Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций студентов вуза в ходе педагогической практики'

Формирование профессиональных компетенций студентов вуза в ходе педагогической практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2139
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / PEDAGOGIC PRACTICE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / TRAINING METHODS / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / FORMS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьякова Елена Михайловна

Педагогическая практика способствует развитию разносторонних качеств выпускника вуза и реализации компетентностного подхода в обучении. Меняя современные образовательные цели, компетентностный подход задает новые ориентиры в содержании и результатах образования. В образовательном процессе вуза первоочередной задачей становится не формирование определенных знаний, умений и навыков, а интеграция знаний и практики как основы способности выпускника использовать приобретенные в ходе обучения знания и опыт при решении профессиональных задач. Наряду с общепрофессиональными компетенциями и компетенциями, связанными с научно-исследовательской деятельностью выпускники магистратуры должны уметь на основе знания педагогических приемов принимать непосредственное участие в учебной работе кафедр по профилю направления подготовки. Педагогическая практика ориентирует будущих магистров на педагогическую деятельность и обеспечивает функцию связующего звена между теоретическими знаниями, полученными при усвоении университетской образовательной программы, и практической деятельностью по внедрению этих знаний в учебный процесс. При выборе методов обучения важно учитывать специфику педагогической практики: наряду с овладением теоретическими знаниями, умениями и навыками, важно научить студентов практическим действиям, необходимым для качественного и высокопроизводительного выполнения профессиональных обязанностей и развить способности к самостоятельному приобретению и творческому применению профессиональных знаний. Данная специфика формирования профессиональных компетенций в рамках практики требует сочетания всех видов методов обучения: репродуктивных, проблемно-поисковых, исследовательских, имитационных методов и методов практического обучения. К основным принципам руководства деятельностью студентов на практике следует отнести принципы индивидуального подхода, сочетания педагогического руководства с развитием самостоятельности и инициативы студентов, принцип обратной связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Третьякова Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION DURING STUDENT TEACHING

Student teaching promotes development of versatile qualities of the university graduate and realization of competence-based approach in training. Changing the modern educational purposes, competence-based approach sets new reference points in the contents and results of education. In educational process of higher education institution not formation of a certain knowledge, skills, but integration of knowledge and practice as bases of ability of the graduate to use the knowledge acquired during training and experience at the solution of professional tasks becomes a priority. Along with the all-professional competences and competences connected with research activity graduates of a magistracy have to be able to be on the basis of knowledge of pedagogical receptions directly involved in study of chairs on a profile of the direction of preparation. Student teaching focuses future masters on pedagogical activity and provides function of a link between the theoretical knowledge gained at assimilation of a university educational program and practical activities of introduction of this knowledge in educational process. At a choice of methods of training it is important to consider specifics of student teaching: along with mastering theoretical knowledge, skills, it is important to teach students to the practical actions necessary for high-quality and high-performance performance of professional duties and to develop abilities to independent acquisition and creative application of professional knowledge. These specifics of formation of professional competences within practice demand a combination of all types of methods of training: reproductive, problem and search, research, imitating methods and methods of practical training. In practice it is necessary to refer the principles of an individual approach, combination of the pedagogical management to development of independence and an initiative of students, the principle of feedback to the basic principles of the management of activity of students.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций студентов вуза в ходе педагогической практики»

Е.М. Третьякова

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ..

УДК 378.147

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ХОДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

© 2015

Е.М. Третьякова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Городское строительство и хозяйство» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. Педагогическая практика способствует развитию разносторонних качеств выпускника вуза и реализации компетентностного подхода в обучении. Меняя современные образовательные цели, компетентностный подход задает новые ориентиры в содержании и результатах образования. В образовательном процессе вуза первоочередной задачей становится не формирование определенных знаний, умений и навыков, а интеграция знаний и практики как основы способности выпускника использовать приобретенные в ходе обучения знания и опыт при решении профессиональных задач. Наряду с общепрофессиональными компетенциями и компетенциями, связанными с научно-исследовательской деятельностью выпускники магистратуры должны уметь на основе знания педагогических приемов принимать непосредственное участие в учебной работе кафедр по профилю направления подготовки. Педагогическая практика ориентирует будущих магистров на педагогическую деятельность и обеспечивает функцию связующего звена между теоретическими знаниями, полученными при усвоении университетской образовательной программы, и практической деятельностью по внедрению этих знаний в учебный процесс. При выборе методов обучения важно учитывать специфику педагогической практики: наряду с овладением теоретическими знаниями, умениями и навыками, важно научить студентов практическим действиям, необходимым для качественного и высокопроизводительного выполнения профессиональных обязанностей и развить способности к самостоятельному приобретению и творческому применению профессиональных знаний. Данная специфика формирования профессиональных компетенций в рамках практики требует сочетания всех видов методов обучения: репродуктивных, проблемно-поисковых, исследовательских, имитационных методов и методов практического обучения. К основным принципам руководства деятельностью студентов на практике следует отнести принципы индивидуального подхода, сочетания педагогического руководства с развитием самостоятельности и инициативы студентов, принцип обратной связи.

Ключевые слова: компетентностный подход, педагогическая практика, профессиональная компетентность, методы обучения, формы обучения.

Переход к двухуровневой системе высшего образования завершился. Новое время требует особого внимания и ответственности в реализации более широкого подхода к обучению, воспитанию и развитию разносторонних профессиональных качеств выпускников вуза.

Фундаментальной основой образовательной парадигмы, базирующейся на способностях специалиста высшего звена к практическим профессиональным действиям, и имеющего активную профессиональную и жизненную позицию профессионала, выступает компетентностный подход. В отечественной психолого-педагогической науке термин «компетентностный подход», определяется как практикоориентированный, с акцентом на операциональную, навыковую сторону результата [1, с.36], а ком-петентностная парадигма как формирующая способности индивида самостоятельно отбирать и пользоваться уже накопленными знаниями в различных ситуациях и сферах жизни [2].

Меняя современные образовательные цели, компе-тентностный подход задает новые ориентиры в содержании и результатах образования. В образовательном процессе вуза первоочередной задачей становится не формирование определенных знаний, умений и навыков, а интеграция знаний и практики как основы способности выпускника использовать приобретенные в ходе обучения знания и опыт при решении профессиональных задач, исключая их противопоставление.

Требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основных образовательных программ прописаны в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования на языке компетенций. Для каждого направления подготовки в вузе Федеральными государственными образовательными стандартами определен свой набор компетенций [3, с.174].

Для магистров, обучающихся по направлению подготовки «Строительство» на нормативном уровне высшего профессионального образования установлены общекультурные и профессиональные компетенции. Общекультурные компетенции образуют основу для обеспечения качества подготовки специалистов и их успешной реализации в разных сферах деятельности,

в том числе и в несвязанных с полученной в вузе квалификацией (степенью). Профессиональные компетенции отражают специфические для данной профессиональной области способности, знания и навыки, которые в дальнейшем дают возможность выпускнику самостоятельно анализировать и успешно решать профессиональные проблемы, производственные задачи и проблемные ситуации.

Наряду с общепрофессиональными компетенциями и компетенциями, связанными с научно-исследовательской деятельностью выпускники магистратуры по направлению «Строительство» должны уметь на основе знания педагогических приемов принимать непосредственное участие в учебной работе кафедр по профилю направления подготовки [4, с.6]. Эти умения формируются и оттачиваются в ходе педагогической практики.

Во время практики будущие магистры готовятся к осуществлению образовательного процесса в вузах, а также средних специальных или начальных профессиональных учебных заведениях. Практика заключается в разработке дидактических материалов курсов, включенных в подготовку бакалавров, обучающихся по направлению «Строительство», и проведении лекционных и практических занятий в присутствии научного руководителя (руководителя практики).

Методическая новизна педагогической практики состоит в передаче студентам новых педагогических приёмов, используемых в ходе преподавания руководителем практики, а также в соединении научных интересов студента и направленности учебной дисциплины, занятия по которой проводит студент в ходе практики.

Педагогическая практика призвана ориентировать будущих магистров на педагогическую деятельность и обеспечить функцию связующего звена между теоретическими знаниями, полученными при усвоении университетской образовательной программы, и практической деятельностью по внедрению этих знаний в учебный процесс.

Педагогическая практика проводится на кафедрах Тольяттинского государственного университета (ТГУ) в осеннем семестре второго курса. Её продолжительность - четыре недели.

Е.М. Третьякова

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ...

Педагогическая практика - комплексный процесс, в котором студенты выполняют виды деятельности, определяемые их специализацией.

Ю.К. Бабанский в своей научной работе подчеркнул, что именно в процессе педагогической практики можно в полной мере осмыслить закономерности и принципы обучения и воспитания, овладеть профессиональными умениями и навыками, опытом практической деятельности [5, с.103].

В комплексе с учебными дисциплинами практическая деятельность студентов способствует определению направлений и перспектив профессионального роста в будущем, укреплению адекватной профессиональной самооценки, формированию личности будущего педагога, профессии.

На практике педагогическая деятельность студентов совершенствуется на основе содержательного фактического материала, познание и результативное освоение которого возможно только на основе живых впечатлений и наблюдений.

В педагогической практике студентов важными составляющими являются:

- способность студента к изменениям своей социально-профессиональной активности, понимаемая как важнейшее качество личности, которое выражает ее творческое отношение к различным сторонам жизни, в том числе и к самому себе. В педагогической практике определятся, какова направленность этой активности в профессиональной сфере;

- разносторонняя ориентация будущего магистра на все сферы педагогической деятельности: предметную, учебную деятельность обучающихся и её методическую оснащенность, собственно воспитательное взаимодействие и его организацию, овладение методикой исследовательской работы;

- формирование в условиях естественного педагогического процесса рефлексивной культуры, когда для учителя предметом его размышлений становятся средства и методы собственной педагогической деятельности, процессы выработки и принятия практических решений. Анализ собственной деятельности помогает практиканту осознать трудности, возникающие у него в работе, и найти грамотные пути их преодоления.

Указанные составляющие педагогической практики определяются следующими целевыми установками:

- развитие профессиональной компетентности педагога, личностно-гуманистической ориентации, системного видения педагогической реальности;

- формирование предметной области, рефлексивной культуры;

- овладение педагогическими технологиям и способностью к интеграции с педагогическим опытом.

В ходе педагогической практики у студентов вырабатываются основы анализа и оценки собственной педагогической деятельности. Студентам во время практики необходимо быть готовыми к реальной педагогической деятельности, где им придется выполнять все функции учителя. Показатели уровня знаний, умений, личностного развития и творческой активности обучающихся, теснейшим образом связаны с качеством образовательного процесса и являются более значимыми для определения эффективности качества образовательного процесса [6, с.360].

Под педагогической практикой мы понимаем систему организации взаимодействия студента-магистра, выступающего в роли преподавателя, и студента-бакалавра в реальных образовательных условиях. Система направлена на формирование профессиональной компетентности личности будущего магистра техники и технологии, одной из составляющих которой является педагогическое мастерство. Развитие профессиональной компетентности студента реализуется в процессе прохождения педагогической практики.

В связи с этим общими задачами практики являются:

- формирование у студентов профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной практической деятельности в качестве преподавателя ВУЗа;

- развитие у студентов ценностного отношения к опыту творческой профессиональной деятельности;

- развитие интереса к исследованию актуальных вопросов технологии и методики обучения строительным дисциплинам;

- приобщение к опыту учителей-новаторов;

- осознание своих педагогических возможностей;

- овладение основами конструирования и осуществления процесса обучения строительным дисциплинам;

- реализация образовательных задач культурно-просветительского характера в профессионально-образовательной деятельности [7, с.153].

В этой связи нашей задачей является в достаточно короткие сроки ознакомить студентов-практикантов с современными системами и методиками обучения строительным дисциплинам и подготовить их к самостоятельному проведению занятий.

При выборе методов обучения важно учитывать специфику педагогической практики: наряду с овладением теоретическими знаниями, умениями и навыками, важно научить студентов практическим действиям, необходимым для качественного и высокопроизводительного выполнения профессиональных обязанностей и развить способности к самостоятельному приобретению и творческому применению профессиональных знаний. Данная специфика формирования профессиональных компетенций в рамках практики требует сочетания всех видов методов обучения: репродуктивных, проблемно-поисковых, исследовательских, имитационных методов и методов практического обучения.

Репродуктивные методы (лекция, объяснение, беседа, сообщение, демонстрация, упражнения для выработки динамического стереотипа), когда роль преподавателя более активна, чем студента, будут уместны при овладении учащимися новым фактическим знанием теоретических основ профессиональной деятельности. Проблемно-поисковые методы обучения (постановка проблемных вопросов при изложении материала, включение в него отдельных практических и ситуационных задач; эвристическая беседа; учебная дискуссия) необходимы для побуждения учащихся к интенсивной мыслительной, практической, творческой деятельности, к анализу опыта и накопленных знаний, к использованию умений обобщать частные выводы и решения в процессе овладения практической деятельностью. Исследовательские методы (специальные исследовательские задания, сформулированные неразрешенные вопросы (проблемы) по учебной теме; задания сбора теоретического материала или эмпирического исследования) актуальны при формировании умений и способностей самостоятельно осуществлять учебное исследование и презентовать его результаты. Имитационные методы (анализ конкретных производственных ситуаций и задач; ситуационные решения; практические задания в процессе практики; обсуждение разработанных вариантов; деловые игры; разыгрывание ролей; имитирование профессиональной деятельности с помощью тренажеров; «мозговая атака»), предполагающие обучение профессиональным умениям и навыкам и связанные с моделированием профессиональной деятельности, формируют способность специалиста высшего звена решать задачи аналитического характера, его умение рассматривать, оценивать производственную ситуацию в целом и в деталях, принимая на основе этого анализа правильное решение. Методы практического обучения являются неотъемлемой частью подготовки и обеспечивают выполнение учащимися таких заданий, в процессе выполнения которых, они овладевают практическими

Е.М. Третьякова педагогические

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ... науки

способами деятельности.

Для обеспечения активной познавательной деятельности учащихся, помимо методов обучения, важен отбор различных организационных форм обучения, призванных упорядочить учебный процесс. Под формой обучения понимаются виды учебных занятий, отличающихся друг от друга дидактическими целями, составом учащихся, местом проведения, продолжительностью, содержанием деятельности преподавателя и студентов и результатами обучения [8, с. 200]. Реализация содержания обучения в ходе педагогической практики не может осуществляться только в одной организационной форме. Обучающе-образовательная, воспитательная, психологическая и стимулирующая задачи практики могут быть достигнуты посредством сочетания коллективных (лекции, семинары, практические занятия, коллоквиумы), групповых (беседа, консультации, тренинги); парных (диалог, разъяснение) и индивидуальных (индивидуальные консультации, беседы) форм обучения.

Таким образом, совокупность организационных форм обучения при подготовке к прохождению и проведению практики, когда ключевым становится развитие теоретического мышления, формирование развивающейся личности, развитие способности профессиональной саморегуляции и профессионального становления, достаточно специфична и существенно отличается от классно-урочной системы обучения с доминирующей ролью преподавателя. При этом каждая из форм обучения не уменьшает потребности в преподавателях, хотя и видоизменяет их роль в отношении учебного процесса [3, с.177].

Организация практики в ТГУ носит индивидуально-ориентированный характер, каждый студент получает задание по проведению занятий по тем дисциплинам, на основании изучения которых он будет выполнять магистерскую диссертацию.

Задание выполняется студентами индивидуально, формируется умение работать самостоятельно, что положительно сказывается на теоретической подготовке студентов, на развитии их творческих способностей, профессиональном становлении [9-13]. Выполнение заданий самостоятельного творческого характера требует кропотливой работы с литературой, анализа, наблюдений, сообщений.

На практику студенты, обучающиеся по магистерской программе «Техническая эксплуатация и реконструкция зданий и сооружений и городской застройки» направления «Строительство» в ТГУ получают следующие индивидуальные задания:

- изучить нормативную, методическую и справочную литературу по педагогике и строительству;

- посетить не менее двух плановых занятий своего научного руководителя по ведомой им учебной дисциплине с целью ознакомления с технологией обучения в вузе;

- провести не менее двух лекций и не менее трёх практических занятий и занятий по курсовому проектированию по дисциплинам, связанным с тематикой научной работы;

- составить план проведения каждого занятия;

- подобрать дидактический материал;

- составить тесты или список контрольных вопросов по каждой теме и провести устный или письменный опрос студентов на занятии.

Педагогическая практика состоит из четырех этапов.

На начальном этапе (1-я неделя) студент составляет индивидуальный план прохождения практики и утверждает его у руководителя. В соответствии со своим индивидуальным планом студент самостоятельно осуществляет: изучение психолого-педагогической литературы по проблемам обучения в высшей школе; знакомство с методиками подготовки и проведения лекций, практических занятий, курсового проектирования; освоение инновационных образовательных технологий; знаком-100

ство возможностями технических средств обучения. Результатом этого этапа является разработка дидактических материалов для занятий.

На втором этапе (2-я неделя) студент присутствует в качестве наблюдателя на нескольких занятиях опытного педагога (своего научного руководителя). Он самостоятельно анализирует занятия, на которых выступал в роли наблюдателя, с точки зрения организации педагогического процесса, особенностей взаимодействия педагога и студентов, формы проведения занятия.

Третьим этапом педагогической практики является самостоятельное проведение студентом занятий (3-я неделя). В соответствии с направлением своего педагогического исследования он самостоятельно проводит занятия и анализирует их результаты.

На заключительном этапе (4-я неделя) студент оформляет и защищает отчёт по практике.

На любом из этапов практиканты имеют возможность проконсультироваться у руководителя практики по вопросам подбора материалов для проведения занятий, содержания тестов, заданий для контроля, задач, по выбору методов и форм обучения.

В ходе практики студенты овладевают следующими видами деятельности, обеспечивающими преподавание строительных дисциплин: учебно-исследовательским и методическим.

Учебно-исследовательский вид деятельности состоит из следующих этапов: диагностический (изучение опыта педагогов); исследовательский (анализ психолого-педагогической, методической, литературы и литературы по строительству); аналитический (участие в анализе содержания и методики проведения занятия, рассмотрение занятия по типу и по структуре, рассмотрение видов самостоятельных работ, определение методов и форм контроля, изучение научной организации труда преподавателя); проектировочный (составление индивидуального плана работы студента на период практики, анализ темы по плану, оформление отчётной документации, подготовка к итоговой конференции).

Методический вид деятельности включает следующие этапы: адаптивный (ознакомление с системой учебной работы кафедры, с учебной и внеурочной работой по предмету); проектировочный (составление конспекта занятия, отбор наиболее эффективных форм и методов обучения, составление проблемных вопросов, составление дифференцированных заданий по теме, разработка тестовых заданий); организационный (обобщение опыта работы преподавателя; проведение занятий, решение дидактико-методических задач), рефлексивно-оценочный (рефлексия и коррекция результатов своей деятельности, проведение самоанализа занятия). На адаптационном этапе студенты осознают структуру и содержание учебного процесса, осознают трудности педагогической профессии. На информационно-аналитическом этапе идет подготовка к педагогической деятельности, обогащение теоретических знаний будущего преподавателя. Проектировочный этап проявляется в разработке способов и методов обучения строительным дисциплинам, в составлении конспектов занятий. Организационный этап предполагает проведение лекционных и практических занятий. Исследовательский этап предусматривает анализ психолого-педагогической и методической литературы для подготовки к занятиям, анализ содержания и методики их проведения, изучение научной организации труда преподавателя. На рефлексивно-оценочном этапе происходит осознание методов и способов педагогической подготовки, проведение диагностики достижений результатов, осмысление возможностей профессиональной подготовки, рефлексия и коррекция результатов своей деятельности [7, с.159].

По окончании практики проводится итоговая конференция, на которой студенты защищают отчёты, делятся впечатлениями о ходе практики, и получают оценки. Студенты отмечают, что они:

Е.М. Третьякова

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ...

- углубили и закрепили теоретические знания, освоили педагогические умения, навыки;

- приобрели опыт профессионально значимых качеств преподавателя;

- овладели рефлексивной культурой;

- ознакомились с современными педагогическими технологиями;

- нуждаются в педагогическом самообразовании, самосовершенствовании.

При оценке работы студента в период практики руководитель исходит из следующих критериев: общая систематичность и ответственность работы студента в ходе практики; качество подготовки и проведения занятий; своевременная подготовка документов отчётности; качество оформления отчётных документов. Итоговый контроль по педагогической практике осуществляется в форме дифференцированного зачета.

Основными принципами руководства деятельностью студентов на практике являются:

- принцип индивидуального подхода: индивидуализация практики по характеру выполняемой работы, по характеру и количеству оказываемой помощи студентам, имеющих различный уровень развития компонентов опыта профессиональной деятельности.

- принцип сочетания педагогического руководства с развитием самостоятельности и инициативы студентов: выделение в содержании практики вариативной части, поощрения самостоятельного поиска и реализации других методик, анализа дополнительной литературы, взаимопомощи и взаимного анализа студентами деятельности друг друга.

- принцип обратной связи: ознакомление студентов с результатами экспертных оценок, мнением руководителей практики, самих студентов о ходе и результатах деятельности студента.

В качестве основных принципов выстраивания содержания педагогической практики следует отметить:

- принцип осознанной перспективы, определяющий отношение студента к принятию и осознанию комплексной цели овладения опытом решения профессиональных задач как личностно значимой, устанавливает поэтапную программу действий с указанием ожидаемого результата.

- принцип опоры на опыт, который реализует идею использования имеющегося опыта будущих специалистов в качестве одного из источников обучения, а также определяет взаимосвязь познавательных процессов и логики становления личности профессионала в структуре конкретной деятельности.

- принцип индивидуального консультирования предполагает консультирование практикантов как по содержанию решаемых задач, так и по выбору оптимальных путей и методов достижения поставленных целей с учетом индивидуальных особенностей каждого обучаемого.

- принцип вариативности предполагает отбор содержания деятельности студента на практике в соответствии с потребностями и возможностями будущего магистра [14, с.67].

Являясь важным звеном, без которого невозможна связь теории и практики в процессе подготовки специалиста в вузе, педагогическая практика — один из эффективных способов формирования профессиональных компетенций учащихся, необходимость которых определена социальным заказом рынка труда и Федеральным государственным образовательным стандартом, повышает качество подготовки специалистов высшего звена и помогает достигнуть запланированных педагогических результатов.

Педагогическая практика является одним из компонентов заключительного этапа подготовки магистров как исследователей, аналитиков и научно-педагогических работников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. / И.А. Зимняя - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2004. - 40 с.

2. Локалова, Н.П. Психологическая основа компе-тентностного подхода как новой парадигмы современного школьного образования [Электронный ресурс] / Н.П. Локалова // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2010. - №9 4. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ т/2010/п4/ Lokalova.shtml (дата обращения: 30.07.2014).

3. Старченко, Е. В. Педагогическая практика как один из способов формирования профессиональных компетенций студентов вузов / Е. В. Старченко // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). - Спб. : Заневская площадь, 2014. - С. 173-182.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования по направлению подготовки 270800 строительство (квалификация (степень) «магистр») (Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. № 750).

5. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе : научное издание / Ю. К. Бабанский. - М. : Просвещение, 1985. - 208 с.

6. Жиркова, З.С. Педагогическая практика студентов - подготовка к основным видам профессиональной деятельности / З.С. Жиркова // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 6 (часть 2). - С. 360-364.

7. Толетова, М.К. Педагогические практики в системе методической подготовки студентов к обучению химии / М.К. Толетова // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 68. - С. 152-161.

8. Белозерцев, Е.П. Педагогика профессионального образования: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; Под ред. В.А. Сластёнина. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.

9. Степанова Е.С. Роль естественных наук в профессиональном становлении будущих бакалавров (на примере дисциплины «геология») // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 122-124.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Муриева М.В. Педагогическая практика как этап профессионального становления студентов - будущих учителей иностранного языка // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 122-125.

11. Иванова Т.Н. Конструирование региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности и занятости молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 25-27.

12. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 28-30.

13. Кондаурова И.К., Захарова Т.Г., Гусева М.А. Региональный опыт подготовки и профессионального становления будущих педагогов-математиков в условиях модернизации среднего и высшего математического образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 81-84.

14. Саврасова, А.Н. Формирование опыта профессиональной деятельности будущих учителей в условиях педагогической практики / А.Н. Саврасова // Известия РАО. - 2007. - № 3. - С. 63-68.

E^. Третьякова

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ .

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION DURING STUDENT TEACHING

© 2015

E.M. Tretyakova, candidate of pedagogical science, docent of «Chair Town building and economy»

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract. Student teaching promotes development of versatile qualities of the university graduate and realization of competence-based approach in training. Changing the modern educational purposes, competence-based approach sets new reference points in the contents and results of education. In educational process of higher education institution not formation of a certain knowledge, skills, but integration of knowledge and practice as bases of ability of the graduate to use the knowledge acquired during training and experience at the solution of professional tasks becomes a priority. Along with the all-professional competences and competences connected with research activity graduates of a magistracy have to be able to be on the basis of knowledge of pedagogical receptions directly involved in study of chairs on a profile of the direction of preparation. Student teaching focuses future masters on pedagogical activity and provides function of a link between the theoretical knowledge gained at assimilation of a university educational program and practical activities of introduction of this knowledge in educational process. At a choice of methods of training it is important to consider specifics of student teaching: along with mastering theoretical knowledge, skills, it is important to teach students to the practical actions necessary for high-quality and high-performance performance of professional duties and to develop abilities to independent acquisition and creative application of professional knowledge. These specifics of formation of professional competences within practice demand a combination of all types of methods of training: reproductive, problem and search, research, imitating methods and methods of practical training. In practice it is necessary to refer the principles of an individual approach, combination of the pedagogical management to development of independence and an initiative of students, the principle of feedback to the basic principles of the management of activity of students.

Keywords: competence approach, pedagogic practice, professional competence, training methods, forms of training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.