Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.07.2018
УДК 378.147.88
СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ НА БАЗЕ
МОДУЛЬНОГО ПРИНЦИПА
Татьяна Юрьевна Основина, кандидат педагогических наук, доцент, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета,
Нижний Тагил
Аннотация
Профессиональное обучение направлено на приобретение профессиональных компетенций. Компетентностный подход сможет привести в конгруэнтность профессиональное образование и запрос рынка труда. Профессиональная компетентность - это системообразующее качество современного специалиста. Модульный принцип дает возможность вариативности построения системы профессиональной подготовки. Модуль ориентирован на подготовку студентов для решения профессиональных задач. Модульный принцип реализуется через оптимальный подбор дисциплин, направленных на формирование конкретных профессиональных компетенций. Представленная модульная структура формирования профессиональной подготовки дает возможность видения всего образовательного поля профессиональной управленческой подготовки.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, компетенции, компетентностный подход, профессиональная компетентность, модуль, модульный принцип, управленческая деятельность, управление персоналом.
SPECIFICITY OF FORMATION OF SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING FOR MANAGEMENT PERSONNEL ON THE BASIS OF THE MODULAR PRINCIPLE
Tatiana Yurievna Osnovina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute (branch) of Russian State Vocational Pedagogical University, Nizhny Tagil
Annotation
Vocational training is aimed at acquiring professional competences. Competence-based approach can lead to the congruence of the professional education and the labor market demand. Professional competence is a system-forming quality of the modern specialist. The modular principle allows the variability of the construction of the training system. The module is aimed at training students to solve professional problems. The modular principle is implemented through the optimal selection of the disciplines aimed at the formation of the specific professional competencies. The presented modular structure of the formation of vocational training provides with the vision of the entire educational field of professional management training.
Keywords: professional training, competence, competence approach, professional competence, module, modular principle, management, personnel management.
Профессиональная подготовка как вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в сфере управления персоналом и выполнять работу по конкретной профессии или специальности. Профессиональное обучение направлено на приобретение профессиональной компетенции для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами [3, с. 3].
Базой устойчивого развития современной экономики является человеческий ресурс. Его основной характеристикой для работодателя являются знания, умения и опыт. Задача специалиста по управлению персоналом создать условия и мотивацию, которые дадут возможность эффективно использовать рабочую силу. Менеджер по персоналу - профессия, востребованная временем. Как разновидность деятельности менеджера она зародилась в конце прошлого века, профессиональный стандарт был утвержден приказом № 691н Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в 2015 [2]. Подготовка специалистов по работе с персоналом, имеющих профессиональную подготовку, означало настоящую революцию в традиционных формах кадровой работы, что выразилось в формировании перечня компетенций, необходимых специалисту для управленческой деятельности.
Профессиональная компетентность - это системообразующее качество современного специалиста. Компетентность проявляется в деятельности специалиста через достижение конкретного результата и адекватной оценки себя как профессионала в рабочей ситуации. Уровень компетентности специалиста по управлению персоналом изначально определяется результатом его обучения.
Основными критериями оценки качества результата обучения выступают компетентности и компетенции, определенные образовательным стандартом. Долгое время существовало отождествление понятий «компетентность» и «компетенция». В своих исследованиях Э.Ф. Зеер отличие этих понятий определил в следующем: компетентность - это содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений; компетенции - это обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности [1, с. 32]. В дальнейших исследованиях профессиональная компетентность стала представлять симбиоз профессиональных и личностных качеств, личного отношения к выполняемой деятельности, ее процессу и результату [5, с. 28]. Современная трактовка представляет компетентность как совокупность знаний, умений, навыков, моделей поведения и личностных качеств, которые дают возможность выпускнику быть востребованным на рынке труда и успешно реализовываться как профессионал.
Результаты профессиональной подготовки связаны с возможностью обеспечить соответствие обозначенных образовательным стандартом компетенций и перечня дисциплин специализации в учебном плане, а также методов обучения. Поэтому отличительной особенностью компетентностно-ориентированного учебного плана является наполнение его дисциплинами (модулями) базовой и вариативной части, способствующих формированию соответствующих уровней знаний, умений, навыков у навыков.
Следовательно, заявленные результаты обучения в виде компетенций являются основой для аргументированного отбора компетентностно-ориентированного комплекта дисциплин, сформированного по модульному принципу. Модульный принцип реализуется через оптимальный подбор дисциплин, направленных на формирование конкретных профессиональных компетенций. На основании модульного принципа перечень дисциплин по курсам обучения формируется согласно логике процесса подготовки специалиста по управлению персоналом и возможности усвоения их студентами. Так же ряд компетенций содержатся в дисциплинах разных модулей в связи с тем, что это дает возможность при выборе адекватных видов занятий (активных, интерактивных форм), технологий преподавания, форм организации самостоятельной работы обучающихся, полнее и эффективнее сформировать компетентность у студента.
Образовательные программы основных дисциплин, соответствующие новым требованиям подготовки бакалавров по направлению 38.03.03 «Управление персоналом» согласно ФГОС-3 и ФГОС-3+, обусловливают необходимость разработки учебных планов на основе структурно-логических связей между изучаемыми дисциплинами по модульному принципу, который расширяет вариативность набора дисциплин, видов учебной деятельности (организационно-управленческая и экономическая, информационно-
аналитическая, социально-психологическая, проектная), аудиторных часов и форм промежуточной отчетности [4].
Модульный принцип дает возможность вариативности построения системы профессиональной подготовки, заключающейся в обеспечении возможности комплектования специфических образовательных систем с большим различием характеристик общих модуль-элементов. На основании модульного принципа может быть построена система профессиональной подготовки с разнообразными характеристиками путем компоновки типовых модулей (дисциплин) в учебном плане. Модульный принцип позволяет связать в единую систему профессиональной подготовки проектирование учебного процесса на основании учебных планов, разработку технологий учебного процесса, средства технологического оснащения и организацию процесса обучения.
Для повышения эффективности учебного процесса введение в каждый модуль содержит информацию об актуальности предметов, входящих в модуль, их значимости для профессиональной подготовки, уровне будущего практического опыта, полученного при освоении этих предметов, специфики прохождения учебной/производственной практики. Данная информация содержится в учебных программах, учебно-методических комплексах и доводится до сведения студентов, с целью повышения рефлексии и собственного видения значимости данного модуля в достижении своих целей профессиональной подготовки. В последующем это дает возможность при формирования отчетных материалов соотнести поставленную цель с достигнутыми личностными образовательными результатами и построения индивидуальной траектории развития студента. Проектирование индивидуальной траектории развития позволяет динамично контролировать и корректировать дальнейшую профессиональную подготовку.
Реализация существующих учебных планов профиля подготовки «Управление персоналом в организации» показала эффективность разработки структурно-логической схемы последовательности изучения профильных управленческих дисциплин, на основании модульного принципа. Основу при переходе от естественнонаучного к профессиональному циклу составляют базовые курсы, которые можно распределить на три модуля по уровню подготовки к профессиональной деятельности: модуль «введения в специальность», «профильный» модуль, «инструментальный» модуль. При разработке модуля учитывается ориентация на конкретный вид профессиональной деятельности, к которому готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательского и материально-технического ресурса образовательной организации.
Компетентностная наполняемость процесса обучения соответствует его целевой установке и требованиям формируемым федеральным государственным образовательным стандартом 3++ по направлению подготовки 38.03.03 «Управление персоналом», квалификация «академический бакалавр».
Модуль «введения в специальность» формирует следующий набор компетенций: ОПК-1, ОПК-9, ПК-1, ПК-4, ПК-6, ПК-11, ПК-30, ПК-34, ПК-37. Модуль «введения в специальность» нацелен на формирование осознанной мотивации учебного труда студента по освоению будущей профессии, а также освоение основной понятийной системы данной профессии, усвоение основного предназначения избранного направления и профиля подготовки, формирование способности решать типовые задачи профессиональной деятельности, с учетом основных требований к работе специалиста по управлению персоналом. В совокупности освоения дисциплин модуль ориентирован на подготовку студентов решать следующие профессиональные задачи: анализ рынка труда; изучение профессиональных, деловых и личностных качеств работников с целью рационального их использования; анализ социальных процессов и отношений в организации; анализ системы и процессов управления персоналом организации; использование автоматизированных информационных технологий управления персоналом; управление этикой деловых отношений, конфликтами и стрессами; участие в процессах планирования и оптимизации структуры
персонала организации[4, с. 9].
Профильный модуль ориентирован на компетенции: ОК-6, ОПК-1, ОПК-4, ОПК-7, ОПК-10, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-19, ПК-20, К-22, ПК-23, ПК-24, ПК-25, ПК-26, ПК-27, ПК-28, ПК-29, ПК-30, ПК-31, ПК-33, ПК-35, ПК-36. Модуль «профильный» сосредоточен на технологическом направлении, для овладения студентами элементами практической управленческой деятельности на базе знаний о системе управления персоналом, ее особенностях, понимания механизмов ее управления и развития. Оптимальная компоновка дисциплин модуля дает возможность студентам получить знания, умения и владения для решения следующих профессиональных задач: разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом; планирование кадровой работы и маркетинг персонала; обеспечение организации кадрами специалистов требуемой квалификации, необходимого уровня и направленности подготовки; организация и контроль подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации и стажировки персонала; организация работы по оценке и управлению деловой карьерой, формированию резерва, аттестации персонала; мотивация и стимулирование труда персонала, в том числе оплата труда; участие в обеспечении безопасных условий труда, экономической и информационной безопасности; участие в обеспечении соблюдения требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда; организация работ с высвобождающимся персоналом; экономический анализ показателей по труду, затрат на персонал (в том числе бюджетирования затрат); анализ кадрового потенциала и интеллектуального капитала организации, отдельного работника; анализ системы и процессов управления персоналом организации; участие в разработке, обосновании и внедрении проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом и организации в целом (в том числе в кризисных ситуациях); участие в процессах планирования и оптимизации структуры персонала организации [4, с.10].
Инструментальный модуль является основой для компетенций: ОК-3, ОК-4, ОПК-4, 0ПК-10, ПК-1, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-14, ПК-16, ПК-19, ПК-20, ПК-23, ПК-25, ПК-26, ПК-29, ПК-31, ПК-32, ПК-34, ПК-35, ПК-37. Модуль «инструментальный» основан на дисциплинах с технологическим компонентом, который дает возможность студенту понять и действовать по четко установленному алгоритму при реализации профессиональных действий, с помощью инструментов управления, направленных на решение задач предприятия по вопросам рабочей силы. Изучение инструментов управления персоналом для достижения целей управления производством, студент готов решать следующие профессиональные задачи: бюджетирования затрат; оценка экономической и социальной эффективности управления персоналом; анализ социальных процессов и отношений в организации; использование автоматизированных информационных технологий управления персоналом; осуществление социальной работы с персоналом; участие в разработке и внедрении планов социального развития организации; формирование трудового коллектива (групповые и межличностные взаимоотношения, морально-психологический климат); предупреждение личной профессиональной деформации и профессионального выгорания; применение современных методов управления персоналом [4, с.9].
Целевые установки и задачи каждого модуля позволили сформировать структурно-логическую последовательность распределения управленческих дисциплин по модулям на основе межпредметных связей и осваиваемых компетенций, которая представлена в таблице.
Модуль введения в специальность Модуль профильный Модуль инструментальный
Теория организации (ПК-34, 37) Управление проектами (ПК-34, 35, 36) Бухгалтерский учет (ок-3, ПК-14)
Основы теории управления (оПК-1, ПК-1) Основы организации и безопасности труда (ПК-5, 9, 11, 18, 23, 33) Основы организационной культуры и организационного поведения (ОК-4, ПК-8, 31, 32, 37)
Этика деловых отношений (ОК-6, оПК-9, ПК-30) Моделирование в управлении (ПК-15, 17, 19, 31) Методологические исследования в управлении персоналом (ОПК-5, 6, 10)
Модуль введения в специальность Модуль профильный Модуль инструментальный
Основы менеджмента (ПК-1, 4, 6, 11) Психология управления персоналом (ОПК-7, ПК-29, 33) Основы аудита и контролинга (ПК-16, 26)
Конфликтология в управлении персоналом (ПК-30, 31) Управление изменениями в организации (ПК-34, 35, 36)
Финансовый менеджмент (ОК-3, ОПК-4, 5, ПК8, 22, 24, 25, 26, 35, 36) Современные методы оценки персонала (ПК-6, 7, 16, 19, 20, 21, 24)
Мотивация и стимулирование труда (ПК-24, 34, 35, 36) Профессиональные навыки менеджера (ПК-1, 4, 6)
Кадровая политика и управленческий учет (ПК-2, 3, 5, 6, 13, 16, 20, 26, 28) Управление социальным развитием персонала (ПК-29, 32)
Документационное обеспечение (ПК- 11, 12, 13, 27, 28) Разработка и принятие управленческого решения (ПК-25, 37)
Основы управления персоналом (ОПК-1, ПК-3, 4, 6, 7, 12, 13, 16, 17, 21, 34)
Представленная модульная структура формирования профессиональной подготовки дает преподавателям, осуществляющим подготовку по направлению «управление персоналом» возможность видения всего образовательного поля профессиональной управленческой подготовки, межпредметной взаимосвязи, а так же расставить акценты и сформировать задания при разработке и реализации программ управленческих дисциплин, ориентированных на достижение основных образовательных результатов, отражающих профессиональное развитие студента при освоении всех модулей подготовки. Данная структура имеет практико-ориентированный характер, реализуемый в оценке уровня развития компетенций студентов для последующего решения ими профессиональных задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к образованию / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. - 2005. - № 5. - С. 31-37.
2. Профессиональный стандарт. Специалист по управлению персоналом [Электронный ресурс] // URL : http://classdoc.ru/profstandart/07_office/professionalstandarts_559 (дата обращения: 01.05.2018).
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации"[Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.05.2018).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки. Управление персоналом. Квалификации: академический бакалавр, прикладной бакалавр [Электронный ресурс] // URL : http://fgosvo.ru/news/3/365 (дата обращения: 01.05.2018).
5. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции. Технологии конструирования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 5. - С. 55-61.
REFERENCES
1. Zeer, E.F. (2005), "Competence approach to education", Education and science, No. 5, pp. 3137.
2. Professional standard. Specialist in personnel management, available at: http://classdoc.ru/profstandart/07office/professionalstandarts 559.
3. Federal law of29.12.2012 N 273-FZ (ed. of07.03.2018) "On education in the Russian Federation", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
4. Federal state educational standard of higher education. Baccalaureate. Direction of preparation. Personnel management. Qualifications: academic bachelor, applied bachelor, available at: http://fgosvo.ru/news/3/365.
5. Khutorskoy, A.V. (2003), "Key competencies. Design technology", Public education, No. 5, pp. 55-61.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.07.2018
УДК 796.83
ТАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ СБЛИЖЕНИЯ С СОПЕРНИКОМ В БОКСЕ
Антон Валерьевич Павленко, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Алексеевич Герасимов, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассмотрены основные способы передвижения для осуществления тактических задач сближения с соперником, определены технические действия, реализующие данную тактическую задачу, выявлены эффективные критерии фронтального маневра.
Ключевые слова: бокс, сближение с соперником, фронтальный маневр, насыщение пространства техническими действиями.
TACTICAL PROBLEMS OF RAPPROCHEMENT WITH RIVAL IN BOXING
Anton Valerievich Pavlenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexey Alekseevich Gerasimov, the post-graduate student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article considers the basic methods of movement for carrying out tactical tasks of rapprochement with the rival, technical actions realizing the given tactical task are determined, effective criteria of frontal maneuver are revealed.
Keywords: boxing, rapprochement with the rival, frontal maneuver, saturation of space with technical actions.
ВВЕДЕНИЕ
Контактное взаимодействие боксеров на ринге отождествляет проявление способностей, связанных с ориентировкой в пространстве. Поведение боксера зависит и связанно с постоянным изменением действий соперника, к которым он должен приспособиться: держать дистанцию оптимальную для реализации собственных средств защиты и нападения. Сохранение защитной или сближение до показателей индивидуальной ударной дистанции обеспечивается системой передвижений [3].
Индивидуальная предрасположенность к ведению поединка в определенной тактической манере заставляет использовать наиболее выгодный способ передвижений, для реализации технических действий адекватных поставленным тактическим задачам [4].
Способы передвижений на ринге обоих спортсменов характеризуются частными задачами, которые решаются в зависимости от постоянно изменяющихся ситуаций [2].
Анализируя соревновательный поединок представителей атакующей манеры ведения поединка, можно сделать заключение, что большую часть боя, их технические действия направлены на решение тактических задач, по сближению с соперником, его преследование при сохранении постоянной возможности к нападению. Технические действия, решающие тактические задачи сближения, представлены следующими действиями: тесне-ние противника; выполнение фронтального маневра, сближение при одновременном нанесении удара [1]. Успешная реализация фронтального маневра в бою, возможна при согласовании защитных действий с передвижением вперед, для последующего создания удобных стартовых положений атаки. Фронтальный маневр включает в себя обманные, ложные движения для отвлечения соперника от истинных намерений. Направленность ударов в голову, заставляет более активно и многообразно изменять местоположение цели,