Научная статья на тему 'Возможности отслеживания результативности формирования навыка чтения предложений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью'

Возможности отслеживания результативности формирования навыка чтения предложений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Newman in Foreign policy
Область наук
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / УМЕРЕННАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / НАВЫК ЧТЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ / СЛОГОВОЙ СОСТАВ СЛОВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горностаева Анастасия Анатольевна

В статье описывается необходимость диагностирования минимальных продвижений обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Рассматриваются методы мониторинга сформированности навыка чтения предложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горностаева Анастасия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности отслеживания результативности формирования навыка чтения предложений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью»

The Newman In Foreign Policy №37 (81), июнь-июль 2017 г.

УДК 376.37

ВОЗМОЖНОСТИ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Горностаева А.А., магистрант 1 курса, ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»

В статье описывается необходимость диагностирования минимальных продвижений обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Рассматриваются методы мониторинга

сформированности навыка чтения предложений.

Ключевые слова: мониторинг, умеренная умственная отсталость, навык чтения предложений, слоговой состав слова.

В настоящий момент в образовательный процесс включаются все дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, не зависимо от степени выраженности нарушений. Целесообразность обучения лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями в развитом демократическом обществе не является предметом обсуждения, так как гарантируется государством. В России право на образование данной категории обучающихся закреплено Конституцией 101 Российской Федерации и Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» [Федеральный ..., 2014, с.1]

Разрабатываются новые организационные формы работы, выявляются потенциальные способности детей данной категории к учебной деятельности, исследуются возможности их интеграции в обществе.

Дети с умственной отсталостью способны овладеть навыками общения, а также рядом академических навыков: чтением, письмом, счётом, но при создании специальных образовательных условий. Второй вариант адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает в качестве возможного предметного результата в рамках учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» овладение навыком чтения на доступном уровне [Примерная ... , 2015, с . 353]. В современном мире информация передается из поколения в поколение в виде текстов. Поэтому развитие умения понимать текст является важным условием для социализации и адаптации ребенка с интеллектуальной недостаточностью в обществе. При обучении чтению основной задачей является не знакомство учащихся с художественной литературой, а обучение школьников правильному и осмысленному чтению доступного их понимания текста.

Чтение - сложный процесс, который состоит из множества операций. Навык чтения предложений

появляется не сразу. Ему предшествует овладение звуко-буквенными обозначениями. Читающий должен воспринять графические знаки, перекодировать их в звуки, произнести прочитанное вслух или «про себя», осмыслить информацию, заложенную в каждом слове, предложении, абзаце [Аксёнова, 1999, с.149]. Чтение предложения доступно уже на этапе послогового чтения.

Обучение чтению детей с умственной отсталостью должно проводится с использованием специфических методов и приемов. Аксёнова А.В. подчёркивает, что при становлении навыка чтения предложений у обучающихся с умственной отсталостью необходимо дать образец правильного чтения, обращает внимание на развитие контроля и самоконтроля за правильностью чтения. Для в процессе работы над связным текстом учителю рекомендуется показать учащимся образец правильного чтения своим примером, а затем неоднократно читать материал вместе с детьми. Тренироваться в чтении нужно большую часть урока. Чтобы избежать быстрого утомления учащихся при монотонной работе, особенно в младших классах, когда к одному и тому же тексту приходится возвращаться много раз, учителю на этапе планирования повторения, рекомендуется

модифицировать, изменять суть задания в предлагаемых ситуациях.

Например, учащимся предлагают читать по цепочке предложения текста, предлагают прочитывать поочередно, читать абзацами, когда учитель называет ученика, который будет читать, читать по эстафете, самим детям дать возможность выбрать одноклассника, который продолжит чтение. Прием выборочного чтения дает возможность вариации, ученики могут прочесть отрывок или предложение из текста ориентируясь на иллюстрацию, найти ответ на вопрос учителя, на конкретное задание и прочесть его. Рекомендуется проводить повторное чтение при делении текста на части и дать возможность детям озаглавить части текста, при чтении по ролям примерить на себя роль того героя, за которого будет читать ребенок, при подготовке к выразительному чтению обязательно познакомить ребенка с данным текстом.

Интерес у учащихся при повторном чтении возрастает, если присутствуют разные варианты заданий, учитель придумывает интересные задания к новому виду деятельности детей, участвует в них. Когда педагог подключает на уроке свои актерские способности, может быть эмоциональным, выразительным, умеет быть заинтересованным участником всего происходящего на уроке, то тогда он еще в большей степени обучает, воспитывает и мотивирует детей.

Важным моментом для формирования навыка правильного чтения является наблюдение учащихся за чтением своих одноклассников. Если ученики читают на протяжении всего урока, читают вслух по вызову учителя, либо про себя, либо следя за чтением одного из учеников класса, учитель может говорить, что класс на уроке проявляет активность.

The Newman In Foreign Policy №37 (81), июнь-июль 2017 г.

А.К. Аксёнова с целью организации таких наблюдений использует приемы предварительно спланированного чтения или привлекает к контролю за чтением других детей из класса с последующим сообщением количества и характера допущенных ими ошибок, использует медленное чтение учителя, комбинированное чтение, когда в тексте выделяются предложения для чтения их хором, предлагает читать сопряженно.

Рекомендует, чтобы каждый ребенок прочитал только одно-два предложения, так как дети могут забыть допущенные ошибки или начинают придумывать их, добиваясь поощрения учителя в свой адрес. [Аксёнова., 1999, с. 159] Становление чтения предложений целесообразно оценивать, когда ребенок находится на этапе послогового чтения или становления синтетических приёмов.

Исследования и опыт практической работы различных авторов, показывают, что обучающиеся с умеренной умственной отсталостью по характеру и степени речевой, сенсорной и интеллектуальной недостаточности неоднородны [Мамаева, 2008, с. 14; Шипицына, 2004, с. 35], поэтому они в разной степени овладевают навыком чтения. Учителю необходимо ориентироваться на зону «ближайшего развития» ребенка. Учитывая специфические психолого-педагогические особенности детей с выраженными интеллектуальными нарушениями, необходимо оценивать их маленькие продвижения вперед. Это очень важно как при оценке учебных достижений 102 типично развивающихся детей, так и при оценке продвижения вперёд детей с особенностями развития. Педагогам очень сложно точно оценить продвижение ребенка, опираясь только на результаты, полученные за выполненные контрольные и самостоятельные работы, тесты.

Возникает необходимость диагностировать навык чтения с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка, не просто оценить его знания и умения, а простроить дальнейшую специальную программу развития, выявить эффективность обучения. В адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), варианте 2, отмечена необходимость проведения текущей (полугодовой), промежуточной (годовой) и итоговой (за весь период обучения) оценки. Данный подход нацелен на выявление эффективности обучения, но не является достаточно чувствительным, чтобы определить прогресс в течение коротких периодов времени и обнаружить небольшие продвижения в развитии навыков; что позволит педагогам оперативно реагировать и гибко корректировать программы для улучшения результатов обучения [Мамаева, 2015, с. 150].

Учитывая специфические психолого-педагогические особенности детей с выраженными интеллектуальными нарушениями, необходимо оценить их маленькие продвижения вперед, поэтому очень важно продумать поэтапное усложнение заданий для такого оценивания [Мамаева, Орлова, Шушарина,

2016, С. 216]. Общепринятым для обследования навыка чтения предложений является метод чтения вслух, но среди обучающихся с умственной отсталостью значительную часть составляют дети с отсутствием общеупотребительной речи [Мамаева, Чеберяк, 2016, с. 40]. Поэтому целесообразнее использовать метод показа, представленный в одной из технологий «формирующего оценивания» - технологии GOMS (генеральный формат оценки), разработанной сотрудниками Университета Миннесоты. В этом случае возникает вопрос, как должны выглядеть задания. Мы предлагаем следующие варианты заданий для оценивания навыка чтения предложений:

1. прочитать начало предложения и завершить его показом правильного слова из трех предложенных;

2. прочитать предложение и показать соответствующую сюжетную картинку из трех предложенных.

Для того, чтобы подобрать валидный метод оценивания, требуется сопоставить результаты всех заданий с результатами чтения предложений вслух. Мы предполагаем, что в результате планируемого нами исследования мы получим точные данные о содержании оценивания навыка чтения предложений.

Источники и литература:

1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе // Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 320 с.

2. Мамаева А.В., Орлова Е.А., Шушарина Л.Ф. Содержание и способы оценивания навыка чтения у обучающихся с умеренной умственной отсталостью // Наука, образование и инновации: сборник статей Международной научно - практической конференции (15 октября 2016 г., г. Екатеринбург). В 3 ч. Ч.1, Екатеринбург: Аэтерна, 2016. С. 216 - 219.

5. Мамаева А.В. Формирование первоначальных коммуникативных умений у детей 7-9-летнего возраста с церебральным параличом в процессе логопедического воздействия : автореферат дисс. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2008. 22 с.

6. Мамаева А.В., Чеберяк Ю.Г. Различия в средствах коммуникации у обучающихся младших классов с отсутствием общеупотребительной речи при умеренной и тяжелой ум-ственной отсталости // Специальное образование / Уральский гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2016. № 4 (44). С. 39-49

7. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22 декабря 2015 г. № 4/15 : http://fgosreestr.ru

8. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.