УДК 373
Борисейко Валерия Анатольевна
аспирант кафедры педагогики Педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета
ВОЗМОЖНОСТИ ОТКРЫТОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация:
В статье раскрывается понятие цифровой образовательной среды как открытой совокупности информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Рассматриваются цели ее создания с учетом интересов обучаемых, учителей, родителей. Через применение на практике исследуются возможности подобных платформ (Uchi.ru, «ЯКласс», МЭШ) в рамках обучения в соответствии с современными образовательными стандартами. Даются рекомендации по организации работы с цифровыми ресурсами в целях повышения образовательных результатов, уровня мотивации, создания условий для формирования индивидуальной образовательной траектории обучаемых, а также для усовершенствования преподавательской деятельности и др. С помощью примеров из практики показана доступность использования цифровых платформ. Анализируются открытость цифровой образовательной среды и роль социальных механизмов в становлении метапредметных умений и навыков обучающихся.
Ключевые слова:
цифровая образовательная среда, образовательная платформа, открытая образовательная среда, образовательный процесс, педагог, обучение.
Boriseiko Valeria Anatolyevna
PhD student, Department in Education Science, Pedagogical Institute of Belgorod State National Research University
POTENTIAL OF OPEN DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN CONDITIONS OF TEACHING PROCESS ORGANIZATION AT COMPREHENSIVE SCHOOLS
Summary:
The study reveals the concept of digital educational environment as an open set of information systems designed to ensure the performance of various tasks of an educational process. The purpose of its creation is considered with regard to the interests of students, teachers and parents. The potential of similar digital educational platforms ("Uchi.ru", "YaKlass", "MESH" (Moscow Electronic School)) is studied through their practical application for training purposes in accordance with modern educational standards. The study provides recommendations on organization of work with digital resources, in order to improve educational results and the level of motivation, to create conditions for building students' individual educational trajectories, as well as to improve teaching performance, etc. The availability of digital educational platforms is shown through specific cases. The study considers the openness of digital educational environment and the role of social mechanisms in developing students' meta-subject skills.
Keywords:
digital educational environment, educational platform, open educational environment, educational process, teacher, teaching process.
Цифровая образовательная среда (далее - ЦОС) представляет собой открытый набор информационных систем, которые применяются для решения различных задач в образовательном процессе. Слово «открытый» означает способность и право использовать информационные системы как часть ЦОС. Существует ряд федеральных проектов в области образования, один из них - цифровая образовательная среда. Целью проекта является создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, которая обеспечивает высокое качество и доступность образования всех типов и на всех уровнях [1].
Цели формирования и использования ЦОС отражают интересы учителя, обучаемого, а также родителей и предусматривают следующее.
Для ученика:
- расширение возможностей построения образовательной траектории;
- доступ к новейшим образовательным ресурсам;
- растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.
Для родителя:
- расширение образовательных возможностей для ребенка;
- снижение затрат, вызванное усилением конкуренции на рынке образовательных услуг;
- увеличение прозрачности образовательного процесса;
- облегчение общения со всеми участниками образовательного процесса;
- сокращение бюрократической нагрузки за счет автоматизации;
- повышение удобства мониторинга образовательного процесса;
- формирование новых условий мотивации учащихся при создании и выполнении заданий, организация условий для выработки индивидуальной образовательной траектории учащегося.
Для учителя:
- снижение бюрократической нагрузки за счет автоматизации;
- повышение удобства мониторинга образовательного процесса;
- формирование новых условий мотивации учащихся при создании и выполнении заданий, организация условий для выработки индивидуальной образовательной траектории учащегося.
При этом цифровая образовательная среда, будучи открытой, формирует умения конкурировать в цифровом пространстве, кооперировать (сотрудничать), взаимообучать, давать объективную оценку и вносить коррективы с учетом возможностей учащихся [2].
Цифровые образовательные платформы предоставляют возможности для обучения в соответствии с современными образовательными стандартами. На сегодняшний день самыми популярными и эффективными для организации учебного процесса можно назвать три подобные платформы.
Uchi.ru - российская онлайн-платформа, где школьники могут изучать предметы в интерактивной форме. Предоставляется возможность для раскрытия потенциала каждого ребенка. Формируется индивидуальный план обучения на основе данных анализа действий каждого ученика, ставятся личные задачи. Таким образом, выстраивается индивидуальная образовательная траектория. На платформе занимается более 3 млн активных обучаемых. Система рассчитана на 1-11-й классы. Дисциплины разделены на блоки: математика, география, алгебра, биология, русский язык, обще-ствознание, английский язык, физика, окружающий мир, история, программирование, химия.
Платформа Uchi.ru учитывает скорость и точность при выполнении заданий, подсчитывает количество ошибок. На этой основе система подбирает задания и уровень сложности. Таким образом, ключевые преимущества Uchi.ru состоят в следующем:
- улучшаются результаты обучения;
- легче и без пробелов усваивается материал по теме;
- возрастает интерес к образовательному процессу;
- ведется статистика в реальном времени.
Кроме того, работа на данной платформе доступна для детей с особыми образовательными потребностями.
«яКласс» - образовательный онлайн-ресурс. Технология сайта позволяет проводить электронные тестирования и генерировать уникальные для каждого ученика задания. У школы появляется еще один оперативный инструмент управления качеством обучения. Преимущества работы на данной образовательной платформе для учащихся состоят в том, что она помогает не списывать, а реально понимать учебный материал, чувствовать уверенность в своих силах, повторять необходимую тему перед контрольной или проверочной работой, получать оценки даже в период отсутствия в школе по уважительной причине.
Образовательная платформа «ЯКласс» предоставляет родителям возможность участвовать в учебном процессе и видеть результаты работы ребенка, полученные от независимого эксперта. Кроме того, имеется ресурс, позволяющий взрослому помочь заполнить пробелы в знаниях без репетитора, повысить личную информационно-коммуникационную компетентность и посодействовать в этом ребенку.
«Московская электронная школа» (далее - МЭШ) - представляет собой сочетание традиционного образования и цифровых технологий, обеспечивающее возможность учить и учиться по-новому. Данная система образования будущего, с использованием всех преимуществ современных информационных технологий, доступна для каждого. Платформа получила высокую оценку детей, родителей и учителей московских школ и постепенно распространяется во многих регионах страны. Сервисы МЭШ - это многофункциональная интерактивная панель с сенсорным экраном, которая служит рабочей доской для записей, экраном для демонстрации видео- и фотоматериалов, цифровых материалов урока, браузером, электронным учебником и площадкой для проведения разнообразных тестов.
Интерактивная база для подготовки учителем занятия включает в себя готовые сценарии уроков, библиотеку учебных материалов, что облегчает работу педагога в целом. МЭШ предусматривает открытый онлайн-доступ для родителей, преподавателей и школьников в любое время и с любого цифрового устройства. Доступность ресурсов позволяет преобразовывать школьные классы в медиа-центры, научные площадки со стабильным интернетом, современными устройствами и единым хранилищем информации.
Цифровые платформы предоставляют широкие возможности для мониторинга образовательного уровня каждого ученика. Например, используя систему Uchi.ru на уроке русского языка можно выбирать тему или задание, ученик работает на интерактивной доске, после выполнения
задания он получает комментарий и «фрукт» (оценку), которые подтверждают результативность усвоения пройденной темы. Рейтинг успешности каждого ребенка родитель может отслеживать в личном кабинете, а учащийся после выполнения каждого задания по предмету - отследить свой рейтинг среди одноклассников, что позволяет ему оценить качество своей работы.
При этом цифровые образовательные платформы способствуют современному структурированию урока. Например, программа по созданию приложения Lerning.aps может использоваться на каждом занятии. Емкий сценарий пишется быстро и экономит время. С помощью данной образовательной системы формируется новое видение составления технологической карты.
Цифровая образовательная среда, являясь открытой, должна учитывать социальные механизмы - конкуренцию, кооперацию, взаимообучение и взаимооценивание. Во время работы на онлайн-платформе обучаемый выходит за рамки класса, образовательного учреждения. Ресурс дает возможность не только сравнить свои результаты с потенциалом одноклассников, но и осуществить самооценку, что порождает желание расширять собственные знания, конкурировать, быть лучшим. Возникает необходимость взаимодействовать с новыми социальными институтами, выстраивать коммуникативные связи. Таким образом, формируются метапредметные умения и навыки. При этом нужно учитывать возрастные особенности школьников на разных ступенях образования в целях сохранения психического здоровья учащихся [3].
Цифровая образовательная среда, безусловно, выступает требованием времени, будущим образования. В связи с этим перед современными педагогами стоит задача научиться грамотному использованию возможностей образовательных платформ, тем самым совершенствуя не только практическую деятельность, но и профессиональную компетентность. Кроме того, необходимо раскрыть для родителей преимущества и возможности ЦОС как инструмента, позволяющего не только повысить образовательный уровень ребенка, но и научить его взаимодействию, мобильности в быстроразвивающемся мире.
Ссылки:
1. Пономарева М.Н. Цифровая образовательная среда профессиональной образовательной организации: направления развития // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. № 1 (21). С. 59-65.
2. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. 365 с.
3. Алексеев Н.А. Педагогические основы проектирования личностно ориентированного обучения : дис. ... д-ра пед. наук. Тюмень, 1997. 310 с. ; Данилов Д.А. Формирование и развитие личности ученика в системе воспитания [Электронный ресурс] // Успехи современного естествознания. 2013. № 6. С. 140-142. URL: http://www.rae.ru/use/pdf/2013/2013_06.pdf (дата обращения: 20.02.2020) ; Тихонова В.В. Особенности воспитания младших школьников в семье // Наука и образование в жизни современного общества : сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. В 18 ч. Ч. 16. Тамбов, 2013. С. 129-132.
Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Герасимова Валентина Евгеньевна