ВОПРОСЫ экономики
ДИНАМИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ СО СТРАНАМИ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
Т.В. МУЖЖАВЛЕВА, доцент кафедры мировой экономики ФГОУВПО Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова
В современном мире в сфере военно-техничес-кого сотрудничества (ВТС) функционирует значительное количество специализированных компаний, имеющих как государственную, так и частную формы собственности. Все они вынуждены активно развиваться и, следовательно, превращать объект своей деятельности — вооружение и военную технику (ВВТ) в жесткий и доходный бизнес, которому присуща известная агрессивность, владение современными финансово-экономическими инструментами, готовность к риску, способность привлекать инвестиции и налаживать международное сотрудничество как с Востоком, так и с Западом.
Как следует из результатов анализа состояния и динамики развития современного рынка оружия, ужесточение мирового и региональных рынков продукции военного назначения обусловлено1:
• возникновением локальных очагов напряженности и военных конфликтов, сопутствующих дополнительному спросу на ВВТ;
• усилением угрозы международного терроризма (с одной стороны, это стимулирует процесс закупки ВВТ, а с другой — выступает серьезным ограничителем географии и номенклатуры поставок);
• существенным возрастанием объема услуг, связанных с модернизацией и эксплуатацией ранее поставленной техники;
• повышенным интересом развивающихся стран к импорту технологий производства бо-
1 Чемезов С.С., Чемезов СВ., Швец H.H. Востребованность потенциала российской оборонной промышленности в ходе строительства современных вооруженных сил // Военная наука и оборонная политика, 2003, № 2.
2 Ежегодник СИПРИ 2003. - М.: Наука, 2004.
евой техники (путем продажи лицензий, патентов и других объектов интеллектуальной собственности);
• интенсификацией процессов интеграции (монополизации и кооперации) производителей наукоемкой продукции военного назначения (ПВН) на национальном и межнациональном уровнях;
• конкурентной борьбой между экспортерами, опасными тенденциями недобросовестной конкуренции на мировом рынке оружия;
• усилением политического давления на покупателей ВВТ со стороны иностранных государств, и в первую очередь со стороны США;
• ужесточением международного контроля за поставками современных видов вооружения;
• резким сокращением военной помощи и безвозмездных поставок ПВН.
Мировая торговля обычными вооружениями продолжает концентрироваться в руках узкого круга экспортеров и покупателей.
Согласно данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (51РЮ — 2003) надолю шести основных стран-по-ставщиков ВВТ (США, Россия, Франция, Германия, Великобритания, Украина) за последние годы (1998 — 2002 гг.) пришлось почти 90 % всех продаж, а на долю 30 основных импортеров — более 84 % всех закупок ВВТ в мире2.
В период 1998 — 2002 гг. США были самым крупным поставщиком (37,7 млрд дол., или 41,8 %), продавая оружие большому числу покупателей.
Россия за этот период занимает по поставкам оружия второе место; на нее приходилось 22,9 % общего объема мировых поставок оружия. С 1998
Таблица I
Динамика объема экспорта ПВН (млрд дол. США)
1994 г. 1995 г. 1996 1. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2 ООО г. 200 г. 2002 г. 2003 г.
1,72 3,07 3,56 2,6 2,8 3,4 3,68 3,65 4,8 5,57
по 2003 г. объем поставок из России вырос более чем в 3 раза.
Несмотря на все сложности мирового рынка оружия, отмечается тенденция роста объемов российского экспорта ВВТ. Впервые в истории российского экспорта ВВТ объем валютных поступлений в 2003 г. перешагнул рекордную отметку и составил 5,57 млрд дол. (табл. I)3.
Проходящая в настоящее время административная реформа не должна принципиально менять сформировавшуюся президентскую вертикаль управления в области ВТС, так как она показала свою дееспособность и эффективность. Изменения в системе ВТС должны касаться в основном вопросов оптимизации процесса принятия государственными органами власти решений о поставках ПВН иностранными заказчикам4.
Важно в результате административной реформы также не потерять тех наработок, которые начали формироваться в цельную систему политической, консульской и информационной поддержки отечественных производителей ПВН и экспортеров.
Сегодня надо признать, что по ряду направлений проигрываем странам, проводящим свою внешнеэкономическую политику более настойчивыми и агрессивными методами.
Важно в ходе реформы обеспечить преемственность в руководстве и деятельности существующих в России 30 межправительственных комиссий по вопросам ВТС. Здесь требуется дальнейшее совершенствование концептуальных основ и выработка консолидированных решений по широкому кругу проблем, затрагивающих весьма деликатные вопросы национальной безопасности. Необходимо стремиться к переносу акцентов с чисто коммерческих отношений в сферу межгосударственных связей.
Следует отметить, что с государствами, располагающими собственным военным производством либо базой по ремонту и обслуживанию военной техники (здесь имеются в виду — Малайзия, Шри-Ланка, ЮАР, Нигерия, Уганда, Эфиопия, Судан,
3 Бельянинов А.Ю. ВТС и интеграционные процессы в ОПК России. - М.: ИНИОН РАН, 2003.
4 Кудашкин В.В. Экспорт продукции военного назначения. Правовое регулирование. — М.: Спарк, 2000.
Кувейт и др.), возможно налаживание сотрудничества по линии создания совместных предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК), в том числе создание совместных ремонтно-технических предприятий по обслуживанию российской военной техники и проектно-конструкторских бюро для адаптации российской военной техники местным требованиям.
Следует отметить, что география сотрудничества отечественных субъектов ВТС охватывает свыше 70 стран мира, в 42 странах созданы постоянные представительства.
Позиции российских субъектов ВТС на различных региональных сегментах мирового рынка оружия неоднородны. В настоящее время российское оружие наиболее продвинуто в страны Азии (Китай, Индия, Индонезия, Вьетнам, Малайзия), Ближнего и Среднего Востока (Иран, Сирия, Йемен), Африки (Алжир, Эфиопия) и в меньшей степени в страны Латинской Америки.
Особое значение имеет ВТС России со странами СНГ. В большинстве случаев речь не идет о крупных контрактах. Но это направление очень важно для России в силу той роли, которую играет ВТС для сохранения оборонно-промышленного потенциала наших стран. В военно-техническом сотрудничестве со странами СНГ имеется ряд существенных правовых привилегий, особенно для стран, входящих в Организацию договора о коллективной безопасности.
Россия в сфере ВТС стремится к более тесному взаимодействию со странами, входящими в НАТО и Евросоюз, чтобы выйти на рынок с совместной продукцией. Такой подход особенно актуален в условиях разработки коллективных механизмов нейтрализации глобальных угроз в лице религиозного экстремизма, организованной преступности и международного терроризма.
Что касается распределения поставок по видам вооружения, то здесь лидируют ВВС — около 65 % и ВМФ — 18 %, далее идут ПВО и сухопутные войска — по 8 %. Такие пропорции в целом отражают существующие потребности мирового рынка оружия.
Основные поставки в 2003 г. по линии ФГУП «Рособоронэкспорт» пришлись на современные образцы оружия: самолеты типа Су-30, различные
модификации вертолетов марки «Ми» и «Ка», средства ПВО - ЗРС С-300 и ЗРК «Бук», бронетанковая техника (БМП, БТР и танки), противотанковое и стрелковое вооружение и др.
Как показал проведенный анализ, повышение объемов ВТС фактически свидетельствует о возможности замены экстенсивных процессов управления разработкой, созданием, развитием и экспортом ВВТ на интенсивные, что обусловлено:
изменением стратегического ресурса при переходе от индустриального к информационному обществу. В индустриальном обществе стратегическим ресурсом является капитал. В новом информационном обществе этим ключевым ресурсом становятся информация, знание, творчество;
стабилизацией и созданием предпосылок для экономического роста страны (по прогнозу Международного валютного фонда (МВФ) рост внутреннего валового продукта России в 2004 г. достигнет 6 %, общемировой экономический рост, как и рост ВВП США, составит 4,6 %), активизацией рыночных механизмов в хозяйственной деятельности, прежде всего инвестиционной деятельности;
оптимизацией и либерализацией системы ВТС России с иностранными государствами;
активизацией интеграционных процессов в оборонно-промышленном комплексе, свидетельством чему является создание экономически мощных корпораций холдингового типа, способных составить конкуренцию на мировом рынке вооружения аналогичным компаниям других стран мира;
выбором отечественными оборонными предприятиями в качестве приоритетного стратегического направления экономического развития экспортной деятельности, что способствовало повышению уровня финансирования экспортно ориентированных разработок;
практическим завершением процесса сегментации оборонно-промышленного комплекса по уровню финансово-экономического состояния, в результате чего образовалось ядро наиболее финансово устойчивых предприятий, ставших «локомотивом» в области ВТС;
улучшением институциональной структуры оборонно-промышленного комплекса, в результате чего увеличилась доля предприятий с экономически наиболее эффективными организационно-правовыми формами и формами собственности, прежде всего акционерных обществ;
стабилизацией состава и численности основных научно-исследовательских организаций, что связано с повышением объемов финансирования
раздела федерального бюджета «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу»;
принятием и выполнением федеральных целевых программ, прямо или косвенно способствующих общему повышению научно-технического потенциала РФ и др.
Все это позволило не только использовать ранее накопленный научно-технический задел, но и в значительной степени создать фундамент для дальнейшего повышения конкурентных преимуществ отечественной ПВН, особенно с точки зрения ее технико-экономических показателей. Это особенно важно в связи с тем, что наиболее значимые поставочные контракты заключаются в отношении современных видов ПВН.
Чтобы удержать, а затем развить положительные тенденции в военно-техническом сотрудничестве России с иностранными государствами, необходимо решить, по крайней мере, проблему обеспечения устойчивого роста возможностей производственной сферы ВТС — оборонно-промышлен-ного комплекса, что обусловлено непрерывным усложнением новых поколений ВВТ.
Основным механизмом формирования науч-но-технической базы для создания перспективных образцов П ВН является инвестиционная деятельность в ОПК. Эффективное использование инвестиций (как государственных, так и частных) возможно только при способности оборонных предприятий воплотить их в конечную продукцию, реализация которой обеспечит возврат с прибылью вложенных средств.
В настоящее время реализация научно-технических приоритетов развития ОПК осуществляется в рамках комплекса мероприятий федерального и регионального масштабов, предусмотренных «Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу» и «Основами политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на пе-риоддо 2010 г. и дальнейшую перспективу», атак-же комплексом федеральных целевых программ.
Несмотря на ограничения в финансировании и сложные экономические условия, по ряду приоритетных технологических направлений к настоящему времени удалось получить достаточно значимые результаты.
За 2000 — 2003 гг. Государственный оборонный заказ (ГОЗ) увеличился в 2,3 раза (табл. 2). Тенденция роста ГОЗ сохранилась и в 2004 г. В 2004 г. по
Динамика расходов на национальную оборону и государственный оборонный заказ в 2000 •
Таблица 2 2004 гг.
Показатели федерального бюджета 2000 2001 2002 2003 2004
Объем ВВП (млрд руб.) (до 1998 г. - трлн. руб.) 7 302,2 9 040,8 10 863,4 13 320,0 15 300,0
Расходная часть бюджета (млн руб.) 1 014 196,3 1 193 482,9 1 947 386,3 2 414 352,2 2 659 447,0
Национальная оборона (млн руб.) 209 445,0 214 687,7 284 157,8 354 906,819 411 472,653
в % от ВВП 2,9 2,4 2,6 2,66 2,7
в % от расходной час ти бюджета 20,7 17,9 14,6 14,7 15,5
Государственный оборонный заказ (млн руб.), в том числе: 48 000,0 52 000,0 79 000,0 125 409,136* 137 613,206*
- за^пка ВВТ - - - 66 571,908 60 817,327
- военные НИОКР - - - 47 359,569 52 286,385
- ремонт и модернизация ВВТ - - - 11 477,658 24 509,494
Только бюджетные назначения по Минобороны, МВД и ФСБ России.
Таблица 3
Распределение ассигнований на оснащение Вооруженных Сил РФ и воинских формирований РФ на 2004 г. (млн руб.)
Направление расходов МОРФ МВД РФ ФСБ РФ Всего
Авиационная техника 11 013,71 577,80 811,95 12 403,46
Корабли и катера 15 847,61 36,07 1 550,09 17 433,77
Авгобронетапковая техника 5 655,88 1 936,61 369,07 7 961,56
Артиллерия 1 863,39 8,02 3,60 18 75,01
Стрелковое и холодное оружие 1 054,62 52,72 12,50 1 119,84
Электронная техника и средства связи 29 947,43 1 556,20 465,84 31 969,47
Боеприпасы 4 736,72 93,39 55,91 4 886,02
Итого 70 119,36 4 260,81 3 268,96 77 649,13.
разделу «Национальная оборона» выделено 413,7 млрд руб., что на 58,6 млрд руб. больше, чем в 2003 г. Доля же Министерства обороны в этом разделе превышает 380 млрд руб. На 2005 г. запланированы расходы на «Национальную оборону» 528,083 млрд дол., из них на Вооруженные Силы 383,043 млрд руб.
По структуре средства распределяются: на обеспечение Государственной программы вооружений (ГПВ) — порядка 40 %, более 57 % средств предусмотрено на содержание и материально-техническое обеспечение войск, в том числе на боевую подготовку — свыше 7 %.
Распределение ассигнований на 2004 г. на оснащение Вооруженных Сил РФ и воинских формирований РФ представлены в табл. 3. Наметилась тенденция роста производства продукции в ОПК.
Доля оборонной продукции в общем объеме производства ОПК составляет 51 %. При этом доля ОПК в производстве высокотехнологичной продукции составляет: по космической, авиационной и электронной технике, оптическому приборост-
5 Предприятия ОПК России и стран СНГ. — М.: АРМС-ТАСС, 2003.
роению, промышленным взрывчатым веществам — 100 %; по судостроению — 90 %; по средствам связи — 70 %; медицинской технике — 60 %; по оборудованию ТЭК — 30 %. Доля ОПК в экспорте наукоемкой машиностроительной продукции и технологий составляет около 35 %.
Что касается дальнейших перспектив производства продукции гражданского назначения в российском ОПК, то в 2004 г. его объем планируется увеличить на 88,4 % по сравнению с 1999г. Количество изделий электронной, авиационной и медицинской техники, потребительских товаров должно увеличиться за это время в 2 — 2,6 раза, технологического оборудования для легкой промышленности, АПК, ТЭК и продукции гражданского судостроения — в 1,4 — 1,7 раза. Доля продукции гражданского назначения в общем объеме продукции ОПК возрастет до 50 %.
Финансово-экономическое положение ОПК продолжает оставаться сложным. Кредиторская задолженность (209 526,7 млн руб.) по всем предприятиям ОПКпо итогам 2003 г. превышала дебиторскую (142 087,3 млн руб.) почти в 1,5 раза. 267 предприятий (из почти 1 600) оставались убыточными3.
Средняя рентабельность в оборонной промышленности составила по итогам 2002 г. лишь 9 %. Впрочем, уровень рентабельности резко колебался в зависимости от наличия или отсутствия экспортных заказов. В радиоэлектронном комплексе при наличии экспортных контрактов рентабельность превышала в 2003 г. в среднем 50 % (в том числе более 75 % — по экспорту ПВН). При отсутствии же экспорта рентабельность составила 13,3 %, при этом она едва превышала нулевую отметку, если предприятия были заняты выпуском гражданской продукции для внутреннего рынка.
В настоящее время ОПК России включает в себя 1 700 государственных и частных оборонных предприятий с более чем 2 млн работников. Ядром ОПК являются 1 279 заводов и научных центров, из которых более 400 поставляют продукцию на экспорт. Недофинансирование предприятий оборонки на протяжении более чем 10 лет привело к тому, что на стремительно стареющем оборудовании при недостатке высококвалифицированных специалистов количество рекламаций на продукцию военных предприятий для Вооруженных Сил РФ выросли в 10 раз, а из-за рубежа — в 20 раз. Только 1 % предприятий российского ОПК имеет международный сертификат качества ISO 9000. Оборудование самых первоклассных оборонных предприятий безнадежно устарело на 80% и более.
К числу основных проблем, характеризующих состояние ОПК и определяющих перспективы его развития, относятся:
сохраняющаяся избыточность возможностей ОПК по производству товаров и услуг военного назначения по отношению к уровню сложившихся и прогнозируемых расходов государства на финансирование гособоронзаказа и мобилизационных заданий (текущий уровень загрузки производственных мощностей не превышает 15 — 20 %);
накопленное неудовлетворительное финансово-экономическое состояние большинства предприятий (производство В ВТ по внутренним заказам является убыточным на каждом шестом предприятии);
относительно высокая доля государственной собственности при слабом контроле со стороны органов государственного управления за ее использованием;
дезинтеграция технологически связанных производств и научно-исследовательских организаций;
прогрессирующее старение парка производственно-технологического и научного оборудования, не восполняемого в достаточном для поддержания современного технологического уровня
объеме (около 45 % используемых в России технологий для производства В ВТ старше Шлет);
старение и ухудшение качественного состава научных и производственных кадров;
неэффективное, сточки зрения долгосрочной перспективы, использование доходов от экспортных контрактов;
прогрессирующее исчерпание научно-техничес-ких заделов и ухудшение динамики их восполнения;
низкая, по сравнению с мировым уровнем, конкурентоспособность имеющихся производственных мощностей и технологий для использования в гражданском секторе экономики.
По результатам мониторинга, проведенного Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) по 57 предприятиям ОПК в 2002 г., лишь 12 % из них являются платежеспособными (по промышленности — 25 %), 44 % относятся к первой категории неплатежеспособных (долги соответствуют доходам за 3 — 12 месяцев), остальные неплатежеспособные второй категории (для покрытия долгов необходимо работать свыше одного года). Налоговая задолженность предприятий ОПК, по данным МНС России, составляет 43 млрд руб.
В течение последних 10 лет проблемой предприятий ОПК является содержание мобилизационных мощностей (на некоторых предприятиях они составляют до 60 %). Задания для предприятий на «расчетный год — 2000», которые вступили в действие в 2003 г., предусматривали сокращение производства в десятки раз.
В настоящее время оборонные предприятия лишились льгот по налогу на прибыль, направляемую на развитие производства (в бюджет раньше отчислялось 17,5 % прибыли, теперь — 24 %).
Износ производственной базы ОПК составляет от 60 % (Росавиакосмос) до 82 % (Российское агентство по обычным вооружениям).
Доля оборудования с возрастом более 10 лет составляет 80 — 90 %, а темпы обновления — менее 1 % в год (необходимо 6 — 7 %). Рентабельность (с поправкой на инфляцию) составляет 5 %. Такая же ситуация и с выполнением федеральных целевых программ. Так, в соответствии с Федеральной целевой программой (ФЦП) «Национальная технологическая база на 2002 — 2006 гг.» предполагается направить за 5 лет всего 206 млн дол. на создание 850 тыс. рабочих мест (305 дол. на одно рабочее место). В процессе реализации ФЦП «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002 — 2006 гг.)» планируется выделить на од-
ного работающего по 250 дол. Для обеспечения необходимой производительности труда минимальными являются вложения в 10 тыс. дол. на одно рабочее место. Львиную долю инвестиций в обновление основных производственных фондов составляют средства предприятий. В Российском агентстве по системам управления, например, реальные инвестиции составляют 1 млрд руб. в год, в то время как минимальная величина их должна быть 12 млрд руб. в год, а оптимальная — 50 млрд руб. в год.
Поскольку развитие ОПК — это не только обеспечение национальной безопасности РФ, но и реальный путь к подъему высокотехнологичных отраслей российской экономики, то одной из основных задач государства в этой области является поиск внутренних источников инвестиций в развитие оборонных предприятий.
Именно обеспечение притока новых инвестиций в ОПК должно рассматриваться в качестве основного требования к научно-техническому уровню ОП К.
Поскольку сегодня наиболее высокотехнологичной отраслью экономики продолжает оставаться ОПК, то рассмотрим состояние и инновационно-инвестиционные проблемы ОПК.
Контроль за деятельностью национального ОПК является важнейшей функцией государства. Для этого в распоряжении государства имеется достаточно средств: необходимая нормативная и правовая база; обусловленные контрактом требования по своевременному и качественному выполнению военного заказа; требования к цене на производимую военную продукцию, обусловленные наличием бюджетных средств; установленная законом возможность получения выгодного военного заказа, налоговых и иных льгот; требования к быстрому развертыванию и устойчивому функционированию ОПК в чрезвычайных условиях.
Стремление государства в современных условиях функционирования рыночной системы хозяйствования сохранить контроль за военным производством все чаще сталкивается с объективными трудностями:
1. Государство не всегда может содержать в качестве своей собственности весь необходимый ему ОПК и добиться при этом его эффективной работы. Поэтому оно вынуждено идти на приватизацию предприятий ОПК.
2. Потребность в наиболее дорогостоящих системах оружия неуклонно сокращается.
6 Шахрай С.М., Подберезкин А.И. Россия и мир в период глобализации: долгосрочные тенденции развития. — М.: НИИ СП, 2004.
3. Унификация процессов изготовления военной и сходной гражданской продукции, являющаяся следствием стремления производителей ВВТ к снижению издержек производства, ведет к размыванию границ ОПК и фактически к его исчезновению как традиционно управляемого государством сектора экономики. Основные проблемы отечественного ОПК известны: слабая государственная поддержка и абсолютно недостаточное государственное финансирование; громоздкая и неэффективная система управления оборонным заказом; отсутствие четкой вертикали государственного управления военно-технической политикой, оборонными НИОКР и производством в рамках Государственной программы вооружения.
Поэтому акцент будет сделан на анализе проблем активизации инновационно-инвестиционного процесса в интересах создания и продвижения на мировой рынок вооружения современных и перспективных образцов ПВН, атакже обеспечения конкурентных преимуществ на мировом рынке оружия отечественной продукции по сравнению с зарубежной.
Низкая конкурентоспособность продукции российской промышленности привела к потере более половины внутреннего рынка потребительских и индустриальных товаров и услуг. Реальная потребность российской производственной сферы в инновациях как никогда велика. Осуществление инновационной деятельности для большинства российских предприятий становится единственным способом их дальнейшего существования.
В то же время наблюдается очень низкое практическое использование научных разработок, их промышленное освоение и выведение на рынок. В итоге, обладая высоким научным потенциалом, практически равным по своим научным результатам американскому, российская наукоемкая продукция на мировом рынке составляет около 0,5 %, что примерно в 150 раз меньше уровня США6.
В настоящее время вклад инвестиций в ВВП РФ оценивается Минэкономразвития только в 10 %, что очень мало.
Выход из сложившегося положения через активизацию инновационно-инвестиционной деятельности характерен и для предприятий ОПК. Это заставляет оборонные предприятия активизировать деятельность по развитию своей научно-технической и производстве нно-технологической базы, с тем чтобы более полно соответствовать требованиям мировых стандартов по всем аспектам функционирования.
Однако усилий одних только оборонных предприятий в этой области недостаточно. Необходимы
усилия государства в целом, поскольку пока российская экономика базируется преимущественно на добыче и переработке сырья и, несмотря на некоторое оживление за последние 2 года, еще нельзя говорить о возрождении машиностроения как основы оборон-но-промышленного комплекса (доля машиностроения в структуре промышленности России составляет около 20 %, в то время как в США — 42 %, в Германии — 47 %). Это тем более важно, что сегодняшний мировой рынок наукоемкой продукции — это 2,3 трлндол., на значительную часть которого (до 10%к 2010 г.) могла бы претендовать Россия.
Без коренного улучшения производственной базы ОПК — наиболее высокотехнологичной отрасли российской экономики — повышение доли российского сегмента на мировом рынке наукоемкой продукции невозможно. А сегодня не только в ОПК, но и во всей промышленности имеются проблемы с восстановлением изношенной производственной базы.
Однако пока промышленность в целом и оборонно-промышленный комплекс в частности сидят на голодном инвестиционном пайке, который, хотя постепенно и увеличивается, но не позволяет коренным образом улучшить производственные фонды.
Если ситуацию не исправить, то это непосредственно скажется не только на объемах военно-технического сотрудничества, но и на его структуре. При этом большая часть затрат на обновление производственных фондов осуществляется за счет собственных средств.
Существенным образом страдает от отсутствия инвестиций и разработка новых технологий. В результате сложилась ситуация, когда количество экспортируемых технологий значительно меньше количества импортируемых (табл. 4).
Экспорт и импорт техн
Таким образом, Россия и в этом отношении стала терять свои позиции. Возможности развития производства и расширения экспорта промышленной продукции определяются интенсивностью внедрения инноваций.
Согласно данным Госкомстата России, оборонные отрасли промышленности характеризуются сравнительно высоким уровнем инновационной активности по сравнению с другими (табл. 5).
В инновационно активных организациях занято более 50 % работающих в оборонных отраслях промышленности, на долю таких предприятий приходится 70 % общего объема отгруженной продукции и почти 90 % продукции, поставленной на экспорт.
Среди инновационно активных предприятий авиационной, электронной, радиопромышленности и промышленности средств связи преобладают предприятия, внедряющие продуктовые инновации, направленные на расширение ассортимента, повышение качества продукции, применение более эффективных компонентов и материалов.
В судостроительной промышленности в основном внедряются процессные инновации (новые производственные методы, обеспечивающие наряду с выпуском технологически новой продукции снижение материальных затрат в производстве).
Наибольший объем инновационной продукции, в том числе принципиально новой, основанной на новых технологиях и материалах, выпускают предприятия судостроительной промышленности. В этой отрасли удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции инновационно активных предприятий составляет более 80 %, в электронной промышленности — более 30 %. В общем объеме производства оборонных предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, ин-
Таблица 4
н ий в промышленности
Экспорт технологий в зарубежные страны Импорт технологий из зарубежных стран
Отрасли промышленности Количество соглашений Стоимость (тыс. руб.) Количество соглашений Стоимость (тыс. руб.)
Промышленность в целом 126 270 131,2 447 9 287 941,7
Электроэнергетика 5 2581,1 4 5 445,8
Топливная промышленность 1 116,6 68 3 569 352,4
Машиностроение и металлообработка 109 252 422,1 104 72 8762,4
Таблица 5
Доля инновационно активных предприятий
Отрасли промышленности Доля инновационно активных предприятий (%)
Электроэнергетика 3,6
Топливная промышленность 4,3
Машиностроение и металлообработка 1,8
ОПК 30
новационная продукция занимает 16 %, втом числе принципиально новая — 11 %. В территориальном разрезе основная часть инновационной продукции оборонных отраслей производится предприятиями Северо-Западного, Центрального и Приволжского федеральных округов.
Одним из важнейших показателей результативности инновационной деятельности является объем экспорта инновационной продукции. В целом, удельный вес оборонных отраслей в российском экспорте инновационной промышленной продукции составляет 25 %, в том числе в экспорте принципиально новой продукции — 50 %.
Вместе с тем активность предприятий ОПК в области разработки и внедрения нововведений по сравнению с индустриально развитыми странами, где удельный вес инновационно активных предприятий находится в диапазоне 60 — 70 %, в настоящее время явно недостаточна. Обновление продукции в оборонных отраслях осуществляется медленными темпами. Длительность жизненного цикла (период производства до момента замены) основного вида продукции предприятий оборонных отраслей в основном составляет более 5 лет, в том числе на каждом третьем предприятии — более 10 лет. В общем объеме продукции оборонных отраслей доля инновационной продукции составляет только десятую часть.
Во многом это обусловлено практическим отсутствием дополнительных источников финансирования инновационной деятельности (финансирование инновационной деятельности на 60 — 80 % осуществляется за счет собственных средств предприятия). Однако в настоящее время практически каждое второе оборонное предприятие является убыточным, что резко ограничивает их возможности финансировать технологическое перевооружение из собственной прибыли. Средства федерального бюджета составляют в целом по оборонным отраслям менее 10 % расходов на эти цели и только в электронной промышленности достигают 20 %. Доля средств местных бюджетов и внебюджетных фондов в структуре затрат на технологические инновации крайне незначительна. Иностранные инвестиции в технологическое перевооружение предприятий ОПК практически отсутствуют.
С учетом этого основным экономическим фактором, препятствующим осуществлению инноваций, для абсолютного большинства оборонных предприятий является недостаток собственных денежных средств. Кроме того, для каждого вто-
7 Электронный банк данных ФГУП «Рособоронэкспорт», 2001 - 2004.
poro предприятия, занимающегося инновационной деятельностью, к числу основных факторов, замедляющих инновационный процесс, относится отсутствие финансовой поддержки со стороны государства. Высокий экономический риск и длительные сроки окупаемости нововведений также ограничивают инновационную деятельность значительной части оборонных предприятий.
Интенсивность инновационных затрат предприятий в оборонных отраслях лишь немногим превосходит среднюю по промышленности. Удельный вес затрат на инновации в общем объеме продукции инновационно активных предприятий ОПК составляет 4,4 %, в промышленности в целом — 3,5 % (в то же время в цветной металлургии — 5,1 %, в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности — 6,3 %, в нефтеперерабатывающей промышленности —9,0%).
В структуре затрат на технологические инновации в оборонных отраслях наиболее значительную часть (около 40 %) составляют капитальные вложения, направленные на приобретение машин и оборудования (в том числе в промышленности вооружений — почти 50 %, в радиопромышленности более — 60 %). Кроме того, почти 20 % общих затрат приходится на производственное проектирование и другие виды технологической подготовки производства для выпуска новой продукции. Таким образом, более половины инновационных затрат связано непосредственно с процессами освоения нововведений.
На научные исследования и разработки приходится 25 % общего объема инновационных затрат. Только в авиационной, судостроительной и электронной промышленности затраты на разработку новой продукции превышают 30 %. Оборонные предприятия в основном разрабатывают инновационную продукцию совместно с другими организациями, только предприятия электронной промышленности — собственными силами. В объеме выпуска продукции инновационно активных предприятий в целом по оборонным отраслям доля затрат на научные исследования и разработки составляет около 1 %. Более высокой науко-емкостью отличается продукция инновационно активных предприятий судостроительной и электронной промышленности (соответственно 2,5 и 2,8 %)7.
Доля затрат на маркетинговые исследования и рыночное внедрение инновационной продукции в оборонных отраслях не превышает 7 %. Наибольшее внимание маркетинговой деятельности уделяется в судостроительной промышленности. Затраты на приобретение программныхсредств, новых технологий, а также обучение и подготовку персонала неве-
лики (соответственно 1,7, 1,1 и 0,7 % от обшей суммы затрат на технологические инновации). Программное обеспечение приобретают в основном предприятия авиационной промышленности, новые технологии — предприятия промышленности средств связи. Наиболее значительные средства в обучение и подготовку персонала вкладывают предприятия судостроительной промышленности.
Среди других факторов, сдерживающих инновационную активность предприятий, можно отметить: в авиационной промышленности — дефицит квалифицированного персонала; в электронной промышленности — недостаток информации о новых рынках сбыта; в судостроительной промышленности недостаток — информации о новых технологиях и возможностей для кооперирования с другими предприятиями и организациями.
Негативное влияние на развитие инновационной деятельности оказывают также низкий спрос со стороны потребителей на инновационную продукцию, недостаточность законодательных и норматив-но-правовыхдокументов, регулирующих инновационную деятельность, неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднических, информационных, юридических, банковских и других услуг).
Важным фактором, определяющим низкую инновационную деятельность предприятий, можно считать существенно заниженную стоимость нематериальных активов.
Что касается оборонных предприятий, то, по оценкам ряда специалистов, реальная стоимость основных фондов (станки, недвижимость) предприятий должна составлять не более 10 — 15 % от общей стоимости предприятий, а остальные 85 — 90 % — интеллектуальная собственность.
Также негативное влияние оказывает практически полное отсутствие обмена технологиями и техническими достижениями между предприятиями оборонных отраслей России и предприятиями стран СНГ. В общем объеме экспорта инновационно активных предприятий российского ОПК доля продукции, поставляемой в страны СНГ, составляет около 1 %, инновационная продукция в страны СНГ почти не экспортируется. Расширение сотрудничества с государствами СНГ в научной и научно-технической сфере является одной из первоочередных задач государственной политики в области развития ОПК.
Определенные надежды на изменение структуры источников финансирования инновационной деятельности связаны с реализацией Государственной программы вооружения на2000 — 2010 гг., кото-
рой предусматривается в период до 2005 г. более 40 % средств, выделяемых на развитие вооружения, направить на НИОКР в целях создания новых видов ВВТ. Практика реализации государственных оборонных заказов, отражающих основные параметры ГПВ, свидетельствует, что эти пропорции в основном выполняются, однако в абсолютных значениях выделяемых ассигнований явно недостаточно для формирования научно-технического задела, необходимого для создания перспективных образцов ПВН.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что, несмотря на прогресс по большинству экономических показателей, коренного перелома в отношении финансирования фундаментальных исследований и научно-технологической базы, являющейся фундаментом создания перспективных образцов ПВН, пока не произошло. Поэтому необходим поиск как новых источников финансирования разработок перспективных образцов ПВН, так и механизмов повышения эффективности использования выделенных финансовых ресурсов. Исследования показали, что решение проблемы финансового обеспечения процесса создания перспективных видов ПВН лежит на пути активизации инвестиционной и инновационной деятельности в ОПК.
Именно инвестиционно-инновационная деятельность в условиях рыночных отношений является основным средством создания новой продукции и получения экономического эффекта от ее реализации. Инвестиции — поток вложений средств, отвлеченных с определенной целью от непосредственного потребления. Под инвестициями здесь понимаются долгосрочные вложения капитала (денежных средств, акций, паев, лицензий, технологий и др.) в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты в целях получения прибыли. Они, как правило, осуществляются в рамках инвестиционных проектов — мероприятий (предложений), направленных на достижение определенных целей (экономических или внеэкономических) и требующих для своей реализации использования капитальных ресурсов (капиталообразующих инвестиций).
Мировая практика реализации инвестиционных проектов позволила сформировать основные методологические направления и принципы формирования инвестиционных проектов, выполнение которых позволяет обеспечить достижение поставленных целей. Соблюдение этих принципов в рамках инновационно-инвестиционной деятельности в ОПК, способно существенно повысить качество вновь создаваемой оборонной продукции, конкурентоспособной
на мировом рынке вооружения. Однако реализация этих направлений и принципов возможна только в условиях наличия значительных средств, которые могут быть инвестированы в ОПК.
Финансово-экономическое состояние большинства отечественных оборонных предприятий определяется не столько объемами Государственного оборонного заказа, доля которого в настоящее время невелика, сколько выполняемыми экспортными контрактами и выпуском высокотехнологичной продукции гражданского назначения. И в этом смысле существенное значение будут иметь последствия вступления России в ВТО. Если вступление в ВТО существенных изменений в распределение объемов Государственного оборонного заказа не внесет, а следовательно, этот фактор финансово-экономического благополучия оборонных предприятий мало изменится, то в отношении продукции гражданского назначения вступление в ВТО существенно обострит конкуренцию на внутреннем рынке.
Таким образом, основной проблемой для оборонного сектора российской экономики станет изменение условий сбыта производимой гражданской продукции, что может привести к ухудшению общего финансово-экономического состояния производственной сферы ВТС.
Именно поэтому большинство руководителей российских предприятий негативно относятся к ускорению процедур вступления в ВТО. Так, по оценкам экспертов, о своей готовности работать по нормам и правилам ВТО заявляют только 10 % российских предприятий.
Анализ показывает, что наиболее быстро растущий сегмент мировой торговли — наукоемкие
технологии и товары. Темпы роста их производства и экспорта в 2 — 3 раза выше соответствующих показателей традиционных отраслей — текстиля, продовольствия, металлов. В большинстве международных классификаций к сфере высоких технологий относят производство авиационной техники, автомобилей, фармацевтических товаров, а также комплекс информационных технологий, включающий электронику, компьютеры, средства связи, программное обеспечение (львиная доля этих технологий создана в российском ОПК).
Среди технологических направлений, в которых, по мнению российских экспертов, Россия сохраняет передовые позиции, следует, в первую очередь, отметить разработки, связанные с освоением и использованием космического пространства.
Сопоставимые с лучшими мировыми образцами разработки Россия имеет и в отдельных областях информационных технологий, касающихся, в первую очередь, применения сложных математических методов и разработки соответствующего программного обеспечения. Кроме того, Россия стоит в одном ряду с мировыми технологическими лидерами в создании систем направленной энергии, новых высокоэнергетических веществ, в атомной энергетике, ряде технологий авиастроения (табл. 6).
В статистике мирового рынка высоких технологий ОПК России присутствует в таких сегментах, как продукция военного назначения, коммерческие запуски космических спутников, создание телекоммуникационной и навигационной аппаратуры. Наиболее крупным сегментом наукоемкой высокотехнологичной индустрии, способным в условиях ВТО на равных конкурировать с экспор-
Таблица 6
Уровень развития отечественных высоких технологий в сравнении с мировым
Технологии Уровень развития в России*
1. Создания и применения новых материалов и веществ 2
2. Создания перспективных датчиков и чувствительных элементов 2
3. Компьютерные и автоматизированное управление 4
4. Создания и применения оптических и оптико-электронных средств 2
5. Создания и применения перспективных радиотехнических, радиолокационных и гидроакустических средств 2
6 Имитации и моделирования ситуаций, прогнозирования, подготовки, обоснования и выбора решений 3
7. Энергетики 2
8. Создания систем направленной энергии 1
9 Перспективных средств телекоммуникаций 3
10. Создания и применения новых высокоэнергетических веществ, порохов и топлив 1
11. Создания новых перспективных конструкций сооружений, машин и механизмов 2
12. Геофизического, метеорологического обеспечения 2
* I — мировой уровень; 2 — отставание (до 5 лет); 3 — значительное отставание (5 — 10 лет); 4 — сильное отставание (более 10 лет или необратимое).
тной продукцией развитых стран на мировых рынках, является ориентированная на внешние поставки часть оборонного комплекса России.
Процесс адаптации России к глобальным тенденциям научно-технологической и промышленной интеграции находится на начальной стадии. Одна из причин — запаздывание в реформировании инновационной сферы, отсутствие комплексной внешнеэкономической политики, одним из направлений которой должна стать преференциальная поддержка разработчиков и производителей конкурентных на мировом рынке технологий, наукоемких товаров и услуг.
Глобальные процессы интеграции и кооперации в сфере науки, технологий и наукоемких отраслей промышленности, «новые правила игры» на мировых рынках интеллектуальной собственности, наукоемких товаров и услуг в значительной степени формируются ВТО.
К этому следует добавить глобализацию рынков капитала, в частности прямых иностранных инвестиций, которые все больше проникают в национальные инновационные структуры. Безусловно, что в этих условиях государственная политика в области развития новейших отраслей России должна быть адаптирована к современным мировым инвестиционным процессам и тенденциям, международным нормам и правилам, с тем чтобы не оказаться в изоляции от них. Одновременно с этим она должна предусматривать и формы защиты от негативных последствий глобализации мировой экономики и рынков новых технологий.
Проведенный анализ показал, что для ОПК наиболее существенные проблемы вступление в ВТО может создать, как отмечалось, в сфере производства гражданской продукции, прежде всего в части авиации гражданского назначения, поскольку при этом предполагается:
осуществить ликвидацию импортных пошлин, НДС и таможенных сборов при ввозе в страну воздушных судов (кроме военных), компонентов и узлов, авиадвигателей и их частей, авиационных тренажеров;
любую закупку авиатехники проводить только на основе конкурса с участием иностранных производителей;
включать в стоимость воздушного судна денежный эквивалент всех форм государственной поддержки;
осуществить гармонизацию правил сертификации и стандартов производства.
Эти условия могут ограничить возможности
прямой государственной поддержки авиастроения. Вместе с тем задачи развития отрасли на принципиально новом технологическом уровне, по оценкам большинства специалистов, невозможны без широкой международной кооперации.
Возможность реализации крупных программ развития авиастроения в сотрудничестве с европейскими производителями в настоящее время получает политическую поддержку и учитывается на переговорах. При этом Россия может отказаться от пошлин на те комплектующие, которые у нас не производятся.
С учетом изложенного, для обеспечения интересов производственной сферы военно-технического сотрудничества при вступлении России в ВТО необходимо учитывать следующее:
1. Опыт развитых и новых индустриальных стран показывает, что новые технологии и инновации стали ключевым ресурсом экономического роста и в перспективе их значение усилится, но инновационный тип экономического роста невозможен без присутствия на мировых рынках высоких технологий.
2. Соглашения ВТО и механизмы урегулирования спорных проблем дают возможность приобретения знаний и опыта управления процессами международного трансферта и коммерциализации технологий, защиты прав интеллектуальной собственности, используемых в мироой практике. Это снизит неизбежные потери, которые Россия уже несет в этой сфере.
3. Снижение уровня импортных пошлин на ввозимые в Россию новейшие технологии, наукоемкие товары и услуги позволит относительно удешевить создание многих видов технически сложной продукции, в которой высок удельный вес зарубежных комплектующих.
4. Мировая практика последних десятилетий убедительно доказывает, что членство в ВТО не препятствует проведению «прозрачной» промышленной и инновационной политики, допускает бюджетное субсидирование НИОКР, отраслевые, региональные и другие адресные льготы производителям наукоемкой и технически сложной продукции.
5. Технологическая безопасность в современных условиях обеспечивается не только оборонными, но и чисто гражданскими производствами, особенно в сфере современных информационных технологий. Соображения национальной безопасности требуют уменьшить зависимость от импорта ряда высокотехнологичных товаров, исключить захват иностранным капиталом ключевых позиций
на стратегически важных сегментах российского рынка.
6. Правила ВТО предусматривают, что в течение переходного периода могут применяться специальные меры по защите экономики и ограничению возможных негативных последствий. Кроме того, уступки присоединяющейся страны отчасти компенсируются удовлетворением ряда встречных требований по чувствительным позициям экспорта.
7. Повышается инвестиционная привлекательность страны за счет внедрения в национальное законодательство общепринятых механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности.
8. В практике стран-членов ВТО для стимулирования и поддержки отраслей высоких технологий широко применяются меры нетарифного характера.
Таким образом, участие в ВТО позволит найти баланс между степенью открытости внешней торговли товарами и услугами и национальными интересами в области развития отраслей высокой технологии, к которым, в первую очередь, относится ОПК, производящий ПВН.
При эффективной государственной политике вступление в ВТО не внесет дополнительных угроз технологической безопасности страны, а по ряду позиций может содействовать ее укреплению. Вместе с тем решение о вступлении потребует, как отмечалось, совершенствования нормативной базы в области стандартизации, охраны прав интеллектуальной собственности, а также разработки нового комплекса государственных мероприятий внешнеэкономической, научной и инновационной политики, учитывающих особенности развития высокотехнологичных отраслей.
Можно отметить, что независимо оттого, какой из сценариев мирового развития будет реализован на практике, факторы, воздействующие на российскую экономику, в том числе ОП К и систему ВТС, можно сформулировать следующим образом:
1. Дальнейшее развитие интеграционных процессов в мировой экономике и завершение формирования основных региональных центров. В силу своего геополитического положения Россия будет продолжать тяготеть к каждому из них.
2. Глобализация мировой экономики приведет к интенсивному образованию транснациональных корпораций, в результате чего многие российские предприятия, в том числе входящие в ОПК, могут оказаться вовлеченными в деятельность этих корпораций. Следовательно, может возникнуть зависимость отечественных предприятий ОПК от дея-
тельности этих транснациональных корпораций и даже могут оказаться в структуре ТНК.
3. По мере развития транснациональных корпораций они начнут оказывать серьезное влияние на внешнюю и внутреннюю политику всех государств, в том числе и России. За счет формирования наиболее выгодной системы экономических отношений, прежде всего в направлении либерализации экономики, в мире будет развиваться система международного разделения труда, в результате чего каждая страна будет специализироваться на производстве определенных видов и элементов вооружений.
4. Многие страны утратят возможность создания конкурентоспособных образцов продукции военного назначения и окажутся полностью зависимыми от других стран. В результате политики транснациональных корпораций усилится ориентация этих стран на отдельных поставщиков ПВН.
5. По мере дальнейшего развития мировой экономики изменится законодательство многих стран в сфере военно-технического сотрудничества. При этом дальнейшее развитие получат контракты на поставки ПВН с офсетными условиями.
6. Возрастет роль мирового сообщества в регулировании военно-технического сотрудничества. В результате объединения деятельности различных международных организаций возрастет уровень открытости военно-технического сотрудничества, мировой рынок вооружения станет более прозрачным.
7. Для России первым этапом либерализации станет вступление в ВТО, которая окажет свое влияние на формирование законодательно-правового поля и экономический уклад РФ. За счет участия в хозяйственной деятельности России иностранных компаний существенно усилится внутренняя конкуренция, в том числе среди производителей ПВН.
8. Интеграционные процессы в мировой экономике не устранят политических противоречий между различными регионами мира. И с углублением сегментации мировой экономики по уровню экономического развития возникнут новые очаги напряженности, которые можно рассматривать как новые рынки сбыта ПВН.
9. Изменится структура ПВН, прежде всего в части ВВТ. В результате дальнейшего развития научно-технического прогресса усилится спрос на высокотехнологичное вооружение. Переход к так называемому «чистому» оружию станет свойственным не только ведущим странам, но и тем, которые являются импортерами обычных видов ВВТ. Усилится также спрос на «интеллектуальное» оружие.