Научная статья на тему 'Икт-инструменты для реализации смешанного обучения в условиях предметной цифровой среды'

Икт-инструменты для реализации смешанного обучения в условиях предметной цифровой среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2198
383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРЕДМЕТНАЯ ЦИФРОВАЯ СРЕДА / ИКТ-ИНСТРУМЕНТЫ / СЕРВИСЫ ВЕБ 2.0 / BLENDED LEARNING / SUBJECT DIGITAL ENVIRONMENT / ICT TOOLS / WEB 2.0 SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподерова Климентина Руслановна, Кадиленко Наталья Сергеевна

В статье обосновываются дидактические возможности различных ИКТ-инструментов для реализации смешанного обучения в условиях предметной цифровой среды. Приведены примеры использования конструкторов интерактивных упражнений и уроков, сервисов для создания интерактивных рабочих листов, сервисов для организации совместной деятельности и коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподерова Климентина Руслановна, Кадиленко Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ICT TOOLS FOR THE IMPLEMENTATION OF BLENDED LEARNING IN A DIGITAL SUBJECT ENVIRONMENT

The article substantiates the didactic capabilities of various ICT tools for implementing blended learning in the context of a subject digital environment. Examples of using designers of interactive exercises and lessons, services for creating interactive worksheets, services for organizing mutual work and communication are given.

Текст научной работы на тему «Икт-инструменты для реализации смешанного обучения в условиях предметной цифровой среды»

Однако значительная часть студентов проявляет ситуативную потребность во взаимодействии с другими, если это требуется. Потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью и зависим от других. Трудности в установлении контактов с другими испытывает незначительное количество опрошенных, что вполне исправимо при определенной психолого-педагогической поддержке.

Поэтому требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию изучаемых качеств, чтобы активизировать потребность в коммуникативной и организаторской деятельности, взаимодействии с другими, желание общаться с окружающими людьми. Студентам необходима педагогическая поддержка в виде комплекса воспитательных мероприятий (научных, культурных, спортивных и т.д.), предоставляющих возможность активного участия и обогащения опыта межличностного взаимодействия и принятия других.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.01 Лесное дело. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/350301_B_3_18082017.pdf

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. Учебник. - М.: Издат. Центр «Академия», 2013. - 416 с.

3. Ковчина Н.В., Игнатова В.В. Социальная психология. Социальное взаимодействие в профессиональной сфере: сб. заданий, упражнений, ситуаций. - Красноярск: СибГТУ, 2015. - 81 с.

4. Красноперова Н.А., Игнатова В.В. Психология общения: межличностные отношения и взаимодействие. Учебное пособие. - Красноярск: СибГУ, 2018. - 92 с. Режим доступа: http://library3knew/pdf/izdv/izdv_sibgtu/Krasnopyorova_Psikhologiya_2019.pdf

5. Социальные компетенции: понятие, определение, формирование социальных навыков и правила взаимодействия. Режим доступа: http://fb.ru/article/411193/sotsialnyie-kompetentsii-ponyatie-opredelenie-formirovanie-sotsialnyih-navyikov-i-pravila-vzaimodeystviya

Педагогика

УДК:37.02

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); магистрантка Кадиленко Наталья Сергеевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

ИКТ-ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ

ПРЕДМЕТНОЙ цифровой среды

Аннотация. В статье обосновываются дидактические возможности различных ИКТ-инструментов для реализации смешанного обучения в условиях предметной цифровой среды. Приведены примеры использования конструкторов интерактивных упражнений и уроков, сервисов для создания интерактивных рабочих листов, сервисов для организации совместной деятельности и коммуникации.

Ключевые слова: смешанное обучение, предметная цифровая среда, ИКТ-инструменты, сервисы Веб 2.0.

Annotation. The article substantiates the didactic capabilities of various ICT tools for implementing blended learning in the context of a subject digital environment. Examples of using designers of interactive exercises and lessons, services for creating interactive worksheets, services for organizing mutual work and communication are given.

Keywords: blended learning, subject digital environment, ICT tools, Web 2.0 services.

Введение. В мае 2018 Президент РФ В.В. Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [15]. Разработка национального проекта «Образование» - одна из задач, поставленных Президентом. Среди целей проекта -создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

В цифровой среде школы педагоги формируют свои предметные цифровые среды, подбирая необходимые цифровые инструменты для размещения учебного контента, взаимодействия с обучающимися, проведения формирующего и итогового оценивания. Одной из целей создания предметной цифровой среды может стать организация смешанного обучения.

Смешанное обучение (blended learning) - это образовательная технология, совмещающая обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением, предполагающая элементы самостоятельного контроля обучающимся пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн [1]. Среди различных моделей смешанного обучения выделяют «перевернутое обучение» [8, 9, 10, 12], смена рабочих зон» [4, 5], «автономная группа» [13], «индивидуальная траектория».

Авторы публикаций по смешанному обучению подчеркивают, что при организации такого обучения перед педагогом встают две основные проблемы: «Как обеспечить обучающихся качественными электронными ресурсами?», «Как организовать учебную деятельность в классе?».

Сегодня в сети Интернет можно найти достаточно большое количество сервисов для создания целых интерактивных уроков, отдельных интерактивных заданий. Учитель может использовать электронные формы учебников, различные цифровые образовательные ресурсы. Задача грамотного использования этих ресурсов, отбора и структурирования материала для предоставления обучающимся в рамках моделей смешанного обучения, разработка методических подходов для внедрения смешанного обучения в учебный процесс является актуальной для педагогического сообщества.

В статье рассматриваются возможности использования некоторых ИКТ-инструментов для реализации смешанного обучения в условиях предметной цифровой среды.

Изложение основного материала статьи. Преимущества и особенности использования различных моделей смешанного обучения подробно рассматриваются в книге [1].

Неотъемлемая и очень важная составляющая смешанного обучения - использование цифровых образовательных ресурсов. Т.В. Долгова в [2] подчеркивает, что цифровые ресурсы приобретают совершенно новые дидактические свойства:

- разнообразие форм представления учебной информации и мультимедийность;

- избыточность, разноуровневость и, как следствие, вариативность;

- интерактивность;

- гибкость и адаптивность.

Одновременно в цифровых образовательных ресурсах могут быть сохранены такие традиционные свойства как научность, наглядность, структурированность и системное изложение учебного материала.

При реализации смешанного обучения возможно использование разнообразных типов цифровых образовательных ресурсов и онлайн-сервисов:

- систем управления обучением (LMS, например, Moodle, Edmodo и др.);

- цифровых коллекций учебных объектов (например, «Единая коллекция ЦОР» http://school-collection.edu.ru/);

- электронных форм учебников;

- виртуальных сред обучения (например, «ЯКласс» https://www.yaklass.ru);

- учебных материалов Российской электронной школы https://resh.edu.ru/ и Московской электронной школы http://www.1-mok.ru/mesh/;

- инструментов для создания и публикации контента и учебных объектов: конструкторов интерактивных заданий и тестов, интерактивных рабочих листов;

- инструментов для коммуникации и обратной связи: электронной почты, социальных сетей, сайта учителя, блога, школьных информационных систем типа Дневник.ру;

- инструментов для сотрудничества: сервисов совместного редактирования документов; сервисов управления проектами; облачных хранилищ; on-line досок; сервисов для совместного творчества; совместного хранения закладок, фото, видео и др.;

- инструментов планирования учебной деятельности (электронных журналов, органайзеров).

Возможности использования электронных форм учебников при смешанном обучении обсуждаются в

[11]. Статьи [6, 7] посвящены использованию сетевых социальных сервисов при смешанном обучении.

Сегодня Интернет предлагает огромное количество различных сервисов, с помощью которых можно создавать практически любой контент: собственные сайты и блоги, фотоальбомы и видеоролики, интерактивные задания, дидактические игры, организовывать совместную работу, проводить тесты, опросы, осуществлять обратную связь.

Сегодня многие учителя используют Learningapps.org (https://learningapps.org) - конструктор интерактивных упражнений, в котором они могут сами создавать задания для своих учеников. С помощью сервиса можно создавать викторины, кроссворды, задания на поиск соответствия, классификацию, установление хронологического порядка, подстановку пропущенных слов, нахождение ключевых слов на поле, заполненном буквами и т.д.

Некоторые авторские примеры интерактивных заданий: кроссворд по теме «Интернет» (https://learningapps.org/display?v=pq9kyvwdt17), задание на установление соответствия «Поколения ЭВМ» (https://leamingapps.org/display?v=p7jbjzt4t170), задание на сортировку «Интернет-сервисов» (https://learningapps.org/display?v=p6n4430j517).

Эффективными инструментами для организации смешанного обучения являются интерактивные рабочие листы (ИРЛ). Интерактивный рабочий лист - электронный ресурс, созданный учителем для самостоятельной работы ученика на уроке или в качестве домашнего задания. Создавать интерактивные рабочие листы можно с использованием документов совместного редактирования или сервисов, специально предназначенных для создания ИРЛ.

Отличные возможности по созданию интерактивных рабочих листов имеются у Google-форм. В них можно встраивать изображения и видеоролики, к которым добавлять вопросы и задания. Для создания интерактивных рабочих листов имеется очень полезный сервис https://app.wizer.me. Примеры авторских ИРЛ по информатике представлены в статье [9], по технологии - в статье [10]. Небольшой каталог интерактивных рабочих листов, созданных нижегородскими педагогами, размещен по адресу: https://clck.ru/HRwVQ.

При смешанном обучении очень важным является организация сетевой коммуникации. Для такой коммуникации могут использоваться сайты, блоги, электронная почта, форумы, мессенджеры, социальные сети и пр. Каждый из способов связи имеет свои преимущества и недостатки, поэтому в арсенале учителя должен быть выбор средств коммуникации, обеспечивающих синхронное/асинхронное приватное/публичное общение (в зависимости от решаемой задачи). Например, могут применяться скайп, электронная почта, форумы, мессенджеры.

Говоря о сетевой коммуникации, следует иметь в виду не только сетевое общение, но и совместную продуктивную деятельность (создание коллективных информационных продуктов, совместную работу в документах, организацию совместных информационных хранилищ и т.п.).

В таблице приведены социальные сервисы Веб 2.0, которые могут быть полезными при организации совместной деятельности в рамках смешанного обучения.

Социальный сервис Примеры сервисов Использование для совместной деятельности

Создание совместных гипертекстовых материалов http://letopisi.ru https://sites.google.com/ • планирование деятельности • сбор информации • совместное написание статей, эссе и др. творческих работ • публикация и обсуждение работ • обсуждение, аннотирование, рецензирование статей

Совместная работа над документами (текст, электронные таблицы, календарь, рисунки и др.) http http http >://docs.google.com/document >://docs.google.com/spreadsheets >://onedrive.live.com • сбор информации • совместное написание рецензий, аннотаций, статей • ведение календарей • «мозговые штурмы» • интерактивные рабочие листы

Размещение фотографий http http http http http //www.panoramio.com //foto.mail.ru/ //www.flickr.com/ >://fotki.yandex.ru //foto.rambler.ru • хранилище учебных материалов, архивов фотографий, творческих работ • решение классификационных задач (добавление к фотографии описания и ключевых слов, организация поиска) • фото- отчеты

Карты знаний, ленты времени, схемы, инфографика, облака слов и другие средства визуализации http http http http http http http >://bubbl.us/ //www.mindmeister.com/ //www.mind42.com/ //www.timerime.com //www.classtools.net //www.wordle.net/ >://piktochart.com • проведение «мозговых штурмов» • планирование деятельности • совместные презентации • анализ проблем • рефлексия в учебной деятельности • визуализация • задания на развитие критического мышления

Видеосервисы http http http http //www.youtube.com //rutube.ru/ //video.mail.ru/ //vision.rambler.ru • запись, редактирование и публикация «видео экскурсий» • видеоролики с результатами исследований

Блоги http http http http //www.blogger.com //rusedu.net //www.wordpress.com >://mailblog.mail.ru/ • размещение контента • рефлексия • обсуждение идей

on-line презентации http http http http //prezi.com/ //docs.google.com //www.calameo.com >://slides.com/ • совместное обсуждение идей • презентация результатов учебной деятельности

Интерактивные on-line доски http http http //wikiwall.ru/ //www.twiddla.com //www.scribblar.com • проведение «мозговых штурмов» • создание совместных творческих работ • интерактивные газеты • совместная рефлексия

on-line календари, доски задач и т.п. http http http >://www.google.com/calendar >://trello.com ://www.kanbanchi.com/ мониторинг результативности деятельности (например, в ходе учебного исследования или проектной деятельности)и др.

Совместное хранение закладок http http http //www.bobrdobr.ru //delicious.com //memori.ru/ совместный подбор коллекции закладок-ссылок на Интернет-ресурсы для учебной деятельности

Социальные сети https://plus.google.com http://vk.com/ http://ok.ru/ https://moikrug.ru/ объединение в группы для совместной учебной деятельности

Описание сервисов, приведенных в таблице, инструкции по работе с ними можно найти в учебно-методическом пособии «Проектирование учебных заданий на основе использования Интернет-сервисов» [3]. Также там можно найти большое количество примеров использования этих сервисов для формирования познавательных, регулятивных универсальных учебных действий, а также коммуникативных УУД, на формирование которые, в первую очередь, направлены сервисы из таблицы.

В качестве примера рассмотрим использование для смешанного обучения предметной цифровой среды по математике, формируемой Кадиленко Н.С., учителем лицея-интернат «Центр одаренных детей» г. Н. Новгорода, магистрантки Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина. Для организации зонального обучения математике в десятых классах автор создала персональный сайт, где размещен необходимый учебный контент, маршрутные листы прохождения зон, различные инструкции и памятки. Также учебный контент размещен в системе дистанционного обучения лицея Moodle. Для организации компьютерной зоны автор использует интерактивную образовательную on-line платформу «Учи.ру» (https://uchi.ru).

Выводы. В настоящей статье рассмотрены дидактические возможности некоторых ИКТ-инструментов для организации смешанного обучения. Отличными возможностями для реализации различных моделей смешанного обучения обладают конструкторы интерактивных упражнений и уроков, сервисы для создания

дидактических игр, тестов, опросов, сервисы для организации совместной деятельности и коммуникации, получения обратной связи.

В смешанной учебной среде обучение онлайн дополняет и поддерживает аудиторную учебную работу. Авторы статьи [14] подчеркивают, что смешанное обучение часто позволяет обучающимся контролировать время, место, путь или темпы обучения. В некоторых смешанных моделях обучения обучающиеся проводят часть своего личного времени с учителем в большой группе, часть - лицом к лицу с учителем или преподавателем в небольшой группе и некоторое время обучения со сверстниками. Смешанное обучение часто выигрывает от реконфигурации физического пространства для обучения, чтобы облегчить учебную деятельность, предоставляя множество обучающих зон с технологией, оптимизированных для сотрудничества, неформального обучения и индивидуально ориентированного обучения.

Литература:

1. Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. М.: Буки Веди. 2016. 280 с.

2. Долгова Т.В. Смешанное обучение - инновация XXI века // Информационно-публицистический образовательный журнал «Интерактивное образование». [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/GQXen (дата обращения 20.07.2019).

3. Канянина Т.И., Клепиков В.Б., Круподерова Е.П., Пономарева Е.И., Степанова С.Ю. Проектирование учебных заданий на основе использования Интернет-сервисов: учебно-методическое пособие. Н. Новгород: НИРО. 2018.

4. Краснов С.В. Использование технологии «зональное обучение» на уроках обществознания как способ осуществления индивидуализации обучения // Цифровая педагогика в системе современного образования. Сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. Нижний Новгород. 2018. С. 50-54.

5. Криволапова И.В. Возможности смешанного обучения для организации практической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС // Вестник Тамбовского университета. 2015. Т. 20, вып. 5, с. 1217-1221.

6. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Интернет-сервисы для построения персональной цифровой среды современного учителя // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-4. C. 176-179.

7. Круподерова Е.П., Белова Т.А. ИКТ-инструменты как технологическая основа реализации инновационных образовательных моделей // Проблемы современного педагогического образования.2018. № 60-4. С. 226-229.

8. Круподерова Е.П., Глинов М.М. ИКТ-инструменты для перевернутого обучения / В сборнике: Информационные технологии в организации единого образовательного пространства. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Мининский университет. 2017. С. 119-123.

9. Круподерова Е.П., Камзолова Л.А., Пахомова И.В. Использование модели «перевернутое обучение» на уроках информатики // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-2. С. 140-144.

10. Круподерова К.Р., Бездетко К.А., Егорова Т.А. Использование образовательной модели «перевернутое обучение» на уроках технологии // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 177-181.

11. Лескина И.Н. Особенности интеграции электронной формы учебников в информационно-образовательную среду образовательной организации Нижегородской области // Нижегородское образование. Н. Новгород, 2017. № 1. С. 104-110.

12. Логинова А.В. Особенности использования и принципы функционирования педагогической модели «перевернутый класс» // Молодой ученый. 2015. №9. С. 1114-1119.

13. Нечитайлова Е.В. Технология смешанного обучения: инклюзивное образование на основе модели «Автономная группа» // Химия в школе. 2015. №2. С. 10-15.

14. Толстопятых Л.Е., Юдкина Л.И., Акинина Н.А., Дровникова Н.А. Смешанное обучение при работе с одаренными детьми как инновационная педагогическая технология // Молодой ученый. 2017. №47. С. 234-236.

15. Указ Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]: URL: http://kremlin.ru/acts/news/57425.

Педагогика

УДК:37.06

кандидат психологических наук, доцент Кряжева Елена Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Виноградская Марина Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению особенностей структуры профессионального самоопределения бакалавров, представлены результаты эмпирического исследования качественных и количественных характеристик мотивации и ценностных ориентаций в карьере как ведущих компонентов самоопределения.

Ключевые слова: деятельность, мотивация, самоопределение, структура самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.