Научная статья на тему 'Возможности применения компетентностного подхода в обучении студентов'

Возможности применения компетентностного подхода в обучении студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
959
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АНАЛИЗ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ / COMPETENCE-BASED APPROACH IN TRAINING / COMPETENCE / ACTIVITY / ANALYSIS OF STAFF POLICY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Картушина Елена Никифоровна

Цель данной статьи заключается в характеристике практики применения и возможности компетентностного подхода в обучении студентов. Рассмотрены варианты определения компетентности и компетентностного подхода российскими учеными, роль компетентностного подхода в современном высшем образовании. Определено, что обучение в ходе применения компетентностного подхода приобретает деятельностный характер, и формирование компетенций осуществляется посредством практической деятельности студентов. Автором представлена практика применения компетентностного подхода в обучении студентов второго курса направления подготовки «Управление персоналом» по одной из дисциплин в соответствии с государственным стандартом. В соответствии с задачами дисциплины конкретизирована компетенция ПК-63 для дисциплины вариативной части профессионального цикла. Дан анализ деятельности студентов по выполнению заданий по дисциплине, формирующих компетенции, определенные стандартом. Отмечено, что работа, которую осуществляют студенты, носит творческий характер и является первым опытом аналитической деятельности по избранному направлению подготовки второкурсников. Подчеркивается значение внеаудиторной работы, а также прохождение практики студентами в формировании необходимых компетенций. Выполнение заданий студентами в ходе прохождения практики способствуют приобретению навыков решения организационно-экономических и управленческих задач по формированию, развитию и использованию персонала организации. Подчеркнуто, что деятельность, направленная на развитие способностей студентов, достижение ими высокого уровня профессиональной подготовки и обеспечение качества обучения в соответствии с требуемым стандартом, способствует реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Картушина Елена Никифоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF APPLICATION OF COMPETENCE-BASED APPROACH IN TRAINING OF STUDENTS

Purpose of work: to characterize practice of application and possibility of competence-based approach in training of students. Options of determination of competence and competence-based approach by the Russian scientists, role of competence-based approach in modern higher education are considered. It is defined that training during application of competence-based approach gains activity character and formation of competences is carried out by means of practical activities of students. The author presented practice of application of competence-based approach in training of second-year students of the direction of preparation 080400 Human resource management on one of disciplines according to state standard. According to problems of discipline competence PC-63 for discipline of variable part of a professional cycle is concretized. The analysis of activity of students on performance of tasks on the discipline, forming the competences determined by the standard is given. It is noted that work which is carried out by students, has creative character and is the first experience of analytical activity in the chosen direction of training of second-year students. Value of out-of-class work and also practical training by students in formation of necessary competences is emphasized. Performance of tasks by students during practical training, promote acquisition of skills of the solution of organizational and economic and administrative tasks of formation, development and use of the personnel of the organization. It is emphasized that the activity aimed at the development of abilities of students, achievement of a high professional standard by them and ensuring quality of training according to the demanded standard, promotes realization of competence-based approach in professional education in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Возможности применения компетентностного подхода в обучении студентов»

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ

Е. Н. КАРТУШИНА

Цель данной статьи заключается в характеристике практики применения и возможности ком-петентностного подхода в обучении студентов.

Рассмотрены варианты определения компетентности и компетентностного подхода российскими учеными, роль компетентностного подхода в современном высшем образовании. Определено, что обучение в ходе применения компетентностного подхода приобретает деятельностный характер, и формирование компетенций осуществляется посредством практической деятельности студентов. Автором представлена практика применения компетентностного подхода в обучении студентов второго курса направления подготовки «Управление персоналом» по одной из дисциплин в соответствии с государственным стандартом. В соответствии с задачами дисциплины конкретизирована компетенция ПК-63 для дисциплины вариативной части профессионального цикла. Дан анализ деятельности студентов по выполнению заданий по дисциплине, формирующих компетенции, определенные стандартом. Отмечено, что работа, которую осуществляют студенты, носит творческий характер и является первым опытом аналитической деятельности по избранному направлению подготовки второкурсников. Подчеркивается значение внеаудиторной работы, а также прохождение практики студентами в формировании необходимых компетенций. Выполнение заданий студентами в ходе прохождения практики способствуют приобретению навыков решения организационно-экономических и управленческих задач по формированию, развитию и использованию персонала организации. Подчеркнуто, что деятельность, направленная на развитие способностей студентов, достижение ими высокого уровня профессиональной подготовки и обеспечение качества обучения в соответствии с требуемым стандартом, способствует реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании в современных условиях.

Ключевые слова: компетентностный подход в обучении, компетентность, деятельность, анализ кадровой политики.

Обучение студентов на основе компетентностного подхода направлено на повышение конкурентоспособности выпускников и на активное взаимодействие с рынком труда. Выпускник должен свободно владеть своей профессией, быть готовым к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Современные исследования трактуют компе-тентностный подход в обучении студентов как подход, акцентирующий внимание на результате как способности человека действовать в различных проблемных ситуациях [4].

Компетентность российские ученые рассматривают и как степень сформированности общественно-практического опыта, и как способность реализовать в работе определенный уровень знаний, умений, навыков [3; 8], и как «специфическую способность эффективного выполнения конкретных действий в предметной области, включая узкопредметные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, понимание ответственности за свои действия» [7].

Применение разнообразных теоретических подходов исследователей к компетентностному подходу в обучении и особенности деятельности специалистов разных профессиональных областей обусловили различные трактовки понятия компетентности. Однако основой подхода в различных определениях становится деятельность и ее результат. Сутью компетентностного подхода является организация образовательного процесса, ориентированного на активное и самостоятельное овладение студентами теоретическими и прикладными знаниями. Результатом обучения, помимо приобретения знаний, становится освоение студентами опыта выявления и анализа проблемы [5], приобретение навыков исследования и поиска путей ее решения в различных ситуациях, а также выполнения профессиональных функций, социальных ролей и компетенций.

Основной задачей компетентностного подхода является формирование у студентов, востребованных обществом и работодателями профессиональных компетенций. Внедрение таких компе-

тенций позволит повысить мотивацию студентов к освоению профессиональных программ и обеспечить дальнейшую успешную профессиональную деятельность.

Обучение в ходе применения компетентност-ного подхода приобретает деятельностный характер. Формирование компетенций осуществляется в практической деятельности студентов [2]. Компетентность проявляется и может быть оценена только в ходе практической деятельности, а ее уровень может постоянно повышаться.

Акцент на деятельностном содержании образования при компетентностном подходе является основополагающим. В основу содержания обучения закладывают действия, операции, соотносящиеся с проблемой, которую нужно разрешить. При таком подходе деятельность студента приобретает исследовательский и практико-ориентиро-ванный характер. Студент должен уметь быстро и безошибочно воспользоваться необходимыми источниками информации для разрешения проблем, возникших в ходе обучения, а также в будущей профессиональной деятельности.

Становится актуальным использование в учебном процессе активных методик преподавания, которые формируют практические навыки анализа ситуаций и нахождения творческих решений, развивают способности аргументировать и четко излагать свои мысли [6].

Эффективными методами развития компе-тентностей студентов являются интерактивные методы обучения: дискуссии, круглые столы, методы кейса и проектов, тренинги, игры.

Организация самостоятельной работы студентов преподавателем также позволяет им усваивать предметный учебный материал, и развивает навыки исследовательской и профессиональной деятельности, умения работать с учебной и научной литературой, способность принимать ответственные и конструктивные решения в различных кризисных ситуациях.

Каждая дисциплина государственного стандарта направлена на формирование профессиональных компетенций выпускника.

Студенты направления подготовки 080400 «Управление персоналом» в ходе изучения дисциплины вариативной части профессионального цикла «Государственная кадровая политика и механизм ее реализации» осваивают теорию, а преподаватель помогает сформировать способность провести исследования по всему кругу вопросов своей профессиональной области и проанализировать их результаты в контексте целей и задач своей организации (ПК-63) [9]. Данный учебный

курс носит не только теоретический, но и прикладной характер. Студенты, изучая эту дисциплину, должны овладеть практическими навыками анализа кадровой политики государства. Они должны уметь изучать кадровые процессы в государстве, регионе и организации и разрабатывать научные подходы решения кадровых проблем. Компетенция, которую можно конкретизировать в соответствии с задачами дисциплины вариативной части, должна включать формируемые способности проводить исследования по всему кругу вопросов своей профессиональной области, включая кадровую политику государства, и проанализировать их результаты в контексте целей и задач своей организации.

В ходе изучения дисциплины студенты познают основы, цели и приоритеты современной государственной кадровой политики, механизм ее реализации в условиях реформирования российского общества. В лекциях обосновываются принципы государственной кадровой политики; исследуется влияние государства на работу с кадрами, пути становления новой системы этой работы, вопросы профессионализации управленческого труда, а также профессиональной компетенции. На семинарских занятиях анализируются нравственные основы кадровой политики, стиль управленческой деятельности, освещается зарубежный опыт применительно к российским условиям и другие проблемы.

Будущим менеджерам по управлению персоналом предстоит работать в различных сферах экономики, осуществляя отбор персонала, его развитие, контроль. Важно знать особенности и возможности каждой сферы экономики и конкретную политику государства, однако изучение проблем каждой отрасли не входит в программу дисциплины. В связи с этим, студенты получают задание самостоятельно изучить проблемы отдельной сферы экономики, государственную политику в данной сфере, взаимоотношения региональных органов государственной власти и представителей изучаемой отрасли. Работа, которую осуществляют студенты, носит творческий характер и является первым опытом аналитической деятельности по избранному направлению подготовки второкурсников. Каждый выбирает ту отрасль экономики, которая для него является наиболее интересной. Работа осуществляется в соответствии с заданным планом и под руководством преподавателя.

Так, выявляя федеральные органы управления выбранной отрасли, студенты характеризуют функции (выработка и реализация государствен-

ной политики и нормативно-правовое регулирование; оказание государственных услуг; управление государственным имуществом и другие) министерства, занимающегося регулированием деятельности и контролем в данной сфере экономики. В сфере строительства, как определено студентами, во главе иерархии контролирующих органов стоит Министерство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству РФ - федеральный орган исполнительной власти, образованный указом Президента РФ 1 ноября 2013 г. путем преобразования Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Строительная отрасль базируется в своей деятельности на различных нормативных актах, как федерального, регионального, так и местного значения, которые образуют правовую основу для формирования деловых отношений участников сферы, устанавливают определенные стандарты проведения работ и требования к готовым постройкам.

Студентами определено, что подготовка специалистов со средним профессиональным образованием для строительства и ЖКХ осуществляется в 380 средних специальных учебных заведениях страны, в том числе в 90 техникумах и колледжах России, к таковым относится и Тамбовский строительный колледж. Остальные учебные заведения этого уровня сосредоточены в системах обучения различных министерств России. Образовательные учреждения функционируют во всех федеральных округах. Подготовку кадров высшего уровня сегодня осуществляют 22 специализированных строительных и 106 других вузов, имеющих строительные факультеты. Среди них: Московский, Санкт-Петербургский, Тюменский, Томский, Нижегородский, Новосибирский, Самарский, Воронежский, Волгоградский строительно-архитектурные университеты. Осуществляется подготовка по строительным направлениям и в Тамбове в техническом университете. Обучение студентов строительного профиля «Строительство и архитектура» проводятся в соответствии с государственными стандартами по 16 специальностям. Наибольшее число специалистов, как правило, выпускается по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Привлекает абитуриентов и специальность «Механизация и автоматизация строительства» [10].

В службы занятости обращаются выпускники вузов, не имеющие опыта работы. Опытные инженеры легко находят высокооплачиваемую работу в солидных компаниях. Представители рабо-

чих специальностей или регистрируются в службе занятости и получают пособие, тем временем выполняя работы на нелегальной основе, или вовсе не обращаются за помощью к службам занятости, занимаясь самостоятельным поиском сезонных непостоянных заработков. Работодатели обращаются в службу занятости в поисках рабочих. Высококвалифицированные кадры подбираются на особых условиях и предложениях высокой заработной платы.

На основе анализа сайтов [11], посвященных предложениям работы, можно сделать вывод о количестве вакансий в отрасли. Студенты приходят к выводу, что востребованы преимущественно рабочие. Отмечено также, что с наступлением весенне-летнего сезона количество мест для разнорабочих, отделочников для наружных работ, каменщиков значительно возрастает, в осенне-зимний период требуется больше отделочников, штукатуров, маляров. Высококвалифицированный труд инженеров пользуется спросом круглогодично.

Заработные платы весомо отличаются в разных регионах нашей страны. Значительно выше они в Московском регионе, северных районах, крупных городах, где ведется активное строительство.

Анализ государственной кадровой политики в сфере торговли представляет особенный интерес, так как именно эта сфера предлагает рабочие места выпускникам различных вузов. Набираясь опыта взаимоотношений в организации, выстраивая карьерные перспективы, студенты затем часто получают возможность найти работу по специальности.

В настоящее время законодательная и правовая основа деятельности торговли в Российской Федерации представлена федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами министерств, федеральных служб и федеральных агентств, законами и подзаконными нормативными актами субъектов Российской Федерации, а также правовыми актами муниципальных образований. В соответствии с законодательством осуществляется государственное регулирование торговой деятельности на уровне субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В секторе торговли Российской Федерации действует более 2,5 млн хозяйствующих субъектов, 69 % из которых - индивидуальные предприниматели. Торговая отрасль - лидер среди всех отраслей российской экономики по количеству

созданных рабочих мест: общая численность занятых составляет 17,8 % от всего занятого населения страны [11].

Однако негативной тенденцией в сфере занятости в России продолжает оставаться неформальная занятость - незарегистрированная деятельность, не облагаемая налогами. Занятые в сфере неформальной деятельности работники практически лишены возможности социальной и правовой защиты и социального регулирования. Торговля занимает лидирующие позиции по привлечению работников на основе неформальной занятости.

В Тамбовской области в сфере торговли наблюдается дефицит трудовых ресурсов, особенно на уровне низшего и среднего звеньев: продавцы, кассиры, руководители отделов. Это объясняется невысоким уровнем оплаты труда, высокой текучестью кадров и низкой мотивацией труда. Количество предприятий торговли ежегодно увеличивается и потребность в квалифицированных кадрах постоянно растет. Одним из средств реализации государственной кадровой политики в данной сфере является система подготовки и повышения квалификации кадров, а также организация конкурсов и других мероприятий, способствующих повышению престижности и эффективности труда работников, занятых в торговле.

Ключевой проблемой для предприятий малого и среднего производственного предпринимательства студенты называют нехватку квалифицированных кадров. Сложно найти инженеров и технических специалистов на различные производственные процессы, еще сложнее решается проблема найма квалифицированных рабочих. Государство должно решать проблему обеспечения экономической системы и предприятий малого и среднего бизнеса квалифицированными кадрами. Студентами рассмотрена деятельность органов государственной и региональной власти по формированию, развитию, востребованности, рациональному распределению и эффективному использованию человеческих ресурсов. Установлено, что помимо разного уровня технических образовательных учреждений в Тамбовской области действует бизнес-инкубатор, деятельность которого направлена на поддержку субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности. Обеспечивается комплексное сопровождение малых предприятий на всем протяжении реализации их проектов: от обучения и составления бизнес-планов, до выпуска готовой продукции.

Решение проблем обеспечения кадрами различных сфер экономики страны становится акту-

альной задачей для государства. Студенты предлагают пути решения, заключающиеся и в совершенствовании нормативной базы кадрового обеспечения, и в рациональном обеспечении функционирования системы профессионального образования, и в создании системы формирования кадрового резерва во всех отраслях экономики.

Анализ государственной кадровой политики в различных отраслях экономики позволяет студентам понять особенности и ошибки взаимодействия государственных органов управления и организации, возможные пути преодоления проблем этого взаимодействия. Студенты приобретают умение анализировать деятельность различных государственных органов и их решения, и способность к исследованию профессиональных проблем, необходимых в достижении целей любой организации.

Мониторинг динамики формирования и развития компонентов профессиональной компетентности студентов, а также контроль, осуществляется преподавателем в ходе изучения выполненных заданий, их презентаций и обсуждения.

Внеаудиторная работа по формированию и развитию профессиональных навыков студентов является очень важной составляющей в развитии необходимых компетенций будущих менеджеров. Проведение заседаний круглых столов, межвузовских семинаров с привлечением работодателей и представителей крупных предприятий области способствует активному обмену информацией между студентами и бизнес-сообществом. В ходе таких мероприятий работодатели и их представители проводят мастер-классы по различным направлениям деятельности своих организаций и подразделений, вызывая огромный интерес студентов и живое участие в их проведении.

Формирование необходимых компетенций осуществляется и в ходе прохождения практики студентами. Это эффективный способ трансформации теоретических знаний в практические умения. На основе перечня компетенций ФГОС и основной образовательной программы направления обучения в процессе учебной практики у студентов должны быть сформированы различные компетенции, являющиеся основой его будущей деятельности. Это и готовность к кооперации с коллегами и работе на общий результат; и способность к анализу и решению организационно-управленческих и экономических проблем; и способность к реализации современных технологий в управлении персоналом. Разработанные профессиональные задания для практики направлены на приобретение студентами профессиональных

компетенций и навыков решения организационно-экономических и управленческих задач по формированию, развитию и использованию персонала организации.

Формой контроля, позволяющей оценить степень сформированности компетенций обучающихся, является отчет студента, выполненный в соответствии с требованиями образовательного стандарта. Отзывы работодателей области о профессиональной деятельности не только практикантов, но и выпускников, а также высокая оценка этой деятельности позволяют сделать вывод, что обучение студентов на основе компетентно-стного подхода способствует повышению их конкурентоспособности.

В современных условиях язык компетенций является наиболее адекватным для описания результатов образования. По сути это единый согласованный язык для описания академических и профессиональных профилей и уровней высшего образования [1].

В образовательной практике вуза реализация компетентностного подхода - это деятельность, направленная на развитие способностей студентов, достижение ими высокого уровня профессиональной подготовки, обеспечение качества обучения в профессиональном образовании в современных условиях.

Применение компетентностного подхода в обучении студентов позволяет сформировать модель будущего специалиста, востребованного на рынке труда и полностью отвечающего условиям социально-экономического развития страны.

Литература

1. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие. М., 2006. С. 11.

2. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М., 2004.

3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.

4. Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М., 2008. С. 13.

5. Интервью с ректором Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина В. М. Юрьевым // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 12. С. 9-12.

6. Картушина Е. Н. Из опыта применения дея-тельностно-компетентностного подхода в подготовке специалистов в области рекламы // Современные рекламные технологии: теория и практика: мат-лы II Ме-ждунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 2011. С.126.

7. Сулемов В. А. Государственная кадровая политика в современной России: теория, история, новые реалии. М., 2005. С. 6.

8. Хуторской А. В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. 2003. № 5.

9. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn

10. URL: http://ru.wikipedia.org

11. URL: https://www.google.ru

* * *

POSSIBILITIES OF APPLICATION OF COMPETENCE-BASED APPROACH IN TRAINING OF STUDENTS

Ye. N. Kartushina

Purpose of work: to characterize practice of application and possibility of competence-based approach in training of students.

Options of determination of competence and competence-based approach by the Russian scientists, role of competence-based approach in modern higher education are considered. It is defined that training during application of competence-based approach gains activity character and formation of competences is carried out by means of practical activities of students. The author presented practice of application of competence-based approach in training of second-year students of the direction of preparation 080400 Human resource management on one of disciplines according to state standard. According to problems of discipline competence PC-63 for discipline of variable part of a professional cycle is concretized. The analysis of activity of students on performance of tasks on the discipline, forming the competences determined by the standard is given. It is noted that work which is carried out by students, has creative character and is the first experience of analytical activity in the chosen direction of training of second-year students. Value of out-of-class work and also practical training by students in formation of necessary competences is emphasized. Performance of tasks by students during practical training, promote acquisition of skills of the solution of organizational and economic and administrative tasks of formation, development and use of the personnel of the organization. It is emphasized that the activity aimed at the development of abilities of students, achievement of a high professional standard by them and ensuring quality of training according to the demanded standard, promotes realization of competence-based approach in professional education in modern conditions.

Key words: competence-based approach in training, competence, activity, analysis of staff policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.