19 (52) - 2009
УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ
геополитические интересы России и военно-техническое сотрудничество
А. Д. ПЛЕШКОВ,
кандидат экономических наук,
старший офицер Департамента финансового планирования и финансирования Министерства обороны РФ
Статья посвящена проблеме согласования политики военно-технического сотрудничества (ВТС) России с зарубежными государствами со стратегией осуществления геополитических интересов страны с учетом особенностей функционирования предприятий военной экономики и ее позиционирования на мировом рынке вооружения и военной техники. В рамках проблемы выявлены факторы опасности политики ВТС, вопросы, требующие первоочередного решения, выдвинуты предложения по организационным мероприятиям, парирующим воздействия указанных факторов и формирующим политику, обеспечивающую эффективное достижение геополитических интересов России в современных условиях.
Ключевые слова: военная экономика, военно-техническое сотрудничество, безопасность военно-технического сотрудничества, сетецентрическая форма управления военно-техническим сотрудничеством, геополитика, геополитические интересы, международные рынки вооружений, международная кооперация производства вооружений.
В любом государстве военная экономика определяет количественный и качественный состав вооруженных сил. Она воздействует на характер военных действий через вооружение и военную технику (ВВТ), личный состав и трудоспособное население, предопределяет размах, напряженность и другие характерные черты вооруженных конфликтов и войн. С учетом накопленного боевого потенциала эта экономика влияет на планы ведения войн и конфликтов, способы военных действий, масштабы и качество подготовки к ним [14]. В погоне за мощью ВВТ [10] военная экономика, получая и реализуя научно-технические достижения, создает благоприятные условия для инновационного развития национальной экономики и подготовки вооруженных сил к защите национальных интересов [12].
Одной из форм финансирования военной экономики России является привлечение денежных средств в рамках военно-технического сотрудничества (ВТС) с зарубежными государствами. Поэтому можно предположить, что устойчивый рост числа государств, вовлекаемых в ВТС вследствие проводимой Правительством РФ геоэкономической политики [16], должен способствовать укреплению, сохранению и расширению внутреннего пространства России.
В научно-прикладном плане указанная проблема адекватно формулируется и исследуется в терминах и понятиях геополитики [19], которую определяют как «синтетическую дисциплину, объединяющую элементы географии, истории, политологии, социологии, демографии, этнологии, экономики и т. д., ставящую целью изучение историко-геогра-фической динамики государства» [4].
Один из главных постулатов геополитики состоит в том, что географическое пространство является не просто территорией государства, а важным атрибутом его силы, поэтому геополитика стала устойчивым понятием, на котором в современных условиях строятся научные представления о геополитических интересах. В доступных автору источниках не удалось обнаружить исследований, посвященных вопросу влияния ВТС на осуществление геополитических интересов России.
Вместе с тем изученные автором проблемы ВТС [17] позволяют не только сформулировать данную задачу, но и предложить один из возможных вариантов ее решения, который может стать, на наш взгляд, ответом на запросы как теории и практики военной экономики [18], так и военно-стратегического противоборства [2].
Геополитические интересы России и особенности их осуществления в современных международных
- 51
условиях. Россия, занимая уникальное геополитическое положение, в настоящее время оказалась в эпицентре радикальных геополитических, геоэкономических и региональных изменений экономического, социально-экономического и военного характера. Страна не может не испытывать на себе воздействие процессов, в том числе негативных, происходящих в Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе, Латинской Америке, на Ближнем и Среднем Востоке. В последнее время определилось стремление отдельных государств, в первую очередь США, принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, в т. ч. реализуемых ООН и ОБСЕ, налицо попытки ведущих западных государств ослабить политическое, экономическое и военное значение России в мире. При этом основные угрозы в международной сфере обусловлены:
• укреплением военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширением НАТО на восток;
• возможностью появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных военных контингентов;
• бесконтрольным распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки;
• ослаблением интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;
• возникновением и эскалацией конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств—участников Содружества Независимых Государств;
• притязаниями на территорию Российской Федерации.
В связи с указанным, рассматривая геополитику как науку, оперирующую пространственными характеристиками, геополитические интересы России целесообразно трактовать как «совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, политической, международной, информационной, военной, пограничной и других сферах, позволяющую решать задачи по пространственной экспансии государства» [11].
В сфере военно-теоретических исследований по геополитическим проблемам современности геополитические интересы предлагается реализовать как организационно-предупредительными мерами и стратегиями военно-дипломатического характера [15], так и военно-техническими методами [8].
Доктринальной основой исследований и практической реализации указанных стратегий и методов являются, с одной стороны, директивные документы военных ведомств зарубежных государств,
52 -
в первую очередь США [13], с другой стороны, прогнозные разработки научных и руководящих учреждений Минобороны России [3].
Результаты анализа указанных документов свидетельствуют, что, во-первых, масштаб и характер войн и вооруженных конфликтов будущего будут определяться преимущественно экономическими и военными возможностями (потенциалами) противостоящих сторон, результативностью внешней и внутренней политики, а также эффективностью мер по их подготовке и ведению. Во-вторых, в обозримой перспективе становится маловероятной не только мировая война, но и крупномасштабная агрессия против России, останется лишь одна разновидность войн — обычные войны на театре военных действий [21]. Боевые действия будут осуществляться только с применением обычного, главным образом высокоточного оружия, но при постоянной угрозе применения ядерного оружия. И, в-третьих, военные действия будут осуществляться в новой объемной, сетецентрической форме, охватывающей одновременно все сферы вооруженной борьбы (суша, море, воздух, космос), где интенсивность электронного, экономического, психологического, информационного и силового воздействия будет нарастать во времени и пространстве, что позволит лишить противника инициативы и свободы маневра, добиться решительных результатов в кратчайшие сроки [5].
Таким образом, следует предположить, что в будущем военно-техническое сотрудничество позволит наиболее результативно осуществить геополитические интересы России путем реализации экономического потенциала ВТС в сетецентрической организационно-управляющей и производственной структуре, изоморфной указанной форме ведения войны будущего [23]. Поэтому, в целях раскрытия данного тезиса, выполним анализ основных аспектов политики военно-технического сотрудничества России, вопросов обеспечения комплексной безопасности и возможной пространственной экспансии на территории государств — импортеров ВВТ.
Особенности политики и практики военно-технического сотрудничества России с зарубежными государствами. Вооружение и военная техника являются весьма специфическим товаром, и это означает, что мировой рынок вооружения имеет свои особенности [1], основные из них следующие.
Наличие ограниченного числа государств-экспортеров при относительно большом числе импортеров. При этом первые зависимы от своих поставщиков из-за необходимости сервисного обслуживания, своевременной модернизации устаревшей техники
или ее замены, закупки боеприпасов и запчастей к ним. Таким образом, появление нового клиента в долгосрочной перспективе практически гарантирует целую серию взаимосвязанных контрактов.
Реализация торговли ВВТ исключительно посредством межгосударственных соглашений (поскольку торговля оружием является сферой национальных интересов государства) прямо связана с его безопасностью, что подразумевает возможные серьезные изменения в балансе военного (боевого) потенциала сторон.
Значительный срок исполнения контрактов. ВВТ относится к продукции, технически сложной для производства, поэтому заказы размещаются за несколько лет до поставок. С этим связана определенная предсказуемость рынка ВВТ, например, пик спроса приходится на время, когда вооруженные силы государств — импортеров ВВТ проводят плановую замену, модернизацию или замену вооружения.
Методы международного контроля, которые осуществляют ООН, Стокгольмский институт исследований проблем мира, исследовательские службы различных государств. Данные меры носят наблюдательный характер, так как ни одна международная организация не обладает полномочиями запретить продажу вооружений. Кроме того, каждое государство — участник рынка само принимает решение о представлении или непредставлении сведений о проданных и закупленных вооружениях. Наряду с указанными существует ряд объективных факторов, активизирующих рынок вооружений:
1) региональные и локальные конфликты, увеличивающие спрос на ВВТ;
2) потребности государств в современном вооружении для обеспечения национальной безопасности. Это особенно важно для стран, находящихся недалеко от «горячих точек», например, для богатых государств Персидского Залива;
3) увеличение государственных расходов на оборону. Общемировые расходы на закупку вооружений превысили уровень времен холодной войны (в 2006 г. затраты на оборону достигли рекордной суммы — около 1,059 трлн долл. [9]);
4) необходимость переоснащения армий тех государств, на вооружении которых находится устаревшая военная техника;
5) развитие горизонтальных связей в области торговли оружием между странами третьего мира. Этот сегмент относительно невелик, но он будет развиваться, поскольку относительно дешевые и простые системы оружия наряду с высокотехнологичными образцами ВВТ также имеют своих покупателей.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ:
Общий объем контрактов на поставку ВВТ в 2007 г. оценивается в 97,84 млрд долл. против 73,38 млрд долл. в 2006 г. и 46,4 млрд долл. в 2005 г., что демонстрирует высокие темпы его роста [22]. Этот год стал рекордным как по абсолютному объему рынка, так и по темпу прироста, однако это может быть связано с очередным этапом перевооружения, совпавшим у ключевых импортеров ВВТ.
Россия в качестве экспортера ВВТ представляет зарубежным партнерам следующий спектр услуг: непосредственный экспорт продукции, организацию лицензионного производства ВВТ за рубежом, модернизацию, техническое обслуживание и ремонт поставленных образцов, подготовку иностранных специалистов и др. Военно-техническое сотрудничество осуществляется с 76 государствами. При этом используются различные формы поставок, в том числе офсетные сделки, бартерные сделки, поставки ВВТ в счет государственного долга. Рост продаж наблюдается с 2000 г. Выручка российских экспортеров за этот период поднялась с 3,6 млрд долл. США до 7 млрд долл. Важно отметить относительно низкую стоимость российских ВВТ. Например, танк Т-90 стоит в 4 раза дешевле своего французского аналога «LECLERC», а новейший истребитель-бомбардировщик СУ-34 — в 2 раза дешевле французского истребителя «RAFALE». Кроме того, Россия предлагает большое число различного оружия и техники, тактико-технические характеристики которых в большинстве случаев либо так же высоки, как у их зарубежных аналогов, либо превышают их. Отличительной особенностью политики российского ВТС является готовность поставлять на мировой рынок вооружения самые современные образцы ВВТ, которыми не располагает собственная армия. Это способствовало появлению у России большого числа новых клиентов — Индонезии, Малайзии, Алжира, стран Латинской Америки и Ближнего Востока, связи с которыми были частично утеряны после распада СССР.
Основные угрозы безопасности ВТС России при решении задач осуществления геополитических инте -ресов Российской Федерации. Ранее проведенными автором исследованиями выявлено [17], что существующая практика ВТС содержит угрозы безопасности России в сферах обороны, экономики и политики. Например, весьма актуальной является задача сохранения боевого потенциала [24] перспективных средств вооружения в Вооруженных Силах России с учетом потенциала продаваемого за рубеж ВВТ.
При решении данной задачи для оценок боевых потенциалов средств вооружения и соотношения стратегических сил сторон обычно используются
-«- 53
приоритеты и безопасность
достаточно сложные математические методы и модели. Поэтому в свете задачи обеспечения геополитических интересов России предлагается использовать не модели и методы определения экономических составляющих военной безопасности [20], а технологию матрицы системной безопасности, формируемой экспертно-аналитическими методами [6].
В результате матричного анализа было выявлено, что обеспечение безопасности России в существующих условиях ВТС требует решения таких вопросов, как анализ опасных факторов ВТС, разработка системы правовых, организационно-технических и экономических мероприятий по обеспечению безопасности экспорта ВВТ и оценка потенциального уровня ущерба, характеризуемого тактико-техническими возможностями экспортируемого ВВТ и его конкурентоспособностью на рынке вооружений. С учетом этих факторов экспорт ВВТ должен предусматривать:
1) сохранение и развитие наукоемких оборонных технологий, научного и технического потенциалов оборонной промышленности России;
2) определение облика экспортных образцов ВВТ применительно к новым моделям реализации, характерным для покупателя;
3) разработку нормативных документов и специальных технических решений для экспортных разработок;
4) возможность использования новейших достижений, отработанных на экспортных образцах ВВТ, для создания собственных средств вооружения;
5) учет вопросов, связанных с экспортом на всех этапах жизненного цикла экспортируемой продукции (поисковые исследования, проектирование, изготовление, эксплуатация, модернизация, утилизация) и др.
Важным фактором при разработке политики безопасного экспорта ВВТ является анализ возможности нелицензионного воспроизводства покупателем оборонной продукции. С этой целью следует рассматривать различные уровни иерархии экспортируемых средств (комплексы, образцы, агрегаты, узлы, детали, материалы) и соответствующие уровни кооперации поставщиков с анализом возможности восстановления конструкции, схемных решений, алгоритмического обеспечения, рецептуры материалов и т. д. На основе изучения указанных проблем должна быть разработана система принципов определения возможности продажи различных видов ВВТ при сбалансированном решении вопросов экономической целесообразности, безопасности и реализации политики экспорта, которую мы счита-
54 -
ем основополагающей в системе обеспечения геополитических интересов России.
Основные вопросы, требующие решения при обеспечении безопасности военно-технического сотрудничества России. К числу данных вопросов целесообразно отнести следующие.
Определение соответствия экспортируемой продукции потенциальному ущербу, который может нанести ее применение. Этот ущерб определяют тактико-технические характеристики ВВТ (досягаемость, скорость, возможности боевой части и т. д.), цели, против которых может применяться данные ВВТ, количество продаваемых ВВТ и возможные способы применения ВВТ в условиях предполагаемого противодействия.
Определение целевых критериев ВТС, которые предполагают формулировку критерия сбалансированной полезности и безопасности этого процесса как получение максимальной полезности по экономическому, оборонному, социальному и техническому факторам при заданном уровне безопасности.
Определение состава экспортируемой продукции, в качестве которой может рассматриваться:
• материальная часть (системы вооружения, решающие конкретные боевые задачи; комплексы как составные части систем, решающие частные задачи; изделия, как используемые в комплексах, так и предназначенные для изучения конструкции и технологий; агрегаты, используемые в составе изделий либо для изучения их конструкций и технологий);
• документация (проекты для самостоятельной разработки и изготовления оружия; технологии для использования при создании собственных образцов и др.);
• знания специалистов (необходимые для работ по контракту, проведения консультаций, обучения специалистов покупателя и др.). Выявление намерений покупателя ВВТ, связанных с анализом цели покупки (оборона, нападение, перепродажа; повышение потенциала вооруженных сил своего государства; изменение общей концепции (доктрины) покупателя за время эксплуатации проданного образца и др.). Кроме того, требуют анализа географические параметры ВВТ (например, путем сопоставления удаленности границ и досягаемости боеприпасов), наличие возможности модернизации оружия, а также такие факторы, как взаимоотношения государства-покупателя с соседями и мировым сообществом, объем заказов, продолжительность спроса, сроки поставок, цены, конкуренты и т. п.
Особо важным вопросом при анализе покупателя является оценка стабильности ситуации в соответствующих регионах и возможности ее нарушения при продаже оружия на основе количественных оценок его потенциала с учетом экономических, политических, оборонных и других факторов.
Организация процесса продажи ВТС, предполагающая определение структуры органов, осуществляющих экспорт, состава проводимых мероприятий и их последовательности, требований, предъявляемых к экспортеру и продукции (налоги, отчисления, лицензии, сертификаты и др.), и проведение специальных мероприятий по обеспечению безопасности.
Исходя из рассмотренных вопросов, формирование матрицы системной безопасности в условиях ВТС предполагает учет возникновения опасных факторов, рассмотренных ниже, по наиболее важным аспектам деятельности государства с противопоставлением выделенным опасностям мер по их парированию.
Факторы экономической опасности ВТС России, определяемые мировыми рынками вооружений. В данной группе могут быть сформулированы следующие факторы опасности.
• потеря рынков сбыта вооружений, которая может быть связана с незаинтересованностью покупателя (неувязка экспортных образцов с его системой вооружений, слабая конкурентоспособность, низкий уровень сервисного обслуживания, ненадежность кооперации разработчиков техники), а также с увеличением экспорта других государств, диктатом высокоразвитых государств, а также с введением ограничений и т. п.;
• низкая цена на экспортную продукцию, определяемая субъективными факторами поставщиков ВВТ, например, критическим положением предприятий-производителей, а также недостаточным знанием мировой конъюнктуры, слабыми рекламными возможностями или низким уровнем маркетинга продукции из-за отсутствия систематизированной информации для профессиональной деятельности на рынке, а также неподготовленностью кадров, способных от имени предприятия заниматься вопросами экспорта вооружений;
• неплатежеспособность покупателя ВВТ — фактор опасности, связанный с неизученностью рынка и в связи с этим с заключением сделок с государством, которому может быть отказано во внешних кредитах на цели закупок, либо сделки могут носить одноразовый характер
с заключением контрактов на малый срок, а также с нестабильностью экономического положения государства, определяемого кризисом экономики, внутренними конфликтами, международными эмбарго, возможными стихийными бедствиями и т. п.
Факторы военной (оборонной) опасности ВТС России, обусловленные особенностями государств — импортеров ВВТ. Здесь целесообразно выделить следующие факторы опасности:
• возможность развязывания новых конфликтов, приводящих к воздействию непосредственно на государство — экспортера вооружений, которое может произойти при ухудшении отношений с государством-импортером или в случае перепродажи оружия в другие недружественные и/или дружественные страны и в связи с этим развязывания новых многосторонних конфликтов, ухудшения отношений с дружественными и не очень государствами, нестабильности военно-политической и экономической обстановки;
• продажа высокоэффективных образцов вооружений, имеющих мощный поражающий потенциал, приводящий к потере преимуществ по видам вооружений государства-экспортера, и в связи с этим необходимость высоких финансовых затрат на создание средств противодействия значительному повышению потенциала противостоящих вооруженных сил, способных изменить стабильность обстановки в различных регионах с участием государства-импортера ВВТ;
• свертывание оборонных производств государства — экспортера ВВТ, приводящее к неоправданному снижению обороноспособности в окружении государств — импортеров ВВТ за счет разрушения организационных структур ОПК, замораживания оборудования, потери перспективных технологий и т. п. Факторы политической опасности военно-технического сотрудничества России с зарубежными го -сударствами. Здесь факторы опасности обусловливаются возможными нарушениями международных и межправительственных соглашений, в число которых, например, могут входить следующие:
• действия, противоречащие международным соглашениям, приводящие к распространению запрещенных вооружений и в связи с этим необходимость принятия контрмер по их парированию и/или изменению баланса сил, определяющих военный потенциал в различных регионах мира, в которых может произойти срыв
55
договоров и развитие гонки вооружений;
• изменения политической ситуации, связанные с осложнениями взаимоотношений со странами ближнего и дальнего зарубежья и выражающиеся в отказе от соблюдения отдельных позиций договоров, проведения экономических санкций, разрыве кооперации производителей вооружений, потере опорных баз и т. п. Факторы социальной опасности военно-технического сотрудничества России с зарубежными государствами. В данной группе факторов целесообразно выделить те, которые связаны с деятельностью предприятий ОПК России и угрозами техногенного характера, в том числе:
• конверсионная деятельность (производственные и организационные процессы), выражающаяся в «утечке умов», низкой социальной обеспеченности, потере кадров промышленности и пр.;
• нарушение экологии вследствие вредных производств собственных образцов и по заказам других государств, а также утилизации образцов вооружения.
Причинами экологической опасности могут стать:
• районы размещения оборонной промышленности России как зоны повышенной экологической опасности;
• предприятия, поставленные на грань выживания, могут идти на любые формы сотрудничества с зарубежными фирмами (размещать в России трудоемкие, материалоемкие, экологически грязные производства и т. д.);
• приоритеты в развитии химической промышленности, черной и цветной металлургии в ущерб техническому уровню разработок и мероприятий по сохранению окружающей среды. Факторы технико-технологической опасности
ВТС России с зарубежными государствами. В данной группе могут быть такие факторы опасности, как:
• снижение уровня военно-технических разработок при сокращении экспорта вооружений, выражающееся в современных условиях в неудовлетворении требований по качеству образцов, неукомплектованности систем; диспропорции развития видов вооружений;
• распространение передовых технологий и слабая патентная защита, приводящая к потере лидерства в приоритетных областях, и в связи с этим невозможность опережающего повышения уровня тактико-технических характеристик;
• отсутствие нормативной базы для разработки
56 -
экспортных образцов, приводящее к возможности эффективного применения экспортного вооружения по экспортеру, модернизации проданных образцов, нарушению связей с системой вооружения покупателя. Предложения по системе мероприятий, способных парировать факторы опасности ВТС России. Исходя из рассмотренной совокупности опасных факторов, совокупность мер их парирования может быть реализована в системе мероприятий, направленных на решение следующих задач:
1) исключение прецедентов возникновения опасностей (заблаговременное парирование);
2) отвод опасностей в случае их возникновения;
3) мотивированное восприятие опасностей, если отвести опасные факторы оказывается невозможным.
При этом система мероприятий по рассмотренным факторам опасностей должна включать взаимосвязанные правовые, организационные и технические мероприятия и в зависимости от условий опасностей и планов решения соответствующих задач должна быть сопряжена с общеевропейской и другими системами международной безопасности. Конкретные мероприятия по парированию факторов опасности должны формироваться в зависимости от вида программ ВТС (совместная разработка, экспорт или импорт вооружений, технологий и т. п.).
В качестве конкретного предложения рассмотрим рекомендуемые специалистами мероприятия парирования опасностей, вызванных свертыванием оборонных производств, приводящим к потере перспективных технологий, по рекомендуемым в матрице безопасности составляющим: «исключить», «отвести», «воспринять» [6].
Так в плане «исключить» могут быть предусмотрены мероприятия, связанные с формированием договоров по нераспространению вооружений и военной техники; пересмотром договорных обязательств; обеспечением специального контроля за экспортом вооружений; аттестацией и регистрацией предприятий, участвующих в ВТС; обеспечением государственных гарантий по поддержке деятельности предприятий ОПК.
В плане «отвести»: реализация системы мероприятий по выполнению контрактных обязательств; создание информационной системы для лиц, принимающих решения.
В плане «воспринять»: обеспечение модернизации образцов соответствующих вооружений; создание средств противодействия возможному
применению экспортируемых вооружений против государства-экспортера.
Эффективность мероприятий по обеспечению безопасности ВТС в каждом конкретном случае оценивается вероятностью исключения опасных факторов на установленный период времени при фиксированных затратах на реализацию мероприятий, направленных на их парирование.
Предложения по организации политики ВТС России в целях осуществления геополитических интересов. Сформулированные ниже предложения по организации обеспечения безопасности ВТС России при осуществлении геополитических интересов РФ являются развитием ряда идей автора, изложенных ранее [16, 17]. В частности, предложено рассматривать жизненный цикл любого проекта ВТС в форме логистической цепочки, в рамках которой происходит продвижения ВВТ от его производителя к потребителю. Такой подход позволяет использовать в процедурах обеспечения безопасности и контроля за политикой ВТС все многообразие методов, разработанных в теории логистики и реализованных на практике, а необходимые для послепродажной эксплуатации ВВТ объекты логистической цепочки максимально «перенести» за рубеж, создав предпосылки развития информационно-сетевой экономики предприятий российского ОПК.
В целях ужесточения процедур обеспечения безопасности и контроля за жизненным циклом ВВТ компоненты логистических цепочек предложено рассматривать в качестве высокорисковых территориально-распределенных объектов. Для эффективного обеспечения безопасности и контроля за этими объектами предлагается в структуре госкорпорации «Ростехнологии» создать самостоятельный административно-правовой институт, разработав для него на основе отечественного и зарубежного опыта регулирования ВТС соответствующие нормативные и правовые акты.
Считаем, что указанный институт должен осуществлять координацию ВТС России с зарубежными государствами в наиболее эффективной сетецентрической форме. При разработке указанной сетецентрической концепции обеспечения безопасности и контроля ВТС целесообразно учесть накопленный в данной сфере международный опыт военно-технической и экономической кооперации, который кратко сводится к следующему [7].
Известно, что в настоящее время функционируют устойчивые международные производственные цепочки, включающие национальные военные производственные структуры. Такие цепочки пересекают границы государств и действуют как единые
научно-производственные комплексы, обеспечивающие разработку и производство сложных систем вооружения и военной техники. Однако эти цепочки развиваются прежде всего в рамках определенных военно-политических блоков и договоров, что обусловлено влиянием, которое процесс распространения военных технологий оказывает на национальную экономику и международную безопасность.
Следует учитывать также, что развитие международных кооперационных программ создания вооружения и военной техники, усиление координации военно-экономической деятельности различных государств значительно стабилизируют международные потоки военных товаров и услуг. Это ведет к усилению связей между военными хозяйствами этих государств, росту их взаимозависимости, необходимости дальнейшего совершенствования межгосударственной координации программ разработки и производства вооружений.
Таким образом, развитие международной научно-производственной кооперации в области ВВТ приводит к дальнейшему выходу военно-экономических приготовлений за национальные границы. В результате степень осуществимости геополитических интересов России и судьба российской военной промышленности все в большей степени определяются уровнем развития военно-экономических связей. Причем степень зависимости военной промышленности небольших государств от военно-экономических связей значительно выше, чем крупных. Малые и средние государства выявили эту зависимость от внешних военно-экономических связей раньше, чем большие. Из этого следует вывод, что российские предприятия ОПК выживут только в том случае, если научатся сохранять свои преимущества или компенсировать недостатки посредством развития международных кооперационных связей с партнерами из стран ближнего и дальнего зарубежья.
России необходим интегрированный в рыночную экономику и диверсифицированный ОПК, предприятия которого восприимчивы к высоким технологиям и способны стимулировать развитие инновационного научно-технического потенциала и существовать в системе развитых кооперационных связей, а также способны экономически эффективно удовлетворить потребности оборонной безопасности России, быть источником валютных поступлений в государственный бюджет от экспорта ВВТ. Поэтому следует найти золотую середину между выгодами, которые возможны в случае участия в международной научно-производственной
- 57
кооперации в области разработки и экспорта военной продукции, и гарантиями сохранения национальной безопасности и осуществления геополитических интересов России.
В перспективе расширение международной научно-производственной кооперации необходимо использовать прежде всего для закрепления конкурентных преимуществ отечественных оборонных субъектов хозяйствования и улучшения возможностей производства практически всех составных частей указанной системы государства. Поэтому к совместной деятельности с иностранными партнерами должен быть проявлен выборочный подход, что определяется спецификой военной продукции.
Таким образом, на основе проведенного анализа приходим к следующим выводам.
1. В современных условиях у России есть два основных пути осуществления геополитических интересов: дальнейшее продвижение на мировые рынки вооружений в целях расширения экономического пространства и вхождение в международную научно-производственную кооперацию в целях расширения «физического» пространства. Для этого имеются необходимый военно-экономический потенциал и развитая научно-исследовательская и производственная базы предприятий ОПК. Кроме того, существует комплекс поддерживающих отраслей, способных поставлять конкурентоспособные виды комплектующих изделий. К негативным факторам относятся резкое ограничение спроса на военную продукцию на внутреннем рынке, объективное старение научно-исследовательской и производственной базы ОПК, слабый менеджмент экспорта ВВТ в условиях роста конкуренции на рынках вооружений. Сегодня Россия также не в состоянии вести фундаментальные исследования и НИОКР по всей гамме ВВТ. В связи с этим на первое место выдвигается военно-промышленная кооперация, за счет которой Россия должна, с одной стороны, расширять ВТС, которое является фактически торговлей оружием, созданным на заделе отечественных фирм, а с другой — развивать международные кооперационные программы по перспективным видам вооружений.
2. Чтобы не сводить ВТС преимущественно к экспорту готовых образцов ВВТ, производимых оборонными предприятиями страны, необходимо научиться оперировать на мировом рынке вооружений современной научной и высокотехнологической продукцией других российских хозяйственных структур, способных вписаться в международные научно-производственные и логистические цепочки,
58 -
осуществляющие разработку и производство перспективного ВВТ. Для этого необходимо определиться, с кем Россия будет развивать кооперацию в области военной продукции. Для достижения этого необходима общность военных, политических и экономических интересов, которую в настоящее время успешно формируют по своим каналам российские правительственные и военно-дипломатические структуры и ведомства.
3. Развитие международной кооперации потребует заметного изменения законодательной базы России в сфере ВТС. Она должна быть дополнена законами, уточняющими цели внешнеэкономической деятельности российских оборонных фирм в ходе выполнения международных программ разработки и производства обычных вооружений с учетом возможности парирования факторов угрозы геополитическим интересам России. Для развития и реализации кооперационных программ требуется создать современные организационные структуры как на уровне федеральных органов управления и соответствующих госкорпораций, так и на уровне оборонных предприятий. В связи с этим необходимо учитывать, что кооперационные программы создания вооружений традиционно осуществляются в рамках военно-политических союзов или договоров. Сегодня они особенно широко развиты в рамках блока НАТО. По всей видимости, у России пока нет надежных союзников и партнеров для реализации таких программ. Поэтому для каждого конкретного случая необходимо выбирать соответствующие организационные формы кооперации и методы их государственного регулирования.
4. Международная научно-производственная кооперация военного производства, как и всякое экономическое явление, не только отличается положительными свойствами, но и содержит проблемы и опасности. Повышение взаимозависимости военных производств различных стран снижает уровень военно-технологической безопасности России и политику осуществления геополитических интересов. Непродуманная интенсификация военно-экономических связей может привести к чрезмерной зависимости от зарубежных военно-промышленных компаний и несанкционированному распространению технологий создания современных видов вооружений.
5. Применение матрицы системной безопасности для решения задач по осуществлению геополитических интересов России позволяет определить систему взаимосвязанных мер парирования основного спектра опасных факторов, возникающих в сфере ВТС, и сформировать исходную совокупность ме-
роприятий по их парированию. Безопасная политика ВТС, основанная на механизме выбора рациональной совокупности взаимосвязанных правовых, организационных и технических мероприятий, может исключить возможность нанесения ущерба геополитическим интересам путем проведения соответствующих превентивных мероприятий. Достижение этой цели направлено на максимизацию основного критерия эффективности экспорта ВВТ — получения максимальной прибыли при выполнении требований по безопасности. При этом опасности экономического типа могут минимизироваться, а геополитические и военные — соответствовать заданным ограничениям. Тогда комплексная безопасность ВТС России может быть обеспечена за счет достижения сбалансированных результатов по всем системным аспектам сотрудничества.
6. Для эффективного обеспечения безопасности ВТС предлагается создать в России институт международного контроля, разработав для него на основе отечественного и зарубежного опыта регулирования ВТС соответствующие нормативные и правовые акты. По нашему мнению, институт должен осуществлять координацию ВТС в наиболее эффективной сетецентрической форме. При разработке концепции института целесообразно учесть международный опыт военно-технической и экономической кооперации, учитывая, что преимущества от нее получают прежде всего развитые страны, а также транснациональные корпорации и крупные научно-исследовательские структуры.
7. Следует учесть, что ВТС может привести как к расширению внешнеэкономических связей, так и к созданию прецедентов военно-экономической зависимости от государств—импортеров ВВТ. В социально-экономическом аспекте экспортные заказы на ВВТ могут обеспечивать отработку новых технологий для перспективных отечественных образцов вооружений, загрузку предприятий ОПК, повышение их инновационного потенциала и мобилизационной готовности. Поэтому автор не исключает, что нынешняя экономическая и политическая слабость России, гонка ядерных и обычных вооружений в ряде стран диктуют необходимость сохранения на будущее опоры на потенциал ядерного оружия, на стратегию ядерного сдерживания возможной агрессии, а ущемление геополитических интересов России может быть только частично нейтрализовано растущей военной экономикой и международной кооперацией, политикой военно-технического сотрудничества России с зарубежными государствами, эффективной дипломатией и мощью Вооруженных Сил РФ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барабанов М. С., Макиенко К. В. Пухов Р. Н, Рыбас А. Л. Военно-техническое сотрудничество России с зарубежными странами: анализ рынков / Под ред. А. Л. Рыбаса. М.: Наука, 2008. 470 с.; Бери-ев Р. Экспорт вооружения и военной техники в свете диверсификации экономики РФ // Матер. научно-практ. конф. М.: ФЭВ ВАВТ, 2008. С. 5—11. и др.
2. Горбунов В. Н, Богданов С. А. Военно-стратегическое противоборство: формы и способы воздействия на экономический потенциал противника // Военная мысль, 2007, № 12. С. 50—59.
3. Горбунов В. Н, Богданов С. А. О характере вооруженной борьбы в XXI веке // Военная мысль, 2009, № 3. С. 4—15.
4. Глобалистика. Энциклопедия. М.: ЦНПП «Диалог», ООО Изд-во «Радуга», 2003. С. 170.
5. Дугин А. Мир охвачен сетевыми войнами // Независимое военное обозрение, № 45 (454) от 25.11.2005; РаскинА. В., ПелякВ. С. Сетецентричес-кая война—война информационных цивилизаций // Военная мысль, 2008, № 4. С. 80—82.
6. Довгодуш С. И., Леонов А. Г. О матрице системной безопасности: спектр опасностей — меры их парирования // Сб. статей «Фундаментальные проблемы системной безопасности». — М.: ВЦ им. А. А. Дородницына РАН, Вузовская книга, 2008. С. 28—43.
7. Зубович А Международная научно-производственная кооперация в сфере военно-технического сотрудничества как фактор эффективного развития внешнеэкономических связей страны // Матер. науч-но-практ. конф. М.: ФЭВ ВАВТ, 2008. С. 54—56.
8. Куликов В. А. Военно-технические аспекты предотвращения войн // Военная мысль, 2005, № 5. С. 39—45.
9. Литовкин Д. Горячее вооружение после «холодной войны» // Известия, 2006. htpp://www/ izvestia/ra/armia2/artide3096041/.
10. Мак-Нил У. В погоне за мощью. Технология, вооруженная сила и общество в Х1-ХХ веках. М.: ИД «Территория будущего», 2008. 436 с.
11. Маруев А. Ю. Военные аспекты формирования геополитических интересов и геостратегии России // Военная мысль, 2009, № 1. С. 2—8.
12. Меньшиков В. В. Вклад ОПК в интенсификацию российской экономики // Военная мысль, 2007, № 8. С. 23—26; ЛавриновГ. А. О влиянии военных расходов на развитие экономики страны // Военная мысль, 2007, № 12. С. 19—24; Горбунов В. Н, Богданов С. А. Экономический потенциал — основа обороноспособности государства // Военная мысль, 2007, № 8. С. 23—26.
- 59
13. Национальная военная стратегия США. Доклад председателя комитета начальников штабов ВС США // Военная мысль, 2005, № 3. С. 54—64; № 4. С. 42—59; № 5. С. 56—60; Печуров С. Д. Принципы войны в трактовке современной военной науки Запада // Военная мысль, 2006, № 1. С. 60—78.
14. Нефедов С. А. Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. М.: ИД «Территория будущего», 2008. 752 с.
15. Останков В. И. Геополитические проблемы и возможности их решения в контексте обеспечения безопасности России // Военная мысль, 2005, № 1. С. 2—7.
16. Плешков А. Д. Военно-техническое сотрудничество как фактор геоэкономической политики России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2007, № 12 (21). С. 55—61.
17. Плешков А. Д. Актуальные вопросы военно-технического сотрудничества // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2009, № 6.
18. Пожаров А. И., Гребенник В. В. Теория военной экономики: необходимость новой парадигмы // Военная мысль, 2004, № 12. С. 51—57; Фарам-зян Р. А., Борисов В. В. Трансформация военной экономики: XX — начало XXI века. М.: ИМЭМО РАН, Наука, 2006. 343 с.
19. Проскурин С. Геополитические факторы в мировой политике: Россия в мировой политике. Ч. 2. М.: РАГС при Президенте Российской Федерации, 2003. С. 76; Дугин А. Геополитика пост-
модерна. Времена новых измерений. Очерки геополитики XXI века. СПб.: Амфора, ТИД Амфора, 2007. 382 с.
20. Серегин Г. Г., Стрелков С. И., Бобров В. М. Об одном подходе к расчету значений боевых потенциалов перспективных средств вооружения // Военная мысль, 2005, № 10. С. 32—38 и Кириллов Ю. Ф, Кузнецов В. Н., Ролдугин В. Л. Функциональный подход к оценке соотношения стратегических сил сторон // Военная мысль, 2005, № 9. С. 27—34; Богданов С. А. Экономическая составляющая военной безопасности России на современном этапе // Военная мысль, 2004, № 12. С. 12—21; Тыква В. А. О взаимосвязи экономической и военной безопасности Российской Федерации // ЭПОС, 2008, № 1 (33). С. 120—123.
21. Слипченко В. И. Неконтактные войны. М.: ВлаДар, 2002.
22. URL: htpp://arms-tass/su//
23. Хамзатов М. М. Влияние концепции се-тецентрической войны на характер современных операций // Военная мысль, 2006, № 7. С. 13—17.
24. Цыгичко В. Н, Стокли Ф. Метод боевых потенциалов: Ьстория и настоящее // Военная мысль, 1997, № 4. С. 24 (под боевым потенциалом средств ВВТ понимаются количественные обобщенные показатели сравнительного влияния этих средств на ход и исход действий, определяемые, прежде всего, для проведения расчетов количественно-качественного соотношения сил и средств сторон).