорта военной продукции до 20 млрд дол. США в год реальные поступления составляли не больше 10 % от этих сумм. Структура внешних долгов России ее бывших союзников тоже убедительно показывает, что образовавшаяся задолженность, скорее всего, останется неоплаченным их долгом.
Переходный период конца 1990-х гг., во-первых, обнажил печальные экономические реалии прежнего ВТС и, во-вторых, привел к серьезным потерям рынков. На этом фоне в первой трети 1990-х гг. государственные инстанции России осознали нарастание негативной тенденции и предприняли попытку возрождения участия России в ВТС с
31123) ~ 2005
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ
зарубежными странами, придав ему новое содержание и стремясь обеспечить повышение его эффективности. С этой целью проводятся маркетинговые исследования и выработка сбытовой стратегии, создаются необходимые организационные структуры и нормативно-правовая база.
Грамотно организованное ВТС способно обеспечить для России повышение экономической и военно-политической безопасности страны; возвращение утерянных и завоевание новых позиций на мировом рынке оружия; полную самоокупаемость и существенный рост бюджетных доходов от экспорта вооружений; сохранение и развитие отечественного ОПК, его научно-технического, производственно-технологического и кадрового потенциала.
Информационные технологии представляют перспективный объект российского экспорта и повышения эффективности ВТС с участием российских оборонных предприятий. Действительно, очень большая потребность отечественной оборонной экономики в инвалютных инъекциях ставит задачу поиска ^ювых экспортных направлений. Спрос же на наукоемкую продукцию имеет в перспективе стабильный характер и обгоняет ее предложение на мировом рынке. Причем сложившееся положение вещей неоднозначно влияет на экспортируемость отечественных информационных технологий, но возможность их широкого продвижения на внешний рынок выглядит вполне реальной.
Современная, и особенно перспективная, продукция предприятий России помимо технических компонент уже содержит информационные элементы, например, встроенные счетно-решающие микрокомпьютерные блоки. Их удельный вес в стоимости продукции, в том числе в изделиях бытовой техники, будет неуклонно и стремительно возрастать. Поэтому и производство должно постепенно переориентироваться не просто на наукоемкую, но и на информа-ционно-содержащую продукцию.
Показательно, что сами зарубежные специалисты и консультируемые ими представители бизнеса очень высоко оценивают, прежде всего, научно-технологический потенциал российского ВПК и не скрывают своих намерений интенсивно заимствовать эти достижения. Наибольший интерес здесь, по их мнению, могут представлять собой достижения в областях новых конструкционных и специальных материалов, биотехнологий, программных средств для электронно-вычислительной техники, систем связи и обработки информации, технологий излучателей направленной энергии, атомных и ядерных технологий, ракетно-космических технологий, особенно связанных с обеспечением длительного пребывания человека в космическом пространстве. Да и по другим направлениям
всегда можно найти такие достижения отечественных ученых, которые, будучи реализованными в производстве, могут принести значительный экономический и социальный эффект, который в свою очередь будет способствовать укреплению военно-экономической безопасности РФ.
Таким образом, ключевая проблема развития и выживания отечественного ОПК заключается в том, как эффективно совместить имеющийся научно-технический потенциал с возможностями его реализации в рыночной экономике; как не допустить, чтобы этот потенциал был безвозвратно утерян либо растрачен вследствие неэквивалентной передачи зарубежному бизнесу; как добиться того, чтобы российский обновленный ОПК сумел не только выжить в сложных современных условиях, но и преобразовался бы в эффективный стимулятор процессов модернизации всей российской промышленности, надежно обеспечивающий военно-экономическую безопасность России и способствующий всеобщему технологическому прогрессу.
Вся история развития рыночных отношений неразрывно связана с расширением мировых хозяйственных связей. Среднегодовые темпы роста международной торговли опережали темпы мирового общеэкономического развития примерно в 1,5 раза. Участие же России в мировых хозяйственных связях, несмотря на резкий рост зависимости ее экономики от внешнего рынка, сократилось более чем наполовину. По данным ВТО, в середине 2000 г. ее доля в мировом товарном экспорте, несмотря на благоприятную рыночную конъюнктуру, не превысила 1,5 %, в импорте - 0,7 %. Вес России как экспортера услуг составляет 0,7 %, как импортера — чуть более 0,9 %. Доля России в мировых накопленных инвестициях не превышает 2 %. Удельный вес машин и оборудования в структуре национального экспорта составляет лишь 10 %. Износ основного капитала составил в промышленности более 50 %. Все эти цифры говорят о том, что состояние экономики РФ оставляет желать лучшего. Как следствие - очень тяжелое положение и в сфере военной экономики, в ОПК, а следовательно, и в обеспечении военно-экономической безопасности страны.
На сегодняшний момент огромно влияние ВТС на процесс финансирования российского ОПК за счет экспортных поставок. Тем более, что, согласно прогнозу Генштаба ВС РФ, в период до 2005 г. в основном будут проводиться работы по модернизации имеющегося вооружения, а закупки ВВТ — только для поддержания надкритического состояния ОПК. Начиная с 2005 г., если будет создан необходимый научно-технический задел, а экономика РФ будет находиться в стадии подъёма, российские ВС смогут
311231 - 2 US
ВОПРОСЫ экономики
приступить к ежегодному пятипроцентному обновлению парка ВВТ, чтобы к 2015 г. доля современного вооружения составила не менее 55 - 60 %.
К сожалению, на мировых рынках в настоящее время Россия может успешно торговать только сырьем и ВВТ, что в свою очередь требует тщательного анализа и оценки, так как и то, и другое — это стратегически важные товары, влияющие на военно-экономическую безопаснЬсть государства.
Логика развития военно-экономических связей между странами приводит к неизбежности тесных кооперационных связей в производстве новых видов ВВТ. Торговля конечными изделиями военного назначения ведущими мировыми державами давно уже дополняется вывозом за рубеж лицензий и технологий производства вооружений.
При организации ВТС со странами-партнерами нужно грамотно осуществлять офсетные программы. Инвестиционная деятельность, осуществляемая в рамках офсетных контрактов, способна обеспечить прирост экономической эффективности ВТС за счет получения соответствующих дивидендов в процессе ее осуществления. В связи с этим при формировании пакета офсетных предложений необходимо ориентироваться на наиболее привлекательные с экономической точки инвестиционные проекты страны-импор-тера. Важно также учитывать, что окупаемость инвестиционных проектов может занимать продолжительный период времени, поэтому нельзя рассчитывать на немедленную экономическую отдачу от инвестиционной деятельности.
Организация производственной деятельности также может быть выгодна, поскольку появляется возможность рационально использовать такие экономические факторы, как стоимость рабочей силы, основных видов сырья и энергии, уровень развития производственной и технологической базы, близость к рынкам сбыта продукции и т. д. При этом необходимо иметь в виду, что экономическая эффективность этих видов деятельности зависит от многих факторов, прежде всего, от экономического состояния страны-импортера российской ПВН, что, по существу, предполагает возможность решения оптимизационной задачи в интересах выбора наиболее экономически выгодных видов офсетной деятельности в той или иной стране.
Реализация такого направления, как производственная деятельность в совершенствовании ВТС, создает предпосылки для своего рода экономической экспансии, заключающейся в неуклонном расширении участия российского капитала в экономике страны-импортера. А это в свою очередь позволяет при дальнейшем расширении ВТС на офсетных условиях:
во-первых, осуществлять опережающий офсет, благодаря которому офсетные условия будут обоюдно выгодны как стране-импортеру, так и отечественным экспортерам; во-вторых, подключать к выполнению работ по офсетным контрактам (соглашениям) преимущественно отечественные предприятия или предприятия страны-импортера ПВН с высокой долей участия российского капитала, что фактически будет означать инвестирование российских предприятий, а следовательно, повышение их экономической эффективности и повышение налоговых выплат государству; в-третьих, вкладывать капитал отечественных субъектов ВТС в предприятия стран-импортеров и, таким образом, получать доходы в виде дивидендов от деятельности этих предприятий. Еще одно направление повышения эффективности ВТС заключается в использовании офсетных соглашений для повышения степени участия российского капитала (в том числе хозяйствующих субъектов системы ВТС) в экономике страны-импортера и получения дополнительной прибыли от ВТС за счет этого. Способствовать реализации этого направления, по мнению автора, могут такие виды офсетной деятельности, как инвестиционная, научно-техноло-гическая и производственная.
Используя эти виды деятельности, можно постепенно обеспечить зависимость от российских материалов, комплектующих, оборудования, технологий, капиталов, кадров и т. п. не только отдельных видов оборонной промышленности, но и всей экономики страны-импортера. В качестве примера можно привести тот факт, что только обучение граждан различных стран в советских высших учебных заведениях позволило создать в них большой сегмент руководящих работников, до сих пор ориентированных на Россию. Во многом благодаря этому сохраняется возможность ВТС с рядом стран мира.
Следующее направление совершенствования ВТС России с иностранными государствами связано с повышением эффективности бартерных операций, осуществляемых в счет поставок российской продукции военного назначения в страны, финансово-экономическое положение которых не позволяет использовать традиционные виды расчетов.
Таким образом, реализацией этих направлений можно постепенно ВТС перевести в более широкий спектр взаимовыгодного экономического сотрудничества на длительный период времени. Это будет способствовать не только интеграции России в мировое сообщество, но и превращению ее в один из центров глобализации экономики.